Научная статья на тему 'Государственные корпорации россии: конкурентоспособность на мировом рынке'

Государственные корпорации россии: конкурентоспособность на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / STATE CORPORATION / КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ / CONCENTRATION OF RESOURCES / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CORPORATE MANAGEMENT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / TRANSNATIONAL CORPORATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынова Л. В.

В статье освещаются основные причины появления в российской экономике такой формы организации, как государственная корпорация. Подчеркивается необходимость развития очень крупных корпораций для охвата значительных сегментов мирового рынка российской наукоемкой продукцией. Автор отмечает слабость механизмов контроля выполнения задач, соответствующих целям создания госкорпораций, объясняет необходимость разработки эффективных методов корпоративного управления для структур подобного масштаба с учетом особенностей российского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Corporations of Russia: Competitiveness in the World Market

The article reveals the main reasons for coming into being in the Russian economy such form of organization as a state corporation. The author emphasizes the need to develop very large corporations to make Russian high-tech products reach large segments of the world market. The author points out the weakness of mechanisms for monitoring tasks consistent with the objectives of establishing state corporations. She explains the need for working out effective corporate management methods which are applicable in the structures of such scale and take into account specific features of the Russian market.

Текст научной работы на тему «Государственные корпорации россии: конкурентоспособность на мировом рынке»

государственные

корпорации россии

государственные корпорации россии:

конкурентоспособность на мировом рынке

МартыноваЛ.В.

соискатель экономического факультета Московского государственного университета приборостроения и информатики, зам. генерального директора по маркетингу ЗАО«Центр-Пилот» И [email protected]

_Аннотация

В статье освещаются основные причины появления в российской экономике такой формы организации, как государственная корпорация. Подчеркивается необходимость развития очень крупных корпораций для охвата значительных сегментов мирового рынка российской наукоемкой продукцией. Автор отмечает слабость механизмов контроля выполнения задач, соответствующих целям создания госкорпораций, объясняет необходимость разработки эффективных методов корпоративного управления для структур подобного масштаба с учетом особенностей российского рынка.

Конец XX - начало XXI вв. ознаменовались бурным развитием экономических, политических и культурных отношений. Следствием этого стало возникновение тысяч интеграционных объединений, в которых принимало и принимает участие подавляющее большинство национальных государств [3].

Главной силой, формирующей мировое хозяйство, стала транснационализация очень крупных корпораций. Глобальные компании начали играть важную роль в силу объема контролируемых ими ресурсов. Успешное функционирование транснациональных корпораций (ТНК) привело к стремительному ожесточению конкуренции на мировом рынке. Для России это обусловило тенденцию

снижения экспортных доходов от стратегически значимых отраслей промышленности, являющихся основным финансовым источником российской экономики.

Повышение роли

транснациональных

корпораций

Структурное изменение границ корпоративного сотрудничества и транснациональных межотраслевых союзов усилило интенсивность и расширило пространственное распространение конкуренции. Также на рынке возникли новые конкуренты, усилились позиции производителей азиатских стран. Средний бизнес способен формировать рынки инноваций, однако успевать за стремительным расширением этих рынков (особенно если научные разработки внедряются в производственной сфере) и удовлетворением потребностей ему не под силу. Транснациональные корпорации стали важнейшей составной частью международной иерархии в научно-исследовательской инновационной деятельности. Это стало возможным в силу более простого доступа ТНК к финансовым ресурсам и способности создавать для себя эффективную социальную и рыночную инфраструктуру. ТНК завладевали международным рынком научных кадров, организовывали научно-технические исследования и применяли технологические инновации и разработки в глобальном масштабе. Стратегия завоевания лидерства на мировой арене, помимо концентрации ресурсов, требует высоких затрат на инновационный и корпоративный менеджмент и интеграцию смежных видов услуг. В России большой бизнес сформировался быстрее и удачнее, чем другие экономические институты, а его удельный вес и роль оказались выше, чем в большинстве развитых и переходных экономик [1]. Несмотря на это, к началу XXI века стала очевидной необходимость разработки и реализации стратегии, направленной на достижение одной из глав-

Ключевые слова:

государственная

корпорация,

концентрация

ресурсов,

корпоративное

управление,

стратегия,

транснациональная

корпорация,

эффективность

развития

Keywords:

state corporation,

concentration

of resources,

corporate

management,

strategy,

transnational

corporation,

development

effectiveness

государство иби

транс-

_национальные

_корпорации

стали важнейшей составной частью международной

юследовательской инновационной _деятельности

е юр

1 ГА

ных целей внешнеэкономической политики: обеспечение доступа российских предприятий на мировые рынки.

Особенности

государственных корпораций в России

Усиливающаяся конкуренция на международном рынке стала одной из причин перестройки организационных структур крупных отечественных компаний. В 1999 г. в России начался процесс образования государственных корпораций путем объединения нескольких игроков внутри каждого выбранного отраслевого рынка.

