Научная статья на тему 'Государственное творчество графа С. Ю. Витте - полезный опыт модернизации России'

Государственное творчество графа С. Ю. Витте - полезный опыт модернизации России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
671
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИТТЕ / ВОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ / S. Y. VITTE. FREE ECONOMIC SOCIETY OF RUSSIA / СОЗДАТЕЛИ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / CREATORS OF RUSSIAN RAILWAYS / ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1897 Г / MONETARY REFORM IN 1897 / РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА (1904-1905 ГГ.) / RUSSIAN-JAPANESE WAR (1904-1905) / ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-1907 ГГ.) / FI RST RUSSIAN REVOLUTION (1905-1907) / МАНИФЕСТ 1905 Г / MANIFESTO OF 1905 / НИКОЛАЙ II / NICHOLAS II / АЛЕКСАНДР III / ALEXANDER III / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА / POLITICAL REFORM / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / STATE DUMA / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / INDUSTRIALIZATION / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / INDUSTRIAL REVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коловангин П.М.

Рассматриваются основные этапы жизненного пути выдающегося государственного деятеля С. Ю. Витте: проведение денежной реформы; активное участие в создании железных дорог в России; реформа системы тарифообразования; введение новых критериев и принципов кадровой политики; введение в стране винной монополии и пр. Показана роль Витте в проведении политических реформ: в разработке Манифеста 17 октября 1905 г., в создании первой Государственной Думы. Благодаря упорству Витте были заключены торговые договоры с Германией и Австро-Венгрией; договор с Китаем о строительстве КВЖД. Показано, что деятельность Витте реально способствовала выходу страны из политического кризиса, укреплению экономики, созданию государственного капитализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State creativity of count S. Y. Vitte is a useful experience for the modernization of Russia

Life main stages of outstanding statesman S. Y. Vitte are considered: conduction of monetary reform; active participation in the creation of railways in Russia; reform of the tariff formation system; the introduction of new criteria and principles of personnel policy; introduction country wine monopoly in the country, and etc. The role of S. Y. Vitte in political reforms is shown: the development of the Manifesto of October 17, 1905, the creation of the fi rst State Duma. Trade agreement with Germany and Austria-Hungary as well as the agreement of Chinese Eastern Railway creation with China were concluded through strenuous work of Vitte. It is shown that the activity of Vitte really helped country to overcome the political crisis, strengthen the economy, create state capitalism.

Текст научной работы на тему «Государственное творчество графа С. Ю. Витте - полезный опыт модернизации России»

П. М. Коловангин1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ГРАФА С. Ю. ВИТТЕ — ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

В феврале 2015 г. исполнилось 100 лет со дня ухода из жизни выдающегося государственного деятеля России — графа Сергея Юльевича Витте. Конец XIX и начало ХХ столетия в истории нашего отечества не случайно именуют эпохой Витте.2 Почему? Очевидно потому, что масштаб его личности измеряется масштабом тех дел, которые он совершил во имя и во благо России. Автор многотомных воспоминаний о той эпохе, он сам многое разъяснил, но далеко не все рассказал [1, 2]. Он прошел яркий путь государственного служения, которое известный российский издатель Суворин определил как «государственное творчество». После его кончины Санкт-Петербургские «Биржевые ведомости» отмечали: «С исторической сцены ушла интереснейшая фигура <.. .> Самый крупный исторический деятель последнего столетия». И сегодня мы можем подтвердить обоснованность оценки, данной 100 лет назад. Масштаб и значение его дел воистину впечатляют. Для начала просто перечислим эти дела: проведя национальную денежную реформу, он добился введения в России «золотого стандарта» (1897); способствовал большому притоку в Россию капиталов из-за рубежа и доказывал отрицательное воздействие на экономику вывоза капитала; поощрял прямые инвестиции в развитие производительных сил страны и прежде всего в самую передовую отрасль того времени — железнодорожную. Он стимулировал строительство главных железных дорог России и стал душой и вдохновителем строительства Великой Сибирской железной дороги. Стратегическое и экономическое значение этой дороги, связавшей огромную территорию России, трудно переоценить даже в XXI столетии. Дорога была возведена в рекордно короткие сроки — 10 лет, а качество строительства восхищает наших современников. Кстати, БАМ прокладывали современными машинами и механизмами 15 лет и до сих пор не завершили. Деятельность Витте способствовала резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что его прозвали «дедушкой русской индустриализации».

