Научная статья на тему 'Государственное регулирование социоприродных аспектов лесо- и водопользования в РСФСР в 1917-1939 годах'

Государственное регулирование социоприродных аспектов лесо- и водопользования в РСФСР в 1917-1939 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / СОВЕТСКАЯ ДОВОЕННАЯ ДЕРЕВНЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / EUROPEAN RUSSIA / LEGISLATIVE REGULATION / SOVIET PRE-WAR RURAL AREA / SOVIET PRE-WAR VILLAGE / ECOLOGICAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цинцадзе Н.С.

В русле актуальной проблематики экологической истории в статье рассматриваются содержание и особенности государственного регулирования социоприродных проблем лесопользования и водопользования в сельскохозяйственном производстве в европейской части РСФСР. Источниками для исследования послужили нормативно-правовые акты, постановления и решения партийных органов страны по хозяйственным вопросам, изданные в период 1917-1939 годов. Отмечается, что с первых лет существования Советское государство придавало важное значение рациональному природопользованию и сохранению национальных богатств страны. Делается вывод о том, что проблемы хозяйственного использования лесных и водных ресурсов постоянно находились в сфере внимания власти в довоенный период. Усложнение и систематичность государственного регулирования режимов хозяйственного использования лесов и вод происходили по мере истощения природных ресурсов и учащения засух. Законодательно закрепленные меры лесоохранения и водосбережения были частью комплексных мер по борьбе с негативными природными явлениями (засухи, суховеи и пр.) и были не сиюминутными, а рассчитывались на долгосрочный период реализации. Советское государственное регулирование проблем лесопользования и водопользования сохраняло преемственность с аналогичной природоохранительной политикой дореволюционного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Цинцадзе Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF SOCIAL AND NATURAL ASPECTS OF FOREST MANAGEMENT AND WATER RESOURCE MANAGEMENT IN THE USSR IN 1917-1939

The article analyzes the mechanisms of state regulation of forest management and water management in agricultural industry of the European part of the USSR through the prism of environmental history. The research is based on regulatory legal acts and ordinances of party bodies in 1917-1939. The author maintains that Soviet leaders attached great importance to rational nature management and national resources preservation. The author concludes that in the pre-war period, the Soviet government focused on problems associated with forest management and water management. Environmental degradation resulted in a more complex system of forest management and water management. Legal measures of forest protection and water conservation are a part of complex measures aimed at adverse phenomena (droughts, dry winds, etc.) were long-term. The Soviet State had inherited the pre-revolutionary nature conservation policy.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование социоприродных аспектов лесо- и водопользования в РСФСР в 1917-1939 годах»

УДК 947.084«1917/1939»

Н.С. Цинцадзе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИОПРИРОДНЫХ АСПЕКТОВ ЛЕСО- И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РСФСР В 1917-1939 ГОДАХ 1

В русле актуальной проблематики экологической истории в статье рассматриваются содержание и особенности государственного регулирования социоприродных проблем лесопользования и водопользования в сельскохозяйственном производстве в европейской части РСФСР. Источниками для исследования послужили нормативно-правовые акты, постановления и решения партийных органов страны по хозяйственным вопросам, изданные в период 1917-1939 годов. Отмечается, что с первых лет существования Советское государство придавало важное значение рациональному природопользованию и сохранению национальных богатств страны.

Делается вывод о том, что проблемы хозяйственного использования лесных и водных ресурсов постоянно находились в сфере внимания власти в довоенный период. Усложнение и систематичность государственного регулирования режимов хозяйственного использования лесов и вод происходили по мере истощения природных ресурсов и учащения засух. Законодательно закрепленные меры лесоохранения и водосбережения были частью комплексных мер по борьбе с негативными природными явлениями (засухи, суховеи и пр.) и были не сиюминутными, а рассчитывались на долгосрочный период реализации. Советское государственное регулирование проблем лесопользования и водопользования сохраняло преемственность с аналогичной природоохранительной политикой дореволюционного периода.

Европейская Россия, законодательное регулирование, природопользование, советская довоенная деревня, экологическая история.

Экологическая проблематика сравнительно недавно существует в отечественном историческом дискурсе. Однако это междисциплинарное научное направление, предметом исследований которого являются закономерности и особенности взаимодействия природы и общества в различные хронологические периоды, завоевывает все большую популярность у российских ученых. Объектом нашего внимания являются негативные социоестественные последствия антропогенного воздействия позднего аграрного общества европейской части России (истощение природных ресурсов, изменение рельефа и климата и др.) в восприятии современников. Цель данной статьи - охарактеризовать содержание и особенности государственного регулирования проблем лесо- и водопользования в аграрной сфере во второй половине 1910 - конце 1930-х годов.

