Научная статья на тему 'Государственное регулирование торговли в годы новой экономической политики'

Государственное регулирование торговли в годы новой экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
новая экономическая политика / торговля / частное предпринимательство / Наркомат внутренней торговли / государственное регулирование / new economic policy / trade / private business / state regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В В. Бахтин

В годы нэпа государство активно использовало активные меры регулирования экономики. Первоначально регулировалась предпринимательская инициатива в торговле. Был образован ряд органов, на которые были возложены задачи регулирования рыночных механизмов. В статье анализируются мероприятия, которые осуществили центральные и региональные органы в области снижения цен и контроля частного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE TRAID WITHIN NEW ECONOMIC POLICY

Within new economic policy the state actively used active measures of regulation of economy. The enterprise initiative in trade was originally adjusted. Were a number of bodies to which problems of regulation of market mechanisms have been assigned is formed. In clause actions which have carried out the central and regional bodies in the field of reduction of prices and the control of private business are analyzed.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование торговли в годы новой экономической политики»

В.В. Бахтин,

кандидат исторических наук, доцент (г. Воронеж)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ В ГОДЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором А.В. Перепелицыным, доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым.

Аннотация. В годы нэпа государство активно использовало активные меры регулирования экономики. Первоначально регулировалась предпринимательская инициатива в торговле. Был образован ряд органов, на которые были возложены задачи регулирования рыночных механизмов. В статье анализируются мероприятия, которые осуществили центральные и региональные органы в области снижения цен и контроля частного предпринимательства.

Ключевые слова: новая экономическая политика, торговля, частное предпринимательство, Наркомат внутренней торговли, государственное регулирование.

УДК 339.1:338

С момента перехода к нэпу в 1921 г. сфера частнокапиталистического предпринимательства была ограничена системой государственного контроля и регулирования. Государство стремилось направить предпринимательскую инициативу в русло так называемого государственного капитализма. При этом считалось, что предприниматели вступали в той или иной форме в договорные отношения с пролетарским государством, обязывались осуществлять хозяйственную деятельность на условиях и в границах, определенных договором с государством. В подобных условиях в большей или меньшей степени происходило подчинение частного капитала хозяйственной политике Советской республики под непосредственным государственным управлением и контролем.

Большое значение придавали включению частного капитала в организационные формы промышленности и торговой деятельности, объединению его в различные общества, товарищества, группы. Не затрагивая отношений собственности, организационные формы предпринимательской деятельности давали возможность государству осуществлять более полно учет и контроль над ним, его регулирование.

Однако на первый план в первые годы нэпа была выдвинута задача регулирования предпринимательской деятельности в области торговли. Финансовая комиссия СНК РСФСР на заседании 16 и 19 июля 1921 г. определила

принципы регулирования цен. Твердые розничные цены были установлены на сахар, соль, керосин, спички, табак и т. п. На все остальные товары вводились твердые оптовые цены. Комитет цен при ВСНХ летом 1921 г. приступил к разработке новых принципов калькуляции. СНК РСФСР в декрете от 5 августа 1921 г. утвердил «Положение о Комитете цен» при Нар-комфине, который определил оптовые и, в соответствующих случаях, розничные цены, а также твердые заготовительные цены для государственных учреждений. Оптовые цены устанавливались с расчетом покрытия себестоимости товара. В начале 1922 г. Госплан и ВСНХ ввели «ориентировочные цены»[1].

Советское государство постепенно усиливало регулирование торговли. Помимо Совета Труда и Обороны (СТО) непосредственное регулирование торговли вначале осуществляли ВСНХ и Наркомат продовольствия. В мае 1922 г. была создана Комиссия при СТО по регулированию внутренней торговли (Комвнуторг), реорганизованная в мае 1924 г. в Народный Комиссариат по внутренней торговле. С организацией Наркомвнуторга был ликвидирован Наркомпрод.

Основной задачей нового органа, как указывалось в постановлении апрельского (1924 г.) Пленума ЦК партии, являлось «овладение рынком со стороны госторговли и кооперации за счет частного, в первую очередь, оптового тор-

гового капитала и осуществление активного контроля за деятельностью частного капита-ла»[2].

