Научная статья на тему 'Государственные органы по поддержанию правопорядка как субъект контртеррористической деятельности: место, роль, направления превенции террористических угроз'

Государственные органы по поддержанию правопорядка как субъект контртеррористической деятельности: место, роль, направления превенции террористических угроз Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / INTERNATIONAL TERRORISM / POLICE / COUNTER TERRORISM / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вызулин Е.А.

Целью данной статьи является определение места и роли органов внутренних дел в осуществлении противодействия террористической деятельности и основных направлений предупреждения террористических угроз в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public authorities to maintain law and order as a subject of counter-terrorism: the place, role, direction of prevention of terrorist threats

The purpose of this article is to define the place and role of Internal Affairs of Russia in the implementation of counter-terrorist activities and main directions of prevention of terrorist threats in accordance with national legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Государственные органы по поддержанию правопорядка как субъект контртеррористической деятельности: место, роль, направления превенции террористических угроз»

Юридические науки

УДК 34 +351/354

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА КАК СУБЪЕКТ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕСТО, РОЛЬ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕВЕНЦИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ

Е. А. Вызулин, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия) e-mail: 0512e@mail.ru

Аннотация. Целью данной статьи является определение места и роли органов внутренних дел в осуществлении противодействия террористической деятельности и основных направлений предупреждения террористических угроз в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова: международный терроризм, органы внутренних дел, контртеррористическая деятельность, предупреждение

Последовательно, безоговорочно и решительно осудить терроризм во всех его формах и проявлениях, совершаемый кем бы, где бы то и с какой бы то ни было целью он ни осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности. Принять незамедлительные меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним во всех его формах и проявлениях, и в частности: рассмотреть вопрос о присоединении без промедления в качестве сторон к существующим международным конвенциям и протоколам против терроризма и осуществлять их и приложить все усилия для согласования и заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме; признать, что международное сотрудничество и любые меры, которые мы примем для предотвращения терроризма и борьбы с ним, должны обеспечивать соблюдение всех наших обязательств по международному праву, в том числе по Уставу Организации Объединенных Наций и соответствующим международным конвенциям и протоколам, в частности в области прав человека, беженского права и международного гуманитарного права [3].

Актуальность проблем борьбы с террористической деятельностью неоспорима и признана мировым сообществом. Российская Федерация принимает участие в международном антитеррористическом сотрудничестве в глобальном и региональном масштабах, занимая лидирующие позиции, и являясь инициатором многих инициатив.

Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в статье 15 опосредованно перечислены субъекты контртеррористической деятельности, а именно: «подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения

федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [2].

Органы внутренних дел Российской Федерации занимают одно из ведущих мест в контртеррористической деятельности и это невозможно недооценить, с учетом огромного объема работы по данному направлению деятельности. Роль органов внутренних дел наиважнейшая в борьбе с терроризмом. Нет смысла, называть отдельные подразделения и службы в структуре МВД России на различных уровнях и каков их вклад в контртеррористическую деятельность, так как, с учетом масштаба угрозы, каждый выполняет свою часть работы, по противодействию терроризму, решая общую задачу. С учетом системного подхода, который существует при контртеррористической деятельности, он реализуется по направлениям в полном объеме или частично (что, кстати, необходимо нивелировать) можно вести речь об основных направлениях деятельности в этой области со стороны государственных органов по поддержанию правопорядка (полиции).

1. Борьба, как с отдельными террористами, так и с террористическими сетями и организациями. В Российской Федерации согласно, Единого федерального списка. При этом обязательно учитывать тенденции в мировой практике борьбы с террористическими организациями и динамично, оперативно реагировать на складывающуюся общую обстановку террористических угроз.

2. Противодействие идеологии терроризма. Пропаганда общегражданской идеологии, которая сплачивает представителей различных социальных групп населения [1].

3. Информационная координация деятельности отдельных федеральных ведомств, с правоохранительными органами в части своевременного учета результатов оперативно-разыскной деятельности по фактам распространения идей терроризма, выявления нарушений законодательства в этой сфере, в том числе со стороны средств массовой информации и сайтов в глобальной телекоммуникационной сети Интернет, оправдывающих терроризм.

