Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ - РОЛЬ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ - РОЛЬ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / REGION / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / THE STATE INDUSTRIAL PARK / SPECIAL ECONOMIC ZONE / TERRITORY OF THE ADVANCING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Праченко А.А.

Цель. Установить роль государственных индустриальных парков в системе механизмов инновационного развития российских регионов.Обсуждение. Индустриальные парки являются достаточно новым для российских регионов механизмом инновационного развития экономики. В научной литературе и нормативно правовых документах регионов на индустриальные парки обратили внимание после выхода в свет федеральных нормативных актов 2014-2015 гг., посвященных механизмам инновационного технологического развития промышленности. За короткий срок в научной литературе произошло широкое обсуждение роли индустриальных парков в инновационном развитии административно территориальных образований. Тем не менее, особая роль государственных индустриальных парков раскрыта далеко не в полной мере. Исследователи единодушно различают государственные и частные индустриальные парки, однако не делается серьезных попыток выделить первые из общей совокупности и выявить их роль в общей системе механизмов инновационного развития. Результаты. На основании историко логического и сравнительного анализа показана роль государственных индустриальных парков как механизма инновационного развития регионов. Показано, что возможно успешное функционирование государственных индустриальных парков как отдельных, относительно обособленных экономико организационных систем, так и в рамках территорий опережающего развития, особых экономических зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE INDUSTRIAL PARKS - ROLE IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS

Purpose. To install a role of the state industrial parks in the system of mechanisms of innovative development of Russian regions. Discussion. Industrial parks are the mechanism of innovative development of economy, rather new to Russian regions. In scientific literature and standard and legal documents of regions for industrial parks paid attention after issue of federal regulations of 2014-2015 devoted to mechanisms of innovative technological development of the industry. For short term in scientific literature there was an extensive discussion of a role of industrial parks in innovative development of administrative territorial educations. Nevertheless, the special role of the state industrial parks is opened far not fully. Researchers unanimously distinguish the state and private industrial parks, however serious attempts to allocate the first of the general set and to reveal their role in the general system of mechanisms of innovative development do not become. Results. On the basis of historical and logical and comparative analysis the role of the state industrial parks as mechanism of innovative development of regions is shown. It is shown that perhaps successful functioning of the state industrial parks as separate, concerning the isolated economical and organizational systems, and within territories of the advancing development, special economic zones.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ - РОЛЬ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ»

университет имени Г. В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. 2016. — С. 69—71.

9. Потокина С. А. Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона / С. А. Потокина, О. Н. Бочарова, О. И. Ланина // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 3. — С. 82—90.

10. Пузов Е. Н. Концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов / Е. Н. Пузов, С. Н. Яшин // Финансы и кредит. — 2006. — № 1 (205). — С. 15—19.

11. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. Книга четвертая / В. К. Сенчагов ; Институт экономики РАН. — М. : Финстатинформ, 2002. — 128 с.

12. Татаркин А. И. Изменение парадигмы исследования экономической безопасности региона / А. И. Татаркин, А. А. Куклин // Экономика региона. — 2012. — № 2. — С. 25—39.

13. Титов В. Экономическая безопасность субъекта Российской федерации /

В. Титов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 1 (53).— С. 218—221.

14. Феофилова Т. Ю. Модель управления экономической безопасностью региона / Т. Ю. Феофилова // Науковедение : интернет-журнал. — 2014. — № 6 (25). — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/ 126EVN614.pdf.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Свешникова Л. В., доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры статистики

E-mail: Oveshnikova.LV@rea.ru Тел.: 8 (499) 2379349

Воронежский государст венный университет инженерных технологий

Соколинская Ю. М., старший преподаватель кафедры экономической безопасности и финансового мониторинга E-mail: ebfm254@ya.ndex.ru Тел.: 8 (473) 255-37-82

УДК 332.142

А. А. Праченко

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ — РОЛЬ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

Аннотация: цель. Установить роль государственных индустриальных парков в системе механизмов инновационного развит ия российских регионов.

Обсуждение. Индустриальные парки я вляются достат очно новым для российских регионов механизмом инновационного развития экономики. В научной литературе и нормативно-правовых документах регионов на индустриальные парки обратили внимание после выхода в свет федеральных нормативных актов 2014—2015 гг., посвященных механизмам инновационного технологического развития промышленности. За короткий срок в научной литературе произошло широкое обсуждение роли индустриальных парков в инновационном развитии административно-территориальных образований. Тем не менее, особая роль государственных индустриальных парков раскрыта далеко не в полной мере. Исследователи единодушно различают государст венные и частные индустриальные парки, однако не делается серьезных попыток выделить первые из общей совокупности и выявить их роль в общей системе механизмов инновационного развития.

Результаты. На основании историко-логического и сравнительного анализа показана роль государственных индустриальных парков как механизма, инновационного развития регионов. Показано, что возможно успешное функционирование государственных индустриальных парков как отдельных, относительно обособленных экономико-организационных систем, так и в рамках территорий опережающего развития, особых экономических зон.

