Финансовая политика
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
е. а. ермакова,
кандидат экономических наук, доцент Саратовский государственный социально-экономический университет
Революционный порыв в последней четверти XX в. в сфере информационного обмена, усиливающийся процесс создания наднациональных организаций, таких как Европейский союз (ЕС), свидетельствуют об относительном уменьшении мирового пространства и принятии на вооружение многими принципа «мысли глобально, действуй локально». В этих условиях назрела необходимость методологического переосмысления теоретических вопросов финансов и доходов, без чего невозможно построение адекватной концепции эффективной финансовой политики в современной России.
Как показывает многолетний мировой опыт, мощь и национальная безопасность государства характеризуются, прежде всего, состоянием экономики страны, а именно ее финансовой системы.
Нерешенность вопросов сущности финансов на общетеоретическом уровне стала причиной искажения практических процессов в области финансовой политики государства. Обобщая концептуальные подходы отечественных экономистов к содержанию и составу финансов, их можно подразделить на сторонников распределительной концепции (Л.А. Дро-бозина, Э.А. Вознесенский, В. М. Родионова, Н. Г. Сычев и др.) и воспроизводственной концепции (Д.С. Моляков, П. С. Никольский, М. В. Романовский , В. К. Сенчагов и др.), а также на «государственников», связывающих категорию финансов только с деятельностью государства (А. М. Александров, А. М. Бирман, Б. М. Сабанти, А. Ю. Казак) и «негосударственников», признающих существование не только государственных финансов, но и частнохозяйственных финансов организаций (большая часть советских и российских экономистов).
Б. М. Сабанти доказал, что общегосударственные финансы и финансы народного хозяйства — это две разные категории, последняя из которых
составляет денежное хозяйство предприятий1. Доходы, создаваемые на уровне предприятий, регулируются общими законами рынка, которые служат базой для формирования общегосударственных ресурсов, а не финансами.
В западной литературе и практике финансы изначально трактуются как публичные общественные (государственные) финансы. Данная позиция связана с тем, что государство нуждается в формировании институтов для выполнения государственной политики, т. е. с возникновением государства в обществе появляется объективная потребность в формировании системы перераспределительных отношений, которые с развитием товарно-денежных отношений принимает денежную (финансовую) форму.
Теоретически обоснованной в условиях современной рыночной экономики позиции в понимании сущности финансов придерживаются А. Г. Грязнова и Е. В. Маркина: финансы представляют собой «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач» 2. Движение денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений принимает, в свою очередь, форму движения финансовых ресурсов, выступающих материальными носителями финансовых отношений.
1 Сабанти Б. М. Учение о финансах в советской науке: учеб. пособие. Л.: ЛФЭИ, 1986.
2 Финансы: Учебник /Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 13.
В последние годы в специальной литературе появились нетрадиционные точки зрения на понимание сущности финансов, которые заслуживают особого внимания, поскольку в большей степени отражают реалии современной рыночной экономики. Один из таких подходов представлен в трудах С. В. Барулина и Т. М. Ковалевой: финансы опосредуют все денежные отношения в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных и государственных (муниципальных) доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов...3 Названные авторы справедливо отвергают такой отличительный признак финансов, как их фондовый характер и императивная форма денежных отношений. В условиях рыночной экономики фондовый характер финансов как их всеобщий отличительный признак теряет свою актуальность (особенно в отношении частных финансов), поскольку рынок, как правило, отвергает фондирование средств (за исключением отдельных случаев резервных и страховых фондов). Создание целевых фондов (амортизации, развития, стимулирования и т. д.) предполагает выведение из хозяйственного оборота денежных ресурсов, что было возможно в государственном плановом хозяйстве, но неэффективно в частной рыночной экономике. Влияние же государства на распределительные отношения ограничивается в основном налогами и государственными заказами. Все это еще более отдаляет частное от государственного финансового хозяйства с позиций традиционных подходов к пониманию сущности категории финансов. Тем не менее термин «финансы» используется в теории и практике применительно и к государственному сектору, и к частному сектору экономики, включая домашние хозяйства.
