Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ПОЛЬШИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ПОЛЬШИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
494
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛЕСА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ ХОЛДИНГ / ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ / ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ / FOREST MANAGEMENT / STATE FORESTS / STATE FOREST HOLDING / FOREST RESOURCES / TIMBER HARVESTING / WOOD PRODUCTS / FOREST FUND

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Жидкова Е.В., Воронков П.Т., Корякин В.А.

Рассматривается государственное управление лесами в Польше. Проанализирована динамика состояния лесных ресурсов страны, объёмов их заготовки и цен на древесную продукцию. Особое внимание уделено структуре и функциям органов управления государственными лесами Польши и их сотрудничеству с частными владельцами лесов. Результаты управления лесами определяются состоянием лесных ресурсов, динамикой их изменения, объёмами заготовки древесины с учётом цен на неё и специализацией Польши на выпуске конечной продукции из древесины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FOREST MANAGEMENT IN POLAND

The purpose of this article is to study the experience, results and the very model of managing Polish forests. Since the Polish and Russian forests are in similar conditions and have a similar level of forestry development, the successful experience of one country can be adopted by another country. The most significant condition bringing our countries together is the predominance of state ownership of forests. The article discusses the Polish model of forest management, including the structure of state forest management bodies and their functions. The article also traces the understanding by the Polish leadership of the mission and the role of forests in the development of society. Improving the management of the forest sector should cover all stages from forest cultivation, harvesting and processing to obtaining finished products of deep processing. Therefore, the results of applying the Polish forest management model are determined in the article by the state of forest resources, the dynamics of their change, the volume of timber harvested taking into account its prices and Poland’s specialization in the production of final wood products. To identify successes in forest management, we studied the dynamics of changes in the state of Poland’s forest resources, their harvesting volumes and prices for wood products. Particular attention is paid to the cooperation of state forest management bodies with private forest owners. Thanks to the creation of the state forest holding, Poland managed to establish an effective forest management system. Having financial independence from the state budget, the holding is working successfully, implementing sustainable forestry and making a profit. The statistics considered in this article demonstrate the positive dynamics of the formation of forest resources in Poland, a steady increase in timber harvesting and processing, as well as the achievement of high rates of specialization in deep wood processing products on the world market. This is evidenced by a significant increase in the role of Poland in the global production and export of furniture.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ПОЛЬШИ»

ЗАРУБЕЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

DOI 10.24419/LH1.2304-3083.2020.4.12 УДК 630.61

Государственное управление лесами Польши

Е.В. Жидкова

Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, зав. лабораторией экономических исследований, кандидат экономических наук, Пушкино, Московская обл., Российская Федерация, kolena2019@mail.ru

П.Т. Воронков

Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации

лесного хозяйства, главный аналитик отдела экономики лесного хозяйства,

кандидат экономических наук,

Пушкино, Московская обл., Российская Федерация,

vniilm_voronkov@mail.ru

В.А. Корякин

Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации

лесного хозяйства, зав. отделом экономики лесного хозяйства,

кандидат экономических наук,

Пушкино, Московская обл., Российская Федерация,

koryakin_va@mail.ru

Рассматривается государственное управление лесами в Польше. Проанализирована динамика состояния лесных ресурсов страны, объёмов их заготовки и цен на древесную продукцию. Особое внимание уделено структуре и функциям органов управления государственными лесами Польши и их сотрудничеству с частными владельцами лесов. Результаты управления лесами определяются состоянием лесных ресурсов, динамикой их изменения, объёмами заготовки древесины с учётом цен на неё и специализацией Польши на выпуске конечной продукции из древесины.

Ключевые слова: управление лесами, государственные леса, государственный лесной холдинг, лесные ресурсы, заготовка древесины, изделия из древесины.

Для ссылок: DOI 10.24419/LHI.2304-3083.2020.4.12.

Жидкова, Е.В. Государственное управление лесами Польши / Е.В. Жидкова, П.Т. Воронков, В.А. Корякин. DOI 10.24419/LHI.2304-3083.2020.4.12. - Текст: электронный//Лесохозяйственная информация : электронный сетевой журнал. - 2020. - № 4. - С. 115-131. URL: http://lhi.vniilm.ru/

30 30 25 20 15 10 5 0

Цель статьи - изучение опыта и результатов управления лесами в Польше. Поскольку польские и российские леса имеют некоторые общие черты (природно-климатические условия соседних регионов, историческую общность) и схожий уровень развития лесного хозяйства, успешный опыт ведения хозяйства в одной из них может стать примером для другой. Наиболее значимым и сближающим наши страны условием является преобладание государственной собственности на леса, что обеспечивает возможность централизованного управления лесами и привлечения финансовых средств из нескольких источников (доходы, дотации, объединённые фонды).

Для достижения поставленной цели решали следующие задачи:

1) анализ состояния лесных ресурсов Польши (их динамика и структура) в сравнении с другими странами;

1946 1950 1960 1970 1980 1990 2000 ' 2010 ' 2018

Рис. 1. Динамика лесистости Польши за 1946-2018 гг.

1945 г.

2017 г.

13 %

31,6 %

87 %

68,4 %

Хвойные

Лиственные

Рис. 2. Соотношение хвойных и лиственных лесов Польши в 1945 и 2017 г.

2) изучение структуры форм собственности на леса Польши и методов управления, применяемых в лесах разных форм собственности;

3) изучение структуры и функций управления государственными лесами Польши;

4) анализ объёмов и структуры продаж древесины (с учётом цен на неё), а также воспроизводства лесов, специализации Польши на производстве и экспорте конечной продукции из древесины (на примере производства мебели).

Для решения поставленных задач использована статистическая информация лесного портала Государственного информационного центра по лесам Польши.

По данным Всемирного банка, в 2016 г. по площади лесов Польша занимала 53 место в мире и 9 место среди европейских стран после России, Швеции, Финляндии, Испании, Франции, Норвегии, Германии, Украины [1].

Площадь лесов в Польше составляет 9,2 млн га, это 29,6 % площади страны [2]. Лесистость имеет близкое к среднемировому значение (30,8 % общей площади суши в мире за исключением Антарктиды) [1]. По данным Центрального статистического бюро Польши, лесистость страны постепенно возрастает (рис. 1) [3]. К 2050 г. планируется довести этот показатель до 33 %. Работы по облесению территории Польши осуществляются в рамках Национальной программы по увеличению площади лесопокры-тых земель, которая предусматривает оценку естественных условий с учетом возможности облесения непродуктивных земель (заброшенных, необрабатываемых и неиспользуемых) и сельскохозяйственных угодий низкого качества.

