И.Б. ТЮМЕРОВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА АПК В ЧР
Ключевые слова: малое предпринимательство, сельское хозяйство, АПК, крестьянские (фермерские) хозяйства, мероприятия государственного регулирования, государственная политика, хозяйства населения.
Результаты деятельности малого бизнеса является одной из составляющей формирования темпов экономического роста Чувашской Республики. В статье изучены основные проблемные вопросы по повышению экономической эффективности малого бизнеса, в том числе и влияние государственного регулирования малого бизнеса. Разработаны основные направления государственных мероприятий по стимулированию развития предпринимательства региона.
I.B. TUMEROVA
THE NATIONAL ACTIONS DIRECTED TO THE PRFECTION OF SMALL-SCALE BUSINESS IN THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF CHUVASHIA Key words: small-scale business, agriculture, the agroindustrial complex, farm, government control activities, public policy, personal subsidiary plots.
Small-scale business efforts can be characterised as one of the most important factors that influence the rate of economic growth in the Chuvash Republic.The main problem questions concerning the cost-effectiveness increase of small-scale business, icluding the influence of the government control on small-scale business have been studied in the arti-cle.The main directions of the national actions aimed at the stimulation of the development of the business undertaking in our region have been worked out.
Современное развитие экономики в России наряду с наличием экономического роста сопровождается такими проблемами, как рост цен на продукты питания, недостаточный уровень развития сельского хозяйства, низкий уровень заработной платы в отраслях агропромышленного комплекса, что в итоге приводит к отставанию уровня жизни сельского населения.
Отрасль агропромышленного комплекса (АПК) является материальным производством, где создается конкретным продукт массового потребления (широкого спроса). Поэтому развитие данной отрасли является важным приоритетным направлением в рамках увеличения темпов экономического роста. АПК включает в себя следующие направления деятельности (рис. 1). Таким образом, развитие АПК позволит стимулировать развитие села и города пропорционально. Это является важным для Чувашской Республики как региона с большим числом сельского населения (в 2007 г. 38,7% от общей численности) [1, с. 12-14].
Рис. 1. Структура АПК
Выделяя перспективные направления развития АПК в Чувашской Республике, необходимо отметить, что данный сектор экономики в регионе по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа развит в недостаточном соотношении (например, объем продукции сельского хозяйст-
ва в ЧР составил в 2007 г. 17542 млн руб. - 12-е место в ПФО; посевные площади в ЧР в 2007 г. составили 565,7 тыс. га - 13-е место в ПФО; число крестьянских (фермерских) хозяйств в ЧР 2007 г. составило 2325 тыс. единиц -9-е место в ПФО [1, с. 134-148].
Для усиления положительной динамики и снижения отрицательных показателей отрасль АПК в Чувашской Республике необходимо развивать в рамках предпринимательских отношений. Развитие предпринимательства в сельском хозяйстве необходимо проводить в рамках государственной программы по развитию малых форм предпринимательства, а именно личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств. Доля участия хозяйств населения в структуре продукции сельского хозяйства составила в 2007 г. 62,9%, но наблюдается динамика снижения данного показателя, которая спровоцирована отсутствием каналов сбыта продукции и низкими закупочными ценами. Доля участия крестьянских (фермерских) хозяйств в 2007 г. составила 3,2%, и наметился небольшой рост, который не может качественно способствовать увеличению темпов экономического роста [9, с. 59-64, с. 79-95].
В перерабатывающих отраслях развитие предпринимательства зависит от масштаба предприятия и сложности технологического цикла. Например, предприятия, не требующие крупных ресурсовложений, развиваются в форме малого бизнеса. Предприятия со сложным и затратоемким технологическим циклом развиваются в форме среднего и крупного бизнеса в рамках развития предприимчивости руководства и другого персонала с учетом материальной заинтересованности. Структурное соотношение должно быть преобладающим в форме малого и среднего бизнеса.
Предприятия, производящие средства труда, будут развиваться с наибольшей эффективностью в форме крупных и средних предприятий с тесным сотрудничеством малого бизнеса. То есть малые предприятия развиваются и в рамках венчурных предприятий, а крупные и средние предприятия будут производить в массовом количестве их разработки. В данном случае происходит сочетание частного предпринимательства в форме малого бизнеса и коллективного предпринимательства на крупных и средних предприятиях.
Стимулирование предпринимательских отношений в отрасли АПК позволит повысить экономическую эффективность деятельности за счет индивидуальной заинтересованности каждого субъекта экономических отношений (собственника и наемного работника).
Развитие предпринимательских отношений без участия государства невозможно, необходимо сочетание заинтересованности государства и субъектов предпринимательства. В целях обеспечения благоприятных условий для развития малого предпринимательства в республике необходимо реализовать следующие формы государственной поддержки: организационную поддержку, кадровое обеспечение, консультационно-правовую помощь, финансовую поддержка (рис. 2).
