№ 1 (48), 2013
"Культурная жизнь Юга России"
Проблемы мировой и отечественной истории
Е. М. БАГАЕВА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА КУБАНИ В ЭПОхУ рыночных ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ (1861-1914)
Автор характеризует процесс модернизации российской экономики в 60-70-х годах XIX века и те коррективы, которые он внес в управление торговлей, промышленностью и промыслами на территории страны и, в частности, на Кубани.
Ключевые слова: государственное управление, торгово-промышленная деятельность, рыночные преобразования.
Период с 1861 по 1914 год - переломный этап российской истории, насыщенный важными историческими событиями, вызвавшими кардинальные перемены во всех областях общественной жизни страны. Под влиянием либерально-буржуазных реформ в России получили мощное развитие рынок наемной рабочей силы, товаров, услуг, сбыта, ценных бумаг и др. Формирование рыночной полиструктуры шло медленнее, чем в ведущих западноевропейских державах, и характеризовалось активным вмешательством государства (класс буржуазии складывался под покровительством царского правительства). В поисках сбыта и источников сырья осваивались новые районы, в том числе и Кубанская область, которая по причине отсталости и малонаселенности обеспечивала предпринимателям повышенную прибыль.
Начавшиеся в российской экономике процессы модернизации вносили существенные коррективы и в сферу управления торговлей, промышленностью и промыслами на территории империи: резко возросла ответственность губернаторов за своевременное предоставление владельцами предприятий сведений о работе их заведений. Это обеспечивало сбор достоверной информации о состоянии различных видов экономической деятельности во всех регионах страны.
В рассматриваемый период государственный надзор над торгово-промышленной деятельностью осуществляли три центральных государственных учреждения: Министерство финансов, Министерство государственных имуществ, Министерство торговли и промышленности.
Департамент мануфактур и внутренней торговли (в его обязанности входили надзор за казенными и частными промышленными предприятиями, наблюдение за внутренней торговлей и торговым мореплаванием, рассмотрение проектов технических изобретений, руководство специальными учебными заведениями) согласно закону от 4 ноября 1819 года перешел из Министерства внутренних дел в подчинение Министерства финансов [1]. При нем действовали Мануфактурный и Коммерческий советы с отделениями в Москве, являвшиеся совещательными органами и не
имевшие административной власти. На их основе в июне 1872 года учредили Совет торговли и мануфактур (с отделением в Москве) «для содействия правительству в изыскании мер на пользу торговой и мануфактурной промышленности, соответственно общим и местным ее условиям и потребностям, а также для разъяснения вопросов, возникающих по делам управления сею частью» [2]. В других городах при необходимости открывались Комитеты торговли и мануфактур.
В связи с расширением функций Департамент мануфактур и внутренней торговли был 26 октября 1864 года реорганизован в Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов. В его ведение передавались управление внешней и внутренней торговлей, выдача торговых свидетельств и билетов и т. д. [3]. Именно здесь разрабатывались образцы ведомостных форм, которые рассылались в соответствующие местные органы власти (рассылка отпечатанных бланков по регионам Российской Империи была начата с 1884 г.). С 7 июня 1899 года за соблюдением рабочего законодательства было поручено следить Главному по фабричным и горнозаводским делам присутствию при Департаменте торговли и мануфактур, а на местах - аналогичным губернским или областным органам под председательством губернатора. «Наблюдение за точным исполнением чинами фабричной инспекции губерний, входящих в состав округа, их обязанностей, объединение действий сих чинов и предварительная разработка сведений по промышленной статистике» возлагались на окружного фабричного инспектора (новая должность служащих при Департаменте торговли и мануфактур) [4].
