Проблемы экономики и менеджмента
УДК 334.025
А. В. Бабикова
канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики предприятия, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
г. Ростов-на-Дону
А.В. Ханина
ассистент,
кафедра инноватики и экономического
проектирования,
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
г. Ростов-на-Дону
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются существующие механизмы, модели и методы государственного регулирования высокотехнологичных отраслей промышленности. Рассмотрен институт государственных корпораций как один из инструментов модернизации высокотехнологичного сектора.
Ключевые слова: высокотехнологичный сектор, государственная корпорация, регулирование, промышленность, модернизация.
A.V. Babikova, Southern Federal university, Rostov-on-Don
A.V. Khanina, Southern Federal university, Rostov-on-Don
STATE REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF HIGH-TECH INDUSTRIES IN THE MODERNIZATION OF THE ECONOMY
Abstract. This article discusses the existing mechanisms, models and methods of state regulation of high-tech industries. Institute examined public corporations as a tool of modernization high-tech sector.
Keywords: high-tech sector, state-owned corporation, regulation, industry, modernization.
Каждая современная экономическая система нуждается в государственной поддержке и государственном регулировании. Безусловно, рынок оказывает значительное влияние на определение ключевых точек для государственного финансирования, и размещение средств не может происходить в разрез рыночным законам, однако рыночная система современной России имеет свои недостатки, что актуализирует важность государственного участия в ее деятельности. Таким образом, система государственной поддержки и государственного регулирования заключается в исполнении государством определенной деятельности, направленной на достижение конкретных целей по обеспечению эффективности хозяйственной деятельности и стабилизации экономики [2]. Каждая страна определяет свой набор средств и методов по достижению поставленных целей.
Современная российская экономика встала на инновационный путь развития, устойчивое и динамичное развитие при котором определяется повышением конкурентоспособности, адаптация и реформирование промышленных предприятий в
28
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
крупные холдинговые структуры. Немаловажную роль в процессе обеспечения такого развития промышленного сектора экономики играют созданные государственные корпорации, которые реализуют стратегические функции государства в приоритетных отраслях российской экономики. Прежде всего, к ним относятся госкорпорации, созданные в высокотехнологичном секторе, как одном из важных и приоритетных как для развития отрасли, так и государства в целом.
В «Стратегии национальной безопасности России до 2020 года» одним из положений предусматривается объединение предприятий по технологическим и кооперационным цепочкам в госкорпорации (холдинги и другие интегрированные структуры). Одной из основных точек реализации данной стратеги стала госкорпорация по содействию, разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Р остехнологии».
Предприятия российского высокотехнологичного сектора образовывались путем использования различных форм интеграции. По мнению некоторых ученых это является следствием недостаточно целенаправленной государственной политики в области инновационной промышленности, в первую очередь в высокотехнологичном комплексе, а так же вследствие отсутствия промышленной политики как средства реализации системы государственного регулирования промышленного сектора. Стоит так же учесть, что для предприятий частного сектора можно использовать традиционно устоявшиеся формы и методы государственного регулирования, а вот по отношению к госкорпорациям, играющим стратегически важную роль в развитии инновационной экономики страны, инструменты регулирования не разработаны.
Государственная промышленная политика, являясь составной частью системы государственного регулирования экономики, использует систему методов и инструментов, применяющихся в зависимости от содержания решаемых задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Следует так же отметить, что отношение к промышленной политике в России прошло ряд этапов от полного отрицания ее необходимости до понимания необходимости усиления государственного сектора в экономике, как одного из направлений промышленной политики, (например, создание госкорпораций) и активного целенаправленного воздействия государства на субъекты высокотехнологичного сектора с целью повышения социально-экономической эффективности функционирования экономики в целом.
Общепризнано, что наибольших успехов Россия добилась в таких направлениях, как аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, энергетическое машиностроение, военная техника и вооружение (в первую очередь авиа- и судостроение) и некоторых других, рынки продукции которых достаточно ограничены, а конкуренция высока. Дальнейшее развитие этих направлений непосредственно связано со значительным объемом именно бюджетного финансирования, поскольку большинство предприятий, функционирующих в данной сфере, либо являются непосредственно государственными, либо с высокой долей государства в уставном капитале. Развитие этих тенденций приводит к возрастанию роли государства в
№ 1 (41) - 2015
29
Проблемы экономики и менеджмента
экономике и созданию новых государственных корпораций в данных отраслях (госкорпорации «Роснанотех», «Ростехнологии», ОАО «Объединенная
судостроительная корпорация» и др.). Государственная программа предусматривает комплекс мер, минимизирующих последствия экономического кризиса для ряда секторов промышленного производства и конкретных предприятий, и создающих предпосылки для посткризисного развития. Наиболее эффективными представляются государственная поддержка в форме государственного заказа; субсидирование процентных ставок по кредитам; реструктуризация финансовой задолженности; государственные гарантий и поручительства; реструктуризация налоговой
задолженности; гибкая таможенно-тарифная политика и др.
