Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ И КАЗАХСТАНЕ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ И КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
лекарства / изделия медицинского назначения / предельная наценка / оптовая торговля / референтное ценообразование. / medicines / medical products / maximum margin / wholesale trade / reference pricing.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джуманов Аскар

В статье изучаются правовая природа регулирования цен на лекарства, содержание понятия «фармпродукция», роль и функции государства, факторы, влияющие на регулирование цен, анализируются правовые основы и требования установления цен в Республике Узбекистан. Осуществлен сравнительный анализ референтного регулирования цен с предыдущей системой регулирования цен на лекарства в Узбекистане. В статье уделено внимание структуре формулы по определению покупной стоимости лекарств в Узбекистане, раскрываются основные возможные способы злоупотребления со стороны продавцов (заявителей), недостатки новой системы. В работе указано, что система референтного ценообразования была принята в большинстве стран для экономии государственных средств на здравоохранение. Автором проанализировано, что в Республике Казахстан государственное регулирование осуществляется в отношении цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и системы обязательного социального медицинского страхования, а также на лекарственные средства, реализуемые оптом и в розницу. Автор статьи предлагает применить систему референтного ценообразования в рамках бесплатной медицинской помощи и осуществлять регулирование цен с учетом интересов предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джуманов Аскар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF PRICES FOR MEDICINES IN UZBEKISTAN AND KAZAKHSTAN

The article discusses the legal nature of price regulation for medicines, the content of the concept of pharmaceutical products, the role and functions of the state, factors affecting price regulation, and analyzes the legal framework and requirements for setting prices in the Republic of Uzbekistan. This material conducts a comparative analysis of the reference price regulation with the previous system of medicine price regulation in Uzbekistan. The article pays attention to the structure of the formula for determining the purchase price of medicine in Uzbekistan, reveals the main possible ways of abuse by sellers (applicants), the shortcomings of the new system. The article analyzes that the reference pricing system has been adopted in most countries to save public funds for health care. The article also analyzes that in the Republic of Kazakhstan, the state regulation is carried out in relation to the prices of medicines and medical products purchased within the guaranteed volume of free medical care and in the system of compulsory social health insurance, as well as for medicines sold in bulk and in retail. The author of the article proposes to apply the system of reference pricing within the framework of free medical care and to regulate prices taking into account the interests of entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ И КАЗАХСТАНЕ»

UDC: 347.7 (042)(575.1)

Джуманов Аскар

преподаватель кафедры «Бизнес-право» Ташкентского государственного юридического университета E-mail: askar.djumanov@gmail.com

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ И КАЗАХСТАНЕ

Аннотация. В статье изучаются правовая природа регулирования цен на лекарства, содержание понятия «фармпродукция», роль и функции государства, факторы, влияющие на регулирование цен, анализируются правовые основы и требования установления цен в Республике Узбекистан. Осуществлен сравнительный анализ референтного регулирования цен с предыдущей системой регулирования цен на лекарства в Узбекистане. В статье уделено внимание структуре формулы по определению покупной стоимости лекарств в Узбекистане, раскрываются основные возможные способы злоупотребления со стороны продавцов (заявителей), недостатки новой системы. В работе указано, что система референтного ценообразования была принята в большинстве стран для экономии государственных средств на здравоохранение. Автором проанализировано, что в Республике Казахстан государственное регулирование осуществляется в отношении цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и системы обязательного социального медицинского страхования, а также на лекарственные средства, реализуемые оптом и в розницу. Автор статьи предлагает применить систему референтного ценообразования в рамках бесплатной медицинской помощи и осуществлять регулирование цен с учетом интересов предпринимателей.

Ключевые слова: лекарства, изделия медицинского назначения, предельная наценка, оптовая торговля, референтное ценообразование.