Мы согласны с представленным мнением и также рассматриваем сущность финансов с двух методологических позиций: с категориальной и практической, в реалиях глобальной экономики. Как экономические категории (определенная абстракция) финансы и деньги различаются способами своего бытия и соотносятся между собой как форма и содержание (например, как цена и стоимость), но как реальность и финансовые, и денежные отношения находят свое материальное воплощение в форме
3 Барулин С. В., Ковалева Т. М. Сущность финансов: новые
реалии //Финансы и кредит. 2004. № 5. С. 5-9; Ковалева Т.М,
Барулин С. В. Бюджет и бюджетная политика: учеб. пособие.
М.: КНОРУС, 2005. С. 19 - 28.
движения финансовых ресурсов. Современные деньги успешно функционируют лишь потому, что они принимают форму финансов. Финансовые механизмы и инструменты приводят деньги в движение, превращают их в финансовые ресурсы, обеспечивая непрерывность процесса формирования и использования доходов государства (муниципалитетов), предприятий и домашних хозяйств.
В условиях глобальной экономики бумажные (наличные и безналичные) деньги, полностью потерявшие прямую связь с золотым обеспечением (полноценными деньгами), сами по себе превращаются в разновидность финансовых инструментов, в финансовые средства обращения, платежа и т. д. Современные деньги выступают финансовыми представителями полноценных денег, финансовыми ресурсами в их чистом виде, обслуживающими временные разрывы в товарном и нетоварном оборотах, а также процессы формирования доходов и их расходования всеми субъектами общественного воспроизводства. Современные деньги приняли форму финансовых расчетных, инвестиционных, кредитных, страховых, налоговых и других платежных механизмов и инструментов.
С глобализационных позиций любые денежные отношения — одновременно и финансовые отношения, а все денежные ресурсы (платежные, кредитные, инвестиционные и т. д.) суть финансовые ресурсы. Финансы как экономическая реальность выступают (функционируют) в форме движения частных и государственных финансовых ресурсов. В свою очередь, финансовые ресурсы — это вся совокупность денежных средств, которые потенциально могут быть использованы и используются для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (денежных) операций субъектами хозяйствования и органами государственной (муниципальной) власти.
Как экономическая категория финансы занимают определенную нишу в системе экономических отношений. С этих позиций финансы опосредуют денежные отношения в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных и государственных доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов.
Из предыдущего следует, что система финансов включает в себя два больших звена: частнохозяйственные (субъектов хозяйствования или предприятий) и государственные (муниципальные) или публичные финансы.
Следует остановиться и еще на одной особенности для точного понимания сущности финансов. Отличительным признаком финансов является их денежный характер, т. е. не все экономические отношения (денежные и натуральные) попадают под определение финансов. Поэтому, по нашему мнению, логичнее финансы определять как денежные отношения.
Во всей своей совокупности многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими элементами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение. Кроме того, все многообразие финансовых отношений в обществе обладает органической целостностью, способной к развитию.
Как нет единства в понимании сущности «финансов», так и различны мнения по поводу сущности «финансовой системы» и ее составных элементов. В научной и учебной литературе существуют разные подходы к определению финансовой системы, что связано с тем, что само слово «система» имеет несколько значений. Для более точного понимания сущности финансовой системы необходимо определить и понятие «система». В словаре русского языка под системой понимается и «форма организации чего-либо», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» 4. Мы возьмем за основу следующее понимание: система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение) — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство5.
Финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации...», либо как «совокупность организаций.». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам6.
4 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 624
5 Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. С. М. Ковалева. М.: «Советская энциклопедия», 1979. С. 1225.
6 Дж. Ван Хорн. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 34.