В целом же, новый этап промышленного роста может быть только ростом, основанным на коренной модернизации всего производственного аппарата и долгосрочных инвестициях в его обновление. Естественно, что масштабы инвестирования в расчете на каждую отрасль или предприятие должны возрасти в разы, что невозможно без существенной концентрации инвестиционной и производственной активности на ограниченном количестве сравнительно узких направлений.
Изучение возможностей использования такой организационно-правовой формы как государственная корпорация показывает, что если говорить о реализации задач технологического развития, как одной из целей создания подобных объединений, то госкорпорации должны были закрыть ниши, непривлекательные для частного бизнеса. В этом отношении можно согласиться с тезисом, что в России государство какое-то время должно играть активную роль не только в сфере регулирования, но и финансирования поисков новых технологий [1].
Безусловно, важным условием обеспечения эффективного научно-технического развития является обоснованный выбор приоритетов и концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на их реализации. Для реализации приоритетных проектов необходима разработка ориентированного механизма регулирования и стимулирования государственных инвестиций [5]. При этом инвестиционные механизмы должны базироваться на специфических условиях, при которых отрасль будет использовать максимум своих возможностей для достижения поставленных целей.
Специфика инвестирования в высокотехнологичный сектор проявляется не только в сложности прогнозирования и реализации проектов, а так же в значимости данных проектов для отрасли и государства в целом. Таким образом, применение инвестиционных механизмов регулирования отраслевой деятельности в некоторой степени носит точечный характер. Это отчасти связано с отсутствием универсальных приемов, которые можно было бы использовать для всех отраслей экономики, в том числе высокотехнологичного сектора. В данном случае можно говорить о частных механизмах государственного регулирования деятельности отрасли, а госкорпорации являются одним из инструментов фактического влияния на деятельность. Совокупность существующих инвестиционных механизмов регулирования отраслевой
30
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
деятельности можно представить следующим образом.
Инвестиционные механизмы государственного регулирования деятельности _______________________________отраслей_______________________________
Е
Программа развития приоритетных направлений экономики России Стратегия развития России 2020
- Обеспечение национальной безопасности; - Решение наиболее острых социально-экономических проблем; - Развитие отраслей национальной экономки; - Новая модель экономического роста; - Новая социальная политика
Создание технологических платформ
- Ускорение роста высокотехнологичной экономики;
- Повышение конкурентоспособности;
Рисунок 1 - Современные инвестиционные механизмы регулирования
отраслевой деятельности
Как видно на рисунке 1 универсального набора мер государственного регулирования нет, в каждой отрасли этот комплекс свой, что обусловлено наличием проблем и спецификой деятельности, характерными для каждой взятой отрасли. В настоящее время государственное регулирование осуществляется посредством реализации государственных программ и стратегий. Одним из инструментов реализации данных программ является создание в отрасли государственных корпораций, которые частично или полностью совпадают с целями механизмов регулирования деятельности отрасли. Тогда можно говорить о сопряженности механизмов и инструментов государственного регулирования.
Одним из условий по обеспечению эффективного научно-технического развития является выбор приоритетов и концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов направленных на реализацию проектов. Этот принцип положен в основу Доктрины развития российской науки и действующего Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» [5].
Исходя из этих основополагающих документов, в России определены приоритетные направления развития науки и техники. Каждое из них объединяет совокупность структурообразующих технологий, которые определяют научнотехнический уровень промышленности. Приоритетные направления и перечень критических технологий одобрены Правительственной комиссией по научнотехнической политике и утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 21 июля 1996 года. Итоговый перечень составил 70 критических технологий по 7 приоритетным направлениям развития науки и техники.
Одним из приоритетных направлений является высокотехнологичный сектор экономики. Значительный прогресс в формировании высокотехнологичного сектора экономики, ориентированного на выпуск инновационной продукции, может быть достигнут на основе реализации крупномасштабных наукоемких проектов, нацеленных
№ 1 (41) - 2015
31
Проблемы экономики и менеджмента
на реализацию критических технологий. Однако такие проекты, как уже неоднократно отмечалось ранее, требуют привлечения значительных инвестиций. В то же время серьезные инвесторы будут вкладывать свои ресурсы только при условии определенных гарантий их окупаемости. Это означает, что формируемые проекты должны быть ориентированы на получение конкретных практических результатов, производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции и, таким образом, быть максимально привлекательной для инвесторов. С другой стороны, выполнение этих проектов должно гарантировать крупные сдвиги в технологическом преобразовании отечественного производства, увеличение выпуска
конкурентоспособной продукции российскими предприятиями на внутреннем и мировом рынке, решение острых социальных проблем, т.е. в полной мере ориентироваться на реализацию национальных приоритетов [5]. Таким образом, необходимо создать условия, при которых реализация проектов будет выгодна потенциальным инвесторам и, одновременно, способствовать достижению
приоритетных целей национального масштаба.
