А. Шевченко М.8., Фролов Д.В, Исследование возможности применения контроллинга в российских организациях. Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. -Ростоййн/Д., 2012. - N34 (48).- С. 115-121. 5. Шевченко М.В. Об отражении доходов железнодорожной транспортировки грузов и учебной деятельности в вузе во внутреннем региональ-
ном продукте. Труды Международной научно-практической конференции "Транспорт - 2014". Часть 1. Технические и экономические науки. Рост. гос. ун-т путей сообщении. - Ростов-на-Дону, 2014,-С. 269-271.
6. Шевченко М.В., Косенко H.ß., Экономические парадоксы железнодорожной логистики. // KANT. - 2019. - № 1 (30). - С. 353-359.
PUBLIC BORROWING AND THEIR IMPACT ON GROWTH OF PUBLIC WELL-BEING
Kuzmina Ohga Yrievna, PhD of Economics, Associate Professor of Department of Economic Theory
Konovabva Maria Eugenievna, DSc of Economics, Head of Department of Economic Theory
Kravchenko Anton Valerievlch, applicant
Samara State University of Economics, Samara
The article is devoted to the study of the role of government borrowing in the system of modern market relations, in which the search for tools to maintain or increase the social welfare of citizens is one of the urgent issues, in conditions of weak economic growth and a slow increase in the standard of living of the population, one of the most significant ways to activate economic growth is precisely the amount of funds raised by the state for solving key social problems, As part of the study, an analysis of internal and external government borrowings of the Russian economic system was carried out, using the tools of the theory of probability and mathematical statistics, the degree of influence of government debt on macroeconomic development was revealed, and ways to optimize government borrowing were proposed.
Keywords: public debt; domestic public borrowing; public welfare; macroeconomic development; public debt management.
DOI 10.24923/2222-243X.:
=38.8
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РОСТ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Статья посвящена изучению роли государственных заимствований в системе с овременных рыночных отношений, в которой поиск инструментов поддержания или роста общественного благосостояния граждан является од ним из актуальных вопросов. В условиях слабого роста экономики и медленного повышения уровня жизни населения одним из самых значимых способов активизации экономического роста становятся именно объемы привлеченных государством средств на решение ключевых общественных задач. В рамках исследования был осуществлен анализ внутренних и внешних государственных заимствований российской экономической системы, с использованием инструментов теории вероятности и математической статистики выявлена степень влияния государственного долга на макроэкономическое развитие, предложены способы оптимизации государственных заимствований.
Ключевые слова: государственный долг; внутренние государственные заимствования; общественное благосостояние; макроэкономическое развитие; управление государственным долгом.
УДК 336.1 ВАК РФ 08.00.01
£> Кузьмина О.Ю., 2021 0 Коновалова М,Е„ 2021 О Кравченко А, В„ 2021
КУЗЬМИНА Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории
СУ О
CU <
2:
СО CT
S
37
Государственные заимствования являются одним из самых древних и популярных способов получения денежных средств, используемых для удовлетворения общественных нужд, но, несмотря на это, придется признать, что дискуссии о государственном долге, эффективности его использования и влиянии на благосостояние граждан не затихают долгие годы. Для России вопросы, затрагивающие процесс формирования и покрытия государственного долга, имеют высокую значимость. Особую яркость данная проблема приобрела в связи с финансовым кризисом 2014 года, когда высокая волатиль-ность плавающего курса рубля существенно повлияла на выплаты по внешнему долгу нашей страны.
КОНОВАЛОВА Мария Евгеньевна, доктор эконо мических наук, зав. кафедрой Экономической теории
КРАВЧЕНКО Антон Валерьевич, соискатель
Самарский государственный экономический университет, Самара
В настоящее время существуют различные толкования понятия государственный долг. Это, во многом, связано с тем, что в разных странах используются различные подходы учета фискальных данных, включая задолженность. Различия в статистическом учете обусловлены несколькими факторами: особенностями национального бюджетного законодательно-нормативного регулирования; разнообразием *<Г прямых и косвенных долговых инструментов, ^С используемых национальными правительства-^ ми; применяемыми правилами бухгалтерское ^ го учета бюджетных операций; используемы-ми методами консолидации статистических данных и их оценки; включением (или невклю-^ чением) инструментов небазового долга [1 ]. Не ££ стоит забывать и о различиях в структуре пра-вительств государств, их функционале, макро-экономических и финансовых условиях разво-^Г рачивания бюджетной политики. ^ В соответствии с Бюджетным кодексом Рос-Ф сийской Федерации к государственному дол--р гу относятся ее обязательства перед физичес-Ф кими и юридическими лицами страны, ее ^С субъектами, муниципальными образования-СО ми, иностранными государствами, междуна-38 родными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего кодекса [2]. Бюджетный кодекс точно определяет виды долга - внутренний и внешний, что даёт возможность использовать эти инструменты без споров на тему, к какой категории причислить долговые обязательства. Чего не скажешь о многообразной связи государственного долга с фискальной политикой государства. К примеру, для дискретной фискальной политики характерны высокая степень инерции и прямое влияние на уровень общественного долга, а также на разрыв выпуска как в развитых экономиках, так и в странах с формирующимися рынками. Многочисленные исследования выявили, что накопление правительством избыточного долга усиливает волатильность фискальной политики, а установленные в законодательстве бюджетные правила и более высокое качество институтов ее снижают.
