Научная статья на тему 'Государственное регулирование региональной политики повышения конкурентоспособности региона на основе формирования кластеров'

Государственное регулирование региональной политики повышения конкурентоспособности региона на основе формирования кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысоева Валентина Никитична

In the article the basic approaches of the state to creation and development of the system of regional competitiveness increase on the basis of clusters are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of regional policy of regional competitiveness increase on the basis of cluster formation

In the article the basic approaches of the state to creation and development of the system of regional competitiveness increase on the basis of clusters are considered.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование региональной политики повышения конкурентоспособности региона на основе формирования кластеров»

Работа над методической базой управления экономикой будет включать и разработку Концепции долгосрочного развития российской экономики, в которой будут раскрыты основные приоритеты развития в долгосрочной перспективе, пути решения пробле-

мы инновационного прорыва российской экономики и выхода на качественно новые позиции в мире.

Поступила в редакцию 17.07.2007 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ

В.Н. Сысоева

Sysoeva V.N. State regulation of regional policy of regional competitiveness increase on the basis of cluster formation. In the article the basic approaches of the state to creation and development of the system of regional competitiveness increase on the basis of clusters are considered.

Целью создания инновационных кластеров в условиях глобализации является достижение устойчивого развития региона.

Отличительной чертой создаваемых региональных кластеров должна стать их инновационная ориентированность. Необходимость создания региональных кластерных объединений определяется стремлением к развитию отраслей высоких технологий и на их основе к оживлению экономической активности в регионах. Опыт тех стран, в которых получил поддержку и распространение кластерный подход, свидетельствует, что использование новых форм организации инновационной деятельности способно дать значительный импульс развития регионам. При этом мировой опыт свидетельствует, что наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши».

Положительный результат региональных кластеров для их участника определяется: для региональных администраций - в общем оживлении региональной экономики и диверсификации экономической структуры регионов, влекущими за собой рост занятости, увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, появление удобного механизма взаимодействия с бизнесом, снижение зависимости от отдельных бизнес-

групп. Кластеры позволяют органам власти в регионе гораздо точнее отслеживать тенденции развития бизнеса, прогнозировать возможные пути изменений в отдельных секторах экономики, открывают новые возможности для координационной деятельности; для бизнеса - в улучшении кадрового обеспечения, с повышением доступности инфраструктуры для исследований и разработок, расширением возможностей для снижения издержек, с появлением возможности для более успешного выхода на международные рынки.

Создание инновационного кластера требует определенных финансовых затрат, в том числе на подготовку проекта по организации сотрудничества участников, определению перспективных сетевых структур в регионе. Необходимо также и проведение обучения специалистов, которые примут участие в программе по созданию сетевых структур и т. д.

В процессе своего функционирования инновационные кластеры могут использовать возможности внебюджетных фондов, предназначенных для финансирования программ научно-исследовательских работ, а также иные возможности (получения льготного финансирования, например льготы, предусмотренные в ст. 262 Налогового кодекса РФ).

Вместе с тем, учитывая особенности региональной экономики России, надо отметить, что на начальном этапе его создания

необходима государственная поддержка по их регулированию.

Экономическая отдача от инновационной кластеризации в отличие от обычного процесса интеграции хозяйствующих субъектов может быть не столь очевидна и эффект не столь быстрым и связан со значительными рисками. Поэтому в целях повышения отдачи от таких кластеров необходимо процесс формирования кластера ввести в целенаправленную деятельность федеральных и региональных органов власти, которая будет способствовать быстрой консолидации бизнеса в сетевую регионально опосредованную организацию.

Поэтому в стратегии развития региона должны быть прописаны подходы государственного регулирования региональных инициатив в области кластерной политики: это позволит региону в условиях глобализации повысить конкуренции регионов и его компаний; ориентироваться на применение стратегии инновационного прорыва в сфере малого и среднего бизнеса промышленных предприятий; выявить тенденции устойчивого развития и определить роль определения государственной политики в этой сфере.

Главная проблема, с которой будут сталкиваться российские регионы при создании инновационных кластеров, это фрагментарность и несистемность имеющихся в регионах систем инфраструктуры поддержки инноваций.

