Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / торговля / управление / регион / механизмы регулирования / методы регулирования / развитие территории / state regulation / trade / management / region / regulatory mechanisms / regulatory methods / territory development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Непечида

В статье раскрыты основные вопросы государственного регулирования торговой деятельности. Выделены задачи и исследованы основные проблемы государственного регулирования торговой деятельности, в том числе, на уровне регионов. Определены методы и механизмы государственного регулирования торговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF TRADE ACTIVITIES

The article reveals the main issues of state regulation of trade activities. The tasks are highlighted and the main problems of state regulation of trade activities, including at the regional level, are investigated. The methods and mechanisms of state regulation of trade activities are defined.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.В. Непечида, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-8-189-191

Аннотация. В статье раскрыты основные вопросы государственного регулирования торговой деятельности. Выделены задачи и исследованы основные проблемы государственного регулирования торговой деятельности, в том числе, на уровне регионов. Определены методы и механизмы государственного регулирования торговой деятельности.

Ключевые слова: государственное регулирование, торговля, управление, регион, механизмы регулирования, методы регулирования, развитие территории.

Сфера торговли одна из крупнейших сфер экономики страны, обеспечивающая необходимыми товарами и услугами население, а также участвующая в развитии многих отраслей производства, так как именно эта сфера образует канал связи между производителем и потребителем производимой продукции. Большое влияние оказывает сфера торговли не только на экономику страны, но и во многом способствует развитию регионов, за счет развития внутренних рынков и привлечения инвестиций [4]. Можно отметить, что на сегодняшний день сфера торговли довольна обширна ввиду популяризации интернет-торговли, укрепления позиций внутреннего рынка страны, налаживания торговых и экономических связей с странами-партнерами и привлечения новых технологий в сферу [3]. Однако, для эффективной деятельности предприятий в сфере торговли необходимо обеспечить их соответствующим правовым полем, в котором они смогут реализовывать свою деятельность и которое будет отвечать основным запросам предпринимателей в данной сфере.

В последние годы государственными органами власти были разработаны различные программы стимулирования и поддержки предпринимателей в сфере торговли, а также методы и инструменты осуществления контроля за их деятельностью. Основная проблема состоит в том, что разработанные программы во многом носят общий характер и не универсальны для тех или иных сфер торговли. Многие применяемые инструменты и мероприятия

не отвечают современным стандартам или не дают ожидаемых результатов [2].

Региональная сфера торговли во многом сложнее регулируется, если речь идет только об органах государственной власти, поэтому необходимо разрабатывать и учреждать местные надзорные органы. Таким образом, регулирование сферы торговли должно осуществляться с одной стороны государством, с другой стороны местными органами самоуправления. Обуславливается это тем, что региональное правительство лучше осведомлено о проблемах в регионе и может своевременнее решать возникающие проблемы, подбирая наилучшие методы и инструменты их решения, поэтому способность к саморегулированию на местном уровне не только существует, но и часто стимулируется со стороны государства. Однако, все это должно находится в взаимосвязи с общей политикой государства в сфере торговли, поэтому важно, чтобы органы власти на государственном и региональном уровнях работали слажено. Достигаться такое сотрудничество должно при помощи своевременного информирования участников об планируемых изменениях в законодательстве или получение обратной связи по разработанным программам и мероприятиям [1]. Для получения достоверной информации о проведенной работе на региональном уровне, местное правительство должно использовать современные методы оценки и сбора полученных результатов, предоставляя их для дальнейшей оценки государственными органам управления.

Своевременный сбор и анализ полученных данных о состоянии сферы торговли на региональном уровне во многом позволяет ответственным органам власти модернизировать предложенные методы и мероприятия, а также получать обратную связь по ранее принятым законам и выявлять слабые места в системе [4].

Если говорить о методах и инструментах регулирования сферы торговли со стороны государства, то к ним можно отнести: разработка законов, стимулирующих и защищающих интересы предпринимателей; создание свободной конкурентной среды; соблюдение норм трудового законодательства; борьба с монополизацией продукции или отрасли; регулирование внешнеэкономической деятельности; привлечение инвестиционных потоков в отрасли производства; финансовая поддержка и программы по предоставлению льгот или других программ поддержки для предпринимателей, а также создание органов, отвечающих за надзор в сфере качества и соответствия предоставляемых товаров и услуг населению [2].

