Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
298
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / демографическая политика / воспроизводство населения / рождаемость / государственная программа / state regulation / demographic policy / population reproduction / birth rate / state program

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — С Н. Гагарина, Д А. Маухин

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации обусловливает необходимость совершенствования механизмов государственного регулирования воспроизводства населения. В статье представлены результаты ретроспективного анализа основных факторов, влияющих на повышение рождаемости, в целом по России и Калужской области. Сделан вывод о том, что Россия демонстрирует низкие показатели рождаемости, которые не обеспечивают даже простого воспроизводства населения. Обозначены меры государственной поддержки для формирования позитивной траектории репродуктивного поведения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF POPULATION REPRODUCTION

The current demographic situation in the Russian Federation makes it necessary to improve the mechanisms of state regulation of population reproduction. The article presents the results of a retrospective analysis of the main factors influencing the increase in the birth rate in Russia and the Kaluga Region as a whole. It is concluded that Russia demonstrates low birth rates, which do not provide even simple reproduction of the population. The measures of state support for the formation of a positive trajectory of reproductive behavior of the population are outlined.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ

С.Н. Гагарина, канд. экон. наук, доцент Д.А. Маухин, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-178-181

Аннотация. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации обусловливает необходимость совершенствования механизмов государственного регулирования воспроизводства населения.

В статье представлены результаты ретроспективного анализа основных факторов, влияющих на повышение рождаемости, в целом по России и Калужской области. Сделан вывод о том, что Россия демонстрирует низкие показатели рождаемости, которые не обеспечивают даже простого воспроизводства населения. Обозначены меры государственной поддержки для формирования позитивной траектории репродуктивного поведения населения.

Ключевые слова: государственное регулирование, демографическая политика, воспроизводство населения, рождаемость, государственная программа.

В России, начиная с 90-х годов прошлого столетия, наблюдается тенденция снижения численности населения. Это свидетельствует о явной фазе демографического кризиса, одной из предпосылок которого являются структурные демографические изменения, начавшие проявляться с 70-х годов XX века. Так, в среднем по России, на начало 2020 г. по сравнению с аналогичным моментом 1970 г. нагрузка населением в возрасте 60 лет и старше, приходящаяся на 100 детей (0-14 лет), увеличилась в 2,8 раза и составила 126,5 чел. В Калужской области анализируемый показатель превышает среднероссийский уровень на 23,2 % и составляет на 1 января 2020 г. 155,8 чел. [1].

Главной детерминантой увеличения численности населения с позитивной возрастной структурой, в целях устойчивого развития страны, региона, является рождаемость. Важный показатель, характеризующий рождаемость - суммарный коэффициент рождаемости. В общемировом масштабе данный показатель в 2019 г. снизился по сравнению с 1950 г. более чем в 2 раза и составил 2,47 деторождений на одну женщину (в развитых странах - 2,59, в развивающихся - 1,64) [2].

Россия демонстрирует низкие показатели рождаемости, которые не обеспечивают даже простого воспроизводства населения. Как видно из рисунка, в 2000 г. по сравнению с 1990 г. суммарный коэффициент рождаемости в среднем по России снизился на 36,8 % и составил 1,195 детей на одну женщину (по ЦФО - 1,07, снижение на 34,8 %), достигнув исторического минимума. В Калужской области данный показатель снижался опережающими темпами по сравнению с общероссийским и уровнем ЦФО (снижение составило 38,8 %, 2000 г. - 1,088). Несмотря на наметившуюся позитивную динамику в период 2001 -2015 гг. в целом по России, в 2015 г. не был достигнут уровень 1990 г. (2015 г. -1,777 ребенка, 1990 г. - 1,892 ребенка на одну женщину фертильного возраста). Калужская область в соответствующий период продемонстрировала опережающие темпы роста рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости в регионе увеличился на 68,8 % и достиг в 2015 г. значения 1,836, что на 3,3 % выше аналогичного показателя в целом по РФ и на 2,96 п.п. ниже общероссийского уровня 1990 г.

1,5

0,5

0

I

I

и

si si si si si si si si si si si

я

1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 й РФ ^ ЦФО й Калужская область

Рис. Динамика суммарного коэффициента рождаемости, число детей на 1 женщину [3]

2

1

С 2016 г. значение суммарного коэффициента рождаемости демонстрирует негативную тенденцию и свидетельствует о суженном типе воспроизводства населения. В 2019 г. среднероссийский уровень снизился по сравнению с 2015 г. на 15,4 % и составил 1,504 ребенка на одну женщину (ЦФО - 1,396). В Калужской области наблюдается опережающая негативная динамика рождаемости. В 2019 г. по сравнению с 2015 г. суммарный коэффициент рождаемости снизился на 22,1 % и составил 1,431 ребенка на одну женщину фер-тильного возраста, что ниже среднероссийского уровня на 4,9 % и на 2,5 % выше среднего уровня по ЦФО.

Значимое влияние на формирование отрицательной динамики рождаемости, помимо фактора интенсивности рождений, характеризующегося суммарным коэффициентом рождаемости, оказывает сокращение численности женщин фертильного возраста, и особенно, возрастной когорты наиболее активной в репродуктивном плане (25-39 лет). Основываясь, на проведенных Росстатом расчетах перспективной численности населения до 2036 года, в 20-х годах нынешнего столетия будут ощущаться «демографические провалы» 90-х годов XX века и ожидается сокращение численности женщин репродуктивного возраста. При этом представляется важным отметить, что динамика рождаемости под влиянием изменения возрастной структуры женского населения может проявляться в долгосрочной перспективе, а интенсивности рождений - на относитель-

но коротком временном интервале, и в значительной степени зависит от мероприятий, реализуемых в рамках федеральной и региональной демографической политики.