Джуманов Аскар

Тошкент давлат юридик университети "Бизнес ^у^у^и" кафедраси у^итувчиси

УЗБЕКИСТОН ВА ЦОЗОГИСТОНДА ДОРИ ВОСИТАЛАРИ НАРХЛАРИНИ ДАВЛАТ ТОМОНИДАН ТАРТИБГА СОЛИШ

Аннотация. Ушбу мацолада дори воситалари нарх-навосини тартибга солишнинг ууцуций жиуатлари, фармацевтика маусулотлари тушунчаси, соуага оид давлатнинг роли ва функцияла-ри, нарх-навони тартибга солишга таъсир курсатувчи факторлар урганилган уамда Узбекистон Республикасида нарх-наволарни белгилашнинг ууцуций асослари ва талаблари таулил этилган. Шу-нингдек, дори воситалари нархларинингреферент ва эски тизим буйича тартибга солинишининг циё-сий таулили амалга оширилган. Мацолада Узбекистондаги дори воситаларининг сотиб олиш ций-матини аницлаш формуласининг таркибий тузилишига алоуида эътибор царатилган уамда сотув-чилар (аризачилар) томонидан амалга оширилиши мумкин булган суиистеъмолчиликларнинг асосий усуллари ва янги тизимнинг камчиликлари очиб берилган. Мазкур ишда амалга оширилган таулилга кура, референт нарх шакллантириш дунёнинг куплаб мамлакатларида соглицни сацлаш соуасига

йуналтириладиган давлат харажатларини тежаш мацсадида жорий цилинган. Шунингдек, мацо-лада Цозогистон Республикасида бепул тиббий ёрдамнинг кафолатли мицдори ва мажбурий ижти-моий тиббий сугурта тизими доирасида сотиб олинадиган дори воситалари ва тиббий буюмлар уамда улгуржи ва чакана савдо амалга ошириладиган дори воситаларига нисбатан давлат томони-дан нарх-навони тартибга солиш амалга оширилиши тащил этилган. Мацола муаллифи референт нарх шакллантиришни бепул тиббий ёрдам доирасида татбиц этиш ва нарх-навони тартибга со-лишни тадбиркорларнинг манфаатларини инобатга олган уолда амалга оширишни таклиф этади.

Калит сузлар: дори воситалари, тиббий маусулотлар, чекланган нархлар, улгуржи савдо, референт нарх шакллантириш.

Jumanov Askar

Lecturer of the Department of Business Law, Tashkent State University of Law STATE REGULATION OF PRICES FOR MEDICINES IN UZBEKISTAN AND KAZAKHSTAN

Ab&ract. The article discusses the legal nature ofprice regulation for medicines, the content of the concept ofpharmaceutical products, the role andfunctions of the State, factors affecting price regulation, and analyzes the legal framework and requirements for setting prices in the Republic of Uzbekistan. This material conducts a comparative analysis of the reference price regulation with the previous system of medicine price regulation in Uzbekistan. The article pays attention to the Structure of the formula for determining the purchase price of medicine in Uzbekistan, reveals the main possible ways of abuse by sellers (applicants), the shortcomings of the new syStem. The article analyzes that the reference pricing syStem has been adopted in motf countries to save public funds for health care. The article also analyzes that in the Republic of Kazakhstan, the State regulation is carried out in relation to the prices of medicines and medical products purchased within the guaranteed volume offree medical care and in the syStem of compulsory social health insurance, as well as for medicines sold in bulk and in retail. The author of the article proposes to apply the syStem of reference pricing within the framework of free medical care and to regulate prices taking into account the interests of entrepreneurs.

Keywords: medicines, medical products, maximum margin, wholesale trade, reference pricing.

Важность медицинской отрасли и роль государства

Медицинская отрасль является одной из значимых отраслей в жизнедеятельности страны, и от ее состояния зависит здоровье населения. Конечно, имеются разные точки зрения касательно регулирования медицинской отрасли, и многое влияет на его формирование.

Основными факторами, влияющими на регулирование ценообразования лекарств и изделий медицинского назначения (далее «фармпродук-ция»), считаем следующие:

наличие системы обязательного медицинского страхования;

насыщенность рынка отечественной и зарубежной фармпродукцией;

экономические показатели страны;

актуальность ведения бизнеса (производство и продажа фармпродукции) в определенном государстве [1].

Государство выступает в роли регулятора, который должен обеспечить стабильность рынка путем принятия решений, и от таких принятых решений зависит, насколько будет стабилен рынок фармпродукции.

