научных представлений анналистов, объединяющих точки зрения приверженцев эволюционистской и циклической концепций. Новая социокультурная парадигма XX в. явилась определенным
антропологическим поворотом в гуманитарных исследованиях. В рамках названной парадигмы особое значение приобретают как локус, так и время, находящиеся во взаимосвязи и представляющие собой хронотоп. Каждый отдельный хронотоп имеет уникальные характеристики, связанные с человеческим повседневным мировосприятием, т.е. с ментальной средой, отражающей глубинную суть истории и культуры.
Использованные источники:
1. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.: ИСА, 1994. 656 с.
2. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов»: М.: Нидрик, 1993. 328 с.
3. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Издательство политической литературы, 1989. 573 с.
4. Шпенглер О. Закат Европы. Соч. в 2-х т. Новосибирск, Наука. 1993. Т.2. 592 с
Федорова А.С. студент 2-го курса
факультет «Государственное и муниципальное управление»
Россия, г. Севастополь ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ
АННОТАЦИЯ. Социальная защита населения как объект управления выражает управленческие отношения между ее субъектами в создании справедливых социальных условий жизнедеятельности населения с целью роста человеческого капитала, стабилизации развития общества и поддержания общественной и национальной безопасности.
В статье раскрывается сущность системы социальной защиты населения, ее организация, основные формы и методы ее совершенствования. Определены основные задачи и цели государства в области устранения недостатков в функционировании социальной сферы, а именно в решении проблемы перераспределения доходов и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Результаты исследования могут быть использованы органами власти при разработке государственной социальной политики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная защита населения, социальное обеспечение, социальная поддержка, активные и пассивные формы социальной защиты населения, управление, социальная защита, комплексная реабилитация.
Государственное управление социальной защитой населения цивилизованного общества - одно из основных направлений социальной
политики страны.
Руководство страны, осуществляющее государственное управление социальной защитой населения, ставит перед собой основную цель -поддержание стабильности доходов граждан, предоставление равного доступа к оказанию медицинской помощи и социальных услуг, в первую очередь лицам, остро нуждающимся в этом.
Вместе с тем, оценивая современное состояние российской системы социальной защиты, многие учёные отмечают её недостаточную эффективность и несоответствие целям и задачам современного этапа социально-экономического развития страны.
В трудах С. Е. Великанова, С. Х. Гаматаевой, З. П. Замаевой, К. Н. Новиковой, О. А. Пискулевой, Л. С. Халмурзиевой, Е. Р. Смирновой-Ярской, Г. В. Черкасской, С. В. Якимчук и других авторов обобщается практический опыт и даётся теоретическое обоснование необходимости модернизации системы управления социальной защитойхш.
За постсоветский период система социальной защиты населения прошла путь от системы социального обеспечения к системе социальной защиты граждан в востребованных в этот период формах.
Основными тенденциями трансформации управления системой социальной защиты населения являются либерализация принципов, направленность на «стабилизацию» уровня жизни граждан через самореализацию, создание системы социальной поддержки, институционализация социального обслуживания населения, повышение роли региональных управленческих систем в решении социальных проблем, внедрение в деятельность отрасли информационных технологийхгу.
Разделение полномочий между региональными и федеральными органами власти по предоставлению мер социальной поддержки всем категориям получателей способствует регионализации управления системой социальной защиты населения. Распределение функций по предоставлению мер социальной поддержки между несколькими ведомствами, региональная административная реформа детерминируют кардинальное изменение управления системой, актуализируют проблему межведомственного взаимодействия.
Новые требования по обеспечению гарантированных государством основных социальных гарантий, повышению эффективности мер социальной поддержки и социального обслуживания населения потребовали обновления всего нормативного поля отрасли, оптимизации всех ее составляющих, диверсификации социального обслуживания, изменения принципов, методик и моделей управления системой социальной защиты населения.