Но без решения этой проблемы невозможно будет обеспечить инновационный процесс по всей цепи от идеи до реализации. Поэтому мы считаем, что в сложившихся условиях необходимо принять все меры к созданию региональной инновационной структуры, куда обязаны вкладывать ресурсы как органы власти, так и заинтересованные предприятия.

Национальное и региональное экономическое развитие на основе стимулирования создания и функционирования кластеров предполагает совместные усилия бизнеса и органов власти центра и регионов. Роли, которые должны играть администрации и бизнес при развитии отраслевых кластеров разные, но при этом они должны быть взаимодополняющие. Роль государственной администрации должна состоять в поддержке и инициировании процессов активации класте-

ров. Особенно это касается региональных администраций, которые практически всегда сильно вовлечены в деятельность бизнеса. В свою очередь и бизнес оказывает определенное влияние на региональные администрации. Поэтому особенно важно участие региональных администраций во всех вопросах, связанных с принятием решений, касающихся развития кластеров.

Поэтому очень важно для регионов формировать возможные направления государственной поддержки и регулирования региональных инициатив в области кластерной политики.

Создание кластеров требует поддержки как федеральных, так и региональных органов власти, но при этом их усилия должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие связей и взаимоотношений между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д., где администрации регионов должны проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами кластера, а также заниматься урегулированием различных вопросов кластера с другими уровнями власти.

На раннем этапе взаимодействия участников кластера главной задачей органов государственной власти должно являться улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий. Последующая их роль должна способствовать снятию ограничений по развитию инноваций.

Создание и развитие инновационного кластера предполагает наличие производственно-технологических структур, инфраструктуры поддержки инноваций. В состав такого инфраструктурного комплекса должны входить системы информационного обеспечения, научно-технической экспертизы, финансовой поддержки, производственнотехнологической поддержки, сертификации наукоемкой продукции, продвижения научно-технических разработок на рынок, подготовки и переподготовки кадров, а также координации инновационной деятельности. Каждая из этих систем для реализации своих функций должна располагать специализированными или многофункциональными организациями.

Инфраструктурный комплекс поддержки научно-технической и инновационной деятельности должен быть общим для всех хозяйствующих в регионе субъектов. Вместе с тем общность такой инфраструктуры для всех хозяйствующих субъектов может допускать одновременно и возможность целевой специализации ее отдельных организационных элементов, например, если в регионе развиваются одновременно несколько кластеров. При этом особое внимание необходимо уделять поддержке тех инноваций, которые обеспечивают долговременное развитие кластера.

Роль государства в развитии инновационных кластеров на первоначальном этапе может заключаться в следующем.

- Выявление вертикальных или горизонтальных формаций в наукоемких секторах промышленности с привлечением государства и научных институтов.

- Планирование исследований по картированию кластеров, выявление регионов, направлений деятельности, технологий, которые могут извлечь выгоду от организаций кластерного типа, и объединение их в общую стратегию социально-экономического роста.

- Определение механизмов взаимодействия федеральных и региональных инициатив.

- Законодательные инициативы в области создания и функционирования инновационных кластеров.

- Разработка стратегической информации о кластерах.

- Проведение совместных маркетинговых исследований.

- Определение барьеров и сдерживающих факторов на пути развития кластеров и осуществление систематических корректировок существующих мер в области проведения политики.

- Информируемость заинтересованных сторон о возможных выгодах создания кластеров.

Для того чтобы можно было осуществить государственную поддержку созданным и функционирующим инновационным кластерам, необходимо создать механизм по их реализации.

Рассмотрим их:

1. Высокоэффективным способом стимулирования кластеров являются целевые программы. Они могут оказать существенное влияние на развитие кластеров. Использова-

ние целевых программ, в том числе для поддержки малого и среднего бизнеса, наукоградов, региональных агентств развития -первый шаг в подготовке благоприятного климата для национальных кластеров.