Хвойные леса занимают 68,4 % площади лесных земель страны. Изменение соотношения хвойных и лиственных пород в лесах Польши за 1945-2017 гг. приведено на рис. 2 [2].

В отдельные категории выделяют леса на возвышенностях (6,5 %) и горные леса (8,6 % площади лесов). Наиболее распространенной древесной породой является сосна: она занимает около 60 % площади лесов. В горных западных районах преобладает ель, а в восточных - ель с буком. Доминирование сосны обусловлено

управлением лесами в прошлом, когда посадка монокультур осуществлялась в связи с высоким спросом промышленности на древесину. Однако такие леса оказались недостаточно устойчивыми к климатическим факторам и становились очагами распространения вредителей [2].

Доля других пород, в основном лиственных, в польских лесах постоянно возрастает. Отказавшись от традиции производства монокультур, лесники Польши адаптируют породный состав древостоев к естественному для конкретной области. Благодаря этому в 1945-2014 гг. площадь лиственных насаждений в государственных лесах увеличилась с 13 до 23,8 %. В среднем во всех лесах Польши независимо от вида собственности лиственные насаждения занимают около 32 %. В результате проводимой политики по формированию естественного породного состава насаждений в лесах всё чаще встречаются дуб, ясень, клен, вяз, а также береза, бук, ольха, тополь, граб, осина, липа и ива [2].

В возрастной структуре древостоев преобладают насаждения в возрасте от 40 до 80 лет; средний возраст - 60 лет. Доля древостоев старше 80 лет увеличилась с 0,9 млн га (1945 г.) до более 2 млн га (2017 г.) [2]. Древостои в возрасте более 100 лет занимают 13 % площади государственных лесов, в частных лесах - 3,6 %. Доля не занятых лесными насаждениями земель в государственных лесах составляет 2,7 %, частных - 5,5 % [3].

Объём заготавливаемой древесины в стране определяется на основе экологических нормативов и результатов научных исследований и указывается в 10-летних планах лесопользования, утверждаемых министром окружающей среды. В среднем объем ежегодной заготовки древесины составляет 55-60 % ежегодного прироста. Благодаря такой политике запас древесины в стране за полвека увеличился в 2 раза (2019 г. -2,5 млрд м3, в том числе в государственных лесах -1,95 млрд м3), что вывело Польшу на 5-е место в Европе по этому показателю. Вся заготовленная в польских лесах древесина сертифицирована по международным стандартам FSC и PEFC [4].

Средний запас в государственных лесах постоянно возрастает: в 1991 г. - 190 м3/га,

в 2011 г. - 254 м3/га, в 2019 г. - 280 м3/га [4]. В соответствии с международной статистикой, польские леса являются одним из лидеров по среднему запасу древесины в Европе: их средний запас в 2 раза выше, чем в лесах других стран Западной Европы [4].

По форме собственности леса страны делятся на государственные (80,7 %) и частные (19,3 %). Государственные леса, в свою очередь, подразделяются на леса, управляемые государственным казначейством (79,8 %), и гминные леса (0,9 %), являющиеся собственностью волостей (польск. gmina - волость, наименьшая административная единица Польши). В состав лесов, управляемых государственным казначейством, входят национальные парки, территория которых составляет 185,6 тыс. га, или 2 % общей площади лесов страны [5, 6]. Большую часть лесной территории занимают государственные леса (7,46 млн га), из которых 7,11 млн га находятся в ведении Государственного лесного холдинга «Государственные леса» (PGL LP - Panstwowe Gospodarstwo Lesne «Lasy Panstwowe») [2, 6]. Государственный лесной холдинг Lasy Panstwowe ^Р) осуществляет ведение хозяйства на 25 % территории страны и на 76,9 % площади всех лесов [5, 6]. Он является крупнейшей организацией в Европейском союзе, управляющей лесами, принадлежащими казначейству Польши. В государственных лесах работают 25 тыс. сотрудников холдинга [7].

Государственный лесной холдинг является организационной единицей без правосубъектности, т. е. юридической возможности выступать субъектом правоотношения. Основным документом для PGL LP является Закон о лесах от 28 сентября 1991 г., который устанавливает принципы управления всеми лесами Польши [8]. Структура организации PGL LP зафиксирована в уставе 1994 г. и предусматривает трёхуровневую модель управления государственными лесами [8]:

1) генеральный директор - назначается министром окружающей среды и управляет всей организацией, издавая решения и распоряжения. В подчинении генерального директора находятся Генеральная дирекция государственных лесов,

а также Коллегия государственных лесов - консультативный орган;

2) региональные управления (17 единиц). В их задачи входит наблюдение за подчиненными подразделениями и координация деятельности на их территории;

3) лесные инспекции (430 единиц). Они управляют лесным хозяйством на основе плана управления лесами, а их руководители отвечают за состояние лесов на своей территории [8];

4) в помощь основным управленческим структурам создано несколько вспомогательных организаций, работающих по всей стране или в регионах:

9 Государственный информационный центр по лесам - публикует журналы и литературу для студентов, преподавателей и специалистов, ведет веб-сайт LP, управляет основной фан-страницей LP, контролирует производство фильмов, занимается продвижением и организацией мероприятий.

9 Центр координации экологических проектов координирует экологические проекты государственных лесов, реализует программы для Оперативной программы «Инфраструктура и окружающая среда», анализирует возможности получения помощи для лесного сектора.

9 Костржицкий лесной генный банк собирает и хранит генетические ресурсы деревьев и кустарников, проводит исследования по защите ресурсов, производит биопрепараты.

9 Лесной культурный центр в Голухове управляет Лесным музеем, содействует творчеству лесников и их образованию.

9 Центр лесной техники в Яроцине производит лесозаготовительные машины.

9 Государственный центр развития и реализации лесов в Бедоне внедряет новые технологии в лесах, проводит тренинги и курсы, занимается издательской деятельностью.

9 Предприятие информатики государственных лесов создает программное обеспечение и базы данных.

Государственный лесной холдинг (PGL LP) работает на самофинансировании. Доходы холдинга PGL LP складываются от деятельности лесных инспекций, генеральной дирекции, региональных управлений и прочих организаций компании. Холдинг также получает бюджетные дотации, доля которых не превышает 2 % поступлений [5]. Отдельные проекты PGL LP финансируются Европейским союзом.

