Научная статья на тему 'Государственность и Государственное управление как архетипы'

Государственность и Государственное управление как архетипы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Захаров Валерий Константинович

Статья представляет государственность и государственное управление как архетип жизнедеятельности общества. Описание даётся на основе восходящего к К.-Г. Юнгу разработанного автором метода архетипов жизнедеятельности человеческого общества. Весь комплекс архетипов общества трактуется как механизм инерционного наследования общих способов жизнеобеспечения сообщества. Изменчивость в сообществе определяется архетипом идейно-направленных мутаций. Архетип государственного устроения и архетип государственного управления позволяет понять государство как сложную организационно-производственную систему, описать основные институты государственного управления и сам процесс государственного управления, механизм их динамики и специфику проявления в условиях глобализации. Глобализация и макрорегиональная интеграция рассматриваются как современные проявления архетипа государственного объединения. Описываются возможные объединительные конструкции этапа глобализации через архетип объединительной полноты. В условиях действия архетипа объединительной полноты объективно проявляются вызовы и угрозы, стоящие перед Россией в условиях глобализации и макрорегиональной интеграции. На основе анализа этих вызовов и угроз описывается возможная эволюция институтов государственного управления в России в условиях глобализации и макрорегиональной интеграции, а также делается прогноз о возможном будущем России как государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственность и Государственное управление как архетипы»

Захаров В. К.

Государственность и государственное управление как архетипы

Наследственность и изменчивость в обществе. Каким образом происходит воспроизводство устоявшихся форм жизнедеятельности в человеческом обществе, и каким образом происходят большие и малые изменения в нём? На эти важные вопросы социальной философии и социальной психологии имеется несколько вариантов ответа. Один из вариантов ответа можно дать, опираясь на метод архетипов жизнедеятельности. Именно этому и посвящена данная часть статьи.

Жизнедеятельную среду человечества (на данный момент времени) можно обобщённо определить как совокупность, включающую в себя:

1) природную среду Земли;

2) искусственную среду, созданную человечеством в процессе его жизнедеятельности.

Под (человеческим) обществом будем далее понимать человечество в его

жизнедеятельной среде как единую организационно-производственную жизнедеятельную систему.

Вся жизнедеятельность общества может быть сведена к отдельным типам (= видам) жизнедеятельности. Чтобы выделить отдельный тип жизнедеятельности, нужно сначала задать общий вопрос: «Что люди делают в своей жизни?» - а затем дать на него какой-нибудь частный ответ.

Описание типа жизнедеятельности сводится, как минимум, к описанию: 1) всех жизнедеятельных единиц, осуществляющих этот тип деятельности; 2) всех взаимодействий этих единиц со всеми другими единицами; 3) всех правил и норм (т.е. институций в понимании Т. Веблена и Д. Норта1), регулирующих этот тип деятельности;

4) географического и временного пространств, в которых этот тип деятельности осуществляется; 5) состояния всей жизнедеятельной среды во время формирования этого типа деятельности. Отсюда следует, что понятие типа деятельности является более ёмким, чем понятие институции и института.

Число типов жизнедеятельности огромно. Относительно среза по настоящему моменту времени, слева от которого - прошлое время, а справа - будущее время, все типы можно подразделить на следующие классы. Один тип классов составляют хронотипы или, иначе, пространственно-временные типы. Эти типы зародились в прошлом, были свойственны данному географическому месту и данному временному промежутку и исчезли в прошлом. Дополнительный класс к этому классу составляют неотипы, которые зародились в прошлом и существуют в настоящее время.

Подкласс класса неотипов составляют стереотипы, которые зародились весьма давно и с тех пор стали устойчивыми. Про них, благодаря их устойчивости на некотором достаточно длинном промежутке времени, можно судить, что они в некотором будущем ещё будут существовать.

Подкласс класса стереотипов составляют архетипы, которые зародились в древности, стали устойчивыми и про которые, благодаря их древности и устойчивости на большом временном промежутке от прошлого до настоящего времени, имеется огромная доля уверенности, что они ещё очень долго будут существовать в будущем вплоть до неотменяемости. В некотором смысле противоположным к этому классу является класс

1 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

паратипов. К нему можно отнести неотипы, которые возникли сравнительно недавно, и о будущем которых ещё совершенно невозможно судить.

Отметим, что данное выше понятие архетипа жизнедеятельности является гораздо более широким, чем введённое К.-Г. Юнгом в психологии понятие архетипа поведения.

Формирование типа жизнедеятельности и его мема. Как было сказано выше, конкретный тип жизнедеятельности формируется и закрепляется в некотором сообществе в некотором месте за некоторое время при определенном состоянии жизнедеятельной среды. В сообществе остаётся «память» об этом процессе, который мы далее будем называть исходным состоянием типа. Что представляет собой эта общественная «память», как она передаётся, когда и как востребуется и используется - все эти вопросы представляют особую важность для социальной психологии и социальной философии.

Нам представляется, что запоминание и передача знания о состоянии жизнедеятельной среды во время формирования и закрепления типа деятельности и о самом типе происходит следующим образом.

По-видимому, запоминается только очень «важный» для выживания некоторого сообщества тип деятельности. В чём может состоять эта «важность»? По-видимому, новый тип деятельности может возникать несколькими путями, в частности: 1) путем постепенного выделения (обособления) из какого-то другого основного типа деятельности; 2) в результате достаточно быстрой перестройки всей природно-хозяйственной системы данного ареала, связанной с какими-либо резкими значительными изменениями жизнедеятельной среды ареального сообщества или со стороны природной среды, или со стороны внешней организованной среды в виде завоевания в какой-либо форме, или со стороны внутренней организованной среды в виде прирастающего населения при исчерпании возможностей его вмещения в природно-хозяйственную среду. Однако, независимо от способа его зарождения и оформления, впервые возникший тип деятельности, чтобы стать «важным» для сообщества, должен, во-первых, просуществовать очень долго, то есть так, чтобы сменилось множество поколений, осуществляющих этот тип деятельности, и, во-вторых, стать полностью неотъемлемым от всей совокупной природно-хозяйственной жизнедеятельности сообщества.

В силу указанной «важности» совокупное сообщественное знание о самом типе жизнедеятельности, о том, как, по каким причинам и при каком состоянии жизнедеятельной среды происходило возникновение данного типа деятельности, становясь всё более отчётливым, постепенно погружается во всё более глубокие слои индивидуальной человеческой памяти, доходя до слоёв, предназначенных для хранения и передачи информации из поколения в поколение на чисто биолого-генетическом уровне. Эти слои памяти можно, по-видимому, называть индивидуальным подсознанием. Указанное совокупное знание, перешедшее в индивидуальное подсознание членов какого-либо жизнедеятельного сообщества и передаваемое из поколения в поколение этого сообщества на биолого-генетическом уровне, будем далее называть мемом данного типа жизнедеятельности данного жизнедеятельного сообщества. И чем дольше продолжительность существования этого типа деятельности, чем больше его неотъемлемость, тем глубже в подсознание индивидов сообщества опускается этот мем.