Процесс динамичного создания госкорпораций и расширения масштабов их деятельности породил множество дискуссий о рациональности такого направления государственной политики. Критики придержива-ся мнения, что в тенденции национализа-и крупных предприятий и целых отраслей ослеживаются черты так называемой русской модели управления, «целенаправленно подавляющей традиционно понимаемую кон-енцию» [2].

Следует отметить, что почва для предвзятого отношения к организации государственных холдингов в форме госкорпораций появляется уже в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» [4]. Анализ содержания данной статьи позволяет сделать вывод, что не существует никаких принципиальных юридических ограничений на цели и функции государственных корпораций, кроме ограничений, подразумеваемых Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. В отличие от акционерного общества с государственным участием и некоммерческого партнерства, перед организациями, образованными в форме госкорпораций, государство не несет обязательств. Также, в отличие от унитарных предприятий и автономных учреждений, госкорпорация получает имущество и денежные средства от государства в собственность.

Контроль над деятельностью госкорпораций

Совершенно очевидно, что отсутствуют общие механизмы организации, правового регулирования государственных корпораций и влияния учредителя на деятельность этих структур. В отношении каждой из госкорпораций вопросы управления и контроля регулируются отдельным законом. Иными словами, данные институты находятся практически за пределами общего правового поля.

Минимальные требования в отношении контроля учредителя за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены на предельно низком уровне - требование ежегодной публикации отчетов об использовании переданного государством имущества. Напрашивается вывод о том, что закон о создании конкретной госкорпорации способен сводить контроль над ней практически к нулю. Однако существуют корпорации, образованные в форме федеральных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ с государственным участием. Основной целью их создания провозглашается интеграция российской промышленности в мировое конкурентное пространство и концентрация ресурсов большинства производителей.

Является ли процесс концентрации ресурсов и капиталов положительным для российской экономики - вопрос неоднозначный. Российский рынок и до создания государственных корпораций был достаточно монополизирован. Совершенно очевидно, что механизмы контроля над государственными корпорациями слабее механизмов контроля над акционерными обществами, унитарными предприятиями и государственными учреждениями.

Управление в госкорпорациях

Сферы деятельности государственных корпораций разнообразны, они глубоко различны по своим задачам, функциям, базовым принципам деятельности. В 2009 г. были отсле-

...государственные корпорации находятся практически за пределами правового поля

1 ГА

жены результаты деловой активности госкорпораций на начальном этапе. В связи с этим перед правительством остро встал вопрос о юридической форме организации крупных образований, и, скорее всего, решение будет в пользу акционерных обществ. Вне зависимости от формы организации актуальным остается вопрос о необходимости совершенствования корпоративного управления внутри глобальных структур российской экономики, главным акционером которых выступает государство. Существующие в данный момент госкорпорации не соответствуют современным корпоративным стандартам управления, обладают низкой прозрачностью. Все это снижает инвестиционную привлекательность данных структур и, как следствие, целых отраслей экономики. Разработка стратегических аспектов корпоративного управления - работа, требующая илий на уровне государства и акционеров сударственных корпораций в любых фор-х образования. В связи с необходимостью и неотвратимостью выполнения большого объема работ по ановлению целей, постановке задач, выра-е стратегии, внутри каждой корпорации жны развиваться соответствующие струк-

_существующие

_в данный момент госкорпорации не соответствуют _современным

_корпоративным

_стандартам

_управления,

обладают низкой _прозрачностью

турные подразделения. Они должны отвечать за укрепление стратегических позиций глобального отраслевого бизнеса, отслеживать требования организационной эффективности: долгосрочные цели отрасли, особенности бизнес-процессов и технологий, позиции на мировом рынке. Делегирование полномочий по разработке стратегии такого уровня сторонним организациям представляется неэффективным с точки зрения концепции корпоративного управления. Помимо отмеченных выше моментов, необходимо:

- совершенствовать законодательно-нормативную базу в отношении государственных корпораций;

- четко прописать статус созданных корпораций;

- четко разграничить деятельность государственных корпораций как хозяйствующих субъектов и отраслевых интеграторов.

Литература

1. Паппэ Я.Ш. Олигархи. Экономическая хроника 1992-2000. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 17 с.

2. Прохоров А.П. Русская модель управления. -М.:Эксмо,200б. - 186 с.

3. Черников Г.П., Черникова Д.А. Очень крупные транснациональные корпорации и современный мир. - М.: Экономика, 2008. - 10 с.

4. Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», глава II, статья 7.1.

российский рынок и до создания государственных корпораций был достаточно монополизирован

Martynova L.V. _

Applicant, Department of Economics, _

Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Sciences, _

Deputy General Director for Marketing «Tsentr-pilot» (Center-pilot) CJSC _

State Corporations of Russia: Competitiveness _

in the World Market _

_Abstract _

The article reveals the main reasons for coming into being in the _

Russian economy such form of organization as a state corporation. _

The author emphasizes the need to develop very large corporations to _ make Russian high-tech products reach large segments of the world market.

The author points out the weakness of mechanisms for monitoring tasks _

consistent with the objectives of establishing state corporations. She explains _

the need for working out effective corporate management methods which _

are applicable in the structures of such scale and take into account specific _

features of the Russian market. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.