Лесные и водные ресурсы, наряду с землей, были весьма ценными для аграрного общества, составляли основу для ведения сельского хозяйства. Дореволюционные ученые неоднократно отмечали нарушавшие естественный природный баланс неконтролируемые рубки лесов, особенно в водоохранных зонах, рост оврагов и песков, усыхание рек и пр. 2 Широко известны, например, высказывания В.В. Докучаева о причинах сильнейшей засухи 1892 года: выпахивание, иссушение чернозема, высыхание водоемов и пр. 3 В связи с этим нам представляется интересным выявить отношение советской власти к указанным негативным экопроцессам, понимание ею исходившей от сокращения площади лесов и истощения водных ресурсов угрозы для природы и хозяйствования. Очевидно, что государство, будучи наделенным публичной властью, имело законодательные и административные рычаги воздействия на социоприродные процессы, потенциально было носителем большей ответственности за практику природопользования в целом. Законодательные

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-78-10032).

2 Цинцадзе Н.С. Демографические и экологические проблемы развития аграрного общества России во второй половине XIX - начале XX века в восприятии современников / отв. ред. В.В. Канищев. Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. 286 с. ; Ее же. Вклад П.П. Семёнова-Тян-Шанского в изучение экологических и демографических проблем развития пореформенного аграрного общества Центральной России // История. Историки. Источники. 2016. № 3. С. 14-23.

3 Докучаев В.В. Наши степи прежде и теперь. М. : Гос. изд-во с.-х. лит., 1953.

© Цинцадзе Н.С., 2018

акты концентрированно отражают волю государства, в основе которой лежат социальные интересы, поэтому источниковой базой для исследования стали нормативные правовые акты. Имея в виду практику сращивания государственного и партийного аппаратов страны в изучаемый период, большой информационный потенциал имеют также партийные документы: директивы, постановления, резолюции и пр. Указанные источники официального происхождения позволили нам выявить богатую фактологическую основу изучаемого вопроса и определить специфику восприятия государственной властью экологических аспектов использования лесных и водных ресурсов в сельском хозяйстве довоенной деревни.

Первое, что обращает на себя внимание, - это то, что Советское государство с первых лет своего существования осознавало необходимость восстановления экономики и ее ресурсовой базы. За военные и революционные годы бесхозяйственного обращения с землей, лесами, лугами и водными источниками накопилось много проблем. Политическое руководство страны придавало важное значение сохранению национальных богатств, рациональному природопользованию. Применительно к изучаемому сюжету это выражалось следующим образом. Понимая необходимость охраны лесов от несанкционированных рубок, 20 января (2 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР, Совнарком) издал постановление об ассигновании более 24 млн руб. лесному департаменту Народного комиссариата земледелия (Наркомзем) на увеличение жалованья лесной страже 4. В целях охраны лесов от массовых расхищений и самозащиты лесных служащих от грабителей телеграммой Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) в Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ЧК) Нижегородской губернии от 11 декабря 1919 года закреплялось право ношения оружия невоенного образца заведующими лесными отделами, инспекторами лесов, лесничими, ответственными по лесозаготовкам, лесной стражей 5.

В связи с полученными сведениями о массовых увольнениях местными советами лесных специалистов председатель Совнаркома В.И. Ленин и нарком земледелия РСФСР А.Л. Колегаев 5 апреля 1918 года подписали «Предписание всем Советам о недопустимости увольнения лесных специалистов». В нем указывалось, что лесные служащие даже в суровые и непростые годы революции не оставляли своих мест службы, поддерживая связь центрального аппарата власти и местных территорий, обеспечивали тем самым существование лесного хозяйства. Государственным и партийным руководством подчеркивались значимость для страны лесного хозяйства, необходимость сохранения дореволюционных кадров лесных специалистов, ведь «поголовное увольнение лесоводов лишит лесное хозяйство опытных и ценных работников». Отмечалась также и нехватка кадров в лесном хозяйстве. У власти, занятой и другими важными вопросами, все же присутствовало осознание того, что «лесных специалистов нельзя заменить другими без ущерба для леса». Понимала она и необходимость восстановления уничтоженных в пожаре (в буквальном и переносном смыслах) Первой мировой и Гражданской войн и революции больших участков леса и учета национализированных лесных площадей. В.И. Ленин осознавал, что «поставить» лесное хозяйство в Советской республике некому, кроме старых специалистов.

Примечательна и последняя фраза текста данного распоряжения, отражающая крайнюю степень заинтересованности центральной власти в сохранении кадров лесных служащих, даже несмотря на их несочувствующие ей взгляды: «Заявляйте народному комиссару земледелия о всех нежелательных лицах, но не сменяйте техников, командированных для технического содействия в местные органы Советской власти, которая может предъявить отвод против любого из них по общественным и политическим основаниям». Окончательное право увольнения лесных специалистов, а также их перевод из одной губернии в другую власть закрепила только за Центральным лесным управлением 6.

В «Основном законе о лесах», принятом ВЦИК 27 мая и утвержденном Президиумом ВЦИК 30 мая 1918 года, закреплялось уничтожение в РСФСР частной собственности на леса, изъятие у бывших владельцев всех лесных участков, построек лесохозяйственного назначения со всем находившимся там инвентарем в общенародное распоряжение. Создавалось Центральное управление лесами Советской республики, курировавшее все лесное хозяйство 7. Непосредственное заведывание лесами осуществляли технические лесные органы местной

4 Декреты Советской власти. Т. 1 : 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. М. : Политиздат, 1957. С. 562-563.

