Научная статья на тему 'Государственные меры воздействия на активизацию участия банковского сектора в финансировании реального сектора экономики'

Государственные меры воздействия на активизацию участия банковского сектора в финансировании реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартиросян А.Р.

Исследуются реальный и финансовый секторы экономики как элементы открытой экономической системы, а также анализируются положительные и отрицательные аспекты государственных мер по активизации участия банковского капитала в финансировании реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Real and finance sectors of economy as components of open economic system are being studied, positive and negative aspect s of state measures to encourage banks' participation in financing the real sector of economy are being analyzed.

Текст научной работы на тему «Государственные меры воздействия на активизацию участия банковского сектора в финансировании реального сектора экономики»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

А. Р. Мартиросян

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ УЧАСТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ФИНАНСИРОВАНИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Исследуются реальный и финансовый секторы экономики как элементы открытой экономической системы, а также анализируются положительные и отрицательные аспекты государственных мер по активизации участия банковского капитала в финансировании реального сектора экономики.

Лидирующее положение развитых стран определяется высоким уровнем промышленного производства, банковского сектора и проводимой государственными органами экономической политики, отражающей приоритетные интересы его интенсивного развития на базе современных технологий. Процессы мировой интернационализации производства и глобализации экономики развиваются нарастающими темпами.

Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, направлена на создание основных институтов рыночной экономики. В этой связи одной из важнейших задач государства является повышение роли банковского сектора в экономике.

Решение задач развития банковского сектора в значительной степени зависит от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов. Правительство Российской Федерации и Центральный банк РФ (Банк России) рассматривают процессы реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.

Под реформированием банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых органами государственной власти, Банком России, кредитными организациями, их учредителями (участниками) и иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах.

Банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Доля ВВП, создаваемого с участием банков, низка. Такая ситуация свидетельствует о неудовлетворительном выполнении банковской системой даже базовой расчетной функции. Обслуживание деятельности предприятий посредством банковского оборота затрудняется сокрытием большого объема сделок, совершаемых предприятиями в обход банковской системы.

Анализ операций банков с точки зрения перераспределения ресурсов между контрагентами обнаруживает значительную слабость ресурсной базы, которая в большинстве своем носит краткосрочный характер. Повысить вы-

полнение коммерческими банками функции трансформации ресурсов по срокам можно путем привлечения сбережений населения и перевода их в долгосрочные инвестиции. Для этого прежде всего необходима защита частных вкладов, что будет способствовать укреплению доверия населения к государству и банковскому сектору, вовлечению значительного потенциала имеющихся в экономике неорганизованных сбережений в банковский оборот с соответствующим возрастанием активов банков и усилением их роли в обслуживании потребностей расширенного воспроизводства, а также созданию равных условий для конкурентной борьбы между коммерческими банками за частного вкладчика.

В настоящее время уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

Основная цель развития банковского сектора на среднесрочную перспективу - повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития, прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.

На формирование, становление, развитие и устойчивость банковской системы оказывают большое влияние внешние общеэкономические факторы: состояние экономики, характер проводимой денежно-кредитной политики, темпы инфляции, степень развития финансового рынка. Отсюда логично вытекает вывод о том, что основным условием повышения влияния банковского капитала на развитие сектора нефинансовых корпораций остается формирование и поддержание стабильной макроэкономической среды, т. е. государственное регулирование различных экономических процессов в стране. В макроэкономическом плане развитие сектора в целом при минимальном количестве проблемных банков не является главным показателем для государства. В первую очередь внимание обращается на качество выполнения банковским сектором своих основных функций - перераспределения временно свободных средств, привлечения сбережений и др.

Неразумное экономическое поведение государства может привести к системному сбою в развитии реального и финансового секторов. Государственное участие в банковской системе, которое в настоящее время является преобладающим, оправдано в краткосрочном периоде из-за отсутствия системы нормально работающих коммерческих (частных) банков, отвечающих требованиям современного этапа развития экономики. Одновременно с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе доминирующее положение на рынке банков с государственным участием будет способствовать замедлению качественного роста и развития российской банковской системы и, как следствие, снижению уровня соответствующего предложения кредитных ресурсов для промышленного развития.