Недостаток средств на финансирование расходов холдинга покрывается за счет Лесного фонда, который является внутренним фондом PGL LP и создан для выравнивания финансовых возможностей лесных инспекций, работающих в разных природных и экономических условиях. Лесные инспекции, находящиеся в устойчивом финансовом состоянии, вносят в Лесной фонд излишки, которые затем используют другие подразделения. Благодаря этой модели средства от продажи древесины направляют на решение других задач лесного хозяйства, а содержание государственных лесов не обременяет государственный бюджет.

Лесной фонд также финансирует другие проекты, в том числе общенациональные, например: образование, научные исследования, создание лесной инфраструктуры, подготовка планов управления лесами. Благодаря созданию Лесного фонда в Польше стало возможным самофинансирование управления государственными лесами. Его распорядителем является Генеральная дирекция.

Холдинг «Государственные леса» взял на себя миссию заботиться о биологическом разнообразии лесов, защищать леса от стихийных бедствий, насекомых, болезней деревьев, пожаров, загрязнения, а также от последствий браконьерства или вандализма. Данный холдинг не только заботится о природе, но и даёт возможность использовать природные ресурсы безопасно для потребителей и самих лесов. Государственный лесной холдинг следит за тем, чтобы управление лесным хозяйством, которое поставляет на рынок универсальное экологическое сырье, а именно древесину, осуществлялось в соответствии с принципами устойчивого развития с учетом всех функций,

выполняемых лесами. Это подтверждают и международные сертификаты региональных управлений государственных лесов [7].

Одна из основных задач PGL LP - обеспечить доступность лесов для всех членов общества. В государственных лесах предлагается богатый выбор видов отдыха в лесу. Туризм в государственных лесах процветает благодаря хорошо налаженной инфраструктуре (центры отдыха, домики и комнаты для гостей) [7].

Лесники холдинга PGL LP хорошо знают местные леса, их историю, природные ценности и другие свойства. Они участвуют в образовательных и рекламных мероприятиях, которые позволяют гражданам страны лучше узнать этот важный элемент национального наследия. С данной целью PGL LP публикует книги, периодические издания и брошюры для населения, поддерживает информационный веб-сайт www.lasy.gov. pl. Для детей, подростков и учителей работники PGL LP подготовили лесной портал «Las Rysia eRysia» (www.erys.pl). Сотрудники PGL LP осуществляют шефство над школами на протяжении многих лет. Совместно с неправительственными организациями PGL LP организует единичные и постоянные акции для расширения знаний о лесе, природе и экологии. Государственный лесной холдинг работает с научными центрами для поддержки исследований в области лесного хозяйства [7].

Холдинг объединяет традиции государственных лесов с последними достижениями науки и техники. С его помощью в производство внедряется новейшее поколение лесозаготовительных машин, измерительного, контрольного оборудования и других рабочих инструментов, которые обеспечивают безопасность, скорость и эффективность лесохозяйственной деятельности. Большое значение PGL LP придаёт использованию ИТ-инструментов. Лесоматериалы из государственных лесов можно купить через интернет на портале лесного хозяйства и в приложении e-timber [7].

Государственная информационная система по лесам, собирающая и обрабатывающая данные, поддерживает управление лесами,

бизнес-планирование и надзор. В Польше действует Банк лесных данных (BDL - Bank Danych o Lasach) - обширная ИТ-система, которая собирает, обрабатывает и обменивается информацией о лесах всех форм собственности. Банк предоставляет информацию для нужд официальной, национальной и международной статистики, а также планирования ведения хозяйства [9].

Банк лесных данных собирает информацию из документации по управлению лесами всех форм собственности, налоговых отчётов, фито-социологических исследований среды обитания, государственного кадастра лесных угодий, управления охотой, информацию о лесных пожарах и много другой информации, касающейся лесов. Он предоставляет свои ресурсы через лесной правительственный веб-сайт www.bdl.lasy.gov. pl. Основными элементами банка являются интерактивная карта и поисковый список. В этой системе публикуются ежегодные отчёты о состоянии лесов, подготовленные Центральным статистическим управлением Польши, и отчёты, формируемые в рамках работы Банка лесных данных. В рамках его портала есть система автоматической загрузки данных о текущих изменениях на лесных участках при управлении отдельными лесными районами PGL LP [9].

Руководство холдинга «Государственные леса» не ограничивает свою деятельность только экономической стороной. У лесов есть еще много свойств, которые являются важными для страны, в том числе влияние леса на климат, защиту почвы, здоровье людей и т. д. В Польше придерживаются мнения, что только государство, как владелец, может рационально управлять лесами, чтобы усилить все экономические, природные и культурные выгоды от них для страны. «Государство, существование которого не измеряется возрастом человеческой жизни, призвано заботиться о существовании нации и страны как сегодня, так и завтра» [7].

За 1990-2017 гг. доля частной собственности на леса в Польше возросла до 19,3 %. Ожидается, что площадь негосударственных лесов в ближайшие годы достигнет 20 % общей площади лесов страны [10].

Среди предприятий, работающих в лесном секторе, 99 % - частные компании. Среди них есть крупные корпорации с иностранным капиталом, а также крупные и средние местные компании. Большая часть частных компаний (92 %) - это небольшие предприятия численностью менее 10 человек. Зачастую они представлены семейным бизнесом, развивающим традиции разных поколений, связанные с лесным хозяйством. Лесная и деревообрабатывающая промышленность, а также сельское хозяйство являются основой содержания сотен тысяч семей. До 60 % всех рабочих мест в лесном секторе Польши приходится на сельскую местность [11].

Обязанности и права частных лесовладельцев гарантируют положения Закона о лесах (1991). Управление в частных лесах осуществляется собственниками в соответствии с упрощенным планом управления лесами или решением старосты, принятым на основе инвентаризации лесов. В этих документах также указывается объем допустимой заготовки древесины в данном районе [10].

Староста осуществляет надзор на территории управляемой им административно-территориальной единицы за лесопользованием в лесах, не принадлежащих Государственному казначейству, и контролирует управление частными лесами. Он выполняет надзорные функции по отношению к физическим и юридическим лицам, владеющим лесами, для выполнения обязательств, возложенных на этих лиц в соответствии с Законом о лесах.

Владелец частного леса по закону может запретить въезд на свою территорию, обозначив это соответствующими объявлениями, но это право обычно не используется [10].

В большинстве случаев (более 70 %) староста поручает надзор за лесопользованием в частных лесах лесникам из государственных лесов, заключив соответствующее соглашение с лесной инспекцией [10]. Лесник обязательно имеет среднее или высшее лесное образование и руководит работой лесной инспекции, используя знания в области биологии, метеорологии, геодезии, географии, строительства, правовых норм, касающихся лесного хозяйства и охраны природы, а также принципов и методов управления [12].

