Научная статья на тему 'Государственное регулирование розничных торговых сетей в условиях реформирования Российской экономики'

Государственное регулирование розничных торговых сетей в условиях реформирования Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1577
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / STATE REGULATION / RETAIL NETWORKS / EFFIC IENCY / OPTIMIZA TION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкова А. В.

В статье рассмотрены вопросы регулирования деятельности магазинов сетевого формата со стороны государства. Приоритетной для органов государственного регулирования должна стать задача обеспечения компромисса между объективным процессом развития торговых сетей, защитой малого бизнеса, поддержкой региональных производителей и интересами потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RETAIL NETW ORKS REGULATION AS A PART OF RUSSIAN ECONOMIC REFORMS

The article covers the problems of retail chains regulation by the state. The main priority for the state regulators should be a consensus between development, protection of small businesses and support of regional producers and consumer interests.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование розничных торговых сетей в условиях реформирования Российской экономики»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

А.В. Бочкова,

ассистент кафедры экономики и менеджмента, Российский государственный торгово-экономический университет, Саратовский институт (филиал)

УДК 339.37(470)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Рыночная экономика предполагает государственное регулирование, под которым понимается система мер, реализуемых государственными институтами, по созданию условий для эффективного осуществления социально -экономических процессов.

Необходимость государственного регулирования розничных торговых сетей обусловлена следующими обстоятельствами. С позиции экономической теории торговые сети относятся к олигопольному рынку, основными чертами которого являются немногочисленность продавцов продуктов, взаимозависимость фирм и трудность вхождения на рынок других фирм в силу эффекта масштаба, большой величины стартового капитала и высоких расходов на рекламу. Немногочисленность на рынке торговых сетей одного профиля может привести к сговору о распределении рынков, ограничении конкуренции, уменьшении объемов продажи и повышению цен. Например, в сентябре -октябре 2007 г. было отмечено резкое повышение цен на некоторые продукты питания. Существенно возросли цены на муку, макаронные и хлебобулочные изделия, растительное масло, что осложнило социальные отношения в регионах.

Аналитики считают, что повышение цен на продовольственные товары произошло под воздействием нескольких факторов, в том числе и по причине доминирующего положения розничных торговых сетей. Федеральная антимонопольная служба по поручению Правительства РФ провела проверки по фактам монопольного повышения цен и выявила случаи использования сетями рыночной власти для собственной выгоды. Некоторые сетевые компании «придерживали» товары, создавая искусственный дефицит. В связи с этим был сделан вывод о необходимости снижения доли крупных сетевых компаний, действующих на локальных рынках.

Правительство Российской Федерации разработало проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который в настоящее время проходит согласование в различных ведомствах. У данного закона имеются сторонники и противники, которые приводят различные аргументы в пользу своей точки зрения.

Для того чтобы разобраться в данной дискуссии, необходимо выяснить соотношение между понятиями «регулирование экономики» и «саморегулирование». Первое основано на субъективной деятельности людей, на осознании вмешательства в те или иные процессы. Саморегулирование экономики объективно. Оно осуществляется, главным образом,

на основе действия закона спроса и предложения посредством механизма конкуренции свободных рыночных цен. Но все это проявляется через определенную человеческую деятельность.

В связи с этим предстоит ответить на вопрос, может ли такая важная сфера экономики, как торговля, существовать и развиваться на основе саморегулирования, достигая при этом социальной справедливости. Ответ очевиден: рынок не руководствуется нравственными ценностями, если у розничной торговой сети имеется возможность максимизировать свою прибыль за счет доминирующего положения на рынке, то она это сделает. Следовательно саморегулирование должно до -полняться государственным регулированием. Приоритетной для органов государственного регулирования должна стать задача обеспечения компромисса между объективным процессом развития торговых сетей, защитой малого бизнеса, поддержкой региональных производителей и интересами потребителей.

Большинство стран Европейского союза имеет внутренние законодательные нормы, которые позволяют напрямую регулировать цены на некоторые виды товаров, в том числе лекарственные препараты и продукты питания.

Система государственного регулирования розничных торговых сетей должна не только определить задачи регулирования, но и четко разграничить полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также обеспечить качественное и доступное обслуживание населения, цивилизованное развитие различных форм торговли.

При формировании механизма государственного регулирования розничных торговых сетей важно определить субъектов регулирования. Под субъектом регулирования следует понимать такого участника, который своим поведением (действиями и решениями) может повлиять на функционирование торговых сетей.

К основным субъектам государственного регулирования можно отнести:

- органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;

- Федеральную антимонопольную службу;

- судебные органы;

- Министерство промышленности и торговли;

- Роспотребнадзор;

- Минсельхоз.

На основании приведенного перечня можно сделать вывод, что системе государственного регулирования торговых сетей свойственна полисубъективность.

Формируя механизм государственного регулирования розничных торговых сетей, следует определить, на какие параметры осуществлять регулирующее воздействие. Такими параметрами могут быть цены и наценки на социально значимые товары, порог индивидуального доминирования, границы доминантов продовольственных и непродовольственных товаров, взаимоотношения сетей с поставщиками товаров и др.

Торговым сетям нужны четкие правила игры, которыми они будут руководствоваться в выстраивании своих отношений с партнерами и потребителями. В настоящее время в России действует различная практика регулирования торговли на региональном и муници -

пальном уровнях, что является тормозом для дальнейшего развития торговли.