Глубину уровня сознания и подсознания можно понимать в смысле количественной вероятности передачи информации с данного уровня последующим поколениям: чем больше вероятность генетической передачи информации с данного уровня, тем более глубоким можно считать данный уровень.

Если имеется непрерывная биологическая связь поколений, то этот мем, эта генетически обусловленная «память» о типе, постоянно возобновляется в новых поколениях,

возможно даже без всякого его осознавания как отдельными особями, так и всем сообществом в целом.

Проявление типа жизнедеятельности. Механизм проявления типа жизнедеятельности в данном месте в данное время заключается в следующем. Если текущее состояние жизнедеятельной среды практически не меняется, то данный тип деятельности воспроизводится и проявляется снова и снова. Если же текущее состояние жизнедеятельной среды значительно уклонилось от исходного состояния типа, то есть от состояния во время зарождения и формирования типа, то данный тип жизнедеятельности оказывается ненужным. Поэтому он себя не проявляет, и «память» о нём не востребуется. Иначе говоря, тип «засыпает». Если же после «засыпания» типа, текущее состояние по тем или иным причинам снова изменилось и приблизилось к исходному, то тип «просыпается» и начинает проявлять себя достаточно сильно, причем тем сильнее, чем ближе текущее состояние к исходному.

«Просыпается» он следующим образом. При резком изменении состояния жизнедеятельной среды происходит нарушение жизнеобеспечивающего баланса данного сообщества. В связи с этим возникает возбуждение всей его «умственной среды». В свою очередь это приводит к жизнедеятельному стрессу, т.е. к совокупности ответных реакций, направленных на восстановление утраченного жизнеобеспечивающего баланса. Именно тогда и происходит востребование всей глубинной подсознательной памяти сообщества. Происходит поднятие части подсознательной памяти, т. е. некоторого мема на сознательный, «оперативный» уровень. Именно того мема, который лучше всего соотносится с новым изменённым состоянием жизнедеятельной среды. И хотя это поднятие происходит неодинаково у разных индивидов, но происходит достаточно массово.

Для восстановления жизнедеятельного баланса, нарушенного резким изменением среды, некоторые представители сообщества выдвигают, как им кажется, «новые» идеи о способах такого восстановления. На самом деле, в большинстве случаев эти идеи фактически взяты из всплывшей на оперативный уровень индивидуальной подсознательной памяти, из мема. Наряду с этими ново-старыми идеями выдвигаются также идеи о совершенно новых типах деятельности. Но, поскольку рассматриваемый нами тип деятельности был когда-то уже опробован, использован и отшлифован сообществом в условиях, близких к новым, изменённым условиям жизнедеятельной среды, он, естественно, оказывается более жизнеспособным по сравнению с новыми, ещё не опробованными типами деятельности. И поэтому именно этот тип снова воплощается на практике.

Мем как часть коллективного подсознания. До сих пор мы связывали мем с индивидуальным подсознанием членов жизнедеятельного сообщества. Свяжем теперь мем с коллективным подсознанием этого сообщества. Как было сказано выше, возникновение и закрепление типа жизнедеятельности, которому суждено стать архетипом, является, по-видимому, очень важным явлением общего процесса жизнеобеспечения данного сообщества. Естественно предполагать, что в силу его важности это явление долго и широко обсуждается в этом сообществе. В результате этого долговременного обсуждения из всего большого разнообразия мнений, суждений и оценок оформляется всего несколько различных усреднённых словесно-образных моделей представления сообщества о произошедшем возникновении и закреплении данного типа деятельности. Поэтому в сообществе выделяются несколько различных частей, каждая из которых исповедает только одну кажущуюся ей «несомненно верной» модель указанного явления. Это означает, что в индивидуальное подсознание всех представителей такой части сообщества закладывается только одна усреднённая модель, образуя только один коллективно-одинаковый мем. А в индивидуальное подсознание представителей всех вышеуказанных частей сообщества закладывается несколько таких коллективно- одинаковых мемов, образуя совокупный мем

данного типа деятельности. Поэтому можно сказать, что этот совокупный мем находится в коллективном подсознании данного сообщества.

Далее во времени в данном сообществе указанные коллективно-одинаковые мемы начинают передаваться по индивидуальному наследству на бессознательном биологогенетическом уровне, иногда сопровождаясь также образно-словесной передачей на социокультурном сознательном уровне. Это происходит даже в случае, когда рассматриваемый тип деятельности совсем и надолго прекращается в данном сообществе.

И когда вновь возникшие условия оказываются близкими к исходным условиям, при которых возникал и закреплялся данный тип деятельности, указанный выше совокупный мем данного типа деятельности оказывается востребованным. После его поднятия в сообществе на сознательный уровень, именно он становится источником нового воспроизведения данного типа деятельности, возможно в нескольких различных вариантах.

После этого нового воспроизведения указанный совокупный мем несколько видоизменяется, возможно усложняется, становится более отчётливым, сохраняя при этом неизменным своё «ядро». Затем со временем он опять опускается на подсознательный уровень и существует в сообществе в скрытом виде. Более того, каждое последующее проявление данного типа деятельности (при условии, что он «засыпал») приводит к погружению его мема в подсознание сообщества все глубже и глубже.

Далее во времени описанный выше процесс повторяется снова и снова, если состояние жизнедеятельной среды сообщества становится близким к исходному для рассматриваемого типа деятельности.

Механизм социальной наследственности. Жизнедеятельность общества можно представлять себе как изменяющийся во времени «сноп» или комплекс типов жизнедеятельности, в котором только архетипы накапливаются и снова и снова проявляются во времени. В нем выделяется слаженный и взаимообусловленный подкомплекс архетипов жизнедеятельности, состоящий из архетипов, подходящих друг к другу, существующих вместе, зависящих друг от друга и являющихся необходимыми основаниями для существования друг друга.

Вся предыдущая жизнедеятельность наследуется человечеством именно в форме архетипов и стереотипов жизнедеятельности посредством соответствующих архемемов и стереомемов. Эти архемемы и стереомемы, соответствующим образом определяя жизнедеятельность в настоящем, направляют также дорогу в будущее, исключая абсолютную произвольность новой жизнедеятельности. Чем дальше в прошлое уходит складывание и закрепление какого-либо архетипа и стереотипа жизнедеятельности, тем большее влияние его мем оказывает на настоящее и будущее.

Развиваясь во времени под воздействием изменяющейся жизнедеятельной среды, человечество дифференцирует свою жизнедеятельность, что приводит к добавлению все возрастающего количества все более молодых архетипов, стереотипов и типов жизнедеятельности, изменяющих силу проявления старых архетипов. Этим исключается абсолютная предопределенность новой жизнедеятельности.

Иначе говоря, архемемы и стереомемы задают тенденции жизнедеятельности, от которых последняя может уклоняться во времени лишь под воздействием изменений жизнедеятельной среды пропорционально величине этих изменений.