Отечественные ученые-экономисты в большинстве своем практически однотипно определяют финансовую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система — это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств» 7. Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как «совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства»8. Как «совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве», определяет финансовую систему коллектив авторов под редакцией проф. А. М. Ковалевой9. Представители Санкт-Петербургской экономической школы дают определение системы финансов, как «совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды» 10.
Несколько иная трактовка финансовой системы звучит как «форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта» 11.
Симбиозом вышеизложенных определений служит понимание, данное коллективом авторов под руководством А. Ю. Казака: «Система финансов
— это совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках общей объективной категории
— «финансы», но характеризующихся, во-первых, своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных фондов (доходов); во-вторых, различной ролью (значимостью) в общественном воспроизводстве и экономической
7 Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 77.
8 ФинансыI. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 73.
9 Финансы: учеб. пособие /Под ред. проф. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 23.
10 Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 64.
11 Финансы: учеб. / Под ред. В. В. Ковалева. М.: ТК Велби, 2003. С. 14.
Финансовая политика 3 (243) - 2007
Взгляды ученых-экономистов на состав финансовой системы12
Представители (авторы), источник элементы финансовой системы
Экономическая наука
А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина (Финансы: учеб. / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004.С. 35 - 36) — финансы субъектов хозяйствования (финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей); — государственные и муниципальные финансы (бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, внебюджетные фонды)
М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Б. М. Сабанти (Финансы. М.: Юрайт-М, 2002. С. 12-29; Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублев-ской. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 66) — финансы хозяйствующих субъектов (финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы финансовых посредников, финансы некоммерческих организаций); — государственные и муниципальные финансы (бюджетная система, государственный кредит)
В. В. Ковалев (Финансы: учеб / Под ред. В. В. Ковалева. М.: ТК Велби, 2003. С. 14 - 21) — централизованные финансы (государственные и муниципальные финансы: бюджетная система (все виды бюджетов, включая внебюджетные фонды), государственный и муниципальный кредит); — децентрализованные финансы (финансы домохозяйств, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы финансовых посредников (в том числе коммерческие банки, страховые организации, финансовые компании, различные фонды).
А. И. Балобанов, И. Т. Балабанов (Финансы: СПб.: Питер, 2002. С. 32 - 33) — общегосударственные финансы (федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды); — территориальные финансы (территориальные бюджеты, территориальные внебюджетные фонды); — финансы хозяйствующих субъектов; — финансы граждан
Г. Б. Поляк (Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 73 - 75) — централизованные финансы (федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные фонды); — децентрализованные финансы (финансы предприятий, финансы домашнего хозяйства)
А. М. Ковалева (Финансы: учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 23 - 30) — общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок); — финансы хозяйствующих субъектов (государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных)
А. М. Бабич, Л. Н. Павлова (Финансы: учеб. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000. С. 15 - 16) — государственные и муниципальные финансы; — финансы предприятий; — страхование; — финансы домашних хозяйств
Л. И. Сергеев (Государственный и территориальные финансы: учеб. / Под ред. Л. И. Сергеева. Калининград: Янтарный сказ, 2000. С. 29 - 31) — государственная бюджетная система; — внебюджетные специальные фонды; — государственный кредит; — фонды имущественного и личного страхования; — финансы предприятий различных форм собственности; — финансы домашних хозяйств
А. Ю. Казак (Финансы и кредит: учеб. / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994. С. 119 - 124) — общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственный кредит, специальные (внебюджетные) и целевые фонды); — местные финансы (местные бюджеты, система местных налогов и займов, внебюджетные фонды); — финансы государственных предприятий, организаций и учреждений
Юридическая наука
О. Н. Горбунова (Финансовое право: учеб. / Под ред. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 2000. С. 19 - 20) — бюджетная система (федеральный, региональный и местный бюджеты); — государственные внебюджетные фонды; — фонды, консолидированные в бюджете; — внебюджетные децентрализованные фонды; — фонды страхования; — кредит (государственный и банковский); — финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды)
12 За основу взято: Бюджетная система России в схемах и таблицах с комментариями: Учеб. пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 47 - 48.
