Научная статья на тему 'Государственное регулирование регионального экономического развития'

Государственное регулирование регионального экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / REGIONAL ECONOMY / ECONOMIC GROWTH / SOCIAL STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жирова С. А.

Статья посвящена рассмотрению основных аспектов государственного регулирования регионального развития. Рассматриваются объективные и субъективные факторы, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики в рамках трех основных концепций, сформировавшихся в современной экономической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

Article is devoted to consideration of the main aspects of state regulation of regional development. The objective and subjective factors causing need of the state intervention in functioning of market economy within three main concepts, created in a modern economic science are considered.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование регионального экономического развития»

Проблемы экономики и менеджмента

русь, 2011. - 270 с.

3. Радьков А.М. Профессионально-техническое образование и образование для устойчивого развития: материалы междунар. конф., Минск, 14-16 мая 2009 г. / редкол.: А.Х. Шкляр (рук.) ; Э.М. Калицкий (отв.ред.) [и др.]. - Минск: РИПО, 2009. - 174 с.

4. Россия в цифрах. 2003: крат. статист. сб. / Госкомстат России. - M., 2003. - 398 с.

5. Россия в цифрах. 2006: крат. статист. сб. / Росстат. - M., 2006. - 462 с.

6. Россия в цифрах. 2009: крат. статист. сб. / Росстат. - M., 2009. - 525 с.

7. Россия в цифрах. 2011: крат. статист. сб. / Росстат. - M., 2011. - 581 с.

8. Труд и занятость в Республике Беларусь: статист. сб. - Минск: Нац. статист.

ком. Респ. Беларусь, 2011. - 350 с.

List of references:

1. Belarus' i Rossiya. 2011: statist. sb. / Rosstat, Belstat, Postoyan. kom. Soyuz. gosudarstva. - M., Rosstat, 2011. - 190 p.

2. Belarus' i strany mira: statist. sb. - Minsk: Nats. statist. kom. Resp. Bela-rus', 2011. - 270 p.

3. Rad'kov A.M. Professional'no-tekhnicheskoe obrazovanie i obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya: materialy mezhdunar. konf., Minsk, 14-16 maya 2009 g. / redkol.: A.Kh. Shklyar (ruk.) ; E.M. Kalitskiy (otv.red.) [i dr.]. - Minsk: RIPO, 2009. - 174 p.

4. Rossiya v tsifrakh. 2003: krat. statist. sb. / Goskomstat Rossii. - M., 2003. - 398 p.

5. Rossiya v tsifrakh. 2006: krat. statist. sb. / Rosstat. - M., 2006. - 462 p.

6. Rossiya v tsifrakh. 2009: krat. statist. sb. / Rosstat. - M., 2009. - 525 p.

7. Rossiya v tsifrakh. 2011: krat. statist. sb. / Rosstat. - M., 2011. - 581 p.

8. Trud i zanyatost' v Respublike Belarus': statist. sb. - Minsk: Nats. statist. kom. Resp. Belarus', 2011. - 350 p.

УДК 338(-3)

С.А. Жирова

ассистент, кафедра экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных аспектов государственного регулирования регионального развития. Рассматриваются объективные и субъективные факторы, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики в рамках трех основных концепций, сформировавшихся в современной экономической науке.

Ключевые слова: региональная экономика, экономический рост, социальная стабильность.

S.A. Zhirova, assistant to chair of economy and finance, Kabardino-Balkarian state university of a name H.M. Berbekova

STATE REGULATION OF THE REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

Abstract. Article is devoted to consideration of the main aspects of state regulation of regional development. The objective and subjective factors causing need of the state intervention in functioning of market economy within three main concepts, created in a modern economic science are considered.

Keywords: regional economy, economic growth, social stability.

№ 10 (14) - 2012

55

Проблемы экономики и менеджмента

Государственное регулирование регионального развития распространяется на сферы деятельности, связанные с общенациональными проблемами: на социальную политику и решение проблем занятости; развитие производственных систем, требующих централизованного управления; определение налоговой политики и ее дифференциацию с учетом стимулирования процессов формирования рынка в регионе; режим внешнеэкономической деятельности и т.д.

Под государственным регулированием социально-экономического развития в регионе следует понимать организуемые соответствующими государственными органами действия, направленные на социально-экономические процессы по обеспечению сбалансированного функционирования региональных систем в целях улучшения качества и повышения уровня жизни населения [1].

Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики обусловлено такими объективными и субъективными факторами, как возможность сбоев функционирования рыночного механизма хозяйствования, потребность в поиске альтернативных рыночных вариантов удовлетворения потребностей в общественных благах, отсутствие соответствующих ресурсов для решения возникающих на определенном этапе экономического развития региона проблем.

