Научная статья на тему 'Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: формы и перспективы развития'

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: формы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4304
651
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ЕАЭС / ПРОЦЕСС / ТАРИФНОЕ / НЕТАРИФНОЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моргоева М.Х.,

С момента вступления Российской Федерации на рельсы рыночной экономики, а особенно со вступлением ее во Всемирную торговую организацию значение и место внешнеэкономических связей в развитии экономики нашей страны существенно возросло. Особенно актуальным вопросы государственного регулирования ВЭД стали на фоне проявлений финансово-экономического кризиса, которые с момента возникновения в конце десятых годов, до сих пор наблюдаются в мировой экономике, а также с момента введения рядом стран Запада, в том числе занимающих в ней ведущие роли, санкций в отношении Российской Федерации, что вынудило ее также ввести контрсанкции в отношении них. Несмотря на негативные явления во внешней торговли нашей страны происходит усиление интеграционных процессов. Особенно это проявляется в рамках Евразийского экономического союза, а также со странами БРИКС, ШОС, Юго-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: формы и перспективы развития»

Реализация инвестиционной стратегии компании позволит решить следующие задачи: - повышение финансовой устойчивости предприятия;

- увеличение прибыли и рыночной стоимости бизнеса; - адаптация к изменяющимся потребностям рынка; - расширение рынков сбыта; - снижение рисков.

Настоящее ориентирование развития организации заключается в передвижении на современнейшие методики производительности, распространение исключительных разработок и оборудования положительны как для самого предприятия и его работников, так и для города. Сильными сторонами ООО «Газпром Нефтехим Салават» являются: - ноу-хау предложения; - высокие образцы бензина, а еще, бензина Регуляр-92 и дизельного топлива; - допустимость перевозки продукции на внутренний рынок и на экспорт трубопроводным транспортом; - факт подвижной части для отгрузки существующей продукции; -хороший профессионализм технических и промышленных работников; - легкость инновационной линии промышленности. Вопрос в том, что тактика является результативной с индивидуальной позиции самой стороны официальной процедуры и в том случае, если она удовлетворяет вниманию этой стороны, а также демонстрирует определенные ожидаемые решения.

Объем должников растет, когда показатель конкуренции очень велик. Это говорит только об одном, что не велась соответствующая работа с должниками. Тогда фирме нужно сразу принимать меры предосторожности, чтобы сократить риски по периоду возврата денег после поставки товара.

Но организация может похвастаться неизменной прибылью от сбыта товара, а еще у нее есть ресурс для распространения формата аукциона и соответственно выгоды от сбыта сырья и процента от сделки. И главное предприятие развивается и не стоит на месте.

Список использованной литературы:

1. Паспорт Программы инновационного развития ПАО «Газпром нефть» до 2025 года. Официальный сайт: https://docviewer.yandex.rU/view/0/

2. Шилова Т.В. Особенности инвестиционных проектов нефтяной промышленности // Инновационная наука. 2017. Т. 1. № 4. С. 220-223.

3. Официальный сайт: https://salavat-neftekhim.gazprom.ru/

© Хабирова Э.Э., 2019

УДК33

М.Х. Моргоева

магистрант 3 года обучения Российская академия народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации, г. Москва E-mail: morgoeva.madina@yandex.ru Научный руководитель: Н.М. Чепурнова

д.ю.н., профессор,

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации, г. Москва E-mail: nm.chepurnova@igsu.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

С момента вступления Российской Федерации на рельсы рыночной экономики, а особенно со

вступлением ее во Всемирную торговую организацию значение и место внешнеэкономических связей в развитии экономики нашей страны существенно возросло.

Особенно актуальным вопросы государственного регулирования ВЭД стали на фоне проявлений финансово-экономического кризиса, которые с момента возникновения в конце десятых годов, до сих пор наблюдаются в мировой экономике, а также с момента введения рядом стран Запада, в том числе занимающих в ней ведущие роли, санкций в отношении Российской Федерации, что вынудило ее также ввести контрсанкции в отношении них.

Несмотря на негативные явления во внешней торговли нашей страны происходит усиление интеграционных процессов. Особенно это проявляется в рамках Евразийского экономического союза, а также со странами БРИКС, ШОС, Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова:

внешнеэкономическая деятельность, государство, ЕАЭС, процесс, тарифное, нетарифное, регулирование, управление, перспективы развития.

В настоящее время, когда в мире наблюдается рост процессов глобализации, особое значение приобретает усиление интеграционных процессов в мире, что приводит к возрастанию роли внешнеэкономической деятельности государств. Все это способствует все большей открытости национальных экономик. В таких условиях каждое государство в своей торговой и экономической политике должно учитывать тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри своей экономики и в сфере внешнеэкономических связей, так как такая взаимосвязь влияет на внутреннее экономическое равновесие, и требует использования со стороны государства внешнеэкономического регулирования (далее - ВЭД). Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство.

Учитывая данное обстоятельство, государственное регулирование ВЭД до настоящего времени широко использовалось и продолжает использоваться во всем мире. В условиях наличия в большинстве стран мира рыночных механизмов ведения хозяйства такое регулирование представляет собой систему, включающую в себя меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера, что призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Понятие внешнеэкономической деятельности дано в различных источниках, но одно из наиболее точных определений, определяющих ее суть, приведено в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. №183-Ф3 "Об экспортном контроле", в котором для целей указанного федерального закона внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) [1].

