Научная статья на тему 'Государственные корпорации в экономике Вьетнама'

Государственные корпорации в экономике Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / VIETNAM / GOVERNMENT-OWNED CORPORATIONS / BANK LOANS / RESTRUCTURING / DEVELOPMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ла Мань Тханг

Государственные корпорации играют значительную роль в современной экономике Вьетнама, однако вследствие неэффективного управления они создали препятствия для экономического развития страны, а также оказали негативное воздействие на имидж Вьетнама. Поэтому в целях восстановления доверия инвесторов и улучшения результатов деятельности государственных корпораций Вьетнамское правительство поставило перед ними перспективные задачи, направленные на разработку стратегий развития до 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government-owned corporations in Vietnam’s economy

Government-owned corporations play a significant role in the modern economy of Vietnam. However with the weakness of corporate management they have created obstacles to the economic growth and had a negative impact on the image of Vietnam. Therefore, to improve this situation, government-owned corporations should perform tasks to work out development strategies to 2015 set by the Government of Vietnam.

Текст научной работы на тему «Государственные корпорации в экономике Вьетнама»

Государственные корпорации в экономике Вьетнама

Понятие «государственная корпорация» (ГК) является широко распространенным, оно используется в большинстве стран мира. При этом общим принципом является то, что государственные корпорации создаются на основании специальных законодательных актов, принимаемых парламентами государств, их советы директоров формируются правительством или парламентом, и они подотчетны парламенту или президенту страны.

Во Вьетнаме ГК играют важную роль в экономике как инструмент для управления и обеспечения макроэкономической стабильности и реализации социальной политики. На данный момент во Вьетнаме действуют 12 государственных корпораций, которые обладают 30% общей стоимости активов в экономике, 51% совокупного капитала и обеспечивают занятость для 40% сотрудников государственного сектора1. В списке 500 крупнейших предприятий Вьетнама первые позиции главным образом занимают государственные предприятия, в том числе государственные корпорации.

Как известно, все вьетнамские корпорации сформировались на основе небольших предприятий, демонстрировавших, как правило, неэффективное управление. Более того. они привыкли полагаться на государственные субсидии. Большинство ключевых должностей в них распределялись по политическим основаниям, а не с учетом деловых качеств сотрудников, что приводило и приводит к негативным последствиям для всей экономики2.

1 Le Nguyen - Tap trung tai co cau cac tap doan, tong cong ty nha nuoc - www.cpv.org.vn/cpv/modules/news/newsdetail.aspx?cn_ id=496533&co_id=30066#

2 Le Nguyen: Tap trung tai co cau cac tap doan, tong cong ty nha nuoc - http://www.cpv.org.vn/cpv/modules/news/newsdetail.aspx?cn_ id=496533&co id=30066#

Ла Мань Тханг

УДК 339.942 (597) ББК 65.6 Л-210

Таблица 1

Крупнейшие предприятия Вьетнама в 2011 г.

(по объему выручки)

Место Название компании Сфера деятельности

1 Вьетнамская нефтегазовая корпорация «ПетроВьетнам» Разведка, добыча и нефтесервис

2 Национальная вьетнамская нефтегазовая корпорация «Петролимек» Торговля нефтью, газом, топливом и нефтепродуктами

3 Вьетнамская телекоммуникационная корпорация «ВНПТ» Телекоммуникации и информационные технологии

4 Вьетнамская ювелирная компания ООО «СЗШ» Добыча и торговля золотом, серебром, драгоценными камнями

5 Вьетнамская электроэнергетическая корпорация Производство и распределение электроэнергии

6 Российско-вьетнамское предприятие «Вьетсовпетро» Разведка, добыча и нефтесервис

7 Военная телекоммуникационная корпорация Телекоммуникации и информационные технологии

8 Вьетнамская минерально-угольная корпорация «Винакомин» Добыча и торговля углем

9 Вьетнамская нефтегазовая компания «ПВОйл» Торговля нефтью, газом, топливом и нефтепродуктами

10 Сельскохозяйственный банк развития «Agribank» Банковская деятельность

Источник: составлено по http://www.vnr500.com.vn.

