Научная статья на тему 'Государственные идеологии - византийское наследство (70-90 гг. XVв. )'

Государственные идеологии - византийское наследство (70-90 гг. XVв. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
543
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКВА / ТРЕТИЙ РИМ / ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Заяц Игорь Константинович

В статье исследуется проблема становления концепции «Москва Третий Рим» на основании «Повести о клобуке», «Повести о взятии Царьграда турками в 1453 г.», «Посланий старца Филофея», «Хождения на Флорентийский собор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные идеологии - византийское наследство (70-90 гг. XVв. )»

УДК 94(495+47)

№ 1, 2017 (2)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИДЕОЛОГИИ -ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО (70-90-е гг. XV в.)

Игорь Константинович Заяц, студент Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье исследуется проблема становления концепции «Москва - Третий Рим» на основании «Повести о клобуке», «Повести о взятии Царьграда турками в 1453 г.», «Посланий старца Филофея», «Хождения на Флорентийский собор».

Ключевые слова: Москва - Третий Рим, Флорентийская уния, государственная идеология.

STATE IDEOLOGIES - A BYZANTINE LEGACY (1470-1490)

I. Zayaz,

a student of Omsk orthodox Theological Seminary

Abstract. The article studies the problem of foundation of the concept "Moscow is the 3rd Rome" on the basis of "The Legend of the White Cowl", "The Legend of the Turkish conquest of Tsargrad in 1453", "Epistles of elder Philotheus", "The trip to the Councel of Florence". Key words: Moscow is the 3rd Rome, Florentine union, state ideology.

ВЦ

И

м

1448 г. вопреки Константинополю митрополитом на Руси был поставлен Иона. Внутренней причиной этого факта были следующие идеи, имевшие место в русском обществе того времени:

- русское православие больше и выше греческого;

- русский народ должен занять первенствующее положение в православном мире вместо греков;

- русский государь должен занять в православной церкви место греческого императора.

Падение Византии лишь придало указанным идеям законченность и силу влияния на последующие события, но зарождались и развивались они на Руси постепенно.

Как известно, христианство пришло на Русь от греков. В то время в церковной практике Востока царило большое разнообразие обрядов. Изначально русские только «учились» вере от греков и закрывали на различия глаза. Впоследствии, немного «окрепнув» в православии, они увидели разницу между своими и греческими обрядами и, по неграмотности отождествляя обряд с догматом, задались вопросом: кто отступил от чистого православия, они или греки?

Большое значение в ответе на этот вопрос сыграла Флорентийская уния и последующее взятие турками Константинополя, в котором они увидели Божие наказание грекам за отступление от православия.

Обратимся к источникам. Вот как очевидец описывает события в Ферраре: «Первое заседание собора было 8 октября в городе Ферраре во Фряжской земле.

■^православная педагогика_

Заяц Игорь Константинович «Государственные идеологии - византийское наследство (70-90-е гг. XV в.)»

На соборе присутствовали римский папа Евгений и с ним двенадцать кардиналов, и архиепископы, и епископы, и капелланы, и монахи. Православной же веры были на соборе греческий император Иоанн и его брат деспот Дмитрий, и вселенский патриарх Иосиф, и с ним двадцать два митрополита, и из русских епископов - Авраа-мий Суздальский, и архимандриты, и попы, и диаконы, и чернецы, и четыре посла -трапезундский, грузинский, тверской Фома и волошский Микула. Задавали вопросы три митрополита, отвечали - эфесский Марк, русский Исидор, никейский Виссари-он»...«Пятого июля было торжественное соборное заседание, и тогда написали соборные грамоты о том, как верить в Святую Троицу, и подписал папа Евгений и греческий император Иоанн, и все кардиналы и митрополиты подписались на грамотах, каждый своею рукой» [5].

А вот как повествуется о взятии Константинополя турками: «О великая сила жала греховного! О, сколько зла рождает преступление! О, горе тебе, Седьмохолмый, что поганые тобой обладают, ибо сколько благодатей Божьих в тебе просияло, порой прославляя тебя и возвеличивая более всех иных городов, иногда самым различным образом и многократно наказуя и наставляя дивными деяниями и чудесами преслав-ными, порой прославляя победами над врагами, и беспрестанно поучая и к спасению призывая, и жизненным обилием радуя и украшая всячески! Так же и пренепо-рочная мать Христа, Бога нашего, неизреченными благодеяниями и неисчислимыми дарованиями миловала и оберегала тебя во все времена. Ты же, словно безумный, отворачивался от божественной милости к тебе и щедрот и тянулся к злодеяниям и беззаконию. И вот теперь явил Бог свой гнев на тебя и предал тебя в руки врагам твоим. И кто об этом не восплачет или не зарыдает!»

