Научная статья на тему 'Государственные (муниципальные) услуги в системе современного государственного управления'

Государственные (муниципальные) услуги в системе современного государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1971
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ (МУНИЦИПАЛЬНАЯ) УСЛУГА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хашаева А. Б.

Данная статья посвящена раскрытию сущности государственной (муниципальной) услуги как категории государственного управления. В работе представлено теоретическое понимание понятий и функций предоставления государственных (муниципальных) услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные (муниципальные) услуги в системе современного государственного управления»

В рамках исследования важно было узнать, кто был инициатором благодарностей за предоставление медицинских услуг. Согласно полученным данным, в подавляющем большинстве случаев (96,7%) благодарили сами пациенты по собственной инициативе. Только в некоторых случаях (3,3%) инициатором «признательности» выступали представители медицинского персонала.

Пациенты, благодарившие медицинский персонал, назвали следующие формы «признательности»:

> письменная благодарность - 63,0%;

> цветы - 7,7%;

> подарки - 25,9%.

Обобщая материалы социологического исследования можно говорить, что в сфере оказания больным медицинской помощи в стационарных отделениях медицинских учреждений немало положительного.

Абсолютное большинство пациентов удовлетворены информационной открытостью, компетентностью, отношением медицинских работников к пациентам. Об этом сказали сами пациенты.

Вместе с тем, и мнение пациентов это подтверждает, что в процессе организации и предоставления медицинской помощи гражданам есть и немало нерешённых проблем как глобального характера, так и на уровне бытового обеспечения.

1. Электронный ресурс http://gtmarket.ru/news/2016/10/08/7306 дата обращение 01.02.18.

2. Электронный ресурс http://onf.ru/2017/12/18/ дата обращение 01.02.18.

3. Электронный ресурс http://onf.ru/2017/12/18/na-fomme-deystviy-onf-prezentovaH-mteraktrvшyu-kartu-kachestva-medpomoshchi-i-reyting/ дата обращение 01.02.18.

ХАШАЕВА А.Б.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УСЛУГИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: Данная статья посвящена раскрытию сущности государственной (муниципальной) услуги как категории государственного управления. В работе представлено теоретическое понимание понятий и функций предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Ключевые слова: государственная (муниципальная) услуга, государственное управление, модернизация, административная реформа, административный регламент.

На рубеже веков в Российской Федерации назрела необходимость реагирования государства на изменения, происходящие в общественных отношениях. Этот период можно считать началом административной реформы в стране, которая осуществляется непрерывно по сей день. Появление термина «государственные услуги» в отечественной нормативно-правовой базе связывают именно с началом административной реформы.

Вхождение термина «государственные услуги» в нашу жизнь, по утверждению Л.К. Терещенко, -это не дань моде, не простое копирование зарубежного опыта: за этим стоят гораздо более глубокие причины, связанные с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов [1].

Первым правовым актом, которым был введен термин «государственные услуги» в официальное употребление, является Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Согласно данному Указу, под государственной услугой, отнесенной к одной из функций государственных органов исполнительной власти, предлагалось понимать «предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами» [2].

В процессе модернизации государства Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию административной реформы в Российской Федерации на 2006-2010 годы, где в перечне приоритетных

задач были названы вопросы завершения процесса разграничения полномочий между органами исполнительной власти разноуровневой принадлежности, оптимизации и повышения качества оказания государственных услуг [3]. Следующим этапом административной реформы стало принятие комплексного нормативно-правового акта, регулирующего отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, - Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Однако названные нормативно-правовые документы не решили всех проблем в сфере регулирования отношений, складывающихся при предоставлении услуг, и не поставили точку в терминологической дискуссии. Наоборот, они выявили расхождения в осознании природы и сущности государственных услуг.

В целях выявления расхождений в понимании сущности государственных услуг на законодательном уровне представляется необходимым рассмотреть весь спектр точек зрения, раскрывающих понятие «государственные услуги».

Понятие «государственная услуга» является производной от понятия «услуга», под которой в общем смысле понимается какое-либо действие, приносящее пользу, помощь другому, [4] одним из признаков которого является добровольность.

Некоторые авторы рассматривают понятие «услуга» как экономическую категорию, перечисляя ее наряду с работой, товарами и нематериальными благами.