В современных условиях управление системой социальной защиты населения осуществляется органами государственной власти всех ветвей и уровней в рамках решения проблем различных групп населения.
Претерпев многократные изменения, в настоящее время сложилась и
функционирует довольно сложная структура органов власти и управления, отвечающих за разработку и проведение различных направлений социальной защиты населения.
В Российской Федерации государственное управление социальной защитой населения осуществляет Министерство труда и социальной защиты (Минтруд России), которое является федеральным органом исполнительной власти.
Для обеспечения государственного управления социальной защитой населения, совершенствования правового регулирования социальных гарантий, организации обслуживания нетрудоспособных граждан на Министерство возложены функции: выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение; в ведении Минтруда находятся социальное страхование; условия и охрана труда; социальное партнерство, трудовые отношения занятости и безработицы; трудовая миграция; альтернативная гражданская служба; государственная гражданская служба (кроме вопросов оплаты труда); социальная защита и социальное обслуживание населения, в том числе социальная защита семьи, женщин и детей; опека и попечительство в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан; оказание протезно-ортопедической помощи; реабилитация инвалидов и проведение медико-социальной экспертизы; управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в установленной сфере деятельностиху.
Государственное управление социальной защитой направлено на выполнение только социально-экономических целей.
Оно, наряду с традиционными для государственного управления функциями, выполняет специальные функции в различных областях: в области правового обеспечения (создание программ социальной поддержки населения), в области ресурсного обеспечения (заключение административных договоров), в области пенсионного обеспечения, социальной помощи, социального обслуживания, в области кадровой политики, подготовки кадров, информационного обеспечения органов социальной защиты населения.
Главной особенностью управления социальной защитой населения в целом является органичное сочетание государственного, общественного и муниципального управления, тесно взаимосвязанных между собой.
Исходя из вышесказанного, государственное управление социальной защитой населения - это обширная отрасль, состоящая из взаимосвязанных и подчиненных звеньев-органов управления, объединенных общностью объектов управления, выполняющих специальные функции, цели и задачи, способствующие поддержке и обеспечению нормального жизненного уровня
социально незащищенных слоев населения.
Признаки управления социальной защитой населенияхуг
1. специфический вид деятельности;
2. осуществляется систематично и непрерывно;
3. выполняет функции обеспечения и исполнения;
4. распространяется на государственные, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации в виде управленческих регулятивных и контрольно-надзорных процедур;
5. обладает вертикальными связями и отношениями;
6. основывается на организационно-функциональном принципе.
Важную роль в государственном управлении играют объекты.
Объекты управления воспроизводят объективные условия жизнедеятельности общества. Изменение «интересов» общества порождает новые органы и новые управляемые системы. Объект и его потребности помогают решить проблему формирования системы управления.
Объекты управления социальной защитой населения представляют собой следующеехуп:
1. система обязательного социального страхования (1-й уровень -страховщики, 2-й уровень - страхователи и застрахованные лица), состоящая из подсистем: пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, социального страхования;
2. учреждения, предоставляющие виды социальных услуг (система социального обслуживания, система социальной помощи);
3. образовательные учреждения системы социальной защиты населения;
4. ведомственные журналы, газеты;
5. негосударственные пенсионные фонды;
6. предприятия и организации.
Особенностью объекта управления социальной защитой населения является его социальный характер.
Основными ресурсами для обеспечения работы системы социальной защиты населения являются управляющий аппарат, информационные и социальные технологии, подготовленные кадры, соответствующая база для функционирования учреждений и технологий, нормативное и методическое обеспечение, четкое межведомственное взаимодействие в выполнении социальных технологий, социальное партнерство.
При существующей в настоящее время социальной защите населения в России практически отсутствуют функциональные взаимосвязи и взаимозависимости элементов системы социальной защиты.
Например, взаимоотношения между Министерством социальной защиты региона и департаментом социальной защиты города носят рекомендательный характер. Министерство является посредником между федеральным уровнем и муниципалитетом.
