Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЗДОРОВЬЕ / СЕМЬЯ / МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО / ПОСОБИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евсеенко О.И.

Рассмотрены особенности современной демографической ситуации в РФ; представлены основы Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также приоритетного национального проекта Здоровье; раскрыты сущность и особенности реализации Программы демографического развития Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Евсеенко О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 314.1

О. И. Евсеенко

Государственное управление демографическим развитием субъектов Российской Федерации*

O. I. Yevseyenko. State management of demographic development of Russian regions

Рассмотрены особенности современной демографической ситуации в РФ; представлены основы Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также приоритетного национального проекта «Здоровье»; раскрыты сущность и особенности реализации Программы демографического развития Ленинградской области.

Ключевые слова: демографическая политика, здоровье, семья, материнство и детство, пособие, региональная демографическая программа

Контактные данные: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67

Issues are considered of the modern demographic situation in Russia; the basics of the Concept of the Demographic Policy of the Russian Federation until 2025 and the priorities of the Health priority national proj ect are presented; the idea and feature of implementation of the Program of Demographic Development of the Leningrad Region are disclosed.

Keywords: demographic policy, health, family, motherhood and childhood, aid, regional demographic program

Contacts information: 191311, Saint-Petersburg, Suvorovskiy pr., 67

Демографическая ситуация в Российской Федерации и ее субъектах, несмотря на положительные изменения в последние годы, остается сложной. В 2002-2008 гг. уровень рождаемости повысился с 9,7 до 12,1%, а уровень смертности снизился с 16,2 до 14,7%. Вместе с тем в 2008 г. естественный прирост населения зафиксирован только в 21 субъекте Российской Федерации, в остальных наблюдалась естественная убыль. Только в 6 регионах суммарный коэффициент рождаемости выше или на уровне, необходимом для обеспечения простого воспроизводства населения (2,2 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста).

Координации действий органов исполнительной власти всех уровней в формировании целенаправленной и обоснованной демографической политики и,

* Материал доклада на IV Международной научно-практической конференции «Управление инновационным развитием регионов и корпоративных структур. Стратегия инновационного развития регионов Северо-Запада России: опыт и проблемы», проходившей в Санкт-Петербургской академии управления и экономики.

Оксана Ивановна Евсеенко — начальник отдела Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, кандидат экономических наук.

© О. И. Евсеенко, 2010

в конечном счете, улучшению демографической ситуации в регионах России способствовали принятие и реализация основополагающих нормативных правовых актов в сфере демографической политики, т. е. создание ее правовых, организационных, экономических основ, таких как:

• «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351;

• «Направления и основные мероприятия по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации на 2007-2010 годы и параметры их реализации», утвержденные Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23 мая 2007 г. № 19;

• «План мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р.

Важным представляется тот факт, что в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» цели реализации демографической политики определены как в количественном, так и качественном выражении, выделены этапы (кратко-, средне, долгосрочный) реализации демографической политики и конкретные приоритетные меры на каждом из этапов. Это позволит в дальнейшем отслеживать выполнение поставленных задач, обоснованно судить о степени достижения целей и эффективности реализации мер демографической политики.

Среди наиболее значимых мер демографической политики, осуществляемых в последние годы на государственном уровне и уже принесших определенный положительный эффект, следует отметить: введение «материнского капитала»; увеличение пособий по уходу за ребенком до достижении им возраста 1,5 лет, их установление в зависимости от размера среднего заработка и очередности рождения ребенка; повышение и дальнейшая индексация размеров остальных пособий по материнству и детству; введение компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях; установление минимальных норм на содержание детей в семьях опекунов и приемных родителей и размера оплаты труда приемных родителей; введение выплаты единовременного пособия при устройстве в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (аналогично единовременному пособию при рождении ребенка).

