II Международная научно-практическая конференция 4. Менциев А.У., Юшаева Р.С.-Э. Проблемы цифровизации малого и среднего бизнеса в России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2020. № 2 (111). С. 124-126.
УДК 351
Доржиева Дарья.Александровна Dorzhieva Daria Alexandrovna
Студент Student
Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова
Banzarov Buryat State University
Санжин Бато Баирович Sanzhin Bato Bairovich
Старший преподаватель, к.э.н Master teacher, Phd in economics Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова
Banzarov Buryat State University
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОСНОВНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КЯХТИНСКОГО РАЙОНА
STATE REGULATION OF SECONDARY EDUCATION IN KYAHTINSKY DISTRICT
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования системы основного среднего образования. Необходимость образования определяет жизнедеятельность населения и государства. Вследствие чего, государство направляет на развитие среднего образования государственную поддержку и рассматривает систему основного среднего образования как приоритетный объект государственного управления, направленный на повышение уровня и качества жизни населения, и экономики государства целом, принимая законы и иные нормативные правовые акты в области образовательной деятельности государства.
Научные междисциплинарные исследования
Ключевые слова: основное среднее образование, функция государства, законодательство, государственное регулирование, школа, государственная образовательная политика.
Annotation. The article is devoted to the questions of state regulation of secondary education system The need for education determines the livelihoods of the population and the state. As a result, the state directs state support to the development of secondary education and considers the system of basic secondary education as a priority object of state administration aimed at improving the level and quality of life of the population and the economy of the state as a whole, adopting laws and other regulatory legal acts in the field of educational activities of the state.
Keywords: secondary education, the function of state, law, government, school, state educational policy, educational services, educational standards.
Качество системы образования является главным фактором развития страны. Эффективное выполнение образованием следующих функций, как воспитание, обучение, подготовка квалифицированных специалистов, приобщение к продуктам культуры, технологиям и социализации необходимо для государства, общества и граждан [2].
Государственное регулирование в образовании - совокупность социально-экономических, нормативно-правовых, организационных и иных средств, воздействующих на образование, обеспечивающие условия для реализации образовательных потребностей и достижения стратегических целей общественного развития [1].
Главным документом, отображающих государственную политику образования, является Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" №2 273-Ф3. Главные принципы государственной политики в сфере образования перечислены в ст. 3 Закона [4].
Законодательство об образовании синхронизировано с положениями Конституции Российской Федерации и определяет основные принципы государственной политики в сфере образования, нормы правового регулирования отношений в сфере образования, конкретизирует государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, устанавливает разграничение полномочий в сфере образования на
II Международная научно-практическая конференция уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований (статьи 3-9 Федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации") [6].
Наряду с Законом "Об образовании в РФ", документами, отражающими
образовательную политику государства и приоритетные направления
развития образования, являются:
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
• "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" (до 2025 г.), Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751;
• Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020
гг.;
• Государственная программа "Развитие образования" на 2013— 2020
гг.;
• Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" и др. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от
07.05.2018 № 204 разработаны и утверждены восемь региональных проектов по Национальному проекту «Образование» («Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность») [1].
Стратегической целью государственной политики в области образования считается увеличение доступности высококачественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Научные междисциплинарные исследования
Министерство образования и науки Республики Бурятия в декабре 2018
года успешно прошло защиту концепции по реализации национального проекта «Образование» в регионе. По итогам федерального конкурса в 20192021 гг. предусмотрено 5,5 млрд. руб.
С Министерством просвещения Российской Федерации заключены следующие «финансовые» соглашения:
- по проекту «Современная школа» о предоставлении субсидии бюджету Республики Бурятия на создание новых мест в общеобразовательных организациях, ликвидацию 3 смены в школах республики, поддержку образования детей, создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и посёлках городского типа.
- по проекту «Успех каждого ребёнка» о предоставлении субсидии бюджету Республики Бурятия на создание мобильного кванториума, ключевого центра развития, ремонт спортивных залов общеобразовательных организаций, находящихся в сельской местности.
