Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / государственная политика / устойчивое развитие / циркулярная экономика / коммуникационная площадка / взаимодействие / public administration / state policy / sustainable development / circular economy / communication platform / interaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Татьяна Александровна, Авдеева Ирина Леонидовна

Цель статьи изучение концепции современного государственного управления в контексте устойчивого развития экономических систем. Методологической основой проведенного исследования стала концепция устойчивого развития и теория стейкхолдерского управления, с применением причинно следственного анализа и структурно-функционального метода уточнена роль системы государственного управления в решении экологических проблем и дополнена эколого-политическим компонентом, в основу которого положен стейкхолдерский подход. По итогам исследования сделан вывод о том, что современная концепция устойчивого развития должна концентрироваться не только на вопросах бережного обращения с природой, государственного регулирования природоохранной деятельности, но и процессах внедрения ресурсо- и энергосбережающих технологий на основе минимизации отходов и их возврата в производство. Результаты. Предложены направления актуализации государственных инициатив по обеспечению устойчивого развития экономических систем на основе коммуникационного процесса со всеми заинтересованными сторонами. Обоснована необходимость усиления роли ключевых стейкхолдеров в разработке и реализации государственной политики по развитию циркулярной экономики. Коммуникационная площадка по решению «зеленой» повестки должна формироваться на тесном взаимодействии органов государственной власти, населения, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений, некоммерческих организаций. Система государственного управления устойчивым развитием должна включать не только экологический, социальный, экономический элементы, но и развивать политический компонент. При этом необходимо создавать условиях для их взаимодействия с учетом особенностей каждого, что позволит достичь устойчивого развития экономических систем. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретического базиса для совершенствования форматов взаимодействия государства, бизнес – структур и населения в решении экологических проблем и формирования эффективной государственной экологической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головина Татьяна Александровна, Авдеева Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MANAGEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS

The purpose of the article is to study the concept of modern public administration in the context of sustainable development of economic systems. The methodological basis of the study was the concept of sustainable development and the theory of stakeholder management. Using cause-and-effect analysis and the structural-functional method, the role of the public administration system in solving environmental problems was clarified and supplemented with an environmental and political component based on the stakeholder approach. Based on the results of the study, it was concluded that the modern concept of sustainable development should focus not only on issues of careful handling of nature, state regulation of environmental activities, but also on the processes of introducing resource- and energy-saving technologies based on waste minimization and their return to production. Results. The directions for updating state initiatives to ensure sustainable development of economic systems based on the communication process with all stakeholders are proposed. The need to strengthen the role of key stakeholders in the development and implementation of state policy for the development of a circular economy is substantiated. The communication platform for solving the "green" agenda should be formed on the basis of close interaction of state authorities, population, business structures, scientific and educational institutions, non-profit organizations. The system of state management of sustainable development should include not only environmental, social, economic elements, but also develop a political component. At the same time, it is necessary to create conditions for their interaction, taking into account the characteristics of each, which will allow achieving sustainable development of economic systems. The results of the study can be used as a theoretical basis for improving the formats of interaction between the state, business structures and the population in solving environmental problems and forming an effective state environmental policy.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

УДК 332.5

Оригинальная научная статья

001: 10.22394/2071-2367-2024-19-6-111-129

СС БУ^С 4.0

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Т.А. Головина1

е-mail: [email protected]; ORClD 0000-0001-9258-4100, eLibrary SPlN: 6690-1401, AuthorlD: 668272

И.Л. Авдеева1

е-mail [email protected]; ORClD 0000-0002-4357-7809, eLibrary SPlN: 3701 -1728, Аи^атЮ: 667930

Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, Октябрьская, д. 12

Поступила в

редакцию

14.07.2024

Поступила

после рецензирования

29.09.2024

Принята к публикации 25.11.2024

Аннотация. Цель статьи - изучение концепции современного государственного управления в контексте устойчивого развития экономических систем. Методологической основой проведенного исследования стала концепция устойчивого развития и теориястейкхолдерскогоуправления, с применением причинно -следственного анализа и структурно-функционального метода уточнена роль системы государственного управления в решении экологических проблем и дополнена эколого-политическим компонентом, в основу которого положен стейк-холдерскийподход. По ит огам исследования сделан вывод о том, чт о современная концепция устойчивого развития должна концентрироваться не только на вопросах бережного обращения с природой, государственного регулирования природоохранной деятельности, но и процессах внедрения ресурсо- и энергосбережаю-щих технологий на основе минимизации отходов и их возврата в производство.

Результаты. Предложены направления актуализации государственных инициатив по обеспечению устойчивого развития экономических систем на основе коммуникационного процесса со всеми заинтересованными сторонами. Обоснована необходимость усиления роли ключевых стейкхолдеров в разработке и реализации государственной политики по развитию циркулярной экономики. Коммуникационная площадка по решению «зеленой» повестки должна формироваться на тесном взаимодействии органов государственной власти, населения, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений, некоммерческих организаций. Система государственного управления устойчивым развитием должна включать не только экологический, социальный, экономический элементы, но и развивать политический компонент. При этом необходимо создават ь условиях для их взаимодействия с учетом особенност ей каждого, что позволит дост ичьустойчивогоразвит ияэкономических систем. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретического базиса для совершенствования форматов взаимодействия государства, бизнес - структур и населения в решении экологических проблем и формирования эффективной государственной экологической политики.