В соответствии с положениями Закона о лесах (1991) [13] службы управления государственными лесами обязаны оказывать консультации и помощь частным лесовладельцам в управлении лесами. Лесники поддерживают частных лесо-владельцев своими знаниями и опытом для улучшения управления лесами в целом. С этой целью лесники из государственных лесов могут осуществлять следующие функции в частных лесах:

9 консультирование частных владельцев об управлении лесами;

9 организация рубок;

9 выполнение за счет владельцев мер по борьбе и защите в их лесах, если обнаружены вредные организмы, угрожающие устойчивости лесов;

9 организация хозяйственных работ в лесу (в том числе продажа древесины) на основании договора с лесовладельцем;

9 составление общих отчетов о состоянии лесов и ведение банка данных о лесах;

9 оказание финансовой помощи частным ле-совладельцам в случае ураганов, наводнений или других стихийных бедствий [10].

Большой проблемой ведения хозяйственно-защитных мероприятий в частных лесах является чрезмерная фрагментация лесных участков и неорганизованность их владельцев. Это особенно мешает проведению лесозащитных мероприятий, поскольку для вредных организмов границы собственности не являются препятствием. Такие же проблемы возникают в области противопожарной защиты лесов и нелегальной заготовки древесины [10].

Успехи Польши в управлении лесным хозяйством способствуют развитию лесоперерабатывающей промышленности.

Основным поставщиком древесины на польский рынок являются государственные леса, которые покрывают более 90 % спроса лесной промышленности и населения.

Общий объём продаж древесины в Государственном холдинге (PGL LP) составил: в 1990 г. - 17 млн м3, 2000 г. - 25,8 млн м3, 2010 г. - 33,7 млн м3, 2015 г. - 38,4 млн м3, 2018 г. - 44,2 млн м3 [4]. Объем продаж древесины

постоянно увеличивался (с 1990 по 2018 г. - более чем в 2 раза).

Возрастание объемов заготовленной древесины было связано с ликвидацией последствий урагана, который уничтожил более 80 тыс. га леса, в основном в Померании, Кашубии и Ве-ликопольском [4]. В общем объеме заготовок древесины примерно половина приходится на промежуточные рубки.

Воспроизводство лесов в Польше осуществляется преимущественно путём посадки леса. Ежегодно работники лесной службы высаживают около 500 млн саженцев [4]. Вместе с тем наблюдается увеличение доли естественного возобновления лесов: в 1976-1980 гг. - 3,4 %, в 1991-1995 гг. - 6,5 %, в 1996-2010 гг. - 10,5 %, в 2011-2017 гг. - 13,6 % общей площади лесовос-становления [14].

Более 90 % доходов государственных лесов обеспечивается продажей древесины. Это гарантирует их финансовую независимость и позволяет выполнять многочисленные задачи в интересах польских лесов и их пользователей без использования денег налогоплательщиков (в отличие от многих других европейских стран) [4].

В Польше используют свои принципы обозначения древесины. Обычно древесина делится на три основные группы [15]:

1) крупногабаритная древесина ^ -wielkowymiarowe);

2) древесина средних размеров ^ -sredniowymiarowe);

3) малогабаритная древесина (М -malowymiarowe).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Древесина общего назначения (drewno „og6lnego przeznaczenia") имеет обозначение (0), чтобы отличать её от классов древесины специального назначения. Древесина специального

назначения имеет самое высокое качество и делится на три класса [15]:

1) древесина для производства строганого шпона (МА1);

2) древесина для производства лущёного шпона ^В1);

3) древесина для телекоммуникационных опор ^С1).

Классы качества А, В, С ранжируют древесину в порядке возрастания качества. Параметрами качества являются: количество и внешний вид сучков, кривизна, окраска дерева, гниль, ходы от насекомых [15].

Классы толщины (1, 2, 3) классифицируют древесину по диаметру, измеренному на середине длины бревна [15]:

1 - срединный диаметр до 24 см;

2 - срединный диаметр 25-34 см;

3 - срединный диаметр 35 см и выше.

При этом класс качества «А» не имеет класса толщины «1» [15].

В статье для анализа статистических данных используются следующие группы древесины:

9 WO - крупногабаритная древесина общего назначения в виде хлыстов;

9 WK - крупногабаритная древесина в виде бревен (К - кМ);

9 WB1 - крупногабаритная древесина для производства лущеного шпона, класс качества В, класс толщины «1»;

9 S2А - древесина среднего размера промышленного и общего назначения, класс качества А;

9 S2B - древесина среднего размера, используемая для механической обработки, класс качества В.

В табл. 1 приведены объёмы продаж древесины лиственных (бук, берёза, дуб, ольха)

Таблица 1. Объем продажи древесины из государственных лесов в 2014-2018 гг., млн м3

Год Порода Группы древесины Общий объём

WO WK Б2В S2A продаж

2014 Хвойные 8,7 2,7 3,4 9,1 23,9

Лиственные 2,2 - 0,4 3,3 5,9

Год Порода Группы древесины Общий объём

WO WK Б2В S2A продаж

2015 Хвойные 8,3 3,2 3,3 9,5 24,3

Лиственные 2,1 - 0,4 3,4 5,9

2016 Хвойные 8,2 4,0 3,4 10,4 26

Лиственные 2,1 - 0,4 3,5 6,0

2017 Хвойные 7,9 4,7 3,5 11,0 27,1

Лиственные 2,1 - 0,4 3,5 6,0

2018 Хвойные 7,3 6,4 3,6 13,5 30,8

Лиственные 2,1 - 0,4 4,0 6,5

5

£ го

4

о ^

с

5

41 ^

о

40 35 30 25 20 15 10 5 0

/

1

6,5

- ■ 5,9 6,0 6,0

23,9 24,3

26,0

27,1 30,8

Р

-1-1-1-1-г

2014 2015 2016 2017 2018

Г~1 Лиственные ЦЦ Хвойные

Рис. 3. Общий объём продаж древесины хвойных

и лиственных пород из государственных лесов Польши в 2014-2018 гг., млн м3

и хвойных пород (сосна, ель) за 2014-2018 гг. [16, 17]. Распределение древесины хвойных и лиственных пород в общем объёме продаж из государственных лесов Польши представлено на рис. 3 [16, 17].

В структуре продаж древесины из государственных лесов более 80 % составляют хвойные породы, их доля увеличилась с 80,2 % в 2014 г. до 82,6 % в 2018 г. Доля в продажах древесины лиственных пород снизилась с 19,8 % в 2014 г. до 17,4 % в 2018 г., несмотря на то что объём продаж древесины лиственных пород за этот период немного возрос (на 0,6 млн м3) [16, 17].