4. Комплексное противодействие терроризму со стороны как государственных, так и негосударственных структур, осуществляемое во взаимодействии. При этом роль государственных органов исполнительной власти, в первую очередь правоохранительных, должна быть главенствующей, и именно они должны направлять деятельность негосударственных организаций в антитеррористической сфере.

5. Четкое выполнение законодательства в сфере борьбы с терроризмом (при условии существования законодательной регламентации данного направления деятельности), а также их дальнейшее совершенствование, в том числе с законодательной инициативой.

6. Меры по профилактике терроризма, непосредственно борьбы с терроризмом, а также минимизация последствий террористической деятельности.

7. Всеобъемлющее сотрудничество полиции России с коллегами зарубежных стран по вопросам борьбы с терроризмом. Вне зависимости от геополитических, политических, экономических и различного другого рода разногласий.

8. Реализация контрольных и надзорных функций за ходом выполнения превентивных мер по борьбе с терроризмом, развитием обстановки в зонах напряженности и возможного возникновения очагов терроризма с целью принятия мер по недопущению террористических актов.

9. Устранение причин и условий проявления терроризма в России, постоянный мониторинг и стабилизация социально-экономической обстановки в стране, политические компромиссы, комплексное решение проблем возникающих на этнической и национальной почве.

Исходя из всего вышесказанного, было бы целесообразным вновь поднять вопрос о принятии отдельного законодательного акта на федеральном уровне, касающегося вопросов профилактики в целом, также предупреждения террористической деятельности в частности, с отражением субъектов профилактической деятельности и разграничения их полномочий.

Государственные органы по поддержанию правопорядка находятся в первых рядах по защите государства, личности, общества в целом и решают множество сложнейших задач по противодействию террористической угрозе, которая в настоящий текущий момент в мире является актуальнейшей. Понимание решения данной проблемы никто в мировом сообществе не отрицает. Возможность же ее решения лежит в плоскости общих усилий, на национальном уровне всех органов государственной власти [4], общественных организаций и объединений, непосредственно граждан [5], на глобальном уровне при всестороннем взаимодействии всех государств, межгосударственных структур, транснациональных компаний, корпораций, всего мирового сообщества.

Только всеобщее неприятие терроризма и террористической деятельности принесет положительный эффект в борьбе с этим злом.

Литература:

1. Дударь О.Г., Дударь А.И., Хусяинов Т.М. Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования // Педагогика и просвещение. — 2014. - № 3. - С.50-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.3.13676

2. О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 10 марта.

3. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2006 года 60/288. Глобальная контртеррористическая стратегия. [Электронный ресурс] Организации Объединенных Наций A/RES/60/288. URL: http://www.un.org/ (дата обращения: 17.09.2015).

4. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в

Российской Федерации: дис. ... кандидата юридических наук. - Нижний Новгород, 2013. - 154 с.

5. Хусяинов Т.М. Особое значение гражданской социализации студенческой молодёжи для современного общества // Патриотизм - основа мужества и героизма: материалы научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов (Нижний Новгород, 25 апреля 2014 г.): тезисы сообщений / отв.ред. И.А. Треушников, С.В. Клементьева. - Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015. - С. 107-110.

Vyzulin Е. A. Gosudarstvennye organy ро podderzhaniju pravoporjadka как sub#ekt kontr terroristicheskoj яр dejatel'nosti: mesto, rol', napravlenija prevencii terroristicheskih ugroz/ E. A. Vyzulin //Nauka. Mysl'. - № 2. - 2015.

© Е. А. Вызулин, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.

— • —

Abstract. The purpose of this article is to define the place and role of Internal Affairs of Russia in the implementation of counter-terrorist activities and main directions of prevention of terrorist threats in accordance with national legislation of the Russian Federation.

Keywords: international terrorism, police, counter terrorism, prevention

.— • — Сведения об авторах

Евгений Александрович Вызулин, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородская

академия МВД России, г. Нижний Новгород.

— • —

Подписано в печать 20.08.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.