Научная статья на тему 'Государственные корпорации как инструмент интеграции предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Государственные корпорации как инструмент интеграции предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / PUBLIC CORPORATION / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY AND INDUSTRIAL COMPLEX / ГК "РОСТЕХНОЛОГИИ" / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / INTEGRATED STRUCTURES / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / HIGH-TECH PRODUCTS / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INVESTMENTS INNOVATIVE DEVELOPMENT / ROSTEKHNOLOGII PC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калимулин В.Г.

В статье раскрыто понятие «государственная корпорация» (ГК). Учредителем. ГК является Российская Федерация, наделившая новый институт государства особыми полномочиями и правовым статусом. Показана роль ГК «Ростехнологии»ее организационные преобразования оборонной промышленности России под эгидой государства могут стать основой перехода отрасли на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article reveals the concept of "public corporation" (PC). The founder of a PC is the Russian Federation, which has given special authorities and legal status to the new state institution. The author shows the role of Rostekhnologii (Russian Technologies) PC, which carries out organizational reforms in the defense industry of Russia. These reforms under the aegis of the state may become the basis of the industry's transition to an innovative path of development.

Текст научной работы на тему «Государственные корпорации как инструмент интеграции предприятий оборонно-промышленного комплекса»

оборонно-промышленный комплекс на пути к инновационному развитию

государственные корпорации

как инструмент интеграции предприятий

оборонно-промышленного комплекса

Аннотация

В статье раскрыто понятие «государственная корпорация» (ГК). Учредителем ГК является Российская Федерация, наделившая новый институт государства особыми полномочиями и правовым статусом. Показана роль ГК «Ростехнологии»: ее организационные преобразования оборонной промышленности России под эгидой государства могут стать основой перехода отрасли на инновационный путь развития.

_Ключевые слова: государственная корпорация, оборонно-промыш-

_ленный комплекс, ГК «Ростехнологии», интегрированные структу-

_ры, высокотехнологичная продукция, инвестиции, инновационное

_развитие

Калимулин В.Г.

соискатель кафедры экономической теории и предпринимательства Северо-Кавказской академии государственной службы, военный представитель Ростовского-на-Дону научно-исследовательского института радиосвязи ка11ши11п.уа1егу@ yandex.ru

^российское п

В настоящее время государственные корпорации следует рассматривать как институт перехода от недостаточно эффективной модели государственного регулирования структурных преобразований оборонно-промышленного комплекса к модели инновационного развития. Во второй половине прошлого десятилетия в России прослеживалась тенденция усиления роли государства в стратегических отраслях. Современная наука выделяет множество форм методов государственного вмешательства в экономику страны. В рамках данной статьи рассматривается деятельность государства как активного субъекта рынка по созданию сравнительно новой формы хозяйствования - некоммерческих государственных организаций, государственных корпораций. Стоит также отметить, что госрегулирование хозяйственной деятельности должно носить комплексный и систематизированный характер.

гредпринимательство, 2010, № 4 (2)

Создание самостоятельных интегрированных структур должно сопровождаться кадровой политикой, усовершенствованием институтов контроля, налаживанием внешнеэкономических связей, четкой налоговой политикой.

Предпринимательская деятельность некоммерческой организации

Понятие государственной корпорации появилось в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» [1] в 1999 году и определяется в ст. 7.1 этого закона как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Переданное имущество корпорации является ее собственностью и используется для целей, определенных законом. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, ради которых она создана [1].

Первая госкорпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО) была создана в 1999 г. и просуществовала до 2004 г. [2]. В период кризиса (1998 г.) АРКО занималось санацией развалившейся банковской системы страны и, как считается, успешно выполнило поставленные задачи.

В 2007 году аккумулированные государством резервные фонды дали возможность Правительству РФ инвестировать деньги в инновационное развитие России. Государственный смысл в действиях власти заключается в создании на основе секторов, отведенных госкорпорации, каркаса российской экономики, адекватно отвечающей стратегическим интересам развития современной России.

Правовой статус госкорпорации

С середины 2007 года ГК были предоставлены особые полномочия и уточнены особенности правового статуса. Контроль над собственностью ГК выведен из-под надзора Счётной палаты РФ и ряда других органов. ГК и Российская Федерация не ответственны по обязательствам друг перед другом, если иное не оговорено законом.

...госрегулирование хозяйственной деятельности должно носить комплексный и систематизированный характер

в 2007 году

аккумулированные

_государством

_резервные фонды

дали возможность Правительству РФ нвестировать деньги _в инновационное

.развитие России

ГК отличаются как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). В частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в отличие от ФГУП. Госкорпорация не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности, исключение составляют ряд документов, представляемых в Правительство РФ. К ним относятся: ежегодный отчет корпорации, аудиторское заключение по ению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключение визионной комиссии по результатам проверки нсовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти (ФОИВ), региональные органы власти, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность ГК.

Порядок назначения руководителя ГК находится в ведении Президента РФ. При использовании государственной земли имеются формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты РФ. Имущественный взнос Российской Федерации - есть то преимущество, на основании которого ГК подлежат контролю со стороны Счетной палаты. Предметом контроля является эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.