Динамика продаж древесины хвойных и лиственных пород по группам представлена на рис. 4 и 5 [16, 17].

Древесина хвойных пород продавалась в основном в виде штабелированной древесины среднего размера промышленного и общего назначения (группа S2A) и хлыстов (группа WO). Объем продаж круглой древесины в виде брёвен (группа WK) постоянно растёт. Количество продаваемой древесины среднего размера (группа S2B), используемой для механической обработки, с 2014 по 2018 г. выросло незначительно.

В структуре продаж лиственной древесины отсутствует группа WK. Основными группами при продаже древесины лиственных пород являются S2A и WO, объём которых медленно растёт.

Объёмы продаж древесины из государственных лесов в 2014-2018 гг. в разрезе древесных пород и групп показаны в табл. 2 [16, 17].

Из данных табл. 2 видно, что древесина хвойных пород (сосны и ели) преобладает во всех группах, кроме группы WB1. При этом доля древесины лиственных пород в общем объёме продаж год от года уменьшается, а доля хвойной увеличивается. С 2014 по 2018 г. объёмы продажи древесины сосны в несколько раз превысили объёмы продажи древесины ели. В производстве фанеры наиболее востребована древесина берёзы.

В группе WK (крупная древесина в виде бревен - лесоматериалы круглые хвойных пород) продаются только сосновые и еловые брёвна (рис. 6) [16]. При этом объёмы продаж древесины сосны год от года растут и превышают тот же показатель для ели за 2018 г. в 10,6 раза, за

Таблица 2. Объёмы продаж древесины из государственных лесов Польши в 2014-2018 гг., тыс. м3

Год Сосна Ель Бук Дуб Берёза Ольха

Группа WO - крупногабаритная древесина общего назначения - хлысты

2014 7 102 1 598 1 033 547 441 171

2015 6 754 1 497 1 001 546 414 170

2016 6 689 1 502 1 035 539 397 167

2017 6 421 1 489 1 016 535 386 153

2018 5 929 1 401 1 021 532 367 156

Группа WK - крупногабаритная древесина - брёвна

2014 2 351 323 - - - -

2015 2 842 587 - - - -

2016 3 395 557 - - - -

2017 4 151 536 - - - -

2018 5 806 548 - - - -

Группа WBl - крупногабаритная древесина для производства лущеного шпона, класс качества В, 1 класс толщины

2014 79 - 36 - 98 58

2015 79 - 39 - 105 60

2016 67 - 37 - 103 59

2017 66 - 39 - 95 53

2018 65 - 41 - 86 57

Группа S2А - древесина среднего размера промышленного и общего назначения, класс качества А

2014 7 589 1 505 814 646 1 427 402

2015 7 867 1 631 849 684 1 408 442

2016 8 528 1 849 877 730 1 483 434

2017 9 096 1 902 911 746 1 480 389

2018 11 390 2 073 1014 854 1 640 468

Год Сосна Ель Бук Дуб Берёза Ольха

Группа S2B - древесина среднего размера, используемая для механической обработки, класс качества В

2014 3 109 259 56 144 145 58

2015 3 105 228 57 143 141 60

2016 3 192 214 54 147 125 59

2017 3 325 195 46 140 117 45

2018 3 452 184 41 152 116 49

2017 г. - в 7,7 раза, 2016 г. - в 6 раз, 2015 г. - в 4,8 раза, за 2014 г. - в 7,3 раза.

Анализ среднегодовых цен на древесину, проданную из польских государственных

5806

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 2015

П Сосна

2016 2017

□ Ель

2018

Рис. 6. Объёмы продаж древесины основных пород в группе WK в 2014-2018 гг., тыс. м3

лесов в 2014-2018 гг., в разрезе древесных пород и групп представлен в табл. 3. В этот период цена 1 м3 древесины находилась в интервале от 124 до 702 злотых. Во всех группах самая высокая цена сформировалась на древесину дуба. Максимальный отрыв цены дуба в 3,4 раза от остальных пород наблюдался в 2018 г. Наиболее дешёвой на протяжении рассматриваемого периода была древесина ольхи [16, 17].

В Польше средняя цена 1 м3 древесины сосны колеблется от 180 злотых (2 600 руб.) за круглые лесоматериалы диаметром от 7 до 20 см до 300 злотых (4 300 руб.) за сортименты большего диаметра. Для польских деревообрабатывающих предприятий стоимость древесины будет выше за счёт затрат на доставку сырья. Стоимость доставки древесины на расстояние от 25 до 120 км при использовании собственного автомобильного транспорта составляет около 40 злотых

Таблица3. Динамика среднегодовых цен за 1 м3 древесины, польские злотые

Год Сосна Ель Бук Дуб Берёза Ольха

Группа WO - крупногабаритная древесина общего назначения - хлысты

2014 248 272 196 492 192 200

2015 250 267 205 553 196 204

2016 249 262 210 642 195 196

2017 259 268 219 696 204 206

2018 259 263 220 702 205 207

Группа WK - крупногабаритная древесина - брёвна

2014 253 294 - - - -

2015 251 290 - - - -

2016 240 274 - - - -

2017 249 283 - - - -

2018 236 267 - - - -

Год Сосна Ель Бук Дуб Берёза Ольха

Группа WBl - крупногабаритная древесина для производства лущёного шпона, класс качества В, 1 класс толщины

2014 395 - 346 - 299 291

2015 404 - 347 - 296 282

2016 411 - 360 - 314 293

2017 425 - 378 - 326 303

2018 431 - 378 - 329 307

Группа S2А - древесина среднего размера промышленного и общего назначения, класс качества А

2014 150 153 151 143 147 132

2015 147 149 147 138 139 124

2016 147 141 149 135 139 124

2017 152 148 154 140 144 128

2018 149 149 154 141 146 129

Группа S2B - древесина среднего размера, используемая для механической обработки, класс качества В

2014 198 198 167 200 165 168

2015 199 196 163 219 165 168

2016 195 195 164 246 160 161

2017 204 205 173 274 168 170

2018 203 206 176 279 170 169

(580 руб.). Это выше стоимости доставки сырья в России [18].

За 2014-2019 гг. цена дуба в группе WO выросла на 40 %, а цены на древесину других пород изменились незначительно (рис. 7).

Аналогичная динамика цен наблюдается в группе S2B (древесина среднего размера, используемая для механической обработки).

Цены на крупную древесину в виде бревен за рассматриваемый период снизились: на сосну -на 2,8 %, на ель - на 13 % (рис. 8).

