УДК 351/354
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОБЪЕКТЫ И ПРИОРИТЕТЫ. ЧАСТЬ I
Слепышев Алексей Львович,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Челябинский филиал, доцент кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной
службы,
кандидат исторических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются объекты государственного управления в социальной, экономической деятельности, в окружающей естественно-социальной среде, а также приоритеты государственного управления в современной России. Формулируются некоторые положения и условия возможного совершенствования государственного управления в России.
Ключевые понятия: государственное управление, объекты государственного управления, приоритеты государственного управления.
Статья является логическим продолжением, ранее опубликованных работ, связанных с вопросами теории современного государственного управления, механизма его осуществления*. В статье рассматриваются объекты этого управления, его цели и приоритеты в отношении них. Особо подчеркнем, что под государственным управлением понимается весь возможный спектр управляющих действий государственных органов на объект управления как прямого (административного), так и непрямого (косвенного, регулятивного) воздействия. Известно, что объекты управления не входят формально в сам механизм государственного управления, они остаются как бы «за кадром». Однако изучать механизм государственного управления в отрыве от собственно того, ради чего он создается и работает, было бы весьма неразумно. То есть теоретически можно и нужно создать некий общий абстрактный механизм государственного управления безотносительно к объекту. И изучать механизм управления без представления о его объектах управления, как бы в отрыве от них, конечно возможно, но только в весьма общем теоретическом аспекте. Так, например, в учебном комплексе Е.В. Охотского представлены основные аспекты современного механизма государственного управления в России. Цели, принципы, правовые основы, субъекты государственного управления, организационная структура, ресурсное обеспечение, а также другие составляющие его осуществления [14]. Однако отсутствие в работе самих объектов государственного управления, привязка содержания государственного управления, к определенным, хотя бы общим, основным объектам управления, не позволило автору непосредственно раскрыть сам механизм управления, снизило прикладную полезность и значимость, безусловно, интересного и познавательного научно-учебного материала. В практике государственного управления нереально вести речь о его механизме осуществления без рассмотрения самого объекта управления. Рассуждать о его конкретном содержании и конструкции, необходимых ресурсах и технологии работы. Как можно реально говорить о механизме управления, его целях в отношении объекта управления, не зная, о каком, собственно, объекте вообще идет речь? Какие государ-
* См.: Слепышев А.Л., Довженко Д.В., Зырянов С.Г. Понятие, свойства и основные компоненты механизма государственного управления: региональный аспект // Социум и Власть. 2012. № 6, С. 81-87; Слепышев А.Л. Государственная экономическая политика: региональный аспект / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 октября 2013 г.) / ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, 2013. С. 233-237; Слепышев А.Л. Государственное управление в современной России: теория и практика // Социум и власть. 2014. № 2, С. 91-96.
ственные органы должны быть задействованы в механизме управления, а какие нет? Какие и в каком виде требуются ресурсы, коммуникации и технологии, управляющие действия? Разве можно получить ответы на эти и другие вопросы управления, не понимая, о каком, собственно, его объекте идет речь? Для более глубокого понимания сущности управленческой деятельности государственных органов и осмысления ее реального механизма функционирования представляется необходимым рассмотреть (хотя бы в общих чертах, без глубокой детализации) сами объекты государственного управления, а также его приоритеты в отношении них.
Надо сказать, что в определении объектов государственного управления имеется существенная методологическая проблема: что или кого, собственно, следует считать объектом этого управления. Единого мнения и подхода в научно-профессиональной среде по данному вопросу до настоящего времени не существует. Г.В. Ата-манчук замечает: «В научных публикациях зафиксировано несколько представлений об управляемых объектах государственного управления, придающих им во многом некорректный вид...суждения так называемых неолибералов вообще оставляют государство без управляемых объектов» [1, с. 87]. Он утверждает: «в качестве управляемых со стороны государства (его органов) - выступают те общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей» [1, с.90]. И далее: «управляемые объекты подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные» [1, с. 97]. Нельзя не согласиться с этими утверждениями. Вместе с тем предложенные им объекты государственного управления и их группировка бесспорно верны, но весьма абстрактны и не совсем понятны для прикладного использования. Они не отражают всего современного спектра объектов, находящихся в поле постоянного внимания и воздействия со стороны государственных органов. В результате данное определение объектов государственного управления и их группировку проблематично использовать в практике государственного управления. В частности, не понятно, какое отношение имеют государственные органы к таким, например, жизненным ситуациям, как обеспечение безопасности населения, отдельно взятого индивида, недружественные дейс-
твия других государств, угроза со стороны радикальных религиозно-духовных организаций, опасная криминальная обстановка, неблагоприятное состояние окружающей общественной и природной среды. И как тогда быть с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных в Конституции Российской Федерации? Кто их будет обеспечивать и защищать?