Фактическое использование всех ресурсов (финансовых, административных, законодательных и других) позволит качественно повысить темпы экономического роста за счет доли участия в структуре производства АПК малого бизнеса и повышения качества работы крупных и средних предприятий.
Разработка государственных мероприятий по поддержке предпринимательства обусловлена актуальностью проблем недостаточного уровня развития малого предпринимательства АПК для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения и вызвана необходимостью повышения потенциала малого бизнеса для включения механизма ры-
ночного саморегулирования, создания более эффективных условий для реализации мероприятий, направленных на развитие не только малого предпринимательства, но и кредитной кооперации, что обеспечивает комплексность в решении поставленных задач.
Рис. 2. Приоритетные формы государственной поддержки малого предпринимательства
При разработке программы государственной поддержки и развития предпринимательства АПК помощь со стороны государства должна выражаться в создании благоприятных условий для развития предпринимательства. Государство должно улучшать внешнюю среду для развития предпринимательства -совершенствование нормативной правовой базы, принятие мер по уменьшению административных барьеров, привлечение субъектов предпринимательства при формировании и размещении государственных контрактов и т.д.
Кроме того, необходимо создать благоприятный образ предпринимателя и усилить пропаганду положительного имиджа предпринимательской деятельности. В данном случае необходимо выделить через СМИ успешных предпринимателей региона, которые добились личного успеха и активно оказывают социальную помощь на своем предприятии или в регионе в целом. Это позволит «поднять» до данного положительного уровня других предпринимателей.
При разработке программы поддержки необходимо выделить приоритеты и стратеги развития предпринимательства, особенно в рентабельных отраслях малого и среднего бизнеса. Это предполагает сплошной мониторинг всех действующих субъектов предпринимательства (крупные, средние и малые предприятия) и выделение механизмов сочетания данных субъектов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства. Если рассматривать сельское хозяйство, то рентабельность крупных хозяйств составила - 8,1%, а участие крестьянских (фермерских) хозяйств в сфере сельского хозяйства составила 4,1%. Данные цифры показывают, что развитие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве является приоритетным направлением. Государственные мероприятия по стимулированию предпринимательской деятельности должны осуществляться по двум направлениям. Во-первых, развитие предприимчивости сельского населения (напомню, что в Чувашии около 40% населения сельские жители) в рамках роста фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и увеличения материальной и уголовной ответственности руководителей крупных сельскохозяйственных предприятий. Во-вторых, государство должно стимулировать сбыт сельскохозяйственной продукции путем регулирования тарифов на энергоресурсы, проценты по кредитам, закупочные (отпускные) цены и т.д.
Немаловажным является повышение эффективности использования бюджетных ресурсов на проведение комплекса мероприятий по поддержке предпринимательства. Это означает, что помощь должна осуществляться адресно или на специальные виды деятельности и не по остаточному принципу, а по необходимости. Зачастую происходит выделение больших финансовых ресурсов на развитие предпринимательства, а предприниматели или не информированы, или не имеют возможность воспользоваться данными ресурсами. Государство должно усилить пропаганду мероприятий по стимулированию развития предпринимательства.
Таким образом, усиливая поддержку со стороны государства и стимулируя предпринимателей, можно ускорить темпы экономического роста в АПК.
Литература
1. Агропромышленный комплекс Чувашии, 2008: стат. сборник / Чувашстат. Чебоксары, 2008. 148 с.
2. Кураков Л.П. Состояние и перспективы развития экономики Чувашской Республики / Л.П. Кураков, Н.В. Федоров. М.: Пресс-сервис, 1997. 360 с.
3. Лукьянова Е. Сельское предпринимательство: традиции и перспективы / Е. Лукьянова // Международный сельскохозяйственный журнал. 2003. № 2. С. 32-35.
4. О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.: закон Чувашской Республики от 20.03.07. Чебоксары, 2007. 99 с.
5. Организация предпринимательской деятельности и безопасности работ в агропромышленном комплексе / А.Н. Асаул [и др.]. СПб.: СПбГАУ, 2001. 378 с.
6. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства с основами сельского предпринимательства / Н.А. Попов. М.: ЭКМОС, 1999. 351 с.
7. Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2004-2010 годы: республиканская целевая программа: утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.11.2004 № 287 // \м\«\«.сар/ги.
8. Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2005-2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2004 г. № 309 // \м\«\«.сар/ги.
9. Чувашия, 2008: стат. сборник / Чувашстат. Чебоксары, 2008. 155 с.
ТЮМЕРОВА ИРИНА БОРИСОВНА родилась в 1978 г. Окончила Чувашский государственный университет. Старший преподаватель кафедры экономических теорий Волжского филиала Московского автомобильно-дорожного института. Область научных интересов -вопросы развития предпринимательства в Чувашской Республике во всех сферах народного хозяйства, в том числе и в АПК. Автор 14 научных статей и 1 монографии.