© A.B. Борзенкова, Л.С. Синьков, 2014
УДК 504. 064: 001. 8;504. 064. 36 А.В. Борзенкова, Л.С. Синьков
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ НА ПРИМЕРЕ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
Анализируется влияние внутренних факторов в угледобывающей отрасли и факторов в системе государственного управления природопользованием, на успешность достижения экологических целей, заявленных в Долгосрочной Программе развития угольной отрасли России до 2030 года. Рассматриваются основные факторы, оказывающие негативное влияние на финансовые показатели и конкурентоспособность угледобывающих компаний. При помощи теории игр обосновывается необходимость и приоритетные направления государственного стимулирования повышения эффективности природоохранной деятельности горнодобывающих в целом, и угледобывающих в частности, в современных условиях.
Ключевые слова: экологическая безопасность, горнодобывающее производство, управление природопользованием, экономические инструменты, природоохранные издержки, экологические экстерналии, рациональное недропользование.
Согласно Долгосрочной Программе развития угольной отрасли России до 2030 года (далее - Программа)1, углю отводится перспективная роль в энергетической политике России. За последние 10 лет мировое потребление угля выросло почти на 50 % (потребление газа - примерно на 30 %, нефти и атомной энергии - менее чем на 10 %). При этом, Россия занимает 2-е место в мире по запасам угля, которых при существующем уровне добычи хватит на 600 лет.
Согласно целевым индикаторам Программы, объёмы добычи угля к 2020 году превысят показатели 2010 года более чем в два раза. Одновременно с этим, Программа предполагает достижение отраслью к 2030 году уровня развитых стран в вопросах промышленной и экологической безопасности, повышение в два раза экологического рейтинга угледобывающих и углеперерабаты-вающих предприятий, доведение уровня рекультивации земель до 100 процентов величины годового нарушения.
В ходе реструктуризации угольной промышленности практически все предприятия были приватизированы, что породило необходимость пересмотра существующей системы организационно-экономического управления природопользованием в отрасли с целью её совершенствования, адаптации к новым условиям для достижения предусмотренных Программой индикаторов.
1Распоряжение Правительства РФ от 24.01.2012 N 14-р «Об утверждении долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года»// Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс»
Целью данного исследования является анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на успешность достижения экологических целей, заявленных в Программе, а также разработка предложений по уменьшению влияния их негативной части.
В большинстве развитых стран, политика сокращения негативного влияния горного производства на окружающую среду реализуется по трем направлениям:
- реконструкция существующих производств и применением новых экологичных технологий;
- перенос целого ряда производств в регионы с меньшей плотностью населения или в страны третьего мира;
- перевод обеспечения национальной индустрии на снабжение при-
2
родными ресурсами из третьих стран
Учитывая сохраняющуюся сырьевую направленность экономики России, а также значительную социальную роль большинства угледобывающих предприятий, в российских условиях снижение негативных воздействий горного производства на окружающую среду может осуществляться в следующих направлениях:
- увеличением прямых затрат на очистку выбросов в воздушную среду и водные бассейны;
- развитием и активным применением технологий, снижающих объёмы отходов и их токсичность;
- увеличением объёмов рекультивации земель.
Таким образом, критерий «экологичности» производства, который принимается в Программе, в результате окажет существенное влияние на экономику производства, т.к. в сфере экологии осуществлять значительные финансовые долгосрочные вложения на безубыточной основе невозможно. В тоже время на многих предприятиях в России до сих пор основным критерием, влияющим на выбор технологии добычи является критерий минимальных затрат и в лучшем случае безопасности, но не экологичности. В развитых странах совокупный экономический ущерб от загрязнения окружающей среды составляет около 2-7 % ВВП, а природоохранные затраты составляют около 3-6 % ВНП. Согласно статистике, в России в 2008-2011 гг. общие природоохранные расходы горнодобывающей отрасли составили 1,5-2 % от образуемого отраслью ВНП. При этом 70 % от всех затрат составили текущие издержки, а не инвестиции в основные производственные фонды природоохранного назначения, износ которых, по данным Ростехнад-зора на угледобывающих предприятиях составляет 70-90 %.
