Научная статья на тему 'Государственные учреждения в системе субъектов административного и финансового права'

Государственные учреждения в системе субъектов административного и финансового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1015
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПРАВА / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / SUBJECT OF LAW / RIGHTS / DUTIES / OF STATE ENTERPRISES / FINANCES / BUDGET SYSTEM / BUDGET EXPENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Писарева Елена Геннадьевна

В статье дается определение административной и финансовой правосубъектности учреждений. Анализируется понятие «субъект права».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government agencies in the subjects of administrative and financial law

The article defines the administrative and financial legal institutions. A concept of the “subject of law”.

Текст научной работы на тему «Государственные учреждения в системе субъектов административного и финансового права»

УДК 347.73:342:35.07

Е. Г. Писарева

Г осударственные учреждения в системе субъектов административного и финансового права

В статье дается определение административной и финансовой правосубъектности учреждений. Анализируется понятие «субъект права».

The article defines the administrative and financial legal institutions. A concept of the “subject of law”.

Ключевые слова: субъект права, права, обязанности, государственные учреждения, финансы, бюджетная система, бюджетные расходы.

Key words: subject of law, rights, duties, of state enterprises, finances, budget system, budget expenses.

Исследование категории «субъект права» представляет особый интерес как для ученых общей теории права и государства, так и представителей отраслевых юридических наук.

Субъект права, - как отмечал Н.М. Коркунов, - «это идеальное построение, созданное путем синтеза того анализа представлений людей, который получен»1.

По утверждению Ю.К. Толстого, «не может быть бессубъектных правоотношений, ибо всякое правоотношение является общественным отношением, существующим между людьми или группами людей»2. По мнению С.И. Архипова, - «субъект - это та ось, вокруг которой формируются правовые связи, отношения»3. Значительный вклад в развитие теории права в целом, в том числе понятия субъекта права, внесли представители советской юридической науки. В частности, определение субъекта права, включающее лица и организации, наделенные государством правами и обязанностями, которое было предложено А.В. Мицкевичем4, стало классическим применением в различных

© Писарева Е. Г., 2013

1 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. М.: Н.К. Коркунов, 1909. С. 358.

2 См.: Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959. С. 67.

3 Архипов С.И. Субъект права: теоретические исследования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 18.

4 См.: Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М.: Госюриздат, 1962. С. 5.

135

отраслях права. Так, Ю.Н. Старилов под субъектом административного права понимает физическое или юридическое лицо (организацию) которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвует в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти5.

Особенность круга субъектов финансового права, как отмечает Н.И. Химичева, состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: 1) государство и его территориальные подразделения; 2) коллективные субъекты; 3) индивидуальные субъекты6.

Данная классификация субъектов финансового права, являясь теоретически обоснованной, не вызывает возражений в научных исследованиях в теории финансового права. В целом наука финансового права стремительно развивается, выводы и положения отрасли вызывают большой интерес в процессе научных исследований и становятся предметом научных дискуссий.

В настоящее время в Российской Федерации существует довольно широкая система государственных учреждений. Целесообразным представляется их классифицировать, исходя из функций, являющихся для них доминирующими, что способствует большей четкости регулирования правового статуса названных субъектов.

К первой группе следует отнести государственные учреждения, оказывающие от имени государства определенные, в том числе платные, социальные и иные государственные услуги. К числу таких учреждений относятся прежде всего государственные социально-культурные учреждения.

Вторая группа - государственные учреждения, осуществляющие от имени государства функции управления, контроля (надзора) в определенных сферах жизнедеятельности.

Третья группа - государственные учреждения, основная задача которых состоит в обеспечении безопасности личности, общества, государства внутри страны.

В отдельную четвертую группу исходя из первостепенного значения функций обороны страны во все времена следует выделить учреждения Министерства обороны РФ.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

5 См.: Административное право / отв. ред. Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2007. С. 124.

6 См.: Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2012. С. 80.

совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»7 прежде всего направлен на изменение содержания финансовой деятельности действующих в настоящее время государственных бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, а также на создание стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности.

Необходимо отметить особенности финансовой деятельности, которые характеризуют государственные бюджетные учреждения и являются основными отличительными чертами от финансовой деятельности казенных учреждений.

Прежде всего на бюджетные учреждения не распространяется принцип сметно-бюджетного финансирования (как на казенные учреждения). Бюджетные учреждения должны осуществлять свою деятельность в соответствии с государственными заданиями.

В то же время, доходы от приносящей прибыль деятельности бюджетных учреждений, составляющие дополнительные (внебюджетные) источники финансового обеспечения деятельности организаций, являются их собственностью, и бюджет не несет за них субсидиарную ответственность, в то время как казенные учреждения собственные дополнительные доходы перечисляют в бюджет, который несет за них субсидиарную ответственность.

Таким образом, бюджетные учреждения вправе распоряжаться финансовыми средствами самостоятельно с одним существенным исключением - вносить денежные средства и иное имущество в уставной капитал других организаций или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя допускается только с согласия учредителя.

В результате государственное учреждение следует определить как некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом РФ с целью предоставления государственных услуг и обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерацией полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) в сферах управления, науки, образования, здравоохранения, культуры и т. п., финансирование расходов которых осуществляется из бюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации, а также из внебюджетных источников финансового обеспечения деятельности организаций.

7 СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.