Необходимо отметить, что государство в данной отрасли не должно выступать в роли «огнетушителя». Система должна удовлетворить потребность населения в качественной и доступной фармпродукции независимо от того, покрывается ли спрос отечественными производителями, а неправильное регулирование цен может привести к спекуляциям и большому искусственному спросу на рынке [2].

В данной статье раскрывается правовое регулирование цен на фармпродукцию при оптовой реализации с учетом максимальной наценки.

Есть две формы регулирования цен на фармпродукцию согласно законодательству Республики Узбекистан:

социально значимые с фиксированной ценой; максимальная наценка на фармпродукцию, не включенную в перечень социально значимой продукции [3].

Оптовая реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения является фармацевтической деятельностью и подлежит законодательному регулированию [2]. Оптовая реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ввозимых по импорту, а также закупаемых у отечественных производителей, осуществляется с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, для оптовой реализации - в размерах не более 15 % от покупной стоимости [3]. Следовательно, оптовые организации имеют право устанавливать максимально 15 % от покупной стоимости.

В Положении о порядке регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (от 31 октября 2016 г. № ПП-2647) устанавливаются определенные требования к импортируемым и отечественным фармпродукциям. Импортируемая фармпродукция Покупная стоимость определяется по следующей формуле:

С = Кс + Т + Пр.,

где С - покупная стоимость импортированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

Кс - контрактная стоимость импортированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, определенная исходя из курса Центрального банка Республики Узбекистан на дату заполнения грузовой таможенной декларации;

Т - таможенные платежи, рассчитанные по курсу Центрального банка Республики Узбекистан в установленном порядке;

Пр. - прочие расходы, связанные с покупкой товара, которые формируются в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,

услуг) и порядке формирования финансовых результатов, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 г. № 54.

Необходимо отметить, что в п. 1.1 и 1.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 г. № 54, предусмотрены только производственные материальные затраты и затраты на оплату труда производственного характера. Следовательно, оптовые организации практически не пользуются пунктом «Пр.» вышеуказанной формулы, так как не занимаются производством.

Согласно ч. 1 ст. 289 Таможенного кодекса Республики Узбекистан установлено, что при перемещении товаров через таможенную границу уплачиваются следующие таможенные платежи: 1) таможенная пошлина; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизный налог; 4) таможенные сборы.

При этом основную нагрузку на ценообразование оказывает таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость [4].

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 246 Налогового кодекса Республики Узбекистан, освобождается от НДС ввоз на территорию Республики Узбекистан лекарственных средств, ветеринарных лекарственных средств, изделий медицинского и ветеринарного назначения, а также сырья, ввозимого по перечню, определяемому законодательством, для производства лекарственных средств, ветеринарных лекарственных средств, изделий медицинского и ветеринарного назначения. Указанная норма не распространяется на ввозимые готовые лекарственные средства, ветеринарные лекарственные средства, изделия медицинского и ветеринарного назначения, которые также производятся в Республике Узбекистан, по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В соответствии со ставками импортных пошлин (Постановление Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 г. № ПП-3818) в отношении лекарственных средств с кодом ТН ВЭД 30 применяется нулевая ставка.

В настоящее время, п. «Т» также особо не влияет на ценообразование для оптовых организаций.

В процессе ценообразования оптовые организации не могут принять во внимание расходы

на персонал, внутренние логистические расходы, маркетинговые расходы, налоги от предпринимательской деятельности и ежегодную инфляцию. Законодатель обязывает оптовые организации учесть все вышеуказанные расходы и издержки в пределах 15-процентной наценки.

Данное обстоятельство может создать ситуацию, когда оптовые организации будут завозить фармпродукцию по завышенной цене. С учетом того, что товар является льготным, таможенные органы на практике не применяют механизмы применения таможенных тарифов, предусмотренные таможенным законодательством.

Отечественная фармпродукция

Касательно местной продукции законодатель применяет иные механизмы регулирования, в частности, отпускная стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения, производимых на территории республики, формируется производителями в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 г. N° 54. Отпускная стоимость отечественного производителя лекарственных средств и изделий медицинского назначения служит базой для последующего установления фиксированной либо регулируемой цены на продукцию отечественного производства

[5].

