Научная статья на тему 'Государственное стимулирование модернизации на основе «Зеленых» технологий как ответ на вызовы Российской экономике'

Государственное стимулирование модернизации на основе «Зеленых» технологий как ответ на вызовы Российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / "ЗЕЛЕНЫЕ" ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / MODERNIZATION / INNOVATION / "GREEN" ECONOMY / "GREEN" INVESTMENTS / GOVERNMENT STIMULUS / FINANCIAL INCENTIVES / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабир Людмила Сергеевна

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие между государством и бизнесом на современном этапе развития. Актуальность темы обосновывается тем, что государственное управленческое воздействие рассматривается в рамках анализа факторов, принуждающих национальные правительства активизировать действия по переходу от классической экономики к «зеленой» экономике. Цель статьи раскрыть сущность прогнозируемых изменений в структуре национальных экономик и национального регулирования инвестиций, которые должны реализоваться в среднесрочной перспективе под влиянием нового («зеленого») тренда в глобальном управлении экономическими и финансовыми процессами.Результаты исследования доказывают, что для переориентации национального хозяйства на «зеленую» модель роста необходимо интегрировать принципы «зеленой» экономики в систему государственного и корпоративного управления экономическими и финансовыми процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кабир Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT STIMULUS PACKAGE TO HELP MODERNIZATION THROUGH “GREEN” TECHNOLOGY AS A MEASURE TO MEET THE CHALLENGES TO THE RUSSIAN ECONOMY

The study examines administrative relations arising between the state and business at the present stage of economic development. Importance and relevance of the topic resides in the fact that the state administrative influence is viewed through the analysis of factors compelling national governments to step up actions ensuring transition from the traditional to “green” economy.The purpose of the work is to reveal the essence of expected changes in the national economy structure and national investment regulation that are anticipated in the medium term under the influence of a new (“green”) trend which a trend that has emerged recently in the global management of economic and financial processes.The study results prove that in order to re-orientate the national economy towards a “green” growth model it is necessary to integrate the principles of “green” economy in the state and corporate governance of economic and financial processes.

Текст научной работы на тему «Государственное стимулирование модернизации на основе «Зеленых» технологий как ответ на вызовы Российской экономике»

УДК 338.23:504

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ «ЗЕЛЕНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

КАБИР ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА, д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института, профессор кафедры экономики и финансов Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт) E-mail: lkabir@yandex.ru

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие между государством и бизнесом на современном этапе развития. Актуальность темы обосновывается тем, что государственное управленческое воздействие рассматривается в рамках анализа факторов, принуждающих национальные правительства активизировать действия по переходу от классической экономики к «зеленой» экономике. Цель статьи - раскрыть сущность прогнозируемых изменений в структуре национальных экономик и национального регулирования инвестиций, которые должны реализоваться в среднесрочной перспективе под влиянием нового («зеленого») тренда в глобальном управлении экономическими и финансовыми процессами.

Результаты исследования доказывают, что для переориентации национального хозяйства на «зеленую» модель роста необходимо интегрировать принципы «зеленой» экономики в систему государственного и корпоративного управления экономическими и финансовыми процессами.

Ключевые слова: модернизация; инновации; «зеленая» экономика; «зеленые» инвестиции; государственное стимулирование; финансовое стимулирование; экономический рост.

Government Stimulus Package to Help Modernization through "Green" Technology as a Measure to Meet the Challenges to the Russian Economy

LUDMILA S. KABIR, ScD (Economics), Chief Scientific Officer at the Moscow Research Finance Institute, Professor of the Finance and Economics Chair at the Moscow International Higher Business School (MIRBIS) E-mail: lkabir@yandex.ru

The study examines administrative relations arising between the state and business at the present stage of economic development. Importance and relevance of the topic resides in the fact that the state administrative influence is viewed through the analysis of factors compelling national governments to step up actions ensuring transition from the traditional to "green" economy.

The purpose of the work is to reveal the essence of expected changes in the national economy structure and national investment regulation that are anticipated in the medium term under the influence of a new ("green") trend which a trend that has emerged recently in the global management of economic and financial processes.

The study results prove that in order to re-orientate the national economy towards a "green" growth model it is necessary to integrate the principles of "green" economy in the state and corporate governance of economic and financial processes. Keywords: modernization; innovation; "green" economy; "green" investments; government stimulus; financial incentives; economic growth.