Введение и следование бюджетным правилам помогает правительствам в среднесрочной перспективе снизить уровень долга страны и вероятность потенциального суверенного дефолта. Во-вторых, следование фискальным правилам стимулирует правительства добиваться роста национального благосостояния. В-третьих, введение рационально настроенных фискальных правил не означает, что правительство лишается гибкости в проведении бюджетной политики, необходимой для своевременной реакции на макроэкономические шоки. Наконец, соблюдение фискальных правил заставляет правительство более рационально подходить к формированию и управлению суверенным долгом, что особенно актуально, когда речь заходит о наращивании государственных заимствований с целью максимизации общественного благосостояния.
Исследование выстраивалось на базе воспроизводственного и системного подходов. Учитывалась методология теории вероятности и математической статистики, которая была положена в основу эконометрического моделирования взаимозависимости объемов государственного долга и иных макроэкономических параметров. Рисунки и табличный материал нацелены на визуализацию фактов и подтверждение полученных в статье выводов.
Информационную базу исследования составили официальные данные и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Банка России и Министерства финансов РФ.
Анализируя основные параметры государственного долга России, придется констатировать, что высокая волатильность валют развивающихся стран снижает интерес инвесторов к долговым обязательствам этих стран, несмотря на относительно высокую доходность их государственных облигаций.Также дополнительное давление создает регуляторный риск. Поэтому глобальные инвесторы предпочитают вложения на рынках развитых стран, результатом этого выбора становится рост основных мировых индексов.
Чтобы противоречия государственного долга были преодолены, требуется следить за отсутствием превышения объема государственного долга безопасного уровня, определяемого для каждой страны отдельно с опорой на факторы устойчивости долга. Лишь эффективно решая задачу обеспечения устойчивости долга при различных сценариях развития событий, возможно использовать государственный долг для достижения требуемых
целей. Иначе преимущества, полученные от использования инструмента, могут быть потеряны при возникновении сильного экономического кризиса, который может серьезно повлиять даже на развитые страны.
За последние годы Россия активно снижала свой внешний государственный долг и развивала инструменты для привлечения средств на национальном рынке (рис. 1, 2).
141 631
' Иностранная валюта
338 166
Национальная валюта
Рисунок 1 - Внешний долг Российской Федерации за период с 2018 по 2019 гг., млн долл. США[3]
Банки и прочие секторы (ПИИ) Прочие секторы (без ПИИ) Банки (без ПИИ) Центральный банк 5 органы государственного управления
147337 146630
1 ВО 941
190 660
76 176 90 637
64 487 49 764
Всего
«1 ИЮЛЯ 2019 Г «1 ИЮЛЯ 2018 г.
Рисунок 2 Структура внешнего долга Российской Федерации за период с 2018 по 2019 гг,, млн долл.
США[3]
Большая часть внешней задолженности сосредоточенна в иностранной валюте, что создаёт валютный риск. Как известно, резкое изменение позиций инвесторов может негативно повлиять и на рынок долговых обязательств, выраженных в национальной валюте и находящихся во владении международных кредиторов. Внешний долг банковского сектора превышает внешний долг органов государственного управления. Внешние заимствования в основном представлены долгосрочными обязательствами, срок погашения которых свыше двух лет, что даёт возможность прове-
дения целевой долговой политики и плавного снижения уровня долга.
Внутренний долг используется для покрытия дефицита бюджета, величина которого снизилась за последние годы. Более чем в 2 раза меньший объем обязательств приходится на облигации с переменным купонным доходом, что даёт возможность снижения процентных расходов при снижении ключевой ставки и, как следствие, снижении ставки Й1)ОША. Облигации с амортизацией долга постепенно уходят из инструментов привлечения заимствований, в то время как появляются новые инструменты, например, ОФЗ -н [4]. Растет спрос на внутренний долг со стороны инвесторов, при этом на аукционах пока не удаётся реализовывать весь объем облигаций, предложенный Министерством финансов.