В 2007 г., с целью стабилизации численности населения и создания условий для её роста, Указом Президента РФ утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 г., на основе которой разработаны соответствующие документы на региональном уровне [4].

Анализ экономической литературы по проблеме государственного регулирования позволяет сделать вывод о приоритетном использовании на современном этапе развития экономических регуляторов. При этом высшей формой государственного регулирования социально-экономических процессов является программирование.

В Российской Федерации, сформирована система стратегического планирования, законодательством определен перечень документов, разрабатываемых в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, уровне субъекта РФ, уровне муниципального образования [5].

С принятием Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» система целеполагания в Российской Федерации подверглась корректировке. Это нашло отражение в документах стратегического планирования, разрабатывае-

мых в рамках целеполагания на федеральном уровне, в частности, в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года (ОНДП). Реализацию ОНДП федеральное органы исполнительной власти осуществляют посредством государственных программ.

Инструментами реализации государственных программ по наиболее приоритетным направлениям развития являются национальные проекты.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Указ Президента РФ № 204) утвержден один из национальных проектов в России на период 20192024 гг. годы - нацпроект «Демография», в который включены 5 федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трех лет», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт - норма жизни» [6].

Государственная поддержка семей направлена на: улучшение и развитие системы предоставления пособий, связанных с рождением и воспитанием детей (включая постоянные пересмотры и индексацию их размеров с учетом инфляции); обеспечение условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь, для молодых семей. Но самым важным и положительно влияющим инструментом повышения уровня рождаемости, по мнению населения, является материнский капитал. До 2020 года выдача материнского капитала не распространялась на семьи, в которых появлялись первенцы. С 2021 г. правительство изменило правила выдачи, что придаёт материнскому капиталу ещё более стимулирующую роль в повышении рождаемости и обеспечении простого, а в перспективе и расширенного воспроизводства населения.

Наряду с этим важная роль в регулировании воспроизводства населения принадлежит разработке и реализации государственных решений по обеспечению здоро-

вого образа жизни населения. Это объясняется тем, что репродуктивное здоровье человека и общества тесно взаимосвязаны

[7].

В процессе реализации Указов Президента РФ № 204 и № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» со стороны руководства страны пришло осознание того, что реализация только одних нацпроектов не обеспечит достижение национальных целей. Это предопределяет необходимость ориентации госпрограмм на достижение национальных целей с одновременным совершенствованием организационного механизма их реализации.

В настоящее время постановлениями правительства РФ № 1242 от 12.10.2017 и № 588 от 02.08.2010 определены подходы в отношении разработки, реализации и оценки эффективности отдельных (пилотных) и всех остальных государственных программ. С 2022 г. будет действовать новая система управления государственными программами. В рамках госпрограммы предполагается сформировать общественно значимые показатели, которые должны быть связаны с национальными целями развития, что будет способствовать обеспечению возможности оценить влияние реализуемых планов, а также эффективность запланированных мероприятий. С управленческой точки зрения это предполагает унифицированный подход к разработке и реализации госпрограмм [8].

При этом, как показывает зарубежный опыт, управление госпрограммами осуществляют программные офисы, которые выведены из вертикали госуправления. При этом чиновники, посредством госпрограмм, осуществляют разработку и реализацию государственной политики в конкретных сферах.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования программно-целевого подхода в государственном управлении, общественно значимыми процессами, в частности, демографическими процессами, с применением механизмов государственно-частного партнерства. Это будет способствовать формированию ре-

продуктивной культуры населения, до- вому развитию страны и регионов в долго-стижению национальных целей, устойчи- срочной перспективе.

Библиографический список

1. Бурцева Т.А., Гагарина С.Н., Чаусов Н.Ю. Оценка качества жизни населения старших возрастов при обосновании стратегий активного долголетия в условиях структурных демографических изменений. Вестник университета. 2019;(2):5-12.

2. Коэффициент суммарной рождаемости, 1950-2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/app/world_tfr.php (дата обращения 05.06.2021)

3. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения 05.06.2021)

4. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/ (дата обращения 10.06.2021)

5. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 05.06.2021)

6. Нацпроект «Демография» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://национальныепроекты.рф/projects/demografiya (дата обращения 10.06.2021)

7. Введение в стратегическое управление активным долголетием: теория, методология, практика: монография / Н.Ю. Чаусов, С.Н. Гагарина, Н.Н.Чаусов; под ред. Н.Ю. Чау-сова. - Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского., 2020. - 178 с.

8. Мишустин ввел новую систему управления госпрограммами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/05/27/mishustin-vvel-novuiu-sistemu-upravleniia-gosprogrammami.html_(дата обращения 10.06.2021)

STATE REGULATION OF POPULATION REPRODUCTION

S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor D.A. Maukhin, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The current demographic situation in the Russian Federation makes it necessary to improve the mechanisms of state regulation ofpopulation reproduction.

The article presents the results of a retrospective analysis of the main factors influencing the increase in the birth rate in Russia and the Kaluga Region as a whole. It is concluded that Russia demonstrates low birth rates, which do not provide even simple reproduction of the population. The measures of state support for the formation of a positive trajectory of reproductive behavior of the population are outlined.

Keywords: state regulation, demographic policy, population reproduction, birth rate, state program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.