финансы и кредит
Представители (авторы), источник элементы финансовой системы
О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева (Финансовое право: учеб. / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 10) — государственные финансы; — финансы хозяйствующих субъектов; — местные финансы; — фонды страхования; — кредит (государственный и банковский)
Е. Ю. Грачева (Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. М.: Теис, 1995. С. 6) — государственные финансы; — финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности; — кредитование; — страхование
М. В. Карасева (Финансовое право: общая часть. М.: Юристъ, 1999. С. 36; Финансовое право Российской Федерации: учеб. / Отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 20) — бюджетные фонды; — внебюджетные фонды; — государственный и муниципальный кредит; — страховые фонды; — финансы предприятий и организаций
Н. И. Химичева, Ю. А. Крохина (Финансовое право: Учебник. /Отв. ред. проф. Н. И. Химичева. М.: Юристъ, 1999. С. 21; Карасева М. В., Крохина Ю. А. Финансовое право: крат. учеб. курс / Под ред д. ю. н., проф. М. В. Карасевой. М.: НОРМА, 2001. С. 7.; Ю. А. Крохина Финансовое право: учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2004. С. 9) — бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; — внебюджетные целевые фонды; — финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства; — имущественное и личное страхование; — кредит (государственный, муниципальный, банковский)
системе в целом»13. Однако при этом представители данной научной школы различают понятия «система финансов» и «финансовая система» и под финансовой системой понимают совокупность конкретных финансовых органов и институтов, призванных на практике осуществлять реализацию государственной финансовой политики. Мы не разделяем данной позиции и, во-первых, отождествляем понятия «финансовая система» и «система финансов», во-вторых, система финансовых органов рассматривается нами как организационный элемент управления финансами в целом и доходами в частности.
С учетом изложенной выше позиции об отсутствии в условиях глобализации экономики и финансов как таковых денежных фондов мы считаем более правильной и отвечающей современным реалиям трактовку, данную представителями московской научной школы, согласно которой финансовая система представляет собой «совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений» 14.
Более важным предметом дискуссии относительно понимания финансовой системы является состав сфер и звеньев финансовых отношений. В большинстве своем, несмотря на различия подходов, ученые-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов (см. таблицу).
13 Финансы и кредит: учеб. / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994. С. 119.
14 Финансы: учеб. / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.
М.: Финансы и статистика, 2004. С. 35.
Таким образом, в среде ученых нет единого мнения о составе сфер и звеньев финансовой системы. Однако в большинстве своем экономисты и правоведы едины в том, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности, исключение составляет уральская научная школа под руководством А. Ю. Казака, которая строит финансовую систему, основываясь на понимании сущности финансов исключительно как публичных (государственных и общественных) и тем самым отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией15.
Различаются подходы к составу звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами. Данной группе традиционно противостоят финансы хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности). В последние годы наблюдается тенденция выделения в составе финансовой системы финансов домашних хозяйств, а некоторые ученые сужают эту сферу, включая только финансы индивидуальных предпринимателей.
15 Финансы и кредит: учеб. / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994. С. 122.
Характерно, что специалисты в области финансового права выделяют в составе финансовой системы кредит, как государственный, так и банковский. Тогда как экономистам свойственно включать только государственный кредит в состав централизованных финансов.
На наш взгляд, необходимо выработать теоретические основы и обоснование реальных экономических процессов, происходящих в финансовой сфере, и предложить современный взгляд на состав и структуру финансовой системы России через призму происходящих глобализационных процессов.