Многие аналитики считают, что регулирование цен на продовольственные товары без аналогичного регулирования цен на товары естественных монополий сократит прибыльность сетей или приведет к убыточной работе. Чтобы этого не произошло, целесообразно разработать и задействовать механизм договорных начал сотрудничества розничных торговых сетей и государства, т.е. заключить комплексные договоры о партнерстве и ответственности. Подобная практика широко распространена в мире и служит важнейшим инструментом государственного регулирования. Например, во Франции заключались контракты между государством и бизнесом против повышения цен. При принятии предприятиями таких контрактов правительство принимало на себя обязательства не осуществлять меры, ведущие к росту издержек производства и обращения. В нашей стране государство в обмен на стабильные цены в розничных торговых сетях на социально значимые товары могло бы гарантировать им стабильные цены на ресурсы, приобретаемые сетями у естественных монополий.

Торговые розничные сети заинтересованы в положительном отношении к ним общества. Они не могут жить изолированной от общества жизнью. Они возникают в обществе и ведут свою хозяйственную деятельность в обществе. Они могут продолжать развиваться только в том случае, если ожидания и требования общества совпадают со стремлением самих сетей. В рекомендательном документе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Принципы корпоративного управления» четко определена миссия корпораций, которые должны действовать на благо общества. Национальные правительства, записано в документе, обеспечивают создание правового и институционального климата функционирования корпораций, но именно на частном (корпоративном) секторе лежит основная ответственность за эффективность национальной экономики в целом [1, с. 18].

Для эффективной работы розничных торговых сетей важно помочь им в установлении партнерских связей с другими субъектами хозяйствования в форме создания четких, всеми воспринимаемых правил игры. С точки зрения системного подхода торговая сеть осуществляет преобразование входов в выходы. Основными разновидностями входов являются продукты, энергия, информация , рабочая сила. Если делать большие запасы товаров, предназначенных для последующей реализации, то происходит замораживание средств. При работе с минимальными запасами требуется тесное взаимодействие с партнерами.

Многие руководители торговых сетей принимают точку зрения известного американского специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса - создать потребителей. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желанны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам их деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимоотношения организаций с поставщиками.

Все перечисленное позволяет сделать вывод о важности оптимизации связей розничных торговых сетей с государством, партнерами и потребителями, подбора «наиболее ценных» партнеров (с точки зрения формирования конкурентных преимуществ розничных торговых сетей).

При проектировании хозяйственных связей возможны варианты слияния и поглощения. В условиях глобального экономического кризиса торговые сети проводят работу по оптимизации своих отношений с кредитно- финансовыми структурами. Чем протяженнее охватываемая сетью технологическая цепочка, тем значительнее для нее взаимоотношения с кредитно-фи -

нансовыми структурами. При этом возникают специфические интересы как торговых сетей, так и кредитнофинансовых структур.

Торговые сети, сотрудничая с банками, решают проблемы пополнения товарных запасов, оптимизации налоговых обязательств, инвестиций. Конечными результатами такого сотрудничества являются повышение отдачи от имеющихся ресурсов и наиболее полное удовлетворение потребностей населения.

1. Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых задач // Российский экономический журнал. 2001. № 2.

УДК 658.310.9

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАБОТНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ю.Г. Быченко,

доктор социологических наук, профессор кафедрыь экономической социологии, СГСЭУ

Т.М. Баландина,

доктор социологических наук, профессор кафедрыь экономической социологии, СГСЭУ

В современных условиях проблема развития культурного потенциала работников российских предприятий ставит перед исследователями новые задачи, которые необходимо решать.

Во-первых, следует теоретически уточнить культурную составляющую категории «человеческий капитал», выявить сущностные черты культурного человеческого потенциала организаций, определить методы диагностики культурного потенциала работников российских предприятий.

Во-вторых, надо осуществить диагностику культурного человеческого потенциала на современных российских предприятиях, выявить проблемы его формирования, наметить предпосылки устранения данных проблем, определить направления необходимых социокультурных трансформаций .

В-третьих, необходимо выработать рекомендации, направленные на модернизацию культурного человеческого потенциала работников современных российских предприятий.

Первоначальным условием развития всех форм человеческого потенциала является аккумуляция инвестиционных источников, т.е. наличие прямых и косвенных вложений в человека. Все виды данных вложений, связанные со значительными финансовыми затратами, которые носят целесообразный характер, способствуют саморазвитию и целевому образовательному формированию человеческого потенциала, создают объективные условия его накопления в форме человеческого капитала. Поэтому всякие финансовые затраты, порождающие процесс совершенствования человеческого потенциала, в то же время являются предпосылкой капитализации, способствуют росту производительности труда работников. Превращение человеческого потенциала в человеческий капитал определяет повышение доходов экономических субъектов.

Различные сферы научной и образовательной деятельности всем мощным арсеналом знаний формируют интеллектуально-образовательный и культурный потенциал человека, применяемый как экономический ресурс в системе общественного воспроизводства через накопление предприятиями человеческого капитала. Человеческий капитал как экономический ресурс оценивается и пускается в хозяйственный, технический, научный оборот. Кумулятивные затраты на науку образуют стоимостной фонд развития науки, расходуемый на накопление знаний у идивида. Системы воспитания и образования совокупно формируют образовательный и культурный потенциал человека. Кумулятивные затраты на воспитание и образование образуют стоимостной фонд его образования, который можно рассматривать как результат многократных вложений средств на цели экономического накопления интеллектуального, образовательного, культурного потенциала человека. Отрасли образования и культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.