Научная статья на тему 'Государственное стимулирование инвестиций на рынке ценных бумаг'

Государственное стимулирование инвестиций на рынке ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1046
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ПРЕВРАЩЕНИЕ СБЕРЕЖЕНИЙ В ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / STIMULATION OF INVESTMENTS / TRANSFORMATION OF SAVINGS INTO INVESTMENTS / INVESTMENT ACTIVITY / INSTITUTIONALIZATION OF INVESTMENT SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев В. И.

Введение. Анализируются современные проблемы превращения сбереженных денежных ресурсов в эффективные инвестиции как для организаций бизнеса, так и для правительств всех уровней. Методы. Подчеркивается, что без разработки государственной стратегии и методов стимулирования инвестиций на рынке ценных бумаг как фактора экономического роста объективно невозможно создание благоприятного инвестиционного климата в национальной экономике России. Результаты. Доказывается объективная необходимость создания системы государственного регулирования на всех уровнях управления в целях стимулирования инвестиций на рынке ценных бумаг. Автором подчеркивается, что мощным средством стимулирования процесса инвестирования, перераспределения корпоративной собственности и предпринимательской прибыли является формирование рынка фиктивного капитала, рынка ценных бумаг в регионах и муниципалитетах. Заключение. Выделяются существенные причины неразвитости рынка ценных бумаг: распыление акционерного капитала среди мелких (миноритарных) акционеров, невыгодность инвестирования в производство из-за повышенных рисков, отсутствие разграничения регулирующих функций между финансовыми структурами государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Stimulation of Investments on Securities Market

Introduction. Modern problems of the transformation of saved monetary resources into effective investments, for both business organizations and all-level governments, are analyzed. Methods. It is emphasized that it would be objectively impossible to create a favorable investment climate in Russia’s national economy with no development of a state strategy and methods of investment stimulation on the securities market as a economic growth factor. Results. The objective need of creation of a state regulation system at all management levels for investment stimulation on the securities market is proven. The author emphasizes that the formation of a fictitious capital market, securities markets in regions and municipalities is a powerful tool of promotion of the processes of investment, redistribution of the corporate property, and business profit. Conclusion. Essential causes of the poor development of the securities market are revealed as well: dispersion of the share capital among small (minority) shareholders, the unprofitableness of investments into production because of increased risks, the lack of differentiation of regulating functions between various financial structures of the state.

Текст научной работы на тему «Государственное стимулирование инвестиций на рынке ценных бумаг»

concept. The study uncovers the interconnection between model factors: technological, social and demographic, ecological, capital accumulation, dynamics of the monetary conversion sphere, outlet market development, correlation of forces between different countries on the world market, actions of social groups inside separate states. Results. Major cycles define the dynamics of development of the society's economic development, which can be viewed as a special economic paradigm, which is a system of economic knowledge and practical skills, behavior samples, stimuli and regulators of reproduction, organizational forms, legal, cultural, religious norms, and ideological settings. There is a close interconnection between dynamics of country economy's conjuncture and state enterprise. The article shows the possibility of theoretical and methodological modelling of spatio-temporal design and economy's long wave oscillations within the framework of the world system analysis. Conclusion. Interchange of periods of long-term falls and rises in the Russian economy coincided with the change of state enterprise practice. Repetition of events shows the consistency of transition from one economic paradigm to another under conditions of revolutionary breakage of all social norms. Key words: major cycles concept by N. D. Kondratyev, theoretical and methodological modelling, interconnection of factors of the major cycles model, economic paradigm, state enterprise, Russian economy, world system analysis.

References

1. Ayvazov A., Kobyakov A. Nikolay Kondratev kak «zerkalo» krizisa (Nikolay Kondratev as a «mirror» of the crisis). Available at: http://ajvazov.ru/articles/nikolaj-kondratev-kak-zerkalo-krizisa.html (accessed 08 April 2013).

2. Khazin M. O tsiklakh Kondrateva (On the Kondratev's cycles). Available at: http://worldcrisis.ru/crisis/969714 (accessed 09 February 2013).