Динамика цен на древесину среднего размера промышленного и общего назначения (группа S2А) по всем породам была более сложной (рис. 9).

Наблюдалось падение цен на древесину всех пород в 2015 г., а затем постепенный рост цен. При этом цена на бук и сосну поднялась к 2019 г. до более высокого значения по сравнению с 2014 г., а для остальных пород цена оказалась ниже, чем в 2014 г.

В 2017 г. на долю Польши пришлось 1,19 % мирового производства необработанной

—Сосна Ель -ч~ Бук

-»-■ Дуб Береза Ольха

Рис. 7. Средняя цена древесины за 1 м3 в группе WO в 20142019 гг., польские злотые

древесины, а на душу населения - 1,16 м3 (табл. 4). Для сравнения: в России значение

300 290 280 270 260 250 240 230

2014

2015 2016 - — Сосна

2017 Ель

2018

2019

Рис. 8. Средняя цена древесины за 1 м3 в группе WK в 20142019 гг., польские злотые

160 155 150 145 140 135 130 125 120

2014 2015 Сосна -.-Дуб

2016 2017 Ель -•- Береза

2018 2019 Бук Ольха

Рис. 9. Средняя цена древесины за 1 м3 в группе S2A в 20142019 гг., польские злотые

этого показателя составило 1,34 м3, а среднемировое значение - 0,5 м3 [6, с. 311-313].

В 2017 г. из объёма древесины промышленного назначения объём балансовой древесины составил 21,2 млн м3, объём пиловочника и шпона - 17,9 млн м3.

Объём производства древесины промышленного назначения на душу населения в Польше составил 1,02 м3. Для сравнения: в России значение этого показателя составило 1,24 м3, а среднемировое значение - 0,25 м3.

Объёмы производства основных видов древесной продукции в Польше в 2017 г. приведены в табл. 5 [6, с. 314-315].

Польша занимает сильные позиции в производстве лесной продукции даже в сравнении с производством в России, несмотря на большую разницу в площади лесов (см. табл. 5). Площадь лесов Польши (92 тыс. км2) в 12,5 раз меньше, чем России (11,5 млн км2), а разница показателей доли стран в мировом производстве всех видов лесной продукции значительно ниже.

Успешность ведения лесного хозяйства должна отражаться на производстве конечной потребительской продукции с высокой добавленной стоимостью. Передовые места Польша занимает

Таблица 4. Производство круглой древесины в Польше

Показатель Объем производства круглой древесины, млн м3, по годам На душу населения

2010 2015 2016 2017 в 2017 г., м3/чел.

Круглая древесина, всего 35,5 41,4 42,4 45,3 1,16

хвойная - 30,6 31,8 34,9 0,89

лиственная - 10,7 10,6 10,4 0,27

из них промышленного назначения 31,3 35,9 37,1 40,1 1,02

Таблица5. Объёмы производства продукции лесной промышленности _в Польше и России в 2017 г.

Вид продукции Объём производства, тыс. м3 Доля страны в мировом производстве, %

Польша Россия Польша Россия

Пиломатериалы 5 031 40 584 1,04 8,36

Деревянные панели 11 017 15 592 2,73 3,86

Древесная масса 1 271 8 987 0,68 4,84

Бумага и картон 4 779 8 717 1,15 2,11

в мировом производстве изделий из древесины -мебели, оконных и дверных изделий, яхт, бумаги и упаковки [11].

По данным Центрального статистического управления Польши, в лесной промышленности функционируют 64 тыс. компаний. В деревообрабатывающих компаниях работают 345 тыс. человек [11]. По данным за 2016 г., Польша обеспечивает 3 % мирового производства мебели и входит в десятку крупнейших производителей. Доля России в общемировом производстве мебели составляет 0,7 %. Польша также входит в пятерку основных экспортеров мебели, уступая Китаю (28 %), Италии (6 %), Германии (6 %), но обгоняя Вьетнам (4 %). На долю Польши приходится 6 % мирового экспорта мебели [19-21].

В 2018 г. стоимость производства мебели в Польше превысила 49 млрд злотых, а стоимость экспорта приблизилась к уровню 47 млрд злотых в год [11]. С 2010 г. экспортные продажи польской мебели увеличивались на 7-11 % в год. Находясь на четвёртом месте в рейтинге мировых экспортёров мебели по стоимости экспорта, Польша достигла второго места в мире по массе экспортированной мебели в килограммах [22].

Лесной сектор в польской экономике играет важную роль, ежегодно он составляет 2,3 % ВВП. По данным Центрального статистического управления Польши, в лесной отрасли занято 2,5 % работающих, т. е. каждый сотый житель Польши работает в отрасли, связанной с лесным хозяйством и переработкой древесины. Лесное производство не только дает рабочие места сотням тысяч людей, но и является движущей силой для инвестиций и развития инновационных технологий. С начала трансформации эта отрасль привлекла иностранный капитал на сумму более 30 млрд злотых [11].

При государственной собственности на леса (80,7 %) лесному холдингу удалось наладить сверхэффективную систему управления лесами. В условиях финансовой независимости от государственного бюджета компания успешно

работает, осуществляя устойчивое ведение лесного хозяйства и получая прибыль. Государственная компания является, по сути, монополистом на рынке круглых лесоматериалов, конкурирует с небольшим числом частных компаний. В сферу ее деятельности входят заготовка и продажа круглых лесоматериалов, строительство дорог, вывозка древесины, охрана лесных земель, лесо-восстановление, семеноводство и уход за лесом.

В условиях глобализации лесного хозяйства и обострения глобальных экологических проблем необходимо искать новые формы организации управления лесным хозяйством и взаимодействия всех сторон, заинтересованных в лесных ресурсах.

Перед лесными странами стоит двойственная проблема управления лесами. С одной стороны, необходимо удовлетворить растущие потребности в древесине для производства широкого спектра товаров, с другой - необходимо сохранить устойчивое лесопользование и биоразнообразие лесов. При этом необходимо обеспечить эффективность и самофинансирование лесопользования. Реформирование управления лесным сектором должно затрагивать все этапы -от выращивания леса, его заготовки и переработки до получения готовой продукции глубокой переработки.

Рассмотренные в данной статье статистические данные демонстрируют положительную динамику формирования лесных ресурсов Польши, устойчивый рост объёмов заготовки и переработки древесины, а также достижение высоких показателей специализации на продукции глубокой переработки древесины на мировом рынке.

Польский опыт управления лесами интересен с точки зрения совершенствования структуры и функций органов государственного управления лесами и взаимодействия прочих лесохозяйствен-ных организаций. Он может служить примером совершенствования экономического механизма хозяйствования и повышения эффективности использования лесов в России.

