Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ СТРУКТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА'

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ СТРУКТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАКИ / РОССИЯ / ИСТОРИЯ / КУБАНЬ / ТРАДИЦИИ / ЭТНОС / СОСЛОВИЕ / СЛУЖЕНИЕ / ВОЙНА / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ВОЙСКА / ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Злобин В.В.

Кубанское казачье войско (ККВ) занимает совершенно особое место среди казачьих войск России. Оно было сформировано самим государством в отличии от прочих казачьих диаспор и общностей, базировавшихся не на социальной, служилой основе, а на территориально-этнических конструкциях. Автор считает, что данное войсковое объединение оказало наиболее сильное воздействие на течение в казачьей среде, которое можно определить как «институт государственного казачьего консерватизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ СТРУКТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА»

39. Шамгунов Р.Г. Политика нейтралитета Туркменистана: причины выбора // Клио. - 2015. - № 3 (99). - С. 148-154.

40. Meshcheryakov K.Y. Central Asian integration and Russian foreign policy // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. - Т. 21, № 1. - Р. 66-70.

41. Meshcheryakov K.Y Russia's Central Asian alliances: The real deal? // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Т. 30, № 12. - Р. 1781-1783.

42. Meshcheryakov K.Y Russia's foreign policy in Central Asia: strengths, weaknesses and paths for improvement // World Applied Sciences Journal. -2014. - Т. 30, № 12. - Р. 1749-1751.

43. Meshcheryakov K.Y Two decades of Russia's foreign policy in Central Asia: trends and problems // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. -Т. 21, № 1. - Р. 63-65.

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ СТРУКТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

© Злобин В.В.1

Академия социально-общественных исследований и технологий, Великобритания, г. Лондон

Кубанское казачье войско (ККВ) занимает совершенно особое место среди казачьих войск России. Оно было сформировано самим государством в отличии от прочих казачьих диаспор и общностей, базировавшихся не на социальной, служилой основе, а на территориально-этнических конструкциях. Автор считает, что данное войсковое объединение оказало наиболее сильное воздействие на течение в казачьей среде, которое можно определить как «институт государственного казачьего консерватизма».

Ключевые слова: казаки, Россия, история, Кубань, традиции, этнос, сословие, служение, война, государство, власть, правительство, войска, Империя.

Государственный консерватизм казачества как фактор стабилизирующий общество

По мнению исследователей В.Е. Быданова и С.В. Карпухина, - «Главными идеологическими составляющими в современной России должны сегодня являться идеалы социальной справедливости; государствинечество; обращение к духовным основам многовековой традиции, в первую очередь, к тем ценностям, которые на протяжении тысячелетий формировались в на-

1 Аспирант.

шем народе, в многонациональных культурах нашего общества и государства...» [1, с. 84]. И далее, - «Все социальные и государственные структуры должны включиться в формирование контуров консервативной идеологии, которая может быть разработана только на основе детального изучения традиций и ценностных основ нашего народа.» [1, с. 84].

Особое значение в этих процессах должно отвести возрожденному казачеству, которое, как раз таки, и является наиболее консервативной, деятельной и созидающей формой среди всех социальных структур современной российской действительности. При этом консерватизм казачества никоим образом не повлиял на общие пассионарные [5; 8] настроения данной группы. Казачий государственный консерватизм имеет длительные исторические корни и отчетливо выражен и фрагментирован во многих деталях казачьей повседневной жизни.

Касаясь области теории, важно отметить, что казачий консервативный элемент напрямую и самым наитеснейшим образом связан с двумя смежными элементами, - представлениям «государствинечества» казачества как военно-служилого сословия Империи и общей традиционной системой ментально-идеологических ценностей сообщества, накопленных веками: понятиями доблести, чести, рыцарства, братства, отваги, верности присяге, особого регламента семейно-брачных отношений и военно-воспитательных процессов.