5 Там же. Т. 4 : 10 ноября 1918 г. - 31 марта 1919 г. М. : Политиздат, 1968. С. 577-578.

6 Декреты Советской власти. Т. 2 : 17 марта - 10 июля 1918 г. М. : Политиздат, 1959. С. 54-55.

7 Там же. С. 312-313.

советской власти. Лишь Центральное управление лесами могло выдавать разрешение местным властям на расчистку участков леса, входивших в основной земельный надел крестьян. Оно же должно было заботиться о восстановлении лесного хозяйства страны, учете лесов, облесении территорий «в интересах сельского хозяйства», повышении у населения уровня культуры лесопользования и пр.

Одновременно Центральное управление лесами обязали проводить мероприятия по обращению лесных территорий в земельный фонд. Гражданам РСФСР предоставлялось право

8 п

получать из государственных лесов топливо, строительную древесину и др. В законе разумно закреплялось то, что порядок определения допустимых норм получения населением древесины, топлива и прочего установится позже общегосударственным планом лесного хозяйства и будет зависеть от степени лесистости территорий, имевшихся запасов древесины, условий климата и общих потребностей народного хозяйства. Все лесные отпуски, не входившие в хозяйственные нормы, производились по установленным твердым ценам с преимущественным правом покупки лесных материалов коллективными хозяйствами. Естественно, перепродажа приобретенной для переработки древесины не допускалась под угрозой наказания и конфискации древесины. Контролировалось и целевое использование лесных материалов и остатков от их употребления для хозяйственных нужд.

Примечателен раздел Декрета об охране лесов. Законом предоставлялись всем гражданам права на мотивированные заявления местным властям об объявлении лесных участков защитными, о необходимости облесительных мероприятий и сокращении лесопользования в интересах сельского хозяйства. Местные лесные органы имели право самостоятельно или по заявлению граждан изымать лесные участки и переводить их в разряд защитных, организовывать мероприятия по укреплению песков, оврагов и иных неудобных земель 9.

Леса предоставлялись гражданам для нужд охоты, пчеловодства и пр. Им вменялось в обязанность содействовать «лесовозвращению и охране леса». Граждане должны были своим личным трудом принимать участие в мероприятиях по лесовосстановлению, иначе они платили лесные сборы, шедшие на эти цели в местные бюджеты. Детей необходимо было привлекать к участию в праздниках древонасаждения на специальных учебных занятиях. Каждый гражданин должен был всеми доступными средствами охранять леса от пожаров, порчи, потрав, нападения насекомых, также бережливо расходовать полученные лесные материалы. В случае пожаров и иных бедствий граждане должны были привлекаться к выполнению общественных лесных обязанностей, уклонение от которых каралось законом 10.

На создаваемые уездные и губернские лесные органы, а также местные органы власти возлагались обязанности по защите и охране лесов, увеличению площади лесов, организации мероприятий по лесовосстановлению 11. Для интенсификации последнего все леса в стране делились на две категории - защитные и эксплуатационные. В лесах первой категории лесопользование было ограничено с целью охраны почв, памятников природы, истоков рек и водного режима в целом, укрепления песков и оврагов, сохранения благотворного влияния лесов на климат. Леса эксплуатационной зоны предназначались для извлечения экономических выгод. Леса после соответствующего технического исследования признавались защитными на определенный период. После достижения целей, ради которых они объявлялись защитными, они переводились в категорию эксплуатационных. Защитные леса находились под контролем местных властей, специализированных учебных заведений, мелиоративных обществ 12. Существовал полный запрет распахивания защитных лесов.

Специально оговаривались правила обращения лесных территорий в земельный фонд. Леса могли быть расчищены под пашню и иные угодья с разрешения местных властей с учетом потребностей народного хозяйства и переселенческой политики власти. В местностях с высоким процентом лесистости допускались расчистки леса, если были возможности для переселения, существовали почвенные условия для ведения сельского хозяйства. Территории средней лесистости могли быть обращены в сельскохозяйственные угодья при условии не сплошного лесного покрытия и отсутствия после расчистки дефицита в строительных материалах для населения. В местностях с невысоким процентом лесистости расчистки леса возможны были

8 Там же. С. 314-315.

9 Там же. С. 316-317.

10 Там же. С. 318-319.

11 Декреты Советской власти. Т. 2. С. 320-321.

12 Там же. С. 324-325.

только после специальных технических исследований, дававших «уверенность в жизнеспособности искусственного лесонасаждения». В тех местностях населению предписывалось вначале запахивать неудобные площади, подвергать их культивированию и мелиорации.

Особое внимание уделялось и лесотехническому персоналу, который должен был вести правильное лесное хозяйство. С целью создания и расширения контингента лесных служащих в декрете вводились нормы об открытии специальных лесных школ, техникумов, академий и институтов, о проведении курсов лесных техников 13.