Ключевые слова: регион, инновационная инфраструктура, государственный индустриальный парк, особая экономическая зона, территория опережающего развития.

UDK 332.142

A. A. Prachenko

THE STATE INDUSTRIAL PARKS — ROLE IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS

Abstract: purpose. To install a role of the state industrial parks in the system of mechanisms of innovative development, of Russian regions. Discussion. Industrial parks are the mechanism of innovative development of economy, rather new to Russian regions. In scientific literature and standard and legal documents of regions for industrial parks paid attention after issue of federal regulations of 2014—2015 devoted to mechanisms of innovative technological development, of the in dustry. For short, term in scientific literature there was an extensive discussion of a role of industrial parks in innovative development, of administrative-territorial educations. Nevertheless, the special role of the state industrial parks is opened far not, fully. Researchers unanimously distinguish the state and private industrial parks, however serious attempts to allocate the first, of the general set and to reveal their role in the general, system of mechanisms of innovative development do not, become. Results. On the basis of historical and logical and comparative analysis the role of the state industrial, parks as mechanism of innovative development, of regions is shown. It is shown that perhaps successful function ing of the state industrial parks as separate, concerning the isolated economical, and organizational systems, and within territories of the advancing development, special economic zones.

Keywords: the region, innovative infrastructure, the state industrial, park, the special economic zone, the territory of the advancing development.

Введение

Инновационная деятельность, посмотри на длительный период применения термина, определена в Российской Федерации на нормативно-правовом уровне только в 2005 году [1]. С момента принятия нормативно-правовых актов обсуждение механизмов активизации инновационных процессов в территориальных и функциональных системах страны получило широкое распространение в научной литературе. Инновационное развитие было включено в состав стратегических целей практически во всех регионах страны. Повышенное внимание к механизмам инновационного развития является не случайным — в процессе расширения федеральной нормативно-правовой базы конкретизировались и расширялись преференции, предоставляемые как непосредственным его участникам, так и регионам, обеспечивающим их функционирование.

Методология исследования

Анализ деятельности государственных индустриальных парков сопряжен с определенными сложностями терминологического характера. Само понятие «государственный индустриальный парк» не имеет четкого определения, сформулированного на законодательном уровне. Имеет ме-

сто исходное определение — «индустриальный парк», определенное в законодательстве следующим образом: «индустриальный (промышленный) парк — совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией — коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации» [2]. В соответствии с ГОСТ Р 56301—2014 индустриальный (промышленный) парк представляет собой «Управляемый управляющей компанией комплекс объектов недвижимого имущества, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства, а также обладающий необходимым правовым режимом для осуществления производственной деятельности» [3].

В соответствии с этим Российская Ассоциация индустриальных парков определяет индустриальный парк как специально организованную для размещения новых производств территорию, обеспечен-

ную энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемую специализированной компанией [4]. Как видим, в изначально заданных условиях индустриальный парк, это — просто оборудованная промышленная площадка. Понятие «новое производство» не тождественно инновационной деятельности, оно может предполагать использование как передовых, так и сколь угодно устаревших технологий.

Инновационную направленность индустриальным паркам впоследствии придала научная литература. В частности, О. Беле-нов, Т. Смольянинова, Ю. Шурчкова добавили в понимание индустриального парка инновационность и концептуальное единство промышленного комплекса [5].

Позже акцент на высокой технологичности деятельности индустриальных парков появился и в нормативно-правовой базе — обеспечение сбалансированного территориального развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, создание в них современных диверсифицированных высокотехнологичных производств [6].

Данное дополнение не является, на наш взгляд, непременным атрибутом индустриальных парков, поскольку цели существенно зависят от инициатора и иных участников процессов их создания и эксплуатации. Например, частные индустриальные парки могут создаваться для извлечения прибыли от передачи в аренду имущества. Органы власти различных уровней могут создавать парки для привлечения инвестиций (независимо от уровня их использования для развития инновационных процессов), создания рабочих мест, пространственной локализации промышленных производств и т. д. Инновационная деятельность, пожалуй, важнейшее направление использования индустриальных парков, инициируемых, создаваемых и эксплуатируемых государством, в том числе и органами власти регионов.

Одна из проблем заключается в том, что признаки государственных индустриальных парков на законодательном уровне не определены. В то же время, поскольку индустриальный парк не является организацией, то к ним не применимы общие нормы, установленные Гражданским кодексом. Несмотря на это понятие «государственный индустриальный парк» прочно вошло в на-

учную литературу. При классификации индустриальных парков альтернативные формы собственности называются практически всеми исследователями проблем их создания и деятельности. Например, деление индустриальных парков на государственные и частные предполагают в своих классификациях М. И. Беркович, Н. И. Антипина, Б. П. Хижняков [7, 8]. Более осторожно формулирует участие государства в создании и деятельности индустриальных парков М. Б. Тулепов, используя термин «государственное участие» [9]. Несмотря на использование термина «государственный» применительно к форме собственности, авторы не определяют, каким образом определяется такая принадлежность. Достаточно обоснованной можно считать позицию компания «Терре ди Лама», реализующей проект «Европейский промышленный округ», обозначившей следующие признаки государственного парка: в составе участников — администрация субъекта РФ, муниципалитета; государственный владелец активов индустриального парка (или корпорация развития; привлекаются средства федерального, регионального и местного бюджетов [10].