Список использованных источников

1. Список стран по площади лесов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nonews.co/directory/ Hsts/countries/forest-area (дата обращения 20.11.2019).

2. Лесные ресурсы Польши [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 07/11/2019: http://www.lasy.gov.pl/pl/ pro/nasza-praca/zasoby-lesne (дата обращения 22.11.2019).

3. Польские леса 07/11/2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasze-lasy/ polskie-lasy (дата обращения 22.11.2019).

4. Откуда берется древесина? 25/06/2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lasy.gov.pl/ pl/pro/drewno/skad-sie-bierze-drewno (дата обращения 25.11.2019).

5. Леса и лесное хозяйство Польши [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/ text/77/318/11778.php. (дата обращения 25.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Статистический ежегодник лесного хозяйства. Rocznik Statystyczny Lesnictwa. Statistical Yearbook of Forestry [Электронный ресурс]. - Warszawa, 2019. - 336 c. - Режим доступа: http://www.rocznik_statystyczny_ lesnictwa_2019 (дата обращения 10.02.2020).

7. Миссия, 12/04/2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasza-praca/pgl-lasy-panstwowe/misja (дата обращения 27.11.2019).

8. Организация, 12/04/2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasza-praca/pgl-lasy-panstwowe/ organizacja (дата обращения 29.11.2019).

9. Банк лесных данных, 07/10/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lasy.gov.pl/pl/ nasze-lasy/bank-danych-o-lasach (дата обращения 29.11.2019).

10. Частные леса, 09/06/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasza-praca/lasy-prywatne (дата обращения 02.12.2019).

11. Польский хит, 08/06/2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lasy.gov.pl/pl/drewno/ polski-przeboj (дата обращения 02.12.2019).

12. Профессия лесника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.starogard.gdansk.lasy.gov.pl/ aktualnosci/-/asset_ publisher/1M8a/content/zawod-lesnik (дата обращения 04.12.2019).

13. Закон о лесах Польши (Prawo le ne, 1991) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prawo.sejm.gov. pl/ isap.nsf/download.xsp/WDU19911010444/U/D19910444Lj.pdf (дата обращения 05.12.2019).

14. Лесоводство, 09/05/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasza-praca/hodowla-lasu (дата обращения 26.11.2019).

15. Расшифровка сокращений и терминов, используемых в розничном прайс-листе. Objasnienia skrötöw i poj^c uzytych w cenniku detalicznym [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bielsk.bialystok.lasy.gov. pl/documents/62767/23423160/0bja%C5 %9Bnienia+skr%C3 %B3t%C3 %B3w+i+poj%C4 %99 %C4 %87+u%C 5 %BCytych+w+cenniku+detalicznym.pdf/fae25921-1bf3-454a-affe-c327368dd66f (дата обращения 06.11.2020).

16. Информация о продаже отдельных групп сортировки древесины в лесных массивах в 2014-2018 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: witold.cichowicz@lasy.gov.pl / informacja_o_sprzedazy_wybranych_ grup_sortymentow_drewna_w_latach_2014-2018_iii_kw (дата обращения 22.10.2019).

17. Информация о продаже отдельных групп сортировки древесины в лесных массивах в 2015-2019 гг. [Электронный ресурс] // ЛесПромИнформ. - 2017. - № 3 (125. - : Режим доступа: witold.cichowicz@lasy.gov. pl / informacja_o_sprzedazy_wybranych_grup_sortymentow_drewna_w_latach_2015-2019_ iii_kw (дата обращения 22.10.2019).

18. Тамби, А. Бережливое использование древесины: польский опыт [Электронный ресурс] / А. Тамби // ЛесПромИнформ. - 2017. - № 3 (125). - Режим доступа: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=4651 (дата обращения 26.11.2019).

19. Говони, П. Мировой рынок мебели становится все более открытым [Электронный ресурс] / П. Говони // Мебельный бизнес. - 2006. - № 52. - Режим доступа: https://www.promebel.com/monitoring/vneshnie_rynki/ a3042.html (дата обращения 09.12.2019).

20. Мировой рынок мебели, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.webeconomy.ru/ index.php? page= cat&newsid=1359&type=news (дата обращения 09.12.2019).

21. Бесчастнов, А. Место РФ в мировой торговле мебелью: есть ли у России возможности для превращения в нетто-экспортера мебели? [Электронный ресурс] / А. Басчастнов. - 2018. - Режим доступа: https://proderevo. net/industries/ furniture/mesto-rf-v-mirovoj-torgovle-mebelyu-est-li-u-rossii-vozmozhnosti-dlya-prevrashcheniya-v-netto-eksportera-mebeli.html (дата обращения 09.12.2019).

22. Четвёртые, но вторые. Польша намерена потеснить итальянцев в мировом рейтинге экспортёров мебели [Электронный ресурс] // Мебельный бизнес. - 03 апреля 2018. - № 166. - Режим доступа: https://www.promebel. com/monitoring/vneshnie_rynki/chetvyortye_no_vtorye.html (дата обращения 10.12.2019).

Referenes

1. Spisok stran po ploshchadi lesov [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://nonews.co/directory/lists/ countries/forest-area (data obrashcheniya 20.11.2019).

2. Lesnye resursy Pol'shi [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: 07/11/2019: http://www.lasy.gov.pl/pl/pro/ nasza-praca/zasoby-lesne (data obrashcheniya 22.11.2019).

3. Pol'skie lesa 07/11/2019 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasze-lasy/ polskie-lasy (data obrashcheniya 22.11.2019).

4. Otkuda beretsya drevesina? 25/06/2019 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.lasy.gov.pl/pl/ pro/drewno/skad-sie-bierze-drewno (data obrashcheniya 25.11.2019).

5. Lesa i lesnoe hozyajstvo Pol'shi [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://pandia.ru/text/77/318/11778. php. (data obrashcheniya 25.11.2019).

6. Statisticheskij ezhegodnik lesnogo hozyajstva. Rocznik Statystyczny Lesnictwa. Statistical Yearbook of Forestry [Elektronnyj resurs]. - Warszawa, 2019. - 336 c. - Rezhim dostupa: http://www.rocznik_statystyczny_lesnictwa_2019 (data obrashcheniya 10.02.2020).

7. Missiya, 12/04/2019 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasza-praca/pgl-lasy-panstwowe/misja (data obrashcheniya 27.11.2019).

8. Organizaciya, 12/04/2019 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasza-praca/ pgl-lasy-panstwowe/ organizacja (data obrashcheniya 29.11.2019).