Совершенно особо элемент «русского государственного консерватизма» в казачьей среде проявился в сообществе «белой» военной эмиграции, где волею судеб после братоубийственной Гражданской войны 1918-1920 гг. оказалось много представителей казачества. Вопросам о казачьей эмиграции в США и странах Европы достаточно много места уделено на страницах специализированной научной литературы и источниках. Важно отметить следующие основные моменты: 1) почти все казаки быстро адаптировались и приспосабливались к новым для них условиям в чуждых странах, были активно вовлечены в процессы хозяйственной и культурно-общественной деятельности; 2) основная масса казачества видела своей главной целью возращение на историческую родину, страну исхода, - в Россию, хотя будущая государственная модель понималась ими неоднозначно и разноречиво; 3) казачество зарубежья массово и целенаправленно проводило работу по сохранению традиционного войскового уклада, рассматривая его как часть общероссийского государственного уклада.

Все три вышеперечисленных момента тесно связаны между собой и образуют начала «государственности» казачества, даже если оно распылено и насильно оторвано от своей исторической родины, исконной земли происхождения, оказывается подвержено реальной угрозе ассимиляции и утраты национально-этнической идентичности. Все эти три момента тесно связаны и с понятием «консерватизма», который в подобных условиях являлся стабилизирующим фактором. Казачество сменило место жительства, произо-

шел трагический и массовый исход, но казаки не поменяли своей веры, привычек, нравов, и на чужбине они оставались уникальным явлением, феноменом, порожденным историческими условиями российской жизни и существовавшим в теснейшей связи с государством и государственной идеологией, государственным началом. Проблема и трагедия русской эмиграции, как раз, и представляет собой выбор форм и средств реализации идеологии государственной концепции, выбор государственной модели, которую бы хотели видеть казачьи лидеры, и которой бы они хотели служить.

Казаки - идеологическая доктрина: Идеологическая наивность и ментально-этнический прагматизм в противовес политической демагогии и догматике

Трудно переоценить роль идеологии, идеологических концепций на современном этапе. Их востребованность становится все более и более очевидной даже для упорных скептиков. Источники говорят: «Именно идеология указывает политике, политической системе систему идеалов и ценностей, к которой они должны стремиться. Политика и идеология - наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно заменяется идеологией» [1, с. 83-84]. Данное утверждение наиболее ярко, образно и предметно точно характеризует парадоксальную ситуацию, сложившуюся в казацких сообществах, начиная уже с их «имперского» периода существования.

Исследователи В.Е. Быданов и С.В. Карпухин отмечают: «Главными идеологическими составляющими в современной России должны сегодня являться: идеалы социальной справедливости; государствиннечество; обращение к духовным основам многовековой российской традиции, в первую очередь к тем ценностям, которые на протяжении многих веков формировались в нашем народе...» [1, с. 84]. Именно эти три основы лежат и всегда лежали краеугольным камнем в идеологии в идеологии любых казачьих сообществ, будь то «вольные», «разбойные» казаки С. Разина, Е. Пугачева, К. Булавина, казаки эпохи переходного периода от казачьей автономии к системе централизованного государства, например отряды Ермака, казаки эпохи имперского казачьего военно-сословного служения, вплоть до 1917 г., казаки тяжелого и трагичного периода вынужденной эмиграции, и до казаков современных, - сформировавшихся в эпоху «казачьего ренессанса» эпохи правления Б. Ельцина.

На встрече Д.А. Медведева в марте 2009 г. с представителями казачьих обществ России вполне однозначно и недвусмысленно Д. Медведевым было сказано: «Думаю, что нет смысла говорить о том, что государство на совре-

менном этапе заинтересовано в реализации потенциала казачества в нашей стране, в решении тех современных задач, которые традиционно решались государством вместе с казачеством. Все это важно в любой ситуации, но, наверное, особое значение имеет в период, когда страна подвергается тем или иным испытаниям» [3].

Источники говорят: «Для современной России разработка различных вариантов идеологий и идеологических программ социальных движений и политических партий имеет решающее значение для функционирования демократической системы, для выработки политической ориентации государства, ее восприятия большинством населения, сохранения территориальной целостности страны и гражданского мира, т.е. будущее государства» [1, с. 85].