- по проекту «Цифровая образовательная среда» о предоставлении субсидии бюджету Республики Бурятия на закупку оборудования в рамках внедрения целевой модели цифровой образовательной среды.
Также с Минпросвещения России заключены «нефинансовые» соглашения по реализации следующих проектов:
- «Молодые профессионалы»;
- «Учитель будущего»;
- «Поддержка семей, имеющих детей»
- «Социальная активность» [7]
В Кяхтинском районе действует следующий государственный орган управления образованием: Кяхтинское районное управление образованием
[5].
К компетенции государственного органа управления образованием относятся:
II Международная научно-практическая конференция
1) Обеспечение конституционных прав граждан района на
установленного Законом Российской Федерации «Об образовании» дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования, специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
2) Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности подведомственных образовательных учреждений района по исполнению Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Функции сотрудников государственного органа управления образованием складываются из четырех блоков последовательно осуществляемых задач, а именно:
1) определение основных направлений развития муниципальной системы общего образования;
2) содействие в организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, содействие в предоставлении дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования;
3) содействие созданию и деятельности образовательных объединений в форме ассоциаций или союзов в соответствии с законодательством РФ в целях развития и совершенствования образования, общественных объединений участников образовательного процесса и иных граждан, заинтересованных в развитии образования, благотворительных организаций, содействующих муниципальной системе образования;
4) развитие форм роли населения в управлении образованием, в оценке качества общего образования в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы, участия представителей общественности в процедурах лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических кадров, содействие открытости и
Научные междисциплинарные исследования публичности в деятельности образовательных учреждений на территории
муниципального образования [8].
В отличие от центрального государственного органа, работа которого ориентирована на создание законодательных основ и политики образования, органы муниципального управления образованием выполняют эту деятельность, воздействуя на работу субъектов образования.
В случае если управление на уровне государственной власти носит административный характер, то на уровне муниципального управления-демократический [2].
На данный период времени в Кяхтинском районе реализуются 5 национальных проектов по образованию:
1. "Современная школа"
2. "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет"
3. "Успех каждого ребенка"
4. "Учитель будущего"
5. "Цифровая образовательная среда"
Также составлены программы развития образовательных учреждений. Данные программы успешно реализуются в четырех районах Кяхтинского района.
1. Программа «Успешная школа», которая реализуется на базе школы №1, г. Кяхта.
2. Программа «Формирование жизнеспособной личности в условиях сельского социума», реализующаяся на базе Усть-Киранской СОШ.
3. Также программы реализуются на базах школы №2 г. Кяхта, Больше-Кударинская и Энхэ-Талинская СОШ [8].
Все программы составлены в нескольких вариантах. Что позволяет выбрать как обществу, так и родителям наиболее подходящий вариант развития учреждения. Это приводит к соблюдению основного принципа, в государственном регулировании образования - ориентация на потребителя.
II Международная научно-практическая конференция
Количество общеобразовательных учреждений на территории Кяхтинского
района
I Количество школ в г.Кяхта ■ Количество школ в сельских поселениях Кяхтинского района
Рис. 1. Количество СОШ на территории Кяхтинского района
Рис. 2. Количество учащихся на территории Кяхтинского района
В Кяхтинском районе 23 общеобразовательные школы (рис. 1) в которых обучается 5169 учащихся (рис. 2).
В образовательных учреждениях образовательная политика должна отвечать согласованным интересам общества, государства, работодателей, педагогов, учащихся и их родителей.
Научные междисциплинарные исследования
Интерес у всех один - воспитать достойного гражданина страны.
Президент России в ежегодном послании Федеральному собранию указывает, что нам нужны общеобразовательные учебные заведения, которые не просто дают знания, но и которые воспитывают личность, граждан страны, изучивших ее ценности, истории и традиции, людей с широким кругозором, имеющих богатую внутреннюю культуру, способных творчески и самостоятельно мыслить. Для реализации поставленных задач на государственном уровне, необходимо создать условия, оснастить школы современным содержанием, увеличить их материальное и финансовое обеспечение. Финансовые ресурсы в бюджете на всех уровнях сосредоточены на тех направлениях, которые определены в Указах Президента РФ.