9. Bank lesnyh dannyh, 07/10/2018 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasze-lasy/bank-danych-o-lasach (data obrashcheniya 29.11.2019).

10. Chastnye lesa, 09/06/2018 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasza-praca/ lasy-prywatne (data obrashcheniya 02.12.2019).

11. Pol'skij hit, 08/06/2019 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.lasy.gov.pl/pl/drewno/polski-przeboj (data obrashcheniya 02.12.2019).

12. Professiya lesnika [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.starogard.gdansk.lasy.gov.pl/ aktualnosci/-/asset_ publisher/1M8a/content/zawod-lesnik (data obrashcheniya 04.12.2019).

13. Zakon o lesah Pol'shi (Prawo lesne, 1991) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://prawo.sejm.gov.pl/ isap.nsf/download.xsp/WDU19911010444/U/D19910444Lj.pdf (data obrashcheniya 05.12.2019).

14. Lesovodstvo, 09/05/2018 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.lasy.gov.pl/pl/nasza-praca/ hodowla-lasu (data obrashcheniya 26.11.2019).

BflPy&EXHflfl MH$QPMflU,Mfl

15. Rasshifrovka sokrashchenij i terminov, ispol'zuemyh v roznichnom prajs-liste. Objasmenia skrôtôw i pojçc uzytych w cenniku detalicznym [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://bielsk.bialystok.lasy.gov.pl/ documents/62767/23423160/0bja%C5 %9Bmema+skr%C3 %B3t%C3 %B3w+i+poj%C4 %99 %C4 %87+u%C5 % BCytych+w+cenniku+detalicznym.pdf/fae25921-1bf3-454a-affe-c327368dd66f (data obrashcheniya 06.11.2020).

16. Informaciya o prodazhe otdel'nyh grupp sortirovki drevesiny v lesnyh massivah v 2014-2018 gg. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: witold.cichowicz@lasy.gov.pl / informacja_o_sprzedazy_wybranych_ grup_sortymentow_ drewna_w_latach_2014-2018_iii_kw (data obrashcheniya 22.10.2019).

17. Informaciya o prodazhe otdel'nyh grupp sortirovki drevesiny v lesnyh massivah v 2015-2019 gg. [Elektronnyj resurs] // LesPromInform. - 2017. - № 3 (125. - : Rezhim dostupa: witold.cichowicz@lasy.gov.pl / informacja_o_ sprzedazy_wybranych_grup_sortymentow_drewna_w_latach_2015-2019_ iii_kw (data obrashcheniya 22.10.2019).

18. Tambi, A. Berezhlivoe ispol'zovanie drevesiny: pol'skij opyt [Elektronnyj resurs] / A. Tambi // LesPromInform. -2017. - № 3 (125). - Rezhim dostupa: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=4651 (data obrashcheniya 26.11.2019).

19. Govoni, P. Mirovoj rynok mebeli stanovitsya vse bolee otkrytym [Elektronnyj resurs] / P. Govoni // Mebel'nyj biznes. - 2006. - № 52. - Rezhim dostupa: https://www.promebel.com/monitoring/vneshnie_rynki/a3042.html (data obrashcheniya 09.12.2019).

20. Mirovoj rynok mebeli, 2012 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.webeconomy.ru/index.php? page= cat&newsid=1359&type=news (data obrashcheniya 09.12.2019).

21. Beschastnov, A. Mesto RF v mirovoj torgovle mebel'yu: est' li u Rossii vozmozhnosti dlya prevrashcheniya v netto-eksportera mebeli? [Elektronnyj resurs] / A. Baschastnov. - 2018. - Rezhim dostupa: https://proderevo.net/industries/ furniture/mesto-rf-v-mirovoj-torgovle-mebelyu-est-li-u-rossii-vozmozhnosti-dlya-prevrashcheniya-v-netto-eksportera-mebeli.html (data obrashcheniya 09.12.2019).

22. Chetvyortye, no vtorye. Pol'sha namerena potesnit' ital'yancev v mirovom rejtinge eksportyorov mebeli [Elektronnyj resurs] // Mebel'nyj biznes. - 03 aprelya 2018. - № 166. - Rezhim dostupa: https://www.promebel.com/ monitoring/vneshnie_rynki/chetvyortye_no_vtorye.html (data obrashcheniya 10.12.2019).

DOI 10.24419/LHI.2304-3083.2020.4.12

State Forest Management in Poland

E. Zhidkova

Russian Research Institute for Silviculture and Mechanization of Forestry, Head of the Laboratory for Economic Research, Candidate of Economic Sciences, Pushkino, Moscow region, Russian Federation, kolena2019@mail.ru

P. Voronkov

Russian Research Institute for Silviculture and Mechanization of Forestry, Chief Analyst, Department of Forest Economics, Candidate of Economic Sciences, Pushkino, Moscow region, Russian Federation, vniilm_voronkov@mail.ru

V. Koryakin

Russian Research Institute for Silviculture and Mechanization of Forestry, Head of the Department of Forestry Economics, Candidate of Economic Sciences, Pushkino, Moscow region, Russian Federation, koryakin_va@mail.ru

Key words: forest management, state forests, state forest holding, forest resources, timber harvesting, wood products, forest fund. The purpose of this article is to study the experience, results and the very model of managing Polish forests. Since the Polish and Russian forests are in similar conditions and have a similar level of forestry development, the successful experience of one country can be adopted by another country. The most significant condition bringing our countries together is the predominance of state ownership of forests.

The article discusses the Polish model of forest management, including the structure of state forest management bodies and their functions. The article also traces the understanding by the Polish leadership of the mission and the role of forests in the development of society. Improving the management of the forest sector should cover all stages from forest cultivation, harvesting and processing to obtaining finished products of deep processing.

Therefore, the results of applying the Polish forest management model are determined in the article by the state of forest resources, the dynamics of their change, the volume of timber harvested taking into account its prices and Poland's specialization in the production of final wood products. To identify successes in forest management, we studied the dynamics of changes in the state of Poland's forest resources, their harvesting volumes and prices for wood products. Particular attention is paid to the cooperation of state forest management bodies with private forest owners. Thanks to the creation of the state forest holding, Poland managed to establish an effective forest management system. Having financial independence from the state budget, the holding is working successfully, implementing sustainable forestry and making a profit. The statistics considered in this article demonstrate the positive dynamics of the formation of forest resources in Poland, a steady increase in timber harvesting and processing, as well as the achievement of high rates of specialization in deep wood processing products on the world market. This is evidenced by a significant increase in the role of Poland in the global production and export of furniture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.