Кубанское войско

Кубанское казачье войско занимало и занимает совершенно особое место среди прочих казачьих войск Российской империи, современных общественных и реестровых структур возрожденного казачества. Главная его черта, - ярко и четко выраженное государственное начало, тесные связи с общероссийской государственной и политической, военной историей. Само его образование из Кавказского линейного и черноморского войск осуществлялось по прямой инициативе государственного аппарата. Правовед и начальник отдела Кубанского казачьего войска Святослав Иванов в одной из своих статей, посвященных жизни казачества региона отмечает: «Создание и деятельность собственно структуры, - Войска ... давало казачеству возможность достигать собственные цели, во-вторых, совпадало с целью стратегической, сутью казачества, - осуществлением социально-полезной государственной функции» [16, с. 5].

Уже в дореволюционный период на Кубани к участию в государственной и военно-административной, управленческой деятельности в казачестве активно привлекаются женщины, примеров чего мы практически не находим в других крупных казачьих войсках [2; 18].

«Государственный ген» кубанцев активно проявился в годы Великой Отечественной Войны в виде формирования кавалерийских воинских частей Красной Армии. Считается, что роль кавалерии в годы Второй мировой была вспомогательной и не оказала существенного влияния на положение дел на театре боевых действий. Тем не менее, успехи и героизм кубанских казаков были заслуженно отмечены даже в этих условиях. Например, подполковник Г.М. Курков в своих публикациях много говорит о роли именно кубанцев, выделяя их среди всех прочих: терцев, донцов, сибиряков и т.д.: «Очень важное место в формировании казачьих соединений РККА занимала Кубань ..., особое место в истории первого периода войны занимает процесс формирования добровольческих казачьих кавалерийских соединений Кубани в 1941-1942 гг.» [17, с. 1, 3] Особую роль играла изначальная допри-

зывная подготовленность кубанской казачьей молодежи. О ней в источниках говорится: «Система подготовки кавалерийских частей в территориальных формированиях в межвоенный период, особенно в регионах компактного проживания казачьего населения, позволила без дополнительного переобучения в короткие сроки и при минимальных затратах сил и средств поставить на фронт хорошо подготовленные в боевом отношении соединения. Северный Кавказ в этом вопросе оказался на голову выше ..., вышел в лидеры ..., 27 тыс. кубанских казаков убыли на фронт в составе казачьих кавалерийских дивизий в июле-августе 1941 г. В процессе сборов в местах формирования соединения казаков не требовали больших дополнительных усилий для превращения в грозных соперников врага. Эти кавалеристы практически сходу могли принять любой, самый отчаянный бой с превосходящими силами неприятеля» [17, с. 4].

Кубанцы в системе казачьей эмиграции

Основную массу казаков-эмигрантов дал «Крымский исход» или т.н. «крымская» эвакуация. Из Крыма были эвакуированы донские, кубанские, терские и астраханские казаки, а так же большое число членов их семей: женщины, старики, дети. Крым покинуло 28,5 тысяч донцов. 22 тысячи -состав армии генерала П.Н. Врангеля, остальные - мирные лица. Кубанцев, покинувших Крым, насчитывалось примерно 16-18 тыс. человек.

Основными местами, куда направились беженцы, явились: Сербия, Турция, Болгария, Греция. Большинство кубанцев оказалось на малопривлекательном острове Лемносе.

Изначально Крым пытались покинуть практически все без исключения казаки, даже те, кто не принимал непосредственного участия в боевых действиях на стороне «Белого движения» и вполне мог остаться на российской территории. В последующие годы историками были отмечены массовые реэвакуации и реэмиграции значительной части казачества, покинувшей Родину. Так, только в 1921 г. обратно в Россию с Лемноса и из Турции в Россию вернулось 8891 донских и 3270 кубанских казаков. В период же с 1924 по 1925 гг. в Россию вернулось еще 3 тыс. донцов и 1,5 тыс. кубанцев.

К 1929 г. за границей продолжало оставаться значительная масса казачества, - примерно 14,5 донцов и 11 тыс. кубанцев. Их число неизбежно сокращалось вследствие естественной убыли по причинам смерти от старости, болезней и др.