По словам К. Маркса, «...услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительской стоимости товара ли, труда ли» [5]. Он выделяет два вида услуг: первый -«потребительские стоимости» - те услуги, которые представляют собой результат труда и воплощаются в товарах; второй вид услуг не оставляет осязаемых результатов и поэтому не пригоден для продажи. В последующем ряд ученых предложили называть вторую группу услуг «непроизводственными» услугами.

Термин «государственные услуги» является новым для российской правовой системы, однако это не говорит о том, что данный процесс не осуществлялся в нашем государстве и ранее. Еще в период существования советского государства многие ученые-административисты использовали термин «услуги» для характеристики деятельности органов государственной власти.

А.В. Нестеров предлагает следующее определение государственным услугам - это «.бесплатные услуги по закону, оказываемые уполномоченными по закону услугодателями добровольно обратившимся заинтересованным лицам в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг за счет использования ресурсов государства» [6].

Более широкое понятие государственных услуг приводит Н.В. Путило, по мнению которой это конкретные действия, повседневная деятельность государственных органов и служащих в отношении физических или юридических лиц, в ходе которой гражданин или юридическое лицо получают определенные блага.

Приведенное определение характеризует государственные услуги с точки зрения их широкого понимания в юридической литературе и понимает под ними всю деятельность государственного аппарата по организации общественной жизнедеятельности. Государственная услуга тем самым рассматривается как одна из основных форм взаимоотношений между гражданином и государством.

Терещенко Л.К. привела очень лаконичное и в то же время весьма содержательное определение: «Государственная услуга, в первую очередь, характеризует субъекта, оказывающего услугу: это всегда государственные органы» [7]. Данная дефиниция весьма четко определяет суть государственных услуг - их непосредственное оказание органами государственной власти.

В свою очередь Барциц И.Н. раскрывает государственную услугу как деятельность органа, оказывающего государственную услугу, выражающуюся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей [8].

Ряд ученых раскрывают государственные услуги как один из механизмов, способов реализации задач и функций государства. Функции государства отражают его сущностное назначение. Цели и задачи государства определяются потребностями общества на том или ином этапе развития. Поэтому закономерно появление новых общезначимых направлений деятельности государства. Новый этап развития государственного менеджмента характеризуется появлением прогрессивных методов управления, присущих государству. Исходя из этого, нельзя отрицать взаимосвязь государственных услуг и функций государства. Результат государственной услуги заключается в удовлетворении потребностей

конкретного гражданина для конкретной услуги, в то время как функция предоставления услуги - это неоконченный постоянный процесс. Деятельность по предоставлению государственных услуг - это процесс с внешней направленностью, функция - внешняя и внутренняя.

Поэтому представляется правильным рассматривать государственные услуги в качестве одного из методов реализации задач и функций органов исполнительной власти. Так, В.М. Манохин отмечает, что «оказание услуг становится в ряд основных отраслевых методов государственного управления, ... услуга стала методом реализации полномочий органами исполнительной власти» [9].

Как видим из вышеперечисленного, раскрытие понятия «государственные услуги», на наш взгляд, является многоаспектным, в ряде случаев противоречивым.

Наличие в законодательстве платных услуг спровоцировало дискуссии среди ученых о возмездности (платности) государственных услуг. Согласно первому подходу, ученые обоснованно отрицают возможность существования платных государственных услуг. Они основываются на социальном назначении государства, сущность которого заключается в надлежащем обеспечении прав и интересов граждан. В этом плане государственные услуги рассматриваются как основные направления деятельности государства - функции государства, исполнение которых уже обеспечивается налогами и сборами, в связи с этим возможность установления платной основы отдельных государственных услуг считается неприемлемой.

Другой подход допускает оплату услуг в той части, которая покрывает расходы на них. Представители этого подхода, говоря о возможности оплаты услуг, предоставляемых государственными органами, исходят из фактической ограниченности средств государства. Ввиду этого возникает необходимость поиска иных источников финансирования, в том числе и за счет самих граждан. Однако платная основа оказания услуг органами государственной власти и подведомственными им учреждениями в некоторой степени скрывает в себе угрозу коммерциализации государственных услуг.