Пятого июня 1900 года Департамент торговли и мануфактур был преобразован в четыре новых отдела при Министерстве финансов. Их возглавляли:
- управляющий торговли (в его ведение входили наблюдение за биржами, ярмарками, вопросы соблюдения прав и преимуществ купечества, взимания государственного промыслового налога, надзор над применением мер и весов);
- управляющий промышленности (руковод-
48 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (48), 2013
ство промышленными предприятиями, надзор за благоустройством на фабриках и заводах, организация художественно-промышленных выставок, решение вопросов таможенных тарифов);
- управляющий торгового мореплавания (дела торгового мореходства);
- управляющий учебными заведениями (коммерческими, художественно-промышленными и другими «состоящими в ведении Министерства финансов»).
Для контроля и объединения деятельности названных отделов и заведования делами торговли и промышленности ввели должность третьего товарища (заместителя) министра финансов [5].
С 27 октября 1905 года управлением казенной индустрии и надзором за частной промышленностью и торговлей занималось Министерство торговли и промышленности. В его распоряжение передали из Министерства внутренних дел все вопросы, «относящиеся до купеческих обществ, купеческих и ремесленных управ». Главной причиной реорганизации было «быстрое, в связи с общим ростом русского народного хозяйства, развитие торговли и промышленности» [6].
Учетом горнозаводской и нефтяной промышленности России во второй половине XIX века занимались несколько ведомств: Горный департамент [7], Горный совет, Горный институт, Горный ученый комитет и «подчиненные им местные управления». Согласно высочайшему указу от 21 декабря 1873 года, указанные учреждения были переданы из Министерства финансов в Министерство государственных имуществ [8]. Его глава одновременно получил должность «главноуправляющего горною частью» [9], т. е. контролировал частные и казенные горные заводы, добычу соли, минералов и других природных ископаемых, рассматривал проекты «по развитию и организации горного и соляного дела». Сюда поступали «ведомости» о состоянии отраслей горной индустрии на территории страны, информацию вносили в общий отчет, в котором, в отличие от отчетов по обрабатывающей промышленности, уделялось больше внимания описанию оборудования и машин. Также отдельно сообщались данные о людях, занятых на вспомогательных работах.
Кубанская область - с 8 февраля 1860 года одна из административно-территориальных единиц в составе Кавказского края - в экономическом отношении существенно отставала от многих губерний европейской части России, на фоне возраставших потребностей ее потенциал выглядел весьма слабым. На ее торгово-промышленное развитие влияли малонаселенность, военная организация Кубанского казачьего войска, привилегированное положение казачества. Включению в общероссийский капиталистический рынок способствовали окончание Кавказской войны, либерально-буржуазные реформы и активное железнодорожное строительство, развернувшееся с 70-х годов XIX века.
Статистические сведения о торговле и промышленности на территории Кубанского казачьего войска собирались сыскными начальниками округов, полицеймейстерами, командирами воен-
но-казачьих подразделений (бригад и полков). С 1869 года эту функцию осуществляли уездные и городские приставы. Полученные данные направлялись начальникам уездов (с 1888 г. - атаманам отделов) и городским полицеймейстерам, от них (вместе с рапортами) - начальнику Кубанской области, Наказному атаману Кубанского казачьего войска. Глава административной власти на Кубани представлял общий отчет по фабрично-заводской промышленности наместнику Его Императорского Величества на Кавказе, главнокомандующему Кавказской армией, который отправлял полученные данные в Департамент торговли и промышленности при Министерстве финансов.
В ведомостях указывали название завода, фабрики; фамилию, имя, отчество владельца; количество произведенной продукции за год; сумму годовой производительности; цены на выпускаемую продукцию; количество мастеров и рабочих. Далее шло описание предприятия: дата возникновения; помещение, где оно располагалось; сырье, из которого производили продукцию; места сбыта товаров. Документы составлялись согласно форме, приложенной к Уставам о промышленности фабричной и заводской (1879 и 1892 г.) и направлялись начальнику Кубанской области вместе с рапортами начальников уездов и городских полицеймейстеров в конце каждого отчетного года. Если в ведомости не находили полагающихся сведений по тому или иному вопросу, ее возвращали обратно на доработку.