Ключевые слова: государственное управление, государственная политика, устойчивое развитие, циркулярная экономика, коммуникационная площадка, взаимодействие

Информация о финансировании: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00659, https://rscf.ru/project/23-28-00659/.

Для цит.: Головина ТА, Авдеева ИЛ. Государственное управление устойчивым развитием экономических систем //Среднерусский вестник общественных наук. - 2024. - Том 19. - № 6. - С. 111-129. DOl: 10.22394/2071-23672024-19-6-111-129. - EDN: NTNBAV.

© Головина Т.А., Авдеева ИЛ., 2024

Original article

STATE MANAGEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS

T. A. Golovina1

e-maiI: [email protected]; ORCID 0000-0001-9258-4100, eLibrary SPIN: 6690-1401, AuthorlD: 668272

I. L. Avdeeva1

e-maiI [email protected]; ORClD 0000-0002-4357-7809, eLibrary SPIN: 3701 -1728, AuthorlD: 667930

1Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA; Russian Federation, Orel

Received 14.07.2024

Revised 29.09.2024

Accepted 25.11.2024

Abstract. The purpose of the article is to study the concept of modern public administration in the context of sustainable development of economic systems.

The methodological basis of the study was the concept of sustainable development and the theory of stakeholder management. Using cause-and-effect analysis and the structural-functional method, the role of the public administration system in solving environmental problems was clarified and supplemented with an environmental and political component based on the stakeholder approach.

Based on the results of the study, it was concluded that the modern concept of sustainable development should focus not only on issues of careful handling of nature, state regulation of environmental activities, but also on the processes of introducing resource- and energy-saving technologies based on waste minimization and their return to production.

Results. The directionsfor updating state initiatives to ensure sustainable development of economic systems based on the communication process with all stakeholders are proposed. The need to strengthen the role of key stakeholders in the development and implementation of state policy for the development of a circular economy is substantiated. The communication platform for solving the "green" agenda should be formed on the basis of close interaction of state authorities, population, business structures, scientific and educational institutions, non-profit organizations. The system of state management of sustainable development should include not only environmental, social, economic elements, but also develop a political component. At the same time, it is necessary to create conditions for their interaction, taking into account the characteristics of each, which will allow achieving sustainable development of economic systems. The results of the study can be used as a theoretical basis for improving the formats ofinteraction between the state, business structures and the population in solving environmental problems and forming an effective state environmental policy

Keywords: public administration, state policy, sustainable development, circular economy, communication platform, interaction

Funding information: The reported study was funded by Russian Science Foundation (RSF) № 23-28-00659, https://rscf.ru/en/pro-ject/23-28-00659/.

For citations: Golovina, TA, Avdeeva, I.L (2024) State management of sustainable development of economic systems. Central Russian Journal of Social Sciences. Volume 19, no.6, P.111-129. DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-6-111-129. - EDN:NTNBAV.

ВВЕДЕНИЕ

Идея устойчивого развития становится всё более востребованной в системе государственного управления в связи с проявлением глобальных проблем, которые подрывают стабильность не только стран, но и мировой системы в целом.

На фоне научно-технического прогресса, роста мировой экономики и крушения неоколониальной системы концепция развития стала привлекать всё больше внимания с середины двадцатого века. Высокие темпы экономического роста 50-60-х годов стимулировали позитивные ожидания роста благосостояния.

Крушение колониальной системы, появление большого числа независимых развивающихся государств, эксплуатация ресурсов и населения, которые ранее представлялись паллиативным средством решения проблем экономического роста развитых государств, пробудили интерес к вопросам устойчивого развития.

Современное мировое сообщество осознаёт единообразие глобальных проблем и возможность их решения только в рамках международного сотрудничества и посильного вклада каждого участника мировой политики (Албин, 2024).

Идеи концепции устойчивого развития не являются инновационными и возникали на протяжении истории промышленного развития, выступая в качестве ответа на социальные кризисы, ожидания безграничного экономического роста и усиливающиеся экологические вызовы.

Институциональные монополии и экономическая глобализация сыграли роль катализаторов, изменивших акценты в дискуссии об устойчивости, сместив ее с государственной ответственности на корпоративную, при этом подчеркивая важность участия бизнес-структур в создании устойчивого будущего.

Концепция устойчивого развития, реализуемая государством и учитывающая политические, социальные, экономические, экологические особенности и потребности конкретной страны, является моделью нового, более справедливого и безопасного миропорядка (Васильев, 2024).

Стандарты устойчивого развития представляют собой основу для оценки и морального поведения субъектов государственного управления с учетом влияния на общество и окружающую среду (Бойко, 2023).

