Л.Г. ЗИНОВЬЕВА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В 60-70-е ГОДЫ ХХ ВЕКА
В 60-70-е годы ХХ в. советское государство усиливало управление всеми сферами жизни общества, особое внимание уделялось хозяйственно-организаторской функции государства, развитию общественного производства. Совершенствовались формы и методы управления народным хозяйством, получили развитие территориально-производственные комплексы Западно-Сибирский, Ангаро-Енисейский, Тимано-Печерский, Оренбургский, Южно-Якутский.
В процессе проведения экономической реформы второй половины 60-х годов ХХ в. органы государственной власти и управления, с одной стороны, опирались на научный подход и внедрение новых методов, принципов и форм управления, с другой - обеспечивали незыблемость административно-командной системы управления, государственной формы собственности на средства производства и плановую экономику.
Территориальный принцип управления экономикой, введенный в 1957 г., обеспечивал кооперирование производства в пределах отдельных экономических районов, однако уже в начале 1960-х годов система совнархозов вошла в противоречие с отраслевым принципом управления народным хозяйством, привела к местничеству, затормозила процесс внедрения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. В 1962-1963 гг. при Правительстве СССР были образованы отраслевые государственные производственные комитеты (по среднему машиностроению, энергетике и электрификации, газовой промышленности), которые должны были обеспечить соединение отраслевого принципа управления с территориальным. На практике комитеты, не имея достаточно прав, превратились в консультативные органы, оторванные от предприятий и всего комплекса производственных проблем.
В целях преодоления недостатков в экономическом развитии страны, обусловленных функционированием совнархозов, 2 октября 1965 г. Верховный Совет СССР принял «Закон об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления» [6, с. 654-657]. Были внесены изменения в текст Конституции СССР. Высший Совет народного хозяйства СССР и Совет народного хозяйства СССР были ликвидированы.
10 июля 1967 г. Совет Министров СССР принял «Общие положения о министерствах СССР» [9]. В положениях было сформулировано понятие министерства - центрального органа государственного управления, которое осуществляло руководство определенной отраслью народного хозяйства, тесно взаимодействуя с республиканскими министерствами. Министерство СССР в процессе решения межотраслевых вопросов действовало совместно с соответствующими министерствами, издавали совместные министерские приказы и инструкции. Союзные министерства несли ответственность за деятельность подведомственных предприятий и одновременно за состояние дел на предприятиях подведомственных республиканским министерствам. В 1967 г. было образовано 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств СССР, к концу 1975 г. их насчитывалось уже 35 [4, с. 290].
Наиболее важным направлением в рамках экономической реформы 1965 г. было совершенствование механизма хозяйствования. В новых условиях, впервые за последние 45 лет, изменился не порядок подчиненности предприятий, не только
управленческий аппарат, а сам объект управления. В годы НЭПа объектом управления в экономике являлась ее первичная производственная ячейка - фабрика, завод. В условиях хозяйственной реформы второй половины 1960-х годов основным объектом управления становятся производственные, научно-производственные объединения, а средним звеном - промышленные объединения.
Крупные промышленные объединения постепенно предполагалось преобразовать в единые хозяйственные комплексы с широкими экономическими и научнотехническими функциями. Планировалось перейти к общегосударственной автоматизированной системе управления производством.
Особо значимым направлением реформы было изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. Важнейшую роль в разработке и реализации этих мер сыграл Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, который опирался на опыт советской экономики периода НЭПа 1920-х годов.
Решением Верховного Совета СССР 2 октября 1965 г. Госплан был подчинен Совету Министров СССР на правах министерства и наделен функциями перспективного и текущего планирования [1], правом координировать планы союзных республик, которые разрабатывались Госпланами республик. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 12 июля 1979 г. «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства» [10] определило пятилетний план в качестве главного инструмента экономической политики. С целью обеспечить непрерывность в планировании на двадцать лет была поставлена задача разработать перспективные планы по научнотехническому прогрессу на четыре пятилетки и по экономическому и социальному развитию на две пятилетки.
Советское руководство признало необходимость отказаться от излишней регламентации производственной деятельности предприятий. Прежняя система планирования ориентировалась на рост производства валовой продукции, в условиях реформы основным показателем эффективности производства становится объем реализованной продукции. Уменьшилось число плановых показателей для предприятий, устанавливаемых Госпланом. Устанавливались следующие обязательные показатели: основная номенклатура продукции, фонд заработной платы, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, показатели по объему централизованных капиталовложений и вводу в действие производственных мощностей и основных фондов, задания по внедрению новой техники и материально-техническому снабжению. Все остальные показатели хозяйственной деятельности предстояло устанавливать предприятиям и организациям самостоятельно, без утверждения в министерствах и ведомствах [11, с. 324].