В то же время, простая реализация требования законодательства об увеличении издержек на природоохранные цели не будет эффективной в силу ряда причин.
2Боярко Г. Ю. Направления развития законодательства о недрах субъектов Российской Федерации // Материалы регион. конф. геологов Сибири Дальнего Востока и Северо-Востока
России. - Томск, 2000. - Т. 1. - С. 422-423.
Во-первых, угольные предприятия не получают дотаций от государства. Их развитие осуществляется только за счёт собственных и заёмных средств (по данным 2012 года пропорции составили 62% и 38% соответственно). При этом только половина предприятий угольной отрасли в последние годы являются прибыльными при среднем уровне рентабельности не более 12 %.
Кроме того, одной из основных проблем, влияющих на конкурентоспособность отрасли, являются высокие железнодорожные тарифы на перевозку сырья от мест добычи к потребителю. По различным оценкам доля транспортных издержек в стоимости угля составляет от 25 % до 45 %..
Значительное влияние на финансовые показатели также имеет тенденция усиления зависимости компаний от внешнего рынка. Так, 2012 году цены на различные виды угля за рубежом значительно снизились, в связи с чем, годовой финансовый результат крупнейших угольных компаний России сократился более чем на 50 % - со 133,1 млрд. руб. до 59,3 млрд. руб.
Кроме того, в отношении угольной промышленности действуют нефинан-сируемые федеральные мандаты, которые по оценкам многих экспертов (ссылка), создают серьёзную дополнительную финансовую нагрузку на предприятия, действуя вопреки Налоговому кодексу. Мандаты обязывают предприятия предоставлять пайковый уголь бесплатно гражданам, находящимся на социальном обеспечении. Если исходить из средней нормы выдачи угля по России - 7,5 тонн на человека, средней стоимости энергетического угля - 43$ за тонну (годовой отчёт «Северстали» за 2012 г.) и количества человек-получателей пайкового угля - около 100 тыс., то издержки крупнейших компаний на выдачу бесплатного угля составляют около 1 миллиарда рублей или 1,6 % от их суммарной годовой прибыли. Для сравнения - инвестиции в охрану окружающей среды за счет собственных средств в 12 компаниях по добыче каменного угля в 2010 году составили 181,9 млн. руб.
Долгосрочная программа развития угольной промышленности до 2030 года предусматривает разработку и внедрение комплекса мер, позволяющих решить указанные проблемы, повысить эффективность и конкурентоспособность угледобывающих компаний. Однако, развитие технологий и осуществление мероприятий, которые способны снизить отрицательные экологические экстерналии уже сегодня требуют значительных затрат.
При невысокой рентабельности угледобывающих предприятий и отсутствии государственной поддержки, даже те компании, которые готовы развивать технологии добычи, минимизирующие отрицательные экологические экстерналии (назовём это экологичной добычей), не могут инвестировать значительные средства в природоохранные мероприятия, не ставя конкурентоспособность своего товара, т.е. угля, под угрозу. Увеличение затрат на природоохранные мероприятия увеличит себестоимость добычи и конечную стоимость угля. Таким образом, экологически ответственное предприятие рискует потерять свою долю рынка в пользу предприятий, не осуществляющих природоохранные вложения и устанавливающих более низкие це-
ны на уголь (назовём их предприятиями, осуществляющие традиционную добычу).
В связи с этим, для достижения целей заявленных в Программе, основной задачей государственного регулирования должно стать создание справедливых рыночных условий для повышения конкурентоспособности предприятий, выбравших экологичную добычу угля и снижения конкурентоспособности предприятий, серьезно загрязняющих окружающую среду.
Теория игр поможет лучше понять поставленную задачу. Предположим,
что предприятия А и В осуществля-
ют добычу угля. Имеется два спосо-
Предприятие В
Схема О С
А О (1;1) (0;2)
С (2;0) (1;1)
Таблица1
Матрица зависимости экологичной „.„.
~ * ба добычи - экологичный и тради-
и традиционной добычи угля '
ционный, обозначенные как О и С
(табл. 1). Если А и В выбирают традиционную добычу, они получают прибыль в размере 1.