Следует отметить, что политика, направленная на снижение доли государственной собственности в банковском секторе, уже начинает реализовы-ваться. Государство должно иметь долю в капитале банков, достаточную для ликвидации в стране инвестиционного кризиса, но недостаточную для монополизации банковского сектора. В Европе и Америке уже не одно десятилетие ведутся споры о том, следует ли государству иметь свою долю в капиталах банков. В результате Европейская комиссия приняла резолюцию, согласно которой государства ЕС должны продать все принадлежащие ему акции кредитных организаций.

Государственные меры по активизации участия банковского капитала в финансировании реального сектора экономики предполагают формирование необходимого инвестиционного климата и надлежащих правовых условий деятельности кредитных организаций. Правительство Российской Федерации должно осуществить поэтапный выход государственных унитарных предприятий из числа учредителей (участников) кредитных организаций, доля участия в которых принадлежит государству и подлежит сокращению в соответствии с принятыми решениями. Причем этот выход не должен оказывать негативного влияния на устойчивость банковского сектора.

Вместе с тем предстоит реализовать мероприятия по повышению эффективности участия государства в кредитных организациях, в которых его доля в капитале будет сохранена за счет усиления роли представителей государства в управлении такими кредитными организациями, а также специализации на выполнении установленных государством задач. Причем эти задачи не должны входить в противоречие с задачами получения ими прибыли и поддержания их финансовой устойчивости.

В условиях нестабильности не только банковской, но и всей экономической системы именно участие государства в банковской системе выступает гарантом ее устойчивости, минимизации издержек в случае возникновения системных кризисов (о чем свидетельствует опыт преодоления последних банковских кризисов), активизации банковского капитала в инвестиционном процессе, сохранения доверия со стороны частных инвесторов.

Государственное участие в капитале кредитных организаций будет целесообразным только при одновременном соблюдении следующих условий:

- деятельность кредитных организаций имеет стратегическое значение для решения задач государственной экономической политики;

- участие в капитале кредитных организаций обеспечивает оптимальные условия для решения задач государственной экономической политики.

Важнейшая задача государственной политики состоит в ликвидации глубоких различий в экономическом развитии регионов, а также в уровне и качестве жизни населения. В качестве одной из основных форм государственной помощи социального и экономического развития регионов в отечественной практике используется такой инструмент, как разработка и реализация федеральных программ развития регионов с долевым государственным финансированием.

Конечно, условия, которые создаются на уровне федеральной власти, доминируют над теми условиями, которые могут быть созданы местными вла-

стями. Поэтому, не занижая значимости и действенности федеральных программ развития регионов с долевым государственным финансированием как государственного инструмента по инвестиционной активизации в реальный сектор экономики, на республиканские целевые программы возлагаются огромные надежды в области повышения инвестиционной активности банковского капитала в сектор нефинансовых корпораций.

К государственным мерам, направленным на оживление инвестиционной активности в стране, относятся банковское законодательство; законодательные акты, касающиеся налоговых, таможенных, бюджетных рычагов воздействия; инструментарий денежно-кредитной политики, который находится в распоряжении Банка России; непосредственно сформированные государственные банки в банковской системе России; федеральные программы развития регионов с долевым государственным финансированием; система банковского надзора, аналогично закрепленная за Банком России. В сфере правового обеспечения банковской деятельности необходимо в первую очередь создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами.

