Научная статья на тему 'Государственное регулирование ресурсных потоков крупных сетевых организаций'

Государственное регулирование ресурсных потоков крупных сетевых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕСУРСНЫЕ ПОТОКИ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / GOVERNMENT REGULATION / RESOURCE FLOWS / ENERGY-RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердников Д.В.

Данная статья раскрывает вопросы механизмов и инструментов государственного регулирования ресурсных потоков крупных сетевых организаций. Раскрывается понятие «управление спросом», а именно как ключевой механизм регулирования баланса спроса и предложения на электроэнергетическом рынке. Так же в статье рассматриваются элементы рыночного управления. Особое внимание автором статьи уделено механизму ЦЗСП Ценозависимое снижение потребления электроэнергии и мощности на оптовом рынке. Данный механизм применяется в двух секторах оптового рынка электроэнергии и мощности одновременно, в КОМ и РСВ. Оператором программы ЦЗСП является Системный оператор. Так же статья раскрывает параметры частоты и длительности разгрузок для потребителей с ценозависимым потреблением. Отмечено, что механизм ЦЗСП не получил распространения: в современных условиях, так как его действие ограничено только одной отраслью. При этом данный способ регулирования спроса демонстрирует значительную экономическую эффективность при сокращении цен на оптовом рынке.This article reveals the issues of mechanisms and instruments of state regulation of resource flows of large network organizations. The concept of “demand management” is revealed, namely, as the most important tool for maintaining and regulating the balance of supply and demand in the electricity market. The article also discusses elements of market management. In this article, special attention is paid to the CZSP mechanism a price-dependent reduction in electricity and capacity consumption in the wholesale market. This mechanism works in two sectors of the wholesale electricity and capacity market at the same time, in KOM and RSV. The operator of the CZSP program is the System Operator. The article also discloses the parameters of the frequency and duration of unloading for consumers with price-dependent consumption. It is noted that the CZSP mechanism has not gained sufficient popularity: today, only one industrial group enterprises participate in it. Moreover, the mechanism itself shows high efficiency in the task of lowering prices in the wholesale market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бердников Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование ресурсных потоков крупных сетевых организаций»

Государственное регулирование ресурсных потоков крупных сетевых организаций

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

Бердников Дмитрий Валерьевич

начальник отдела антимонопольного контроля розничных рынков электроэнергии ФАС России, berdnikov@fas.gov.ru

Данная статья раскрывает вопросы механизмов и инструментов государственного регулирования ресурсных потоков крупных сетевых организаций. Раскрывается понятие «управление спросом», а именно как ключевой механизм регулирования баланса спроса и предложения на электроэнергетическом рынке. Так же в статье рассматриваются элементы рыночного управления. Особое внимание автором статьи уделено механизму ЦЗСП - Ценозависимое снижение потребления электроэнергии и мощности на оптовом рынке. Данный механизм применяется в двух секторах оптового рынка электроэнергии и мощности одновременно, в КОМ и РСВ. Оператором программы ЦЗСП является Системный оператор. Так же статья раскрывает параметры частоты и длительности разгрузок для потребителей с ценозависимым потреблением. Отмечено, что механизм ЦЗСП не получил распространения: в современных условиях, так как его действие ограничено только одной отраслью. При этом данный способ регулирования спроса демонстрирует значительную экономическую эффективность при сокращении цен на оптовом рынке.

Ключевые слова: государственное регулирование, ресурсные потоки, энергоресурсы

Многолетняя практика анализа рынка электроэнергии показывает что спрос на нем фактически не эластичен, поэтому именно продавцы имеют рыночную власть и могут односторонне определять условия обращения на рынке.

Однако в то же время потребители, в том числе имеющие собственные генерирующие объекты, могут варьировать объем потребления электроэнергии в зависимости от институциональных изменений на рынке, что может привести к развитию конкурентных отношениях на нем, снизить необходимость строительства избыточных генерирующих и сетевых мощностей [1].

Соотношение производства и потребления в пиковые часы может быть в равной мере обеспечен как за счет увеличения генерации, так и за счет снижения потребления.

Формирование механизма управления спросом розничных потребителей электроэнергии, по мнению автора, является значимым инструментом - значимый механизм регулирования баланса спроса и предложения на электроэнергетическом рынке. Управление динамикой спроса позволяет придавать системе энергообеспечения гибкости, позволяет регулировать объемы потребления и цены. При этом массовый потребитель позволяет получить дополнительную выгоду [2].