Для укрепления и улучшения материально-технической базы ОО в государственную программу РБ «Развитие образования и науки» на 20182025г включены следующие учреждения:
1. Капитальный ремонт МБОУ «Наушкинская СОШ»
2. Строительство школы-сад в с. Субуктуй
3. Капитальный ремонт МБОУ «Унгуркуйская ООШ»
4. Строительство школы в г. Кяхта (п. Слобода)
5. Строительство пристроя, капитальный ремонт МБОУ «Кяхтинская СОШ № 4»
6. Строительство пристроя к школе в с. Малая Кудара
7. Реконструкция школы в с. Хоронхой
8. Капитальный ремонт МБОУ «Чикойская СОШ»
Только за 18-19 учебный год за счет бюджетов разных уровней приобретены два автобуса, для Субуктуйской и Энхэ талинской ООШ, на очереди Унгуркуйская ООШ и Малокударинская СОШ, по республиканской программе «Школьная мебель» получили 14 комплектов ростовой мебели,10 моноблоков, значительно пополнили оснащение пунктов приема ЕГЭ.
В Кяхтинском районе идет активное обновление организационных форм, технологий, механизмов обеспечения качества образования через
II Международная научно-практическая конференция внедрение в образовательный процесс электронных учебно—методических
комплексов, усиление системы мониторинга качества образования в
образовательных учреждениях.
Государственное регулирование в сфере образования Кяхтинского района основывается на принципах демократии, законности, гласности, учета общественного мнения и системности управления образованием. Государственное регулирование в сфере образования носит общественно-государственный характер [3].
В образовательных учреждениях Кяхтинского района образовательная политика отвечает согласованным интересам общества, государства, работодателей, педагогов, учащихся и их родителей
Таким образом, особенности государственного регулирования сферы образовательных услуг в Кяхтинском районе, позволяют выделить такие черты, как: демократизацию и децентрализацию государственного воздействия на сферу образования, сочетание общественных и государственных начал в регулировании рынка образовательных услуг.
Библиографический список:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ)//Справочно-правовая система Консультант Плюс. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
2. А.Г. Базаев, Берг Н.А., Верещагина Т.А. Экономика образования [Текст]: учебные материалы - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2015.
3. Г. А. Грибина, Ермолаева Е. Л., Илюшина Е. С., Кокарева М. Е., Федосеева Л. А. Государственное регулирование в сфере высшего образования, 2019.
4. О. В. Рогач. Особенности регулирования сферы образовательных услуг в России, 2016.
5. http://admkht.ru (дата обращения 16.05.2020).
6. http://www.constitution.ru/ (дата обращения 16.05.2020).
Научные междисциплинарные исследования
7. https://egov-buryatia.ru/minobr (дата обращения 16.05.2020).
8. http://kyakhtaruno.ucoz.ru (дата обращения 16.05.2020).
© Д. А. Доржиева, Б. Б. Санжин, 2020
УДК 33.331
Галина Альбина Эдуардовна Galina Albina Eduardovna
Кандидат социологических наук, доцент Candidate of sociological Sciences, associate Professor Башкирский государственный университет Bashkir State University
Ишкина Гульшат Янисовна Ishkina Gulshat Yanisovna
Студент Student
Башкирский государственный университет Bashkir State University
ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
FOREIGN AND NATIONAL REALIZATION EXPERIENCE OF CORPORATE SOCIAL POLICY
Аннотация: в статье рассмотрены особенности реализации корпоративной социальной политики в США, Европе и России.
Abstract: the article examines specifics of implementing corporate social policy in the United States, Europe, and Russia.
Ключевые слова: корпоративная социальная политика, корпоративная социальная ответственность.
Key words: corporate social policy, corporate social responsibility.
Сегодня принципы социальной ответственности бизнеса стабильно распространяются по всему миру и становятся привлекательными для новых