Он был очевидным противником войны России с Японией. Тем не менее именно он стал главным переговорщиком при заключении Портсмутского мира с этой страной. Россия проиграла войну на море, несмотря на мужество и героическую отвагу русских моряков. Силы и техническая мощь флотов были явно неравными. Измотанный многомесячным океанским переходом немногочисленный российский флот потерпел поражение. Русские корабли гибли под ударами орудий новейших кораблей английской постройки, которые «каким-то чудесным образом» в «нужное для определённых сил время» оказались под японским флагом в Цусиме. Русская эскадра погибла, но не сдалась. Нация восприняла эту трагедию с величайшей скорбью. Но у войны был еще один несколько неожиданный итог. Благодаря миссии графа С. Ю. Витте Россия одержала дипломатическую победу и смогла отстоять свои интересы на Дальнем Востоке.

1 Петр Михайлович Коловангин, генеральный директор Национального исследовательского института Антикоррупционной экспертизы, профессор СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ.

2 Такое мнение обосновывается в трудах наиболее авторитетных исследователей жизни С. Ю. Витте (см.:Мартынов, С. Д. Государственный человек Витте. СПб.: Людовик, 2006; Абалкин, Л. И. Экономические воззрения и государственная деятельность С. Ю. Витте. М., 1999; Ананьич, Б. В., Ганелин, Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000).

На долю Витте выпала и еще одна величайшая миссия — государственное реформирование России в период первой русской революции 1905-1907 гг. Он—фактический автор Императорского Манифеста3 17 октября 1905 г., предполагавшего начало трансформации Российской империи в конституционную монархию. Он заложил основы российского парламентаризма и способствовал созданию первого российского парламента с широким народным представительством — Государственной Думы Российской империи. Законно возникает ряд вопросов. Как формировались его взгляды, убеждения и огромная позитивная созидательная энергия? Как сформировалась такая востребованная Россией личность, которая сумела воплотить свои идеи, совпадавшие с объективными экономическими законами и потребностями страны, в эффективные государственные дела в условиях абсолютной монархии?

Для ответа на эти вопросы нам придется осветить основные этапы его жизненного пути. Сергей Юльевич Витте родился в 1849 г. в дворянской семье. Его отец Юлий Федорович Витте (1814 г. р.) — псковский дворянин, выходец из прибалтийских голландцев; мама — Екатерина Андреевна Фадеева — происходила из древнего русского рода князей Долгоруких. Дед, князь Григорий Федорович Долгорукий, за заслуги был пожалован в высший чин гражданской службы — действительного тайного советника и наделен полномочиями чрезвычайного посла Его Императорского Величества. Юлий Федорович Витте с 1847 по 1857 г. был начальником хозяйственного отделения в канцелярии наместника Кавказа графа Воронцова, затем — директором департамента государственного имущества Кавказа. В этой должности он служил Отечеству до своей смерти в 1868 г.

Молодой С. Ю. Витте получил блестящее для своего времени образование. В 1870 г. он окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса). Защитив диссертацию, получил степень кандидата физико-математических наук и намеревался остаться на кафедре высшей математики университета для продолжения научных занятий. Однако, под влиянием своих родных отказался от такой перспективы. Мама и дядя выступили против его намерения стать профессором: «Это не дворянское дело». («Дворянское дело, — поясняет их позицию историк С. В. Ильин, — служить государю и отечеству» [3, с. 25]).

Его служение Отечеству началось 1 мая 1870 г. в Управлении Одесской железной дороги. Во второй половине 1870-х гг. он возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги, стал одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли адмирала Н. М. Чихачева, в ведении которого находилась дорога.

В 1879 г. Витте переехал в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог (в его состав, помимо Одесской, входили Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская дороги). В это же время он стал одним из участников Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России». Витте разработал проект Устава русских железных дорог, который впоследствии был утвержден императорской комиссией. Примечательно, что Устав в своей основе действует и по сей день.

В феврале 1880 г. Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог и переехал на жительство в Киев. Председателем правления Общества являлся И. С. Блиох — варшавский банкир, автор научных трудов по экономическим, политическим и железнодорожным вопросам. Правой рукой Блиоха был профессор И. А. Вышнеградский, будущий министр финансов России, который на протяжении 15 лет будет непосредственным руководителем С. Ю. Витте.

3 Авторство Витте убедительно доказал замечательный исследователь его жизни и творчества профессор С. Д. Мартынов, безвременно почивший в 2014 г. (см.: Мартынов, С. Д. Кто был творцом Манифеста // Невское время. 2002. 16 октября; Мартынов, С. Д. Государственный человек Витте. СПб.: Людовик, 2006).