Государственные индустриальные парки в регионах — сравнительный анализ практики формирования и развития

Современная практика создания и развития индустриальных парков отражает многообразие и асинхронность социально-экономических процессов в российских регионах, свойственных любым их подсистемам [11, 12, 13]. Достаточно определенно она проявляется в развитии системы индустриальных парков.

Список регионов, в которых имеются действующие государственные индустриальные парки по версии портала «Индустриальные парки и технопарки России», представлен в таблице [14]. Вышеуказанная нормативно-правовая неопределенность понятия привела к некоторому смешению организационных форм, представленных в таблице. Некоторые из них представлены не собственно индустриальными парками, а особыми экономическими зонами, территориями опережающего развития, где таковые расположены, либо имеют иное название. Тем не менее, таблица позволяет в достаточной степени сориентироваться в обширном пространстве сведений об индустриальных пар-

ках. В таблицу включены только действующие парки, поскольку состояние и перспективы проектируемых или тех, по которым принято решение о создании, оценить невоз-

можно, тем более, что региональный опыт продемонстрировал весьма значительный промежуток времени от начала процесса до его фактического развития.

Таблица

Государственные индустриальные парки в регионах РФ *

№ п.п. Регион Количество государственных парков Названия! Тип

1 Амурская область 3 «Белогорск», «Приамурская», «Свободный» ОгеепАеЫ

2 Владимирская область 1 «Ставрово» ОгеепАеЫ

3 Вологодская область 1 «Шексна» ОгеепАеЫ

4 Воронежская область 2 «Масловский», «КинЬмгкК лчшр» ОгеепАеЫ

5 Калужская область 3 «Ворснно», «Грабцево», «Калуга-Юг» ОгеепАеЫ

6 Камчатский край 1 «Камчатка» ОгеепАеЫ

7 Краснодарский край 2 «Восточная промышленная зона», «Компрессорный» ОгеепАеЫ

8 Ленинградская область 1 «Кирпичный Завод» Вго\¥пАек1

9 Липецкая область 1 ОЭЗ «Липецк» ОгеепАеЫ

10 Москва 2 ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», «Нижние котлы» ОгеепАеЫ/ Вго\¥пАек1

И. Московская область 5 «ОЭЗ ТВТ Дубна», «Бронницы», «Образцово», «Краснознаменск», ОЭЗ ТВТ «Исток» Вго\¥пАек1 / Вго\¥пйек1/ ОгеепАеЫ/ ОгеепАеЫ / ОгеепАеЫ

12 Мурманская область 2 ОЭЗ ПТ «Мурманск», «Мончегорск» Вго\¥пАек1

13 Новосибирская область 2 «Промышленно-логистический парк» «Кировский» ОгеепАеЫ Вго\¥пАек1

14 Пензенская область 2 «Отвель» «Сердобский» «Кузнецкий» ОгеепАеЫ

15 Пермский край 2 «Краснокамский», «Сода-Хлорат» Вго\¥пАек1

16 Республика Дагестан 2 «Кристалл-Сити», «КИППромКаспий» ОгеепАеЫ

17 Республика Татарстан 3 «ОЭЗ «Алабуга», «Агропромышленный парк Казань», «Иннополнс» ОгеепАеЫ

18 Ростовская область 3 «Азовский», «Сулпн» «Новоалександровскпй» ОгеепАеЫ

19 Самарская область 1 «Преображенка» ОгеепАеЫ

20 Сахалинская область 1 «Курилы» ОгеепАеЫ

21 Ставропольский край 3 «Невинномысск», «Северо-Западный», «Новоалександровск» ОгеепАеЫ

22 Тверская область 5 «Боровлево», «Две башни», «Раслово», «Композит Сити», ОЭЗ «Завидово» ОгеепАеЫ

23 Томская область 1 ОЭЗ ТВТ «Томск» ОгеепАеЫ

24 Ульяновская область 2 «Заволжье» ОЭЗ, ПТ «Ульяновск» ОгеепАеЫ

25 Хабаровский край 4 ОЭЗ ПТ «Советская гавань», «Хабаровск», «Комсомольск», «Николаевск» ОгеепАеЫ

26 Чувашская Республика 1 «Чебоксары» ОгеепАеЫ

27 Ярославская область 2 «Новоселки», «Тутаев» ОгеепАеЫ/ Вго\¥пАек1

Итого государственных парков в регионах 58

Примечание: * Составлена автором по источнику: Перечень —список индустриальных парков России — 2019 год / https://russiaindustrialpark.ru/industrialparks_catalog_perecheny_spisok_russia

В соответствии с данными таблицы выделим регионы, в которых в наибольшей степени распространены действующие индустриальные парки. Москву и Московскую область целесообразно в данном случае исключить из анализа в силу особого положения столичного региона в социально-экономическом пространстве страны. В Санкт-Петербурге, который тоже имеет особые условия развития, мы не обнаружили действующих государственных индустриальных парков, в составе действующих — только частные (7 парков).