Автор описывает и знамения Божии: «В двадцать первый же день мая за грехи наши явилось страшное знамение в городе: в ночь на пятницу озарился весь город светом, и, видя это, стражи побежали посмотреть, что случилось, думая, что турки подожгли город, и вскричали громко. Когда же собралось множество людей, то увидели, что в куполе великой церкви Премудрости Божьей из окон взметнулось огромное пламя, и долгое время объят был огнем купол церковный. И собралось все пламя воедино, и воссиял свет неизреченный, и поднялся к небу. ... Когда же огонь этот достиг небес, отверзлись двери небесные и, приняв в себя огонь, снова затворились». Об этом явлении патриарх сказал цесарю: «И вот ныне опять иное страшное знамение было: свет неизреченный, который в великой церкви Божьей Премудрости сопричастен был прежним святителям и архиереям вселенским, а также ангел Божий, которого ниспослал, укрепляя нас, Бог при Юстиниане-цесаре для сохранения святой великой церкви и города этого, в эту ночь отошли на небо. И это знаменует, что милость Божья и щедроты его покинули нас, и хочет Бог отдать город наш врагам нашим».

Перед самым взятием города было другое знамение: «Когда наступил седьмой час ночи, разлился над городом глубокий мрак: воздух в высоте сгустился, навис над городом, словно оплакивая его и роняя, как слезы, крупные красные капли, подобные по величине и по виду буйволовым глазам, и оставались они на земле долгое время, так что дивились все люди и пришли в отчаяние великое и ужас» [3].

Еще одним поводом к обвинению греков в искажении православия послужило то, что они меньше придавали внимания церковной внешности, чем русские.

Мысли о вселенском первенстве русского народа по православию и благоче-

ШШШ

омской православной духовной семинарии

С

стию нашли опору в преданной нам по наследству от Византии историософской концепции. Это теория о четырех царствах, в рамки которых укладывается вся мировая история. Взята эта теория была из видения пророка Даниила о преемственном существовании четырех царств, из которых последнему, по согласному мнению толкователей, предназначалось существовать до скончания века. Оно отожествлялось с Римской империей. «Ассирийское царство», обыкновенно читается в хронографах, «раззорися вавилоняны; Вавилонское царство раззорися Персяны; Перское царство раззорися Македоняны; Македонское царство раззорися Римляны, - Римское царство раззорится антихристом». «Ромейское царство», - говорит позднейший излага-тель данной теории, - «неразрушимо, яко Господь в римскую власть написася», т. е. неразрушимо потому, что Иисус Христос по плоти был римским подданным. Следовательно, и христианская церковь должна всегда числиться под охраной римской государственной власти. Для существования земной христианской церкви, таким образом, представлялась необходимой обстановка православного царства с царем во главе, как «епископом внешних дел церкви», ее охранителем и благопопечителем.

Так как историческая действительность подрывала буквалистическое убеждение, будто бы это вечное православное римское царство должно недвижно оставаться в подлинном итальянском Риме, то уже византийцы допустили для объяснения своего собственного положения принцип преемственного передвижения христианского царства. После падения Константинополя роль Рима перешла к Москве. Ко времени отделения Русской церкви эта идея еще не была окончательно сформирована, но уже высказывалась по разным поводам.

Вместе с превознесением Русской церкви на степень высшей представительницы православия во всем христианском мире начали превозносить и московского государя, как верховного поборника и охранителя православия, как «царя» в визан-тийско-церковном смысле этого слова. На московского великого князя неожиданно перешла очень ответственная религиозная роль: стать на страже правоверия и благочестия, которое пошатнулось в Константинополе и грозило исчезнуть во всем мире. Василий Васильевич получает одобрение от своих русских современников и возводится ими в достоинство «боговенчаннаго царя православнаго», а Русь становится заместительницей православного греческого царства. Имея такое представление о роли Москвы, русские уже не могли мириться с зависимостью от константинопольских патриархов, которые потеряли в их глазах уважение.

Возникшая у русских идея о переходе прав и привилегий византийских императоров на московского князя нашла себе реальное основание и поддержку в браке великого князя Ивана III Васильевича (1462-1505) с племянницей последнего греческого царя Зоей Палеолог, переименованной в России в Софью. Она вместе с царевичем Андреем была наследницей византийской императорской власти после Константина XII Палеолога. С этим браком московский государь как будто приобретал и формальные юридические права на византийскую корону. Этот брак состоялся в конце 1472 г. На год позже венецианцы писали Ивану III, что восточная империя, «за прекращением императорского рода в мужском колене должна принадлежать вашему высочеству в силу вашего благополучнейшего брака».

Несомненным признаком принятия идеи византийского наследия московскими князьями служит утверждение Иваном III герба восточной Римской империи - двуглавого орла в качестве русского государственного герба. Иван Васильевич III пер-

№ 1, 2017 (2)

■тж.