Движение за устойчивое развитие опирается на идеи социальных

консерваторов, капиталистических либералов и социалистов и объединяет различные точки зрения в единую философию. Ученые преследовали цель сделать экономическую науку более этичной и ориентированной на экологические знания. Они предвидели будущее, в рамках которого экономический рост будет поддерживаться государственной политикой, а численность населения стабилизируется на приемлемом уровне.

В настоящее время всемирное сообщество решает незначительную часть проблем устойчивого развития. При этом некоторые из них только усугубляются. Основополагающей причиной этого является неразвитость государственного управления устойчивым развитием, отсутствие действенных механизмов решения экологических, экономических и социальных проблем с учетом интересов и силы влияния всех заинтересованных сторон. Государство должно играть более активную роль в выработке и реализации механизмов для устойчивого развития.

Ключевой моделью устойчивого развития в современных условиях является циркулярная экономика, которая представляет собой убедительную парадигму использования ресурсов, в которой особое внимание уделяется принципам сокращения, повторного использования и рециркуляции отходов. Минимизируя количество отходов и пропагандируя биоразлагаемые материалы, эта модель стремится переосмыслить, каким образом используются природные ресурсы.

Развитие концепции циркулярной экономики требует культурного сдвига - общество должно перейти к более рациональному поведению в сфере потребления, отказавшись от устаревших привычек, чтобы в полной мере реализовать преимущества такого преобразующего подхода.

Концепция устойчивого развития Концепция устойчивого развития берет свое начало с двадцатого века - в то время, когда возник термин «устойчивое развитие» и стало уделяться большое внимание вопросам социально-экономического развития, а точнее, вопросам о загрязнении окружающей среды, ограниченности природных ресурсов, а также другим проблемам, касающимся обеспечения должного уровня жизни общества (Гишкаева, Тумаев, 2023).

Таким образом, термин «устойчивое развитие» впервые был применен комиссией Брундтланд по окружающей среде и развитию, которая была учреждена ООН в 1983 году. Созыв комиссии Брундтланд Организацией Объединенных Наций дал возможность для глубокого

осознания потенциально возможных глобальных проблем, с которыми может столкнуться общество (Труонг, Нгуэн, Во, Во, 2023).

Отметим, что концепция устойчивого развития включает в себя три составляющие:

- экономическую;

- социальную;

- экологическую.

Быстрый экономический рост, связанный с получением максимальных выгод, создает сложности для поддержания экологии на должном уровне. С точки зрения устойчивого развития экономический рост должен быть таким, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было ограниченным. Поэтому развитие должно восприниматься как многоплановый процесс, основанный на концентрации внимания на социальных структурах, отношении населения и национальных институтов, сокращении неравенства и искоренении нищеты, а также на обеспечении высокого уровня образования в стране.

Экономический рост - это измерение, направленное на обеспечение сбалансированной и устойчивой экономической среды путем производства товаров и услуг, избежания крайних отраслевых дисбалансов, влияющих на производство, и привлечения инвестиций. Исследование экономической составляющей устойчивого развития свидетельствует о том, что посредством экономического роста без развития социальной составляющей не может быть достигнут соответствующий уровень и качество жизни общества, ключевым элементом которой является человек.

Под социальной составляющей устойчивого развития понимается обеспечение общества правом и возможностью на здоровую, перспективную, безопасную, комфортную жизнь для дальнейшего общественно-экономического развития, а также создание условий для проживания последующих поколений. Соответствующим уровнем жизни человека является уровень, при котором удовлетворяются его основные потребности. Отсюда становится очевидно, что для повышения уровня социальной сферы необходимо акцентировать внимание, прежде всего, на человеке, которому должна быть предоставлена возможность для обеспечения качественного уровня жизни, а точнее, возможность для получения необходимого уровня образования, медицинских услуг, а также возможность для дальнейшего трудоустройства, что, в свою очередь, станет результатом повышения занятости населения.

Экологическая устойчивость становится всё более важной, поскольку общество является свидетелем всё более экстремальных изменений в климате, глобального потепления и деградации окружающей среды. По мере роста численности населения мира потребность в дополнительных ресурсах также выросла. Для удовлетворения спроса на необходимые ресурсы в мире также возросла промышленная деятельность, в результате чего происходят такие явления, как ухудшение состояния окружающей среды, загрязнение атмосферы и земли. Процессы деградации долгое время не рассматривались наряду с промышленным ростом, так как для большинства предприятий экономическая деятельность играла основную роль (Арай, Богатырева, 2023).

Экологическая составляющая устойчивого развития предполагает обеспечение целостности и жизнеспособности природных, биологических, физических систем, создавая возможность к самовоспроизводству и адаптации к различным изменениям, а также решение проблем, связанных со всё большей потерей биологического разнообразия. Таким образом, экологическая устойчивость включает в себя всё, что связано с экосистемами Земли. Неблагоприятная ситуация возникает в момент, когда воспроизводство природного капитала находится под угрозой, то есть использование происходит с большей скоростью, чем пополнение. При экологической устойчивости требуется использование природных ресурсов таким образом, чтобы общество потребляло ресурсы с приемлемой скоростью, при которой пополнение природного капитала будет происходить параллельно.