В целом подкомплекс архемемов жизнедеятельности рассматривается нами как механизм инерционного наследования общих способов жизнеобеспечения. Его можно назвать архетипической инерцией. Архетипическая инерция поддерживает индуктивно-исторический жизнеобеспечивающий баланс всех сторон жизнедеятельности человеческого общества. Это позволяет сравнить механизм архетипической инерции с механизмом генной памяти в биологии. Здесь напрашивается такая аналогия: один ген - один архемем, генный комплекс

биологического организма -архемемный комплекс некоторого жизнедеятельного сообщества. Каждый архемем, как и ген, соответствует каким-то отдельным сторонам жизнедеятельности, и как среди генов, так и среди архемемов нет самого важного.

Механизм социальной изменчивости. Архетипическую инерцию можно считать первым из движущих факторов социального развития, фактором, «идущим от прошлого».

Вторым движущим фактором, фактором, «идущим от настоящего», является

воздействие окружающей среды (и внешней, и внутренней). Пока это воздействие практически неизменно, архетипическая инерция приводит к жизнеобеспечивающему балансу. При ощутимом изменении воздействия окружающей среды требуется корректировка наследуемого жизнеобеспечивающего баланса. Поэтому выработался архетипический механизм такой корректировки в виде «идейно-направленных мутаций», который заключается в выдвижении и реализации идей о новых, более жизнеспособных типах жизнедеятельности и практического отбора (в процессе борьбы за существование) среди старых и новых типов наиболее жизнеспособных. В результате практического отбора некоторые типы жизнедеятельности отмирают, а некоторые новые теоретически предложенные и практически оправдавшиеся типы закрепляются. Некоторые из этих практически оправдавшихся типов в дальнейшем сами становятся стереотипами или даже архетипами.

Так происходит адаптация человечества к новым, изменившимся условиям, которая снова приводит к жизнеобеспечивающему балансу.

Государственность как архетип. Все современные государственные образования, такие как простые государства, державы, империи и т.д., а также все самостоятельно существовавшие в прошлом малые семьи, большие семьи, роды, племена, простые государства, державы, империи и пр. устроены и функционируют по одному архетипу, который мы называем номовым архетипом жизнеустроения, от греческого слова «номос», означающего административно-территориальную область в Древнем Египте, Древней Греции и в современной Греции. Будем называть все указанные образования номами.

Каждый ном является комплексной трёхуровневой организационно-производственной системой, состоящей из следующих основных систем:

1) С - система содержательных единиц; 2) Б - система хранительных единиц (= казна); 3) Е - система обеспечительных единиц; 4) ¥, О и Н - системы, составляющие совокупную систему распорядительных единиц; 5) Р - система властных

распорядительных единиц.

Системы С, Б и Е разбиты на соответствующие уклады. Системы ¥, О и Н разбиты на соответствующие ведомства, ведающие этими укладами.

Рассмотрим устройство нома на примере Российской Федерации (РФ). Систему властных распорядителей РФ составляют Президент РФ с его Администрацией, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ (Председатель Правительства и его заместители с соответствующим Аппаратом, федеральные министры).

Распорядительными системами РФ являются министерства и федеральные службы, федеральные агентства, государственные фонды, пресс-центры, органы при Правительстве (Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Фонд социального страхования, ...), органы при Президенте РФ, органы при Федеральном Собрании, Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды, Генеральная прокуратура, ЦИК, Центробанк, Счётная палата, органы федерального надзора, высшие церковные органы, .

Внешнюю организованную среду для РФ составляют все зарубежные жизнедеятельные единицы, в том числе все иностранные государства. Внутреннюю организованную среду для РФ составляют все теневые, незаконные и прочие жизнедеятельные единицы,

осуществляющие свою деятельность внутри РФ и не проявляющие себя официальным образом.

Уклады в РФ выделяются по соответствующим распорядительным системам (= ведомствам).

Содержательные уклады выделяются по следующим ведомствам: Министерство промышленности и энергетики ведает предприятиями промышленности и энергетики; Министерство финансов ведает налоговыми органами и т. п.; Центробанк ведает банками, монетным двором и т.п.; Министерство экономического развития и торговли ведает таможнями, торговыми инспекциями и т. п.; Министерство образования и науки ведает вузами, НИИ и т. п.; Министерство здравоохранения ведает больницами, поликлиниками, санаториями и т.п.; Министерство культуры ведает театрами, музеями, концертными залами и т. п.; Московский патриархат ведает храмами, монастырями, приютами и т. п.; Центральные органы партий и профсоюзов ведают своими партийными и профсоюзными организациями; и т. д.

Хранительные уклады выделяются по следующим ведомствам: Федеральное

казначейство ведает местными отделениями Федерального казначейства; Пенсионный фонд ведает местными отделениями Пенсионного фонда; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ведает страховыми компаниями; Фонд социального страхования при Правительстве РФ ведает своими местными отделениями; и т. д.

Обеспечительные уклады выделяются по следующим ведомствам: Министерство обороны ведает воинскими частями, военкоматами, предприятиями военно-промышленного комплекса и т.п.; Министерство внутренних дел ведает милицейскими подразделениями, частями внутренних войск; и т. д. Министерство чрезвычайных ситуаций ведает своими частями, НИИ специального назначения и т. п.; Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды ведают региональными и местными судами; Генеральная прокуратура ведает местными отделениями Генеральной прокуратуры; Центральная избирательная комиссия ведает местными и региональными избирательными комиссиями: и т. д.

Имеющиеся в номе достояния располагаются в единицах нома и во внешних средах. Все эти достояния подразделяются на следующие сорта: первичное (сорт 0), содержательное (сорт 1), распорядительное (сорт 2), властное (сорт 3), обеспечительное (сорт 4), казённое (сорт 5).

Каждая система производит достояние только одного сорта. Система С производит содержательное достояние 1, система Б производит казённое достояние 5, система Е производит обеспечительное достояние 4, системы ¥, О и Н производят только распорядительное достояние 2, а система Р производит властное достояние 3. Перечисленные достояния являются основными для указанных систем; достояния всех остальных сортов этих систем являются переходными. При производстве соответствующего достояния каждая система использует все свои имеющиеся достояния, за исключением достояния 4 для систем С , Б, ¥, О и Р, которое не может ими использоваться.

Система С получает из внешних сред А1, А2 и А3 и отдаёт в эти среды первичное

достояние 0. Единицы системы С обмениваются друг с другом только содержательным достоянием 1. Также единицы системы С обмениваются с другими единицами нома содержательным достоянием 1.

Через Ь и М будем обозначать системы С, Б, Е, ¥, О, Н и Р и среды А1, А2 и А3 данного нома N. В номе N между указанными системами, а также между системами и средами за время от ^ до t2 имеются передаточные потоки достояний, а в самих этих системах (точнее, в их единицах) имеются преобразовательные, производные и изводные

потоки достояний. Преобразовательные потоки подразделяются на переводные потоки и возвратные потоки.

Если т и п - сорта достояний, то преобразовательный поток в системе Ь из достояния сорта т в достояние сорта п будем обозначать через Б^П(А,і2). Передаточный поток достояния сорта т из системы или среды Ь в систему или среду М будем обозначать через (А,і2). Производный поток достояния сорта т в системе Ь будем обозначать через (А,і2), а изводный поток (т.е. поток т - достояний, затрачиваемых внутри самой системы Ь ) будем обозначать через (^,і2) . Далее указание на временной отрезок [ґ1,і2] будем иногда опускать.