Определенный подход к рассмотрению и классификации объектов государственного управления предпринят Б.А. Райзбергом. Он пишет: «Структурирование объектов управления на основе представленной совокупности признаков или иных критериев заведомо не может быть однозначным, а сами группы являются пересекающимися в том смысле, что один и тот же объект может быть причислен к разным группам. Ввиду чрезвычайного разнообразия объектов государственного управления, многозначности их функций, свойств, назначения строгая, единообразная их структуризация вряд ли может быть осуществлена, что не устраняет необходимости выделения наиболее типичных групп объектов» [16, с. 50]. И отмечает: «Выделение отдельных групп объектов государственного управления при всем их разнообразии необходимо в целях их классификации и последующей дифференциации различных форм и методов управления применительно к разным видам объектов» [16, с. 49]. В самом широком смысле слова Б.А. Райзберг в объекты государственного управления включает «природу, людей, созданные людьми средства производства, духовные ценности, денежные средства, а также многообразные процессы, виды деятельности, отношения, в которых они задействованы. Совокупность объектов, попадающих в сферу воздействия со стороны государства, его аппарата, находящихся в зоне его управления, регулирования, столь велика, что мало отличается от всего того сущего в мире, что управляется людьми, обществом. Иначе говоря, государство в той или иной степени, прямо или косвенно распространяет свои бразды правления на все значимые объекты, процессы, отношения, доступные управленческому влиянию» [16, с.49]. Рассматривая, например, конкретно экономику как объект государственного управления, он структурно разделяет виды её объектов на три группы. Первая группа - предметно-осязаемые ценности (вещественные, информационные, духовные объекты: человеческий потенциал, имущество государственного сектора экономики, государственная казна, имущественные объекты негосударственной собственности). Вторая - процессы производства, распреде-
ления, обмена и потребления (производство и распределение общественных благ, трудовые процессы, финансово-бюджетные процессы, внешнеэкономические процессы). И третья - экономические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления (производственные отношения, трудовые отношения, распределительные отношения, социальные отношения) [16. с. 49-56].
Следует заметить, что то или иное естественно-природное или социальное явление попадает в поле внимания и воздействия государственных органов тогда, когда оно становится необходимым условием и/или потребностью человеческой жизнедеятельности. Даже пусть и в отдаленной перспективе и с определенной долей вероятности.
В настоящей работе предлагается подход к определению и рассмотрению объектов государственного управления с позиции базисного понятия государства. Ведь, по сути, наиболее общим (всеохватывающим) объектом государственного управления выступает само состояние государства, его отдельных составляющих элементов и аспектов жизнедеятельности населения. Что представляет государство как объект управления и при каких условиях оно благополучно и жизнеспособно? Именно эти вопросы в первую очередь интересует субъектов государственного управления. Государственное управление должно обеспечить целостность и жизнеспособность государства, благосостояние его населения, а также адекватность действий самих государственных органов современным реалиям.