Организация управления лесами со временем менялась. При Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) постановлением СНК РСФСР от 27 декабря 1918 года учреждался Главный лесной комитет (Главлеском). Он создавался с целью централизации управления всей лесной промышленностью страны. Существовавшие до этого Главное управление по лесозаготовкам и деревообработке (Главлес), Лесоколлегия, Лесоинженерное отделение Центрального лесного отдела подчинялись созданному Главлескому. При этом Центральный лесной отдел Наркомзема был в двойном подчинении у Наркомзема и Главлескома. Местными учреждениями Главлескома были лесные отделы при советах народного хозяйства 14.

Всероссийский центральный исполнительный комитет и СНК 4 июня 1919 года совместно издали постановление, закреплявшее наиболее упрощенный и скорый порядок отпуска леса и лесных материалов населению как для личных и хозяйственных потребностей, так и для кустарных и промышленных целей. Делянки для промысловых потребностей населения приказывалось отводить в зависимости от лесистости территории и степени развития деревообрабатывающего кустарного промысла. Разрешалось также бесплатно отводить сельским обществам лесные поляны для сенокошения и пастьбы скота при условии охраны самими селянами лесов от повреждений 15.

Ситуация с участившимися пожарами летом 1920 года вынудила Совет труда и обороны (СТО) утвердить 28 июля постановление «О борьбе с лесными пожарами». В нем, в частности, закреплялась обязанность граждан и местных властей заблаговременно предпринимать меры по недопущению пожаров в лесах, на пашнях, выгонах, сенокосах, активно содействовать тушению пожаров, проводить обучающие и агитирующие мероприятия по охране леса от возгорания. О важности данных мероприятий для государства и повышенном вреде пожаров для народного хозяйства говорит и довольно жесткая мера наказания за неосторожное обращение с огнем, неприятие мер по борьбе с пожарами, уклонение от трудовой повинности по тушению пожаров, предусматривавшая предание суду военно-революционного трибунала. О спешности мер свидетельствует и то, что постановление было введено в действие по телеграфу 16.

С целью формирования у населения хозяйственного и бережного отношения к лесам ВЦИК 12 августа 1920 года принял воззвание «Ко всем гражданам РСФСР» о борьбе с пожарами, в котором убеждал население оберегать лес от пожаров, помогать властям в их тушении 17. Ранее, 11-13 августа 1920 года, СНК и Наркомзем приняли совместное предписание всем губисполкомам и земотделам усилить ответственность лесной администрации по предупреждению и тушению лесных пожаров. Лесничие, их помощники и лесная стража до особого распоряжения направлялись на борьбу с лесными пожарами, для усиления надзора за лесосеками, срочной очистки лесосек от порубочных остатков и непосредственного участия в тушении пожаров. Любое уклонение от данной работы расценивалось как преступление и влекло применение санкций 18. Совет труда и обороны (СТО) 6 июля 1921 года постановил всем центральным и местным органам власти активнее проводить работу по предупреждению и тушению лесных пожаров 19.

23 ноября 1920 года был принят декрет СНК РСФСР «О мерах к развитию лесоэкспорта». Задаче создания лесоэкспортного фонда придавалось важное государственное значение, поэтому ее отнесли к разряду «ударных заданий». Лес на внутренние потребности страны должен был отпускаться с разрешения ВСНХ по согласованию с Народным комиссаритом внешней торговли

13 Там же. С. 327-328.

14 Там же. Т. 4. С. 264-265.

15 Там же. Т. 5 : 1 апреля - 31 июля 1919 г. М. : Политиздат, 1971. С. 267-268.

16 Декреты Советской власти. Т. 5. С. 280-282.

17 Там же. Т. 10 : Август - сентябрь 1920 г. М. : Политиздат, 1980. С. 42-43.

18 Там же. С. 255-256.

19 Там же. Т. 17 : Июль 1921 г. М. : РОССПЭН, 2006. С. 289-290.

СССР (Наркомвнешторг) 20. При этом из-за нехватки лесного материала и рабочих рук постановлением СТО от 8 декабря 1920 года все деревянное судостроение было закреплено только за Народным комиссариатом путей сообщения СССР (НКПС, Наркомпуть). Однако в судостроительном сезоне 1920-1921 годов Главному лесному комитету (Главлеском) и Главному управлению по рыболовству и рыбной промышленности (Главрыба) разрешалось продолжить начатую постройку судов по согласованию с Наркомпутем 21.

С начала 1930-х годов власть озаботилась проблемами лесомелиорации. Постановление СНК РСФСР от 30 апреля 1931 года «Об агролесомелиоративных работах» закрепляло такие меры, как хозяйственное освоение неудобных бросовых земель, обеспечение засухоустойчивости в районах недостаточного увлажнения при помощи лесоводственных мероприятий, защиты сельскохозяйственных угодий, водоемов и прочего посредством лесонасаждений. Конкретные мероприятия поручалось провести Наркомзему через подотчетный ему трест «Агролес». В частности, планировались укрепление и облесение песков, оврагов, размывов и пр., защитное лесоразведение, улучшение лесорастительных условий и др. Земли, подлежавшие улучшению и восстановлению, при этом угрожавшие правильному ведению сельского, лесного и водного хозяйств, выделялись в специальный мелиоративный земельный фонд. Все прочие участки подлежали агролесомелиорации силами колхозов и совхозов при поддержке местных земельных органов. Вводился обязательный

агролесомелиоративный минимум - комплекс мер по лесокультурным и лесомелиоративным

22

мероприятиям .

