Научная статья на тему 'Государственные информационные системы как способ повышения эффективности социального управления и оптимизации работы органов власти'

Государственные информационные системы как способ повышения эффективности социального управления и оптимизации работы органов власти Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
213
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗА ДАННЫХ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / DATABASE / GOVERNMENT INFORMATION SYSTEM / MANAGEMENT / SOCIAL SERVICE OF POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко Марина Александровна, Пикалова Ольга Владимировна

В статье предложено решение задачи повышения эффективности социального управления органов власти. Рассмотрен уникальный проект в Российской федерации создания государственной информационной системы с базой данных о детях-сиротах и их потребностей. Информационная система совмещает в себе хранение, обработку данных и осуществление функции оператора передвижения очереди на получение жилых помещений. Определены пошаговые мероприятия по формированию муниципального специализированного жилищного фонда. Разработана инновационная модель реализации программы по обеспечению жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В основе модели лежит самостоятельный выбор данной категории граждан места и типа предоставляемых жилых помещений. Реализация данной инновационной концепции обеспечивает открытость и прозрачность государственных услуг, позволяет сократить расходы муниципального, краевого и федерального бюджетов. Предложенная модель, реализации мероприятий организации социального обслуживания населения, позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в определенных социальных услугах высокого качества. Инновационная модель эффективна и позволит сократить затраты на реализацию проекта и удовлетворить потребности данной категории граждан. На примере государственной информационной системы показана важность информационной модернизации работы органов власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT INFORMATION SYSTEMS AS A WAY OF INCREASING THE EFFICIENCY OF SOCIAL MANAGEMENT AND OPTIMIZATION OF WORK OF AUTHORITIES

The article proposes a solution of the problem of increasing the efficiency of social management of authorities. The unique project in the Russian Federation creation of the government information system with the database about orphan children and their needs is considered. The information system consists of storage, data processing and implementation of function of the operator of movement of waiting list for receiving housing. Step-by-step actions for formation of municipal specialized amount of housing are defined. The innovative model of implementation of the program for provision of housing for orphan children, children without parental support, and persons from their number is developed. The independent choice of this category of citizens, the place and type of the housing is the base of this model. Implementation of this innovative concept provides openness and transparency of the government services, allows reducing expenses of municipal, regional and federal budgets. The presented model of realization of actions of the organization of social service of the population allows fully satisfying needs of the population for certain quality social services. The innovative model is effective and it allows to reduce costs of implementation of the project and to satisfy needs of this category of citizens. Importance of information modernization of work of authorities is considered on the example of the government information system

Текст научной работы на тему «Государственные информационные системы как способ повышения эффективности социального управления и оптимизации работы органов власти»

УДК 338.2

08.00.00 Экономические науки

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Мирошниченко Марина Александровна к. э. н, доцент, SPIN - код 3997-9450, [email protected]

Пикалова Ольга Владимировна магистрант направления «Документоведение и архивоведение», pikalovao. [email protected] Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

В статье предложено решение задачи - повышения эффективности социального управления органов власти. Рассмотрен уникальный проект в Российской федерации - создания государственной информационной системы с базой данных о детях-сиротах и их потребностей. Информационная система совмещает в себе хранение, обработку данных и осуществление функции оператора передвижения очереди на получение жилых помещений. Определены пошаговые мероприятия по формированию муниципального специализированного жилищного фонда. Разработана инновационная модель реализации программы по обеспечению жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В основе модели лежит самостоятельный выбор данной категории граждан места и типа предоставляемых жилых помещений. Реализация данной инновационной концепции обеспечивает открытость и прозрачность государственных услуг, позволяет сократить расходы муниципального, краевого и федерального бюджетов. Предложенная модель, реализации мероприятий организации социального обслуживания населения, позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в определенных социальных услугах высокого качества. Инновационная модель эффективна и позволит сократить затраты на реализацию проекта и удовлетворить потребности данной категории граждан. На примере государственной информационной системы показана важность информационной модернизации работы органов власти

Ключевые слова: БАЗА ДАННЫХ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, УПРАВЛЕНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Doi: 10.21515/1990-4665-129-029

UDC 338.2 Economics

GOVERNMENT INFORMATION SYSTEMS AS A WAY OF INCREASING THE EFFICIENCY OF SOCIAL MANAGEMENT AND OPTIMIZATION OF WORK OF AUTHORITIES

Miroshnichenko Marina Aleksandrovna

Cand.Econ.Sci., Associate professor,

RSCI SPIN - code 3997-9450, [email protected]