В Амурской области зафиксировано три действующих государственных индустриальных парка. Все три созданы по типу Greenfield. Общее количество индустриальных парков — семь, в настоящее время создаются или проектируются еще четыре частных индустриальных парка. Государственный индустриальный парк «Бе-логорск» [15], расположен на территории, имеющей статус территории опережающего развития, и предлагает широкий спектр финансово-экономических преференций: пониженные тарифы страховых взносов (7,6 %) на 10 лет (ПФР — 6 % ФОСС — 1,5 % ФОМС — 0,1 %). Налог на прибыль в первые 5 лет после получения первой прибыли от 0 % до 5 %, последующие 5 лет — от 10 %; земельный налог 0 % в течение 3 лет; ускоренная процедура возмещения НДС (до завершения камеральной налоговой проверки освобождение или снижение ставки налогов на имущество; понижающий коэффициент НДПИ (0—0,8) в течение 10 лет. Режим свободной таможенной зоны для резидентов; беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОР, реэкспортный вывоз товаров (оборудования).

Меры организационно-экономического характера: сокращенное время проведения контрольных проверок; согласование внеплановых проверок с Минвостокраз-вития России; срок проведения плановой проверки не более 15 рабочих дней; сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства; проведение экологической экспертизы объектов инфраструктуры за 45 дней; получение разрешительной документации на капитальное строитель-

ство — не более 40 дней; не требуется получение разрешений на привлечение иностранных работников; льготные арендные ставки для резидентов; приоритетное подключение резидентов к объектам инфраструктуры.

В то же время резиденты отмечают нехватку кадров, в частности, одно из предприятий заявило о нехватке водителей с категорией Е. Центр занятости населения Белогорска готов их подготовить, однако сумма в 30 тыс. рублей на подготовку одного водителя представляется участникам проекта слишком значительной [15]. И это — при столь весомых финансовых и экономико-организационных преференциях.

Состав инвесторов не широк, по состоянию на середину 2019 года — шесть единиц. Объем частных инвестиций составил 4,58 млрд рублей, реализовано только два проекта с объемом инвестиций 3,1 млрд рублей и количеством созданных рабочих мест — 433. Предприятий пятого или шестого технологического уклада среди резидентов нет, инновационные и экологические цели резидентами и организаторами ТОР не заявлены [15]. Очевидно, следует учитывать, что ТОР функционирует только с 2015 года, четырехлетний период оказался недостаточным для развертывания деятельности крупных инновационно-ориентированных инвесторов.

Для небольшого муниципального образования, каковым является город Бело-горек, результаты можно считать значимыми и без реализуемой инновационной политики в сфере технологического развития. Однако, на социально-экономическое развитие региона в целом деятельность парка пока повлиять не может.

В Калужской области, одном из признанных лидеров инновационного развития РФ зафиксировано 20 частных и государственных индустриальных парков, находящихся на различных стадиях создания и функционирования. Часть из них получили соответствующий статус в 2008—2009 годах, то есть — в начале периода их официального признания в качестве форму организации промышленной деятельности. Это позволяет рассмотреть их деятельность в контексте Стратегии социально-экономического развития регио-

на на период до 2030 года, которая также была принята в 2009 году [16]. Инновационное развитие сформулировано в Стратегии как один из приоритетов на высоком уровне абстракции: «обустройство инновационно-внедренческого процесса в его целостности: от генерации идеи, апробации ее в опытно-конструкторском цикле и до промышленного производства нового продукта» [16, с. 9]. К «инвестопроводящей системе», наряду с финансовыми институтами и государственными программами федерального и регионального уровней, отнесены особые экономические зоны технико-внедренческого, промышленно-произ-водственного и туристско-рекреационного типов, государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [16, с. 17]. Более широкого освещения роль указанной программы в документе не получила. В качестве «индикаторов» инновационного развития заявлены: создание инновационной инфраструктуры; доля инновационной продукции (услуг) в общем объеме отгруженной продукции (услуг); доля разработок, выполняемых с привлечением инвестиций; число зарегистрированных патентов на изобретения; соотношение среднемесячной зарплаты и величины прожиточного минимума. Количественные параметры «индикаторов» не определены,

На момент принятия Стратегии федеральных нормативных актов, позволяющих применять преференции в отношении индустриальных парков не существовало. Они были определены только в 2014 году

[17], уточняются и дополняются в настоящее время, но действовала Государственная программа создания технопарков [18]. Хотя они и не являются аналогами индустриальных парков, но важно, что в Программе была поставлена цель создания высокотехнологичных производств в 2006—2010 годах на основе технопарков, создаваемых в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и г. Санкт-Петербурге

[18]. Начиная с 2006 года динамика инвестиций в Калужской области, ранее имевшей невысокие показатели, стала существенно выше, чем в ЦФО и РФ [19, 20].