С другой стороны, если оба предприятия выбирают экологичную добычу, они тоже получают текущую прибыль 1; если же А внедряет экологичную добычу, а В сохраняет традиционную, то В забирает прибыль А и выходит на текущую прибыль 2, в то время как А теряет рынок и получает 0. В соответствии с этими положениями, равновесие Нэша наступает в случае (С, С), а это означает, что А и В выберут традиционную добычу.
Предположим, что государство внедряет механизм налогового стимулирования с параметром t, t> 0 (табл. 2). Если А и В выбирают экологичную добычу, они получают прибыль в размере 1+^,д), если же они сохраняют традиционную добычу, то получают текущую прибыль 1, и наоборот. Здесь д обозначает уровень экологичности добычи. Предполагается, что государство облагает традиционные угледобывающие предприятия налогами и пошлинами в полном объеме, но вводит льготы и освобождения от уплаты налогов и пошлин для предприятий, ведущих экологичную добычу. Величина льгот зависит от степени "экологичности" предприятия, а именно f(t,g), />0, при этом 1 снижается при увеличении д. В этом случае, если государство, путём корректировки t, может добиться, чтобы 1+^,д)>2, то равновесие Нэша наступит при (О, О).
Соответственно, ключом к эффективному государственному управлению природоохранной деятельностью является анализ уровня экологической безопасности работы предприятий и загрязнения ими окружающей среды с
последующей выработкой экономических ин-
Таблица 2
Матрица зависимости экологичной и традиционной струментов поощрения и
добычи угля с учетом налоговой политики наказания.
При этом важно учитывать что, несмотря на мнение, что использование экономических ин-
Предприятие В
Схема О С
А О (Ш,д); 1+Щ,д))т,д);2)
С (2; Ы (1;1)
струментов может выступать в качестве панацеи для решения экологических проблем, исходя из опыта развитых горнодобывающих стран, на практике экономические инструменты наиболее эффективны, если применяются совместно с законодательными и/или регулирующими мерами и мерами достаточно "жёсткого", т.е. контроля и надзора.
Таким образом, совершенствование организационно-экономического механизма охраны окружающей среды и рационального недропользования в современных условиях развития угледобывающего сектора целесообразно осуществлять в следующих основных направлениях:
- инвестирование бюджетных средств для разработкии финансирования федеральных, региональных (муниципальных) и отраслевых экологических целевых программ по стимулированию развития экологичных технологий на предприятиях, а не для применения технологий очистки в конце производственного цикла и нейтрализации уже причинённого вреда;
- развитие льготного налогообложения предприятий, ведущих экологичную добычу с одновременной компенсацией соответствующих потерь доходов бюджета за счет введения налогов предприятий, ведущих наиболее экологически вредную добычу;
- предоставление субсидий, представляющих собой специальные выплаты предприятиям-загрязнителям за сокращение выбросов и сбросов (инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантирование займов, обеспечение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, компенсационные выплаты за использование первичных ресурсов и конечной продукции и др.);
- совершенствование экономической и административной ответственности за загрязнение окружающей среды;
- внедрение системы финансово-залоговых обязательств, представляющей собой прямой залог финансовых средств или его разновидности для обеспечения реализации природоохранных мероприятий, предусмотренных в проекте для получения лицензии.
1. Боярко Г.Ю. Направления развития законодательства о недрах субъектов Российской Федерации // Материалы регион. конф. геологов Сибири Дальнего Востока и Северо-Востока России. - Томск, 2000. - Т. 1. - С. 422-423.