Состав направлений и методов государственного регулирования сферы торговли может меняться в зависимости от государственной политики в целом. Как правило, приоритетные направления в сфере торговли и программы, и мероприятия по её развитию утверждаются на 5 лет. На сегодняшний день утверждена и реализуется программа развития сферы торговли в России до 2025 г. В ней отражены приоритетные направления в торговой сфере, такие как стрит-ретейл, онлайн-ритейл, а также развитие нестационарной торговли. В документе подробно рассматриваются вопросы развития и взаимодействия различных форматов торговли - торговых сетей и малого торгового бизнеса, развития несетевых магазинов (в том числе семейного бизнеса), автоматизированной, нестационарной, мобильной торговли, розничных и оптовых рынков, ярмарок, фестивалей, электронной торговли [3]. В программе также утверждены меры по надзору за электронной торговлей, которые ужесточились за последнее время в виду большого количества проблем и мошенничества.

Практическую реализацию государственного воздействия на бизнес в сфере торговли осуществляют соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы, которые не имеют права вторгаться в текущую деятельность торговых бизнес-структур до того момента, пока предприятиями соблюдаются законы. В то же время, они обладают правом и обязаны выступать в качестве органов, которые осуществляют контроль за правомерностью хозяйственной деятельности бизнеса, вносят предложения и требуют исполнять действующее законодательство. Контролировать соблюдение торговыми бизнес-структурами действующих в государстве законодательных актов возлагается на Министерство промышленности и торговли РФ, Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу и другие органы государственного управления и контроля в пределах их компетенций [5]. Государственные службы, осуществляющие контроль соблюдения норм и правил торговой деятельности, порядок ценообразования, качество и безопасность товаров народного потребления - это подразделения Мин-промторга, которые отвечают за государственную политику в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений и развитие внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции. Полномочия и ответственность этих подразделений, их внутренняя структура, методики реализации мер государственного надзора и контроля за соблюдением правил торговли и оказания услуг определяются соответствующими нормативно-правовыми актами [2].

Основными задачами в сфере регулирования торговли государством являются [5]:

- формирование такой конкурентоспособной среды, которая бы с одной стороны позволила рынку развиваться, но с другой активно боролась с монополизацией каких-либо отраслей или товаров;

- защита внутреннего рынка и поддержание его стабильности, в том числе посредством формирования и модернизации нормативно-правовой базы сферы торговли [1];

- создание условий для взаимодействия торговых структур и создание условий для стимулирования предпринимателей к созданию различных торгово-финансовых групп;

- создание единых концепций для различных видов и типов торговых предприятий;

- увеличение качества осуществляемого контроля за деятельностью и реализацией производимых товаров и услуг на рынке, а также за соблюдением нормативно-правовых норм участниками рынка;

- совершенствование трудового законодательства и защиты прав как потребителей, так и участников рынка, акционеров и владельцев предприятий.

Таким образом, можно сделать вывод,

торговли - это многогранный процесс, где каждое направление имеет свою особенную роль. Наилучших результатов возможно добиться, если работа по усовершенствованию системы управления, во-первых, будет учитывать современные тенденции и использовать новейшие управленческие методы, которые себя хорошо зарекомендовали на практике, во-вторых, необходимо находиться в диалоге с региональными структурами и отслеживать обратную связь по принятым изменениям в законодательстве и предложенным методам и инструментам развития торговой сферы на территории, а также выстраивать определенные и прозрачные для всех участников рынка обязанности и возможности реализации их деятельности.

что государственное управление сферой

Библиографический список

1. Климовских Н.В., Серков И.А. Управление развитием территорий // В сборнике: Экономика и управление в условиях современной России. Материалы VII национальной научно-практической конференции. Краснодар, - 2022. - С. 113-116.

2. Непечида А.В., Чаплынский А.Д. Государственное регулирование сферы торговли // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 7 (101). - С. 139-141.

3. Моисеенко О.В., Климовских Н.В. Обеспечение экономической безопасности региона в условиях глобализации // В сборнике: Экономика и политика в эпоху структурных институциональных изменений. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Краснодар, - 2022. - С. 505-509.

4. Рябко О.А., Климовских Н.В. Основные направления поддержки субъектов малого бизнеса // Валютное регулирование. Валютный контроль. - 2023. - № 7. - С. 39-44.

5. Шабазов Р.Р., Жариков М.А. Современные методы и направления государственного регулирования торговой деятельности // Инновационная наука. - 2023. - №6-1. - С. 115118.

STATE REGULATION OF TRADE ACTIVITIES A.V. Nepechida, Student

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article reveals the main issues of state regulation of trade activities. The tasks are highlighted and the main problems of state regulation of trade activities, including at the regional level, are investigated. The methods and mechanisms of state regulation of trade activities are defined.

Keywords: state regulation, trade, management, region, regulatory mechanisms, regulatory methods, territory development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.