Pikalova Olga Vladimirovna undergraduate student, Document and Archive Science», [email protected] Kuban state university, Krasnodar, Russia

The article proposes a solution of the problem of increasing the efficiency of social management of authorities. The unique project in the Russian Federation - creation of the government information system with the database about orphan children and their needs is considered. The information system consists of storage, data processing and implementation of function of the operator of movement of waiting list for receiving housing. Step-by-step actions for formation of municipal specialized amount of housing are defined. The innovative model of implementation of the program for provision of housing for orphan children, children without parental support, and persons from their number is developed. The independent choice of this category of citizens, the place and type of the housing is the base of this model. Implementation of this innovative concept provides openness and transparency of the government services, allows reducing expenses of municipal, regional and federal budgets. The presented model of realization of actions of the organization of social service of the population allows fully satisfying needs of the population for certain quality social services. The innovative model is effective and it allows to reduce costs of implementation of the project and to satisfy needs of this category of citizens. Importance of information modernization of work of authorities is considered on the example of the government information system

Keywords: DATABASE, GOVERNMENT INFORMATION SYSTEM, MANAGEMENT, SOCIAL SERVICE OF POPULATION

В современных условиях одним из приоритетных направлений развития в сфере государственного управления является повышение качества предоставления услуг населению, что в значительной степени определяет качество жизни граждан, играет не последнюю роль в формировании отношения населения к органам власти [1].

Органы государственной власти при решении задач развития территорий регионов определяют потребность в формировании региональной политики, направленной на организацию уникальной модели стратегического управления социально-экономическими процессами территорией, исходя из ее особенностей, а также наличии и совершенствовании стратегических ресурсов [2]. В государственном управлении востребованы новейшие информационные технологии. Современные исследователи фиксируют преимущество инвестиций в информационные технологии по сравнению с вложениями в основные средства [3]. Государственные информационные системы (ГИС) призваны упростить и автоматизировать многие процессы обработки данных, их хранение и предоставление потребителю. Изменение государственного строя, повлекшее за собой значительные изменения структуры государственного управления, не могли не ознаменоваться административной реформой. Одним из приоритетных направлений административной реформы была выдвинута задача повышения качества государственных услуг.

В выступлении В. Путина перед доверенными лицами [4] отмечалось, что преобразования, проводимые в системе исполнительной власти, должны привести к тому, что каждый гражданин будет не только знать, но и иметь возможность реально требовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставить конкретные уровни власти. Эта тема была продолжена в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию РФ, где говорилось, в частности, что федеральные

государственные учреждения, наделенные функциями по контролю и надзору, нередко навязывают гражданам и бизнесу свои «услуги» по проведению экспертиз, консультаций и т.д.

Стратегическое развитие России в решающей степени зависит от того, удастся ли преодолеть негативные тенденции в динамике жизненного уровня, обеспечить ресурсную базу для удовлетворения приемлемого минимума социальных потребностей, оправдать связанные с реформой ожидания различных социальных групп. Отсюда вытекает необходимость проведения более осмысленной политики, основанной на учете реальной ситуации в социальной сфере. В этих условиях первоочередной становится задача повышения эффективности социального управления. Эта задача может быть решена только в случае обеспечения социального управления актуальной, достоверной и полной социальной информацией, которая позволяет судить субъекту управления о характере и особенностях протекания социальных процессов, делать выводы о силе и направленности управленческого воздействия и в конечном итоге принимать правильное управленческое решение. Также эта задача требует и технического обеспечения процессов автоматизированного сбора, хранения, обработки и анализа больших массивов данных на различных уровнях. Сфера социального обслуживания Краснодарского края как приоритетное направление администрации региона все больше набирает темпы в модернизации и переходе на автоматизированные системы обслуживания граждан. Так, например, к 2017 году Министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее - МТСР КК) уже имеет в своем составе две крупные ГИС:

- интерактивный портал службы труда и занятости населения;

- государственная информационная система с информацией о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из их числа.

Интерактивный портал, входит в состав региональных систем

взаимосвязанных с официальным Интернет-порталом государственных услуг, являясь системой обратной связи. ГИС о детях-сиротах является уникальным проектом, единственной в Российской федерации базой данных, совмещающий в себе хранение, обработку данных и в тоже время осуществление функции оператора передвижения очереди детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, на получения жилых помещений.