Экологическая среда лежит в основе концепции устойчивого развития, которая может быть реализована только при взаимодействии всех трех компонентов: экономического, экологического и социального.

Зеленая повестка в государственном управлении В современном мире одной из глобальных проблем является негативное влияние на окружающую среду со стороны деятельности бизнес-структур (Газман, 2022).

Для решения этой масштабной мировой проблемы еще в конце XX века была принята концепция зеленой экономики, направленная на сохранение природы и максимальные финансовые инвестиции в развитие возобновляемых ресурсов. Данная концепция объединяет единомышленников со всего мира, при этом развитые, развивающиеся страны отличаются темпами развития этого направления, т. е. где-то наблюдается более активный переход к зеленой экономике, а

где-то - замедленный. Но факт того, что абсолютно все понимают важность этого явления, дает гарантии достижения поставленной цели в мировом масштабе в более короткие сроки.

Необходимость перехода к зеленой экономике стала очевидной, когда ученые более активно заговорили об ухудшении состояния природных ресурсов и экологии в целом. Очевидно, что рост экономики любой страны, развитие и стабильное функционирование предприятий не представляется без использования всевозможных природных ресурсов. Но если раньше они использовались более разумно и в меньших объемах, то с развитием производства и промышленности вопрос нерациональной и активной траты природных ресурсов начал приобретать в обществе всё большую злободневность.

Концепция зеленой экономики направлена на пересмотр отношения к природным ресурсам, их использованию, восстановлению различными методами, а также на внесение изменений в деятельность предприятий с целью уменьшения негативного влияния с их стороны на окружающую среду: планируется сокращать до минимума выброс вредных веществ; уменьшать объемы природных ресурсов в эксплуатации; переходить на более экологичные системы при производстве и реализации продукции/работ/услуг и многое другое.

Зеленая экономика важна как для государства, так и для каждого его актора. Полный переход к данному типу экономики - это основная цель для системы государственного управления, в достижении которой должны принимать участие и потребители, и производители. Представление о том, что экономика функционирует независимо от общественных структур, становится всё более несостоятельным. Поэтому государство должно взвешивать последствия своих управленческих решений для общества и активно участвовать в разработке и реализации инициатив, способствующих устойчивому росту.

Характерными чертами зеленой экономики являются:

- направленность на максимальное сбережение ресурсов и поддержку экологии;

- использование интенсивных методов производства взамен экстенсивных, что отличается рациональным поведением производителей по отношению к используемым факторам производства;

- более высокая стоимость продукции/работ/услуг;

- улучшение условий и качества жизни населения, минимизация вреда природе от предпринимательской деятельности;

- обновление системы производства и реализации, в том числе за счет новейших технологий;

- получение баланса между человеческой деятельностью и природой, компромисс интересов экономики и окружающей среды.

В перспективе зеленая экономика должна предупредить экологические кризисы и катастрофы, снизить скорость истощения природных ресурсов и повысить эффективность от их использования. Для государства это шанс выхода на новый уровень, толчок для технологического развития и возможность повысить свою роль в глобальном пространстве.

Государственная экологическая политика

Защита окружающей среды, бережное природопользование стало предметом государственного управления с середины XX века. Суть государственной политики сводилась к регулированию деятельности бизнес-структур в вопросах уплаты экологических платежей, применения экологических норм и ограничений (Пась-кова, 2022).

Начало 70-х годов XX века стало переломным в развитии экологической государственной политики, что было обусловлено повышенным вниманием общества к росту экологических проблем и загрязнению окружающей среды. Политические аспекты данного вопроса были раскрыты в докладе Римского клуба «Пределы роста».

Трагические события 70-80-х годов XX века, связанные с крупными техногенными катастрофами, привели к формированию зеленых партий, созданию международных дискуссионных площадок по обсуждению экологических проблем и поиску путей их решения (Базарбаева, 2023).

Глобальной международной диалоговой площадкой для решения экологических проблем стала ООН, деятельность которой поспособствовала институционализации экологических вопросов и формированию концепции устойчивого развития.

В современных условиях вопросы устойчивого развития стали важной частью системы государственного управления, направленного на решение проблем загрязнения окружающей среды, климатических изменений, сохранения природных ресурсов (Кукушкина, 2023).

В России система государственного управления устойчивым развитием начала активно формироваться в 2000-х годах, что связано со смещением фокуса внутригосударственных изменений на отдельные узкоспециализированные проблемы (Уткин, Стихин, Тулаева, 2023).

О необходимости рассматривать требования экологического характера как фундаментальные принципы для формирования политических решений на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях было заявлено в рамках стратегии экологического развития одного из основоположников современной российской экологической науки - Н. Ф. Реймерса.

Государственное управление устойчивым развитием целесообразно рассматривать с двух точек зрения. Первая позиция заключается в понимании данной категории как государственной политики по решению стратегических эколого ориентированных задач. Со второй точки зрения данная система представляет собой процесс взаимодействия ключевых заинтересованных сторон в вопросах защиты окружающей среды, природопользования. Если на начальных этапах такое управление характеризовалось командно-контрольной экологической политикой, то в настоящее время в нём присутствуют элементы социального характера (Смышляев, 2013).