Таким образом, в глобализационном понимании стирается граница между деньгами и финансами (об этом речь шла выше) и, кроме того, в мировом масштабе финансовая система включает в себя все сферы и звенья не просто финансовых отношений, но и всех денежных отношений. К тому же большинство российских финансовых документов при упоминании финансовой системы подразумевает не только бюджетную сферу или сферу предприятий, но и кредитную систему, участников финансовых рынков. Например, прогноз социально-экономического развития РФ на 2006 г. и основные параметры прогноза до 2008 г. при рассмотрении вопросов развития финансовой системы содержат направления развития финансовых рынков и банковской системы.
По нашему мнению, в условиях происходящих бюджетных реформ в России, глобализационных процессов в экономике и финансах финансовая система представляет иной вид (см. рисунок).
Финансовая система состоит из объективно обусловленных сфер — государственных финансов и финансов частных финансов предприятий и организаций и финансов домашних хозяйств — поскольку в любом обществе есть субъекты, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.
Причем такое деление на сферы определено ролью в общественном воспроизводстве, вследствие чего у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах.
Государственные финансы представляют собой ту часть финансовых отношений, в которых непосредственно участвуют властные органы любого уровня (органы государственной власти и органы местного самоуправления) и которые формируют финансовые ресурсы для выполнения своих функций — экономической, социальной, политической,
для финансирования конституционных прав граждан и др. Поскольку мы объединили в данной сфере уровни власти и управления, которые связаны с общественными полномочиями, то считаем возможным весь комплекс таких отношений называть государственными (публичными) финансами.
Другая сфера финансовой системы представлена финансами предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности.
Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Каждому звену финансовой системы присущи специфические формы и методы образования и использования доходов.
В условиях финансовой глобализации государственные (публичные) финансы можно признать ведущим сегментом финансирования, так как они во многом определяют и в дальнейшем будут определять правила игры, прямо или косвенно влиять на финансы экономических субъектов. Это усиление места и роли государства в финансовой сфере касается не только межстрановых финансовых потоков, но и финансовой деятельности внутри стран: стремление одних стран усилить финансовое влияние в мире, а других — обезопасить себя от этого влияния приводит к пониманию необходимости более активного воздействия государства на финансовые процессы в своей стране. В такой ситуации государство активно использует финансовые рычаги для стимулирования экономического роста, совершенствования структуры экономики, повышения уровня жизни населения. При этом государство должно активно воздействовать на реальный сектор экономики через налоговую политику, таможенные тарифы, финансируемый из бюджета государственный заказ, в том числе государственными унитарными и казенными предприятиями. Сегодня государственные (публичные) финансы должны не просто выполнять функцию государственного обеспечения, но реально являться производительным и эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме (защита населения, оборона, стабилизация финансов и др.), инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т. д.
Посредством государственных (публичных) финансов образуются финансовые ресурсы у органов власти. Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру обществен-
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Финансы домашних хозяйств,
в том числе индивидуальных предпринимателей
Государственные (публичные) финансы
(финансы органов государственной и муниципальной власти)
Частные финансы предприятий и организаций
Федеральный Бюджеты
бюджет + субъектов РФ +
бюджеты бюджеты
государст- территориальных
венных государственных
социальных социальных
внебюджет- внебюджетных
ных фондов фондов
Финансы коммерческих организаций
различных организационно-правовых форм, в том числе унитарных
Финансы некоммерческих организаций,
в том числе бюджетных учреждений
Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов
Бюджеты городских и сельских поселений
Финансы профессиональных участников финансовых рынков
Государственные финансовые резервы
Финансы кредитных организаций
Финансы страховых организаций
Состав финансовой системы РФ
Финансы посредников (финансовых компаний, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, профессионалвных участников рынка ценных бумаг и др.)
ного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций.
Государственные (публичные) финансы — система перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.
