Научная статья на тему 'Государственные корпорации в России: историко-правовой аспект'

Государственные корпорации в России: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ В РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные корпорации в России: историко-правовой аспект»

11.7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Сафонов С.Б., аспирант

Казанский государственный университет Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В Российской империи развитие государственного акционерного дела шло с существенным отставанием от передовых европейских стран. Попытка впервые учредить в России акционерные компании была предпринята Петром I после возвращения из его поездки в Европу в 1699 году. Но этот указ не привел к образованию акционерных компаний. В 1739 году был составлен проект учреждения государственной компании для торговли с Китаем. Сенат рассмотрел проект и вынес решение о начале записи в Коммерц-коллегии всех лиц, пожелавших участвовать в компании с указанием размера вкладываемого капитала. Однако на призывы правительства никто не откликнулся. То же самое повторялось в 1740 и 1741 году.1

Ученые придерживаются по этому поводу мнения, что крупные капиталисты того времени были поставлены в исключительно привилегированное положение, их свобода была чрезмерна и по существу безответственна. Таким образом, экономического смысла в объедении не было.

Впервые от проектов к делу перешли в 1757 году, когда была создана «Российская Константинопольская компания». В 1758 году создали «Компанию Персидского торга». 1794 году была создана знаменитая «Русско-Американская компания». Она образовалась из частных промысловых обществ, появившихся после открытия Алеутских островов и северозападного побережья Америки в 1741 году. Указом от 8 июля 1799 года эта компания была принята под «Высочайшее покровительство».

Таким образом, государство стимулировало вступление к корпорацию частных лиц.

Российское законодательство, призванное регулировать акционерные отношения, вплоть до 1917 года было недостаточно развито, как того требовало время. Практически все нормы права, регулирующие порядок создания и деятельность акционерных обществ, содержались во втором отделении главы «О товариществах» ч.1 т. 10 Свода Законов Российской Империи. Второе отделение, называвшееся «О товариществах по участкам или компаниях на акциях», представляло собой мало измененную копию Положения «О компаниях на акциях» 1836 года. Многочисленные

1 Леонтьев Р. Г. Генезис корпораций: монография / Р. Г. Леонтьев, Ю. А. Голикова.- Хабаровск : Изд-во ДВГУПС , 2006. С. 196.

попытки совершенствования акционерного законодательства неоднократно предлагались во второй половине XIX века. Следует отметить, что специального раздела, который регламентировал бы деятельность государственных компаний не было.

В 1859 году Министерством финансов России были начаты работы по подготовке нового положения «О товариществах по участкам или акционерных компаниях», которые были завершены в 1867 году. В том же году этот проект был отвергнут Государственным Советом. Следующий проект, разработанный за два года (1870-1872 годы), даже не дошел до рассмотрения на Государственном Совете.

В дореволюционной России акционерные общества создавались в разрешительном порядке, что влекло за собой длительную процедуру согласования их уставов в Комитете министров, а иногда, и в Государственном Совете. Специалисты отмечали, что в этот период положение акционерных обществ регулировалось в большей степени не нормами «Свода Законов», а административными предписаниями. Они издавались отдельно для каждого вновь возникающего общества в процессе утверждения его устава. Зачастую предписания противоречили нормам закона либо устанавливали особый статус корпорации. Эти предписания образовывали «что-то вроде обычного административного акционерного права, существующего независимо от действующего общего закона и вопреки ему».

Русское дореволюционное законодательство допускало возникновение акционерных компаний, преследующих как торговые, так и неторговые цели. Это вытекает из смысла ст. 2191 т. 10 «Свода Законов». К 1916 году в Российской империи было учреждено 2956 акционерных компаний с капиталом 5,5 млрд. руб.

В первые годы советской власти существование негосударственных коммерческих компаний было исключено. Но необходимость заставила новую власть пойти на правовое признание акционерных обществ. 1 января 1923 года вступил в силу ГК РСФСР в котором 45 статей (ст.ст. 322-366) были посвящены акционерным обществам. Этот документ установил разрешительную систему учреждения акционерных обществ, общество могло выпускать именные акции на предъявителя.

К 1925 году в стране было учреждено 161 акционерное общество с общей суммой основного капитала 285315 тыс. руб. Подавляющую их часть составляли смешанные и государственные: на их долю приходилось около 80% обществ, а совокупный размер их капитала составлял 151402 тыс. руб. С 1929 года в СССР акционерные общества прекратили свое существование.

В конце 20-х начале 30-х годов прошлого века управление народным хозяйством в Советском Союзе было полностью централизовано. Функции стратегического управления сосредотачивались на уровне наркоматов (министерств), а предприятия и организа-

Сафонов С.Б.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ В РОССИИ

ции играли роль производственных объединений. Элементы систем правления были скопированы с аналогичных предприятий США и Германии.