3. Glazev S. Ju. O tselyakh, problemakh i merakh gosudarstvennoy politiki razvitiya i integratsii (On the purpose, problems and measures of the state policy of

development and integration). Available at: http://glazev. ru/econom_polit/305/ (accessed 08 February 2013).

4. Kondratev N. D. Bolshie tsikly konyunktury [The Large Cycles of the Conjuncture]. Voprosy konyunktury. Moscow, 1925, vol. 1, iss. 1, pp. 28-66.

5. Vallerstajn I. Analiz mirovyh sistem i situatsiya v sovre-mennom mire [Wallerstein I. World-systems analysis and situation in modern world]. St. Petersburg, 2001, 416 p.

6. Braudel F. Le temps du monde. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XV-XVIII siècle. Paris, Armand Colin, 1979, 3 vol. [Russ. ed.: Brodel F. Vremya mira. Materialnaya civilizaciya, ekonomika i kapitalizm, XV-XVIII: in 3 t.]. Moscow, 1992, vol. 3. 680 p.

УДК 330(470)(082)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

В. И. Гусев

доцент, кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский государственный университет E-mail: rgevsk@mail.ru

Введение. Анализируются современные проблемы превращения сбереженных денежных ресурсов в эффективные инвестиции как для организаций бизнеса, так и для правительств всех уровней. Методы. Подчеркивается, что без разработки государственной стратегии и методов стимулирования инвестиций на рынке ценных бумаг как фактора экономического роста объективно невозможно создание благоприятного инвестиционного климата в национальной экономике России. Результаты. Доказывается объективная необходимость создания системы государственного регулирования на всех уровнях управления в целях стимулирования инвестиций на рынке ценных бумаг. Автором подчеркивается, что мощным средством стимулирования процесса инвестирования, перераспределения корпоративной собственности и предпринимательской прибыли является формирование рынка фиктивного капитала, рынка ценных бумаг в регионах и муниципалитетах. Заключение. Выделяются существенные причины неразвитости рынка ценных бумаг: распыление акционерного капитала среди мелких (миноритарных) акционеров, невыгодность инвестирования в производство из-за повышенных рисков, отсутствие разграничения регулирующих функций между финансовыми структурами государства. Ключевые слова: стимулирование инвестиций, превращение сбережений в инвестиции, инвестиционная активность, институционализация субъектов инвестирования.

Введение

Главной целевой функцией российского рынка ценных бумаг в современных условиях должна стать функция превращения сбережений в эффективные инвестиции. Наиболее важным аспектом, способствующим реализации этой функции, является обеспечение доверия инвесторов, для чего необходимо создание благоприятного инвестиционного климата, что невозможно без разработки государственной стратегии стимулирования инвестиций на рынке ценных бумаг как фактора экономического роста.

Низкая активность частных отечественных инвесторов на рынке ценных бумаг связана с недоверием к нему, а также с тем, что реальные доходы населения в период финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. росли невысокими темпами. В развитых странах именно частный инвестор играет важную роль в инвестиционном накоплении, до 40% семей являются вкладчиками инвестиционных фондов [1, с. 14 ].

© Гусев В. И, 2013

В. И. Г/сев. Государственное стимулирование инвестиций на рынке ценных бумаг

Методы

Основными проблемами развития инвестирования на рынке ценных бумаг являются организационные, кадровые и методологические.

1. Организационные проблемы связаны с отсутствием развитой инфраструктуры инвестирования и слабым информационным обеспечением.

2. Кадровые проблемы предопределены небольшим сроком развития современного российского рынка ценных бумаг и недостаточным числом высокопрофессиональных специалистов.

3. Методологические проблемы вызваны непроработанностью методик осуществления эффективных инвестиций, оценки их эффективности и общей неподготовленностью отечественного инвестора к работе на рынке ценных бумаг.