Основным критерием реструктуризации банковского сектора, на наш взгляд, должно быть эффективное выполнение банковских функций. Это одна из главных и труднореализуемых задач. Необходимый для этого набор мероприятий включает:

- расширение практики рефинансирования коммерческих банков, кредитующих реальный сектор, через развитие системы учета и переучета векселей предприятий;

- снижение учетной ставки рефинансирования до уровня нормальной доходности в экономике;

- создание хорошо отлаженной системы страхования депозитов;

- формирование каналов направления денежной эмиссии на производственные нужды;

- сокращение доходности альтернативных спекулятивных финансовых вложений;

- стимулирование финансово-промышленных групп в целях оптимизации финансовых потоков;

- повышение внутренней устойчивости коммерческих банков за счет их укрупнения, слияния, концентрации;

- развитие лизинговых схем кредитования, позволяющих решить проблему залога;

- развитие межбанковского сотрудничества в области синдицированного кредитования;

- увеличение иностранных инвестиций как способ удешевления инвестиционного кредита и как вариант совместного финансирования инвестиционного проекта;

- развитие механизма государственных гарантий по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное (региональное) значение;

- создание специализированных и ипотечных банков;

- предварительное наращивание капитальной базы банков, желающих работать по инвестиционным программам.

Базовое условие успешного развития банковского сектора - проведение государством последовательной политики, целями которой являются:

- обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой конкуренции. Банковская деятельность должна базироваться на коммерческих интересах и соблюдении принципов ведения бизнеса;

- стимулирование банковского обслуживания малого и среднего бизнеса, населения; развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, прежде всего розничного потребительского кредитования и ипотеки.

Таким образом, в целом обеспечение государством условий для развития банковского сектора осуществляется по четырем основным направлениям:

- совершенствование законодательства;

- развитие инфраструктуры банковского бизнеса;

- совершенствование банковского регулирования и надзора;

- совершенствование сферы государственных финансов (налогообложения, государственных расходов, инвестиций).

Правительство РФ и Банк России исходят из того, что одним из приоритетов государственной экономической политики является формирование конкурентоспособного российского банковского сектора, способного развиваться на собственной основе, быть эффективным инструментом обеспечения устойчивого экономического роста.

Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом предопределяют содержание и структуру банковского законодательства - совокупности законодательных актов и отдельных нормативно-правовых предписаний, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения в сфере банковской деятельности. К основным направлениям деятельности правительства Российской Федерации и Центрального банка РФ относятся:

— совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;

— формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;

— повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;

— развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

— укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;

— повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях;

— развитие инфраструктуры банковского бизнеса.

В настоящее время деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. При этом сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. В результате доля Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России) в привлеченных банковским сектором во вклады (депозиты) средствах физических лиц имеет тенденцию к снижению.

Таким образом, потенциал развития банковского сектора не исчерпан, поэтому он может и должен играть в экономике более значимую роль.

Список литературы

1. Дынкин В. И. Транспарентность и ее влияние // Банковское дело. 2005. № 9.

2. Тагирбеков К. Р. Инвестиционные процессы и банковская система в экономике России. М.: Весь Мир, 2005.

3. www.cbr.ru

Н. А. Буланова

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Исследуются меры, предпринимаемые правительством с целью

обеспечения безопасности на дорогах. Дается анализ положений

федеральной программы «Повышение безопасности дорожного

движения в 2006-2012 годах».

Современная урбанизированная социально-экономическая система представляет собой сложную сетевую структуру, в которой мобильность и экономическая деятельность являются весьма существенными параметрами, причем мобильность играет все более значимую роль в экономических стратегиях людей. Во многих случаях (при выборе места жительства, средств транспорта и т. п.) при оценке маржинальных затрат и выгод люди оценивают фактор мобильности как один из самых важных. Его стараются учитывать также государственные и муниципальные органы, планируя и развивая структуры управления городскими, региональными и федеральными транспортными коммуникациями.

В то же время мобильность как новое благо имеет и свою альтернативную стоимость. При ее оценке необходимо принимать во внимание негативные экстерналии, связанные с усилением транспортной составляющей в социально-экономической активности регионов, такие, как возрастающая нагрузка на природный потенциал территорий (загрязнение окружающей среды, перевод земель из рекреационного и сельскохозяйственного фондов в дорожный), проблемы интенсификации движения (усложнение систем регулирования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.