Прогнозы показывают, что экономический результат такого механизма регулирования рынка может составлять 4-6 ГВт для ЕЭС России. Совокупный экономический результат - 67-105 млрд руб. в год за счет сокращения цены электроэнергии, более равномерной загрузки мощностей, оптимизации инновационных ресурсов в развитие энергосетей. .

Потенциально данный экономический результат может быть выше в зависимости от применения развития методологии управления энергосистемой.

Постановлением Правительства РФ № 287 [3], нормативно закрепляются способы управления спросом с участием соответствующих агрегаторов - компаний, суммирующих потребности розничных потребителей, позволяющих предоставления услуг по управлению спросом, позволяющих обеспечить надежность системы энергетической системы.

Первым этапом в 2019-2020 гг. был внедрен инструмент управления спросом на небольшом сегменте рынка (управляемых мощностей потребителей). Результатами ее внедрения стало формирование механизма распространения похода к управлению спросом.

Ключевыми розничными потребителями, которые могут существенным образом повлиять на деятельность агрегаторов управления спросом, при этом наиболее значимыми акторами являются те, кто способен управлять потреблением электроэнергии без негативного воздействия на экономическую деятельность.

Также к таким актором можно отнести объекты, которым необходимо наличие постоянного уровня потребления электроэнергии, таким как морозильные установки или системы кондиционирования воздуха.

Практика показывает, что управление баланса спроса и предложения как система может иметь различные уровни сложности, последовательно совершенствоваться за счет подключения новых участников. Именно такая модель используется в российской экономике, следовательно, именно внедрение новых технологий обработки данных и искусственного интеллекта являются основным источником совершенствования такого механизма регулирования рынка электроэнергетики. В частности, технологией оказывающей существенное воздействие на рынок электроэнергии оказывает является Интернет энергии (IDEA), создание и внедрение которой планируется реализовать в рамках формируемой в настоящее время дорожной карты Национальной технологической инициативы, раздел «Энерджинет».

Среди основных целесообразно указать на необходимость создания или повышения эффективности работы отделов энергоменджмента, что должны выполнять функцию основных координаторов использования энергии как таковой и, в частности, электрической части общего объема энергии; повышение уровня компетентности менеджеров и технических специалистов предприятий (экономико-аналитических, энергетических, работы с программным обеспечением и т. п.); совершенствование технико-технологического обеспечения системы энергетического менеджмента, осуществления постоянного мониторинга рынка электроэнергии и оптимизации схемы работы в новых условиях. Эти мероприятия имеют первостепенное значение и могут стать основой для рационализации управления ресурсным потенциалом предприятий в целом: его планированием и прогнозированием, координацией, анализом и контролем, коммуникацией и мотивацией.

К первым элементам рыночного управления спросом можно отнести внедрение в 1996 году двухтариф-ного учета потребления электроэнергии для населения.

После введения РСВ потребители оптового рынка увидели разницу ночных и дневных цен, определяемых дифференциацией между потреблением электроэнергии в ночное и дневное время, что стало причиной расширения инвестиционных программ.

В 2011 году вариация цен ночного и дневного тарифа составляла 200%, однако после реализации сглаживания тарифа она стала составлять 10%.

Элементы рыночного управления спросом в России обсуждались давно - с .момент обсуждения первых институциональных моделей трансформации рынка электроэнергетики, такие как концепция Добровольного ограничения нагрузки (ДОН) 2007-2008 года, однако данный механизм не был нормативно закреплен.

20 июля 2016 года было утверждено Постановление Правительства РФ №699 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности» [4], и начиная с 2017 года крупные потребители

- субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности

- получили возможность участия в Ценозависимом снижении потребления электроэнергии и мощности на оптовом рынке (ЦЗСП).

Данный подход к управлению спросов реализуется в таких секторах рынка как КОМ и рСв и предусматривает следующее:

- существует ряд потребителей, принявших на себя обязательства по требованию сокращать энергопотребление в рамках определенного коридора значений,

что в совокупности определяет сокращение спроса на КОМ;

- сокращение спроса определяется не только общим количество электроэнергии, но и продолжительностью во времени данного периода;

- соблюдение условий участия в программе покупателем определяется объем мощности, который он должен купить по итогам КОМ;

-при невыполнении покупателем принятых обязательств увеличивается стоимость части объема мощности, который он покупает по итогам КОМ;

- ценозависимое сокращение объема потребления осуществляется в РСВ, посредством двойного перерасчета РСВ и формирования ТГ с учетом ЦЗСП при соблюдении установленных условий;

-при формировании ТГ с учетом разгрузки потребителей ЦЗСП осуществляется сокращение цены РСВ для всех потребителей.