Исследование, проведенное Центром экономических и политических исследований Вьетнама, показывает, что в Юго-Восточной Азии степень отраслевой диверсификации вьетнамских корпораций самая высокая - 6,4%, в то время как данный показатель в Индонезии составляет 2,1%, Филиппинах - 3,1%, Таиланде - 3,5%, Китае - 2,3%. Однако при этом не достигается более высокая народнохозяйственная эффективность деятельности вьетнамских корпораций3.

По состоянию на сентябрь 2011 года непогашенные банковские кредиты 12 государственных корпораций достигли 218738 млрд вьетнамских донгов (УКБ), что

3 Веб-сайт «Инвестиционный обзор Вьетнама» - http://www.baodautu.vn

составляет 9% общей суммы выданных кредитов банковским сектором и 53% общей задолженности государственных предприятий. Среди них первое место занимает вьетнамская нефтегазовая корпорация «ПетроВьетнам» с общей задолженностью в 3,6 млрд долларов, за ней следуют вьетнамская электроэнергетическая корпорация с 3,14 млрд долларов долга, вьетнамская минерально-угольная корпорация «Винакомин» - 1 млрд долларов, судостроительная корпорация «Вина-шин» - 980 млн долларов4. Такая ситуация привела к увеличению плохих долгов у банков, негативно воздействовала на национальную финансовую систему, обусловила снижение международного кредитного рейтинга организаций Вьетнама. Для решения этой проблемы необходимо принять следующие меры.

* Первый шаг: сократить объем плохих кредитов государственных корпораций до допустимого уровня.

* Второй шаг: провести реструктуризацию всех государственных корпораций.

Существует два способа ликвидации плохих кредитов: во-первых, совершение

операций купли-продажи долгов на основе договоренностей между третьими организациями и банками-кредиторами. Во-вторых, государство выделяет денежные средства госбанкам, осуществляющим куплю-продажу долгов, которые впоследствии становятся акционерами банков, продающих долги5. Когда эти банки вновь обретут финансовую устойчивость, государство может продать свои акции и вернуть свои средства. Такая практика распространена во многих странах мира. При этом государственный банк при выкупе безнадежных долгов слабых банков должен рассмотреть три вопроса: оценить собственные финансовые ресурсы, изучить нормативно-правовую базу деятельности в сфере купли-продажи долгов, рассчитать точную цену покупки и определить форму отчуждения средств в будущем, чтобы уменьшить до минимума потери государственного бюджета. Кроме того, центральный банк также наблюдает за процедурой назначения ответственных лиц, занимающихся финансовым надзором в коммерческих банках. Однако указанные меры носит лишь временный характер, важнее провести реструктуризацию ГК с учетом следующих принципиальных положений.

ГК занимаются только основными сферами экономики и секторами, способствующими развитию и повышению эффективности деятельности в ключевых отраслях. ГК до 2015 года должны завершить отчуждение своих активов, не связанных с основными видами деятельности, следующими способами: либо продать часть активов ГК организациям за пределами корпорации, либо передать активы государственным корпорациям, работающим в соответствующих секторах.

4 Pham Tuyen: Xu ly 415 ngan ty dong no ra sao - http://www.tienphong.vn/Kinh-Te/579732/ Xu-ly-415-ngan-ty-dong-no-ra-sao-tpp.html

5 Luu Hao: Ai la nguoi se ganh no xau - http://www.thesaigontimes.vn/Home/taichinh/ nganhang/77714/Ai-la-nguoi-cuoi-cung-ganh-no-xau?.html

На основе перераспределения функций, задач и направлений деятельности ГК должны разработать стратегию развития до 2015 года в соответствии с потребностями рынка, финансовыми и управленческими возможностями; осуществить реструктуризацию организаций, входящих в ГК, с целью повышения специализации производства, не допуская внутренней конкуренции; решительно осуществлять ликвидацию предприятий, работающих неэффективно, на протяжении длительного времени фиксирующих убытки. По нашему мнению, необходимо:

0 ускорить процесс приватизации государственных корпораций, а также совершенствовать механизм взаимодействия предприятий-участников корпорации на основе хозяйственных договоров. Материнская компания (корпорация) должна наладить эффективный контроль в отношении своих дочерних предприятий в соответствии с положениями законодательства и своевременно устранять нарушения, применять все необходимые меры с целью повышения эффективности производства и деятельности этих предприятий;