На Наркомвнуторг возлагалась выработка и проведение в жизнь основ внутренней торговой политики в соответствии с общеэкономической политикой СССР: составление планов развертывания внутреннего торгового оборота страны; регулирование, контроль за торговой деятельностью государственных, кооперативных и частных предприятий; разработка мероприятий, содействующих развитию и организации внутреннего рынка, а также обеспечения преобладающего влияния государственной и кооперативной торговли в товарообороте; регулирование оптовых и розничных цен на отдельные товары[3].

Разработкой программы регулирования цен занималась Комиссия цен Комвнуторга (КВТ). По ее мнению, «в центре проблемы цен периода стоял вопрос о борьбе с всякими повышениями, откуда бы они не исходили, от сельского хозяйства или промышленности, придания устойчивости бумажного рубля». Экономисты тех лет были обеспокоены тревожными тенденциями роста цен одновременно и в сельском хозяйстве и промышленности. Летом 1922 г. рубль был стабилен и стационарен. В сентябре 1922 г. вслед за повышением цен на промышленные товары, неожиданно стали расти цены на сельхозпродукцию, в первую очередь на зерно. Последнее даже не наблюдалось в голодные годы. Причиной повышения цен на зерно стали считать реакцию на рост цен промышленности.

В течение 1922-1923 бюджетного года внимание регулирующих органов было направлено в довольно ограниченную область всей проблемы регулирования цен, а именно, почти исключительно в сторону установления производственной себестоимости наиболее рыночных промышленных изделий (текстиль, сахар, соль). В связи с чем разрабатывались мероприятия для понижения себестоимости продукции и установления отпускных цен государственных трестов соответствующих отраслей промышленности в пределах восстановительных цен.

Принимая во внимание, что работа комиссии цен являлась первым опытом в данной области и осуществлялась чрезвычайно осторожными мерами экономического воздействия на основной источник цен - оптовые цены государственной промышленности.

Во второй половине 1922-1923 г. в цено-образующих факторах произошли новые, весьма серьезные изменения. В то время возросло влияние стоимости сырья и топлива.

Ценовой комиссии КВТ удалось добиться сокращения накладных расходов по ситцу, определена экономически обоснованная цена русского хлопка. Удалось удержать цену сахара на одном уровне, несмотря на большое превышение предложений Сахаротрестом. Было достигнуто значительное сокращение расходов Сольсиндиката[4].

Наряду с расширением и видоизменением функций и объема деятельности Комвнуторга на местах стала разворачиваться сеть регулирующих торговлю органов.

В 1922 г. на территории Европейской части РСФСР было создано 2 губернских отдела (Московский и Калужский). На следующий год было образовано 6 губотделов: Вятский, Гомельский, Костромской, Тамбовский, Тульский, Ярославский. В 1924 г. губотделы были созданы во всех губерниях[5].

Первоначально местные органы вели работу исключительно по вопросам сокращения представительств торговавших органов, согласования деятельности торговых представительств на территориях «своих» губерний, увязки кредитных мероприятий и т.д.

В 1923 г. Зам. Председателя СНК СССР А.Д. Цюрупа на основе анализа результатов обследования торговли в 35 губерниях СССР пришел к следующим выводам, которые он изложил в частном письме к народному комиссару внешней торговли СССР Л.Б. Каменеву: «Интересно, что частная торговля, во-первых, имеет лучшего качества товар; во-вторых, продает по более дешевым ценам, нежели кооперация; в-третьих, имеет кредит у частных же лиц и торговцев в городах и, наконец, она имеет меньше накладных расходов» [6].

В селе крестьянин, не имея регулярных денежных поступлений, покупал только самое нужное и в необходимых количествах, учитывая даже незначительную разницу в ценах. Все свои большие покупки впрок он откладывал до поездки в город, где «и товар дешевле и качество получше» [7]. Более зажиточные крестьяне практиковали совместные покупки всклад-чину, тем самым удешевляя себестоимость то-вара[8].

Частный торговец был вынужден ориентироваться на цены в кооперации. Повышение цен он мог произвести только в случаях совершенного отсутствия того или иного товара в кооперативных лавках.

Кооперация получала промышленные товары преимущественно через свои вышестоящие объединения. В связи с чем происходило увеличение торговых накидок. Частник, доставая товар различными путями, очень часто имел возможность торговать по более низким ценам из-за близости к источникам снабжения и отсутствия периферийных звеньев снабжения.