На данный момент, база активно модернизируется, стоит вопрос о слиянии базы данных специализированного жилищного фонда с ГИС о детях-сиротах. Создание в 2018 году первой и пока единственной в Российской федерации базы, совмещающей в себе «живую» очередь граждан, людей, обеспеченных жилыми помещениями, и полный перечень жилых помещений, предоставляемых по программе, которая позволит продвинуться социальной политике в этой области впереди всех регионов России. Оптимизация большого количества рабочих процессов, позволит предоставлять качественную, максимально удовлетворяющую услугу и

увеличит темпы реализации программы (рис. 1).

-В"'

I

База данных граждан

База данных жилых помещений

I

1

Единый ресурс обеспечения жильем детей-сирот

Рисунок 1 - Модель единого ресурса обеспечения жильем детей-сирот Планируемый к реализации проект, также позволит вместить в себя необходимую нормативную базу для операторов из муниципальных образований Краснодарского края, осуществляющих реализацию программы, в рамках передачи полномочий. Модернизированная ГИС

обеспечения жильем детей-сирот позволит внедрить инновационный алгоритм, разработанный в 2014 году подведомственным учреждением МТСР КК. Пошаговые мероприятия по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для этих целей можно представить следующим образом:

Шаг 1. Мониторинг внутренней и внешней среды социального обеспечения.

Шаг 2. Определение способа формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Шаг 3. Размещение заказов (осуществление закупок) на приобретение/строительство/участие в долевом строительстве жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Шаг 4. Заключение муниципального контракта на приобретение/строительство/участие в долевом строительстве жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Шаг 5. Создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Шаг 6. Заключение договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Шаг 7. Построение стратегии развития и определение перспектив организации социального обслуживания населения на следующий (планируемый) год.

Вышеописанная модель реализации мероприятий организации социального обслуживания населения, позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в определенных социальных услугах высокого качества. Однако по результатам аналитической работы

с 2013 по 2015 год была выявлена потребность данной категории граждан к проживанию не по месту обращения и регистрации на территории муниципального образования, а предпочтение в других районах и городах края. То есть дети-сироты изъявляют желание самостоятельно принимать участие в выборе места получения жилого помещения по договору найма на территории Краснодарского края. А также самостоятельно принимать решение в выборе типа недвижимости в рамках требований жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.

В связи с этим была разработана инновационная модель реализации программы по обеспечению жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в основе модели лежит самостоятельный выбор данной категории граждан места и типа предоставляемых жилых помещений. В рамках предлагаемой модели будут соблюдены все ранее использованные характеристики объектов: площадь помещения и начальная максимальна цена за квадратный метр. Для грамотной и эффективной организации работы предлагаем алгоритм инновационной методики, выраженный следующими шагами:

Шаг 1. Создание единого центра мониторинга рынка жилой недвижимости и формирования списка граждан стоящих на очереди для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Шаг 2. Формирование базы застройщиков (собственников), которые могут принимать участие в торгах на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

Шаг 3. Модернизация уже существующего «Центра по обеспечению и сопровождению организации обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» в

«Центр мониторинга рынка жилой недвижимости и формирования списка граждан, стоящих на очереди для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа».

Шаг 3. Сотрудничество государственных органов власти с бизнес структурами, с целью создания единой площадки выбора жилых помещений для данной категории граждан.

Шаг 4. Слияние базы жилых помещений и ГИС о детях-сиротах, внедрение ГИС «Обеспечение жильем детей-сирот».

Шаг 5. Завершающий этап, внесение изменений в Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» [5]. Данный этап должен снять полномочия с органов местного самоуправления и вернуть полномочия Краевой администрации. Тогда цикл предоставления жилого помещения гражданину будет представлен следующими этапами:

1. Постановка в очередь граждан в соответствии с определенным порядком предоставления жилых помещений, описанных в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 г. №384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», внесение информации в ГИС «Обеспечение жильем детей-сирот».

2. Мониторинг рынка жилой недвижимости подходящей под параметры проекта.

3. Размещение заказов (осуществление закупок) на приобретение/ строительство/ участие в долевом строительстве жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

4. Онлайн выбор отобранных жилых помещений гражданами подлежащими обеспечению жилыми помещениями в рамках программы в ГИС «Обеспечение жильем детей-сирот».

5. Внесение в ГИС «Обеспечение жильем детей-сирот» предоставленных гражданам жилых помещений.