Существуют различные программы развития фондового рынка, разработано достаточное количество законов, регулирующих данный сегмент экономики. Однако в результате непоследовательности экономических реформ сложилась ситуация, при которой участники процесса инвестирования не проявляют достаточной активности. Многие потенциальные эмитенты не заинтересованы в том, чтобы выпускать ценные бумаги с целью привлечения дополнительных средств, а инвесторы - вкладывать средства в эти предприятия. Отчасти это объясняется, как уже говорилось выше, отсутствием опыта привлечения средств посредством фондового рынка и неразвитостью его инфраструктуры. Но можно выделить и более существенные причины. В их числе необходимо отметить:

1. Отрицательные результаты приватизации: распыление акционерного капитала среди мелких (миноритарных) акционеров, которые не могут реально участвовать в управлении предприятием; скупка государственных предприятий по заниженным ценам и отсюда незаинтересованность в их развитии. Для успешного размещения ценных бумаг необходима прозрачность в раскрытии информации о деятельности российских компаний, включая и данные о финансовых потоках. Другой проблемой является то, что передел собственности в России еще не завершен. Менеджеры и собственники ведут борьбу за предприятия и до ее окончания на рынок ценных бумаг выходить не спешат. А те, кто уже получил полный контроль над предприятием, не продают акции, стремясь его сохранить.

2. Налоговый пресс, который приводит к невыгодности инвестирования в предприятия, так как большая часть доходов оседает в бюджетах органов власти разных уровней.

3. Нестабильность экономики в целом, невыполнение государством своих обязательств, отсутствие разграничения регулирующих функций между его финансовыми структурами.

При этом у процесса инвестирования на российском рынке ценных бумаг существует значительный потенциал дальнейшего развития. В основе этого потенциала лежат следующие факторы:

- большое число созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ;

- значительное число перспективных предприятий, акции которых пока явно недооценены;

- интерес многих предприятий к дополнительным эмиссиям ценных бумаг;

- желание корпораций и органов власти осуществлять выпуски облигационных займов;

- наличие у потенциальных инвесторов значительного объема финансовых ресурсов.

Существенные перспективы увеличения инвестиционной активности как фактора экономического роста связаны с разумной политикой финансирования расходов федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг. В условиях высоких рисков необходима мобилизация, в первую очередь, внутренних источников инвестиций, и в особенности денежных средств населения. Необходимо развивать российский рынок ценных бумаг, повышать его надежность и степень доверия к рынку инвесторов посредством усиления контроля со стороны государства.

Необходимость государственного регулирования в целях стимулирования инвестиций на рынке ценных бумаг объясняется следующими причинами:

- регулирование создает «правила игры» для цивилизованной конкуренции между участниками рынка, которая в конечном результате приводит к расширению и улучшению качества предлагаемых инвесторам услуг;

- регулирование создает условия, позволяющие населению с уверенностью вкладывать средства, а участникам рынка - безбоязненно расширять свой бизнес;

- регулирование обеспечивает высокие стандарты поведения участников, минимизируя риск мошенничества и злоупотреблений.

Происходящие с начала 2000-х гг. процессы улучшения общеэкономической ситуации в стране привели к тому, что основные макроэкономические показатели с точки зрения перспектив развития инвестирования как фактора экономического роста, несмотря на отдельные кризисные явления, в целом являются положительными. В современных условиях системной трансформации экономики перед органами государственной власти на уровне Российской Федерации в целом и на уровне ее субъектов возникают новые задачи по развитию и регулированию инвестиционных процессов.

В этих условиях многое будет зависеть от продуманной государственной политики стиму-

лирования инвестиций, осуществление которой должно происходить по нескольким ключевым направлениям. Это выработка методологических подходов к развитию процесса инвестирования, создание законодательной базы его функционирования и механизмов экономической безопасности, восстановление доверия частных и институциональных инвесторов, привлечение иностранных инвестиций в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Справедливости ради необходимо отметить, что, несмотря на множество исследований, до сих пор не выработана единая макроэкономическая стратегия стимулирования развития инвестирования на региональном и местном уровнях.

Динамика экономики в 2013 г. «начнется с относительно низких темпов роста - 3% в первом квартале, - но во второй половине года рост ускорится. В последние 12-18 месяцев главным драйвером роста было потребление. Но сейчас мы видим, что драйвером роста в следующем году вновь станут, скорее, инвестиции и экспорт» [2].