Создание госкорпораций, как инструмента госрегулирования деятельности отрасли, способствует достижению определенных целей инвестирования. Так, например, государственная корпорация «Ростехнологии» создана для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей
промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс. А корпорация «Роснано» для помощи в реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитию инноваций в этой сфере, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрий.
Таким образом, созданные госкорпорации будут решать задачи, связанные с конкурентоспособностью предприятий в отрасли на внутреннем и мировом рынках, путем привлечения новых организаций, в которые будут вкладывать свои инвестиции уже частные инвесторы, т.к. их основная цель деятельности - это получение дохода; способствовать технологическому оснащению отрасли и всего производства в целом, путем внедрения новых технологий; решать социальные проблемы с занятостью населения и улучшением демографической ситуации в стране. В то же время частные организации, получая поддержку от госкорпорации, будут выпускать более конкурентоспособную продукцию и станут более привлекательными для частных инвесторов.
Стратегия 2020, как один из механизмов государственного регулирования деятельности отрасли, базируется на двух основных целях - новой модели экономического роста и новой социальной политике. Так же, данная стратегия предполагает оптимизацию присутствия государства и государственного регулирования с использованием оценки регулирующего воздействия вновь
32
№ 1 (41) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
принимаемых и действующих нормативных правовых актов с участием и учетом результатов для всех заинтересованных сторон [4].
Экономический рост стран, промышленных лидеров, зависит от государственной поддержки предприятий, в том числе путем создания государственных корпораций в отрасли. В периоды после создания государственных корпораций в динамике ВВП и промышленного производства развитых стран наблюдается стабильность, что говорит о благоприятном воздействии государственных корпораций на экономический рост государства. Таким образом, использование такого инструмента как государственная корпорация при реализации Стратегии 2020, используя опыт мировых промышленных лидеров, можно судить о том, что экономический рост страны будет увеличиваться. Так же, государственные корпорации косвенно будут воздействовать на социальную политику, путем организации новых рабочих мест, что будет способствовать улучшению кадрового потенциала страны.
Последний, рассматриваемый в настоящей работе, механизм государственного регулирования отрасли - это технологические платформы. Технологическая платформа - коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов/услуг, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок, а так же на основе участия всех заинтересованных сторон, совершенствование нормативноправовой базы в области научно-технологического, инновационного развития [3].
Главными целями создания техплатформы является ускорение роста высокотехнологичной продукции и повышение конкурентоспособности, то есть правительство рассматривает платформу, как инструмент, который будет способствовать притоку частных инвестиций. Основным заказчиком и плательщиком инновационного развития в настоящее время является государство: официально ему принадлежат 70% инвестиций, и только 30% - частному бизнесу.
На сегодняшний день существует перечень технологических платформ, утвержденных правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям, к ним относятся медицинские и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, фотоника, авиа-космические технологии, энергетика, промышленные технологии, электроника и машиностроение, и другие отрасли высокотехнологичного сектора экономики. Так же, в настоящее время в рассматриваемом секторе созданы государственные корпорации, направленные на его развитие, а так же повышению конкурентоспособности производимой продукции.
С изменением экономической ситуации должны пересматриваться принципы и организационно-правовые формы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности. В экономических условиях главной задачей становится создание таких механизмов регулирования деятельности отрасли, которые обеспечат концентрацию организационных полномочий и ресурсов на поддержание приоритетных направлений науки и техники, конкурентоспособных научноисследовательских и опытно-конструкторских работ. С такими же целями в отрасли
№ 1 (41) - 2015
33
Проблемы экономики и менеджмента
создаются государственные корпорации, которые будут способствовать привлечению частных инвесторов и повышению инновационной активности российских предприятий независимо от форм собственности.
Список литературы:
1. Соколов А.В. Регулирование деятельности корпораций с участием государства как форма реализации промышленной политики: автореф. ... д-ра экон. наук. СПб., 2011.
2. Чжан Ивэй. Государственное финансовое регулирование деятельности корпораций в Китае: автореф. ... канд. экон. наук. СПб., 2005.
3. Порядок формирования перечня технологических платформ, утвержденный решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010.
4. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://strategy2020.rian.ru/
5. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»
34
№ 1 (41) - 2015