К сфере государственных финансов относят отношения между:
— государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и получении из них соответствующих социальных выплат;
— организациями и государством при уплате налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;
— отдельными звеньями бюджетной системы;
— государством и Центральным банком по
регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
Система государственных (публичных) финансов представлена звеньями: бюджетная система и государственные финансовые резервы. На наш взгляд, при выделении в самостоятельное звено бюджета и всей его целостной системы нецелесообразно выделять еще и внебюджетные фонды, как это обычно происходит (см. таблицу). Здесь важно учесть бюджетное законодательство, согласно которому бюджетная система состоит из трех составляющих, а если принять во внимание реформу местного самоуправления, то фактически из четырех элементов: федеральный бюджет и бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных социальных внебюджетных фондов; местные бюджеты, состоящие из бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на первом уровне и бюджетов городских и сельских поселений — на втором уровне. Таким образом, бюджеты внебюджетных фондов уже учтены в бюджетной системе, как звене финансовой системы.
Второе звено финансовой системы включено в состав впервые, и этому способствует реальное положение дел. В последние годы в России, как и во многих развитых государствах, формируются различные финансовые фонды: стабилизационный, фонд будущих поколений и т. д. В данном элементе финансовой системы учитывается, прежде всего, Стабилизационный фонд РФ, а также валютные резервы Центрального банка РФ. Подобным финансовым резервом выступают Инвестиционный фонд РФ, формируемый в 2006 г., и резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ и аналогичных органов власти на других властных уровнях. Однако данные средства учитываются в соответствующих статьях бюджета, а следовательно, в звене бюджетной системы.
По нашему мнению, не вполне корректно включать в систему государственных (публичных) финансов государственный кредит, так как при задействовании государственных займов или гарантий в качестве балансировки бюджета данные средства учитываются в составе доходов бюджета и направ-
ляются на финансирование мероприятий согласно расходной части бюджета. Государственный кредит служит инструментом обеспечения сбалансированности бюджета или гаранта при реализации инвестиционных или национальных проектов.
Другой важной сферой финансовой системы выступают финансы предприятий и организаций. Многие экономисты именно эту сферу называют исходной сферой финансовой системы, так как именно здесь происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Продолжавшийся предыдущие 150 лет процесс выделения финансовой сферы в самостоятельную и самодостаточную область экономической деятельности, все больше отрывающуюся от реальной экономики, действующий подчас независимо от нее и лишь косвенно воздействующий на реальные экономические процессы, подошел к наивысшей точке. Объективно неизбежен процесс нового сближения денежно-финансовой сферы и реальной сферы экономики, тесного взаимопроникновения этих сфер, при этом государство будет активным участником этого процесса16.
Сфера финансов предприятий подразделяется на звенья в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы профессиональных участников финансовых рынков.
К финансам коммерческих организаций относится та часть финансовых отношений, которая охватывает уровень организаций и предприятий, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. В данном звене финансовой системы наряду с предприятиями других организационно-правовых форм собственности выступают и унитарные предприятии, как государственные, так и муниципальные. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее они не входят в состав сферы государственных (публичных) финансов, поскольку финансовые отношения таких организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Согласно законодательству унитарное предприятие является коммер-
16 Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В. К. Сен-чагова. М.: Дело, 2004. С. 63.
ческой организацией, т. е. лицом, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).
Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.
Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества и государства необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации не преследуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности. Таким образом, выделены финансы некоммерческих организаций. К ним относятся финансы религиозных организаций (объединений), финансы общественных организаций, финансы бюджетных учреждений. Последние имеют важную специфику: одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, что обеспечивает тесную взаимосвязь их со сферой государственных (публичных) финансов, кроме того, механизм их функционирования регламентирован бюджетным законодательством17. Финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов экономических субъектов, так как при их создании и функционировании происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (правом оперативного управления) (так же, как в случае с унитарными предприятиями).