Однако, как показал проделанный нами анализ архивных документов, многие владельцы промышленных заведений все же не указывали необходимых сведений либо подавали информацию не вовремя или не в полном объеме.
Другой разновидностью статистической документации являлись отчеты начальника Кубанской области, Наказного атамана Кубанского казачьего войска. В них характеризовалось в целом развитие региональной фабрично-заводской промышленности - в начале за три предшествующих года, а затем в сравнении с отчетным годом. К каждому отчету прилагалась сводная ведомость «О фабриках, заводах и промышленных заведениях в Кубанской области», где фиксировались число тех или иных предприятий в каждом городе, уезде (отделе); сумма годовой производительности; количество рабочих.
Статистические сведения по заводам и фабрикам Кубанской области публиковались в общероссийских справочниках «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» и «Ежегодник министерства финансов». Первый обобщал данные как по отдельным промышленным предприятиям (местонахождение, владелец, год возникновения, годовое производство, основной капитал, число рабочих, оснащенность оборудованием, вид изделия), так и по акционерным обществам (акционерный капитал, состав правления). Инициатором его издания выступил Совет съездов представителей торговли и промышленности. Статистическое бюро этой организации провело анкетирование промышленных предприятий
№ 1 (48), 2013
жизнь Юга России"
в 1909 и 1914 годах. Во втором сборнике также помещали сведения по каждому заводу и фабрике (местонахождение, владелец, сумма годового производства, число рабочих), однако там была информация лишь по крупным предприятиям Кубанской области, данные о мелких промышленных заведениях отсутствовали.
Статистика по акционерным обществам публиковалась в следующих сборниках: «Указатель действующих в империи акционерных предприятий» (1903), «Статистика акционерного дела России» (1915, 1916), «Сборник сведений о действующих в России акционерных обществах» (1911).
Особое внимание следует обратить на сборники Кубанского областного статистического комитета. Первым стала «Памятная книжка Кубанской области», редактором которой был Е. Д. Фели-цын. Она издавалась ежегодно с 1873 по 1881 год и содержала таблицы, в которых показаны количество заводов и фабрик, сумма их годовой производительности, число рабочих по уездам и городам, а также в целом по Кубанской области. Затем последовали три выпуска «Кубанской справочной книжки» (1883, 1891, 1894), также с табличными сведениями о развитии фабрично-заводской промышленности по городам и уездам (отделам).
В 1898-1916 годах выходил «Кубанский календарь». Каждый из 18 таких сборников имел две таблицы: одна содержала сведения о промышленности за текущий год, другая - за три предыдущих. Кроме того, приводилась информация по каждому заводу и фабрике Екатеринодара, Ейска и Майкопа (название завода, владелец, адрес). Особый интерес представляют списки торгово-промышленных предприятий в «Кубанских календарях» на 1913, 1914, 1915 и 1916 годы.
По распоряжению начальника Кубанской области во второй половине XIX века стала издаваться специальная книга «Обзор Кубанской области» с ведомостями и приложениями «О фабриках и заводах в Кубанской области» (в рамках нашего исследования наиболее интересна ведомость № 2), содержавшими информацию о заводах каждого города и уезда (отдела).
В ежегоднике «Кавказский календарь» отражались сведения по обрабатывающей и горнозаводской промышленности всех областей и губерний Кавказского края, в том числе Кубанской области. Издание содержит следующую статистику: число заводов и фабрик во всех регионах Кавказа, сумма годовой производительности, число рабочих; кроме того - данные по предприятиям на территории Кубанского казачьего войска (количество фабрик и заводов, размеры годового оборота).