Описание имеющихся в номе достояний и потоков дано на рис.1. На нем производимые достояния выделены квадратиком с жирным контуром. Дугами указаны преобразовательные потоки. Остальные передаточные потоки показаны стрелками с указанием сортов на концах стрелок. Потоки передачи содержательного достояния из хранительной системы Б во все остальные системы нома (т.е. казенный тип распределения содержательного достояния) указаны разветвляющейся сетью сплошных стрелок с сортом 1. Потоки прямого обмена содержательным достоянием между содержательной системой С и всеми остальными системами нома (т.е. товарный тип распределения содержательного достояния) указаны второй разветвляющейся сетью пунктирных стрелок с сортом 1. Производные потоки обозначены прямыми входящими стрелочками, а изводные - выходящими.

В сильно агрегированной форме устройство и функционирование нома показано на

Ґ 2ІЦ4І

2 і і 1 2

1 Мз 4 І 2 1рЛз 4 "4 2

Н —>— і і >•

4 “1

*-

Ї1 *

4

,2

1

К-

т

4

1

4 ГТ

4

2

ЧІЕ

4

ЧУ

С

>0

4

2 3 1

1 2 3 5 ;4 І

в

У5

і

4 1

4 1 2

Рис. 1. Устройство и функционирование нома

3

1

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

Далее организационно-производственные системы, приближающиеся по строению и функционированию к ному, будем называть квазиномами. Квазиномы являются переходными стадиями либо к номам, либо от номов (см. далее).

Государственное управление как архетип. Как было описано выше, ном является совокупностью основных систем, связанных друг с другом в единое целое и зависящих друг от друга так, что без каждой из этих систем государство существовать не может. Так же как в человеческом организме один из органов (мозг) организует слаженную деятельность всех органов, в номе одна из систем (система властных распорядителей) организует слаженную деятельность всех систем. В частности, система властных распорядителей организует слаженное обращение производимых номовых достояний с помощью ряда механизмов, одним из которых является механизм денежного оценивания значимости обращающихся достояний для властных, оплачивающих и производящих единиц государства. Понятия денежного обращения и стоимости являются разработанными в экономической теории в основном для товарных достояний. Для обращающихся нетоварных достояний, которые производят хранительная, обеспечительная, распорядительная и властная системы, должной концепции нет. Однако сам механизм денежного оценивания уже давным-давно выработался, закрепился и стал стереотипическим в жизнедеятельности реальных номов, и, более того, он является единым для достояний всех сортов, т.е. для достояний, производимых всеми системами государства, вне зависимости от того, являются ли эти достояния товаром или нет. Поэтому нам осталось только вычленить и описать этот механизм. В абстрактной форме «первого приближения» в терминах формализованной модели нома, приведенной в предыдущем пункте, это можно сделать следующим образом.

Хорошо известно, что в достаточно развитом номе система властных распорядителей на временном промежутке [^, t0Г\ выделяет одно содержательное достояние, которое обладает, по крайне мере, следующими свойствами: 1) оно производимо только

значительными коллективными усилиями в номе обязательно под руководством системы властных распорядителей; 2) оно долговечно; 3) оно легко хранимо; 4) оно легко переместимо; 5) оно легко к некоторому моменту времени t1 из промежутка [^, t0r\ концентрируется в распоряжении системы властных распорядителей; 6) оно содержит отличительные знаки, поставленные по распоряжению системы властных распорядителей. Во избежание терминологической путаницы будем далее называть это достояние номовыми деньгами, причём слово «номовый» будем иногда опускать.

Достояние в номе естественно назвать обращающимся на промежутке времени [^, t2 \, если оно является либо произведённым в номе, либо пришедшим в ном из сред Л1 , Л2 или Л3, либо переведённым, либо возвращённым, либо переданным (и полученным), либо изведённым в номе на этом промежутке. Будем считать, что реальная стоимость первичного достояния, приходящего в содержательную систему из внешних сред Л1 и Л2 или уходящего из этой системы в эти среды на промежутке [^, ^\, задаётся напрямую властной системой Р и распорядительной системой ¥ как количество номовых денег, сопоставленных этими системами этому достоянию на этом промежутке.

Обозначим множество С и Б и Е и ¥ и О и Н и Р всех жизнедеятельных единиц нома N через и . Рассмотрим также расширенные множества и = и и Л1 и Л2 и Л3 и

и = и и { оо>.

Реальная стоимость са2(х) достояния х, выпущенного единицей нома и из и для единицы расширенного нома V из и за время ^1 , t2], равняется количеству положительных

Л

(т.е. незаёмных) номовых денег, пришедших в единицу и из всех единиц н из и за это время

для или вследствие выпуска достояния х для единицы v , минус количество номовых денег,

ушедших из единицы и во все другие (отличные от и) единицы w из U за это время для или вследствие передачи достояния х в единицу v . Под достоянием, выпущенным единицей нома

и из U для единицы расширенного нома v из U за время ft] , t2], понимается достояние, уже имевшееся в единице и в это время, а затем обязательно переданное единице v за это время.

Отметим, что в этом определении возможно v = и. И тогда минусовая часть в определении отсутствует.

Приведённое выше определение реальной стоимости произведённого и первичного достояний позволяют определить реальную стоимость ct t (х) достояний х, обращающихся

в номе на промежутке [tj, t2 ].

Сущность реальной стоимости состоит в том, что реальная стоимость есть денежная мера значимости обращающегося номового достояния для властных, для оплачивающих и для производящих единиц нома.

При сравнении реальной стоимости с известными понятиями стоимости можно отметить следующие особенности этой стоимости.

j) Понятие реальной стоимости не противоречит другим теоретическим подходам к пониманию стоимости, а некоторые известные в трудовой теории стоимости, в теории трех факторов производства, в теории предельной полезности понятия стоимости составляют лишь часть понятия реальной стоимости.

2) Реальная стоимость существует как для товарных, так и для нетоварных достояний.

3) Реальная стоимость имеет количественное числовое выражение, тогда как в теории предельной полезности, на которой построена неоклассическая теория (mainstreem экономической мысли), попытка количественно измерить marginal utility - предельную или крайнюю полезность - до сих пор не удавалась.

4) Реальная стоимость некоторых обращающихся достояний (например, отходов) является отрицательной.

5) Если произведенное достояние было продано с прибылью, то в реальной стоимости учтены все три фактора Сэя: земля, труд и капитал. Поэтому понятие реальной стоимости перекрывает понятие трехфакторной стоимости Сэя, поскольку реальная стоимость создается и другими факторами, например, таким, как значимость производимого достояния для государственной власти или для спонсирующих организаций.

6) Теория Маршалла описывает механизм образования рыночной цены, сводя фактически понятие стоимости к рыночной цене. Заметим, что рыночная цена достояния составляет только часть его реальной стоимости, поскольку могут иметься еще дотационная и спонсорская составляющие, полученные не товарным путем, т.е. не в результате продажи на рынке. Тем самым в реальной стоимости учитывается значимость товара не только для покупателя, но и для «дотатора» и «спонсора».