Оно обеспечивает нижестоящие звенья системы социальной защиты нормативными документами, комментирует их, оказывает методическую помощь в работе, в ряде случаев может выступать в качестве арбитра в спорных вопросах.
В существующей системе государственного управления и контроля социальной защиты населения органами исполнительной власти субъектов РФ можно выделить следующие основные особенностихуш:
1. нет жесткой зависимости между субъектами социальной защиты населения региона;
2. каждый субъект социальной защиты реагирует на возникающие проблемные ситуации своего «участка работы», не согласовывая свои действия с другими субъектами;
3. реальная ответственность и подконтрольность существует только перед своей администрацией, что не всегда в интересах самой социальной защиты населения.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о системе социальной защиты населения как о системе с независимыми друг от друга субъектами, контролировать которую можно только законодательным инструментом.
Слабая управленческая вертикаль приводит к нарушению целостности системы, лишает возможности оперативного реагирования на возникновение проблем в группах социального риска, выработки эффективной системы мер и т.д.
Разные цели, задачи, формируемые различными уровнями власти, отличающимися друг от друга уровнем компетенции и возможностями, передаются непосредственно субъектам социальной защиты населения путем прямого воздействия. Это приводит к непоследовательности поведения субъектов социальной защиты населения в системе.
Таким образом, в современных условиях государственное управление системой социальной защиты населения имеет ряд недостатковх1х:
1. сохранение бюрократического подхода к организации управления социальной защитой населения;
2. вертикальное подчинение снижает самостоятельность каждого исполнительного звена и размывает ответственность, что понижает качество работы государственных и муниципальных органов социальной защиты населения;
3. наблюдается несогласованность действий органов социальной защиты населения разных уровней управления.
Несмотря на наличие недостатков, управление социальной защитой населения в настоящее время постепенно совершенствуется, но в то же время на сегодняшний день имеются значительные резервы для использования зарубежного опыта государственного управления и контроля социальной защиты населения.
Таким образом, для реализации задач по государственному управлению социальной защитой населения центральным, региональным органам власти целесообразно использовать положительный опыт, накопленный в других странах, учитывать новые тенденции и нерешенные задачи.
Правительству Российской Федерации желательно проанализировать эти тенденции, взять на вооружение всё то, что дает положительный результат при решении столь актуальной задачи.
Успешное развитие отечественной системы государственного управления социальной защитой населения замедляют ряд тенденций: дефицит финансовых ресурсов; нецелевое использование средств, выделяемых на решение социальных проблем, а также коррупция; компенсационный характер защитных мер; ослабление роли промышленных предприятий в защитных процессах; увеличение числа различных категорий льготников; неэффективный учет нуждаемости в оказании социальной помощи; низкая эффективность участия граждан в защитных и самозащитных процессах, неразвитость гражданских инициатив снизу.
Использованные источники:
1. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой /В.Н. Ковалев. -М.: Академический проект, 2011
2. Никифорова О. Н. Система социальной защиты населения и ее сущность // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2012. - № 2.
3. Новикова К.Н. Управление системой социальной защиты населения: региональный аспект // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. -№ 4
4. Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.05.2013 № 425, от 26.08.2013 № 739, от 06.09.2013 № 784, от 02.11.2013 № 988, от 11.2013 № 1010) : утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610.
5. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Разработка профессиональных стандартов в социальной работе: перспективы и вызовы // SPERO. - 2013. -№ 18.
6. Якимчук С. В. Формирование и развитие инновационной системы управления социальной защитой в интересах роста человеческого капитала : теория, методология, практика : автореф. дис. ...д-ра эконом. наук. -Воронеж, 2011. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/subscription/index.php?id54=12474&from 54=296 (дата обращения: 25.08.2015).
7. Якимчук С.В. Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях: Монография. - Белгород: ИП Остащенко А.А., 2013