Необходимость продвижения «зеленой» модели экономики

Вопросы перехода от традиционной экономики к «зеленой» занимают сегодня одно из центральных мест в дискуссиях на глобальных деловых и политических площадках. Начав формироваться в 1980-х гг.1, эта проблема превратилась сегодня в одну из ключевых тенденций глобального управления экономическим ростом [1, с. 168-174].

Понятие «зеленая» экономика пока еще только входит в российскую практику [2]. Ему еще предстоит теоретическое осмысление и правовое закрепление в хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Но уже сегодня оно появляется в обращениях российских политиков и начинает применяться в документах стратегического планирования2.

Концепция продвижения «зеленой» модели экономики заключается в том, что обеспечение эффективного уровня потребления природных ресурсов зависит от существующих технологий. Сегодня на передний план выдвигается задача модернизации экономики на новой высокотехнологической основе, в результате которой и в производстве, и в потреблении будут применяться усовершенствованные методики, новые материалы и технологии, обеспечивающие максимально эффективное использование природных ресурсов. Цели подобной модернизации — повышение качества жизни и сохранение природных ресурсов для будущих поколений [3].

Обширная модернизация возможна только в случае осуществления значительных инвестиций, что потребует масштабных финансовых ресурсов. Таким образом, необходимо создать условия, которые могли бы стимулировать собственников производств к осуществлению «зеленых» инвестиций, что потребует формирования системы, обеспечивающей реализацию новых «зеленых» приоритетов экономического развития.

1 Международное экологическое право: учебник. М.: Статут, 2012. URL: http://www.consultant.ru.

2 См. например: «Прогноз долгосрочного социально-экономи-

ческого развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России); «Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Правительством РФ).

Уровни регулирования и мотивации к осуществлению бизнесом «зеленых» инвестиций и модернизации производства на основе «зеленых» технологий

C начала ХХ1 в. новой инициативой ООН, получившей название «Новый глобальный зеленый курс»3, стало решение об объединении задач развития и задач сохранения климата за счет приоритетного развития экологических ниш роста и новейших экологически чистых технологий.

В настоящее время можно вести речь о наличии многоуровневой системы [4-7], которая воздействует на поведение компаний финансового и нефинансового сектора, мотивируя их внедрять в свою деятельность стандарты корпоративной экологической и социальной ответственности, разрабатываемые той или иной регулирующей структурой. В основном речь идет о следующих уровнях и структурах.

Уровень: глобальное регулирование. Включает три подуровня.

1. Глобальная сеть Account Ability (1995), в которой участвуют представители бизнеса, неправительственных организаций, консалтинговых компаний, ученых и других заинтересованных лиц (инвестиционное сообщество, потребители продукции). Участники сети составляют отчет об устойчивом развитии фирмы (AA 1000: Account Ability Principles Standard, Assurance Standard, The AA 1000 Stakeholder). Цель — формирование прозрачности хозяйственной деятельности компаний и их подотчетности перед пользователями, которыми выступают другие участники хозяйственной деятельности.

2. Глобальная инициатива по отчетности (некоммерческая организация GRI) (1997). Создана Коалицией за экологически ответственный бизнес (CERES) в партнерстве с участниками экологической программы ООН (ЮНЭП). Задача — разработка и распространение в глобальном масштабе рекомендаций по отчетности в области устойчивого развития. Цель — помочь организациям, публикующим

3 Международное экологическое право: учебник. М.: Статут, 2012. URL: http://www.consultant.ru.

отчеты, и сторонам, заинтересованным в их деятельности, выявить и осознать их вклад в устойчивое развитие. Вид отчетности: отчет в области устойчивого развития.

3. Присоединение к Глобальному договору ООН (ГД ООН) (2000) - международной инициативе в области устойчивого развития, направленной на введение в деятельность организаций по всему миру 10 универсальных принципов социально-экономической ответственности (в области соблюдения прав человека, норм трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействие коррупции).

Уровень: регулирование международных экономических организаций.

Выполнение Рекомендаций по общим подходам в отношении окружающей среды и официально поддерживаемого кредитования экспорта ОЭСР.

Уровень: регулирование международных финансовых организаций.

Первый подуровень регулирования этой проблемы основывается на стандартах деятельности Международной финансовой корпорации (МФК), разработанных данной организацией с целью повышения социально-экологической ответственности и подотчетности финансовых организаций, приближения их внутренних процедур и политики к существующей наилучшей практике социально-экологической ответственности.