Реализация данной инновационной концепции обеспечивает открытость и прозрачность государственных услуг, позволяет сократить расходы муниципального, краевого и федерального бюджетов. На примере ГИС можно говорить о первостепенной важности информационных модернизаций работы органов власти. При функционировании инновационной концепции необходимо вести мониторинг и результативность ее деятельности. Так только в 2015 году осуществлено 130 выездов в 41 муниципальное образование Краснодарского края, в ходе которых произведены осмотры 495 готовых жилых помещений, приобретенных за счет средств 2014 года. А также осмотр 1137 готовых жилых помещений, приобретенных за счет средств 2015 года или заявленных собственниками для реализации за счет средств 2015 и 2016 годов, 1438 жилых помещений на стадии строительства и 26 земельных участков, заявленных собственниками (застройщиками) под строительство жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в 2015 и 2016 году [6].

Онлайн площадка ГИС «Обеспечение жильем детей-сирот» (рис. 2) для выбора жилых помещений в рамках инновационной концепции является ключевой оптимизацией работы органов власти. Гражданин сам сможет просмотреть все параметры и характеристики помещения и принять решение о предоставление ему жилья в рамках программы, что позволит обеспечить постоянный диалог с обществом и повысить качество работы органов власти за счёт гражданского контроля.

Рисунок 2 - Порядок мероприятий организации социального обслуживания населения Таким образом, в случае создания проблемных ситуаций следует периодически проводить анализ деятельности по обеспечению жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, чтобы своевременно совершенствовать и актуализировать работу в этом направлении. Предложенная модель, реализации мероприятий организации социального обслуживания населения, позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в определенных социальных услугах высокого качества [7]. Инновационная модель эффективна и позволит сократить затраты на реализацию проекта и удовлетворить потребности данной категории граждан. Дети - сироты будут более свободны в выборе своей судьбы, смогут чувствовать себя нужными обществу и российскому государству и успешно интегрироваться в современном мире.

Библиографический список

1. Мирошниченко М.А., Мирошниченко А. А. Электронное правительство. Предоставление государственных и муниципальных услуг. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 034700 (46.03.02) «Документоведение и архивоведение»/Под ред. В.В. Ермоленко. Краснодар, 2014. 240с.

2. Деткина Д.А. Стратегическое управление территориальным развитием: техническое содействие / Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. №4. С.57-60.

3. Мирошниченко А. А. Интеллектуальный капитал в сфере управления современными информационными технологиями. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Экономика знаний: проблемы управления формированием и развитием» / отв. ред. В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. С. 362 - 372.

4. Программное выступление В. Путина перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. Известия. 2004. 13 февраля.

5. Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы».

6. www.кмцождс.рф.

7. Пикалова О.О., Мирошниченко М.А. Процессный подход в осуществлении отдельных государственных полномочий // Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции «Экономика знаний: стратегические проблемы и решения» / отв. ред. В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. 422 с. С. 318 - 323.

References

1. Miroshnichenko M.A., Miroshnichenko A.A. Jelektronnoe pravitel'stvo. Predostavlenie gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug. Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po napravleniju 034700 (46.03.02) "Dokumentovedenie i arhivovedenie"/ Pod red. V.V. Ermolenko. Krasnodar, 2014. 240 s.

2. Detkina D.A. Strategicheskoe upravlenie territorial'nym razvitiem: tehnicheskoe sodejstvie / Nauchnyj vestnik Juzhnogo instituta menedzhmenta. 2013. №4. S.57-60.

3. Miroshnichenko A.A. Intellektual'nyj kapital v sfere upravlenija sovremennymi informacionnymi tehnologijami. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Jekonomika znanij: problemy upravlenija formirovaniem i razvitiem» / otv. red. V.V. Ermolenko, M.R. Zakarjan. - Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2014. S. 362 - 372.

4. Programmnoe vystuplenie V. Putina pered doverennymi licami 12 fevralja 2004 g. Izvestija. 2004. 13 fevralja.

5. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 15 dekabrja 2004 goda № 805-KZ «O nadelenii organov mestnogo samoupravlenija municipal'nyh obrazovanij Krasnodarskogo kraja otdel'nymi gosudarstvennymi polnomochijami v oblasti social'noj sfery».

6. «Informacionno-analiticheskij sbornik po voprosam osushhestvlenija organami mestnogo samoupravlenija otdel'nyh gosudarstvennyh polnomochij v oblasti obespechenija zhilymi omeshhenijami detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, lic iz ih chisla». URL // www.kmcozhds.rf.

7. Pikalova O.O., Miroshnichenko M.A. Processnyj podhod v osushhestvlenii otdel'nyh gosudarstvennyh polnomochij // Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Jekonomika znanij: strategicheskie problemy i reshenija» / otv. red. V.V. Ermolenko, M.R. Zakarjan. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2015. 422 s. S. 318 -323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.