В первоначальный момент эмиграции особенно активными были казаки, обосновавшиеся на о. Лемносе. Здесь они развернули активную казачью культурную и просветительскую деятельность. В конце 1920 г. состоялись выборы Кубанского войскового атамана. После долгих прений сторон, многочисленных дискуссий и споров на должность атамана был избран генерал-майор В.Г. Науменко, проживавший в то время в Югославии.

Кубанцы всячески пытались сохранить боевой потенциал своего войска. На Лемносе действовало Атаманское военное училище, выпускавшее юнкеров.

Конечно, значительную помощь казачьим беженцам оказывали правительства западных стран, всевозможные гуманитарные организации и фонды, включая «Красный Крест» и др.

Единства между казаками по вопросам политики не было. Сложилось два направления, которые конфликтовали и спорили друг с другом. Одно из них пыталось всячески сохранить казачью культуру, особенности быта, обычаев и нравов. Эта группа не прерывала связей с Россией и искала способы возвращения на Родину, споря о ее государственном устройстве. Вторая группа все более ассимилировалась и старалась слиться с местным населением, принимая западную цивилизацию как новый стиль и образ жизни, новую идеологию.

Наиболее радушный прием казакам оказало только что созданное в 1918 г. молодое государство - Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС) во главе с правящей династией Карагеоргиевичей. Политика КСХС носила ярко выраженный антисоветский и антибольшевистский оттенок. Шмелев И. писал: маленькая Сербия «явила высокий пример чести, братства, совести, благородства, исторической памяти и провидения грядущего...».

Руководство КСХС активно привлекало казаков к военной службе, пограничной службе, строительным и железнодорожным работам. Казаками в КСХС проводилась культурная, просветительская, образовательная деятельность.

Достаточно крупным центром казачьего зарубежья в культурном и общественном плане становится Прага. Многие казаки поступают в пражские высшие учебные заведения и успешно оканчивают их. В Праге в 1928 г. была образована общеказачья станица Чехословацкой Республики. Еще в феврале 1922 г. в Праге создается Объединенный комитет обществ Дона, Кубани и Терека, который оказывает активную помощь беженцам из числа казаков и их семьям. В Чехословакии многие казаки были заняты в сфере чехословацкого сельскохозяйственного производства.

Казачьи сообщества зарубежья неизбежно сталкивались с процессами ассимиляции казаков, принятием их местных обычаев, нравов, образа поведения. Чтобы затормозить эти разрушительные для казачества процессы и сохранить казачью уникальность, этническую природную самобытность в середине 1920-х гг. в Праге было основано Общество по изучению казачества.

Некоторые группы казачества, особенно те, кто участвовал в Кронштад-ском восстании или входил в армии генералов Миллера и Юденича, активно осваивали территорию Финляндии.

За годы существования Российской Империи многие казаки уже не мыслили свою жизнь вне войсковых структур. Эти привычки упорно сохранялись ими и в эмиграции на чужбине. В местах массового расселения казаков в зарубежье начали спонтанно и вполне организованно появляться традиционные

единицы казачьего поселения, - станица и хутор. Возникшие образования требовали своего общего руководства и регламента управления. Так появляется документ «Положение об управлении станицами и хуторами за границей», утвержденное атаманом Всевеликого Войска Донского А.П. Богаевским. В нем говорилось: станицы и хутора создаются «в целях объединения и сплочения казаков за границей. Основными задачами данных организаций являются: юридическая и медицинская помощь, забота об инвалидах, одиноких женщинах, детях и безработных, отстаивание интересов казаков за границей и удовлетворение их культурных и бытовых потребностей».

Первоначально почти все источники ссылаются на то, что приехавшие казаки в общей своей массе отличались очень низким образовательным уровнем. Но, ситуация стремительно меняется по мере адаптации казаков. Казаки очень охотно получали зарубежное образование. Так, в составе Общеказачьего сельскохозяйственного союза, 90 % казаков, имеющих высшее образование, получили его именно за годы вынужденной эмиграции.

Центрами сосредоточения казачьей интеллигенции стали крупные европейские города и столицы, такие как: Белград, Варшава, Париж, Прага, София. Здесь выходило огромное число казачьей печатной продукции: газеты, журналы, всевозможные сборники, информационные листки и т.д.