Второй подуровень опирается на аналогичные руководства и социально-экологические стандарты ЕБРР, Азиатского банка развития (АБР), других региональных банков развития.

Уровень: отраслевое регулирование (финансовый сектор). Включает два подуровня.

1. Следование принципам экватора — комплексу добровольных принципов, разработанных и принятых банками для оценки экологических и социальных рисков при предоставлении проектного финансирования. Базируется этот уровень на природоохранных и социальных стандартах Международной финансовой корпорации (МФК). Принципы экватора применяются в глобальном масштабе при предоставлении банками финансирования проектов с общей суммой

капитальных затрат от 10 млн долл. США. Банки принимают на себя ответственность за устойчивость финансируемых проектов, поскольку должны обеспечивать разработку финансируемых проектов на принципах социальной ответственности и согласно разумным практическим методам управления окружающей средой. Вид отчетности: отчет о социальной и экологической ответственности.

2. Следование принципам ответственных инвестиций (ПОИ ООН). Комплекс добровольных принципов, разработанных и принятых институциональными инвесторами. Отчетность предоставляется со второго года участия в инициативе в соответствии с единым перечнем индикаторов.

Уровень: национальное регулирование.

«Зеленые» пакеты стимулирования экономики и стратегии «зеленого роста» разрабатываются всеми ведущими странами мира.

Уровень: корпоративное регулирование.

Включает 2 подуровня.

1. Классификация инвестиционных проектов в свете климатических рисков, реализуемая как индивидуальная инициатива компании.

2. Стандарты Саншайн (1996), представляющие собой нормы по предоставлению корпоративных отчетов для удовлетворения потребностей заинтересованных сторон: сотрудников, клиентов, поставщиков, вносящих значительный вклад в успех компании, с целью информирования о преимуществах и рисках деятель -ности компании. Вышеуказанные документы, инициированные Альянсом стейкхолдеров США (природоохранные, религиозные организации и организации по защите прав потребителей) с участием организаций и учреждений США, Великобритании, Канады, дополняют и расширяют общепринятые стандарты бухгалтерского учета.

Таким образом, сегодня можно вести речь о наличии системы управления переходом стран к модели «зеленого» экономического роста, которая на глобальном и международном уровнях имеет достаточно разветвленное регулирование. Национальный уровень регулирования «зеленого» роста менее открыт широкому кругу исследований, но тем не менее есть страны, которые

активно пропагандируют этот путь, открыто демонстрируя свои достижения.

Китайский опыт перехода к экономике «зеленого» роста

Роль финансового сектора КНР заключается в том, что с его помощью были созданы технические условия проведения инновационной модернизации для перехода от традиционной экономики к «зеленой» экономике, а именно, разработаны новые способы государственного финансового стимулирования инновационного поведения предприятий и определены условия, обеспечивающие заинтересованность бизнеса в инновация нового типа [8].

Выбор финансовой системы в качестве двигателя, запускающего процесс перехода к «зеленой» экономике, обосновывается необходимостью сознательного и целенаправленного воздействия государства на инновационное и инвестиционное поведение бизнеса, где наиболее эффективным признается управление через финансовую мотивацию [8]. Поставив перед собой цель перенаправить финансовые ресурсы с обычных инвестиций в «зеленые» инвестиции посредством использования рынка облигаций, Китай получил определенный опыт, который интересен как достижениями, так и сложностями, выявленными на пройденном этапе реализации стратегии «озеленения» национальной финансовой системы.

Опираясь на опыт этой страны, можно выделить ряд ключевых условий, которые оказывают существенное влияние на успешность переориентации финансовых ресурсов рынка с обычных инвестиций в «зеленые» [10, 11].

Во-первых, это необходимость четкого определения «зеленых» облигаций с учетом специфики страны, поскольку при отсутствии однозначности в этом вопросе возникают трудности в определении типа актива, относящегося к эмиссии «зеленых» облигаций и соответственно создаются предпосылки неэффективности распределения государственной финансовой поддержки, а также искажения мотивации к инвестированию.

Во-вторых, это необходимость создания организационной структуры, гарантирующей, что эмиссия конкретного вида ценных бумаг действительно соответствует условиям «зеленых»

облигаций и тем самым возьмет на себя ответственность за обеспечение справедливого и обоснованного мнения в целях принятия решения об отнесении того или иного типа ценных бумаг к «зеленым».