Представляет интерес тот факт, что в качестве центров инновационного раз-

вития в Стратегии упоминаются только Калуга и Обнинск [20]. Однако, фактические развитие промышленных производств на базе технопарков, а затем — индустриальных парков локализовалось иным образом. В Калужской области возник один из крупнейших российских индустриальных парков — «Ворсино». На момент принятия Стратегии он уже получил соответствующий статус (1 апреля 2008 года). Территориальные масштабы — значительны (общая площадь 1610,6 га), по состоянию на середину 2019 года передано инвесторам — 1142,6 га, осталось свободными 325,4 га, в том числе 198 га для малоэтажного строительства [19]. Иначе говоря, площадка освоена практически полностью.

При этом, финансовые льготы относительно невелики (типичные для индустриальных парков) — освобождение от налога на имущество, снижение ставки по налогу на прибыль, зачисляемую в областной бюджет в течение первых трех лет. Установлено условие на предоставление налоговых льгот в виде объемов инвестиций по годам деятельности инвестора. Инженерная инфраструктура представлена всеми необходимыми объектами.

Необходимо отметить, что индустриальный парк четко заявил стратегические цели в области инновационного технологического развития: использование интеллектуальных энергосистем, разработка ресурсов природосберегающей энергии, разработка эффективного и широко доступного общественного транспорта.

Количество инвесторов — 39, объем инвестиций 97,9 млрд руб., в составе инвесторов восемь зарубежных компаний [19]. Значительная часть предприятий представляют высокотехнологичный сектор четвертого, пятого, и даже шестого технологического уклада: парфюмерия, косметика, фармацевтика, химическая промышленность, электрометаллургия, машиностроение, стройиндустрия, электроника, биотехнологии, нанотехнологии.

В качестве преимуществ транспортно-географического положения позиционируется близость к Москве, крупным и средним городам, железнодорожным станциям, автомобильным дорогам федерального и международного значения. В то же вре-

мя, это преимущество объективно не отличает местоположение парка от иных территорий среднего Подмосковья (Ворсино расположено в 67 км от МКАД). В непосредственной близости от индустриального парка нет крупных и даже средних городов, традиционно считающихся естественным преимуществом индустриальных парков в качестве источников трудовых ресурсов, возможностей предоставления социальных услуг и пр. Можно полагать, что именно это обстоятельство наряду с интенсивной организационной деятельностью органов власти различных уровней позволило получить столь высокий результат.

Важно, что действительно довольно хорошее транспортно-географическое положение, дополнено формированием эффективной логистической инфраструктурой европейского формата в соответствии с концепцией, разработанной Ассоциацией грузовых деревень Германии (DGG — Deutschen GVZ-Gesellschaft, Бремен, Германия) и реализуемый на принципах государственно-частного партнерства с участием Правительства Калужской области, Администрации Боровского района и частных инвесторов [19].

Менее масштабный проект — индустриальный парк «Калуга-Юг», функционирует также длительное время (присвоение статуса «Индустриальный парк» произошло 7 октября 2009), общая площадь для государственных парков невелика (152 га). Финансовые льготы, как и в «Ворсино», невелики. К числу преимуществ парка отнесены: доступность трудовых ресурсов, возможность аренды существующих производственных и складских помещений (BrownFields); развитая инженерная инфраструктура; строительство объектов под нужды конкретного заказчика (Built-to-Suit) [20]. На середину 2019 года работает семь предприятий преимущественно машиностроительного профиля, представляющих высокотехнологичные фирмы. Среди поданных заявок — также производства ряда фирм, работающих в сфере автомобилестроения. Действуют и подали заявки компании иного профиля деятельности.

Обращает на себя внимание тот факт, что управление государственными инду-

стриальными парками «Ворсино», «Калуга-Юг», «Росва», технопарк «Грабцево» были передано на раннем этапе их развития одной компании ОАО «Корпорация развития Калужской области» [21].

