Научная статья на тему 'Государственное регулирование развития регионов Дальнего Востока России: современные подходы'

Государственное регулирование развития регионов Дальнего Востока России: современные подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попков Сергей Юрьевич, Смирнов Владимир Михайлович

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и их потенциал с позиций перспектив использования такого нового для российской управленческой практики инструмента государственного регулирования регионального развития как территории опережающего социально-экономического развития. На основании проведенного анализа показателей социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и параметров их бюджетов в статье были сделаны выводы о низком использовании экономического потенциала регионов Дальнего Востока в экономике России в целом и рассмотрен механизм создания территорий опережающего социально-экономического развития, который позволит ускорить социально-экономическое развитие Дальнего Востока и сделать данные регионы инвестиционно привлекательными. Также в статье рассматривается такой механизм развития Дальнего Востока как государственные программы и федеральные целевые программы, которые являются основным инструментом финансирования крупных инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попков Сергей Юрьевич, Смирнов Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION OF THE RUSSIAN FAR EAST REGION’S DEVELOPMENT: MODERN APPROACHES

The study consideres main features of socio-economic development within subjects of the Russian Federation, parts of the Far East Federal District, and their potential from the point of using this new for the Russian management practice instrument for government regulation the development in regions as an area of advancing social and economic growth. Basing on the analysis of social and economic development within Far East subjects and their budget options in the article were made conductions of poor level of using the economic potential of Far East regions in the Russian economy as a whole, moreover the mechanism of creating of advancing sociо-economic development was considered, which would help to accelerate socio-economic development of the Far East and to make these regions attractive for investors. The article also considered the mechanism of developing government and federal targeted programs, which are the main instrument for financing large infrastructure projects.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование развития регионов Дальнего Востока России: современные подходы»

16. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

16.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Попков Сергей Юрьевич, д-р экон. наук, доцент, профессор Кафедры страхования и налогообложения

Место работы: Академия труда и социальных отношений

sergey-grant@yandex.ru

Смирнов Владимир Михайлович, д-р экон. наук, доцент, заместитель директора

Место работы: Институт сокращенных программ Финансового университета

SmirnovV1@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и их потенциал с позиций перспектив использования такого нового для российской управленческой практики инструмента государственного регулирования регионального развития как территории опережающего социально-экономического развития.

На основании проведенного анализа показателей социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и параметров их бюджетов в статье были сделаны выводы о низком использовании экономического потенциала регионов Дальнего Востока в экономике России в целом и рассмотрен механизм создания территорий опережающего социально-экономического развития, который позволит ускорить социально-экономическое развитие Дальнего Востока и сделать данные регионы инвестиционно привлекательными.

Также в статье рассматривается такой механизм развития Дальнего Востока как государственные программы и федеральные целевые программы, которые являются основным инструментом финансирования крупных инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: территории опережающего социально-экономического развития, государственная программа; федеральная целевая программа, азиатско-тихоокеанский регион, инвестиционный потенциал, валовый региональный продукт; дальневосточный федеральный округ; человеческий потенциал; экономический потенциал.

GOVERNMENT REGULATION OF THE RUSSIAN FAR EAST REGION'S DEVELOPMENT: MODERN APPROACHES

Popkov Sergei Yu., Do S (economics), Associate Professor, Professor of Insurance and Tax department In the Academy of Labor and Social Relations

Work place: the Academy of Labor and Social Relations

sergey-grant@yandex.ru

Smirnov Vladimir M., DoS (economics), Associate Professor, Deputy Director of the Institute of brief Programs of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Work place: the Financial University under the Government of the Russian Federation

SmirnovV1@yandex.ru

Annotation: The study consideres main features of socioeconomic development within subjects of the Russian Federation, parts of the Far East Federal District, and their potential from the point of using this new for the Russian management practice instrument for government regulation the development in regions as an area of advancing social and economic growth.

Basing on the analysis of social and economic development within Far East subjects and their budget options in the article were made conductions of poor level of using the economic potential of Far East regions in the Russian economy as a whole, moreover the mechanism of creating of advancing socici-economic development was considered, which would help to accelerate socioeconomic development of the Far East and to make these regions attractive for investors.

The article also considered the mechanism of developing government and federal targeted programs, which are the main instrument for financing large infrastructure projects. Keywords: the territory of advancing socio-economic development, government program, federal target program, Asia-Pacific region, investment potential, gross regional product, Far East Federal District, human potential, economic potential.