7) В реальной стоимости нетоварных достояний (например, властных, распорядительных, обеспечительных, хранительных) имеются казённая, лоббистская и коррупционная составляющие.

Введение реальной стоимости позволяет нам далее считать, что все обращающиеся в номе достояния на промежутке [tj,t2] оценены с помощью реальной стоимости cttt . Тогда

макроэволюционные уравнения для каждой системы M составляются на основе следующего балансового правила: изменение m -достояния системы M на каждом промежутке времени [tj, t2] равно сумме всех полученных ею за это время m-достояний, минус сумма всех отданных за это время m -достояний и минус порог самоубывания m -достояния на этом промежутке.

Если представлять себе описанную макромодель нома в виде движения разносортных жидкостей, то эволюционные уравнения просто отражают неразрывность этого движения. Следующий пункт посвящён тому, каким образом происходит ускорение или замедление этого движения.

Архетип номового управления. Из указанного описания устройства нома следует, что основными институтами номового управления являются: 1) все органы номовой власти, образующие властную систему Р, 2) все органы распорядительно-исполнительной власти, образующие распорядительные системы ¥, О и Н, 3) все хранительные органы, образующие хранительную систему Б и 4) все обеспечительные (силовые) органы, образующие обеспечительную систему Е. Властная система Р и распорядительные системы ¥, О и Н являются органами номового управления. Хранительная система Б и обеспечительная система Е являются средствами номового управления.

Таким образом, ном представляет собой управляемую динамическую систему со следующими уровнями номового управления: 1) властное управление осуществляет властная система Р по отношению к распорядительным ведомствам ¥, О}- и Нк; 2) ведомственное

управление осуществляют ведомства ^, О}- и Нк по отношению к соответствующим

укладам С1, и Ек 3) регулирующее управление осуществляют уклады и Ек по

распоряжению распорядительных ведомств О}- и Нк .

Эти управления осуществляются хорошо известными способами, условно именуемыми побуждение «пряником» и побуждение «кнутом». Под побуждением «пряником» понимается передача первичного достояния 0 из внешних сред Л1, Л2 и Л3 в

содержательную систему С и передача содержательного достояния 1 из хранительной системы Б в остальные системы С, Е, ¥, О, Н и Р. Под побуждением «кнутом» понимается перевод обеспечительного достояния 4 из обеспечительной системы Е в системы С , Б, ¥, О и Р и внешние среды Л1 , Л2 и Л3 и возврат его обратно в систему Е. Эти

управления изображены соответствующими сетями стрелок с цифрами 0, 1 и 4 на концах.

Изменение указанных побудительных достояний в каждой системе М приводит к соответствующему пропорциональному изменению всех выходных потоков основного достояния из этой системы М с коэффициентом пропорциональности, равным основному достоянию этой системы на промежутке [^, ^\. Это динамическое правило приводит к макродинамическим уравнениям для каждой системы М, аналогичным второму закону Ньютона ¥ = тя (сила приводит к пропорциональному изменению скорости с коэффициентом пропорциональности, равным массе). Более подробно макроэволюционные и макродинамические уравнения описаны в статье2.

Переустроение государственности. Следующий используемый нами архетип жизнедеятельности возникает в ходе прохождения человечеством ряда этапов его развития. Этапы эти не произвольны: каждый вытекает из предыдущего и влечет за собой последующий. Процессом, который определяет переход от одного этапа к другому, является процесс номовой амальгамации (= объединения с воспроизведением структуры). В результате амальгамации воспроизводится прежняя, но в деталях более усложненная структура, обусловленная расщеплением прежде совмещённых функций. Эти амальгамационные этапы мы условно обозначим так: этап малой семьи, этап большой семьи, этап рода, этап племени, этап простого государства, этап державы и этап империи.

2 Захаров В.К., Половинкин Е. С., Яшин А. Д. Математическая модель государства // Доклады Академии Наук. 2007. Т. 413. № 2. С. 158-162.

Малые и большие семьи, роды и племена, простые государства, державы и империи являются историческими примерами номов. Большинство существующих сейчас номов являются номами последних трех амальгамационных этапов: простого государства, державы и империи, причем подавляющее большинство является державами. Следует отметить, что указанные этапы носят не глобальный, а локально-ареальный характер. Происходящая в настоящее время глобализация в свете данной теории оценивается как новый современный этап амальгамационного процесса.

Название этапа не означает, что на этом этапе существующие номы являются только номами этого этапа. На самом деле, на этом этапе в масштабе всего человечества продолжают существовать и номы всех предыдущих этапов. Например, даже на этапе державы, когда уже существовала держава Великобритания (= Соединенное Королевство), объединившая Англию, Шотландию, Ирландию и др., в Америке, Африке и Австралии существовали малые и большие семьи, роды, племена и простые государства как самостоятельные номы, не входившие в объемлющие номы.

Отметим, что этапы номовой амальгамации не расположены линейно друг за другом. Они, скорее, образуют сложный расходящийся и сходящийся «генеалогический» номовый граф.

Отметим также, что наряду с амальгамацией происходил и происходит обратный процесс номовой сегментации, т. е. распад неустойчивых амальгам на породившие их исторические части.

Исторически-индуктивное описание амальгамационных этапов. Дадим более подробное исторически-индуктивное описание указанных этапов.

Сначала люди жили малыми семьями, которые размножались, делились и осваивали определенную малосемейную ойкумену, т. е. часть жизнедеятельной среды, пригодную для малосемейной жизнедеятельности. Малая семья состоит из родителей и их несемейных детей. Взрослые дети из различных малых семей образуют новые малые семьи на новых территориях малосемейной ойкумены. Таким образом, малая семья порождает малые семьи второго поколения и по окончанию своего биологического временного предела сама исчезает.

На основании этнографических данных можно предположить, что на этапе малой семьи животный и растительный мир в некоторых местах был настолько богат, что собирательство и охота на легко доступных животных обеспечивали жизнедеятельность малых семей. У каждой малой семьи была своя территория - ареал жизнедеятельности, по которой она перемещалась по мере надобности. Однако человек, как и все природные виды, обладает прогрессией размножения. Поэтому малые семьи сегментировали и расселялись на новые ареалы. Естественно, что за счет интенсивного развития жизнедеятельности самих малых семей малосемейная ойкумена постоянно расширяется, а ареалы жизнедеятельности малых семей сужаются, за счет чего плотность заселенности этой ойкумены увеличивается. Но этот процесс постепенно замедляется по мере исчерпания возможностей такого экстенсивноинтенсивного развития. В конце концов, наступает пора, когда сегментироваться и расселяться прирастающему населению больше некуда, а возможности использования доступных ресурсов малыми семьями уже исчерпаны.

Поэтому нужно либо ограничивать достигнутый прирост, т.е. понижать уровень рождаемости и выживаемости, либо, чтобы удержать его хотя бы на достигнутом уровне, требуется организационная перестройка. Некоторые из семей идут по первому пути. Но в других местах родственные малые семьи начинают вступать во все более тесные связи, частично перестают сегментировать и, наконец, начинают жить большими семьями. Именно в этих местах продолжавшийся количественный рост населения привёл к тому, что

освоенная ойкумена перестала «вмещать» все малые семьи. Тем самым там закончился малосемейный этап эволюционного развития.