Одной из главных задач, решение которой напрямую затрагивает формирование институциональных факторов инвестирования, является совершенствование законодательной базы, гарантирующей права инвесторов и эмитентов. В данном случае имеются в виду не только институционализация и правовое оформление субъектов инвестирования, но и дальнейшее инкорпорирование предприятий государственной и других (не акционерных) форм собственности. Так, по мнению Х. Уэрта де Сото, «возникновению инвестиций препятствует нехватка не самих материальных активов, а их отражений в системе частной собственности - в виде свидетельств о собственности или акций, которые регулировались бы законами, обязательными на всей территории страны» [3, с. 71].

Рынок ценных бумаг представляет собой механизм реализации корпоративной собственности, ее оценки и эффективного использования. Возможность быстрого объединения капитала достаточно большого числа собственников создает условия для ускоренного развития инвестирования как фактора экономического роста.

Еще одной задачей государственного регулирования инвестиционного процесса в целях экономического роста является налоговое стимулирование прямых и портфельных инвестиций (сокращение числа налогов и дифференцированный подход при налогообложении). Необходимо предусмотреть налоговые льготы, касающиеся инвестиций в стратегические отрасли национальной экономики, определяющие ее постиндустриальное будущее. Это позволит значительно увеличить рыночную капитализацию предприятий передовых технологических укладов, привлечь необходимые инвестиции для их опережающего развития.

Когда доля портфельных инвестиций, как в России, составляет значительную долю инвестиционного капитала, что, по мнению некоторых экономистов, приводит к менее эффективному распределению финансовых средств с точки зрения экономического роста, а государство все же заинтересованно в повышении его темпов, можно на определенный промежуток времени изменить путь большей части инвестиционного капитала государственных ценных бумаг как объектов прямых инвестиций. В этом случае государственные ценные бумаги в большей части выпускаются не для покрытия дефицита, а на прямые инвестиции в «локомотивные» объекты хозяйства, доходы от функционирования которых направляются на погашение государственных ценных бумаг и кредитование реального сектора экономики. Таким образом, благодаря государственному регулированию процесса инвестирования на рынке ценных бумаг появляется еще одна возможность для финансирования структурной перестройки экономики.

Другими задачами, решение которых может быть достигнуто путем развития инвестиционной активности, являются поддержка стабильного соотношения национальной и иностранных валют, а также уменьшение утечки отечественного капитала за границу и его репатриация. В усилении государственного стимулирования инвестиций на рынке ценных бумаг решается та же задача, что и экономическая задача в принципе, что и подчеркивает Х. Уэрта де Сото: «...она как раз состоит в том, чтобы понять, какие цели, средства, а также будущие цены рынка являются возможными» [4, с. 217-218]. Одной из современных и эффективных возможностей совершенствования процесса стимулирования рынка ценных бумаг является участие в нем государства.

Результаты

Особенность развития российской экономики состоит в том, что на современном этапе государство является одним из крупнейших инвесторов, держателем пакетов акций крупнейших отечественных компаний. В отличие от экономики развитых стран, где роль государства как непосредственного инвестора сохраняется в основном для базовых жизнеобеспечивающих, а также некоторых приоритетных производств и социальной сферы, по тем или иным причинам непривлекательных для частного капитала, в российских условиях, где рыночная инфраструктура еще не готова работать по законам саморегулирования, возрастание государственного участия в инвестиционном процессе становится важнейшим фактором осуществления экономического роста.

Большое значение имеет также государственное стимулирование развития инвестирования на рынке ценных бумаг в регионах. Макроэкономическая стратегия государственного регулирования фондового рынка на уровне субъектов Федерации должна быть направлена в первую

В. И. Г/сев. Государственное стимулирование инвестиций на рынке ценных бумаг

очередь на реализацию региональных интересов и обеспечивать преимущественное привлечение инвестиций в экономику регионов. Основная задача регулирования регионального рынка ценных бумаг - это согласование интересов Федерации и регионов с интересами хозяйственных субъектов и широких масс населения с учетом соблюдения местных экономических, институциональных, конфессиональных и других особенностей.

Сегодня решающая роль в развитии инвестиционного процесса на региональном уровне должна принадлежать государству (Федеральной службе по финансовым рынкам, органам исполнительной власти), что связано со спецификой современного этапа развития фондового рынка и с необходимостью организации государством самих рыночных институтов саморегулирования.