Еще одним нетрадиционным звеном финансовой системы мы считаем финансы профессиональных участников финансовых рынков, к которым относятся: финансы кредитных организаций, финансы страховых организаций и финансы посредников (финансовых компаний, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.). Финансовый рынок обслуживает перераспределение финансовых ресурсов между инвесторами и заемщиками. Профессиональные участники финансовых рынков предоставляют широкий спектр финансовых инструментов и услуг, снижают уровень
17 Бюджетный кодекс РФ. М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. Ст. 42, 70, 118, 152, 161.
риска вложений, так как являются специалистами по управлению денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом. В России традиционно считалось, что существуют две различные, но взаимосвязанные системы: финансовая и кредитная. При этом никогда их не пытались объединить, хотя выделение в составе централизованных финансов государственного кредита некоторыми экономистами свидетельствовало о попытке обоснования и кредитных ресурсов. Основываясь на понимании нами финансов и финансовой системы как совокупности всех денежных отношений, финансовые ресурсы кредитных организаций и все их денежные потоки включены в состав финансовой системы. Что касается финансов страховых организаций, то данный элемент практически всеми экономистами включается в состав финансовой системы, но как звена, имеющего отношение к централизованным (государственным) финансам, что, на наш взгляд, в корне неверно и искажает рыночные финансовые отношения. Во многом такие мнения обусловлены ранее существовавшим строем и обусловленными им финансовыми отношениями, когда страховые фонды использовались в качестве дополнительного источника, аккумулируемого в государстве. В рыночной же экономике страхование используется в качестве метода страховой защиты имущества и доходов физических и юридических лиц. Кроме того, страховые организации, имея огромные временно свободные денежные средства, выступают активными участниками кредитных, инвестиционных процессов.
Одной из самых «молодых» сфер финансовой системы выступают финансы домашних хозяйств, которые играют значительную роль как при формировании государственных (публичных) финансов, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Причем к данному звену финансовой системы мы относим все денежные потоки населения, а не только финансы индивидуальных предпринимателей18. Более того, усиление роли и места финансов домашних хозяйств — это тенденция последнего десятилетия и стратегия развития стран в дальнейшем. Существенное повышение доли финансов домашних хозяйств в финансовом потенциале страны — важнейшая задача ближайших 20 лет19. В развитых
18 Некоторые ученые-экономисты включают в финансовую систему исключительно индивидуальных предпринимателей (см. Финансы: учеб. / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 33 — 35).
19 Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянии / Под ред. В. К. Сен-чагова. М.: Дело, 2004. С. 65.
государствах с рыночной экономикой именно финансы домашних хозяйств — главный, ключевой финансовый ресурс, определяющий характер экономического развития в целом. Величина финансов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и характер развития экономики любой страны с рыночной экономикой. В России финансы домашних хозяйств в недостаточной мере выполняют свои задачи. Остаются низкими реальные располагаемые денежные доходы населения, хотя уже отмечаются положительные сдвиги (в 2004 г. они составляли 108,4 %, в 2005 г. — 109,4 %, по оценкам в 2006 г.,— 108,9 %). В среднесрочной перспективе доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться — с 17,8 % в 2004 г. до 9,7 % в 2008 г. Малая роль финансов домашних хозяйств в формировании платежеспособного спроса определяется высокой долей в доходах и расходах домашних хозяйств натуральных доходов и соответственно низкой долей денежных доходов. Таким образом, необходимо повышать роль и место финансов домашних хозяйств в обеспечении экономического роста (через платежеспособный спрос и сбережения, трансформируемые в инвестиции) и в формировании государственных финансов (через налоги с физических лиц).
Все представленные сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы предприятий и финансы домашних хозяйств взаимодействуют с государственными (публичными) финансами при уплате налоговых и иных платежей в бюджетную систему, при получении бюджетных средств и т. д. Внутри сферы финансов предприятий существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций. Внутри сферы «государственные финансы» возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Государственные финансы выполняют не просто функцию государственного обеспечения, но и реально являются производительным и эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме (защита населения, оборона, стабилизация финансов и др.), инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т. д.
Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньях финансовой системы.