На решение демографических проблем направлена реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», таких как:

• материально-техническое и кадровое укрепление первичного (амбулаторно-поликлинического) звена отрасли здравоохранения, дополнительное оснащение станций скорой медицинской помощи;

• повышение качества медицинской помощи, оказываемой беременным женщинам во время беременности и родов, за счет внедрения системы родовых сертификатов;

• проведение массового обследования новорожденных на наследственные заболевания (неонатальный скрининг);

• снижение заболеваемости населения в результате дополнительной бесплатной иммунизации населения;

• организация массовой диспансеризации работающих граждан в целях раннего выявления и эффективного лечения социально значимых заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидности трудоспособного населения;

• повышение доступности высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи населению.

В 2008-2009 гг. новыми направлениями приоритетного национального проекта «Здоровье» стали:

• совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

• совершенствование организации медицинской помощи при острых отравлениях и больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В 2009 г. основные усилия были сосредоточены на разработке комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни населения на 2009-2012 гг., направленного в первую очередь на пропаганду и формирование культуры здорового питания, разработку мер по сокращению потребления табака и алкоголя, включая информационную кампанию с участием средств массовой информации и общественных организаций, включение в государственные образовательные стандарты новых требований, обеспечивающих формирование у учащихся навыков ведения здорового образа жизни, расширение доступа учащихся к объектам физической культуры и спорта, функционирующих на базе образовательных учреждений, во внеурочное время и на бесплатной основе.

Реализация такого комплекса мероприятий требует внедрения системы мониторинга оценки здоровья населения, в том числе детей, подростков, молодежи, в целях отслеживания влияния на параметры здоровья реализуемых мер по формированию здорового образа жизни. В этой связи особую актуальность приобретает также разработка социальной рекламы, направленной на популяризацию семейных ценностей и освещение проводимых в регионах мероприятий демографической политики.

В «Концепции демографической политики Российской Федерации» определено, что на первом этапе реализации Концепции (2007-2010 гг.) в субъектах Российской Федерации должны быть разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики. При разработке указанных программ первоочередное внимание должно уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для региона.

Учитывая, что мероприятия демографической направленности реализуются в регионах также в составе других социальных программ, региональная программа демографического развития должна содержать дополнительные мероприятия, имеющие выраженный демографический эффект по направлениям, не нашедшим достаточного отражения в социальных программах. Это мероприятия, направленные на решение следующих актуальных задач демографической политики:

• обеспечение адресной и эффективной социальной поддержки молодых семей и семей с детьми (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации);

• развитие инфраструктуры организаций, оказывающих комплексные услуги молодым семьям, семьям с детьми;

• стимулирование устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• изменение общественных установок населения в сторону повышения ценности семьи и детей; укрепление института семьи;

• повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей, их профессиональная подготовка и переподготовка;

• развитие сети детских дошкольных учреждений;

• содействие занятости и профессиональной ориентации молодежи, организация летнего отдыха и досуга молодежи;

• совершенствование оказания медицинской помощи женщинам и детям, укрепление учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов;

• улучшение репродуктивного здоровья населения, прежде всего женщин, детей и подростков;

• стабилизация и снижение младенческой, детской смертности;

• укрепление здоровья детей, подростков и молодежи за счет увеличения охвата занятиями физической культурой и спортом, мероприятиями, направленными на профилактику травматизма и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья, организацию досуга детей, подростков, молодежи и т. д.;

• создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

• улучшение условий и охраны труда, снижение уровня производственного травматизма на предприятиях и в организациях;

• создание благоприятных условий для социальной адаптации и интеграции иммигрантов;

• регулирование замещающей миграции в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития регионов;

• информационно-аналитическое обеспечение демографической политики.

Повышению эффективности реализации региональных программ демографического развития должно способствовать введение системы мониторинга выполнения региональных программ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 года № 662, учитывающей основные результаты по всем ключевым направлениям социально-демографической политики и динамику целевых показателей программы.

В Ленинградской области имеется опыт разработки подобных программных документов с 2006 г., когда был принят План мероприятий органов исполнительной власти Ленинградской области по реализации Концепции демографического развития области. В 2007-2008 гг. осуществлялась реализация «Программы демографического развития Ленинградской области».