Проблема создания системы инвестирования как действенного фактора экономического роста может быть решена лишь при активной поддержке государства на федеральном и региональном уровнях. В условиях России объединения профессиональных участников фондового рынка сформировались относительно недавно и недостаточно сильны, следовательно, нецелесообразно рассчитывать на то, что они смогут играть в ближайшее время существенную роль в механизме регулирования рынка ценных бумаг.

Реализация предпосылок развития инвестиционного процесса на рынке ценных бумаг в регионах должна идти по нескольким направлениям.

Первое направление. Увеличение объектов портфельного инвестирования может быть достигнуто за счет выпуска субфедеральных (межрегиональных) облигаций. Очевидными недостатками региональных облигационных займов 90-х гг. XX в. были: а) привязка к ГКО; б) недостаточная имущественная обеспеченность; в) финансирование дефицита регионального бюджета; г) отсутствие должного контроля за расходованием средств; д) низкий уровень доверия региональным властям. Поэтому выпуски облигаций во многих российских регионах (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых регионов-доноров) не получили поддержки инвесторов, в том числе эмиссия областных краткосрочных обязательств (ОКО) Саратовской области и жилищных сертификатов во второй половине 90-х гг. XX в. Предлагается производить эмиссию облигаций не на уровне регионов, а на уровне федеральных округов (например Приволжского).

При этом обеспечение данных выпусков должно производиться вскладчину, то есть за счет долевых вкладов регионов федерального округа (Волгоградской, Нижегородской, Самарской, Саратовской и других областей). Размещать подобные облигации необходимо на территории указанных субъектов через региональных андеррайтеров в объеме, пропорциональном доле материального обеспечения займа. Контроль за расходованием привлеченных средств и погаше-

нием займа производить из единого фондового центра в столице федерального округа, что не позволит региональным властям использовать данные ресурсы на цели затратного финансирования бюджетного дефицита. Средства, привлеченные в результате займа, необходимо расходовать на финансирование окружных и региональных программ развития (например, строительства сельских автодорог) и реализацию эффективных инвестиционных проектов.

Вторым направлением развития процесса инвестирования как фактора экономического роста на региональном уровне является выпуск проектных облигаций в качестве действенного инструмента финансирования объектов инфраструктуры. Кризисные явления 90-х гг. XX в., вызвавшие дискредитацию привычных инструментов инвестирования (ГКО, ОФЗ), заставляют инвесторов обратить внимание на новые социально-экономические объекты инвестирования. Среди них могут быть предприятия городского и жилищно-коммунального хозяйства, представляющие собой локальные естественные монополии с устойчивым монопольным рынком услуг и потоками платежей.

С другой стороны, в условиях рыночной экономики региональные и муниципальные органы управления вынуждены искать новые источники финансирования социально-экономического развития своей территории, в том числе посредством выпуска региональных и муниципальных ценных бумаг. Облигационные займы - традиционный и широко распространенный в мире способ заимствования и объект инвестирования региональных и местных органов власти.

В международной практике долговые обязательства, предусмотренные для финансирования проектов развития инфраструктуры (проектные облигации), широко распространены. Они выпускаются в расчете на доходы от реализуемых эмитентами инвестиционных проектов (транспортных, жилищно-коммунальных). Источниками погашения долга в данном случае служат платежи потребителей услуг, предоставляемых в результате реализации проектов, например, за коммунальные услуги, воду, электричество, или же доходы от прибыли за пользование платными дорогами, автостоянками и т.д. В целях обеспечения выплат по долгу такие облигации предусматривают создание специального фонда погашения, в котором эмитент постепенно накапливает сумму, необходимую для выплаты общего долга.

При помощи выпуска проектных облигаций происходит привлечение средств для финансирования проектов по тепло- и энергоснабжению, строительству мостов и высокоскоростных автомагистралей, телекоммуникаций, аэропортов, трубопроводов, проектов предприятий водоснабжения и водоотведения, переработки и утилизации мусора и вторичного сырья, строительства автостоянок и других объектов инфраструктуры.