Следует отметить, что область государственного управления устойчивым развитием включает разнообразные направления экологической политики (рис. 1).

Государственное управление устойчивым развитием

• Промышленная политика

• Социальная политика

• Транспортная политика

• Сельскохозяйственная политика

• Энергетическая политика

• Климатическая политика

• Политика обращения с отходами

• Политика по сохранению биоразнообразия

• Политика против загрязнения воды, почвы, воздуха

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Политика по управлению и сохранению природных ресурсов

Рисунок 1 - Сфера государственного управления устойчивым развитием

Figure 1 - The sphere of public administration of sustainable development

Следовательно, государственное управление включает не только совокупность целей и средств для достижения устойчивого развития, механизмов их реализации, но и совокупность интересов и ценностей общества, человека на макро-, мезо- и микроуровнях.

Государственное управление устойчивым развитием характеризуется как современное коммуникационное пространство, участниками которого являются индивидуальные и коллективные акторы социальных, политических, экономических структур. Оно охватывает широкий диапазон социальных, экономических, политических процессов, которые затрагивают вопросы защиты и сохранения окружающей среды, управления природными ресурсами.

Проникновение вопросов устойчивого развития в число государственных приоритетов представляет собой закономерный процесс, так как современное мировое сообщество всё сильнее осознаёт взаимосвязь между природными и антропогенными системами.

Эффект от реализации государственного управления устойчивым развитием состоит не только в решении общих экологических задач, но и в возможности расширить область влияния, принципов технологического превосходства отдельно взятого экологического режима (на уровне государства, бизнес-структур) (Горбанёва, Уголь-ницкий, 2024).

Государственная экологическая политика представляет собой систему административных и рыночных мер воздействия государства на хозяйствующие субъекты в рамках природопользования и охраны окружающей среды. Она отражает социально-экологические потребности общества.

Принимая во внимание главную цель власти по сохранению и укреплению государства, актуализируется вопрос по развитию партнерства, направленного на достижение баланса целей, когда получают развитие сложные и устойчивые системы отношений.

Формирование экологических приоритетов в системе государственного управления - это достаточно долгосрочная и сложная работа по определению компромиссов среди ключевых заинтересованных сторон процесса принятия государственных управленческих решений.

Целесообразно выделить ряд основных особенностей формирования государственной экологической политики, которые с учетом меняющейся геополитической ситуации, экономическими трендами могут как усиливать, так и терять свою актуальность (рис. 2).

Экономические факторы

многоуровневость системы государственногс управления

взаимосвязанность государственного управ ления с другими участниками "зеленой" повестки

разнообразие экосистем участников государственного управления

ограниченность общественного мнения в процессе формирования повестки

роль фокусирующих событий

связь с другими областями государственной политики

переход от формулирования вопросов к решению проблем

л

л и 5 и ч ге с

к и

ге

Ф а

о

о р

Технологические факторы

Международно-политические факторы

Рисунок 2 - Ключевые особенности формирования государственной экологической политики

Figure 2 - Key features of the formation of state environmental policy

Следует отметить, что органы государственной власти играют более существенную роль в формировании приоритетов устойчивого развития, нежели

другие субъекты экономических отношений. Это обусловлено тем, что в их распоряжении находится больше ресурсов и инструментов для энергетического и экономического перехода: финансирования, экспертов, технологических решений.

В то же время глобальная роль вопросов охраны окружающей среды формирует почву для эффективного взаимодействия органов государственной власти с бизнес-структурами, населением, НКО в решении экологических задач.

Для повышения эффективности сотрудничества органов государственной власти со стейкхолдерами в решении вопросов устойчивого развития важно понимание роли заинтересованных сторон, силы их влияния, механизмов их вовлечения в систему государственного экологического управления (Вонг, Тэ, Тан, 2023).

Для государства крайне важно не просто реагировать на потребности и влияние заинтересованных сторон, но и активно вовлекать их в работу и управлять этими взаимоотношениями. Эффективное управление заинтересованными сторонами требует глубокого и детального понимания этих групп; отсутствие понимания детального ландшафта интересов и влияний заинтересованных сторон делает управление ими неэффективным. Это понимание имеет решающее значение, поскольку динамика интересов заинтересованных сторон сложна и многогранна, что требует тщательного изучения, чтобы охватить весь спектр вовлеченности и влияния заинтересованных сторон.

В существующей типизации заинтересованных сторон с точки зрения государственной экологической политики не уделяется должного внимания таким группам стейкхолдеров, как субъекты малого и среднего бизнеса и университеты.

Для их вовлечения в процессы государственного управления устойчивым развитием необходимо соблюдение таких условий, как:

- функционирование политических институтов (открывают возможности оказания влияния одних субъектов государственной экологической политики по отношению к другим и/или создают возможности адаптации субъектов к реализуемой государственной политике);

- наличие «окна возможностей» для трансформации и внесения изменений в государственную экологическую политику;

- присутствие субъектов, желающих инвестировать в решение экологических проблем в обмен на продвижение своих интересов (политические предприниматели).