Также можно привести следующие определения, отражающие суть внешнеэкономической деятельности государства:

Внешнеэкономическая деятельность - совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера [10].

Внешнеэкономическая деятельность - это совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий [11].

Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 30 ноября 2016 г. № 640, определены цели на выполнение которых направлена внешнеполитическая деятельность государства являются. Одним из основных из них является создание таких условий во внешней торговле, которые бы обеспечили устойчивый рост и повышение конкурентоспособности экономики России, способствовали ее технологическому обновлению, повышению уровня и качества

жизни населения.

Также необходимо выделить такую цель, как укрепление позиций России в системе мирохозяйственных связей, а также использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций по недопущению дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций. [3].

Аналогичная цель - усиление позиций в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие страны [6], была установлена в государственной программе «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 330 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 369.

Достижение этих целей невозможно без государственного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности, которое заключается в установлении государством общих правил ее осуществления, а также оснований ответственности за их соблюдение. При этом нельзя не учитывать, что в современных условиях экономической интеграции решение широкого круга вопросов поднято на уровень экономических объединений государств, в том числе Евразийского экономического союза, ВТО и пр.

Рассматривая цели внешнеэкономического регулирования ВЭД, одной из основных можно выделить защиту экономических и политических интересов Российской Федерации, к которым можно отнести:

- формирование условий, которые бы обеспечивали вхождение России в круг лидеров мировой экономики, что является ее стратегической целью, а также повышения вклада внешнеэкономической сферы, учитывая экспортоориентированность нашей экономики для решения задач модернизации национального хозяйства;

- интерес, заключающийся в углублении интеграции между странами - участницами Евразийского экономического союза, что обеспечивало бы между ними свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

- создание такой национальной системы институтов и механизмов развития ВЭД, которая была бы конкурентоспособна и доступна для широкой массы предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;

- формирование системы государственного регулирования ВЭД, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды.

При этом надо учитывать, что формирование такой системы необходимо проводить с учетом тесной взаимосвязи с осуществлением наднациональных полномочий в сфере регулирования ВЭД органами Евразийского экономического союза и той степенью влияния, которую Россия оказывает на процессы, происходящие в указанной сфере;

- создание систем таможенного администрирования и пропуска через государственную границу Российской Федерации, эффективных для участников ВЭД, обеспечения интересов России и Евразийского экономического союза в целом в сфере экономики и безопасности [6].

Основополагающим нормативным актом, определяющим правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности и основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в Российской Федерации является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [2].

В рамках Евразийского экономического союза документом, определяющим указанные правовые основы, является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), в котором определен механизм государственного регулирования перемещения товаров, работ, услуг, капиталов через таможенную границу союза.

Кроме указанных актов законодательства к правовым формам внешнеэкономической деятельности можно отнести международные договоры, которые могут быть как многосторонними, устанавливающими основные принципы и направления взаимодействия государств, заключивших такие договоры, в сферах,

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №11 / 2019

отраженных в определении внешнеэкономической деятельности, так и двусторонними, положения которых направлены на урегулирование двусторонних отношений по конкретным вопросам. Такие договора устанавливают права и обязанности договаривающихся сторон, определяют конкретные аспекты взаимного сотрудничества, а также проблемы, подлежащие урегулированию [6].

Указанные аспекты всегда обусловливали наличие двух подходов во внешнеэкономической политике: свободу торговли и протекционизм.

Свобода торговли (free trade) подразумевает под собой минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю, когда она происходит на основе только рыночных законов, определяемых спросом и предложением. При этом предполагается отсутствие каких-либо таможенных барьеров в виде ввозных или вывозных тарифов, экспортных и импортных субсидий и квот, а также других торговых ограничений [11].

Протекционизм, призванный, в свою очередь, защищать внутренний рынок и поддерживать отечественного производителя, предполагает прямое вмешательство государства во внешнеэкономическую, и в первую очередь во внешнеторговую деятельность, вводя различные ограничения в отношении ввозимых импортных товаров.

Учитывая все положительные и отрицательные стороны каждого из указанных подходов, государство своими действиями, определяемыми различными внутренними и внешними факторами, должно создавать баланс между ними, регулируя внешнеэкономическую деятельность. При этом оно воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности.

При применении мер по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности любое государстве исходит из необходимости считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Это означает, что, применяя указанные меры и, при этом, исходя из своих национальных интересов, связанных, в том числе, с экономическим развитием, государство должно учитывать интересы и других стран. В целях устранения возможности возникновения случаев межгосударственных торговых войн и были выработаны различные правила ведения внешней торговли международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирная таможенная организация и др.) [9].

В соответствии с указанными правилами ведения внешней торговли государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности посредством применения тарифного и нетарифного методов регулирования. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию определило использование в качестве приоритетного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование. Такое регулирование осуществляется путем установления ввозных и вывозных таможенных пошлин таможенных пошлин, например в Российской Федерации в качестве ввозных таможенных пошлин применяются установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза. Вывозные таможенные пошлины установлены специальным Постановлением Правительства РФ [7].