Системный администратор осуществляет функции оператора программы ЦЗСП. Для реализации функций оператора предполагается организация конкурсной процедуры отбора заявки потребителям, в которых указываются объемы предполагаемого снижения потребления. Принимая на себя ограничения по потреблению электроэнергии, потребители участвуют в программе такого ценонезависимого сокращения использования энергетической мощности.

В современных условиях потребители участвующие в такой программе принимают следующие условия:

- потребитель, который обладает возможностью до 10 раз в месяц снизить потребление на 8 часов, признается полностью эквивалентным пиковой генерации и оплачивает мощность в размере 100%,

- потребитель, который обладает возможностью до 10 раз в месяц снизить потребление на 4 часа, оплачивает мощность в размере 50%,

- потребитель, который обладает возможностью до 10 раз в месяц снизить потребление на 2 часа, оплачивает мощность в размере 25%.

Возможность ЦЗСП учитывается при расчете Коммерческим оператором оптового рынка (АТС) цен на электроэнергию: если расчет почасовых узловых цен показывает, что введение ЦЗСП приведет к снижению равновесной цены на электроэнергию не менее, чем на 1%, соответствующий объем ЦЗСП учитывается при формировании торгового графика. Таким образом, ресурсы ЦЗСП участвуют в совокупном сокращении цены электроэнергии на оптовом рынке.

Механизм ЦЗСП не получил широкого распространения и в настоящее время в нем участвуют предприятия только заводы по производству алюминия ОК «Ру-сал» в объеме 64 МВт их мощностей, что составляет 1% от потребления заводов и только 0,1% от пикового спроса 2-й ценовой зоны оптового рынка.

Однако данный механизм является результативным при сокращении цен на оптовом сегменте рынке, так как разово цены могли быть снижены на 5%. Но при разработке программы ЦЗСП предполагалось ограничение потребления 3-5 раз в месяц, тогда как в действительности ЦЗСП сработал по экономическим критериям только 6 раз за 2017 год, а в 2018 году не был использован. При этом только низкой интенсивностью определяется незначительный итоговый вклад ЦЗСП в оптимизацию работы энергосистемы.

Применение данного механизма выгодно только для самого узкого круга потребителей, в большей сте-

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о см

0

см ^

01

о ш т

X

<

т О X X

пени крупных, минимум пикового потребления которых составляет (5 МВт) и объёме ценозависимого снижения потребления электроэнергии не менее 2 МВт*ч.

Результаты пилотного проекта выявили следующие системные ограничения данного механизма:

1. Стоимость услуги снижения спроса не позволяет получать участникам достаточный уровень прибыли.

2. Участники оптового рынка, до настоящего момента уже осуществили графики загрузки и достигли высокой степени энергоэффективности.

3. Участник оптового рынка потребляет мощность одной ГТП, что снижает достоверность прогноза участия [5].

Первоначально проект по управлению спросом был реализован на основании нормативных положений Постановления Правительства от 20 марта 2019 г. №287[6], целью которого является развитие и совершенствование механизма управления балансом спроса и предложения с целью оптимизации энергоресурсов национальной экономики.

Сетевые компании могут стать заказчиком услуги на управление спросом для повышения эффективности загрузки распределительных сетей. Использование услуги управления спросом снизит потребности в новых распределительных сетевых мощностях и ускорит присоединение новых потребителей. За счет более равномерного инвестирования может сократиться финансовая нагрузка при реализации инвестиционной программы.

К целям применения данного подхода можно отнести следующее [7]:

1. Сглаженная нагрузка действующих сетевых энергомощностей снижает потребность в инвестициях в модернизацию оборудования.

2. Увеличение загрузки действующих производственных мощностей.

3. Сокращение операционных затрат сетевых мощностей на территориях с потенциальным дефицитом мощности.

Способ инвестирования в такие программы соотносится с инвестиционными программами:

1. Услуги по управлению баланса спроса и предложения операционного закрепляется к определенной подстанции, имеющей более высокие переменные затраты по сравнению с другими объектами энергетической инфраструктуры

2. Сетевая компанией устанавливаются совокупные затраты на создание новых генерирующих мощностей.

На основании сопоставления с аналогичными показателями других генерирующих подстанций устанавливает минимальный уровень инвестиционных затрат в строительство новых мощностей и предельных объем мощности, превышение которого предполагает внедрение конкурсной процедуры заявок на потребление электроэнергии.