При этом следует обратить внимание на необходимость изменения подходов как к формированию структуры программных мероприятий, так и к уточнению целевых установок государственной поддержки проектов. В первую очередь необходимо отказаться от стремления к завышению количества реализуемых в рамках программ проектов. Кроме того, следует обратить внимание на то, чтобы исследования и разработки были теснее связаны с задачами последующей коммерциализации результатов проведенных работ.

2. Проведение конкурсов является одним из эффективных механизмов поиска и отбора приоритетных направлений технологического развития в конкретных регионах.

Организация конкурсов на финансирование пилотных проектов в области регионального инновационного развития может стимулировать разработку стратегических региональных программ, наличие которых обеспечит возможность мониторинга и оценки реализуемых мероприятий.

При этом необходимо учитывать, что количество приоритетов инновационного развития технологий для наукоемкой промышленности всегда будет ограничено в связи с ограниченным объемом доступных ресурсов, а их формирование должно осуществляться на основе совместного анализа и прогноза развития научно-технологической сферы и соответствующих рынков.

3. Необходимо установить режим наибольшего благоприятствования для создания на базе вузов региональной сети центров внедрения промышленных технологий, кооперативных форм организации инновационного творчества (от смешанного капитала и разделения рисков до совместного использования дорогостоящего оборудования).

4. Поддержка критических элементов хозяйственной инфраструктуры. Формой такой поддержки может являться использование возможностей Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, зарегистрированных

в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научнотехнической политике».

Внедрение и эффективное функционирование новых организационных форм и активизация инновационной деятельности требуют соответствующего развития федеральной и региональной нормативно-правовой базы.

Необходимо нормативно закрепить меры, облегчающие создание и функционирование инновационных кластеров как специфического механизма территориальной организации взаимодействий различных структур (региональных и местных органов власти, хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских центров, образовательных учреждений и пр.) в целях активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности регионов.

Главная цель создания такого института состоит в правовом закреплении системы мер, способных заинтересовать потенциальных участников инновационного кластера в интеграции их деятельности. Нормативноправовая база для создания и функционирования кластеров должна определить правовые условия для организации совместной работы органов власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых, а также сохранению имеющихся рынков наукоемких товаров и услуг.

В связи с этим необходимо разработать и принять нормативный акт, который системно и непротиворечиво урегулирует весь комплекс соответствующих аспектов формирования и функционирования инновационных кластеров. Создаваемый нормативный акт должен учитывать положения Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации».

Также нормативный акт должен определить особенности создания и функционирования основных видов инновационных кластеров, для которых в регионах имеются предпосылки. При создании нормативного акта необходимо исходить из того, что для получения интеграционного эффекта (эффекта комплексообразования в пределах локальной территории) могут быть использованы различные организационные формы, выбор которых определяется конкретно-ситуативным сочетанием факторов.

Предметами нормативного регулирования, по нашему мнению, должны стать:

- Частно-публичные партнерства в области высоких технологий.

- Механизмы создания структур управления кластерами.

- Порядок и способы установления взаимодействия между научно-исследовательскими центрами, университетами и отраслями промышленности.

- Некоторые особенности реализации соответствующих образовательных и учебных программ для обеспечения баланса между предложением рабочей силы и потребностями кластеров.

- Процедуры внедрения платформы сетевого взаимодействия и обмена информацией (в основном для инициатив международных кластеров).

- Особенности обеспечения специализированной инфраструктуры (недвижимость, коммуникации, транспорт) со стороны региональной администрации.

- Механизмы доступа инновационных кластеров к финансовым ресурсам.

- Допустимые формы гарантий для частных финансовых инвестиций со стороны администраций.

- Допустимые формы частного софи-нансирования к финансированию научных институтов.

Важно учитывать, что кластерный подход может принести положительные результаты только тогда, когда он является частью стратегии регионального развития. Развивать кластер в отрыве от развития региона в целом невозможно. Поэтому говорить об успешной реализации проектов по специальному стимулированию инновационных кластеров можно только при наличии региональной инновационной стратегии как части стратегии развития региона.

Важной отличительной чертой кластера является его глобальная инновационная ориентированность. Поэтому многие страны -как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют «кластерный подход» в формировании и осуществлении своих национальных и региональных инновационных программ.

Поступила в редакцию 25.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.