Для того чтобы государство было жизнеспособно и комфортно для жизнедеятельности его населения и необходимо как форма организации общества-нации, как минимум требуется оптимальное и качественное взаимное состояние его трех основополагающих компонентов: суверенного национального пространства, населения (граждан и их объединений - института гражданского общества) и государственных органов (института государственного управления). Из этого следует, что все эти три элемента, именно все три, должны непосредственно быть объектами государственного управления. Другими словами, государственное управление обязано обеспечить российской государственности стабильное, безопасное и процветающее развитие в интересах его населения. Поэтому приоритетными его целями и, соответственно, механизмами их осуществления должно стать обеспечение: территориальной целостности и государс-
твенного суверенитета страны, благосостояния населения, отдельных социальных групп и индивидуумов, их безопасной полноценной жизнедеятельности и адекватной интересам граждан и страны в целом деятельности самих государственных органов. Таким образом, в наиболее общем виде основными объектами государственного управления являются: суверенное национальное пространство, население страны, в том числе отдельно взятый индивид, объединения граждан и осуществляемая ими деятельность, а также государственные органы управления и их деятельность. Согласно диалектике государственного устройства, последние два объекта вместе представляют одновременно, с одной стороны - государственную власть - являются субъектами управления государства, а с другой - объектами государственного управления. В этом управлении первичная роль отводится гражданам, их политическим и социальным объединениям, контролю с их стороны за действиями государственных органов. Одновременно в непосредственном управлении процессами жизнедеятельности государства ведущая роль принадлежит государственным органам с привлечением к нему граждан и их формирований. Понятно, что каждый из этих двух объектов управления представляет собой весьма сложную, относительно автономную и самоорганизующуюся социальную систему управления. Необходимо заметить, что если национальное пространство и отчасти институт государственных органов как объекты управления институционально и структурно обозначены и определены в конституции государства, то в отношении населения (общества) и широкого спектра человеческих взаимоотношений, возникающих по различным основаниям их деятельности, все гораздо сложнее и запутанней. Здесь перечень объектов государственного управления весьма обширен и разнообразен, а сами объекты находятся в постоянном диалектическом взаимодействии и «переходе одного в другой». Это практически все сферы и области человеческого бытия, социальные взаимоотношения, возникающие в различной производственной, бытовой и иной социальной деятельности, а также естественно-социальная среда обитания. Естественно-природная окружающая среда выступает объектом государственного управления опосредованно, через человеческую деятельность. Без её соответствующего состояния для всего живого, использования ее ресурсов для человеческой деятельности жизнь на планете просто будет невоз-
можна. Социальная среда (политическая, общественная, культурная, бытовая и т.д.), ее состояние также оказывает существенное влияние на состояние жизнедеятельности общества и индивидуумов.
Государственная территория, точнее, национальное суверенное пространство как объект государственного управления, представляет совокупность составляющих его территориальных и иных пространственных компонентов. Во-первых, административно-территориальные единицы в виде субъектов РФ и муниципальных образований. Во-вторых: земля, ее ландшафт, водные и лесные ресурсы, флора и фауна, недра и воздушное пространство. Какие приоритеты государственного управления должны быть сформулированы перед механизмом государственного управления их состоянием? Первый приоритет. Охрана и защита целостности и суверенитета национального пространства, его отдельных компонентов как внутри страны, так и в международных и межгосударственных отношениях. Второй - обеспечение успешного социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, оптимальное выравнивание условий жизнедеятельности в них. Третий - приведение структуры административно-территориального устройства страны в реально управляемое число равноправных по своему правовому статусу его субъектов. Административно-территориальное деление страны должно быть относительно консервативным во времени, но тем не менее подверженным адаптационным управленческим изменениям. Постепенное смещение в управлении политического акцента на этнические особенности той или иной территории, но с учетом их объективных социально-экономических, культурных, демографических и иных обстоятельств, а также возможности их целенаправленного социально-экономического системного взаимодействия. Четвертый - рациональное использование и контроль расходования национальных ресурсов в интересах большинства граждан (а не отдельных клановых группировок) и обеспечение безопасности страны. Разумный перевод национального богатства (природных, производственных, трудовых и иных ресурсов) в национальный капитал. То есть вовлечение потенциальных национальных ресурсов в экономическую деятельность, в воспроизводственные процессы для повышения капитализации национальной и региональных экономик, их конкурентоспособности. Пятый - контроль и обеспечение безопасной, благоприятной и комфортной для жизнедеятельности населения окружа-
ющей среды. Подразумевая под окружающей средой (в широком смысле слова) всю социально-природную инфраструктуру человеческого бытия. В том числе домашнюю среду обитания, жилые и производственные, торгово-развлекательные и культурно-оздоровительные здания и сооружения. Транспорт (автомобили, поезда, самолеты, метро и другие транспортные средства) и все виды пространственных коммуникаций. Бытовое и производственное оборудование, приборы, механизмы и т.д. Окружающая природа (в том числе земля, вода, леса, недра) и воздушное пространство. То есть все, что повседневно, постоянно окружает и сопровождает человеческую жизнедеятельность.