В 1883 г. Витте опубликовал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» [4], которая вызвала интерес специалистов и принесла ему профессиональную известность. Книга была дважды переиздана (1884 г. — 2-е изд., 1910 г. — 3-е расширенное изд.). Он обоснованно полагал, что теория тарифообразования играет главную роль не только в экономике железных дорог, но и в экономике страны в целом, а в тот период — в жизнедеятельности общества в целом. По его мнению, при определении размеров провозной платы по железной дороге следует отталкиваться не от расходов транспортных предприятий, а от условий образования цен на перевозимые товары в пунктах отправления и назначения. Он сформулировал 23 принципа построения железнодорожных тарифов. В третьем издании Витте затронул и политические вопросы. Он высказался за «социальную» и «бессословную» монархию, полагая, что в противном случае «она перестанет существовать». К сожалению, его политическое предвидение сбылось.

В 1886 г. Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. Он добился заметного роста эффективности и прибыльности, в частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (изменил тарифы, ввел практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.). 10 марта 1889 г. он был назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Отметим, что, перейдя по личной просьбе Александра III на государственную службу, он сильно потерял в жаловании: его зарплата упала с 40 тыс. рублей в год до 8 тыс. рублей в год. Для частичной компенсации потерь по решению Александра III он получал доплату к жалованью в размере 8 тыс. рублей из личных средств императора.

Работая на государственной службе, Витте в первую очередь инициировал скупку казной многочисленных и малорентабельных частных российских железных дорог, «Имея в видах лучшую и более выгодную для населения эксплуатацию или ради серьёзных государственных интересов» [5, с. 170]. Поддерживать с помощью казны частные дороги, проводившие консервативную тарифную политику, было невыгодно. Реакция владельцев дорог на предложение выкупа оказалась положительной. В первую очередь были выкуплены Николаевская, СПб-Варшавская, Московско-Нижегородская, Лоз-Севастопольская, Орлово-Витебская, Риго-Двинская дороги и др. Затем он изменил пассажирские тарифы, в связи с чем уменьшились государственные сборы с пассажирских и грузовых перевозок большой скорости. Наряду с этим он ввел существенно пониженный тариф на перевозки переселенцев на не заселенные, но перспективные территории империи. Подводя итоги тарифной реформы, С. Ю. Витте отмечал, что: «... предпринятые меры способствовали оживлению и облегчению передвижения населения и должны повлечь рост нашего экономического благосостояния» [5, с. 170].

Под влиянием Витте в 1891 г. был принят новый таможенный тариф России, для обоснования и разработки которого С. Ю. Витте пригласил великого русского ученого Д. И. Менделеева. В 1892 г. Д. И. Менделеев опубликовал результаты своего исследования [6]. Этот тариф сыграл важную роль в определении внешнеторговой политики России, став защитным барьером для развивавшейся национальной экономики, прежде всего промышленности.

В феврале — августе 1892 г Витте — министр путей сообщения. За короткий срок он сумел ликвидировать крупные скопления не перевезенных грузов, ставшие обычным явлением в городах и на станциях; провел ре форму железнодорожных тарифов. Но главное было впереди — С. Ю. Витте сыграл выдающуюся роль в создании Транссибирской железнодорожной магистрали. 30 августа 1892 г. он был назначен на пост министра финансов, который занимал в течение 11 лет. Влияние министра финансов на все экономические процессы в стране было огромным и во многих вопросах — определяющим благодаря качествам самого С. Ю. Витте. Вскоре после назначения он поставил вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали, которое могло растянуться на многие десятки лет. С. Ю. Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным для модернизации России, что даже допускал возможность финансирования строитель-

ства за счет масштабной денежной эмиссии. И хотя на такую меру министр все-таки не пошел, сооружение Транссиба при целенаправленной государственной поддержке было резко ускорено.