«Агропромышленный парк «Казань» довольно молодая организация, уставный капитал которой на 100 % сформирован за счет бюджета Республики Татарстан [22]. В данном случае организация является государственной в строго юридическом смысле. Парк заявляет в качестве миссии создание сельхозпроизводителям благоприятных условий для успешного ведения бизнеса и обеспечения потребителей натуральными, качественными продуктами питания» [23]. Парк можно рассматривать как «мини-парк» — площадь составляет всего 8 га. Финансовые и организационно-экономические льготы не позиционируются, что вполне обосновано, так как организация не является «индустриальным парком» в соответствии с российским законодательством (отсутствует управляющая компания). В составе завяленных преимуществ — возможность для сельхозпроизводителей хранить, перерабатывать, фасовать, производить и реализовы-вать свою продукцию на одной площадке; соответствие здания и оборудования европейским стандартам; обеспечение комфортных и безопасных условий для посетителей и производителей. Таким образом, органы власти республики фактически использовали терминологическую новацию для реализации функций индустриальных парков.

ОЭЗ «Алабуга» представлена в списке индустриальных парков именно в таком качестве. Но, по сути, она является совершенно иным организационно-экономическим образованием — особой экономической зоной с широким спектром финансовых льгот (включая режим свободной таможенной зоны), развитой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. На территории ОЭЗ, основанной в 2005 году, более 10 км железнодорожных путей, 30 км автомобильных дорог первой категории, свыше 200 км инженерных сетей, железнодорожный терминал, таможенный пост для резидентов [24].

В составе ОЭЗ есть и, собственно, индустриальный парк «Синергия» — мини-

парк, располагающий 200 тыс. м2 производственно-складских и офисных площадей класса А, предоставляемых в аренду. Безусловное преимущество парка — принадлежность к ОЭЗ, и, соответственно, использование широкого круга финансовых льгот (налог на имущество, на землю, на транспорт, НДС и ввозная пошлина на оборудование — 0 %; налог на прибыль в первые 5 лет (с учетом федерального налога они составляют) — 2 %, 7 % следующие 5 лет — 15,5 %; налогоплательщики могут пользоваться ускоренной схемой амортизации с коэффициентом 2 [25]. Кроме того, условия для деятельности индустриального парка можно считать уникальными, поскольку его клиентами потенциально могут быть все, — весьма крупные, производственные предприятия, работающие в условиях финансовых и организационно-экономических мер государственной поддержки. Как видим, при существенных льготах парк выполняет вспомогательные функции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Ростовской области действуют три государственных индустриальных парка: «Азовский», «Красносулинский» и «Новоалександровский».

На территории индустриального парка «Азовский» два инвестора: AGC Glass Europe — производитель стекла и компания PepsiCo [26]. Компания PepsiCo (Frito Lay), инвестировали 180 млн$ в строительство завода по выпуску продуктов питания. Предприятие работает с 2010 года. Численность работников на заводе PepsiCo в Азове — около 500 человек. Завод позиционирует свои технологии и продукцию как экологичные и энергосберегающие.

Красносулинский индустриальный парк привлек нескольких высокотех-ноличных инвесторов. В их числе компания Guardian, производящая листовое стекло и стекольную продукцию для различных отраслей промышленности. В производстве используется магнетрон-ное нано-напыление на стекле, производятся энергосберегающие, солнцезащитные и мультифункциональные стекла. Резидентом парка является американская компания PRAXAIR, осуществляющая производство промышленных газов. Объемом инвестиций около $ 22 млн Российская корпорация «ТехноНИКОЛЬ» ре-

ализовала в парке проект строительства предприятия, производящего минеральную изоляцию из базальтового волокна. В проект инвестировано более 3,5 млрд рублей. Мощность завода 1,3 млн куб. м продукции в год. Производственный процесс на предприятии безотходный, имеет замкнутый цикл. Представляет интерес тот факт, что завод «ТехноНИКОЛЬ» в Красносулинском индустриальном парке признан лучшим в своей отрасли в мире (2017 г.) [26].

Новоалександровский индустриальный парк площадью 161 га реализовал ряд проектов российских и зарубежных компаний. Один из резидентов парка — компания Coca-Cola НВС Россия. Мощность предприятия 450 млн литров в год (крупнейшее предприятие в Восточной Европе). В 2016 году завершено строительство завода по выпуску промышленных газов американской компании Air Products. Объем инвестиций в проект — 1,5 млрд рублей (крупнейшая на сегодня инвестиция Air Products в России) [26].

В качестве преимуществ парков заявлены: выгодное географическое положение; обширные потребительские рынки; широкий выбор мест расположения новых предприятий; низкие издержки при реализации производственных проектов; субсидии на создание инженерной инфраструктуры; простота и низкая стоимость разрешительных и согласовательных процедур; качественные и доступные трудовые ресурсы [26]. Финансовые преференции не позиционируются в составе преимуществ. Иннова-ционность производств не рассматривается в качестве приоритета, тем не менее, фактически в них сконцентрированы значительные мощности высокотехнологичных производств.

Как видим, все три государственных индустриальных парка Ростовской области акцентировали внимание на привлечение крупных производителей мирового или европейского уровня, располагающих современными технологиями, что соответствует общим целям промышленного развития страны и региона.