В связи с этим возникло состояние кризиса жизнедеятельности малосемейной ойкумены, который привел её к жизнедеятельному стрессу, т.е. к совокупности ответных реакций, направленных на восстановление утраченного жизнеобеспечивающего баланса, и, в частности, к реакции «включения» архетипа идейно-направленных мутаций, описанной выше. Результатом этого стресса явилась достаточно быстрая (в сравнении с предыдущим эволюционным периодом экстенсивного расширения и освоения) перестройка жизнедеятельности всей малосемейной ойкумены, окончательным результатом которой стала амальгамация малых семей в большие семьи. Т. е. произошёл революционный переход от малосемейной жизнедеятельности к большесемейной жизнедеятельности.

Большая семья состоит из исходной малой семьи и всех малых семей, являющихся потомками исходной малой семьи, и существует до смерти некоторых из прародителей. После смерти этих прародителей большая семья распадается (= сегментирует) на большие и малые семьи. Таким образом, большая семья порождает большие и малые семьи второго «поколения» и по окончании своего биологического временного предела сама исчезает. В малой и большой семьях имеются (биологически определенные) старейшины семьи. Большие и малые семьи, которые происходят из одной большой или малой семьи, различаются по степени родства. При сегментации больших семей происходит отселение некоторых вновь образованных больших и малых семей на новые территории большесемейной ойкумены.

Таким образом, большие семьи разрастались, делились и осваивали гораздо более обширную, по сравнению с малосемейной, большесемейную ойкумену. Когда она перестала «вмещать» все малые и большие семьи, снова между ними обострилась борьба за выживание, и результатом кризиса всей большесемейной ойкумены стала амальгамация малых и больших семей в роды.

При заполнении всей большесемейной ойкумены среди больших и малых семей разных степеней родства образуются сначала связи, а затем и амальгамы - роды. В роду имеются уже не биологически, а социально определенные «старейшины» рода. Род во времени не допускает бесконечного убывания степеней родства входящих в него и сегментирующих в нем больших и малых семей. В зависимости от обычая на каком-то этапе убывания степеней родства все большие и малые семьи амальгамируются в несколько новых родов и больших и малых семей, т. е. происходит родственная сегментация рода, а сам исходный род при этом исчезает. Роды и большие и малые семьи, которые происходят из одного рода или одной большой или малой семьи, различаются по степени родства. При сегментации рода происходит отселение некоторых новых родов и больших и малых семей на новые территории родовой ойкумены.

При заполнении всей родовой ойкумены среди родов и больших и малых семей различных степеней родства образуются сначала связи, а затем и амальгамы - племена. Племя, в отличие от рода, допускает во времени произвольное убывание степеней родства входящих в него и сегментирующих в нем родов и больших и малых семей. Однако при возрастании численности племени для обеспечения нормальной жизнедеятельности все роды и большие и малые семьи племени амальгамируются в несколько новых племен, родов, больших и малых семей, т.е. происходит родственная сегментация племён, а само исходное племя при этом исчезает. При сегментации племени происходит отселение некоторых новых племен, родов и больших и малых семей на новые территории племенной ойкумены.

Этот процесс повторялся многократно, приводя к амальгамации малых семей в большие семьи, больших семей в роды, родов в племена, племён в простые государства, простых государств в державы, держав в империи. Уточним, что при амальгамации

происходит объединение не только нескольких номов предыдущего этапа, но и присоединение ряда номов всех предыдущих этапов. Например, на этапе империи, когда создавалась Британская империя, происходило присоединение к державе Великобритании и простых государств, и племен, и родов по всему земному шару, и даже аборигенов, ведущих самый примитивный семейный образ жизни. При этом осваиваемая человечеством ойкумена постоянно расширялась.

Отметим, что начиная с этапа простого государства, процесс сегментации теряет свою «биологическую» обязательность и зависит уже от причин как родственного, так и иного характера, связанных со сложной жизнедеятельностью самого нома и его соседей - номов того же уровня. Действительно, если пригодная для жизнедеятельности ойкумена вся заполнена, то сегментироваться попросту некуда.

Виды номов, возникшие на предыдущих этапах исторической амальгамации, не всегда отмирают, а часто продолжают существовать как подномы и квазиподномы в объемлющих номах. При этом просто возрастает число этажей «федерализации». Например, малые семьи продолжают существовать повсеместно в рамках объемлющих государств.

В долго существующем простом государстве заканчивается формирование народности, а в долго существующей державе заканчивается формирование нации.

Из сказанного следует, что организационное развитие человечества происходит эволюционно-революционным путем: длительные этапы непрерывного эволюционного развития сменяются ускоренными революционными этапами организационной перестройки. Данный общественный процесс удивительным образом оказался близким к процессу эволюционно-революционного развития биологических видов в целостных экосистемах, описанному в новой недарвиновской теории эволюции3.

Отметим, что наряду с амальгамацией происходил и происходит обратный процесс политической сегментации, т. е. распад неустойчивых амальгам на породившие их исторические части.

Преимущества амальгамации. В чем преимущества амальгамации? Что она дает? Ответ на эти вопросы может быть следующим.

Человечество в своем развитии пошло по пути перевода естественной среды обитания в искусственную, тем самым уничтожая естественную среду. Поэтому используемые на данном амальгамационном этапе ресурсы, поступающие из естественной среды на душу населения, уменьшаются. Чтобы это уменьшение компенсировать, расширить круг ресурсов, надо использовать более труднодоступные ресурсы, что требует объединения человеческих усилий или кооперации. При этом объединении увеличиваются созидательные возможности рабочей силы не только за счет количественного возрастания её физических возможностей, но и за счет качественного совершенствования процесса труда: собранные вместе носители интеллекта способны открыть, придумать, выдвинуть идеи использования ранее недоступных ресурсов и организовать её практическое воплощение.

Кроме того, увеличивается число видов жизнедеятельности в амальгаме, что позволяет сузить (= специализировать) деятельность ее членов до меньшего числа видов на каждого и за счет развития навыков в этих узких видах деятельности добиться большей эффективности жизнедеятельности всей амальгамы.

В результате кооперации и специализации на новом амальгамационном этапе плотность заселенности старой ойкумены увеличивается, а также увеличивается интенсивность присвоения и использования окружающей природной среды в среднем на одного члена амальгамы. Кроме того, переход к амальгамам расширяет старую ойкумену жизнедеятельности за счет освоения ранее «непригодных» участков природной среды.

3 Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. М., 2005.

Этап глобализации. На амальгамационном этапе империи происходит освоение имперской ойкумены, то есть возникают все новые империи, поглощающие простые государства и державы. В настоящее время имеется несколько образований «имперского типа»: Российская Федерация, США, Китай, Индия, Европейский Союз, «Британская империя», ... По-видимому, к настоящему времени имперская ойкумена близка к полному освоению.