Отметим еще одну важную область его деятельности: введение новых критериев и принципов построения кадровой политики. Понимая ценность профессионалов для развития национальной экономики, С. Ю. Витте на всех государственных постах проводил независимую кадровую политику. Он подготовил и издал циркуляр о привлечении на государственную службу (на управленческие должности) лиц с высшим профессиональным образованием. В этой связи он много внимания уделял формированию новой образовательной системы России. По сути, он руководил созданием первой в мире системы профессионального образования, в основу которой была положена идея непрерывного образования на основе политехнических знаний. В центр системы он поставил многопрофильные политехнические институты, готовившие кадры для промышленности. Особой его заботой стало открытие трех первых фундаментальных институтов. Он принял самое деятельное участие в создании своего любимого детища—Санкт-Петербургского политехнического института. Предложенная им система включала и вторую ступень — коммерческие училища. Он способствовал открытию более тысячи новых «коммерческих» учебных заведений, готовящих профессиональные кадры для многих отраслей хозяйства России. Как актуальна эта деятельность для современной России!

В 1894 г., отстаивая экономические интересы России, он выступил за жесткие торговые переговоры с Германией. Благодаря его твердой позиции и убедительной аргументации 6 марта 1894 г. был заключен выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной, а 1 июля того же года — торговый договор с Австро-Венгерской империей. Эти договора были названы «В числе первых крупных государственных актов, влияние которых на ход нашей экономической жизни будет долго чувствоваться. При заключении этих договоров имелись в виду прежде всего интересы отечественной сельскохозяйственной промышленности, как первенствующей в России» [7]. В 1896 г. Витте провел успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Благодаря этому удалось значительно сократить сроки строительства железной дороги до Владивостока. Одновременно с Китаем был заключен союзный оборонительный договор.

Интереснейшая страница летописи нашего Отечества — история создания Отдельного корпуса пограничной стражи. Именно Витте предложил новую организационную структуру Пограничной стражи: отдельный корпус — округа — бригады — отделы. Изменялись порядок ее подчинения и взаимоотношения с таможенным ведомством. Император Александр III поддержал предложения министра финансов и 15 октября 1893 г. подписал Указ Правительстующему Сенату:

«1. Состоящую ныне в таможенном управлении Пограничную стражу выделить из оной в Отдельный корпус пограничной стражи.

2. Поручить Отдельный корпус пограничной стражи Министру с присвоением ему Шефа Пограничной стражи и с сохранением за ним всех прав, коими он ныне пользуется по управлению сиею Стражею.

3. Учредить должность командира Отдельного корпуса Пограничной стражи и штаб сего корпуса...».

Этот Указ стал проявлением высшей степени монаршего доверия, что было подтверждено 14 мая 1896 г. назначением С. Ю. Витте статс-секретарем Его Императорского Величества и пожалованием ему Ордена Святой Анны 1-й степени.

С 1895 г. С. Ю. Витте начал вводить в России винную монополию, и здесь также проявилась его государственная мудрость. Монополия распространялась на очистку спирта, розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками. Частным лицам разрешалось производство спиртового сырца, но при этом был введен повышенный акциз и т. д. Монополия стала важным

источником пополнения госбюджета России. Вместе с тем Витте поощрял повсеместное создание обществ трезвости и просвещения народа.

Важнейшей заслугой С. Ю. Витте является проведение денежной реформы 1897 г., благодаря которой Россия получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и притоку иностранных капиталов в различные отрасли хозяйства России [7]. Успехи денежной реформы были впечатляющими. В 1899 г. количество золота в обороте составило 451,40 млн рублей, что в три раза больше, чем в 1898 г., и в 12,5 раз, чем в 1897 г. За 1900 г. количество золота в обороте увеличилось еще в 1,42 раза, затем рост стабилизировался. Количество бумажной наличности за 4 года уменьшилось в 2,175 раза. Осуществив перевод государственного долга на золотой рубль, правительство добровольно увеличило свой долг на 1,5 млн пудов серебра (на 1,6 млрд теперь уже золотых рублей, или на 53% от прежнего объема). Отметим и негативную сторону этого процесса. Уменьшение бумажной наличности обусловило острый недостаток денежной массы в обращении у населения [8].

С. Ю. Витте выступал против упрочения привилегированного положения дворянства в посткрепостнической России, считая, что перспективы государства связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 г. он заявил, что «... в России теперь происходит то же, что случилось в своё время на Западе: она переходит к капиталистическому строю. Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства был один — «обуржуазиться», заняться помимо земледелия и очевидной праздности и промышленными отраслями хозяйства.

Хозяйственную модернизацию страны С. Ю. Витте понимал как развитие капитализма. При его активном участии разрабатывалось рабочее законодательство, в частности закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897 г.). В 1898 г. он провел реформу торгово-промышленного налогообложения.