В-третьих, это необходимость проведения реформы национального финансового рынка с целью создания организационных условий для формирования и развития нового сегмента финансового рынка (краткосрочный и среднесрочный рынок «зеленых облигаций») и через создание финансовых и экономических гарантий обеспечения повышенной мотивации участников рынка к инвестированию в «зеленые» инструменты.

Кроме того, процесс реформирования национального финансового рынка должен содержать целостную систему политических и регулятивных мер, которыми, собственно, и обеспечиваются «зеленые» инвестиции. Ключевым моментом в обеспечении эффективности процесса реформирования признаются решимость и политическая воля руководства страны провести реформы национальной финансовой системы в соответствии с новыми приоритетами национального развития, которые должны быть закреплены на законодательном уровне. Важным также признается последовательность действий, обеспечивающих продвижение реформ. Популяризация идеи, на которой базируются новые приоритеты национального развития и их широкое одобрение, и поддержка обществом также являются существенной гарантией успешности реформ, поскольку обеспечивают дополнительную мотивацию бизнеса к управлению экологическими и социальными рисками и продвижению к «зеленому» инвестированию.

В итоге можно сделать вывод о том, что Китай уже значительно продвинулся на пути изменения модели экономического роста.

Россия на пути к новой модели экономического роста

Идея перехода на новую модель экономического роста, опирающуюся на инновационное развитие, нашла свою поддержку в России и отражена в планах Правительства РФ, в том числе в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период

до 2018 г.4, где наряду с конкретизаций вызовов и структурных проблем развития национальной экономики определены задача и основные направления преодоления структурных проблем.

Согласно вышеуказанным Основным направлениям (новая редакция) в разрезе каждого блока запуска новой модели экономического роста выделены новые факторы, не задействованные в полной мере ранее. Таким образом, новая модель экономического роста страны идеологически обосновывается и технически обеспечивается новым вариантом инновационной политики страны, так как только через реализацию нового варианта инновационной политики может быть повышено качество экономического роста.

Среди идей, выдвигаемых в качестве обоснования новой модели инновационной политики, выделилась и приобретает все большую популярность идея модели «зеленого» экономического роста и сбалансированного развития. Суть этого способа стимулирования инновационного поведения предприятий и организаций заключается в том, что спрос на инновации тоже необходимо создать. При этом спрос на инновации государство может формировать искусственно, выдвигая особые требования к качеству институтов (законодательное и нормативное регулирование, правила ведения бизнеса) обеспечивая тем самым заинтересованность бизнеса в инновациях [9, с. 5-16].

Среди механизмов государственного стимулирования и мотивации бизнеса к отказу от приверженности устаревающим способам хозяйственной деятельности и модернизации на новой инновационной основе финансовое стимулирование является одним из наиболее эффективных и востребованных. Оно создает объективные предпосылки для интенсивного развития видов экономической деятельности и регионов страны,

4 Утверждены Правительством РФ 14.05.2015.

обеспечивая тем самым рост валовой добавленной стоимости по экономике в целом. В связи с этим интерес вызывает именно этот механизм «запуска» новой модели экономического роста, который в настоящее время проходит этап разработки и частичной апробации.

Выводы

Подводя итоги анализа отдельных аспектов такой актуальной проблемы современного этапа развития, которой является повышение темпов экономического роста, можно сделать ряд обобщений:

1) подходя к решению проблемы повышения темпов экономического роста, правительства стран должны принимать во внимание новые тенденции мирового развития, к числу которых с полной уверенностью можно отнести тенденцию к экологизации, которая в перспективе может стать новым фактором экономического роста;

2) популяризация идеи экологизации экономического роста является существенной гарантией, обеспечивающей мотивацию государства к разработке нового варианта инновационной политики страны, мер государственной поддержки инновационного поведения бизнеса;

3) рассмотренный в статье уже начинающий формироваться зарубежный опыт перехода к модели «зеленого» экономического роста позволяет выделить условия, определяющие успех подобного перехода: структурные реформы, интегрирующие принципы «зеленой» экономики в систему государственного и корпоративного управления и переориентирующие национальную финансовую систему на финансирование новой «зеленой» модели экономического роста; ключевая роль государства, которое задает ориентиры «зеленого» инновационного поведения бизнеса и, в частности, формирует спрос бизнеса на «зеленые» инновации.