Государственное регулирование регионального развития в нашей стране имеет давнюю историю развития. В процессе освоения Сибири и Дальнего Востока российское государство различными способами и инструментами стимулировало переселение русского населения за Урал. Наиболее ярким примером была, вероятнее всего, политика Петра Аркадьевича Столыпина в начале XX столетия. Не менее активная переселенческая политика проводилась и в советский период. И, тем не менее, несмотря на давний исторический опыт и наработанный инструментарий, новое время бросает государству и обществу новые вызовы: пример отказа государства от важной роли обеспечения сбалансированности регионального развития, особенно применительно к Дальневосточному региону, в 1990-е годы показал значительные негативные результаты. Государство должно активно стимулировать региональное развитие, не только для обеспечения экономического роста в регионах, но и для защиты национальной безопасности, сохранения государственного суверенитета над отдаленными от Европейской части страны территориями.

Дальний Восток России обладает огромным ресурсным и природным потенциалом, но человеческий потенциал округа стремительно уменьшался в течение двух десятилетий постсоветского период существования современной России. Накопленный во многом благодаря целенаправленной переселенческой, региональной, промышленной политике в советский период человеческий потенциал территории, в настоящее время составляющих территорию Дальневосточного федерального округа, стремительно сокращается. Текущие меры государственной политики, как показывают нижеприведенные статистические данные, не дают действенного импульса, позволяющего развернуть деструктивные тенденции, которые лишь смягчаются в последние годы. Так, только за последние 2два года, 2013 и 2014 соответственно регионы округа потеряли 14 и 25 тысяч человек постоянного населения. При этом сокращение населения продолжилось практически во всех регионах, за исключением Камчатского края и Чукотского автономного округа. В таблице 1 приведена краткосрочная динамика населения в Дальневосточном федеральном округе.

Таблица 1

Население ДВФО и регионов Дальнего Востока России в 2012-2013 годах

Год 2012 2013 2014

Дальневосточный федеральный округ 6266 6252 6227

Республика Саха (Якутия) 956 956 955

Камчатский край 320 320 320

Приморский край 1951 1947 1938

Хабаровский край 1342 1342 1340

Амурская область 821 817 8(1

Магаданская область 155 152 150

Сахалинская область 495 494 491

Еврейская автономная область 175 173 171

Чукотский автономный округ 51 51 51

Российский статистический ежегодник 2014 год

Статистический сборник. М, Росстат, 2014 С. 68.

Попробуем проанализировать остальные показатели, позволяющие охарактеризовать динамику человеческого потенциала в регионах рассматриваемого округа. Анализ основных показателей мы приводим в основном начиная с 2011 года, периода, когда на наш взгляд, началась существенная трансформация государственной политики в отношении территорий Дальнего Востока России. Трехлетние тенденции в системе образования в регионах округа имеют определенные отличия от среднероссийской динамики. По показателям численности обучающихся в общеобразовательных государ-

Численность студентов, обучающихся среднего звена по субъек

ственных и муниципальных организациях в округе в течение 2011/12, 2012/13 и 2013/14 учебного года сохраняется стабильная численность в 665 тысяч учащихся, но при этом их доля относительно общероссийского показателя сокращается с 4,98 до 4,91%, что в трехлетней ретроспективе представляет собой весьма значимое сокращение. При в целом по округу стабильном абсолютном показателе динамика между регионами несколько расходится. Так, стабильное снижение численности обучающихся на всем рассматриваемом периоде демонстрирует республика Саха (Якутия).

Особую озабоченность как в целом по России, так и относительно рассматриваемого макрорегиона вызывает динамика обучающихся в организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена. Фактически речь идет о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена - в профессиональных образовательных организациях (пОо), осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена. Данные приведены в таблице 2.