До середины 50-х годов взаимосвязи между предприятиями в планово-административной экономике устанавливались и регулировались государством, а не непосредственными участниками. Отношения между предприятиями скорее являлись вертикальными, чем горизонтальными. Поскольку предприятия были тесно интегрированы с вышестоящими административными органами. Горизонтальные связи с другими предприятиями были довольно слабыми.

Существенные исторические преобразования двадцатого века определяли первичные характеристики корпоративной собственности на российских предприятиях.2 На протяжении этого исторического периода предпринимались попытки внедрить различного рода интегрированные объединения: комбинаты, комплексы и другие формы территориальной и отраслевой организации производства с целью рационального использования ресурсов и получения народнохозяйственного эффекта.

В советский период интеграционные процессы в производстве имели свою специфику.

Создание научно-производственных объединений (НПО) и межотраслевых научно-технологических комплексов (МНТК), торгово-производственных объединений (ТПО), агропромышленных комплексов (АПК), территориальнопроизводственных комплексов (ТПК) и, наконец, государственно-производственных объединений (ГПО) было направлено на обеспечение интеграции науки и производства, преодоления технологической отсталости промышленных предприятий и активизации инновационной деятельности.3

Согласно постановлению Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. № 1737-1 «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР» под корпорацией понималось объединение предприятий4. В соответствии с п. 2 постановления устанавливался запрет для всех созданных на территории РСФСР концернов, ассоциаций, корпораций и всех других объединений предприятий осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятиям.

В это время действовал Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в гл. 2 «Организационно-правовые формы предприятий» которого была предусмотрена такая самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица, как «объединение предприятий». В соответствии со ст. 13 указанного Закона предприятиям предоставлялось право объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Поскольку в Законе не используется термин «корпорация», а перечень разновидностей «объединения предприятий» является открытым, видимо, «корпорация» как разновидность этой организационно-правовой формы имела право на существование, относясь к тем другим объединениям, о которых шла речь в Законе.

2 Леонтьев Р.Г. Ук. соч. С. 198.

3 Могилевский С. Д. Корпорации в России : правовой статус и основы деятельности : [учебное пособие] / С. Д. Могилевский, И. А. Самойлов ; Нац. совет по корпоративному упр., Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Гос. ун-т упр. .- Москва : Дело , 2007. С. 20

4 Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 43.

Исходя из смысла п. 2 ст 13 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», предусматривающей возможность создания объединений на основе свободы выбора организационной формы объединения, можно сделать вывод, что и «союз», и «ассоциация», и «концерн», и «корпорация» -- это самостоятельные организационноправовые формы объединения.

Таким образом, «корпорация» была отнесена к самостоятельной форме «объединения предприятий», и на тот момент это не противоречило действующему законодательству.

Согласно п. 1 и 2 ст. 13 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» можно выделить три положения, характеризующие «объединения предприятий» (а значит, и корпорации):

- они могли создаваться на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии;

- предприятия, добровольно входящие в состав объединения, сохраняли свою самостоятельность и права юридического лица;

- руководящие органы объединения не обладали распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняли свои функции на основании договоров с предприятиями.

Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы»5, согласно которому в целях создания механизма государственных закупок товаров для государственных нужд и государственной поддержки отдельных производств и направлений деятельности, а также создания условий для реализации Закона РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом поручалось учредить до 1 октября 1992 г.:

- для участия в осуществлении государственных закупок товаров общепромышленного применения и народного потребления акционерное общество «Федеральная контрактная корпорация «Росконтракт» «(АО «Росконтракт»);

- для участия в осуществлении государственных закупок зерна, хлебопродуктов и продуктов зернопереработки, а также их производства и хранения акционерное общество «Федеральная контрактная корпорация «Росхлебопродукт « (АО «Росхлебопродукт»).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. № 184 «О создании Государственной инвестиционной корпорации»6, согласно которому образовывалась Государственная инвестиционная корпорация в организационно-

правовой форме - государственное предприятие.

Рассмотрев историко-правовые предпосылки становления государственных корпораций в России можно сделать вывод о том, что данная организационно-правовая форма существовала в нашей стране с XVIII века.

Наибольшее развитие она получила в советский период. Историко-правовое развитие данной формы юридических лиц характеризовалось отсутствием единого статуса. Для каждой государственной корпорации он устанавливался отдельно. Государственным корпорациям присущ особый вид взаимоотношений с государством, обусловленный их деятельностью. Перейти на Главное МЕНЮ

5 САПП. 1992. №6. Ст. 321.

6 Российская газета. 1993. 10 февр.

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.