Литература

1. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / под ред. акад. А. А. Дынкина; ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2011. 480 с.

2. Гасанов М.А., Егорова М.С., Глик П. А. Российская практика перехода к «зеленой экономике» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. ШЬ: www.science-education.ru/118-14462 (дата обращения: 04.04.2016)

3. Порфирьев Б.Н. Фактор климатических рисков в инновационной стратегии развития // Регион: экономика и социология. 2011. № 1. С. 193-213.

4. Никонова И. А. Устойчивое развитие и ответственное проектное финансирование // Управление в кредитной организации. 2013. № 3. С. 91-98.

5. Евдокимов В.В., Лаговская Е.А., Грицишен Д.А. Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 15. С. 50-57.

6. Евдокимов В.В., Лаговская Е.А., Грицишен Д.А. Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 16. С. 44-52.

7. Морозова Е.В. Нефинансовая отчетность как источник информации о деятельности компании // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 22. С. 25-36.

8. Арутюнов Ю.А., Нгуен Хонг Тхань. «Зеленая экономика» — путь к устойчивому развитию в развивающихся странах мира // Вопросы экономики и права. 2013. № 4. С. 132-136.

9. Иванова Н.И. Инновационная политика: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Том 60. № 1. С. 5-16.

10. Establishing China's Green Financial System. Report of the Green Finance Task Force URL: www.unep.org/inquiry/China_PBC.

11. Sean Kidney, Beate Sonerud, Padraig Oliver. Growing a green bonds market in China: Key recommendations for policymakers in the context of China's changing financial landscape / IISD & Climate Bonds Initiative / Spring. 2015.

References

1. Strategic global forecast of 2030. Expanded option. Edited by academician A.A. Dynkin [Strategicheskij global'nyj prognoz 2030. Rasshirennyj variant / pod redakciej akademica A.A. Dynkina; IMEMO RAN] Moscow, 2011, 480 p.

2. Gasanov M.A., Egorova M. S., Glik P.A. Russian practice of transition to «green economy» [Rossijskaja praktika perehoda k «zelenoj jekonomike»]. Modern problems of science and education, 2014, No. 4. URL: www.science-education.ru/118-14462 (accessed 04.04.2016).

3. Porfiryev B. N. A factor of climate risks in innovative strategy of development [Faktor klimaticheskih riskov v innovacionnoj strategii razvitija]. Region: economy and sociology, 2011, No. 1, pp. 193-213.

4. Nikonova I.A. A sustainable development and a responsible project financing [Ustojchivoe razvitie i otvetstvennoe proektnoe finansirovanie]. Management in credit institution, 2013, No. 3, pp. 91-98.

5. Evdokimov V.V., Lagovskaya E.A., Gritsishen D.A. International models of regulation of the reporting on a sustainable development of the enterprise [Mezhdunarodnye modeli regulirovanija otchetnosti ob ustojchivom razvitii predprijatija]. International accounting, 2012, No. 15, pp. 50-57.

6. Evdokimov V.V., Lagovskaya E.A., Gritsishen D.A. International models of regulation of the reporting on a sustainable development of the enterprise [Mezhdunarodnye modeli regulirovanija otchetnosti ob ustojchivom razvitii predprijatija]. International accounting, 2012, No. 16, pp. 44-52.

7. Morozova E. V. Non-financial reporting as source of information on activity of the company [Nefinansovaja otchetnost' kak istochnik informacii o dejatel'nosti kompanii]. International accounting, 2014, No 22, pp. 25-36.

8. Arutyunov Yu.A., Nguyen Hongg Than. "Green economy" — a way to a sustainable development in developing countries of the world [«Zelenaja jekonomika» — put' k ustojchivomu razvitiju v razvivajushhihsja stranah mira]. Questions of economy and the right, 2013, No. 4, pp. 132-136.

9. Ivanova N. I. Innovative policy: theory and practice [Innovacionnaja politika: teorija i praktika]. World economy and international relations, 2016, Volume 60, No. 1, pp. 5-16.

10. Establishing China's Green Financial System. Report of the Green Finance Task Force URL: www.unep.org/inquiry/China_PBC.

11. Sean Kidney, Beate Sonerud, Padraig Oliver. Growing a green bonds market in China: Key recommendations for policymakers in the context of China's changing financial landscape / IISD & Climate Bonds Initiative / Spring. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.