3. В ситуации, если затраты начинают превышать определенный уровень, сетевая компания может осуществлять конкурсную процедуру выбора поставщиков услуги по управлению спросом с наличием определенных ценовых ограничений;

4. Услуга соотносится к определенным потребителем, участие в процессе регулирования которого позволит определить характеристики его потребности в электроэнергии и сократить нагрузку определенного поставщика.

Данные инвестиционной программы ПАО «Россети» позволяют однозначно оценить экономическую результативность регулирования рынка электроэнергетики. Так, наблюдается сокращение потребности в периоды максимального спроса, что снижает потребность во строительстве новых сетевых мощностей на 120-180 МВА в год, а это в свою очередь позволяет снизить потребность в инвестициях на модернизацию основных средств на сумму 2-3 млрд руб. в год.

Совокупный экономический результат управление балансом спроса и предложения для российской электроэнергетики прогнозируется в размере 67-105 млрд руб. в год в зависимости от механизма реализации данного метода управления (таблица 1).

Таблица 1

Экономическая результативность управления балансом

Показатель экономической результативности Экономический результат, млрд. руб. в год

Сокращение цен на РСВ за счет снижения спроса в периоды максимальной нагрузки 31,2-48,4

Сокращение спроса на электроэнергию на КОМ 7,1-10,8

Сокращение потребности в инвестиционных ресурсах в строительство новых и модернизацию действующих мощностей генерации 27,3-42,4

Замещение мощностей генерации 0,5-0,8

Сокращение потребности в инвестиции в РСК 1,8-207

Замещение генерации в функции регулирования частоты (НПрЧ, АВРЧМ) <0,5

Для объективной оценки возможности мероприятий по снижению тарифа на передачу необходимо разобраться в самой структуре затрат электросетевой компании, с помощью которого можно определить оптимальные варианты [9].

В структуре затрат электросетевой компании можно отметить четыре преобладающих группы затрат:

- амортизационные отчисления, снизить которые практически невозможно, так как эта величина учитывает износ основных средств предприятия. Чтобы снизить эту статью расходов необходимо либо уменьшить величину основных средств или размер нематериальных активов предприятия, что не способствует его развитию. Либо использовать различные методы амортизационных отчислений, однако по прошествии всего периода использования сумма амортизационных отчислений в конечном итоге будет одинаковой, но применение таких методов позволяет менять величину отчислений в краткосрочной перспективе, что дает возможность высвободить материальные средства, для выполнения какой-либо задачи в определенный момент;

- оплата услуг ПАО «ФСК ЕЭС» является независимой величиной, на которую рассматриваемая сетевая компания практически не способна повлиять;

- подконтрольные расходы. Проведя декомпозицию данной статьи затрат, можно увидеть, что превалирующей частью является фонд оплаты труда. Его можно снизить либо путем увеличения эффективности использования рабочего времени, что приведет к увели-

чению объемов выполнения полезной работы, либо путем оптимизации, реструктуризации или сокращения штата сотрудников.

Еще одной большой частью в структуре затрат являются потери, они делятся на несколько типов:

а) коммерческие потери. Они связанны с несанкционированными подключениями, хищениями электроэнергии, нарушениями её качества, метрологическими проблемами.

Мероприятия по снижению коммерческих потерь делятся на два вида. Организационные мероприятия, направленные на повышение точности расчетов баланса электроэнергии, максимальную автоматизацию этих процессов для исключения человеческого фактора.

Технические мероприятия, они включают в себя меры по модернизации приборов учета, применения средств, препятствующих неправомерному подключению, устранению недогрузки и перегрузки трансформаторов тока и напряжения;

б) потери связанные с расходом электроэнергии на собственные нужды. Для снижения этой составляющей наиболее эффективным является применение энергосберегающих технологий в категориях отопления, освещения, вентиляции оборудования и зданий принадлежащих сетевой компании;

в) технологические потери является основной составляющей потерь и делятся на условно-постоянные, не зависящие от величины передаваемой энергии, и нагрузочные, которые зависят от объемов реализации мощности. Они возникают из-за естественных процессов в виде нагрева проводов, создания электрического поля в проводниках, потерях в трансформаторах, климатических условий и неравномерности нагрузок. Так же потерям способствуют износ оборудования, вследствие которого ухудшаются его проводящие свойства и возникновения особых режимов в электрических сетях.