Третий подход предполагает платность с получением гражданами дополнительных благ либо благ повышенного качества по сравнению с общим порядком получения услуг. По мнению Ю.А. Тихомирова, «.платными могут быть те государственные услуги, которые требуют дополнительных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, требуют более высокого уровня удобства при ее оказании, срочности оказания и других параметров» [10].

О возможности введения в правовую действительность нормы, предусматривающей более высокий уровень оказания либо внеочередное исполнение государственной услуги по сравнению со стандартами ее предоставления, вполне обоснованно отрицательно высказывался ряд авторов. Так, А.В. Нестеров утверждал, что такая норма «нарушает принцип равных возможностей на доступ к услугам, в частности по времени исполнения». По мнению Л.В. Бесчастновой, такого рода положение будет дискредитировать и ущемлять права граждан на общедоступные государственные услуги [11].

Наличие платных государственных услуг, оказываемых на более высоком уровне по сравнению со стандартным либо внеочередным исполнением, представляется неприемлемым, поскольку это будет являться прямым нарушением прав граждан на равный доступ к получению качественных государственных услуг, что впоследствии может привести к возрастанию социальной напряженности в обществе.

Тем не менее внедрение в государственное управление концепции государственных услуг предполагает ориентацию на замену традиционных способов администрирования, опирающихся на монополизм, рыночными механизмами. В России в настоящее время вопрос комплексной модернизации системы государственного управления - один из важнейших и является основным направлением административной реформы. Административная реформа предполагает комплексные изменения как во внутренних управленческо-административных процессах и процедурах государственного управления, так и в организации обратной связи с гражданским обществом [12].

На сегодняшний день Российская Федерация согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ признается социальным государством, основным назначением которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Развивая эту идею, административная реформа, проводимая в Российской Федерации, предлагает новый подход, не свойственный отечественному правосознанию, к определению сущности государства. Теперь государство рассматривается как «поставщик услуг». Поэтому, говоря о предоставлении государственными органами услуг, речь должна идти о содействии гражданам в реализации их прав и интересов, то есть о деятельности позитивного характера.

Основными целями административной реформы в России являются: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства и избыточного государственного регулирования для предпринимательской среды; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и уровня транспарентности всей системы государственных услуг и, соответственно, снижение уровня коррупции органов исполнительной власти. Для достижения обозначенных целей административной реформы в России используются различные подходы: внедряются принципы государственного управления; разрабатываются стандарты и административные регламенты государственных услуг [13]; проводится мониторинг деятельности органов исполнительной власти и постоянно совершенствуется его методика; дорабатывается законодательно установленный перечень предоставляемых на базе многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг. Совершенствование предоставления государственных (муниципальных) услуг, основанных на современных принципах управления их качеством с целью повышения общей эффективности системы государственного управления, должно повысить качество предоставления услуг и, соответственно, удовлетворенность потребителей услуг.

Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти. За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показывает опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.

Ключевые направления совершенствования системы государственного управления были обозначены в программных документах: «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы», Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

• снижение избыточного государственного регулирования;

• повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг;

• повышение эффективности деятельности органов власти;

• повышение информационной открытости.

В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ), закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В частности, законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.

В соответствии с законом государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и информацию.

Законом запрещается требовать от граждан и предпринимателей предоставления информации или документов, которые уже имеются в соответствии с законодательством в распоряжении государственных

органов, органов местного самоуправления, а также информации или документов, предоставление которых не предусматривается напрямую нормативными актами.

Определяются конкретные случаи взимания платы за предоставление государственных и муниципальных услуг на основании Налогового кодекса Российской Федерации, либо на основании Перечней платных услуг, утверждаемых Правительством Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.

Основным инструментом регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг является принятие административных регламентов - нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.

Следует отметить, что до принятия административных регламентов не существовало единых требований к структуре и содержанию нормативных правовых актов, устанавливающих порядок реализации органами государственной власти тех или иных полномочий. Порядок предоставления большинства государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций) регулировался документами различного уровня, при этом нередко не существовало единого документа, описывающего такой порядок.

Разработка административных регламентов позволила систематизировать полномочия органов государственной власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, упорядочить административные процедуры, а в отдельных случаях исключить избыточные действия. В рамках административных регламентов устанавливаются в том числе требования к обслуживанию граждан и комфортности предоставления услуг, а также персональная ответственность должностных лиц и возможность досудебного обжалования их действий (бездействия).