Следующим объектом государственного управления выступает значительная область жизнедеятельности населения, отдельных людей и социальных групп, связанная с политическими, социально-экономическими, культурными, демографическими, этническими, экологическими, религиозными, криминогенными и другими социальными процессами, возникающими в ходе них человеческими взаимоотношениями. Основными компонентами (подсистемами) являются сферы (области) жизнедеятельности населения и общества. Социальная сфера включает области (или отрасли с экономической точки зрения) здравоохранения, образования, культуры, а также политическую и общественную (гражданскую) деятельность, демографическую, этническую и религиозную ситуации, социальную защиту и государственную поддержку населения. Экономическая сфера (область) по территориальной классификации состоит из национальной, региональных (субъектов РФ) и местных экономик (муниципальных образований), а по производственно-товарному критерию - из отраслей экономики. Отдельным объектом внимания государственных органов управления в современных условиях выступает безопасность жизнедеятельности населения и общества в рамках страны и отдельно взятой территории.
Рассмотрим некоторые объекты и приоритеты государственного управления в социальной сфере с позиции управления происходящими в них процессами. Здравоохранение - это область жизнедеятельности и отрасль экономики, представляющая деятельность государственных, частных и иных организационно-правовых форм организаций по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека. Здравоохранение как область жизнедеятельности состоит из медицинских и иных организаций, обеспечивающих охрану и профилактику здоровья
населения, оздоровление и лечение людей, пропаганду и воспитание здорового образа жизни, а также регулирующих возникающие в ходе этой деятельности административно-правовые, профессиональные, социальные и иные взаимоотношения. Государственными приоритетами в здравоохранения являются. Первый - увеличение продолжительности жизни населения, приближение продолжительности жизни в стране к мировым стандартам долгожительства. Второй - сохранение работоспособности и разумной деятельности людей не только до пенсионного возраста, но и в дальнейшем. Третий -обеспечение эффективной профилактики состояния здоровья и максимально ранней диагностики недугов. Четвертый - доступность услуг здравоохранения и оздоровления для всех социальных групп населения независимо от их материальных возможностей, обеспечение условий для ведения ими здорового образа жизни. Пятый- профессиональная полноценная подготовка медицинских и других сопутствующих специалистов. Шестой - создание условий для оснащения и поддержки здравоохранения передовым медицинским оборудованием и современными технологиями, Седьмой - воспитание и пропаганда здорового образа жизни, разработка критериев и стандартов его оценки.
Образование - область жизнедеятельности и отрасль экономики, представляющие деятельность государственных, частных и иных организационно-правовых форм организаций по предоставлению образовательных услуг. Образование как объект государственного управления делится на относительно самостоятельные группы: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение знаний, умений, навыков необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования [21]. Общее образование подразделяется на уровни: дошкольное и школьное (начальное, основное, среднее) образование. Общее образование обеспечивает становление и развитие человеческой личности, овладение первоначальным пониманием окружающего мира и адаптации в нем, привитие навыков трудовой деятельности и здорового образа жизни, приобщение к основам культуры и национального самосознания. Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение знаний, умений, навыков,
позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности. Профессиональное образование включает уровни: среднее профессиональное и высшее образование [21]. Его целями являются овладение трудовой профессией и приобретение специальности в конкретной области трудовой деятельности. Послевузовское образование (аспирантура, докторантура) предполагает получение ученой степени в различных областях научных знаний. Дополнительное образование включает дополнительное образование детей и взрослых, а также переподготовку и повышение профессиональной квалификации [21]. Государственное управление, механизм его реализации обязаны предусматривать специфику особенностей каждого из этих объектов.