К ХХ веку способы добывания ресурсов и способы сбыта произведенных товаров и отходов производства внутри государств и империй почти полностью исчерпали себя. Обострилась борьба за контроль над освоенными источниками сырья (в особенности, энергетического), приведшая к двум мировым войнам. В связи с этим возникло состояние кризиса жизнедеятельности всей государственно-имперской ойкумены, который привел к ее жизнедеятельному стрессу, т.е. к совокупности ответных реакций, направленных на восстановление утраченного жизнеобеспечивающего баланса, и, в частности, к реакции «включения» архетипа идейно-направленных мутаций (см. часть 1).

В результате этого стресса началась достаточно быстрая (в сравнении с предыдущим эволюционным периодом экстенсивного расширения и освоения) перестройка жизнедеятельности всей государственно-имперской ойкумены, окончательный результат которой остается еще неизвестным. С неизбежностью стали возникать новые формы жизнедеятельности межгосударственного и межимперского уровня, которые невозможно осуществлять даже в рамках империй. Если в национальной экономике основными субъектами рынка были национальные предприятия и корпорации, то в современной экономике основными субъектами становятся транснациональные корпорации и финансовые образования. Стали ускоренно развиваться различные объединительные процессы, приводящие к умалению и потере сначала экономического, а затем и политического суверенитета вовлекаемых в этот процесс периферийных государств. Тем самым человеческое общество как сложная организационно-производственная система вступило в новый амальгамационный этап—этап глобализации.

Объединительные конструкции этапа глобализации. В связи с этапом глобализации особенный интерес вызывают предсказания того, к каким объединительным номовым конструкциям придет человечество в конце этого этапа. Возникнет всемирный ном или же возникнут несколько новых макрорегиональных номов? Мнения по этому поводу разделяются. Ю.И. Семенов4 считает, что возникнет один мировой социально-исторический сверхорганизм. Г.П. Анилионис и И. А. Зотова5 склоняются к концепции макрорегиональной полисистемности будущего мира. Нам же представляется, что в настоящее время в мире амальгамационный процесс происходит сразу по двум направлениям: создание всемирного нома и создание нескольких макрорегиональных номов. Можно сказать, что происходят сразу две идейно-направленные мутации. Мир как бы «пробует» будущее по двум направлениям, оставляя окончательный выбор за практикой. Какая из двух описанных идейно-направленных мутаций окажется практически оправданной, пока предсказать невозможно. Ясно, что в этом процессе США «слишком торопятся», а многие государства «слишком упираются»; и реализация некоторого варианта амальгамации зависит как от приложенных усилий принуждающих амальгамирующих государств, так и от степени согласия принуждаемых амальгамируемых государств.

Процесс создания объединительных конструкций. При процессе номовой амальгамации вначале создаются квазиномы, т.е. организационно-производственные системы, приближающиеся к ному.

4 Семёнов Ю.И. Философия истории. М., 2003. П. 5.2.

5 Анилионис Г.П., Зотова И.А. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации. М., 2005. Гл. 9.

Процесс создания квазиномов и превращения их в номы объективно предполагает целенаправленное разрушение некоторыми более сильными номами и квазиномами других номов и квазиномов, в основном, на исторически унаследованные части и последующее присоединение возникших «осколков».

Данный механизм амальгамации проявился в разрушении сначала СЭВ и далее СССР в основном силами двух квазиномов: первый с центром в США, второй - ЕЭС. При этом они преследовали достаточно разные цели. США стремились разрушить биполярный мир и свести его к однополярному миру с центром в США, преследуя, по-видимому, свои цели построения всемирного квазинома. ЕЭС стремилось «втянуть» в себя ресурсы соседних государств.

В результате, два упомянутых квазинома разрушили СЭВ и СССР на исторические части, которые раннее участвовали в амальгамационном процессе их создания. На европейской территории вместо ЕЭС возник более крупный квазином - Европейский Союз, который продолжает амальгамировать в себя осколки СЭВ и СССР.

Это показывает, что архетип номовой амальгамации в XXI в. проявляет себя в полную силу, причём Россия не является амальгамирующей стороной.

При описании архетипа номовой амальгамации ничего не говорилось о направлении и пределах этой амальгамации. Поскольку амальгамация всегда происходит в заполненном земном пространстве, она является результатом действий большого числа номов и квазиномов. Эти действия не произвольны, они носят целенаправленный характер. Описание этих действий даётся в следующей части.

Тенденции российской государственности. В сочетании с архетипом номовой амальгамации действует также другой архетип - архетип амальгамационной экстенсиональности (полноты). Он состоит в том, что во время процесса амальгамации квазиномы и номы осуществляют деятельность, направленную на расширение своей жизнедеятельной среды до таких пределов, при которых издержки, связанные с удержанием этой среды становятся соизмеримыми с выгодами, получаемыми от её использования.

При этом под жизнедеятельной средой квазинома или нома понимается часть природной среды, часть искусственной среды и часть человечества, контролируемые данным квазиномом или номом в данный момент времени.

Вызовы для россии в условиях глобализации и макрорегиональной интеграции. В настоящее время многие мировые ресурсы, более доступные, чем российские, близки к исчерпанию, и мир в результате амальгамации переходит на использование более «глубинных» и раннее недоступных ресурсов.

Поэтому, подчиняясь архетипу амальгамационной экстенсиональности, по крайней мере, три макрорегиональных квазинома будут стараться и далее разрушать Россию и втягивать в себя её части: это ЕС, квазином во главе с Китаем и квазином во главе с США. Им нужны ресурсы, которые находятся в России. Они это будут делать до тех пор, пока получаемые ими выгоды не сравняются с производимыми издержками. Подтвердим сказанное некоторыми цитатами.

«Частично место России по отношению к новому ЕС на длительную перспективу уже предопределено архитекторами европейской перестройки. В перспективе европейские политики предусматривают возможность создания зоны свободной торговли с участием целой группы государств, соседствующих с ЕС в его расширенном варианте»6.

Европейский союз «...рассматривает близлежащие страны в качестве такого окружения, в котором эти страны будут механически следовать нормам европейского права, а также созданным в ЕС стандартам. Для России это означает фактически пересмотр ряда

6 Анилионис Г.П., Зотова И.А. Глобальный мир... С. 554.

норм и особого статуса, закрепленного в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, в том числе по вопросу формирования «четырех пространств» (общего экономического;

внутренней и внешней безопасности и гуманитарного)»7.

«... Россия в ее новых геополитических границах сталкивается с рядом острых текущих пограничных вопросов, требующих своевременной и быстрой реакции..

На восточных границах России Япония претендует не только на четыре острова Большой Курильской гряды, но и на южную часть Сахалина. Пока «заморожен» вопрос о притязаниях Китая на часть территорий в Приморье и Хабаровском крае. Южные рубежи России формирует исламский геополитический пояс от Адриатики до Великой Китайской стены. Особую активность на юге проявляет Турция, нацеливающая свою внешнеполитическую экспансию на районы Причерноморья, Крым, Новороссийск, Кавказ, а также на Татарстан и Башкирию.

Сейчас главная «головная боль» России - проблемы Юга: война в Чечне, потенциал нестабильности в Центральной Азии и на Кавказе, исламский экстремизм и международный терроризм. Все это - главные угрозы безопасности страны.