Не менее важно сегодня третье направление развития процесса инвестирования как фактора экономического роста на региональном уровне - это изменения в использовании доходов от собственности регионов и муниципалитетов. Сейчас они практически всецело направляются на финансирование текущих расходов. Региональные и местные органы власти не спешат переводить указанные доходы на совершенствование и приумножение региональной и муниципальной собственности, то есть на обеспечение средне- и долгосрочной перспективы своих территорий. В связи с этим представляется необходимым формирование территориальных финансовых корпораций и их управленческих структур, которые могли бы управлять доходами от собственности и капитала.

Четвертым направлением развития процесса инвестирования как фактора экономического роста, как мощного средства стимулирования процесса инвестирования - перераспределения корпоративной собственности и предпринимательской прибыли является формирования рынка фиктивного капитала. Для этого необходимо создать единую площадку для торговли региональными ценными бумагами. Это может быть не обязательно фондовая биржа. Во многих странах региональные фондовые биржи прекращают свое существование, уступая место электронным торговым площадкам. Необходимо создать действенную систему региональных электронных торгов на базе использования сети Интернет.

Кроме того, возможно предусмотреть широкий выпуск региональных депозитарных расписок (РДР) на акции наиболее перспективных предприятий. Указанные предприятия в рамках организации дополнительных эмиссий акций и программы РДР могли бы привлечь значительные инвестиции на развитие собственного производства.

Преимуществами региональных депозитарных расписок являются:

- создание механизма привлечения дополнительного капитала;

- увеличение капитализации рынка;

- повышение ликвидности и рост курсовой стоимости ценных бумаг;

- упрощение системы учета ценных бумаг и ускорение процедуры перерегистрации;

- распространение положительной информации о региональных эмитентах;

- привлечение широкого круга портфельных инвесторов.

Развитие процесса инвестирования не может происходить без широкого привлечения средств населения. Реализация указанной задачи должна проходить в направлении ликвидации безграмотности населения (прежде всего молодежи) относительно возможностей инвестирования на рынке ценных бумаг путем широкой просветительской работы и организации соответствующих курсов на базе ведущих вузов региона.

Государство в настоящее время должно взять на себя инициативу разработки стратегии развития рынка ценных бумаг совместно с профессиональными участниками (банками, инвестиционными и финансовыми компаниями), эмитентами и инвесторами. Отсутствие такой стратегии - причина многих проблем, связанных с функционированием финансового рынка. На основе этой стратегии должны создаваться «правила игры», понятные для большинства участников инвестиционного процесса.

Заключение

Таким образом, реализация предпосылок развития инвестирования на рынке ценных бумаг как фактора экономического роста в регионах должна идти одновременно с решением нескольких задач: выпуск субфедеральных (межрегиональных) обязательств; эмиссия проектных облигаций как действенного инструмента финансирования объектов инфраструктуры; создание единой электронной системы торговли региональными ценными бумагами на базе сети Интернет; использование производных фондовых инструментов (опционов и фьючерсов); выпуск региональных депозитарных расписок на акции наиболее перспективных предприятий; широкое привлечения средств физических лиц; ликвидация безграмотности населения (в первую очередь - среди молодежи) относительно возможностей портфельного инвестирования на рынке ценных бумаг.

В конечном итоге, невозможно развивать инвестирование на рынке ценных бумаг, не обсуждая публично его идеологии, не собирая идей многих людей, не внося в его развитие элементов долгосрочного макроэкономического регулирования. Нельзя строить цивилизованный рынок в атмосфере закрытости, непредсказуемости и неожиданных решений государства, без должного представительства профессионалов и научных деятелей в органах, принимающих ключевые экономические решения. Сделать мир ценных бумаг предсказуемым, более безопасным, открытым и продуктивным - в этом состоит основная организационная задача государства при активном участии населения и других участников фондового рынка.

Список литературы

1. Смирнов С. Промышленная политика : проблемы и перспективы // Вопр. экономики. 2000. № 9. С. 14-17.

2. Главный экономист Goldman Sachs в России и СНГ Клеменс Граф. URL: http://finlenta.mirtesen.ru/ blog/43506695088/Ekonomistyi-rasskazali-buduschee-Rossii (дата обращения: 22.12.2012).