Реализация целенаправленных и последовательных мероприятий «Программы...» уже позволила добиться важных позитивных изменений в демографическом развитии региона. В целом в период 2000-2008 гг. рост рождаемости в Ленинградской области составил 29,4%, уровень смертности с 2003 г. снизился на 14,2%.

Показатель младенческой смертности в области с 2000 г. снизился в 1,5 раза (или на 32,2%), оставаясь стабильно ниже среднероссийского показателя. Ленинградская область входит в число 15 субъектов с наиболее низким уровнем младенческой смертности, что явилось результатом последовательных действий по поддержке безопасного материнства, совершенствованию системы учреждений детства и родовспоможения, созданию системы оказания реанимационной помощи детям, укреплению отделений второго этапа выхаживания новорожденных. Расходы на службу детства и родовспоможения составляют около 20% от всего объема финансирования областного здравоохранения.

Доля финансирования мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, в консолидированном бюджете региона составляет около 2,8%. Приоритетным направлением является социальная поддержка семей с детьми. Размер единовременного пособия при рождении ребенка, выплачиваемого до-

полнительно из областного бюджета, увеличен с 2006 г. в 2,5 раза и составляет 11,0 тыс. рублей.

В области установлены одни из наиболее высоких среди субъектов РФ размеры социальных гарантий семьям, принявшим на воспитание детей. Размер оплаты труда приемных родителей с 2007 г. увеличен в 6,7 раза и составляет 10,0 тыс. рублей (на одного ребенка). Размеры «опекунских пособий» с 2007 г. увеличены на 19,4%. Принятые меры способствовали значительному увеличению за последние два года числа созданных приемных семей (245 новых приемных семей, в которые передано на воспитание 358 детей).

В амбулаторно-поликлинических учреждениях области продолжают функционировать кабинеты доврачебного приема по раннему выявлению малосимптомных и бессимптомных стадий болезней системы кровообращения, в которых только за 2008 г. обследование прошли около 94 тыс. человек.

Выработаны предложения по созданию структурных подразделений, обеспечивающих оказание специализированной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях на автомагистралях федерального значения, определены лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), располагающиеся по федеральной трассе М-10, в которых решено создать травматологические центры 2-го уровня, оснастить их оборудованием (Выборгская городская больница, Рощинская районная больница и Тосненская Центральная районная больница (ЦРБ)). В рамках реализации региональной целевой программы «О повышении безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2006-2010 годы» проводятся мероприятия по изданию печатных методических материалов и проведению учебных занятий с сотрудниками ДПС.

Введены дополнительные выплаты из областного бюджета беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет ежемесячных компенсаций на полноценное питание. За счет средств, полученных по оплате родовых сертификатов, ведется закупка дорогостоящих лекарственных препаратов для родильных стационаров (около 11% от полученных средств по родовым сертификатам).

В Ленинградской области функционируют 4 центра планирования семьи (областной центр в составе Ленинградской областной клинической больницы, на базе Кингисеппской, Киришской и Тосненской ЦРБ). При поликлиниках Гатчинской и Тосненской ЦРБ работают «клиники (отделения), дружественные к молодежи», в которых оказывается медицинская и правовая помощь подросткам. При Лужской ЦРБ открыт подростковый медико-психологический центр, который непосредственно работает со школами. Более 60% территорий имеют кабинеты планирования семьи.

Во всех муниципальных учреждениях здравоохранения сформированы бригады врачей-специалистов, осуществляющие информационно-просветительскую работу в образовательных учреждениях. Во всех детских ЛПУ размещается наглядная информация (буклеты, санбюллетени, листки здоровья и т. д.) по пропаганде здорового образа жизни.

Программные мероприятия по формированию у населения здорового образа жизни, информированию населения о социально значимых заболеваниях и мерах их профилактики в Ленинградской области предусмотрены также в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения в Ленинградской области на 2005-2008 годы».