Большой интерес для изучения социально-экономической истории Кубани представляет сборник «Весь Кавказ», вышедший в свет в Ека-теринодаре в 1915 году. В нем находим общий обзор, богатый сведениями о промышленности, торговле и сельском хозяйстве Северного Кавказа и Закавказья, статистику за 1911 год, а также конкретизированные данные о предприятиях, расположенных, в частности, в городах и уездах Кубанской области (наименование и адрес завода
или фабрики; годовое производство, количество рабочих, описание оборудования).
Информация по нефтяной промышленности, включая деятельность русских и иностранных акционерных обществ (местонахождение промыслов, владельцы, род деятельности: исследова-тельско-поисковая или буровая), публиковалась в ежегодных Отчетах о состоянии горного промысла в Кубанской области и в работах горного отделения Кубанского областного правления. Их авторами были горные инженеры Е. М. Юшкин, Д. Р. Бакланов и др. Все данные поступали в Горный департамент и включались в единый «всеподданнейший отчет».
Руководством к развитию отрасли служили Правила о нефтяном промысле, которые были составной частью «Устава горного 1893 года» и представляли собой кодификационный акт, включавший в себя ряд законоположений. Учитывая особенности Кубанской и Терской областей Кавказского края, Главное управление казачьих войск разработало два законодательных документа: «Проект условий на отдачу в арендное содержание войсковых нефтяных источников Кубанского казачьего войска» и «Проект правил о нефтяных промыслах на землях Кубанского и Терского казачьих войск». Первый рассматривался на заседании Комитета министров 8 ноября 1890-го, второй - с 24 июля по 24 августа 1891 года [10].
Для того чтобы открыть в Кубанской области какое-либо торгово-промышленное объединение (акционерное общество, товарищество), его учредителям необходимо было получить согласие:
- сельского общества, на территории которого предполагалось создать предприятие;
- областного правления;
- «главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе».
Затем документация отправлялась на утверждение четырем высокопоставленным лицам: министру государственных имуществ, министру внутренних дел, военному министру и министру финансов. После их одобрения дело переходило на рассмотрение в Комитет министров, а с 1905 года - в Совет министров [11]. Лишь после этого проект устава поступал на подпись императору (подносился «на Высочайшее Его Императорского Величия благоусмотрение») и приобретал силу как специальное законоположение. Столь сложная и долгая процедура объяснялась особенностями экономического и социального устройства региона.
Итак, Кубанская область постепенно втягивалась в систему новых капиталистических отношений и все теснее, в соответствии с политической и социально-экономической ситуацией в стране, входила в формирующуюся систему государственного управления торгово-промышленной деятельностью. Данный процесс имел ряд особенностей, обусловленных спецификой казачьего края.
Литература, источники и примечания
1. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). Т. 36. № 27964.
2. ПСЗРИ I. Т. 47. № 50957.
"Культурная жизнь Юга России" № 1 (48), 2013
3. ПСЗРИ II. Т. 39. № 41374.
4. ПСЗРИ I. Т. 19. № 17122.
5. Там же. Т. 20. № 18736.
6. Там же. Т. 25. № 26851.
7. Высочайшим указом от 15 апр. 1863 г. Департамент горных и соляных дел реформирован в Горный департамент, под началом которого остались «собственно горная и монетная части». Через некоторое время «дела о весах и мерах» передали в Департамент торговли и мануфактур // ПСЗРИ I. Т. 38. № 39487; Т. 44. № 46626.
8. Министерство государственных имуществ образовано в 1837 г. из 5-го отделения канцелярии Его Императорского Величества (реформа графа П. Д. Киселева).
9. ПСЗРИ II. Т. 48. № 52910.
10. Российский государственный исторический архив. Ф. 37. Оп. 70. Д. 18; Ф. 1263. Оп. 2. Д. 5758.
11. Там же. Ф. 1276. Оп. 17. Д. 172; Государственный архив Краснодарского края. Ф. 449. Оп. 1. Д. 272.; Д. 274.; Д. 275.; Д. 276.