В составе индустриальных парков Ставропольского края лидером считается региональный индустриальный парк «Невинномысск», основанный в 2010 году

[27]. Заявленные преференции типичны для индустриальных парков в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ [28]. Площадь парка достаточно обширная (в различных источниках приводятся разные данные, по сведениям Корпорации развития Ставропольского края — 206,5 га [29]. Профили деятельности инвесторов: металлургия, строй-индустрия, логистика, оптовая торговля. Осуществляют деятельность 10 резидентов, объем инвестиций составил 12,5 млрд рублей, создано 1150 новых рабочих мест. В 2017 г. привлечены два крупных резидента: ООО «АЛЬП», ООО Стекольный завод «ГЛАСС ИНДАСТРИС». Первый осуществляет производство быстрорастворимых минеральных удобрений с применением инновационных технологий (инвестиции — около 2,3 млрд рублей, создано 525 новых рабочих мест. В строительство стеклотарного завода вкладывается более 1,2 млрд рублей, создается 159 новых рабочих мест [29].

Инновационная направленность и ориентация на высокие технологии не заявлены в качестве приоритетов, однако, фактически на площадке функционируют высокотехнологичные предприятия, существенно влияющие на социально-экономическое развитие региона.

В списке индустриальных парков и технопарков представлена ОЭЗ «Завидово» (Тверская область). Однако, в составе резидентов и инвесторов индустриальные парки, в отличие от ОЭЗ «Алабуга», индустриальные парки не заявлены. То есть данную организационную форму нельзя рассматривать в качестве индустриального парка.

Индустриальный парк «Композит Сити» (Тверская область) занимает территорию ОАО «Тверьстеклопластик» площадью 28 га. Изменение статуса промышленной площадки было призвано переформатировать завод в объединение разработчиков и производителей композитных материалов. По сведениям инвестиционного портала Тверской области, ОАО «Тверьстеклопластик» является единственным резидентом парка [30]. Перспективы парка в сфере инновационной и высокотехнологичной экономики, а также — привлечения инвестиций, четко не обозначены.

Числящаяся в списке действующих индустриальных парков ОЭЗ ПТ «Советская гавань» (Хабаровския край), решение о создании которой было принято в 2009 году, судя по информации сайтов различных организаций, не функционирует [31].

В остальных регионах государственные индустриальные парки представлены одной — двумя единицами, что не исключает их влияния на инновационное развитие административно-территориальных образований, но затрудняет сколько-нибудь репрезентативный обзор.

Выводы

Создание и развитие индустриальных парков в регионах Российской Федерации имеет непродолжительную историю. Их функционирование осуществляется в рамках программ и проектов промышленного развития, существенным компонентом которого является инновационная деятельность, понимаемая в широком смысле слова.

Важное значение для развития государственных индустриальных парков имеет позиционирование регионов в качестве перспективных в промышленном отношении в документах федерального уровня.

Действующие государственные парки зафиксированы в 27 регионах, из них в восьми количество государственных индустриальных парков колеблется от трех до пяти, в десяти — по два, в остальных — по одному.

Анализ организаций и организационных форм, представленных в списках различных порталов, показывает, что не во всех случаях речь идет о государственных индустриальных парках, сформированных в соответствии с законодательством РФ.

В целом анализ позволяет утверждать, что созданные государственные индустриальные парки в основном выполняют активные инновационные функции технико-технологического и организационно-экономического свойства.

Весьма успешным в большинстве случаев является опыт использования индустриальных парков для активизации деятельности особых экономических зон,

территорий опережающего развития, при реализации программы развития моногородов.

Достаточно успешно используют своеобразный бренд «индустриальный парк», «агропромышленный парк» и др. для организации деятельности государственных предприятий в сфере торговых, логистических и иных услуг.

В то же время, можно заметить достаточно длительный период «развертывания» государственных индустриальных парков, что не позволяет в полной мере реализовать их преимущества в первые годы после принятия решения об их создании. Это же обстоятельство обусловливает отсутствие действующих государственных индустриальных парков в большинстве регионов страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: утверждены Правительством РФ 05.08. 2006 № 2473н-П7. — Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/ base/141682

2.0 промышленной политике в Российской Федерации : федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа: https://www.zakonrf.info/doc-33157008/gll-st3/

3.ГОСТ Р 56301-2014 Индустриальные парки. Требования (с Изменением № 1). — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200115731

4. Officiai site of the Russian Association of Industriel Parks [site], —URL: http://www. indp arks.ru/ru/about/info.

5. Беленое О. H. Индустриальные парки: сущность и основные характеристики / О. Н. Беленов, Т. Ю. Смольянинова, Ю. В. Шурчкова // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал. — 2013. — № 1 (33). — Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3306/

6.06 утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г.