Счетная палата Российской Федерации прогнозировала, что общий уровень внешнего долга, структура запаса внешнего долга, показатели внешней долговой устойчивости Российской Федерации не будут превышать критических значений. По мнению специалистов палаты, внешний долг России, выраженный в задолженности в национальной и иностранной валютах, устойчив и имеет низкий уровень риска [5],
Однако развитие такого сценария, спрогнозированного еще до начала пандемии 5АГ!5-Со\/-2, вызывает много сомнений. Дефицит государственного бюджета будет нарастать, а следова-
44ЭсРзо1 тельно'и величина государственных заимствований тоже.
В рамках проведенного исследования установлено, что государственный долг при условии его использования с целью ускорения текущих и будущих темпов роста экономики может быть безопасен только при невысоких его уровнях, В противном случае, использование долга превратится в схему Понци, когда привлеченное долговое финансирование идёт на погашение процентов по долгу, а тело самого долга остается непокрытым. Чтобы избежать такой опасной ситуации, требуется постоянно отслеживать эффективность использования государственного долга.
Эконометрически было установлено, что пороговым значением величины государственного долга, после достижения которого
СУ О
си <
со со
Ё
39
общественное благосостояние или, другими словами, темпы прироста ВВП, начинают падать, является 90%. К подобного рода результатам пришли американские исследователи К. Рейнхарт и К. Рогоф [6].
Долг России намного меньше пороговых значений, поэтому не оказывает отрицательного влияния общественное благосостояние. Это подтверждается и эконометрической моделью, построенной за период с 2001 по 2019 годы. Проанализировано влияние на темп прироста ВВП России различных макроэкономических показателей: realGDP - реальный ВВП на душу населения, долл. США; Pop - численность населения, тыс. чел.; Ngs - валовые национальные сбережения, % ВВП; School - среднее число лет обучения среди населения старше 15 лет; Openness - степень открытости экономики (экспорт + импорт к ВВП),% ВВП; Infi - уровень инфляции (ИПЦ), %; Total...dep -процент демографической нагрузки детьми и пожилыми; Debtgov - долг центрального правительства, % ВВП (табл. 1),
Таблица 1 - Показатели эконометрической модели
Regression Statistics
Multiple R 0,9291
R Square 0,8632
Adjusted R Square 0,8176
Standard Error 1,7865
Observations 17
ANOVA
df SS MS F Signif. F
Regression 4 241,7023 60,4256 18,9329 4.04664E-05
Residual 12 38,2988 3,1916
Total 16 280,0012
Coefficients Standard Error tStat P-value
Intercept 55,85533869 45,25856477 1,2341 0,240775
ngs 1,243613367 0,18499177 6,7225 0,000021
pop -0,000993506 0,00039954 -2,4866 0,028609
infl -0,43073492 0,156190879 -2,7577 0,017351
total dep 1,258618956 0,588782399 2,1377 0,053815
Источник: составлено авторами
Как видим из таблицы 1, модель и все показатели, за исключением константы, значимы. Модель значима с вероятностью 99%. Проведенный тест на коинтеграцию объясняющих переменных показал, что коинтеграция присутствует, и, следовательно, модель построена верно. Модель продемонстрировала следующее. На темп прироста ВВП оказывают существенное влияние валовые национальные сбережения, темпы инфляции и демографическая нагрузка, В то время как долг центрального правительства не оказывает влияния на ВВП, что связано с его относительно низким уровнем и использованием для финансирования дефицита бюджета.
Процесс падения ВВП в ближайшие годы повышает актуальность исследований, посвященных проблеме роста эффективности управления государственнымдолгом, в том числе & целях финансирования дефицита бюджета.
Для выбора оптимальной стратегии оптимизации государственного долга требуется разработка системы всестороннего его тести-рования, которая может быть разработана Счётной палатой РФ, учитывая прямой ее доступ к статистическим данным и возможность независимой оценки действий правительства.
Использование займов напрямую у банков для финансирования государственного долга может позитивно повлиять на ВВП и макроэкономическое развитие. Страны, которым удается благодаря усилиям центральных банков направить кредитование для финансирования эффективных производств, а не на потребление и покупку активов, с большой долей вероятности достигают превосходных экономических показателей.
Не стоит игнорировать и процесс финансирования фискальных расходов за счет займов у банков, что приведет к росту объемов кредитования, а, следовательно, повысит общую покупательскую способность в экономике. Банкам также выгодно давать в долг правительствам, так как платежеспособность банков гарантируется правительствами, улучшается состояние балансов, растет прибыльность. Особенно такой подход актуален во время кризиса, когда расчёт число невыплат по кредитам и балансы банков ухудшаются.