Таблица 2

программам подготовки специалистов 1 ДВФО (тысяч человек)

2010/11 2012/13 2013/14

все ПОО в том числе все ПОО в том числе все ПОО в том числе

Гос. и муниципальные частые Гос. и муниципальные частные Гос. и муниципальные частные

Российская Федерация 2125,7 2028,3 93,9 2037,1 1934,4 102,7 1934,3 1353,4 129,0

дальневосточный федеральный округ 108,4 105,3 2.6 105,9 103,4 2,5 95,г 91,1 4,5

Республика Саха (Якутия) 18.3 17,7 0,7 17,7 16,6 1,1 ю,а 8.5 2,4

Камчатский край 4,2 4,2 4,0 4.0 - 2,9 2.2 0,7

Приморский край 31,0 30.6 1,3 33.4 32,4 1,0 32.1 30,7 1,4

Хабаровский край 23,7 23,5 0,2 22.4 22,2 0,2 22.4 22.4 -

Амурская область 17,0 17,0 16,5 16,4 0,1 15,6 15,6 -

Магаданская область 2.0 2.0 1,7 1,7 0,0 1,7 1,6 0,1

Сахалинская область 8.3 7.8 0,4 7,7 7,6 0,1 7,7 7,7 -

Еврейская автономная область 2:В 2,6 2,0 2,0 - 1,9 1,9 -

Чукотский автономный округ 0,4 0,4 0,4 0,4 - 0,4 0,4 -

Российский статистический ежегодник. 2014 вод. Статистический сборник. М., Росстат, 2014. С. 193-194.

Следует отметить, что при общем снижении численности студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, в регионах Дальневосточного Федерального округа динамика данного показателя в трехлетней ретроспективе выше, чем в целом по России, что не может не вызывать озабоченность даже с учетом общей демографической ситуации. Отношение численности студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена в округе к численности в целом по России за рассматриваемый период снижается с 5,1% до 4,8%. Интересно отметить более интенсивный рост численности студентов, обучающихся в частных образовательных организациях по сравнению с общероссийским показателем. Доля дальневосточных студентов повысилась с 2,6 до 3,6% от общероссийского показателя.

Статистика по высшему образованию демонстрирует другие тенденции: численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в целом по Российской Федерации за

последние три года стремительно снижается: с 7049,8 тысяч студентов на 1 сентября 2010 года до 5646,7 тысяч на 1 сентября 2013 года. При этом доля студентов, обучающихся в частных образовательных организациях также сокращается: с 17 до 15,7% от общей численности студенчества. Образовательные учреждения высшего образования на территории Дальнего Востока также уменьшают численность обучающихся. Но это снижение более стремительное, чем в целом по России: с 304,9 тысяч до 226,2 тысяч студентов на соответствующие даты. При этом в отличие от сектора среднего профессионального образования, где демонстрируется рост доли частных образовательных организаций, в высшем образовании доля частных организаций сокращается. В 2010 году в частных образовательных организаций на Дальнем Востоке обучались 2,4% всех студентов такой категории учебных заведений, в а 2013 - 2,0%. Безусловно, общий тренд по сокращению численности российского студенчества определяют не региональные особенности, а общего-

сударственная образовательная политика, связанная с активным реформирование учебных заведений, упором на повышение качества их работы, общие демографические тренды [2], но в рамках рассматриваемой системы общероссийские тенденции приобретают ускорение, за исключением одной интересной особенности - увеличивается численность обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена в частных образовательных организациях.

Система здравоохранения с точки зрения классических статистических показателей, на которые во многом была ориентирована советская модель макропланирования в сфере здравоохранения, выглядит существенно лучше, чем в целом по России. По числу больничных коек и численности врачей на 10000 человек населения показатели ДВФО стабильно выше общероссийских на соответственно 20-23,4% и 12,7-14,6 %. Но это связанно не столько с избытком по данным параметрам, сокращение которых может повлечь за собой утрату значительного потенциала по наращиванию общей численности населения российского Дальнего Востока, сколько со стремительным оттоком и сокращением населения в пореформенный период (с 8,06 млн. человек в 1990 году до 6,22 млн. человек в 2014 году). Проведенные расчеты показывают, что имеющиеся мощности по количеству коек с учетом общероссийского показателя могут обеспечить потребности не менее 7,5 миллионов человек. Отсутствие комплексности в подходе к обеспечению насе-ленческой привлекательности Дальнего Востока существенно снижает потенциал государственного регулирования регионального развития.