В постановлении СНК СССР «Об организации лесного хозяйства» от 31 июля 1931 года вводились беспрецедентные меры борьбы с вырубкой леса, с обмелением рек Волги, Днепра и Дона, оврагами и песками в засушливых районах, а также по лесовозобновлению, улучшению водного режима рек. Во-первых, все леса страны разделялись на две зоны - зону лесопромышленного значения и лесокультурную зону. Первая передавалась в ведение ВСНХ, вторая - Наркомзема. К зоне лесокультурного значения были отнесены лесные массивы, имевшие водоохранное значение в верховьях крупных рек. Причем правительство намеревалось в дальнейшем еще расширить площадь лесокультурной зоны: оно поручило ВСНХ в пределах своей лесопромышленной зоны выделить леса, имевшие водоохранное значение и распространить на них режим лесов Наркомзема.

В лесокультурной зоне был кардинально пересмотрен ежегодный план рубки леса - в течение трех лет он сокращался, а с 1935 года не должен был превышать годичного прироста древесины. Не допускалась концентрированная вырубка. В первую очередь от перерубов освобождались лесные массивы в верховьях рек. С целью защиты последних от обмеления однокилометровые зоны по обе стороны среднего и нижнего течения рек Волги, Дона и Днепра признавались водоохранными с полным запретом их вырубки, кроме перестоя и мертвого леса.

Наркомзему поручалось строго следить за сохранностью лесов местного значения: совместно с властями на местах вводился жесткий режим их рубки и контроль над их использованием. Площади гарей, вырубок и пустырей (она равнялась примерно 2-3 млн га) в лесокультурной зоне необходимо было в ближайшие 5 лет облесить и окультивировать. Совместно с Наркоматом водного транспорта предполагалось провести агролесомелиоративные работы по закреплению и хозяйственному освоению песков, овражных размывов, регулированию стока главнейших рек, облесению береговых полос водных артерий, водохранилищ и каналов, имевших сельскохозяйственное значение, созданию в колхозах и совхозах защитных полосных насаждений.

Признавая необеспеченность лесокультурного и агролесомелиоративного дела кадрами и научной основой, СНК приказывал создать в подчинении Наркомзема специальные научно-исследовательские институты (НИИ) всесоюзного значения по лесокультурному делу, а имевшиеся лесомелиоративные факультеты в Новочеркасске и Саратове преобразовать в высшие технические учебные заведения. К концу года наркомату поручалось отчитаться об итогах создания между Уралом и Каспийским морем широкого заслона (из лесных участков) для защиты центра страны от ветров из восточных пустынь и об организации лесомашинных станций 23.

20 Там же. Т. 11 : Октябрь - ноябрь 1920 г. М. : Политиздат, 1983. С. 249-250.

21 Там же. Т. 12 : Декабрь 1920 г. - январь 1921 г. М. : Политиздат, 1986. С. 266-267.

22 РСФСР. Законы и постановления. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР : в 6 т. / отв. ред. И.А. Басавин ; сост. А.В. Белоруссов [и др.]. М. ; Л. : Юрид. изд-во, 1949. Т. 3. С. 207-209.

23 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам : в 5 т. 1929-1940 гг. М. : Политиздат, 1967. Т. 2. С. 346-349.

При обсуждении в Политбюро проекта постановления ЦИК и СНК СССР «О реорганизации Наркомата лесной промышленности СССР и его местных органов» И.В. Сталин 18 августа 1934 года высказался за то, чтобы охрану лесов не поручать одному органу - Наркомлесу, как считал Л.М. Каганович. Охрану лесов промышленного значения он предлагал поручить органам, эксплуатировавшим лес, то есть Наркомлесу, Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР (Наркомтяжпром), НКПС. Лесонасаждение в степях, как одно из средств борьбы с засухой, а также его охрану он приказывал передать в ведение Наркомзема. 15 сентября Политбюро приняло

24

постановление с этими предложениями .

Несмотря на тяжелейшие условия Гражданской войны, правительство уделяло внимание проблеме использования водных и рыбных ресурсов. Так, 4 июня 1920 года СТО принял постановление «О выработке правил рыбной ловли в морях и реках, имеющих военно-оперативное значение». Смысл закона состоял в том, что водные ресурсы, несомненно игравшие важную роль в военно-тактичном отношении, тем не менее, по мысли законодателя, не должны были подвергаться для населения излишним ограничениям ввиду их продовольственного значения. Однако и вовсе пренебрегать правилами рыбной ловли правительство посчитало легкомысленным, поэтому поручило Народному комиссариату продовольствия (Наркомпрод), Народному комиссариату по морским делам (Морком), Командующему морскими силами (Коморси), Главрыбе разработать данные правила и условия ловли рыбы в морях и реках. Предписывалось также создать особую комиссию из представителей названных ведомств для решения возникавших на местах споров 25.