YE. M. BAGAEvA. sTATE MANAGEMENT IN THE FIELD OF cOMMERcIAL AND INDusTRIAL
activities in the kuban region in the era of market reforms in Russia (1861-1914)
The author describes the process of modernization of the Russian economy in the 60's and 70's of the XIX century and those adjustments that it has made in the management of trade, industry and crafts in the country and in particular on the territory of Kuban.
Key words: state management, commercial and industrial activities, market reforms.
В. В. КУШНЕРЁВ
ИСТОРИЯ 1-го КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО АВИАцИОННОГО ДИВИЗИОНА (1918-1920 годы)
Автор статьи освещает неисследованный этап зарождения военной авиации на Кубани и ее боевые действия. Ключевые слова: кубанская авиация, боевые действия на Юге России.
После революции на юге России зародилось сильное белогвардейское движение, группировавшееся вокруг Добровольческой армии. Ее отряды базировались на Северном Кавказе и в Прикуба-нье, воздушные силы Добровольческой армии начали создаваться в мае-июне 1918 года: в Ростове-на-Дону были сформированы первые авиаотряды. Командующим авиацией Вооруженных сил Юга России стал полковник (позднее генерал-майор) И. И. Кравцевич.
Зимой 1919 года в Екатеринодаре, где размещалось Управление начальника авиации Вооруженных сил Юга России, собрались белые летчики, эвакуированные из Одессы и Крыма. Но генерал Кравцевич ничем не мог помочь своим коллегам, оставшимся без самолетов (на более чем 200 пилотов приходилось менее 50 летательных аппаратов). В январе-феврале численность авиации возросла за счет пополнения «Фармана-ми» и «Анасалями», которые деникинцы вывезли из Одессы. На основании Приказа № 116 по штабу Кубанского Казачьего войска и предписания № 5276 начальника Инженеров Кубанского войска 12 декабря 1918 года началось формирование 1-го Кубанского Авиационного отряда (1 КАО) [1]. Назначенный его командиром военный летчик полковник Вячеслав Михайлович Ткачев своим первым приказом утвердил штат отряда: 143 казака нижних чинов и 18 офицеров-летчиков. В их числе были: военные летчики полковник Вячеслав Ткачев, полковник Евгений Виташевский (помощник командира отряда), есаул Михаил
Лиманский, есаул Василий Лобов, подъесаул Николай Ильин, подъесаул Михаил Миронов, подпоручик Василий Журкевич, хорунжий Николай Лавровский; летчики-наблюдатели есаул Виктор Соляник-Красса, подъесаул Борис Закрепа, подъесаул Василий Миронов, подъесаул Дмитрий Кулик, подъесаул Иван Тараканов, подъесаул Владимир Удовико (адъютант отряда), подъесаул Иван Левченко, сотник Сергей Сергеенко, сотник Юспор Белый, вольноопределяющийся Александр Птушенко. Два с половиной месяца шла кропотливая организационная работа - приемка и ремонт материально-технических средств и аэропланов (первые четыре самолета прибыли из Одессы в порт Новороссийска 21 января 1919 г.), формирование внутренней службы и «финансового довольствия», организация обучения личного состава для ввода вновь прибывающих в строй. Первые пробные полеты совершил командир
I КАО полковник В. М. Ткачев на самолете Анатра «Анасаль» 2 и 3 марта 1919 года [2]. Его приказ № 60 (от 3.03.1919) констатировал, что отряд сформирован. Начались восстановительные полеты:
II и 13 марта - тренировочные полеты полковника Виташевского, 13 марта проруливания выполнили Лиманский и Носенко; 19 марта поднялись в воздух Сакирич и Лиманский на «Анасале»; 20 марта - Виташевский, Лиманский, Журкевич и Ткачев с наблюдателем Удовико. Аналогичные полеты продолжались 22, 24, 27, 29 марта; с прибытием в отряд военного летчика есаула Лисевиц-кого (28 марта) встал вопрос о создании 2-го Ку-