Предприятия «оборонки» в составе ГК «Ростехнологии»

ГК «Ростехнологии» создана с целью содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции (ВТПП) путем:

- обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей ВТПП;

- привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс [4].

российско

ское предпринимательство, 2010, № 4 (2)

На наш взгляд, основными функциями ГК «Ростех-нологии» являются:

1. Организационная, предполагающая:

- участие в реализации государственной политики и организации выполнения в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами и государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа (ГОЗ), мобилизационного плана, долгосрочных целевых программ, федеральных целевых программ (ФЦП);

- оказание содействия организации - государственного посредника при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

- содействие, организациям в разработке и производстве ВТПП, проведении перспективных исследований и развития технологий.

2. Стимулирующая, предполагающая:

- обеспечение продвижения и реализации на внутреннем и внешнем рынках ВТПП, а также результатов интеллектуальной деятельности;

- осуществление и участие в интересах организаций рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности образцов продукции гражданского, военного и двойного назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами;

- оказание содействия организациям в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство, сокращения сроков и стоимости ее создания.

3. Инвестиционная, заключающаяся в привлечении инвестиций в организации, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов ВТПП, включая продукцию военного назначения. Анализ основных целевых функций корпорации показывает, что многие из них прямо или косвенно являются по отношению к оборонно-промышленному комплексу функциями ФОИВ - Минэнерго и Минпромторга России. Указанные ведомства не только определяют основные направления реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса и формируют механизм их реализации в рамках ФЦП, но и выделяют соответствующие инвестиционные ресурсы по поддержанию и разви-

ГК «Ростехнологии»

создана с целью

содействия

разработке,

производству

и экспорту

высокотехнологичной

промышленной

продукции

росси

тию научно-технического оборонно-промышленного потенциала.

Интеграционные процессы в оборонно-промышленном комплексе

Административные и финансовые рычаги, используемые ФОИВ при управлении госсектором оборонно-промышленного комплекса, не позволили в полной мере обеспечить выполнение задач федеральной целевой программы «Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 г.)». В том числе по реализации запланированного числа (свыше 70) интегрированных структур, которых на конец 2006 г. было фактически создано лишь 24 [5].

здание интегрированных структур, обеспечива-их весь жизненный цикл вооружений, являю-хся основными субъектами ГОЗ и экспортных контрактов, было отнесено к числу приоритетных направлений реформирования ОПК. К настоящему времени создано уже более 30 интегрированных структур, которые объединяют порядка 300 предприятий-разработчиков и производителей вооружения и военной техники.

Целью интеграции изначально являлась оптимизация состава ОПК путем его сокращения и приведения в соответствие с реальными объемами про_ изводства ВВТ. Задача - повысить уровень загрузки

научно-производственных мощностей предприятий и организаций ОПК и, как следствие, снизить _ себестоимость разработки и серийного производства вооружения и военной техники, а также -

_ нагрузку федерального бюджета на их закупку.

Вместе с тем на сегодняшний момент процессы

_ создания и становления интегрированных структур,

_ к сожалению, не привели к качественному скачку и

_ улучшению состояния предприятий оборонно-промышленного комплекса. Не решены вопросы диверсификации производства и перепрофилирования предприятий, военная продукция которых не пользуется спросом.

_ Создание госкорпорации по существу обозначило

новый виток организационных преобразований

_ в оборонно-промышленном комплексе. Пройден

только этап учета и анализа предприятия, далее предстоит до сегодняшнего дня не наступивший процесс оптимизации. В этих условиях создание

шское предпринимательство, 2010, № 4 (2)

..создание крупных интегрированных

_структур

_под эгидой

государства

_может стать

_|организационной основой перехода на инновационный путь развития

ом щщ

раз

крупных ИС под эгидой государства может стать организационной основой перехода на инновационный путь развития. Создание ГК «Ростехнологии» предполагало наступление организационной стабильности, которая позволит сосредоточиться на функциональных и экономических аспектах деятельности ОПК.

Литература

1. Федеральный закон от 12.12.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 05.04.2010 № 40-ФЗ).

2. Федеральный закон от 23.12.2003. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 11.01.1995. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ».

4. Федеральный закон от 23.10.2007. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»».

5. Пименов В.В. Государственная корпорация как инструмент реализации промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе. // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2008. - № 4. - С. 56-65.

Kalimulin V.G.

Applicant, Chair of Economic Theory and Business, Northern Caucasus Academy of Civil Service, Military Representative of Rostov-on-Don Scientific and Research Institute of Radio Communication Systems

Public Corporations as a Tool for Integrating Enterprises of the Military and Industrial Complex

Abstract

The article reveals the concept of "public corporation" (PC). The founder of a PC is the Russian Federation, which has given special authorities and legal status to the new state institution. The author shows the role of Rostekhnologii (Russian Technologies) PC, which carries out organizational reforms in the defense industry of Russia. These reforms under the aegis of the state may become the basis of the industry's transition to an innovative path of development.

Keywords: public corporation, military and industrial complex, Rostekhnologii PC, integrated structures, high-tech products, investments innovative development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.