По результатам проверки Наркомата внутренней торговли было выяснено, что накидки на промышленные товары резко повышались в периоды так называемого товарного голо-да1925-1926 гг. Однако, это повышение не являлось всеобщим, оно затрагивало только дефицитные товары. Самый большой процент накидки был на ситец, особенно на 1 декабря 1925 г., когда он достиг почти 72 %. По достаточным товарам, наоборот, имело место снижение. Так, например, накидки на сахар снизились на 2 %, соли - на 40 % [9].

При рассмотрении цен и накидок частной торговли по промышленным товарам необходимо учитывать, что большую долю разницы между отпускной ценой промышленности и розничной ценой сельского торговца брал оптовик и перекупщик, которые использовал роз-ничник для приобретения товара. В период товарного голода накидка частника была велика, причем она может быть выше кооперативной и он может, несмотря на это, реализовать товар и получить повышенную прибыль.

Более высокая себестоимость товаров промышленного производства для сельского тор-

говца обусловлена главным образом более высокими покупными ценами.

В периоды достаточного снабжения государственные органы отпускали товар частнику большей частью на 2-3 % выше, чем кооперации, и на более жестких условиях расчета. Если кооперация получала 50-70 % кредита на 1-2 месяца, то частник, как правило, оплачивал товар за наличные деньги [10]. В периоды же товарного голода, когда предложение было ограничено, отпуск частным торговцам почти совершенно прекращался, он был вынужден получать товар окольными путями, в том числе прибегая к услугам спекулянтов. По мнению сотрудников наркомата торговли, большинство из тех, кто образовывали очереди у кооперативных и государственных мануфактурных магазинов в дни товарного голода были перекупщики, которые затем перепродали товар розничным торговцам, извлекая из этих операций некоторые прибыли.

Однако одной только разницей в покупной стоимости промтоваров объяснить уровень отпускных цен частной торговли было бы упрощенной схемой. На цены влияли в числе прочего и более высокое налоговое обложение частника, более высокая арендная плата за помещение и прочие обстоятельства. Влияло и стремление торговцев получить повышенную прибыль по тем или иным товарам при подходящих условиях.

Воронежский Губкомвнуторг, образованный 8 марта 1924 г., определял свою политику к частной торговле в зависимости от вида торговли. Он проводил линию на устранение с рынка оптово-посреднической торговли[11]. Одновременно проводился курс на «увязку» оптовой государственной и кооперативной торговли с розничной. В частной оптовой торговле регулирование происходило путем мероприятий экономического характера:

1) расширения государственной и кооперативной торговли и развития их конкуренции с частной в продажных ценах;

2) предоставления кооперации более льготных условий товарного или банковского кредитов.

В отношении частной розницы Воронежский Губвнуторг осуществлял так называемую

«благожелательную политику»: налаживал связи частных розничных торговцев с оптовой государственной торговлей. Им предоставлялись товары в краткосрочный кредит[12].

На местах проводились мероприятия по объединению розничных торговцев, которое рассматривалось как своеобразная «торговая кооперация»[13].

В начале 1924 г. XIII Всесоюзная партийная конференция наметила важные экономические мероприятия по усилению подчинения частного капитала путем дальнейшего регулирования цен на предметы массового потребления, увеличения удельного веса обобществленной торговли. Необходимость планомерного руководства со стороны советского государства была подчеркнута и в резолюции XIII съезда РКП (б)[14].

В Воронеже в соответствии с решением центральных и местных партийных органов в области торговли были приняты следующие меры:

1. Торговцы были обязаны вывешивать на видном месте цены в золотой валюте сначала на 19 продуктов и товаров народного потребления, затем эти правила распространились на 27 наименований продуктов и товаров.

2. Вводились твердые цены на керосин, железо, хлеб, мясо, соль.

3. Был установлен пониженный процент торговых накидок.

4. Снижались цены для государственной и кооперативной торговли[15].

Одновременно велась работа по направлению «стихийного рынка» в организованное русло. С владельцев 11 частных хлебопекарен города Воронежа была взята подписка о продаже товара по твердым ценам[16]. Губвнуторг осуществил переговоры с рядом различных торговцев мясом по организации их в артель или Товарищество[17].

В 1924-1925 бюджетном году Воронежский Губвнуторг в условиях неурожая стремился удержать цены от их резкого повышения и установил лимитные цены, сыгравшие определенную положительную роль в сдерживании роста цен. Однако они оказались ниже рыночных. В результате произошло резкое сокращение

поступления товарного хлеба на рынок. Одновременно увеличилось число частных заготовителей. Они сумели значительно активизировать свою деятельность, превышая низкие лимитные цены. Впоследствии Губвнуторг признал лимитную систему неэффективной, и она была отменена[18].