В Российской Федерации существует разветвленная система образования, оказывающая весь выше представленный спектр образовательных услуг. Все названные формы образования и организации, их предоставляющие, в той или иной мере являются объектами государственного управления и контроля, в том числе со стороны профильных и специализированных государственных органов образования и государственного надзора. Например, исполнительных органов федерального и регионального уровня управления образованием, а также прокуратуры и службы федерального образовательного надзора. К основным воспитатель но -образовательным организациям относятся: дошкольные (ясли, детский сад, детский комбинат), общеобразовательные (школа, гимназия, лицей, специализированный интернат), профессионального образования (лицей или училище с профессиональным профилем, колледж, техникум), высшего образования (институт, академия, университет), повышения квалификации и переподготовки (ведомственные организации и самостоятельные тренинг-консалтинговые и т.п. компании), а также специализированные (школа искусств, спортивная школа, коррекционная школа, детский дом, учебно-производственный межшкольный комбинат, курсы повышения квалификации и т.д.). Результатом образовательного процесса выступает образовательная услуга, которая, с одной стороны, удовлетворяет образовательную потребность человека (интеллектуально-духовное и профессионально-прикладное благо для человека), с другой - является товаром определенной стоимости. Поэтому государственное управ-
ление, с одной стороны, должно обеспечить наличие получения этой услуги-потребности, а с другой - возможность ее приобретения по рыночной стоимости и/или с помощью государственной поддержки (бюджетное финансирование получения образования). Приоритеты государственного управления в образовании следующие. Первый- удовлетворение человеческой потребности в получении образования на основе конституционного права общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Второй -привитие (обучение и воспитание) в ходе учебно-образовательного процесса знаний, культуры, национальной самоидентификации, здорового образа жизни для полноценной и осознанной жизнедеятельности в обществе и стране. Трети - обеспечение образовательной деятельности, как конкурентоспособной отрасли национальной экономики, в том числе на мировом рынке. Четвертый - организация подготовки профессиональных специалистов образовательного процесса по всему спектру учебно-научных дисциплин. Преподавателей, способных к выработке у обучающихся не только чисто профессиональных знаний и навыков, но также привитию им желания в сознательном и компетентном участии в социально-политической жизнедеятельности, нравственного и ответственного отношения к своей стране-нации. Пятый - поддержка разработки и применения передовых методик и технологий в образовательном процессе, оснащение учебно-научного процесса средствами и оборудованием, соответствующим мировым стандартам. Безусловно, это общие приоритеты государственного управления образовательной деятельностью, предметные цели находят свое выражение, в частности, в государственных стандартах обучения.
Культура, будучи многогранной характеристикой жизнедеятельности и уровня социального развития как отдельного человека, этнических общностей, социальных групп, так и нации в целом, находится в поле внимания и воздействия государственных органов. Культура в «Декларации прав культуры», разработанной под руководством академика Д.С. Лихачёва, определена как «сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества» [5. с .29]. Это понимание роли человеческой культуры созвучно
с мнением профессора Калифорнийского университета Д. Мацумото. Он, определяя роль культуры в жизнедеятельности человека и общества, замечает: «Культура - это для нас тот же воздух, что и вода - для рыб» [11. с. 71]. Имеются и другие определения культуры. Например, как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [12, с. 499]. Исходя из приведенных определений культуры, можно утверждать, что это своеобразная духовно-материальная среда обитания человека с протекающими в ней духовно-нравственными процессами. А значит, для человеческой жизнедеятельности имеется необходимость, чтобы государственное управление обеспечивало её благоприятное состояние и развитие. Приоритетами государственного управления в отношении культуры как объекта управления выступают следующие. Первый - разработка и осуществление такой государственной политики в области культуры, которая способна обеспечить бережное сохранение и гармоничное развитие культур этносов в России в рамках единой духовно-нравственной общей культуры нации. Восприятие и признание этой государственной политики всеми народами-этносами России. Второй - государственная защита и поддержка культурного наследия этносов Российской Федерации и его развитие с учетом особенностей традиций и ментальности этносов в гармоничном сочетании с общероссийскими законодательными и нравственными нормами жизнедеятельности. Третий - развитие национальной культуры должно одновременно сопровождаться приобщением россиян к пониманию и восприятию культуры других наций и общемировой культуры в целом. Четвертый - обеспечение и защита права свободного творчества и профессиональной деятельности людей в различных областях культуры (литература, искусство, наука, журналистика и т.д.) с одновременным государственным контролем соблюдения ими нравственных устоев и социально-правовых норм. Пятый - государственная поддержка и всестороннее содействие развитию научных исследований во всем многообразии научных дисциплин, с учетом негативных исторических уроков советского времени в отношении истории, генетики, кибернетики и многих других научных направлений. Шестой - приобщение
населения, в первую очередь молодежи, к культурным ценностям, в целом - повышение культурной образованности нации, не в последнюю очередь в политической культуре. Седьмой - создание условий для развития культуры этносов в современной России и российской национальной культуры как специфической экономической отрасли, производящей культурные ценности (блага), оказание ей требуемой финансовой и иной государственной поддержки.