Технологические потери составляют от 75% до 95% от суммы всех потерь, в зависимости от класса напряжения, поэтому целесообразно рассмотреть именно их в качестве наиболее перспективного пути снижения затрат на передачу электроэнергии. На данный момент существует большое количество методов снижения потерь [10], но для каждой сетевой компании они могут быть разными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Нехороших И.Н. Инновационные механизмы управления спросом на электрическую энергию: обзор мирового опыта и оценка перспектив его применения в России//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2019. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 17-25.

2. Инфраструктурный центр EnergyNet. Управление спросом в электроэнергетике России: открывающиеся возможности Экспертно-аналитический доклад. Электронный ресурс. . - Режим доступа: https://energynet.ru/upload/EnergyNet_2019_PRINT.pdf (дата обращения 14.12.2019)

3. Постановление Правительства РФ от 20.03.2019 « 287 !О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма цено-зависимого снижения потребления электрической энер-

гии и оказания услуг по обеспечению системной надежности

4. Постановление Правительства РФ от 20.07.2016 № 699 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности»

5. Инфраструктурный центр EnergyNet. Управление спросом в электроэнергетике России: открывающиеся возможности Экспертно-аналитический доклад. Электронный ресурс. . - Режим доступа: https://energynet.ru/upload/EnergyNet_2019_PRINT.pdf (дата обращения 14.12.2019)

6. Постановление Правительства РФ от 20.03.2019 № 287 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности»

7. Инфраструктурный центр EnergyNet. Управление спросом в электроэнергетике России: открывающиеся возможности Экспертно-аналитический доклад. Электронный ресурс. . - Режим доступа: https://energynet.ru/upload/EnergyNet_2019_PRINT.pdf (дата обращения 14.12.2019)

8. Инфраструктурный центр EnergyNet. Управление спросом в электроэнергетике России: открывающиеся возможности Экспертно-аналитический доклад. Электронный ресурс. . - Режим доступа: https://energynet.ru/upload/EnergyNet_2019_PRINT.pdf (дата обращения 14.12.2019)

9. Султанов Р.А., Пак В.Е., Якубова Е.Е., Тимохин Р.В., Лавренчук О.Э. Оценка способов снижения тарифа на передачу электроэнергии для сетевой компа-нии//Научный журнал. - 2019. - № 7 (41).- С. 63-64.

10. Учебно-методический комплекс: введение в специальность электроэнергетические системы и сети М.: Издательский дом Высшая Школа Экономики, 2016. 15-34 с. ; Ананичева С.С. Качество электроэнергии. Регулирование напряжения и частоты в энергосистемах 3-еизд. Екатеринбург: УрФУ. 2012. 54-68 с.

11. Левин Ю.А., Павлов А.О. Инновационная политика. Москва, 2016

12. Левин Ю.А., Лебедев Н.А. Концептуальные основы взаимодействия органов власти и предпринимательских структур на региональных рынках // Инновации и инвестиции. 2016. № 9. С. 83-87.

13. Попова Е.В. Основные направления налоговой политики государства в целях стимулирования инновационного развития // Инновации. 2006. № 7 (94). С. 13-18.

14. Попова Е.В. Проблемные вопросы развития национальной инновационной системы в Российской Федерации // Инновации. 2007. № 11 (109). С. 3-9.

15. Сысоева Е.В. Венчурное инвестирование как инновационный фактор мобилизации экономического развития // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2012. № S4. С. 325-331.

16. Янковская В.В. Влияние инновационной модели управления на развитие регионов РФ: монография / Германия, 2015.

17. Кукушкина В.В. Использование инструментов стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2006. № 4 (16). С. 144-151.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о es о es

о ш m

X

<

m О X X

18. Безпалов В.В. Особенности и проблемы диагностики при проведении мероприятий по реструктуризации региональной системы управления // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 11. № 1-2. С. 207-216.

19. Матюнин Л.В., Александров Д.Г., Белотелова

H.П. Роль государства в регулировании инновационной деятельности в России // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 2 (29). С. 91-94

State regulation of resource flows of large network organizations Berdnikov D.V.