Среди целей государственного регулирования экономики региона можно выделить основные - экономический рост и социальная стабильность. Для достижения этих целей возникает необходимость решения следующих задач:

- обеспечение высокого уровня занятости населения;

- достижение ценовой стабильности;

- пропорциональное развитие реального и финансово-кредитного секторов;

- стимулирование инновационной деятельности предпринимательских структур;

- определение инвестиционных приоритетов;

- сокращение разрывов в уровне жизни групп населения региона и др. [2].

Для современной экономической науки характерны три основные концепции, обосновывающие необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику.

Неокейнсианцы считают, что циклические колебания и инфляция вызваны изменениями в совокупных расходах и предложении денег и выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

По мнению монетаристов государство управляет экономическим развитием в относительно узкой сфере, а именно, воздействуя на денежное обращение. Поэтому, для стабилизации экономики государству достаточно проводить активную денежную политику, стараясь не прибегать к рычагам бюджетно-налогового регулирования.

Сторонники теории рациональных ожиданий исходят из того, что современные производители и потребители на основе всей имеющейся у них информации наиболее эффективно планируют свое экономическое поведение, поэтому любое вмешательство

56

№ 10 (14) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

в экономику не даст ожидаемых результатов.

Ни одна из обозначенных выше теорий не может быть применена на практике в качестве единственной, так как каждая из теорий отражала проблемы своего времени. Поэтому, для обеспечения эффективного развития экономики в целом и экономики региона в частности, необходимо использование всей системы экономических теорий.

Объекты государственного регулирования экономики - это совокупность процессов и отношений в сфере общественного воспроизводства, нормальное функционирование которых не обеспечивается в должной мере рыночным механизмом. На региональном уровне в качестве объектов выступают: общехозяйственные процессы (экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции); развитие таких секторов экономики как промышленность, сельское хозяйство, производственная инфраструктура, банковская сфера и т.д.

Государственное регулирование экономики может осуществляться в форме бюджетно-налогового, денежно-кредитного и административного регулирования. Конкретные действия, составляющие государственное регулирование территориального развития могут быть явными и неявными, прямыми и косвенными, всеобщими и селективными.

На федеральном уровне регулирование территориального развития чаще всего осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов. Такая поддержка призвана, во-первых, давать стимулы развитию тех регионов, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития. Во-вторых, создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных «точек роста» (свободных экономических зон, технопарков и т. п.). В-третьих, обеспечивать выполнение отдельными регионами общегосударственных функций (содержание на территории объектов и отраслей федерального значения, финансирование закрытых административно-территориальных образований и т.п.). В-четвертых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого экономического и геополитического значения. В-пятых, оперативно реагировать на образование зон бедствий стихийного, техногенного и иного характера [1].

Государственное регулирование регионального развития осуществляется в масштабах системы политических, социальных, экономических, финансово-кредитных, бюджетных, налоговых, природно-ресурсных, национально-этнических и иных отношений внутри единой страны.

Проблемы государственного регулирования регионального развития дополнительно осложняются наложением друг на друга нечетких норм конституционного, административного и гражданского права, что вызывает необходимость разработки и принятия специального закона об основах государственного регулирования как в России в целом, так и ее субъектов.

К основным принципам государственного регулирования региональной эконо-

№ 10 (14) - 2012

57

Проблемы экономики и менеджмента

мики с учетом развития сетевых форм организации в условиях переходного периода относятся следующие:

- использование методов государственного регулирования в тех случаях, когда ни на одном из нижестоящих уровней нет достаточных прав и ресурсов для самостоятельного решения возникших проблем экономики;

- инициирование субъектами Федерации решений о конкретных мерах государственного регулирования для стабилизации и развития экономики региона и муниципальных образований с последующим участием в выполнении этих решений. В то же время не исключены ситуации, когда администрация региона в интересах развития экономики региона должна сама проявлять властную инициативу и реализовывать ее на территории того или иного города или района;

- обоснование и реализация процедур государственного регулирования региональной экономики в режиме особой ответственности. Процедуры распределения ответственности должны закрепляться в специальных нормативных актах;

- соответствие решений о регулирующих воздействиях на экономику региона вектору его развития, выработанного совместно с федеральными органами власти;

- наличие ясной и реалистичной программы социально-экономического развития с четко обозначенными целями, которые в значительной степени были бы рассчитаны на собственные ресурсы региона [1].

Таким образом, методологической основой управления социальноэкономическим развитием региона является вся совокупность процессов взаимодействия экономической, социальной, природно-ресурсной, экологической и других подсистем, а также принципы и методы их моделирования с позиции обоснования стабильного развития.

Список литературы:

1. Калинникова И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: учебное пособие. - СПб., 2009.

2. Шахпазова Р.Д. Государственное регулирование устойчивого развития экономики региона: дисс. ... канд. экон. наук. - Махачкала, 2002.

List of references:

1. Kalinnikova I.O. In region management in social and economic capacity: manual. - SPb., 2009.

2. Shakhpazov R. D. State regulation of a sustainable development of economy of the region: diss. ..candidate. econ. sciences. - Makhachkala, 2002.

58

№ 10 (14) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.