Декретом СНК от 31 мая 1921 года «О рыбной промышленности и рыболовстве» отменялась государственная монополия на осуществление рыбных промыслов в водных угодьях РСФСР, кроме исключительных зон в Волго-Каспийском, Западно-Каспийском, Уральском, Ачуевском, Керченском, Мурманском районах. Всем гражданам и учреждениям на условиях натуральной аренды разрешалось свободно использовать водные ресурсы для рыбной ловли и промысла, кроме запретных и государственных. На Главрыбу, как центральный государственный орган, возлагались функции регулирования рыбного промысла в стране, установление заповедных для рыболовства мест, запретных периодов и орудий лова, организации контроля через местные органы за исполнением правил рыбной ловли и ведения промыслового хозяйства 26.

В целях упорядочения и улучшения рыбного хозяйства, усиления охраны рыбных запасов и их увеличения 25 сентября 1935 года СНК СССР принял постановление «О регулировании рыболовства и охране рыбных запасов». Все водоемы, служившие для ловли рыбы, водных млекопитающих, ракообразных, считались рыбохозяйственными водоемами. Они делились на две категории: 1) речные и озерные; 2) морские, а также на два типа - промысловые и непромысловые. Производство водного и рыбного промысла могло осуществляться с разрешения и под контролем Главного управления охраны и регулирования рыболовства, рыбоводства и рыбохозяйственной мелиорации (Главрыбвод) Наркомата пищевой промышленности. Оно устанавливало запретные места, сроки, предельные нормы для вылова, осуществляло мелиоративные мероприятия, спасение молоди, обеспечивало сохранность рыбных запасов при проектировании ирригационных и иных сооружений, промышленных предприятий вблизи водоемов. Запрещалось засорять нерестовые реки, заграждать протоки, соединявшие озера и водоемы, нарушать естественные условия обитания рыб и др. Для контроля над выполнением правил рыболовства и рыбоводства в составе местных органов Главрыбвода был организован рыбопромысловый надзор 27.

Заботили власть и проблемы водной мелиорации. 25 мая 1921 года СТО утвердил предложенную Главным комитетом государственных сооружений ВСНХ программу водного строительства, подразумевавшую проведение строительных работ по водным путям (шлюзование Виртембергской, Донской, Волжской водных систем), устройство ГЭС на реках Свири, Сестре, озере Сенеж, реке Днепре, осуществление мелиоративных работ в Крыму, Рыбинске, Нижнем Новгороде, на Верхней Волге. Указанные мероприятия были отнесены к «первоочередным и ударным», на которые в первую очередь должны были направляться рабочие ресурсы. А далее местным органам власти указывалось, чтобы они по мере остатка сил и средств от выполнения плана по приоритетным направлениям производили бы мелкие мелиоративные, оросительные и строительные работы. Среди второочередных назывались, например, меры по укреплению берегов

24 Сталин и Каганович. Переписка. 1931-1936 гг. / сост. О.В. Хлевнюк, Р.У. Дэвис, Л.П. Кошелева, Э.А. Рис, Л.А. Роговая. М. : РОССПЭН, 2001. С. 431, 440.

25 Декреты Советской власти. Т. 9 : Июнь - июль 1920 г. М. : Политиздат, 1978. С. 32.

26 Там же. Т. 15 : Май 1921 г. М. : Эдиториал УРСС, 1999. С. 227-230.

27 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 2. С. 548-553.

реки Волги в районе города Астрахани в целях защиты от затопления прилегавших районов, ремонт плотины во Владимирской губернии, расчистка порогов на реках Сязи и Паше, мелиорация лесных участков между реками Судой и Сятью в Череповецкой губернии, а также мелкие мелиоративные работы (регулирование притоков рек, ремонт плотин, оросительных систем и пр.) в Воронежской, Орловской, Тамбовской, Казанской, Пензенской, Саратовской губерниях, Башкирской, Чувашской областях и др 28.

С целью развития и поддержания в рабочем состоянии ирригационных систем в Дагестанской, Азово-Черноморской АССР, Северо-Кавказском крае, Куйбышевской, Сталинградской, Саратовской областях постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 ноября 1936 года «Об утверждении Положения о натуральной водохозяйственной повинности в районах ирригации» с 1 декабря 1936 года для местного населения вводилась натуральная водохозяйственная повинность. На водопользователей возлагалась ежегодная личная работа по очистке и ремонту ирригационных систем (в порядке обязательной натуральной повинности). К работам привлекались мужчины в возрасте от 18 до 45 лет и женщины - от 18 до 40 лет (за исключением инвалидов, учащихся, беременных женщин). Контроль за выполнением повинности возлагался на местные исполкомы и земорганы. В случае уклонения от ее исполнения следовала

29

уголовная ответственность .