Следовательно, для отечественных производителей установлены более благоприятные условия установления цены по сравнению с импортируемыми товарами. Данная политика считается актуальной, так как государство намерено развивать локализацию производства, увеличивать рабочие места и принимать другие меры по налаживанию производства. Однако считаем, что нужно исходить о целесообразности установления таких мер, и рассматривать, насколько влияет данное регулирование на удовлетворение спроса населения в фармпродукции.

Постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по углублению реформ в фармацевтической отрасли Республики Узбекистан» от 30 декабря 2019 г. № ПП-4554 было указано, что за последние годы реализованы комплексные меры по улучшению

системы обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, созданы благоприятные условия для развития отечественной фармацевтической отрасли. Вместе с тем отечественная фармацевтическая отрасль не удовлетворяет в достаточной мере потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в фармацевтической продукции. В частности, фармацевтическая отрасль отстает от аналогичной отрасли экономически развитых стран по номенклатуре выпускаемой продукции. Так, доля отечественных лекарственных средств на внутреннем рынке составляет 27 % в стоимостном и 45 % в натуральном выражении.

Необоснованному росту цен на лекарственные препараты в Республике Узбекистан по сравнению с приграничными странами также способствует отсутствие прозрачных и эффективных механизмов ценообразования, успешно применяемых в развитых государствах мира.

С 1 июля 2020 г. поэтапно внедряется система референтного ценообразования на лекарственные средства отечественного и зарубежного производства, предусматривающая:

- выбор не менее 10 референтных стран, относящихся к группе стран высокого, выше среднего или ниже среднего уровня доходов на душу населения;

- представление регистрирующему органу держателем регистрационного удостоверения или его уполномоченным представителем отпускной цены производителя в стране происхождения, референтных странах и Республике Узбекистан лекарственного средства одного и того же производителя с тем же активным веществом с учетом лекарственной формы, количества единиц в упаковке, дозировки, концентрации, объема и фасовки;

- регистрацию предельных цен на каждое торговое наименование лекарственного средства с учетом лекарственной формы, количества единиц в упаковке, дозировки, концентрации, объема и фасовки, выше которых не может осуществляться его поставка в Республику Узбекистан (для импортных лекарственных средств) и отпуск отечественным производителем (для отечественных лекарственных средств).

В вышеуказанном постановлении указано, что система ценообразования не отвечает требовани-

12.00.02 - конституциявий ХУКУК МАЪМУРИй ХУКУК. молия ВА БОЖХОНА ХУКУКи

ям рынка и требует кардинального изменения. В частности, сказано о необходимости внедрения референтного ценообразования на лекарства.

Референтное ценообразование

Всемирный финансовый кризис 2008 г. дал толчок более активному пересмотру программ лекарственного обеспечения во многих странах мира, направленному на снижение затрат государства на лекарственное обеспечение при государственных закупках и/или реимберсменте (возмещение затрат на приобретение медикаментов). Актуальным стал пересмотр программ лекарственного обеспечения в большинстве стран, в частности Евросоюза, что потребовало предварительного проведения серьезной аналитической работы с целью минимизации негативных последствий такого пересмотра (как медицинских, так и социальных), причем даже это не смогло предотвратить массовые вспышки протестов в ряде стран, например, в Испании и Греции.

Одним из способов снижения затрат является так называемое референтное ценообразование, когда для государственных закупок или реимберсмента определенных медикаментов государством (или реже страховой компанией) устанавливаются соответствующие референтные цены. Под референтной ценой понимается максимальная цена на конкретный лекарственный препарат, которую государство (или страховая компания) готово оплачивать в рамках соответствующих программ государственных закупок или реимберсмента.

Различают так называемое внутреннее и внешнее референтное ценообразование. При внешнем референтном ценообразовании максимальную цену на конкретный лекарственный препарат устанавливают, исходя из уровня цен в нескольких странах, как правило, находящихся на примерно одинаковом уровне социально-экономического развития с той страной, где устанавливается цена. Чаще всего этот метод применяют для тех препаратов, которые в конкретной стране еще не выходили на рынок и/или на рынке не существует их близких аналогов (воспроизведенные лекарственные препараты или препараты, применяемые по аналогичным показаниям) [4].

Механизм установления цены по системе референтного ценообразования разработан и используется для предотвращения излишних

расходов государства, где предусмотрена бесплатная государственная медицинская помощь или же система обязательного медицинского страхования [6].