2. Нигматулин Б.И. О стоимости электроэнергии угольных ТЭС для потребителей России, Германии и США (Электронный ресурса/Атомная стратегия. Сентябрь 2012. URL: www.proatom.ru
3. Распоряжение Правительства РФ от 24.01.2012 N 14-р «Об утверждении долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года»// Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс»
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2006 №1516-з «О нормах выдачи бесплатного пайкового угля лицам, имеющим право на его получение в соответствии с законодательством РФ». Доступ из справ. -правовой системы «Консультант-Плюс» Статистические сборники "Охрана окружающей среды в России" за 2008-2011гг. (Электронный ресурс) // Официальный сайт Рос-стата URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat _main/rosstat/ru/statistics/publications/catalo g/doc_1140094699578
5. Бюллетень "Основные показатели окружающей среды" за 2008-2013гг. (Электронный ресурс) // Официальный сайт Рос-стата URL:http://www.gks.ru/ wps/wcm/
connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc 1140094699578
6. Годовой финансовый отчёт ОАО «Северсталь» за 2012 г. (Электронный ре-cypc)//URL:http://www.severstal.com/rus/ir/ results_reports/
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
7. Государственный доклад Минприроды «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» (Электронный ресурс)//Официальный сайт Минприроды РФ URL: http://www.mnr.gov.ru/ requlatory/list . php?part = 1101 ГТТШ
Борзенкова Александра Владимировна - аспирант кафедры экономики, учёта и финансов, e-mail:[email protected]
Синьков Леонид Сергеевич - доцент кафедры экономики, учёта и финансов, e-mail: [email protected]
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный».
UDC 504. 064: 001. 8;504. 064. 36
GOVERNMENTAL PROMOTION OF MITIGATION OF THE ENVIRONMENTAL IMPACT DUE TO MINERAL MINING IN TERMS OF THE COAL MINING INDUSTRY
Borzenkova A.V., Graduate Student, e-mail:[email protected] Sin'kov L.S., Assistant Professor, e-mail: [email protected] National Mineral Resource University "University of Mines"
Internal factors in coal-mining industry and factors occurring in system of state nature management having impact on the success of meeting environmental goals stated in the Long-term (till 2030 ) Program of Coal-mining Industry Development are analyzed in the article. The main factors which have negative effect on the financial indicators and competitiveness of coal-mining companies are considered. By means of game theory pre-requisite and priority directions of the state incentive mechanisms of enhancing effectiveness of nature-protection activities of mining and particularly coal-mining companies are substantiated.
Key words: Environmental safety, mining industry, resource management, market-based instruments, environmental costs, environmental externalities, rational nature management.
REFERENCES
1. Boyarko G.Yu. Napravleniya razvitiya zakonodatel'stva o nedrakh sub"ektov Rossiiskoi Federatsii (Trends of the Russian Federation mineral wealth law), Materialy region. konf. geologov Sibiri Dal'nego Vostoka i Severo-Vostoka Rossii (Proceedings of Regional Conference of Siberia, Far East and the Russian North-East Geologists), Tomsk, 2000, Vol. 1, pp. 422-423.
2. Nigmatulin B.I. O stoimosti elektroenergii ugol'nykh TES dlya potrebitelei Rossii, Ger-manii i SShA (Cost of coal thermal plan electricity for consumers in Russia, Germany and USA), Atomnaya strategiya. Senty-abr 2012. available at: www.proatom.ru
3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24.01.2012 N 14-r Ob utverzhdenii dolgosrochnoi programmy razvitiya ugolnoi promyshlennosti na period do 2030 goda», Dostup iz sprav. - pravovoi sistemy «Konsul'tant-Plyus».
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 04.11.2006 No.1516-z «0 normakh vydachi besplatnogo paiko-vogo uglya litsam, imeyushchim pravo na ego poluchenie v sootvetstvii s zakonodatel'stvom RF». Dostup iz sprav. - pra-vovoi sistemy «Konsul'tant-Plyus», Statisticheskie sborniki "Okhrana okruzhayushchei sredy v Rossii" za 2008-2011gg., Ofitsial'nyi sait Rosstata, available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140094699578.
5. Byulleten "Osnovnye pokazateli okruzhayushchei sredy" za 2008-2013gg. (Bulletin "Key indicators of the environment" in 2008, 2013), Ofitsial'nyi sait Rosstata, available at:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140094699578
6. Godovoi finansovyi otchet OAO «Severstal'» za 2012g., (Annual financial report of JSC "Severstal" for 2012), available at: http://www.severstal.com/rus/ir/results_reports/
7. Gosudarstvennyi doklad Minprirody «O sostoyanii i ob okhrane okruzhayushchei sredy Rossiiskoi Federatsii v 2010 godu», (State Ministry of Environment report on the state and Environmental Protection of the Russian Federation in 2010"), Ofitsial'nyi sait Minprirody RF, available at: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1101.