Итак, анализ советских довоенных нормативно-правовых и партийных документов показал, что властные предписания в сфере использования лесных и водных ресурсов в сельском хозяйстве касались проблем незаконных рубок леса, защиты леса от пожаров, лесовосстановления и лесомелиорации, регулирования объемов использования водных ресурсов, защиты рек от обмеления и пр. Вопросы лесо- и водопользования явно находились в сфере внимания власти в тот период. Причем проблемы лесопользования были в приоритете, по сравнению с вопросами водопользования.

По мере истощения природных ресурсов усложнялось государственное регулирование режимов хозяйственного использования лесов и вод. Закреплялось рациональное и бережное отношение к названным ресурсам. Эти меры были частью комплексных мер по борьбе с негативными природными явлениями (засухами, суховеями и пр.) и являлись не сиюминутными, а рассчитывались на долгосрочный период реализации 30. Советское государственное регулирование проблем лесо- и водопользования сохраняло преемственность с аналогичной природоохранительной политикой дореволюционного периода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Декреты Советской власти [Текст]. - Т. 1 : 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. - М. : Политиздат, 1957. - 626 с.

2. Декреты Советской власти [Текст]. - Т. 2 : 17 марта - 10 июля 1918 г. - М. : Политиздат, 1959. -

686 с.

3. Декреты Советской власти [Текст]. - Т. 4 : 10 ноября 1918 г. - 31 марта 1919 г. - М. : Политиздат, 1968. - 731 с.

4. Декреты Советской власти [Текст]. - Т. 5 : 1 апреля - 31 июля 1919 г. - М. : Политиздат, 1971. -

701 с.

5. Декреты Советской власти [Текст]. - Т. 9 : Июнь - июль 1920 г. - М. : Политиздат, 1978. - 460 с.

6. Декреты Советской власти [Текст]. - Т. 10 : Август - сентябрь 1920 г. - М. : Политиздат, 1980. -

412 с.

7. Декреты Советской власти [Текст]. - Т. 11 : Октябрь - ноябрь 1920 г. - М. : Политиздат, 1983. -

467 с.

8. Декреты Советской власти [Текст]. - Т. 12 : Декабрь 1920 г. - январь 1921 г. - М. : Политиздат, 1986. - 427 с.

9. Декреты Советской власти [Текст]. - Т. 15 : Май 1921 г. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 431 с.

28 Декреты Советской власти. Т. 15. С. 176-179.

29 РСФСР. Законы и постановления ... Т. 4. С. 128-131.

30 Цинцадзе Н.С. Социоестественные проблемы позднего аграрного общества европейской части РСФСР в восприятии партийно-политического руководства страны 1920-1930-х гг. // Природа и общество: технологии обеспечения продовольственной и экологической безопасности. Серия «Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России» / под ред. Н.О. Ковалевой, С.К. Костовска, Е.А. Борисовой. М. : МАКС Пресс, 2016. Вып. ХЬ. С. 140-149.

10. Декреты Советской власти [Текст]. - Т. 17 : Июль 1921 г. - М. : РОССПЭН, 2006. - 511 с.

11. Докучаев, В.В. Наши степи прежде и теперь [Текст]. - М. : Гос. изд-во с.-х. лит., 1953. - 151 с.

12. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам [Текст] : в 5 т. - Т. 2 : 1929-1940 гг. - М. : Политиздат, 1967. - 798 с.

13. РСФСР. Законы и постановления. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР [Текст] : в 6 т / отв. ред. И.А. Басавин ; сост. А.В. Белоруссов [и др.]. - М. ; Л. : Юрид. изд-во, 1949. - Т. 3 : 1930-1934 гг. - 520 с. ; Т. 4 : 1935-1945 гг. - 596 с.

14. Сталин и Каганович. Переписка. 1931-1936 гг. [Текст] / сост. О.В. Хлевнюк, Р.У. Дэвис, Л.П. Кошелева, Э.А. Рис, Л.А. Роговая. - М. : РОССПЭН, 2001. - 798 с.

15. Цинцадзе, Н.С. Демографические и экологические проблемы развития аграрного общества России во второй половине XIX - начале XX века в восприятии современников [Текст] / отв. ред. В.В. Канищев. - Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - 286 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Цинцадзе, Н.С. Вклад П.П. Семёнова-Тян-Шанского в изучение экологических и демографических проблем развития пореформенного аграрного общества Центральной России [Текст] // История. Историки. Источники. - 2016. - № 3. - С. 14-23.

17. Цинцадзе, Н.С. Социоестественные проблемы позднего аграрного общества европейской части РСФСР в восприятии партийно-политического руководства страны 1920-1930-х гг. [Текст] // Природа и общество: технологии обеспечения продовольственной и экологической безопасности. Серия «Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России» / под ред. Н.О. Ковалевой, С.К. Костовска, Е.А. Борисовой. - М. : МАКС Пресс, 2016. - Вып. XL. - С. 140-149.