Соблюдение и развитие данных условий должно быть направлено на повышение открытости и прозрачности в решении вопросов устойчивого развития, т. е. необходимо выстраивать диалог с каждым ключевым стейкхолдером, не игнорируя при этом другие заинтересованные стороны.

Углубление процесса взаимодействия между заинтересованными сторонами будет способствовать росту экономической активности,

улучшению социального благосостояния и повышению экологической устойчивости. Однако необходимо учитывать, что интеграция может также создавать определенные вызовы, такие как дисбалансы развития между участниками системы государственного управления, неравномерное распределение выгод от интеграции и возможные экологические риски.

Для предотвращения искажения принципов устойчивого развития и удовлетворения интересов всех заинтересованных лиц важно установить единые критерии соответствия принципам устойчивого развития для институциональных участников. Это обеспечит более четкое и прозрачное следование этим принципам в системе государственного управления.

Перспективными форматами взаимодействия и вовлечения в систему государственного управления устойчивым развитием заинтересованных сторон являются инструменты государственно-частного партнерства, краудфандинговые технологии, общественный аудит, экологическая культура в обществе.

В России государственная экологическая политика находится на этапе своего развития, что дает возможность вовлечь в ее процессы ключевых стейкхолдеров на ранних этапах с учетом их интересов и силы влияния, чтобы эффективно выстраивать коммуникационные взаимодействия с ними (Леонова, 2022).

Целесообразно выделить следующие формы эффективного взаимодействия заинтересованных сторон и государственного управления устойчивым развитием:

1) привлечение в процессы реформирования и совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности представителей бизнес-структур, университетов, некоммерческих организаций в качестве консультантов и экспертов. Результат такого сотрудничества будет носить дуальный характер и проявляться для органов государственной власти в повышении прозрачности и эффективности нормативно-правовой базы, для стейкхолдеров в создании их положительного образа;

2) совместная деятельность по установлению особо охраняемых природных территорий для восстановления экологических систем. В результате органы власти получают возможность создавать и расширять территории заповедников и природных комплексов, а ключевые стейкхолдеры - гарантии организации ведения своей деятельности на таких территориях без ущерба для природной среды;

3) совместная экспертная деятельность по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами. Результатом взаимодействия станет система сокращения и переработки отходов, решение проблемы накопления и утилизации отходов;

4) развитие экологической культуры и образования. Результатом сотрудничества данного направления является повышение уровня экологического воспитания, перспективы открытия экотехнопарков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация концепции устойчивого развития может быть осуществима только при активной государственной политике, адаптированной под экологические, экономические, политические реалии страны.

Основополагающая роль государства в реализации принципов устойчивого развития обусловлена тем, что именно органы государственной власти являются ключевым источником поддержки процессов равноправного и рационального распределения и использования природных ресурсов, обеспечения экономической, социальной, политической, демографической стабильности.

Для повышения эффективности системы государственного управления устойчивым развитием необходимо формирование соответствующей инфраструктуры, расширение источников финансирования, повышение уровня экологического сознания общества.

Наличие устойчивой институциональной структуры способствует более эффективному взаимодействию между участниками государственного управления и согласованности экологической политики, что является ключом к успешному достижению долгосрочных целей устойчивого развития.

Предлагаемые направления развития системы государственного управления в контексте реализации зеленой повестки включают:

- развитие программ и проектов в области экономики, образования, здравоохранения, инноваций и экологии;

- улучшение координации между ключевыми стейкхолдерами с целью снижения барьеров для сотрудничества;

- развитие механизмов совместного решения экологических проблем, реализация проектов по адаптации к климатическим изменениям и по смягчению их последствий.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что:

- концепция устойчивого развития является ключевым современ-

ным проектом формирования глобальных взаимоотношений на основе равнозначного учета экологических, политических и социальных факторов деятельности мирового сообщества на принципах справедливости и равенства в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений;

- зеленая повестка становится приоритетом государственного управления, что обусловлено развитием осознания международным сообществом важности глобальных проблем и необходимости их совместного решения с вовлечением ключевых стейкхолдеров. Технологиями зеленого развития становится модель циркулярной экономики, в деятельность которой вовлечены государство, производители и конечные потребители;

- государственная экологическая политика не только должна включать экологический, экономический, социальный компоненты, но и требует осмысления роли субъектов эколого-политического процесса. Участниками системы государственного управления устойчивым развитием должны являться не только органы государственной власти и крупные бизнес-структуры, но и представители малого и среднего бизнеса, научных и образовательных организаций, население.

Список литературы:

1. Албин, И. Н. Стратегические вызовы и угрозы чрезвычайных периодов, их негативное воздействие на экономическую устойчивость и качество жизни / И. Н. Албин // Экономика промышленности. - 2024. - Т. 17, № 2. - С. 138-145. - DOI 10.17073/2072-1633-20242-1300. - EDN SVEZGT.