0 усовершенствование управленческого аппарата, улучшение подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для удовлетворения потребностей управления предприятием в условиях рыночной экономики; строгое выполнение контроля и надзора, особенно внутреннего контроля, внутреннего аудита, уделяя особое внимание управлению финансовыми рисками для принятия своевременных мер по предотвращению/снижению рисков, корректировке производственных планов и бизнес-процессов;

0 активное проведение прикладных исследований, инвестирование в технологические инновации, добиваясь постепенного увеличения добавленной стоимости продукции и услуг, соблюдая при этом экологические стандарты;

0 обеспечение гласности и прозрачности в использовании инвестиционных ресурсов, финансовом управлении, государственных закупках, распределении доходов, кадровой политике, в заключении и выполнении хозяйственных договоров.

Таким образом, несмотря на имеющиеся трудности и проблемы, надо отметить большое влияние ГК на экономику Вьетнама и очевидный потенциал их дальнейшего развития. Они должны играть решающую роль именно в тех областях, где присутствует высокая степень риска и требуется значительный капитал, чувствительных для национальной безопасности.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Государственные корпорации в зарубежных странах / Обзор / Управление планирования и стратегического развития ГК «Агентство по страхованию вкладов» (http://www.asv. org.ru/agency/methodological/001/).

Каплин С.Ю. Государственная корпорация как субъект права // Дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Приволжский федеральный университет. Самара: 2011 - 248 с.

Колесник И.Ю. Создание и деятельность государственных корпораций // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование (научный журнал), 2009, №2, том 2, сс.85-109.

Степенов В. А. Государственная корпорация как институт рыночной экономики // Дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук, факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. М: 2011 - 168 с.

Республика Беларусь: положительное сальдо внешней торговли составило более 2 млрд долл.

Положительное сальдо внешней торговли товарами Беларуси за январь-июль 2012 года составило 2 млрд 13,8 млн долл., - сообщили в Национальном статистическом комитете. За аналогичный период 2011 года Беларусь имела отрицательное сальдо торгового баланса товарами, которое составляло 3 млрд 434,4 млн долл.

Внешнеторговый оборот товарами за январь-июль нынешнего года возрос на 15% к уровню аналогичного периода прошлого года и достиг 56 млрд 507,8 млн долл. При этом экспорт увеличился на 28,1% до 29 млрд 260,8 млн долл., импорт -на 3,7% до 27 млрд 247 млн долл.

Со странами СНГ товарооборот составил 31,74 млрд долл. (темп роста 118,1%), экспорт - 13,3 млрд долл. (117,5%), импорт - 18,44 млрд долл. (118,7%).

Товарооборот со странами Таможенного союза в январе-июле возрос на 18,9% и составил 26,7 млрд долл. Экспорт увеличился на 10,3% до 9,56 млрд долл., импорт - на 24,3% до 17,14 млрд долл. Товарооборот с Россией достиг 26,15 млрд долл. (рост на 18,9%). При этом экспорт составил 9,08 млрд долл. (рост на 9,5%), импорт - 17,07 млрд долл. (рост на 24,6%). С Казахстаном общий объем торговых операций составил 553,3 млн долл. (рост на 18,7%), экспорт - 479,4 млн долл. (рост на 27,3%). Импорт из Казахстана снизился до 82,7% к соответствующему уровню прошлого года и составил 73,9 млн долл.

Со странами вне СНГ товарооборот за январь-июль увеличился на 11,3% до почти 24,8 млрд долл., при этом экспорт достиг 15,96 млрд долл. (рост на 38,5%). Импорт за этот период снизился на 18% и составил 8,8 млрд долл. Сальдо для Беларуси сложилось положительное в размере 7,16 млрд долл. За такой же период прошлого года оно составляло 790 млн долл.

Положительная динамика продолжает сохраняться и в торговле товарами со странами Евросоюза. Здесь товарооборот составил 17,82 млрд долл. (темп роста 133,4%), в том числе экспорт - 12,95 млрд долл. (150,9%). Импорт из ЕС вырос на 2% и составил более 4,87 млрд долл. Сальдо положительное на уровне 8,076 млрд долл. В прошлом году за такой же период сальдо также было положительным, но оно составляло около 3,8 млрд долл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.