Огромную роль в просветительской работе играли созданные казаками Донской казачий архив и Исторические комиссии двух войск: Донского и Кубанского, целью которых являлось собирание и публикация документов и материалов, касающихся войсковой жизни, истории Дона и Кубани. Донским архивом руководил А.П. Богаевский и П.А. Скачков. В 1936 г. была образована Историческая комиссия Кубанского войска. Ее председателем становится генерал В.Г. Науменко. Историк И.Ю. Ерохин в своих работах [4; 6; 7; 9-15] отмечает, что именно кубанцы имели огромный вес в создании сложной и многоуровневой системы казачьей самостийной государственности, которая, как это не покажется странным, в ряде случаев, ни только не подтачивала имперскую государственность, но и в конкурентной борьбе способствовала ее многогранному развитию.

Список литературы:

1. Быданов В.Е., Карпухин С.В. Строительство гражданского общества в России и идеология / В.Е. Быданов, С.В. Карпухин // Государство. Конституция. Родина: к поискам национальной идеи и новой доктрины государства / Ред. д-ра юрид. наук, проф. Л.В. Голосков. - М.: Проспект, 2014. - С. 82-85.

2. Воины-казачки: как это было на самом деле [Электронный ресурс] // СКС «Русь». - Режим доступа: http://sevestopolkazaki.ru/stati/item/249-voiny-kazachki-kak-eto-bylo-na-samom-dele...

3. Долуда Н. Начало встречи Д.Медведева с атаманами казачьих обществ, 12.03.2009 г., Горки, Московская обл. / Н. Долуда // Казачество. - Режим доступа: http://www.sachev.ru/deyatelnost_kazachestvo_publikacii.htm - С 15.

4. Ерохин И.Ю. Актуальные вопросы методологии истории казачества: новые подходы и концепции / И.Ю.Ерохин // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 176-178.

5. Ерохин И.Ю. Гетманщина: особое казачье государство / И.Ю. Ерохин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. -№ 4. - С. 119-123.

6. Ерохин И.Ю. Государство: роль и влияние на трансформации казачества / И.Ю. Ерохин // Общество и право. - 2013. - № 3 (45). - С. 323-325.

7. Ерохин И.Ю. Казачество и государственность / И.Ю. Ерохин // Научно-информационный журнал Армия и общество. - 2013. - № 2 (34). - С. 74-79.

8. Ерохин И.Ю. Казачьи республики периода Гражданской войны на Алтае и Дальнем Востоке / И.Ю.Ерохин // Наука и бизнес: пути развития. -2013. - № 8 (26). - С. 23-26.

9. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества / И.Ю. Ерохин // Проблемы современной науки и образования. - 2013. -№ 3 (17). - С. 42-48.

10. Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии / И.Ю. Ерохин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 141-146.

11. Ерохин И.Ю. Основы казачьих традиций / И.Ю. Ерохин // Вестник Академии знаний. - 2013. - № 2 (5). - С. 9-17.

12. Ерохин И.Ю. Парадоксы истории развития казачества / И.Ю. Ерохин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. -№ 12-1. - С. 153-154.

13. Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества / И.Ю. Ерохин // Глобальный научный потенциал. - 2013. -№ 12 (33). - С. 37-41.

14. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества / И.Ю.Ерохин // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 59-80.

15. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества / И.Ю. Ерохин // Научный аспект. - 2013. - Т. 2, № 2 (6). - С. 167-178.

16. Иванов С. Кубанское казачье войско и возрождение казачества: итоги, выводы, предложения [Электронный ресурс] / С. Иванов. - 03.09.2004. -Режим доступа: http://www.slavakubam.ru/print.php?table=1&type=1&id=1878.

17. Курков Г.М. Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной / Г.М. Курков [Электронный ресурс] // Военно-исторический журнал. - 2006. -№ 4. - Режим доступа: http://cossac-awards.narod.ru/Zametki/Zametka19_Ku-ban_Cossacks_War.html.

18. Руденко-Миних И. Воины-казачки: продолжая славные традиции. 31.08.2009 / И. Руденко-Миних [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ufakazak.ru/article/pege/440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.