Что касается политической и общественной деятельности граждан, нравственных основ жизнедеятельности, то государственное управляющее действие, как правило, ограничивается формированием их правовых норм (нормативно-правовых актов) и контролем их соблюдения. Для цивилизованного демократического государства характерно невмешательство государственных органов в организационно-содержательную часть этой социальной деятельности. В то же время государственное управление не может оставаться совершенно безразличным и безучастным к нравственно-духовному состоянию общества, особенно в непростые периоды государственности. Отсутствие духовной целостности общества неминуемо ведет к существенным негативным последствиям в развитии государственности. «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи. Закон может защищать нравственность, но нельзя законом установить нравственность...Мы должны действовать не путем запретов, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества», - подчеркнул в своем Послании Президент Российской Федерации В.В. Путин [15. с. 2]. Приоритеты государственного управления здесь следующие. Первый - обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в полном объеме и без надуманных властью ограничений. Второй - доступность (не формального, «искусственно» организованного государственным аппаратом) участия в государственном управлении представителей политических организаций, в том числе оппозиционных и иных объединений граждан и населения, отдельного гражданина, а также к государственным средствам массовой информации. Третье - содействие в организации и защите свободной деятельности политических и общественных организаций, выражении ими и отдельными гражданами своих мнений по государственным и иным социальным вопросам и проблемам в рамках действующего законодательства.
1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: учебник. 3-е изд., стер. М.: Изд-во Омега-Л, 2013. 525 с.
2. Бутаев, В. Почему за два месяца 208 тысяч российских предпринимателей закрыли свой бизнес // Комсомольская Правда. N 6 (448), 2013. 26 февраля.
3. Гонтмахер, Е. Интервью замдиректора Института мировой экономики и международных отношений. «Недоученный и недолеченный человек развивать экономику не сможет» // Комсомольская Правда, 2012, 25 января.
4. Гурвич, Е. Долгосрочные перспективы Российской экономики // Экономическая политика, 2013. N 3.
5. Декларация прав культуры // Известия, 2006. 24 мая.
6. Капелюшников, Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? // Вопросы экономики, 2013. N 1.
7. Комсомольская Правда, 2011, 20 мая, (По данным Минэкономразвития).
8. Конституция Российской Федерации. СПб.: Питер, 2013. 64 с.
9. Куликов, В.В., Роик В.Д. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // Российский экономический журнал, 2005. N 1.
10. Львов, Д.С. Почему богатая Россия такая бедная? // Финансовый контроль июль, 2004, N 7. с. 26-34.
11. Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 668 с.
12. Новый словарь иностранных слов. Минск: Современный литератор, 2008. 1088 с.
13. Олейников, Е.А. Экономическая и национальная безопасность: учебник, М.: Изд-во Экзамен, 2004. 768 с.
14. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления: учебно-методический комплекс. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 701 с.
15. Путин, В.В. Нормой в России должна стать семья // Комсомольская Правда, 2012. 13 декабря.
16. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М. 2010. 384 с.
17. Римашевская Н. Директор института социально-экономических проблем народонаселения РАН: «Щей с жемчугом не бывает» // Финансовый контроль, 2004. октябрь (N10).
18. Савицкий А.Г. Национальная безопасность. Россия в мире: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2012. 463 с.
19. Территориальное управление экономикой. Словарь-справочник. М.: Финансы. 1997. 224 с.
20. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N537 (ред. от 1 июля 2014г.) «О стратегии национальной безопасности».
21. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N273^3 «Об образовании в Российской Федерации», Ст. 2.
22. Экономический словарь / А.И. Архипов [и др.]: отв. ред. А.И. Архипов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 672 с.
References
1. Atamanchuk, G.V. (2013) Teoriya gosudarst-vennogo upravleniya: uchebnik [Theory of state management: manual]. 3-ye izd., ster. M.: Izd-vo Omega-L, 525 [in Rus].
2. Butayev, V. (2013) Pochemu za dva mesyatsa 208 tysyach rossiyskikh predprinimateley zakryli svoy biznes [Why have 208 thousand Russian entrepreneurs closed their business for two months?] // Komsomol'skaya Pravda. N 6(448), 26 fevralya [in Rus].
3. Gontmakher, Ye. (2012) Interv'yu zamdirektora
Instituta mirovoy ekonomiki i mezhdunarodnykh otnosh-eniy. «Nedouchennyy i nedolechennyy chelovek razvivat' ekonomiku ne smozhet» [Interview of the vise-director of the Institute of world economy and international relations. "Half-taught and half-treated man cannot develop the economy"] // Komsomol'skaya Pravda, 25 yanvarya [in Rus].
4. Gurvich, Ye. (2013) Dolgosrochnyye perspektivy Rossiyskoy ekonomiki [Long term prospective of Russian economy] // Ekonomicheskaya politika, N 3 [in Rus].