Federal Antimonopoly Service of Russia (FAS) This article reveals the issues of mechanisms and instruments of state regulation of resource flows of large network organizations. The concept of "demand management" is revealed, namely, as the most important tool for maintaining and regulating the balance of supply and demand in the electricity market. The article also discusses elements of market management. In this article, special attention is paid to the CZSP mechanism -a price-dependent reduction in electricity and capacity consumption in the wholesale market. This mechanism works in two sectors of the wholesale electricity and capacity market at the same time, in KOM and RSV. The operator of the CZSP program is the System Operator. The article also discloses the parameters of the frequency and duration of unloading for consumers with price-dependent consumption. It is noted that the CZSP mechanism has not gained sufficient popularity: today, only one industrial group enterprises participate in it. Moreover, the mechanism itself shows high efficiency in the task of lowering prices in the wholesale market.. Key words: government regulation, resource flows, energy-

resources References

I. Nekhoroshikh I.N. Innovative mechanisms for managing demand for electric energy: a review of world experience and an assessment of the prospects for its use in Russia // Bulletin of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management. - 2019.- T. 9. - No. 2 (31). - S. 17-25.

2. Infrastructure center EnergyNet. Demand Management in the

Russian Electric Power Industry: Opportunities. Expert and Analytical Report. Electronic resource. . - Access mode: https://energynet.ru/upload/EnergyNet_2019_PRINT.pdf (accessed 12/14/2019)

3. Decree of the Government of the Russian Federation of March

20. 2019 "287! On amendments to some acts of the Government of the Russian Federation on the functioning of aggregators of demand management for electric energy in the Unified Energy System of Russia, as well as improving the mechanism of price-dependent reduction of electricity consumption and the provision of services to ensure system reliability

4. Decree of the Government of the Russian Federation of July 20,

2016 No. 699 "On amendments to the Rules of the wholesale market of electric energy and power"

5. Infrastructure center EnergyNet. Demand Management in the

Russian Electric Power Industry: Opportunities. Expert and Analytical Report. Electronic resource. . - Access mode: https://energynet.ru/upload/EnergyNet_2019_PRINT.pdf (accessed 12/14/2019)

6. Decree of the Government of the Russian Federation of March

20, 2019 No. 287 "On amendments to some acts of the Government of the Russian Federation on the functioning of aggregators of demand management for electric energy in the Unified Energy System of Russia, as well as improving the mechanism of price-dependent reduction of electricity consumption and the provision of services to ensure system reliability "

7. Infrastructure center EnergyNet. Demand Management in the

Russian Electric Power Industry: Opportunities. Expert and Analytical Report. Electronic resource. . - Access mode: https://energynet.ru/upload/EnergyNet_2019_PRINT.pdf (accessed 12/14/2019)

8. Infrastructure center EnergyNet. Demand Management in the

Russian Electric Power Industry: Opportunities. Expert and Analytical Report. Electronic resource. . - Access mode: https://energynet.ru/upload/EnergyNet_2019_PRINT.pdf (accessed 12/14/2019)

9. Sultanov R.A., Pak V.E., Yakubova E.E., Timokhin R.V., La-

vrenchuk O.E. Evaluation of ways to reduce the tariff for electric power transmission for a network company // Scientific journal. - 2019 .-- No. 7 (41) .- S. 63-64.

10. Educational-methodical complex: introduction to the specialty of electric power systems and networks M .: Publishing house Higher School of Economics, 2016. 15-34 p. ; Ananicheva S.S. The quality of electricity. Voltage and frequency regulation in power systems 3 ed. Ekaterinburg: UrFU. 2012.54-68 p.

11. Levin Yu.A., Pavlov A.O. Innovative policy. Moscow, 2016

12. Levin Yu.A., Lebedev N.A. Conceptual foundations of the interaction of government bodies and business structures in regional markets // Innovations and Investments. 2016. No. 9. P. 83-87.

13. Popova E.V. The main directions of the state tax policy in order to stimulate innovative and innovative development // Innovations. 2006. No. 7 (94). S. 13-18.

14. Popova E.V. Problematic issues of the development of the national innovation system in the Russian Federation // Innovations. 2007. No. 11 (109). S. 3-9.

15. Sysoeva E.V. Venture investment as an innovative factor in mobilizing economic development // Mountain Information and Analytical Bulletin (scientific and technical journal). 2012. No. S4. S. 325-331.

16. Yankovskaya V.V. The influence of the innovative management model on the development of the regions of the Russian Federation: monograph / Germany, 2015.

17. Kukushkina V.V. Using strategic management tools in Russia // Bulletin of the Russian State University of Trade and Economics (RSTEU). 2006. No. 4 (16). S. 144-151.

18. Bezpalov VV Features and problems of diagnostics during the restructuring of the regional management system // Economics and management systems management. 2014.Vol. 11. No. 12. S. 207-216.

19. Matyunin L.V., Aleksandrov D.G., Belotelova N.P. The role of the state in the regulation of innovation in Russia // Scientific proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2013. No. 2 (29). S. 91-94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.