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан разработало и утвердило Положение о порядке установления цен на лекарственные средства на основе системы референтного ценообразования (от 10 июня 2020 г. рег. № 3242) в рамках реализации задач, обозначенных постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 г. № ПП-4554 «О дополнительных мерах по углублению реформ в фармацевтической отрасли Республики Узбекистан».

Для определения референтной цены одного препарата учитывается его отпускная стоимость в 10 референтных странах с высоким, выше среднего или ниже среднего уровнем доходов на душу населения. В список вошли такие страны, как: 1) Венгрия, 2) Российская Федерация, 3) Украина, 4) Республика Польша, 5) Республика Таджикистан, 6) Республика Словения, 7) Республика Казахстан, 8) Республика Болгария, 9) Республика Беларусь, 10) Кыргызская Республика.

После получения заявления и информации от заявителя, автоматического расчета средних цен системой и рекомендаций рабочего органа уполномоченным органом в течение трех дней предельные цены вносятся в определенный реестр. Независимо от числа посредников, максимальная оптовая цена лекарственных средств не может быть выше 15 % от референтной цены, 20 % - для розничных организаций (аптек) [7].

Необходимо отметить, что согласно вышеуказанному положению предусмотрена новая формула определения цены при импорте лекарств, где в отличие от Положения о порядке регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения от 31 октября 2016 г. № ПП-2647 предусмотрено, что к прочим расходам в формуле относятся расходы в размере 1 % цены контракта на условиях С1Р.

Кроме сравнительного анализа цен с другими референтными государствами, значительные изменения не предусмотрены новым регулированием. Возникает вопрос, насколько будет эффективна новая система, и сможет ли она решить проблемы, которые были указаны Президентом Республики Узбекистан.

12.00.02 - конституциявий ХУКУК МАЪМУРИй ХУКУК. молия ВА БОЖХОНА ХУКУКи

Опыт Казахстана

В Казахстане до нововведений законодатель предусматривал государственное регулирование только в отношении цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), то по новым правилам государственное регулирование цен распространяется теперь на лекарственные средства, реализуемые оптом и в розницу.

Согласно п. 3 Правил регулирования цен на лекарственные средства (приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 апреля 2019 г. № КР ДСМ-42), государственная экспертная организация осуществляет регистрацию цены или перерегистрацию зарегистрированной цены для оптовой и розничной реализации на торговое наименование лекарственных средств (ЛС), а также в рамках ГОБМП и ОСМС.

Можно подчеркнуть, что законодатель применяет две формы регулирования цен:

регулирование цен для ЛС, подлежащих оптовой и розничной реализации;

регулирование цен для ЛС, предназначенных для оказания ГОБМП и ОСМС.

Если рассмотрим порядок ценообразования импортируемых ЛС, заявитель должен представить следующее:

цены производителя для оптовой и розничной реализации;

данные фактически понесенных транспортных расходов от производителя до границы Республики Казахстан;

данные таможенных расходов; данные расходов на оценку безопасности и качества;

данные маркетинговых расходов (не превышают 30 % от значения цены производителя для оптовой и розничной реализации для Республики Казахстан).

П. 27 Правил регулирования цен на лекарственные средства устанавливает, что оптовые наценки на ЛС дифференцируются в соответствии с регрессивной шкалой наценок и составляют:

1) 21 % для ЛС, стоимостью до 350 тенге включительно;

2) 20 % для ЛС, стоимостью свыше 350 и до 1000 тенге включительно;

3) 19,5 % для ЛС, стоимостью свыше 1000 и до 3000 тенге включительно;

4) 19 % для ЛС, стоимостью свыше 3000 и до 5000 тенге включительно;

5) 18,5 % для ЛС, стоимостью свыше 5000 и до 10000 тенге включительно;

6) 18 % для ЛС, стоимостью свыше 10000 и до 20000 тенге включительно;

7) 16 % для ЛС, стоимостью свыше 20000 и до 40000 тенге включительно;

8) 14 % для ЛС, стоимостью свыше 40000 и до 100000 тенге включительно;

9) 12 % для ЛС, стоимостью свыше 100000 и до 200000 тенге включительно;

10) 11 % для ЛС, стоимостью свыше 200000 и до 500000 тенге включительно;

11) 10% для ЛС, стоимостью свыше 500000 тенге.