Тамбовский Губвнуторг проводил курс на вытеснение частного капитала с рынка заготовок сельскохозяйственной продукции. Государственным и кооперативным заготовителям было рекомендовано отказаться от услуг частных контрагентов и посредников. На муку и печеный хлеб были установлены лимитированные цены[19].

В дальнейшем регулирование цен происходило в порядке установления так называемых синдицированных цен. Однако они также не оправдали надежд и в декабре 1924 г. были сня-ты[20].

Губвнуторгами принимались меры по удержанию цен на скот от их резкого падения. С этой целью устанавливались минимальные заготовительные цены; принимались меры к усилению заготовок скота в тех районах, где определялась тенденция к чрезмерному снижению цен; расширялась сеть государственной и кооперативной розничной торговли. Аналогичные меры проводились и в области кожсырьевых заготовок.

Наряду с этими и другими мерами Нарком-внуторг вводил так называемые этикетные цены на спички, чай, махорку, папиросы, табак и предельные прейскурантные - на мануфактуру, кожевенные товары, соль, керосин, железо, калоши, сахар, стекло, сельхозмашины.

В начале 1925 г. была отменена система обязательных накидок как одна из форм административного регулирования торговли. Торговым организациям было предложено руководствоваться накидками, как ориентировочными, при калькуляции товаров[21].

Еще одной формой регулирования цен была так называемая «товарная интервенция». Сам термин довольно часто применялся в экономической литературе исследуемого исторического периода. Он означал намеренное выбрасывание на рынок больших то-

варных масс из государственных ресурсов с целью не допускать повышения или снижения цен на те товары, в которых обнаруживался недостаток.

Комвнуторг активно применял различные методы оперативного регулирования. С 1924 г. в рамках кампании по снижению цен были осуществлены мероприятия по регулированию розничного рынка соли, сахара, керосина и мануфактуры. Были составлены совместно с соответствующими хозяйственными предприятиями планы снабжения городов и отдельных регионов[22].

В качестве примера рассмотрим программу мероприятий, проводимую на стратегическом рынке Советской России - хлебном:

1. Выявление общей хлебной продукции на 1924-25 сельскохозяйственный год и вероятных излишков товарного хлеба как для разработки плана хлебозаготовительной и экспортной кампании по сбыту и завозу хлебов в потребляющие районы.

2. Установление размеров хлебозаготовок как по районам и культурам, так и по месячным периодам с учетом интересов производителя и плана сбора сельскохозяйственного налога.

3. Согласование хлебозаготовительных планов хлеботоргующих государственных и кооперативных организаций по районам, культурам, месяцам.

4. Контингентирование хлебозаготовителей по районам на основе выяснения состояния и характера их заготовительной сети.

5. Установление порядка финансирования хлебозаготовок.

6. Согласование и увязка планов сбыта и завоза хлеба в потребляющие районы.

7. Координирование плана работы государственной мельничной промышленности с планом заготовок, а также и сбыта хлеба в потребляющие районы.

8. Наблюдение и контроль над деятельностью хлебозаготовительных организаций в области хлебной торговли.

9. Проведение политики цен, установление системы лимитов.

10. Пересмотр калькуляции накладных расходов по хлебозаготовкам, экспорту и сбыту на

внутреннем рынке в целях их дальнейшего сокращения.

11. Пересмотр калькуляции переработки зерна в целях ее удешевления и установления стандартов.

12. Изучение влияния тарифов и дополнительных сборов при транспортировке хлеба и согласовании с Управлением Торговой Политики.

13. Выявление опыта результатов хлебозаготовительной кампании текущего года и изучение всех ошибок и дефектов, сопровождающих ее.

14. Изучение влияния частноторгового капитала на конъюнктуру рынка и выработка мер борьбы с ним.

15. Исследование розничного аппарата хлебной торговли.

Программа также предусматривала еще ряд мероприятий [23].