православная педагогика

Заяц Игорь Константинович «Государственные идеологии - византийское наследство (70-90-е гг. XV в.)

вый из московских князей официально принимает титул «самодержца». Формальное объявление России «царством» произошло в недалеком будущем.

Митрополит Феодосий (1461-1464 гг.) стал первым русским митрополитом, которого великий князь Московский утвердил в сане (инвестировал) непосредственно и единолично, как заменивший в этой роли вселенских христианских греческих императоров. Согласно убеждениям того времени царю должен был подчиняться даже патриарх. Поэтому великий князь, особенно после брака с Софьей Палеолог, все чаще и смелее стал вмешиваться в церковные дела. Он не раз противоречил митрополиту и в этих столкновениях нередко бывал победителем. Великий князь неоднократно делал попытки сменить неугодного ему следующего митрополита Геронтия (1473-1489 гг.), но все они были безуспешными.

При посвящении в митрополиты Симона (1495-1511 гг.) впервые был введен особый церемониал, который был скопирован с греческого. Это было сделано для закрепления за великим князем канонических прав византийского басилевса [1].

Отражение подобных идей можно увидеть и в литературе того времени. «Повесть о новгородском белом клобуке» и послания старца Елеазарова монастыря Фи-лофея - главные памятники, в которых отражено учение о всемирно-историческом значении России.

В «Повести о новгородском белом клобуке» ангел повелел Константинопольскому патриарху Филофею отдать белый клобук Василию, архиепископу Новгородскому, «Ибо только там теперь действительно держится православная вера Христова». Это выражает собой первенство русского Православия. Далее читаем в повести следующие слова папы Селивестра: «И в этом царствующем ныне граде Константина через какое-то время станут господствовать мусульмане за умножение грехов человеческих,. Ибо древний Рим отпал от христианской веры по гордости и своеволию, в новом же Риме - в Константинограде, притеснением мусульманским христианская вера погибнет также. И только в третьем Риме, то есть на Русской земле, благодать Святого Духа воссияет. Так знай же, Филофей, что все христианские царства придут к своему концу и сойдутся в едином царстве русском на благо всего православия. Ибо в древние годы повелением земного царя Константина от этого царствующего града царский венец дан был русскому царю. ... все святыни будут переданы Богом великой Русской земле. Царя же русского возвеличит Господь над всеми народами, и под властью его подпадут многие из царей иноплеменных. Патриарший чин также будет передан Русской земле в свое время из этого царствующего града». «.Бог пожелал ... сделать ее честнейшей из всех и выше всех прежних» [2].

Приведенные цитаты подтверждают все три идеи, упомянутые вначале.

Старец Филофей также упоминает перечисленные выше идеи, пишет в своем послании «.как говорит пророк: «Кто отдал на разграбление Израиль - не Бог ли, перед которым согрешили?» Девяносто лет, как греческое царство разорено и не возобновится: и все это случилось грехов ради наших, потому что они предали православную греческую веру в католичество».

Наш князь «во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится.

№ 1, 2017 (2)

Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать.

«...видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит».

Говорит, что Великий князь Василий Иванович «вместо римского и константинопольского владык воссиял.» и что его «христианское царство другим не сменится.» [4].

По мнению старца, на государя возлагается задача охраны православия не только в России, но и во всем мире. Государь может наводить порядок в делах веры внутри своей страны, т.е. имеет право вмешиваться в дела церкви («наполни святые соборные церкви епископами»). Однако сам великий князь должен, по мнению старца Филофея, подчиняться церковным законам.

Таким образом, в конце XV в. на Руси господствовала мысль о вселенском первенстве русского народа, о его особой миссии как хранителя истинной православной веры. В связи с этим и московский великий князь в глазах современников становится преемником греческих императоров. Эти идеи имели исключительную роль в становлении и последующем развитии Российского государства.

Библиографический список:

1. Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви Том 1 / А.В. Карташев. -Минск: Белорусский экзархат, 2007 - 720 с.

2. Повесть о клобуке. Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. / Вступит. Статья Д. С. Лихачева; Сост. И общая ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. -М.: Худож. Лит., 1985. - 638 с.

3. Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году. Пер. О.В. Творогова // Электронный ресурс. Режим доступа: http://l¡b.pushk¡nsk¡jdom.ru/Default.aspx?tab¡d=5059 (22.04.2016)

4. Послания старца Филофея. Пер. В. В. Колесова // Электронный ресурс. Режим доступа: http://l¡b.pushk¡nsk¡jdom.ru/Default.aspx?tab¡d=5105 (22.04.2016)

5. Хождение на Флорентийский собор. Пер. Н. А. Казаковой // Электронный ресурс. Режим доступа: http://l¡b.pushk¡nsk¡jdom.ru/Default.aspx?tab¡d=5059 (22.04.2016)

^Л^бУ^Л^ 199 &

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.