Сейчас, когда участники рынка не ожидают негативных тенденций в смысле роста инфляции проста ключевой ставки, у них нет потребности в защитных инструментах - с плавающим купоном или индексированным на инфляцию. Поэтому возможно наращивать предложение бумаг с фиксированным купоном. При этом нельзя позволить наращивать предложение сравнительно коротких бумаг, потому что ближайшие годы достаточно нагружены с точки зрения объемов погашения и обслуживания имеющихся долговых обязательств, как рублевых, так и валютных. Основная цель - удлинение дюрации долга на среднем участке кривой - от 5 до 10 лет.
Ещё одним шагом для снижения рисков является стимулирования спроса резидентов
с целью уменьшения волатильности курса облигаций, так как спрос нерезидентов приводит к увеличению амплитуды колебаний курсовых значений. Такой подход также минимизирует риск невозможности рефинансирования задолженности.
Стоит повысить уровень информированности населения о таком инструменте, как ИИС одновременно с усилением степени вовлеченности текущих клиентов в покупку ОФЗ с помощью ИИС. Можно ввести страхование брокерских счетов при условии инвестирования в государственные облигации, что повысит доверие к такому инструменту. Совершенствование брокерами систем покупки облигаций путём упрощенного интерфейса сайта с кратким описанием особенностей и рисков инструмента, а также линейки своих продуктов можетпривлечь дополнительных инвесторов.
Расширение использования долга центрального правительства России с целью финансирования инвестиций в комплексе мер макроэкономической политики может дать позитивное влияние долга центрального правительства на экономический рост и обеспечить требуемое макроэкономическое развитие. Также финансирование части государственного долга через займы у коммерческих банков может увеличить ВВП благодаря повышению общей покупательной способности в экономике.
Подытоживая вышесказанное, можно еще раз акцентировать внимание на полученных результатах исследования:
- если в более ранних исследованиях проблемы государственного долга, последний рассматривается как накопленный бюджетный дефицит за прошлые года, то новейшие исследования показывают, что на резкое увеличение объема накопленного долга значительное влияние оказывает материализация условных пассивов государства;
- в условиях кризисных ситуаций обостряется противоречивое воздействие государственного долга на экономику, с одной стороны, наращивание объемов государственных
заимствовании приводит к замедлению темпов экономического роста, с другой - напротив, может способствовать его ускорению, все зависитот конечного использования полученных государством средств;
- в ходе построения эконометрической модели, определяющей степень влияния величины государственного долга на общественное благосостояние, установлено, что только при наличии существенных объемов государственных заимствований они становятся важным фактором воздействия, в противном случае, значимыми выступают иные макроэкономические параметры, такие как национальные сбережения, темп инфляции, демографическая нагрузка;
- для выбора варианта оптимизации государственного долга требуется разработка системы всестороннего тестирования государственного долга. Основной целью на данный момент является удлинение дюрации долга, даже несмотря на тот факт, что это может не совпадать с интересами участников рынка, приводя к увеличению рисков инвесторов.
Литература:
1. Кузнецова 8. Fi. Управление суверенной задолженностью. - М. i ИНФРА-М, 2018. - С.44.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации"от 31.07.1998 N 145 ФЗ (ред. от 15.10.2020/правовая система Консультант плюс. - URL: htrp;//www. consnltant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 03.08.2020)
3. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации / Ван к России. - URL: https://www.cbr.ru/ Content/Document/nle/71385/bp.pdf. (дата обра щения 24.07.2020}
4. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации / Минфин России. - URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/ inte! na ¡/structure/total/ (дата обращения 03.08.2020}
5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый пе риод 2021 и 2022 годов" / Счетная палата Российской Федерации/- URL: http://audit.gov.ru (дата обращения 03.08.2020)
6. Reinhart С. М., Rogoff К. S. Growth in a time of debt//N8ER, Working Paper. -2010, - 15-39.
CU О CU
h-<
CO CT
i
41
MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A WAYTO SUPPORT SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES
Ma tyush on ok A feksa ndr A feksa n dro vlch, Postgraduate student, North-Caucasian Social Institute, Stavropol KotenevA teksandr Dmitrie vlch, DSc of Economics, Assis tant Professor, Departmen t of Socio -Econ omic andHumanities, Russian Interior Ministry Krasnodar University (branch), Stavropol
hi the article, the authors have raised an urgent topic related to the provision of state support for rural areas. Attention is focused on the deficit of most of the budgets of both the municipal and regional levels, which does not