REFERENCES

1. Dekrety Sovetskoj vlasti [Text]. - T. 1 : 25 oktyabrya 1917 g. - 16 marta 1918 g. - M. : Politizdat, 1957. - 626 s.

2. Dekrety Sovetskoj vlasti [Text]. - T. 2 : 17 marta - 10 iyulya 1918 g. - M. : Politizdat, 1959. - 686 s.

3. Dekrety Sovetskoj vlasti [Text]. - T. 4 : 10 noyabrya 1918 g. - 31 marta 1919 g. - M. : Politizdat, 1968.

- 731 s.

4. Dekrety Sovetskoj vlasti [Text]. - T. 5 : 1 aprelya - 31 iyulya 1919 g. - M. : Politizdat, 1971. - 701 s.

5. Dekrety Sovetskoj vlasti [Text]. - T. 9 : Iyun' - iyul' 1920 g. - M. : Politizdat, 1978. - 460 s.

6. Dekrety Sovetskoj vlasti [Text]. - T. 10 : Avgust - sentyabr' 1920 g. - M. : Politizdat, 1980. - 412 s.

7. Dekrety Sovetskoj vlasti [Text]. - T. 11 : Oktyabr' - noyabr' 1920 g. - M. : Politizdat, 1983. - 467 s.

8. Dekrety Sovetskoj vlasti [Text]. - T. 12 : Dekabr' 1920 g. - yanvar' 1921 g. - M. : Politizdat, 1986. -

427 s.

9. Dekrety Sovetskoj vlasti [Text]. - T. 15 : Maj 1921 g. - M. : Ehditorial URSS, 1999. - 431 s.

10. Dekrety Sovetskoj vlasti [Text]. - T. 17 : Iyul' 1921 g. - M. : ROSSPEHN, 2006. - 511 s.

11. Dokuchaev, V.V. Nashi stepi prezhde i teper' [Text]. - M. : Gos. izd-vo s.-h. lit., 1953. - 151 s.

12. Resheniya partii i pravitel'stva po hozyajstvennym voprosam [Text] : v 5 t. - T. 2 : 1929-1940 gg. - M. : Politizdat, 1967. - 798 s.

13. RSFSR. Zakony i postanovleniya. Hronologicheskoe sobranie zakonov, ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta i postanovlenij Pravitel'stva RSFSR [Text] : v 6 t / otv. red. I.A. Basavin ; sost. A.V. Belorussov [i dr.]. - M. ; L. : Yurid. izd-vo, 1949. - T. 3 : 1930-1934 gg. 520 s. ; T. 4 : 1935-1945 gg. - 596 s.

14. Stalin i Kaganovich. Perepiska. 1931-1936 gg. [Text] / sost. O.V. Hlevnyuk, R.U. Dehvis, L.P. Kosheleva, Eh.A. Ris, L.A. Rogovaya. - M. : ROSSPEHN, 2001. - 798 s.

15. Cincadze, N.S. Demograficheskie i ehkologicheskie problemy razvitiya agrarnogo obshchestva Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka v vospriyatii sovremennikov [Text] / otv. red. V.V. Kanishchev. -Tambov : Izd. dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2012. - 286 s.

16. Cincadze, N.S. Vklad P.P. Semyonova-Tyan-Shanskogo v izuchenie ehkologicheskih i demograficheskih problem razvitiya poreformennogo agrarnogo obshchestva Central'noj Rossii [Text] // Istoriya. Istoriki. Istochniki. - 2016. - N 3. - S. 14-23.

17. Cincadze, N.S. Socioestestvennye problemy pozdnego agrarnogo obshchestva evropejskoj chasti RSFSR v vospriyatii partijno-politicheskogo rukovodstva strany 1920-1930-h gg. [Text] // Priroda i obshchestvo: tekhnologii obespecheniya prodovol'stvennoj i ehkologicheskoj bezopasnosti. Seriya "Socioestestvennaya istoriya. Genezis krizisov prirody i obshchestva v Rossii" / pod red. N.O. Kovalevoj, S.K. Kostovska, E.A. Borisovoj. - M. : MAKS Press, 2016. - Vyp. XL. - S. 140-149.

N.S. Tsintsadze

STATE REGULATION OF SOCIAL AND NATURAL ASPECTS OF FOREST MANAGEMENT AND WATER RESOURCE MANAGEMENT IN THE USSR IN 1917-1939

The article analyzes the mechanisms of state regulation of forest management and water management in agricultural industry of the European part of the USSR through the prism of environmental history. The research is based on regulatory legal acts and ordinances of party bodies in 1917-1939. The author maintains that Soviet leaders attached great importance to rational nature management and national resources preservation. The author concludes that in the pre-war period, the Soviet government focused on problems associated with forest management and water management. Environmental degradation resulted in a more complex system of forest management and water management. Legal measures of forest protection and water conservation are a part of complex measures aimed at adverse phenomena (droughts, dry winds, etc.) were long-term. The Soviet State had inherited the pre-revolutionary nature conservation policy.

European Russia, legislative regulation, Soviet pre-war rural area, Soviet pre-war village, ecological

history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.