5. Deklaratsiya prav kul'tury [The Declaration of Culture Rights] // Izvestiya, 2006. 24 maya [in Rus].
6. Kapelyushnikov, R.I. (2013) Skol'ko stoit chel-ovecheskiy kapital Rossii? [How much does human capital in Russia cost?] // Voprosy ekonomiki, N 1 [in Rus].
7. Komsomol'skaya Pravda, 2011, 20 maya, (Po dan-nym Minekonomrazvitiya) [in Rus].
8. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [Russian Constitution]. SPb.: Piter, 2013, 64 [in Rus].
9. Kulikov, V.V., Roik V.D. (2005) Sotsial'naya politika kak prioritet i prioritety sotsial'noy politiki [Social politics as priority and priorities of social politics] // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal, N 1 [in Rus].
10. L'vov, D.S. (2004) Pochemu bogataya Rossiya takaya bednaya? [Why is rich Russia so poor?] // Finansovyy kontrol' iyul', N 7, 26-34 [in Rus].
11. Matsumoto, D. (2008) Chelovek, kul'tura, psikhologiya. Udivitel'nyye zagadki, issledovaniya i otkrytiya [Man, culture, psychology. Surprising puzzles, studies and discoveries]. SPb.: Praym-Yevroznak, 668 [in Rus].
12. Novyy slovar' inostrannykh slov [New dictionary of foreign words]. Minsk: Sovremennyy literator, 2008. 1088 [in Rus].
13. Oleynikov, Ye.A. (2004) Ekonomicheskaya i natsional'naya bezopasnost': uchebnik [Economic and national security: manual], M.: Izd-vo Ekzamen, 768 [in Rus].
14. Okhotskiy, Ye.V. (2013) Teoriya i mekhanizmy sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya: uchebno-metodicheskiy kompleks [Theories and mechanisms of modern public administration]. M.: Izd-vo Yurayt, 701 [in Rus].
15. Putin, V.V. (2012) Normoy v Rossii dolzhna stat' sem'ya [Family should be the norm for Russia] // Komsomol'skaya Pravda, 13 dekabrya [in Rus].
16. Rayzberg, B.A. (2010) Gosudarstvennoye upravleniye ekonomicheskimi i sotsial'nymi protsessami: ucheb. posobiye [Public administration of economic and social processes: manual]. M.: INFRA-M, 384 [in Rus].
17. Rimashevskaya, N. (2004) Direktor, instituta sotsial'no-ekonomicheskikh problem narodonaseleniya RAN: «Shchey s zhemchugom ne byvayet» [The director of the Institute of social and economic problems of population of Russian academy of science: "Shchi with pearls is impossible"] // Finansovyy kontrol', oktyabr' (N10) [in Rus].
18. Savitskiy, A.G. (2012) Natsional'naya bezopasnost'. Rossiya v mire: uchebnik dlya studentov vuzov [National security. Russia in the world: manual for universities]. M.: Yuniti-Dana, 463 [in Rus].
19. Territorial'noye upravleniye ekonomikoy. Slovar'-spravochnik [Territorial economic administration. Dictionary and reference book]. M.: Finansy, 1997, 224 [in Rus].
20. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 12 maya 2009 goda N537 (red. ot 1 iyulya 2014g.) «O strategii natsional'noy bezopasnosti» [the Russian President decree from May, 12th 2009 N537 "About national security strategy"] [in Rus].
21. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda N273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law from December, 29th 2012 N 273-FZ ""About education in Russian Federation], St. 2[in Rus].
22. Ekonomicheskiy slovar' [Economic dictionary] / A.I. Arkhipov [i dr.]: otv. red. A.I. Arkhipov. 2-ye izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2013. 672 [in Rus].
UDC 351/354
PUBLIC ADMINISTRATION: OBJECTS AND PRIORITIES. PART I
Slepyshev Aleksey Lvovich,
Russian Presidential Academy
of National Economy
and Public Administration,
Chelyabinsk Branch,
Associate Professor of the Department
Chair of Public Administration, Legal
Support of State and Municipal Services,
Cand. Sc. (History),
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
The article deals with the objects of public administration in the social and economic activities in the natural and social environment, as well as the priorities of government in modern Russia. Some terms and conditions of possible improvement of governance in Russia are proposed by the author.
Key concepts: governance,
objects of public administration, priorities of government.