2. Арай, Ю. Н. Ориентация предпринимателей на устойчивое развитие: от намерений к действиям / Ю. Н. Арай, К. А. Богатырева, О. Р. Верховская // Российский журнал менеджмента. - 2023. - Т. 21, № 2. - С. 143-163. - DOI 10.21638/spbu18.2023.201. - EDN YKIRPM.

3. Базарбаева, Р. Ш. Государственное управление "зеленым" развитием экономики: зарубежная и отечественная практика / Р. Ш. Базарбаева // Глобальная экономика и образование. - 2023. -Т. 3, № 3. - С. 24-32. - EDN VQVEFF.

4. Бойко, И. В. Глобальная экономика: переход от стандартизированной к нестандартизированной модели развития / И. В. Бойко // Управленческое консультирование. - 2023. - № 8(176). - С. 41-51. - DOI 10.22394/1726-1139-2023-8-41-51. - EDN EDZQXV.

5. Васильев, В. П. Устойчивое развитие: модификация принципов и институтов / В. П. Васильев // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2024. - Т. 30, № 1. - С. 193-204.

- 001 10.24290/1029-3736-2024-30-1-193-204. - ЕБЫ УУМШЬС.

6. Вонг, В. Х. Роль внешних стейкхолдеров в экологическом, социальном и корпоративном управлении компаний (ESG) / В. Х. Вонг, Б. Х. Тэ, С. Х. Тан // Форсайт. - 2023. - Т. 17, № 2. - С. 9-20. - 001 10.17323/2500-2597.2023.2.9.20. - ЕОЫ ЮЫБРР.

7. Газман, В. Д. Экономическая оценка выбросов СО2 в экологическом разделе ESG / В. Д. Газман // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2022. - Т. 26, № 4. - С. 579-597. - 001 10.17323/1813-8691-2022-26-4-579-597. - ЕОЫ GQSYNI.

8. Гишкаева, Л. Л. «Зеленая экономика» как основной тренд современного развития эффективной экономики / Л. Л. Гишкаева, Т. Р. Тумаев // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. -№ 8(102). - С. 65-68. - 001 10.24412/2411-0450-2023-8-65-68. - EDN ЬИиКЕМ.

9. Горбанева, О. И. Модели управления во властных иерархиях / О. И. Горбанева, Г. А. Угольницкий // Проблемы управления. - 2024. -№ 1. - С. 43-56. - 001 10.25728/ри.2024.1.5. - EDN YBQERA.

10. Кукушкина, А. В. Экологическая функция государства / А. В. Кукушкина // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2023. - № 50. - С. 76-88. - 001 10.17223/22253513/50/6.

- EDN ШААВВА.

11. Леонова, К. С. Формирование и реализация концепции устойчивого развития в Российской Федерации / К. С. Леонова // Россия и современный мир. - 2022. - № 1(114). - С. 225-241. - 001 10.31249/Г8Ш/2022.01.13. - EDN WSYWLF.

12. Паськова, В. В. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования / В. В. Паськова // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2022. - Т. 14, № 3(47). - С. 147-151. - EDN ZMGZNL.

13. Смышляев, В. А. Экологическая политика как инвайронмен-тальный компонент политического процесса / В. А. Смышляев // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - 2013. - № 2. - С. 191-193. -EDN RHUCVH.

14. Факторы готовности к переходу на зеленую модель потребления / К. Х. В. Т. Труонг, А. В. Т. Нгуэн, С. М. Во, А. Т. Во // Форсайт. -

2023. - Т. 17, № 4. - С. 18-31. - DOI 10.17323/2500-2597.2023.4.18.31. -EDN IQFBAG.

15. Уткин, С. Р. Экологическая повестка в предвыборных программах российских политических партий / С. Р. Уткин, И. В. Стихин, С. А. Тулаева // Управленческое консультирование. - 2023. -№ 8(176). - С. 24-40. - DOI 10.22394/1726-1139-2023-8-24-40. - EDN OXTERM.

Сведения об авторе:

Головина Татьяна Александровна1, доктор экономических наук, профессор, e-mail: [email protected], eLibrary SPIN: 6690-1401, AuthorlD: 668272, ORCID: 0000-0001-9258-4100.

Авдеева Ирина Леонидовна1, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected], eLibrary SPIN: 3701-1728, AuthorlD: 667930, ORCID: 0000-0002-4357-7809.

1 Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орел, ул. Октябрьская, д. 12.

References:

1. Albin, I. N. (2024) Strategicheskie vyzovy i ugrozy chrezvychainykh periodov, ikh negativnoe vozdeistvie na ekonomicheskuiu ustoichivost' i kachestvo zhizni. Ekonomika promyshlennosti. T. 17, no. 2, P. 138-145. -DOI 10.17073/2072-1633-2024-2-1300. - EDN SVEZGT. (In Russ.).