К сожалению, вопросам оценки инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом в настоящее время уделяется существенно большее внимание, чем вопросам населенческой привлекательности. Причем рассматриваемое понятие - насе-ленческая привлекательность территории, региона -не имеет такого же широкого распространения как понятие инвестиционной привлекательности. В социально-экономических исследованиях часто рассматривается населенческий потенциал регионов (страны), фактически постулируя заданность, экзогенность указанного показателя. В то время как в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года [1] совершенно справедливо в качестве двух из четырех обозначенных основных вызовов долгосрочного социально-экономического развития указываются вызовы, связанные с человеческим капиталом. Так, авторы Концепции указывают на «усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала», а также на «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития»1. Таким образом, можно говорить о необходимости выстраивания национальной и региональных систем поддержки населенческой привлекательности, нацеленных на привлечение и удержание человеческого потенциала в соответствующем субъекте. Фактически в глобальной капиталистической системе про-

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства от 17.11.2008 года № 1662-р (в редакции 08.08.2009). С. 3, 5.

исходит формирование конкурирующих между собой юрисдикций, но юрисдикций не в узком, а в широком понимании, включающем не только правовые и институциональные системы, но и условия реализации социальной политики, меры по поддержке населения и обеспечению комфортности проживания и реализации возможностей развития для всех, всего рода конкурирующие «государства всеобщего благосостояния».

Критерии инвестиционной привлекательности в региональном срезе отражаются в показателях привлеченных инвестиций, анализ динамики которых дает нам косвенное представление об эффективности государственного регулирования. За трехлетний период (с 2011 по 2013 годы) инвестиции в основной капитал в Дальневосточной федеральном округе сократились на фоне роста общероссийского показателя (таблица 3). Следует обратить внимание на то, что в представленной таблице показатели по инвестициям приведены в текущих ценах, что делает сокращение абсолютных показателей еще более значимыми.

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал по субъектам ДВФО (в фактических ценах; млн. рублей)

2011 2012 2013

Российская Федерация 11035652 12586090 13255537

Дальневосточный федеральный округ 1060505 971353 814456

Республика Саха (Якутия) 190409 205206 193853

Камчатский край 33860 36138 32607

Приморский край 307618 203189 113094

Хабаровский край 180508 179907 136972

Амурская область 118297 113084 115831

Магаданская область 19061 27571 32171

Сахалинская область 176021 164028 168079

Еврейская автономная область 25430 24946 11430

Чукотский автономный округ 9302 17284 10419

Российский статистический ежегодник. 2014 год.

Статистический сборник. М.: Росстат, 2014. С. 556.

Сокращение инвестиций в основной капитал по субъектам округа имел место последовательно весь рассматриваемый период, в Приморском крае размеры сокращения указанного показателя достигли приблизительно 3 раз, что показывает критическую ситуацию с привлечением инвестиций и в первую очередь частных инвестиций. Только в Магаданской области и в Чукотском автономном округе мы видим рост инвестиций в основной капитал в текущих ценах. Если в целом по России рост физического объема инвестиций в основной капитал за 2011 и 2012 год составил соответственно 110,8 и 106,8%, в а 2013 году началось небольшое сокращение, в результате которого физический объем инвестиций в основной капитал составил 99,8 % от показателя 2012 года, то на Дальнем Востоке после роста в 2011 году на 126,5 %, 2012 и 2013 годы продемонстрировали снижение до показателей 88,1 и 80,5 к предыдущему году.

Аналогичную динамику демонстрируют прямые иностранные инвестиции с исключением инвестиционных проектов в Сахалинской области в 2012 году, внесших определяющий вклад в скачок инвестиционных показателей в 2012 году по округу в целом (таблица 4).

Таблица 4

Поступление иностранных инвестиций по субъектам ДВФО

2011 2012 2013

Млн. долл. США В процентах к ктогу Млн. долл. США В процентах к ктогу Млн. долл. США В процентах к итогу

Российская Федерация 190843 100 154570 100 170180 100

Дальневосточный федеральный округ 9906 5,2 13582 8,8 5970 3,5

Республика Саха (Я кутия) 1404 0,7 1549 1,0 838 0,5

Камчатский край 34 0,0 6 0,0 1 0,0

Приморский край 81 0,0 417 0,3 1713 1,0

Хабаровский край 118 0,1 171 0,1 276 0,2

Амурская область 483 0,3 597 0,4 163 0,1

Магаданская область 270 0,1 79 0,0 11 0,0

Сахалинская область 7085 3,7 10648 6,9 2899 1,7

Еврейская автономная область 102 0,1 18 0,0 13 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чукотский автономный округ 329 0,2 97 0,1 56 0,0

Российский статистический ежегодник 2014 год. Статистический сборник. М., Рос с тэт, 2014. С. 568.