Наряду с экономическими мерами использовались меры судебной и административной ответственности к частным торговцам. В Воронеже были оштрафованы торговцы за нарушения обязательных постановлений[24]. Летом 1924 г. были арестованы владельцы частных фирм «Товарищество М. Ф. Лубошева и И. Ф. Владимирова», «Сибера», Товарищества «Центральный Мануфактурный магазин». Им было предъявлено обвинение по ст. 137 УК РСФСР (искусственное повышение цен на товары путем сговора или стачки торговцев между собой или путем злостного невыпуска товаров на рынок)[25].

Однако в начальный период нэпа подобная практика не была широко распространена. Государство стремилось вытеснить частный капитал преимущественно методами экономического характера, прежде всего за счет укрепления и развития государственной и кооперативной торговли, которая и должна была осуществить так называемый «захват рынка».

Примечания:

1. Малафеев, АН. История ценообразования в СССР

(1917-1963 гг.). - М.: Мысль, 1964. - С. 19, 31.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 2-х частях. 7-е изд. - М.: Политиздат, 1974 . Ч. II. - С. 30.

3. Конъюнктурные обзоры по внутренней торговле окраин и областей СССР за 1924-1925 г. (Российский государственный архив экономики.- далее РГАЭ Ф. 8151. Оп. 1. Д. 9. Л. 819 об.)

4. Шеханов, В. П. Проблема регулирования внутренней торговли/В. П. Шеханов// Торговая энциклопедия. Справочник и руководство по организации, практике и технике торговли. В 2-х т. Том II: Внутренняя торговля. - М.: Изд. Всероссийского Центрального Союза Потребительских Обществ, 1925.- С. 9.

5. Схема Народного Комиссариата по внутренней торговле и его местных органов//- Торговая энциклопедия. Том II: - С. 380.

6. Служебные письма А.Д. Цюрупы к разным лицам (Российский государственный архив социально-политической истории - далее РГАСПИ. Ф.158.Оп.1.Д. 46. Л. 76)

7. Попов, Г.М. Цены и накидки частной торговли/Частная торговля Союза ССР. Сб. статей под ред. Л. Б. Зал-кинда. - М.: Наркомторг СССР, 1927. - С. 143

8. Материалы по обследованию состояния торговли в деревне (РГАЭ. Ф. 8151. Оп. 1. Д. 48. Л. 81)

9. Попов, Г.М. Указ. соч. - С. 144.

10. Там же. - С. 145.

11. Отчеты, доклады Воронежского губернского комитета внутренней торговли о состоянии торговли и мероприятий по регулированию торговли в связи с проведением денежной реформы (Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области - далее ГАОПИ ВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1003.. Л. 22-23).

12. Там же.

13. Конъюнктурные обзоры по внутренней торговле окраин и областей СССР за 1924-1925 г. (РГАЭ. Ф.8151. Оп. 1. Д. 9. Л. 819 об.)

14. КПСС в резолюциях и решениях съездов. Ч. I. - 794795; Ч. II. - С. 30-34;

15. Отчеты, доклады Воронежского губернского комитета внутренней торговли (ГАОПИ ВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1003.. Л. 23).

16. Трифонов, И.Я. Классы и классовая борьба в СССР в начале нэпа (1921-1925 гг.). - Л.: Изд. Лениград. ун-та, 1969. - С.213.

17. Отчеты, доклады Воронежского губернского комитета внутренней торговли (ГАОПИ ВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1003.. Л. 17 об.)

18. Отчеты, докладные записки о деятельности Воронежского Губвнуторга, состоянии хлебных рынков, о регулировании хлебозаготовок и рынка промтоваров (ГАОПИ ВО. Ф.1. Оп.1. Д. 1274. Л. 20).

19. О хлебозаготовках ( Государственный архив Воронежской области - далее ГАВО. Ф.-Р. 2339. Оп. 4. Д. 9. Л. 52).

20. Отчеты, докладные записки о деятельности Воронежского Губвнуторга (ГАОПИ ВО. Ф.1. Оп.1. Д. 1274. Л. 34, 37).

21. Там же.

22. Шеханов, В. П. Проблема регулирования внутренней торговли/В. П. Шеханов//Торговая энциклопедия. Том II: - С. 10.

23. Там же. - С. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Трифонов, И.Я. Классы и классовая борьба в СССР в начале нэпа (1921-1925 гг.). - Л.: Изд. Лениград. ун-та, 1969. - С.213.

25. Документы о работе секции частной торговли Воронежской Товарной биржи (протоколы, отчеты, сведения, переписка) (ГАВО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 24. Л. 87).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.