В условиях сохранения административно-командной экономики особое внимание уделялось проведению единой государственной политики в ценообразовании. В декабре 1969 г. на основе Государственного комитета цен был образован союзно-республиканский Государственный комитет цен Совета Министров СССР [2]. Значительную роль в совершенствовании хозяйственного механизма играли оптовые цены на промышленную продукцию. Оптовые цены, действовавшие с 1955 г., не отражали реальных издержек производства, уровень рентабельности промышленного производства в различных отраслях значительно отличался. Оптовые цены 1955 г. сдерживали развитие ряда отраслей промышленности: угольной, нефтедобывающей, энергетической, металлургической. В ходе хозяйственной реформы устаревшие оптовые цены 1955 г. были пересмотрены в сторону их повышения с учетом общественно полезных затрат труда в одних отраслях экономики и снижения - в других отраслях. Оптовые цены
должны были объективно отражать реальные производственные затраты предприятий. Цены, введенные в 1967 г, должны были обеспечить рост темпов производительности труда, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, способствовать повышению качества промышленной продукции. Повышение оптовых цен в 1967 г. коснулось, прежде всего, добывающих отраслей промышленности, в то же время были снижены оптовые цены на продукцию машиностроения, радиотехнической и электротехнической промышленности. В результате этого к концу 1968 г. все отрасли промышленности СССР стали рентабельными [11, с. 325].
В рамках реформы особое внимание уделялось материально-техническому снабжению промышленных предприятий, 2 октября 1965 г. был образован Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению [8]. Положение о Госснабе, принятое в 1969 г., наряду с реализацией планов материально-технического снабжения обязало органы Госснаба в центре и на местах организовать сбыт готовой продукции, осуществлять контроль выполнения планов поставок продукции поставщиками, выявлять излишки продукции и обеспечить их реализацию.
В 1965 г. была восстановлена регулирующая роль местных Советов в отношении предприятий местной промышленности. Особую роль в развитии этой отрасли сыграло принятое 30 сентября 1966 г. Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по дальнейшему развитию местной промышленности и художественных промыслов» [7, с.248-254]. В качестве специализированных органов управления местной промышленности Постановление определило управления местной промышленности при исполкомах краевых, областных Советов, в городах и районах, основной организационной формой выступили промкомбинаты. В союзных республиках без областного деления местная промышленность была подчинена соответствующим республиканским министерствам.
Местные Советы принимали активное участие в обсуждении вопросов функционирования промышленных предприятий, неподведомственных им, но выполняющих градообразующую функцию. Основными формами взаимоотношений местных Советов с неподведомственными предприятиями были избрание руководителей предприятий в местные Советы, проведение органами соответствующего Совета обследований неподчиненных предприятий, заслушивание руководителей этих предприятий на сессиях, заседаниях исполкомов и постоянных комиссий [4, с. 371].
Исходя из объекта регулирования экономическая реформа 1960-х годов особое внимание уделила производственным предприятиям, права, обязанности и ответственность которых были определены в Положение о социалистическом государственном предприятии, принятом в октябре 1965 г. Положение позволило устанавливать прямые связи между производителями и потребителями продукции, исходя из принципа материальной ответственности и взаимной заинтересованности предприятия могли заключать хозяйственные договоры друг с другом. Была восстановлена роль экономических инструментов: цены, прибыли, премии, кредита. За счет прибыли на предприятиях создавались фонды экономического стимулирования, делившиеся на три части: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд развития производства. Средства фондов использовались на расширение производства, развитие социальной инфраструктура предприятия, премирование членов трудовых коллективов. Эти меры были определены как хозрасчетные. Предполагалось освободить предприятия от мелочной опеки органов государственного управле-
ния и плановых органов, оценивать работу промышленных предприятий исходя из рентабельности производства. В начале 1970-х годов образование фондов материального поощрения предприятия напрямую зависело от темпов роста производительности труда на предприятии.
В августе 1964 г. хозяйственный расчет внедрили на двух предприятиях, в январе 1966 г. на новые принципы функционирования перешли 43 предприятия в 17 отраслях промышленности. Значительную роль в распространении хозрасчета в промышленности СССР в целом сыграл А.Н.Косыгин [11, с. 325].
В рамках реформы отношения между государством и предприятиями приобрели более рациональный характер. Предприятия были обязаны вносить в государственный бюджет плату за производственные фонды, землю, водные ресурсы. С целью обеспечить более эффективное использование производственных фондов была установлена прямая зависимость между взносами в государственный бюджет и размерами производственных фондов предприятия, оборудование, не используемое в производственных целях, предприятия могли реализовать.