Уже докризисные показатели инвестиционного обеспечения экономического роста демонстрировали на Дальнем Востоке России динамику, существенно отличавшуюся от общероссийских показателей.

И в заключение обзора потенциала государственной политики развития Дальнего Востока России, посмотрим качественный показатель обеспечения уровня жизни населения - валовый региональный продукт в двенадцатилетней динамике (таблица 5).

Валовый региональный продукт, регионы ДВФО

Таблица 5

всего, млн. руб. На душу населения, руб.

2000 2005 2010 2012 2000 2005 2010 2012

ВВП России [рынцены) 7305046 216097В6 46308541 62218378 49835 150571 324177 434481

Дальневосточный федеральный округ 308802 826420 2110720 2700318 44932 127161 334910 431453

Республика Саха (Якутия) 81960 183027 366825 540412 85376 191896 403659 565450

Камчатский край 18141 43974 103123 126984 49109 129241 319849 396389

Приморский фай 620&У 186623 470679 555018 29140 925:4 240221 284789

Хабаровский край 64795 161194 353590 434113 44171 116258 262686 323415

Амурская о Власть 26315 76861 178690 234010 28317 88597 214827 285643

Магадан стая область 13010 27168 59620 76875 65705 157799 377895 501071

Сахэлинекая область 34777 121014 487659 641603 61596 230298 977256 1297867

Еврейская автономная область 3784 14204 31556 42451 19485 77319 178381 244614

Чукотский автономный округ 3931 12355 38970 48852 65963 237135 767846 960057

Российский статистический ежегодник. 2014 год. Сгапнлнчесшй сборник М.. Росстат. 2014 С. 2(

1-233

Для понимания динамики изменений ВРП на душу населения, как наиболее емкого показателя социально-экономического развития, отражающего в том числе и результативность государственной экономической политики, нами проведено сравнение ВРП на душу населения в ДВФО к общероссийскому показателю ВВП на душу населения, а также сравнение текущего ВРП по регионам округа к ВРП по округу в целом, полученные данные представлены в таблице 6.

Таблица 6

Отношение ВРП по регионам ДВФО к среднему значению

2000 2005 2010 2012

ВРП ДВФО к ВВП России. % 90,16 84,45 103,31 99,30

ВРП ДВФО, % 100 100 100 100

Республика Саха (Якутия) 190,01 150,91 120,53 131,06

Камчатский край 109,30 101,64 95,50 91,87

Приморский край 64,85 72,75 71,73 66,01

Хабаровский край 90,31 91,43 78,43 74,96

Амурская область 63,02 69,67 64,14 66,20

Магаданская о&пасть 140,23 124,09 112,83 116,14

Сахалинская область 137,09 181,11 201,80 300,81

Еврейская автономная область 43,37 60,80 53,26 56,70

Чукотский автономный округ 146,81 186,48 229,27 222,52

Рассчитано авторами по" Российский статистический ежегодник 2014 год Статистический сборник |И., Росстат, 2014. С. 281-283

Основные задачи государственной региональной политики определяются проведенным кратким анализом общего социально-экономического состояния Дальневосточного федерального округа в целом и Государственной программой развития Дальнего востока и Байкальского региона. Государственная политика должна быть нацелена на максимальное использование потенциала, реализацию всех инструментов, обеспечивающих экономическое развитие и рост. В том числе и с учетом сложившихся аспектов различного вида потенциалов.

Одним из ключевых и современных направлений ускоренного развития Дальнего Востока является создание территорий опережающего социально-экономического развития.

29 декабря 2014 года был принят Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» № 473 (далее - Федеральный закон).

Создание специальных территорий опережающего развития имеет целью формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций и организацию новых несырьевых производств товаров, предназначенных, в том числе, для поставок на экспорт.

Ключевой идеей Федерального закона является обеспечение на территориях опережающего развития привлекательных конкурентоспособных условий деятельно-

сти резидентов по сравнению с аналогичными территориями, функционирующими на протяжении многих лет в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Китае, Сингапуре, Южной Корее.

Предпосылки принятия указанного закона были обусловлены очевидными факторами (рисунок 1).

Рынок Дальнего Востока крайне мал и характеризуется низкой плотностью и численностью населения (всего 6,2 млн. человек).

Перевозка продукции в европейскую часть экономически невыгодна. Вместе с тем рядом - гигантский и быстрорастущий рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из главных инструментов экономического роста в этих странах являются территории опережающего развития. Их более 400 в Китае, почти 50 в Южной Корее, 5 в городе Сингапуре!