№ 328 с изменениями и дополнениями от 31 марта 2017 г., 10 февраля, 30 марта, 1 октября, 14 декабря 2018 г., 29 марта 2019 г. — Режим доступа: https://base. garant.ru/70643464/c97cd9b59d97ee89f8842 c374b081d6f/#block_7000

7. Беркович М. И. Особенности и классификация индустриальных парков: региональный аспект/М. И. Беркович, Н. И. Антипина // Вестник Костромского государственного технологического университета. Серия: Экономические науки. — 2013. — № 1 (3). — С. 25—28.

8. Хижняков Б. П. Особенности индустриальных парков и их классификационные признаки / Б. П. Хижняков // Социально-экономические явления и процессы. — 2015. — Т. 10. № 10. — С. 184—188.

9. Тулепов М. Б. Направления совершенствования деятельности индустриальных парков для малого и среднего бизнеса / М. Б. Тулепов // Вестник Самарского государственного университета. — 2015. — № 7 (129). — С. 74—80.

10. Компания Терре ди Лама представляет проект «Европейский промышленный округ». — Режим доступа: http://volpark.ru/ ob-okruge/

11. Трещевский Ю. И. Асинхронность как свойство социально-экономических систем / Ю. И. Трещевский, В. Н. Эйтингон, А. И. Щедров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2010. — № 2. — С. 23—27.

12 .Ri,sin I.E. Public Authorities and Business on the Possibilities of Region's Development /1. E. Risin, Y. I. Treshchevsky, M. B. Tabachnikova, G. N. Franovskaya // In: Popkova E. (eds) Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Contributions to Economics. Springer, Cham, 2017. — P. 55—62.

13. Dvitry A. Endovitsky. Analysis of the economic optimism of the institutional groups and socio-economic systems" / Dvitry A. Endovitsky, Maria B. Tabachnikova, Yuri I. Treshchevsky //ASERS. Journal of Advanced Research in Law and Economics. — 2017. — Volume VII. — Issue 6 (28). — P. 1745—1752.

14. Перечень — список индустриальных парков России — 2019 год. — Режим доступа: https://russiaindustrialpark.ru/

industrialparks_catalog_perecheny_spisok_ russia

15. ТОР «Белогорск»: http://tor.belogorck. ru/. — Режим доступа: http://tor.belogorck. ruttp://tor.belogorck.ru/index.php/tor-belogorsk/ rezedenty

16. О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года : постановление Правительства Калужской области от 29 июня 2009 года № 250. — Режим доступа: https:// admoblkaluga.ru/upload/mineconom/strategy/ strateg/strategy_2017_318.pdf

17. О промышленной политике в Российской Федерации : федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа: https://base.garant.ru/70833138/

18. Создание в российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий : государственная программа (одобрена распоряжением Правительства российской Федерации от 10 марта 2006 года № 328-Р). — Режим доступа: http://federalbook.ru/files/ SVAYZ/saderzhanie/Tom%205/IX/gos%20 programma.pdf

19. Индустриальный парк «Ворсино» / официальный сайт. — Режим доступа: http: //indp ark .vor sino .com/

20. Инвестиционный портал Калужской области. — Режим доступа: http:// investkaluga.com/industrialnyy-park-kaluga-yug/

21. Об одобрении концепции деятельности открытого акционерного общества «Корпорация развития Калужской области» : постановление Правительства Калужской области от 27.02.2008 № 70. — Режим доступа: https://www.lawmix.ru/ zakonodatelstvo/330635

22. О создании ОАО «Агропромышленный парк «Казань» : постановление КМ

РТ от 19.03.2013 № 188. — Режим доступа: http://tatarstan.regnews.org/doc/hq/ty.htm

23. Официальный сайт агропарка. — Режим доступа: http://agroprompark-kazan. ru/index

24. Официальный сайт ОЭЗ «Алабу-га». — Режим доступа: https://alabuga.ru/ru/ incentives/#customs

25. Официальный сайт индустриального парка «Синергия». — Режим доступа: https://russiaindustrialpark.ru/industrialnyy-park-sinergiya

26. Официальный сайт Агентства инвестиционного развития Ростовской области. — Режим доступа: https://www.ipa-don. ru/offers/projects/eg

27. Официальный сайт Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края. — Режим доступа: http:// www.stavminprom.ru/investitsionnye -proekty/ kochubeevskiy-rayon/

28. Официальный сайт индустриального парка «Невинномысск». — Режим доступа: http://real-sector.ru/devinst-detail/?ID=102471

29. Результаты деятельности Корпорации развития Ставропольского края 2016—2017 гг. — Режим доступа: http:// portal.stavinvest.ru/media/

30. Инвестиционный портал Тверской области. — Режим доступа: http://tverinvest. ru/ploshchadki/industrial-parks/851/

31. СайтРОСОЭЗ. — Режим доступа: http://www.russez.ru/glavnaya/economic_zone/ port_and_logistic/r51922/

Воронежский государственный университет

Праченко А. А.,, аспирант экономического факультета

E-mail: anton-prachenko@mail.ru

Тел.: 8-910-280-07-33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.