Подпрограммы «Профилактика и лечение болезней системы кровообращения», «Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции (Анти-ВИЧ/СПИД)» включают

мероприятия по созданию информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения медицинских и гигиенических знаний о ВИЧ-инфекции и болезнях системы кровообращения и их факторах риска.

Подпрограмма «Охрана здоровья участников образовательного процесса» региональной целевой программы «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы» предусматривает мероприятия по:

• поддержанию здоровья участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление;

• формированию у подрастающего поколения приоритетного отношения к собственному здоровью как к жизненной ценности, в том числе посредством развития физической культуры;

• охране репродуктивного здоровья детей и подростков, организации грамотного полового воспитания, обеспечению безопасного материнства, профилактике детской инвалидности и заболеваний, включая ВИЧ (СПИД);

• введению в практику работы образовательных учреждений здоровьесбе-регающих технологий, проведению профилактических и оздоровительных мероприятий.

В целях активизации деятельности образовательных учреждений Ленинградской области по развитию физической культуры и спорта в 2008 г. учрежден областной смотр-конкурс образовательных учреждений на звание «Лучшее образовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт».

В 24 общеобразовательных школах реализовывались интегрированные образовательные программы, направленные на формирование здорового образа жизни: это школы-модели «Здоровьесберегающая школа», «Школа здоровья», «Агро-экологическая школа», «Валеологическая школа», «Спортивно-оздоровительная школа», «Школа сохранения и укрепления здоровья».

В целях улучшения социального положения многодетных семей в Ленинградской области с 1 января 2007 г. действует областной закон от 17.11.2006 г. № 134-оз «О социальной поддержке многодетных семей в Ленинградской области». В соответствии с указанным законом многодетным семьям, в которых совместно проживают и ведут совместное хозяйство родители или усыновители и не менее трех детей в возрасте до 18 лет, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

• ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 30% от размера областного стандарта жилищно-коммунальных услуг по городским и сельским поселениям и городскому округу Ленинградской области;

• ежегодная денежная компенсация для приобретения одежды и школьно-письменных принадлежностей на каждого ребенка-учащегося общеобразовательного учреждения;

• бесплатный проезд учащихся общеобразовательных учреждений на внутригородском транспорте и автобусах пригородных и внутрирайонных линий;

• бесплатное обеспечение лекарствами детей до 6 лет;

• льготное питание учащихся.

В соответствии с областным законом от 01.12.2004 г. № 105-оз «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Ленинградской области» предоставляется государственная социальная помощь семьям, в том числе с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, доход которых ниже величины прожиточного минимума.

Осуществляются выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка дошкольного возраста в государственных и муниципальных образователь-

ных учреждениях Ленинградской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (на более чем 49 тыс. детей).

В муниципальных образованиях области создана инфраструктура учреждений и организаций по работе с молодыми семьями, семьями с детьми. Организована деятельность Областного клуба молодой семьи и поддержка муниципальных клубов молодой семьи и их социальных проектов. Деятельность клубов включает в себя проведение консультаций с родителями, тренинги и досуговые мероприятия с молодыми семьями, коррекционно-развивающие занятия с детьми, мероприятия, посвященные Дню матери, Дню отца и Дню ребенка.

В Ленинградской области действует рамочное Ленинградское областное трехстороннее соглашение о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2007-2009 гг.; принимаются ежегодные обязательства сторон. Стороны Соглашения — Межрегиональное объединение «Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области», Региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области», Правительство Ленинградской области — договорились предусматривать в коллективных договорах организаций области повышение квалификации с сохранением среднего заработка работников, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе женщин при возвращении из отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком; оказывать, исходя из возможностей организации, материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штатов организации; не допускать сокращения работников, другие члены семьи которых не имеют самостоятельного заработка.