Понимая экономические законы развития капитализма, Витте считал необходимым реформировать крестьянскую общину — разрешить выход из нее в целях формирования рынка свободного труда. В октябре 1898 г. он обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины. Именно Витте (а не П. А. Столыпин) добился отмены круговой поруки в общине, а также отмены телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов и облегчения паспортного режима для крестьян. Не без его участия были упрощены условия переселения крестьян на свободные земли. С этой целью он провел реформу паспортного режима с выдачей крестьянам вида на жительство, что облегчало проведение масштабной переселенческой политики. Под его влиянием была расширена деятельность Крестьянского поземельного банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.4

В 1903 г. Сергей Юльевич стал председателем комитета министров. Эта должность была представительской, фактически — почетной отставкой, так как до революции 1905 г комитет не играл важной роли. Его снятие с поста министра финансов произошло под натиском дворян-ско-помещичьих членов правительства (в первую очередь В. К. Плеве).

В январе 1905 г. в Петербурге вспыхнула забастовка рабочих. События развивались стремительно. 7 января 1905 г. правительству стало известно, что рабочие под водительством священника Георгия Гапона собираются в воскресенье 9 января идти к Зимнему дворцу к царю с петицией «О рабочих нуждах». 8 января в редакции газеты «Наши дни» («Сын отечества») собрались представители общественности. Им было ясно, что столкновение рабочих с правительственными во-

4 См.: Витте, С. Ю. Речь министра финансов в заседании Совета государственных кредитных установлений. 21 декабря 1892 г. Санкт-Петербург: тип. М-ва вн. дел [1893]; Витте, С. Ю. Записка по крестьянскому делу. — СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1904. 101 с.

йсками неизбежно приведет к кровопролитию. По предложению Максима Горького было решено направить депутацию к министру внутренних дел П. Д. Святополку-Мирскому и председателю Комитета министров Витте с просьбой убедить их воздействовать на царя, чтобы предотвратить кровопролитие. Святополка-Мирского депутаты не застали, он был на приеме у императора. Тогда они отправились к Витте, который, выслушав их просьбу, заявил, что помочь ничем не может. Витте долго объяснял, что не имеет рычагов власти, что он в немилости у императора, и это дело «не его ведомства» [9, с. 1, 2]. На прощанье Витте предложил им обратиться к Святополку-Мирско-му и связался с ним по телефону. Но тот ответил, что ему все известно и во встрече с депутатами нет необходимости [9, с. 1, 2].

Почему мы так подробно рассказываем об этих событиях? Да, потому, что 9 января 1905 г. произошла трагедия всероссийского масштаба — в Санкт-Петербурге была расстреляна мирная 140-тысячная демонстрация рабочих, которые шли к Зимнему дворцу на встречу с Николаем II, чтобы передать ему петицию о своих нуждах. Точных данных о погибших и раненых до сих пор никто не назвал. По версии Департамента полиции, речь идет о сотнях убитых и тысячах раненых [10]. В советской историографии называется и обосновывается общая цифра пострадавших за сутки — более 4500 человек. Жестокость подавления мирного народного шествия ошеломила современников. Этот день вошел в историю России как «Кровавое воскресение», его принято считать началом первой русской революции 1905-1907 гг. С. Ю. Витте не мог предотвратить революцию. Но, когда царь, поняв безысходность ситуации, вернул ему полномочия первого лица в правительстве, именно он принял меры для нормализации ситуации и начала реформирования государственного строя России. Здесь уместно вспомнить, что первая русская революция разворачивалась на фоне Русско-Японской войны.

После поражения русского флота на море русско-японская война должна была быть завершена. Летом 1905 г. Николай II направил С. Ю. Витте в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. О переговорах свидетельствует переписка Витте с Петербургом. Сегодня доступны телеграммы, которые часто цитируются по книге В. В. Глушкова и К. Е. Черевко 5.

Телеграмма Витте в МИД 4 августа 1905 г.: «В Америке. что касается Сахалина, то, по-видимому, общественное мнение склонно признавать, что раз мы имели несчастье потерять Сахалин и он, фактически, в руках японцев, то Япония имеет право на извлечение из этого факта соответствующей выгоды, и что Японии трудно будет отказаться от того, что приобретено успехами ее флота.». Реакция царя на предложения Витте видна из телеграммы Витте от 6 августа 1905 г.: «Ввиду резолюции государя на моей телеграмме [«Сказано было — ни пяди земли.»]. считаю, что дальнейшие переговоры будут совершенно бесполезны.». Тем не менее Витте успешно выполнил поручение царя, и ему было пожаловано графское достоинство. В результате Портсмутского мирного договора Япония получила половину Сахалина (она претендовала на весь остров).