3. Уэрта де Сото Х. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире : пер. с англ. М. : Олимп-Бизнес, 2001. 272 с.

4. Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция. Челябинск : Социум, 2008. 663 с.

The State Stimulation of Investments on Securities Market V. I. Gusev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department

of Economics and the National Economy,

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia

E-mail: rgevsk@mail.ru

Introduction. Modern problems of the transformation of saved monetary resources into effective investments, for both business organizations and all-level governments, are analyzed. Methods. It is emphasized that it would be objectively impossible to create a favorable investment climate in Russia's national economy with no development of a state strategy and methods of investment stimulation on the securities market as a economic growth factor. Results. The objective need of creation of a state regulation system at all management levels for investment stimulation on the securities market is proven. The author emphasizes that the formation of a fictitious capital market, securities markets in regions and municipalities is a powerful tool of promotion of the processes of investment, redistribution of the corporate property, and business profit. Conclusion. Essential causes of the poor development of the securities market are revealed as well: dispersion of the share capital among small (minority) shareholders, the unprofitableness of investments into production because of increased risks, the lack of differentiation of regulating functions between various financial structures of the state.

Key words: stimulation of investments, transformation of savings into investments, investment activity, institutionalization of investment subjects.

References

1. Smirnov S. Promyshlennaia politika: problemy i per-spektivy [Industrial policy: problems and prospects]. Voprosy ekonomiki [Economy Questions], 2000, no. 9, pp. 4-17.

2. Glavnyi ekonomist Goldman Sachs v Rossii i SNG Klemens Graf. Elektronnyi resurs (The chief economist of Goldman Sachs in Russia and the CIS Clemence Graf). Available at: http://finlenta.mirtesen.ru/

blog/43506695088/Ekonomistyi-rasskazali-buduschee-Rossii (accessed 22 December 2012). Uerta de Soto Kh. Zagadka kapitala. Pochemu kapitalizm torzhestvuet na Zapade i terpit porazhenie vo vsem ostal'nom mire [Why capitalism triumphs in the West and suffers a defeat in all other world]. Moscow, Olimp-Biznes, 2001. 272 p.

Uerta de Soto Kh. Sotsializm, ekonomicheskii raschet i predprinimatel'skaia funktsiia [Socialism, economic calculation and entrepreneurial function]. Chelyabinsk, Sotsium, 2008. 663 p.

УДК 334.024

СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И. О. Пугачёв

аспирант кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский государственный университет E-mail: ilya_ov@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В различные исторические периоды и в разных странах модель государственного предпринимательства имеет особые, уникальные черты, собственные формы и методы воздействия на макроэкономическую динамику и социально-экономическое развитие. Изучение специфики российской модели государственного предпринимательства необходимо для реализации успешной экономической политики правительства в нашей стране. Теоретический анализ. В макроэкономических моделях система национальной экономики определяется тремя важнейшими агрегированными хозяйствующими субъектами (секторами экономики): домашними хозяйствами, бизнесом и государством. Деятельность государства, связанная с использованием казенной собственности и источников ее пополнения, направленная на расширение кругооборота контролируемых хозяйственных ресурсов, имеет предпринимательскую направленность. Модель государственного предпринимательства определяется национальной спецификой страны: историческими условиями развития, совокупностью организационных форм, правовых, культурных, религиозных норм, идеологических установок, культурными традициями и географическим положением.

Заключение. Взаимосвязь хозяйственной и управленческой деятельности государства, иерархическое и финансовое господство государственного аппарата в системе экономических отношений, решающее значение бюджета в экономической жизни страны подтверждаются анализом исторического опыта России. Ключевые слова: российская экономика, государственное предпринимательство, модели государственного предпринимательства.

Введение

В макроэкономических моделях, как правило, система национальной экономики определяется тремя важнейшими агрегированными хозяйствующими субъектами (секторами экономики): домашними хозяйствами, бизнесом и государством. Домашние хозяйства представляют все население страны, являются основной расходующей группой, субъектами личного потребления и сбережений, плательщиками индиви-

© Пугмчёв И. О., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.