Дифференцированный подход к установлению цены предусмотрен как для оптовой торговли, так и розничной торговли, и на ЛС в рамках ГОБМП и ОСМС. Дифференцированный подход позволяет учесть расходы компаний по импорту различного рода товаров с учетом их рентабельности. Также можно отметить, что в Казахстане учитывают маркетинговые расходы компаний.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что референтное ценообразование по общим правилам применяется в рамках гарантированной медицинской помощи и обязательного медицинского страхования. При установлении максимальных наценок со стороны государства должны учитываться расходы компаний по оплате труда, арендные платежи, налоговое бремя, маркетинговые расходы, а также применяться дифференцированный подход по наценке. Представляется целесообразным пересмотреть действующее законодательство Узбекистана по референтному ценообразованию и принять систему, отвечающую требованиям рынка.

Список использованной литературы

1. Аскаров Ж.Т. Тиббий туризмни ^у^у^ий тартибга солиш мох,ияти ва узига хос жихдтлари //«Ху^у^ий тадкщотлар» электрон журнали. - 2020. - Т. 8. - №№ 5, 6.

2. Раджапов Х. Правовые основы формирования конкуренции в сфере естественных монополий // Review of law sciences. - 2020. - No. 3. - С. 111-115.

3. Положение о порядке регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения: приложение № 4 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2016 г. № ПП-2647 // приложение в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2017 года № УП-5216 - Национальная база данных законодательства, 30.10.2017 г., № 06/17/5216/0187, Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 51, ст. 583, № 52, ст. 599; 2017 г., № 7, ст. 87, № 29, ст. 683; Национальная база данных законодательства, 30.10.2017 г., № 06/17/5216/0187; 01.10.2018 г., № 06/18/5547/1975; 05.07.2019 г., № 06/19/5759/3385; 09.11.2019 г., № 06/19/5870/4010 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lex.uz/acts/3060649/ (дата обращения: 10.12.2021).

4. Рузиназаров Ш. Некоторые теоретические вопросы методов современного обучения гражданских правовых дисциплин //Review of law sciences. - 2018. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности: Закон Республики Узбекистан от 25 апреля 1997 г. № 415-I (новая редакция) // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 4-5, ст. 124; 1999 г., №5, ст. 124; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 41, ст. 405; 2009 г., № 38, ст. 416; 2014 г., № 36, ст. 452 [Электронный ресурс]. - URL: https://www. lex.uz/acts/2229/ (дата обращения: 10.12.2021).

6. Умаров Б.А., Мухитдинова Ф.А. Нормативно-правовые гарантии прав предпринимателей в Узбекистане //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-3. - С. 218-221.

7. Положение о порядке оптовой реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения: приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 апреля 2017 г. № 185 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 14, ст. 228, № 37, ст. 997; Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 г., № 09/17/915/0259, 27.07.2018 г., № 09/18/583/1582, 25.10.2018 г., № 09/18/862/2097, 02.07.2019 г., № 09/19/549/3364, 11.08.2019 г., № 09/19/661/3571, 17.08.2019 г., № 09/19/678/357, 28.09.2019 г., № 09/19/818/3828, 04.10.2019 г., № 09/19/842/3868; 08.07.2020 г., № 09/20/429/1039 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lex.uz/ acts/3155770/ (дата обращения: 10.12.2021).

8. Гильдеева Г.Н., Старых Д.А. Референтное ценообразование на лекарственные препараты в странах Европы [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/referentnoe-tsenoobrazovanie-na-lekar&vennye-preparaty-v-&ranah-evropy/viewer/ (дата обращения: 10.12.2021).

9. Положение о порядке установления цен на лекарственные средства на основе системы референтного ценообразования от 10 июня 2020 г. рег. № 3242 [Электронный ресурс]. - URL: https://www. norma.uz/novoe_v_zakonodatel&ve/na_lekar&va_u^anovyat_ ogranicheniya_po_&oimo&i/ (дата обращения: 10.12.2021).

10. Правила регулирования цен на лекарственные средства: приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 апреля 2019 года № КР ДСМ-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.