2. Arai, Iu. N. Bogatyreva, K. A. and Verkhovskaia, O. R. (2023) Orien-tatsiia predprinimatelei na ustoichi-voe razvitie: ot namerenii k deistvi-iam. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta. T. 21, no. 2, P. 143-163. - DOI 10.21638/spbu18.2023.201. - EDN YKIRPM. (In Russ.).

3. Bazarbaeva, R. Sh. (2023) Gosudarstvennoe upravlenie "zelenym" razvitiem ekonomiki: zarubezhnaia i otechestvennaia praktika. Glob-al'naia ekonomika i obrazovanie. T. 3, no. 3, P. 24-32. - EDN VQVEFF. (In Russ.).

4. Boiko, I. V. (2023) Global'naia ekonomika: perekhod ot standartizirovannoi k nestandartizirovannoi modeli razvitiia. Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie. no. 8(176), P. 41-51. - DOI 10.22394/17261139-2023-8-41-51. - EDN EDZQXV. (In Russ.).

5. Vasil'ev, V. P. (2024) Ustoichivoe razvitie: modifikatsiia printsi-pov i institutov. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 18. Sotsiologiia i

politologiia. T. 30, no. 1. P. 193-204. - DOI 10.24290/1029-3736-202430-1-193-204. - EDN VVMWLC. (In Russ.).

6. Vong, V. Kh, Te B. Kh., Tan S. Kh. (2023) Rol' vneshnikh steik-kholderov v ekologicheskom, sotsial'nom i korporativnom upravienii kompanii (ESG). Forsait. T. 17, no. 2, P. 9-20. - DOI 10.17323/25002597.2023.2.9.20. - EDN IGNSPF. (In Russ.).

7. Gazman, V. D. (2022) Ekonomicheskaia otsenka vybrosov SO2 v ekologicheskom razdele ESG. Ekonomicheskii zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. T. 26, no. 4, P. 579-597. - DOI 10.17323/1813-8691-2022-264-579-597. - EDN GQSYNI. (In Russ.).

8. Gishkaeva, L. L. Tumaev, T. R. (2023) «Zelenaia ekonomika» kak os-novnoi trend so-vremennogo razvitiia effektivnoi ekonomiki. Ekonomika

i biznes: teoriia i praktika. no. 8(102), P. 65-68. - DOI 10.24412/24110450-2023-8-65-68. - EDN LHUKEM." (In Russ.).

9. Gorbaneva, O. I., Ugol'nitskii G. A. (2024) Modeli upravleniia vo vlastnykh ierarkhiiakh. Problemy upravleniia. no. 1, P. 43-56. - DOI 10.25728/pu.2024.1.5. - EDN YBQERA. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kukushkina, A. V. (2023) Ekologicheskaia funktsiia gosudarstva. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo. no. 50, P. 76-88. - DOI 10.17223/22253513/50/6. - EDN WAABBA. (In Russ.).

11. Leonova, K. S. (2022) Formirovanie i realizatsiia kontseptsii ustoichivogo razvitiia v Rossiiskoi Federatsii. Rossiia i sovremennyi mir. no. 1(114), - P. 225-241. - DOI 10.31249/rsm/2022.01.13. - EDN WSYWLF. (In Russ.).

12. Pas'kova, V. V. (2022) Gosudarstvennoe upravlenie v oblasti okhrany okruzhaiushchei sredy i prirodopol'zovaniia. Nauchno-analit-icheskii zhurnal Nauka i praktika Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. T. 14, no. 3(47), P. 147-151. - EDN ZMGZNL. (In Russ.).

13. Smyshliaev, V. A. (2013) Ekologicheskaia politika kak invairon-mental'nyi komponent politicheskogo protsessa / V. A. Smyshliaev // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia. Politologiia. Sotsiologiia. no. 2, P. 191-193. - EDN RHUCVH. (In Russ.).

14. Truong K. Kh. V. T. Nguen A. V. T, Vo, A. T. S. M. Vo (2023) Faktory gotovnosti k perekhodu na zelenuiu model' potrebleniia. Forsait. T. 17, no. 4, P. 18-31. - DOI 10.17323/2500-2597.2023.4.18.31. -EDN IQFBAG. (In Russ.).

15. Utkin, S. R. Stikhin, S. A. Tulaeva, I. V. (2023) Ekologicheskaia povestka v predvybornykh pro-grammakh rossiiskikh politicheskikh partii. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. no. 8(176), - P. 24-40. - DOI

10.22394/1726-1139-2023-8-24-40. - EDN OXTERM. (In Russ.).

About the author:

Golovina T. A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Management and Personnel Management, eLibrary SPIN: 6690-1401, AuthorID: 668272, ORCID: 0000-0001-9258-4100, е-mail: [email protected].

Avdeeva I. L., Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Management and Personnel Management, e-mail: avdeeva-il@ranepa, eLibrary SPIN: 3701-1728, AuthorID: 667930, ORCID: 0000-0002-4357-7809.

1Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (Russian Federation, Orel)

Конфликт интересов: автор заявил об отсутствии потен-ци-альных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.

Conflict of interests: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

© Головина Т.А., Авдеева И.Л., 2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.