Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАНЫ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ РАСХОДАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлачева А.Н.

В статье обобщены и раскрыты теоретические аспекты определения категории «государственные расходы». Рассмотрены основные методологические особенности распределения бюджетных ресурсов. Выделены проблемы, сложившиеся в сфере расходования бюджетных средств. Предложены меры по повышению обоснованности и результативности государственных финансов.In the article theoretical aspects of definition of the category "public expenditures" have been generalized and opened. The main methodological features of distribution of the budgetary resources have been considered. The problems which developed in the sphere of an expenditure of budgetary funds have been distinguished. Measures for increase of validity and productivity of public finances have been offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАНЫ»

Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 24. С. 164-167.

4. Ермакова Н.Ю., Долбня А.А Сущность устойчивого развития предприятий агробизнеса // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 4 (4). С. 7072.

5. Костюченко Т.Н., Ермакова Н.Ю., Банникова Н.В. Состояние и тенденции развития аграрного сектора экономики Ставропольского края // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-4. С. 732-737

6. Предпосылки совершенствования управления развитием АПК региона в условиях ВТО / Банникова Н.В., Ермакова Н.Ю., Тельнова Н.Н. В сборнике: Инновационные разработки молодых ученых - развитию агропромышленного комплекса 4-ая Международная конференция. 2015. С. 841-844.

7. Ведомственная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной кооперации в Ставропольском крае на 2015 - 2017 годы» http://docs.cntd.ru/document/428585709

Хохлачева А.Н. магистр 1 курса факультет экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет

Россия, г. Курск ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАНЫ

Аннотация: В статье обобщены и раскрыты теоретические аспекты определения категории «государственные расходы». Рассмотрены основные методологические особенности распределения бюджетных ресурсов. Выделены проблемы, сложившиеся в сфере расходования бюджетных средств. Предложены меры по повышению обоснованности и результативности государственных финансов.

Ключевые слова: государственный бюджет, расходы бюджета, эффективность расходов, управление государственными расходами.

Abstract: In the article theoretical aspects of definition of the category "public expenditures" have been generalized and opened. The main methodological features of distribution of the budgetary resources have been considered. The problems which developed in the sphere of an expenditure of budgetary funds have been distinguished. Measures for increase of validity and productivity ofpublic finances have been offered.

Keywords: state budget, budget expenses, cost-effectiveness, public expenditure management.

Расходы представляют собой важный показатель финансовой деятельности государства. Расходы определяют непрерывный процесс

использования государством средств бюджета и внебюджетных фондов, собственных средств предприятий и организаций на потребности, определенные в соответствующих утвержденных актах о бюджете.

Расходам государства посвящены работы многих отечественных ученых, таких как И.М. Бескида, О.Д. Василика, В.М. Гейца, Т.И. Ефименко, В.П. Кудряшова, И.А. Лютого, И.А. Луниной, В.М. Опарина.

В настоящее время нет объективного мнения об эффективности расходов бюджета как показателя, с помощью которого может быть достигнуто повышение социально-экономического развития страны.

Понятие эффективность расходов может быть определено как соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что эффективность расходов определяется степенью расходов бюджета [1].

Государственные расходы направлены на обеспечение выполнения целей социально-экономической сферы управления в долгосрочной и среднесрочной перспективе. При этом возможно разделение на:

- стратегические цели - это цели общественно значимые, направленные на реализацию государственных проектов и программ;

- тактические цели - цели, направленные на достижение конкретных результатов в краткосрочном периоде.

Процесс управления государственными расходами очень сложен, он направлен на быстрое и рациональное принятие решений в ходе использования бюджетных средств. Именно от этих решений зависит социально-экономическая обстановка страны [2].

Таким образом, возникает проблема неэффективного расходования средств государственного бюджета. Это связано с тем, что большое количество целевых программ и социальных обязательств государства делают расходы государственного сектора плохоуправляемыми.

Так данные о расходах в ВВП нашей страны можно представить в графическом виде (рис.1).

60 50 40 30 20 10 0

В целом Управление Оборона Охрана порядка Образование Здравоохранение Пенсии, пособия Прочие

1950

1980

1990

2000

2020

Рисунок 1 Доля государственных расходов в ВВП за 1950-2020 гг., %

Из рисунка видно, что расходы по данному периоду на оборону страны уменьшились почти в два раза, расходы на образование, здравоохранение и охрану порядка имеют положительную динамику развития. Но в целом государственные расходы на период с 1950 по 2020 гг. уменьшаются. Это можно объяснить тем, что в СССР доля государственных расходов в ВВП была высокой, но в период рыночных реформ в России она упала до уровня западноевропейских стран. Доля социальных расходов, в частности на пенсии и пособия населению, в России тоже уменьшилась [3].

Нами разработан прогноз государственных расходов в различных сферах экономики в период с 2012 по 2020 гг. в % (рис.2).

15

10

2012

2015

2020

Управление Оборона Охрана порядка Образование Здравоохранение I Пенсии, пособия

5

0

Рисунок 2 Прогноз доли государственных расходов на 2012 - 2020 гг.,

%

Рисунок показывает, что при рациональном управлении финансовым обеспечением государственных расходов можно найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм. Для этого необходимо выполнить ряд мероприятий, а именно:

- четко определить направления государственного финансирования отраслей национальной экономики в России, например, осуществлять финансирование таких значимых отраслей, как сельское хозяйство, транспорт, энергетика;

- распределить ресурсы бюджета между инновационными проектами, направленными на улучшение социальных и экономических показателей;

- отдавать приоритет государственным программам, направленным на стимулирование темпов экономического роста;

- оперативно уточнять необходимое финансирование для осуществления целевых программ и следить за результативностью их исполнения;

- закрепить в нормативно-правовых актах меры ответственности за низкую результативность использования бюджетных средств [4].

Все предложенные меры направлены на повышение как обоснованности и результативности государственных финансов, так и на исключение возможности неэффективного управления государственными расходами в Российской Федерации.

Использованные источники:

1. Моделирование эффективного руководства /Литвинова И.А., Ершова И.Г./ В сборнике: Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития Материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 47-50.

2. Показатели оценки интеллектуального капитала в информационной экономик /Титова К.С., Ершова И.Г./ В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. Курск, 2012. С. 224-227.

3. Солянникова С.П. Результативность государственных расходов: проблемы оценки и мониторинга. М.: «Издательский дом Финансы и Кредит», 2014. - с. 49-57.

4. Федеральная служба государственной статистики - электронный ресурс -2016.

5. Формирование концепции социально-экономического развития региона в условиях бюджетного дефицита /Ершова И.Г., Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н./ Известия Юго-Западного государственного университета. 2001. № 7. С. 137-143.

6. 4. Япаров С.С. Проблемы повышения эффективности государственных расходов. Россия и Санкт-Петербург: Экономика и образование в XXI веке. 2015. - с. 316-319.

7. Особенности проектного управления в органах государственной власти / Козьева М.С. Ершова И.Г./ Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27 января 2016 г.) / Под ред. д.э.н. А.В. Полянина. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - С. 82-85.

8. Публичное управление в сфере образования / Остриков А.И./ Современные тенденденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27 января 2016 г.) / Под ред. д.э.н., А.В. Полянина. - Щрел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - с. 325-328.

9. Выявление взаимосвязи занятых в экономике и объемов производства / Ершов А.Ю./ Математика и ее приложение в современной науке и практике: сборник научных статей Международной научно-практической конференции: Юго-Запад. Гос. ун-т. -- Курск. - 2011. - с. 360-365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.