Данные уведомительной регистрации коллективных договоров организаций Ленинградской области показывают, что в отдельных коллективных договорах организаций внебюджетной сферы содержатся пункты о дополнительных социальных гарантиях, направленные на создание условий для сочетания работниками профессиональной деятельности с семейными обязанностями. Например, предусматривается ежемесячная материальная помощь женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; оказание материальной помощи работникам при рождении ребенка, в связи со свадьбой; частичная или полная оплата работникам и членам их семей путевок на отдых и лечение, путевок для детей работников в детские оздоровительные учреждения; приобретение новогодних подарков детям работников; предоставление: краткосрочных оплачиваемых отпусков работникам по семейным обстоятельствам (рождение ребенка, свадьба); одному из родителей детей, обучающихся в младших классах, в День знаний дополнительного оплачиваемого дня отдыха; беспроцентных ссуд работникам на улучшение жилищных условий; не допущение сокращения работников, другие члены семьи которых не имеют самостоятельного заработка; выделение средств на проведение культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.

Круг очерченных вопросов указывает на необходимость реализации в регионах комплексного подхода к решению проблем демографического развития, широкого привлечения к реализации мероприятий демографической политики работодателей и общественных организаций, а также дальнейшего совершенствования мер демографической политики, определенных на федеральном уровне. В частности, требуется применение дифференцированного подхода к предоставлению мер социальной поддержки (например, выплата единовременного пособия при рождении ребенка за счет средств федерального бюджета в зависимости от очередности рождения), разработка механизмов, обеспечивающих усиление социальной защищенности отдельных категорий населения, в том числе из числа лиц, потерявших

работу или подлежащих сокращению (молодежи, молодых семей, выпускников учебных заведений, семей с детьми, многодетных семей, детей-сирот), в сфере занятости, жилищного обеспечения, при рождении и воспитании детей.

УДК 331.5

Д. А. Дороничев, С. Л. Иваньковский, Н. А. Иваньковская

Анализ моделей трудоустройства выпускников вузов Нижегородской области*

D. A. Doronichev, S. L. Ivankovsky, N. A. Ivankovskaya. Analysis of employment models of graduates of higher education institutions of the Nizhny Novgorod region

В статье рассмотрены традиционная, информационная и инновационная модели трудоустройства выпускников вузов Нижегородской области. Проанализированы преимущества и недостатки данных моделей, предложены меры по повышению эффективности процесса содействия трудоустройству выпускников.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, выпускник, трудоустройство, традиционная модель, информационная модель, инновационная модель

Контактные данные: Д. А. Дороничев: 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23 | С. Л. Иваньковский: 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23 | Н. А. Иваньковская: 603004, г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, д. 9

The article provides an overview of the traditional, information, and innovative models of employment of graduates of higher education institutions of the Nizhny Novgorod region. Advantages and disadvantages of these models are analyzed and measures for raising the efficiency of helping graduates find jobs are proposed.

Keywords: higher education institution, graduate, employment, traditional model, information model

Contacts information: D. A. Doronichev: 603950, Nizhniy Novgorod, Gagarina pr., 23 | S. L. Ivankovsky: 603950, Nizhniy Novgorod, Gagarina pr., 23 | N. A. Ivankovskaya: 603004, Nizhniy Novgorod, ul. Chelyuskint-sev, 9

В Нижегородской области особенно остро стоит вопрос трудоустройства выпускников дневного отделения вузов, поскольку в современных социально-экономических условиях сложно найти работу по специальности. Такая ситуация требует инновационных подходов к трудоустройству студентов.

В настоящее время в Нижегородской области насчитывается 17 государственных высших учебных заведений (из них университетов — 5, академий — 6, ин-

* Материал доклада на IV Международной научно-практической конференции «Управление инновационным развитием регионов и корпоративных структур. Стратегия инновационного развития регионов Северо-Запада России: опыт и проблемы», проходившей в Сакнт-Петербургской академии управления и экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дмитрий Андреевич Дороничев — заведующий кафедрой Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, кандидат экономических наук, доцент.

Сергей Львович Иваньковский — доцент Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, кандидат экономических наук.

Наталья Александровна Иваньковская — доцент Волжского государственного инженерно-педагогического университета, кандидат педагогических наук.

© Д. А. Дороничев, С. Л. Иваньковский, Н. А. Иваньковская, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.