В 1967 г. на новые хозяйственные условия были переведены 15% предприятий, на долю которых приходилось 37% общего объема промышленной продукции СССР [11, с. 325] , в 1970 г. переведены более 41 тыс. предприятий (из 49 тыс. функционировавших), соответственно с 93% общего объема промышленной продукции [3, с. 409].
В 1967 г. в целях стимулирования качества выпускаемой продукции была введена государственная аттестация продукции с присвоением Знака качества. В 1972 г. Госплан СССР предписал включать в план работы промышленных предприятий показатель, отражающий в объеме произведенной и реализованной продукции удельный вес товаров высокого качества, которые по своим техникоэкономическим параметрам соответствовали или превосходили высшие достижения отечественной и зарубежной техники. Аттестация основной продукции стала проводиться по трем категориям: высшей, первой, второй.
В 1968 г. хозрасчетные отношения начали внедрять во взаимоотношениях предприятий с вышестоящими органами. В 1970 г. эксперимент по переводу на самоокупаемость был проведен в главных управлениях двух промышленных министерств - Министерства приборостроения, автоматизации и систем управления и Министерства легкой промышленности [3, с. 409]. За эффективность реализуемых управленческих решений руководители и работники министерств несли как дисциплинарную, так и материальную ответственность, от рентабельности подведомственных предприятий напрямую зависели выплата премий и другие поощрения.
Анализ накопленного опыта экономической реформы был отражен в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» [5, с. 404-405]. Были произведены изменения в организационной структуре аппарата управления экономикой, министерства переведены на двух- и трехзвенную систему управления: министерство - объединение - предприятие. Промышленные объединения подразделялись на всесоюзные объединения и территориальные, всесоюзные производили всю или преобладающую часть продукции данной отрасли, территориальные включали в отдельном регионе предприятия одной определенной отрасли или производственнохозяйственный комплекс. Создавались конструкторско-производственные объединения, состоящие из заводов, проектно-конструкторских подразделений, научноисследовательских институтов, строительно-монтажных управлений. В 1975 г. действовало 2300 промышленно-производственных подразделений, удельный вес вы-
работанной ими продукции составил примерно четвертую часть промышленного производства страны [3, с. 411].
Хозрасчетные методы позволили достигнуть определенных результатов, в начале 1970-х годов, приступили к выпуску продукции Волжский автомобильный завод (г. Тольятти), Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты. Рост объемов производства в промышленности во второй половине 1960-х годов вырос на 50%, но уже в 1970-е годы сократился до 24%, в начале 1980-х до 20% по сравнению с 1965 г. [11, с. 328].
Причина снижения темпов промышленного развития страны кроется в сохранении командно-административной системы управления. Промышленность нуждалась в технической модернизации, замене морально устаревшей техники, что требовало дополнительного финансирования. Госплан СССР ввел лимиты на создание фондов экономического стимулирования, всю дополнительную прибыль предприятия направляли в государственный бюджет. У предприятий не оставалось средств на техническое переоснащение производства, внедрение новых технологий.
Экономическая реформа А.Н. Косыгина 60-х годов ХХ в. носила половинчатый характер, хозрасчетные принципы неизбежно вступили в противоречие с плановой системой хозяйствования, а самостоятельность предприятий носила формальный характер. Уже в 1970-х годах государственные органы министерства, Госплан переходят к директивным, административным методам управления.
Литература
1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1965. № 39. Ст.558.
2. Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 1. Ст.1.
3. История СССР. Эпоха социализма: Учеб. для ист. фак. вузов / Дробижев В.З., Кукушкин Ю.С., Найденов М.Е. и др.; Под ред. Ю.С. Кукушкина. М.: Высш. шк., 1985. 479 с.
4. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР: Учеб. для студентов вузов. М.: Высш. шк., 1986. С.395.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов. М., 1981. Т.13. С. 404-451.
6. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политическая литература, 1968. Т. 5. 740 с.
7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политическая литература, 1968. Т.6. 815 с.
8. СП СССР. 1965. № 19-20. Ст.152.
9. СП СССР. 1967. № 17. Ст. 116.
10. СП СССР. 1979. № 18. Ст. 118.
11. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учеб. пособ. / Под ред. проф. М.Н. Чепу-рина. 12-е изд., стер. М.: Юстицинформ, 2006. 416 с.
12 .______________________________________________________________________________
ЗИНОВЬЕВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА родилась в 1962 г. Окончила Чувашский государственный университет. Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Чувашского университета. Автор 14 научных и научно-методических работ по проблемам истории государства и права.