В отличие от тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности нетарифное регулирование оказывает воздействие на предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере без использования таможенного тарифа.

К нетарифным методам регулирования относятся:

- количественные методы, устанавливающие количественные ограничения путем квотирования и лицензирования;

- меры защиты внутреннего рынка, предусматривающие введение импортных квот, специальных защитных пошлин, антидемпинговых пошлин, компенсационных пошлин;

- установление разрешительного (лицензионного) порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта, установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- техническое регулирование путем введения сертификации в отношении импортируемых товаров;

- установление ограничений на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления

исключительного права на экспорт и (или) импорт некоторых товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров.

К одним из мер нетарифного регулирования можно отнести введение государством запрета на ввоз отдельных категорий товаров, попадающих под действие Указов Президента РФ, изданных в ответ на введение некоторыми странами санкций в отношении Российской Федерации, а также действий турецких вооруженных сил в отношении авиации Российских воздушно-космических сил, действующих в рамках международного права на территории Сирии [4,5].

Таким образом, при всей сложности политических взаимоотношений со странами Запада, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций. Необходимость этого вытекает из поставленных перед Россией задачах, учитывая при этом защиту экономических и политических интересов Российской Федерации, а также те политические процессы, которые проистекают во взаимоотношениях нашей страны, в первую очередь, в экономических с США, Канадой, странами ЕС, Украиной и отдельными странами, в связи с введением ими санкций.

В то же время, несмотря на существующие во взаимоотношениях Российской Федерации с указанными странами сложности, происходит усиление интеграционных процессов, а именно создание новых экономических взаимоотношений с ними, усиление взаимодействия путем эффективных способов и методов воздействия на экономическую деятельность указанных стран, структурной перестройки, прежде всего, национальной экономики. Особенно это показательно по результатам различных экономических форумов, проходящих в регионах и крупных городах Российской Федерации.

Все это способствуют возрастанию роли внешнеэкономической деятельности ВЭД, стимулирующей развитие основных отраслей промышленности. Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об экспортном контроле"// "Собрание законодательства РФ", 26.07.1999, № 30, ст. 3774,

2. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4850,

3. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2016;

4. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 12.07.2018) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.08.2014;

5. Указ Президента РФ от 28.11.2015 N 583 (ред. от 06.02.2019) "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.11.2015;

6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 330 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть IV) ст. 2174;

7. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 сентября 2013, в "Собрание законодательства РФ", 09.09.2013, N 36, ст. 4582;

8. Батрова Т.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (постатейный);

9. Королюк Е.В., Кузнецова И.В., Международная торговля как форма международных экономических отношений: учебное пособие, - Ставрополь, АГРУС, 2012. - 128 с.

10. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы: Учебник для вузов / Г.Д. Гордеев, Л.Я. Иванова, С.К. Казанцев и др.; Под ред. проф. Л.Е. Стровского - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2012. - 408 с.;

11. Свободная торговля [электронный ресурс], режим доступа - https:// dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/22258, свободный, дата обращения 30.04.2019 г.

© Моргоева М.Х., 2019

УДК 336

Д.Н.Шамиева

студентка 2 курса Магистратуры ЧОУ ВПО «Казанского инновационного университета

имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)», г.Казань, РФ E-mail: MYTack125@yandex.ru Научный руководитель: Р.В.Нагуманова

канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита,

г.Казань, РФ

НАЛОГ С ПОСТУПЛЕНИЙ НА БАНКОВСКИЕ КАРТЫ. НАЛОГОВЫЕ НЮАНСЫ ПРИ ПЕРЕВОДЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросам возможного налогообложения доходов физических лиц, полученных в результате осуществления переводов на банковские карты. В современном мире доля безналичных расчетов физических лиц ежегодно увеличивается по отношению к наличному обороту. Физические лица не задумываются о возможном налогообложении «доходов», полученных при осуществлении переводов на банковские карты. На основании изученного материала приведены рекомендации для предотвращения возникновения вопросов о незадекларированных доходах со стороны Федеральной налоговой службы.

Ключевые слова:

Безналичные расчеты физических лиц, налоговый контроль электронных платежей физических лиц, порядок начисления НДФЛ при переводах с карты на карту.

На сегодняшний день безналичные расчеты вошли в нашу жизнь давно и прочно. Мы уже просто не представляем себе, как раньше могли обходиться без банковской карты, которая является универсальным средством электронных платежей. Банковская карта стала альтернативным инструментом платежа, вытесняя наличные денежные средства на второй план. Отметим тот факт, что более 90% операций по банковским картам граждан нашей страны в первом полугодии текущего года пришлось именно на безналичные транзакции: оплату товаров и услуг, а также переводы с карты на карту/банковский счет/вклад. Об этом свидетельствует статистика Банка России, кроме того, такие операции по объему занимают львиную долю рынка - 68%. В таблице 1 представлены сведения б основных показателях развития платежной системы нашей страны за период 2016-2018гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.