По окончании переговоров в США и подписания мирного договора с Японией С. Ю. Витте возвращается в столицу и сразу включается в работу. В Санкт-Петербурге обнаружилось мощное противостояние двух группировок: консерваторы во главе с министром внутренних дел Плеве настаивали на диктатуре и жестком подавлении революции; либералы требовали радикального ограничения монархии. Выбор оставался за императором Николаем II, но тот оставался в нерешительности.

Осенью 1905 г. С. Ю. Витте представил царю записку о необходимости проведения в стране политических реформ. Царь подписал Манифест 17 октября 1905 г., обещавший народу России гражданские свободы. При активном участии С. Ю. Витте в период революции в России были

5 Глушков, В. В., Черевко, К. Е. Русско-японская война 1904-1905 гг. в документах внешнеполитического ведомства России: факты и комментарии. М.: ИДЭЛ, 2006; Витте, С. Ю. Вынужденные разъяснения по поводу отчета ген.-ад. Куропаткина о войне с Японией. М. : Т-во И. Д. Сытина, 1911.

проведены государственные реформы: создан парламент — первая Государственная Дума, преобразован Государственный Совет, введено избирательное законодательство, в соответствии с которым был отредактирован свод основных государственных законов Российской империи.

Таким образом, С. Ю. Витте реально способствовал преодолению глубокого политического кризиса в Российской империи в начале ХХ в. В результате реформ был введен институт парламентской демократии, облегчивший приход буржуазии к власти в феврале 1917 г.

Вместе с тем деятельность Витте была направлена на укрепление экономики страны, снятие барьеров на пути развития капитализма — создание в России государственного капитализма. Предложенная им система предполагала модернизацию хозяйственного строя и развитие производительных сил страны на основе промышленной революции. Он добился удвоения ВВП за 7 лет в натуральных, а не стоимостных величинах. И самое главное, произошла структурная перестройка экономики — место «ситцевого капитализма» заняла тяжелая индустрия, новые

отрасли промышленности (машиностроение, электротехническая, нефтяная, химическая и др.).

* * *

В современной России жива память об этом выдающемся человеке. Имя Сергея Юльевича Витте присвоено Институту нового индустриального развития (Санкт-Петербург). В Нижнем Новгороде в здании городского железнодорожного вокзала установлен бюст С. Ю. Витте. В Москве у Казанского вокзала 1 августа 2013 г. был открыт памятник «Создателям российских железных дорог», среди знаменитых деятелей железнодорожной отрасли России XIX в. фигура графа Витте.

11 февраля 2015 г. в день кончины С. Ю. Витте к могиле великого государственного деятеля России на кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга были возложены венки от Межрегиональной (Санкт-Петербурга и Ленинградской области) общественной организации ВЭО России и Института нового индустриального развития им. С. Ю. Витте. Почтить память реформатора собрались ученые, промышленники, предприниматели, представители НИИ, КБ и предприятий города на Неве. Собравшиеся выразили мнение, что мечта реформатора о сильной, индустриально мощной, независимой России должна быть воплощена в жизнь трудом и талантом нашего и последующих поколений.

Список литературы

1. Витте, С.Ю. Воспоминатя. Царствовате Николая II / С. Ю. Витте.— Берлин: Слово, 1922.

2. Ананьич,Б.В. С. Ю. Витте — мемуарист / Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. — 430 с.

3. Ильин, С.В. Витте / С. В. Ильин. — 2-е изд. — М., 2012.

4. Витте, С.Ю. Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов / С. Ю. Витте // Инженер. — Киев, 1883.

5. Альманах современных русских государственных деятелей. — СПб.: Типография Исидора Гольдберга, 1897. — 170 с.

6. Менделеев, Д. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года / Д. Менделеев. — СПб., 1892.

7. Шишов, А. В. Витте. Финансовый гений последних Романовых / А. В. Шишов. — М.: Вече, 2004.

8. Нечволодов, А. От разорения к достатку / А. Нечволодов. — СПб., 1907.

9. Аннин. Из воспоминаний о 9 января // Речь. — СПб., 1908. — № 7. — 9 янв.

10. Гуревич, Л. Я. Народное движение в Петербурге 9-го января 1905 г. / Л. Я. Гуревич // Былое. — СПб., 1906. — № 1. — С. 195-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.