Но на этом фоне вызревает основная геополитическая угроза, которая проявит себя уже в ближайшие 10-15 лет, связанная с неопределенным будущим Сибири и Дальнего Востока и инициированием распада страны. В условиях борьбы в мире за ресурсы этот регион становится зоной столкновения интересов капиталов Китая, Японии, США, что уже наглядно проявилось, например, в выборе маршрутов нефтепроводов из Сибири»8.

«Китай активно и целенаправленно осуществляет демографическую экспансию в пределы России, что обеспечивает ему возможность создания в течение ближайших 10-15 лет на территории российского Дальнего Востока обширных анклавов компактного проживания китайского населения»9.

Направления исламского фундаментализма и пантюркизма «. нацелены на то, чтобы соединиться в бассейне Нижней Волги и продолжать движение дальше, вверх по течению великой русской реки, разрезая таким образом Россию на две части — западную и восточную. Если экспансия агрессивного фундаментализма достигнет этой цели, то западная часть России (в границах до эпохи Ивана Грозного) окажется неспособной к самостоятельному существованию, так как будет почти полностью изолирована, да и лишена своих основных ресурсов. Восточная часть расколотой надвое России изначально будет очень слабым государством, не обладающим ни достаточными людскими ресурсами, соизмеримыми с ее территорией, ни адекватной экономико-социальной структурой. Граничащая на юге и юго-востоке с мощными густонаселенными соседями, эта Восточная Россия будет обречена быстро исчезнуть как государство с географической карты»10. Публикуются также материалы, обосновывающие необходимость для России передать часть своей жизнедеятельной среды для международного использования11.

Теоретически Россия сама могла бы быть центром амальгамации и притягивать к себе некоторые, в том числе соседние государства. И, по-видимому, государственная власть старается это делать. Но прикладываемые ею к этому усилия значительно меньше усилий других амальгамирующих государств.

Из всего сказанного следует, что Россия вполне может быть постепенно разделена на несколько частей, некоторые из которых будут присоединены к указанным выше квазиномам

7 Там же. С. 55б.

8 Анилионис Г.П., Зотова И.А. Глобальный мир... С. б00-б01.

9 Киселёв С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. М., 2002. С. 253-254.

10 Там же. С. 23б.

11 См.: Хилл Ф., Гэдди К. Сибирское бремя. Просчёты советского планирования и будущее России I Пер. с англ. М., 2007; Чернышев С. Россия суверенная: как заработать вместе со страной. М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и номам, Изменить ход описанного процесса, т.е. хотя бы удержаться в существующих границах, Россия может (если вообще может) только чрезвычайными усилиями с привлечением всех своих внутренних ресурсов. Однако на данный момент не видно общественных сил, способных осуществить эти усилия.

Эволюция институтов государственного управления в россии в условиях глобализации и макрорегиональной интеграции. Из всего сказанного выше можно предположить, что эволюция институтов государственного управления в России может, в частности, происходить по следующим направлениям.

1) В силу большой удаленности Дальневосточного региона от Москвы, как управляющего центра, и в силу всё большей экономической интеграции этого региона с Китаем и Японией будет создаваться теневой Дальневосточный подном со всеми необходимыми номовыми подсистемами. Этот подном будет политически всё более освобождаться от центрального государственного управления и постепенно перейдёт под протекторат Китая. Из-за этого поднома возникнет конфликт интересов между Китаем, Японией и США.

2) В силу продовольственной и технологической зависимости России от Европейского Союза будет происходить всё большее подчинение государственной политики Москвы политике Европейского Союза. Москва всё менее будет самостоятельной в приятии больших государственных решений и всё более будет вынуждена согласовывать принятие таких решений с Европейским Союзом и США. Центральная Россия с Западной Сибирью будет всё больше встраиваться в хозяйственную систему ЕС в основном как поставщик сырья и потребитель высокотехнологичной продукции из ЕС. В будущем это может привести к постепенному включению указанных частей России в расширенный Европейский Союз с частичной или полной утратой суверенитета Москвы.

3) Пояс мусульманских республик внутри России будет постепенно создавать свои теневые подномы. Эти подномы также будут всё более освобождаться от центрального государственного управления и устанавливать глубокие связи с ведущими мусульманскими державами: Азербайджаном, Турцией, Ираном и др. Одним из ведущих факторов этих объединительно-разъединительных процессов будет становиться мусульманский фактор, как противовес разрушительному влиянию массовой западной культуры и подчинению экономическим интересам чуждого по религии Европейского Союза.

В частности, властные и распорядительно-исполнительные органы указанных регионов России будут пытаться вывести эти регионы из состава России с целью создания самостоятельных государств. Однако полная хозяйственная несостоятельность этих новых выделившихся квазигосударств приведёт к тому, что они постепенно будут амальгамированы в состав указанных макрорегиональных квазиномов.

Хранительные органы указанных регионов будут всё меньше передавать налогов и сборов в центр и всё более направлять их в выстраивающиеся теневые подномы и в стоящие за ними зарубежные государства (амальгамирующие центры).

Обеспечительные органы указанных регионов будут получать всё меньшее содержание от центра и поэтому постепенно будут всё более подчиняться новым теневым и зарубежным распорядительным системам, которые будут обеспечивать их содержание и переобучение.

Список литературы:

1. Анилионис Г.П., Зотова И.А. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации. М., 2005.

2. Губарь О.В., Захаров В.К. Жизнедеятельность государства в рамках номологии // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. № 2. С. 55-58.

3. Губарь О.В., Захаров В.К. Об архетипе денежного оценивания значимости обращающихся достояний // Учёные записки РГЭУ «РИНХ» (Ростов н/Д). 2007. Вып. 13. С.177-183.

4. Губарь О. В., Захаров В. К. Номология как преодоление экономикоцентризма. Ростов-на-Дону, 2006.

5. Захаров В.К., Губарь О.В., Половинкин Е.С., Яшин А.Д. Об одной агрегированной модели государственного управления // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. М., 2006. С. 583-589.

6. Захаров В.К., Половинкин Е. С., Яшин А. Д. Математическая модель государства // Доклады Академии Наук. 2007. Т. 413. № 2. С. 158-162.

7. Захаров В.К., Яшин А.Д. Архетипы государственного устроения и государственного управления // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. М., 2007. С.289-296.

8. Захаров В.К., Яшин А.Д. Стоимость обращающихся достояний в рамках математической модели государства // Математика. Компьютер. Образование. Т. 1. М.; Ижевск, 2007. С. 177-185.

9. Киселёв С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. М., 2002.

10. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. М., 2005.

11. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

12. Семёнов Ю.И. Философия истории. М., 2003.

13. Хилл Ф., Гэдди К. Сибирское бремя. Просчёты советского планирования и будущее России / Пер. с англ. М., 2007.

14. Чернышев С. Россия суверенная: как заработать вместе со страной. М., 2007.

15. Yung C.G. The archetypes and the collective unconscious // The collected works of C.G. Yung (Vol. 9). Princeton, NJ: Princeton University Press, 1936/1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.