Таким образом, в настоящее время административный регламент той или иной услуги является единственным документом, содержащим информацию, предусмотренную законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).

Административные регламенты государственных и муниципальных услуг, включающие в себя стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, разрабатываются в соответствии с главой 3 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 210-ФЗ.

Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

На постоянной основе проводится оптимизация административных регламентов, в первую очередь, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг. Этот процесс затрагивает как структуру административных регламентов, так и его содержание, основными целями которого являются наиболее полное и наглядное представление информации об услугах для заявителей и ее максимальная адаптация к лучшему восприятию заявителями. В настоящее время одним из основных направлений работы является закрепление в административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг требования о максимальном сроке ожидания в очереди при подаче запроса и получении результата - не более 15 минут.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 указанного Федерального закона государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Формирование и ведение реестров услуг осуществляется исключительно в электронной форме в специально созданной федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» (далее - федеральный реестр). Соответствующие реестры государственных и муниципальных услуг содержат сведения, отображаемые на Едином портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

Размещению в федеральном реестре и регламентации подлежат не только государственные и муниципальные услуги, предоставляемые по запросам граждан и предпринимателей, но и другие функции, которые предполагают непосредственное взаимодействие органов власти с физическими и юридическими лицами (прежде всего, контрольные и надзорные полномочия, связанные с проведением проверок).

Таким образом, ключевым аспектом «...административной реформы» в России является направленность деятельности органов государственной власти на удовлетворение потребностей заявителей государственных услуг как базовой ценности. В этой связи можно говорить о смене самой парадигмы государственного управления, заключающейся в переходе к сервисному государству, то есть от идеи «граждане для государства и государство для выполнения функций» к задаче «государство для граждан».

[14].

1. Терещенко, Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10. С. 15-23.

2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 945.

3. О концепции административной реформы в российской Федерации: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 окт. 2005 г. № 1789-р // СЗ РФ. 2005. № 46.

4. Величкина, Е.А. Гражданско-правовое регулирование обязательств по оказанию публичных услуг: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Волгоград. 2010. С. 3.

5. Маркс, К. Сочинение / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Т. 23. С. 203-204.

6. Нестеров, А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11. С. 23.

7. Терещенко, Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные.

8. Барциц, И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М., 2008. С. 160.

9. Манохин, В.М. Административное право России. Саратов. 2010. С. 178-179.

10. Ноздрачев, А.Ф. Гражданин, закон и публичная власть / А.Ф. Ноздрачев, А. Е. Постников, Ю.А. Тихомиров. М., 2005. С. 151.

11. Бесчастнова, Л.В. Административно-правовое регулирование государственных услуг: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов. 2008. С. 21-22.

12. Неделько, С.И. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / С.И. Неделько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой; под общ. ред. В.В. Маркина, В. Осташкова. М., 2008. С. 10.

13. Тормышева, Т.А. Международный стандарт ISO 9001:2008 в органах исполнительной власти / Т.А. Тормышева, Н.Н. Алифанова // Российская ассоциация инновационного развития [Электронный ресурс]. http://rair-info.ru/publication/publication9.

14. Осикова, А.А. Проблемы и перспективы становления сервисного государства // МФЦ - основа сервисного государства: сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. 28-29 мая 2014 г. Липецк: ООО «Веста», 2014. С. 50.

ДЕЕВ С. Ю.

ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ

Аннотация: Статья посвящена проблеме ценностно-смысловых ориентаций в молодежной среде Калмыкии, влияющих на распространение идей экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, ценности, идеологические убеждения.

В системе политической социализации современной России достаточно явно проявляются изменения, связанные с активизацией роли молодежи в публичной жизни общества. В ходе этого процесса несомненно существует угроза использования молодежного ресурса организациями экстремистского толка. Экспансия различного рода радикальных организаций в молодежную среду побуждает исследовать ценностно-смысловой подход к проблеме с целью разработки эффективных мер противодействия экстремизму.

Противодействие распространению экстремистских идей в молодежной среде не может сводиться к односторонним карательным санкциям. Несомненно, должны быть квалифицированные законы и продуманная система их применения, но проблема не в этом. Какие причины влияют на то, чтобы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.