На территории Дальнего Востока планируется создание именно таких точек роста, где возможности реализации инвестиционных проектов будут кардинально ускорены.

Это позволит создать высокопроизводительные рабочие места для дальневосточников с экономически обоснованным высоким уровнем заработной платы, что позволит обеспечить прирост экономики и бюджетных доходов.

4. Наши соседи по АТР прсуслегш и создании благоприятных условии для привлечения НПВССТИШШ.

5. Мировоп опыт успешно развивающихся страЕ! говорит о необходимости применения особых условии ведения бизнеса на

ЦЬЕДСЛСИКЫХ Т СррИТОрИ ЯХ.

]. Богатство природных ресурсов Дальнего Постока России.

2. Емкость ли утрем чего рынка.

3. Фактор естественного географического расположения.

га»« 1ТН» С"'.-). <Ц4 И-ш Я*»Ч - Ьтш

& Ш — 14 9 "

и а 1 ТО« И

» ,3» »

жрдадаи » « 11» ...

И|**Ч 41 ЭДуГчОЧФ г/ягр ¿14 ИИ № Т.!» С..Г Н п.' 3.7

» - ... ... » «

» „ В „ 1« ... м

«1" к*»!»« ИМ?» • ■ £££

> < 1

л*-,— '- •— ■ш.

п аг^***** № ■ Ц» М — —- —

Рисунок 1. Предпосылки принятия федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития»

В этой связи Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» определяется правовой режим указанных территорий, условия и порядок их создания, устанавливаются меры государственной поддержки на таких территориях.

В соответствии с Федеральным законом территория опережающего социально-экономического развития -часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Согласно Федеральному закону территория опережающего развития создается по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений упол-

номоченного федерального органа исполнительной власти.

Принятию указанного решения предшествует глубокий анализ социально-экономических факторов и географических характеристик конкретной территории, включающий:

- анализ социально-экономических последствий создания территории опережающего социально-экономического развития, в том числе оценку дополнительных доходов, поступающих в бюджеты бюджетной системы с учетом объема бюджетных инвестиций на создание инфраструктуры,

- оценку потребности в привлечении иностранных работников, принимая во внимание актуальное состояние рынка труда,

- исследование инвестиционного спроса на территорию и обоснование минимальных объемов капиталовложений резидентов,

- установление местоположения и иных характеристик земельных участков, в том числе прав собственности на них.

Таким образом, при принятии решения о создании территории опережающего развития реализован принцип индивидуального подхода, который учитывает все особенности статуса конкретной территории.

Особые правовые режимы, действующие на террито- представлены на рисунке 2. рии опережающего социально-экономического развития

Л£.П>Т 11 Пи нмш ■ "III ............, и

также ьниожнопь К ИШПл. Н И И г.

411 уплаты 1:1 .1 Г. ни МЧ1ЩГС1 по орЕ ;ШЕЕ ЕИЕПШ ]т VI 1.Ц >[II II I

и соответствии с ЛИЛ с- Ел,екгоа

РЕ[>Ц НуВИЦВВЯЛЬИЫ! ВрГАПОВ

I 1оЕЕПЖС1111ЕЛЕ? ТЗ [>]|фы I ¡1II: I!. I. I \

Б71ЮС0В (Г.: 14: щ в ПеясивнныИ

фоил, Фонд сощгалыгого страюввввв и Федер.ч.и,ииИ фонд

иин iл11.1ы1iiiо ле1м езе1еееч к1и (i

ПрЩЯЯВВЯ

ОшБев н еес |м гул ее [не внш Еи

тр^лпплн псптвле.13енп11 v [i; 11 | 1:1.1:

ТОР, всуществлемвя неднцивской дентелысоетв ее вЁрвщватеяьввП деятельности ее;е Те"»]5

Особенности «у ществлев ее

ЕИГ\"ея[КЧ11г1ш1н <; е. :: i: i: I.: .1 [| :лл ;<,;:~ ее ЛЕуШМИШЕЕ.ИгПШО К-И1 I 1Ч-. 1Н

I ТрВОрЩ Г1 Е31Л.' 1<|1>. ....... ::.[ 1 к 1* М|: I I м

ПнфрЛСТрЛКЕТрЕьЕ IГ[V'11 14:|' II.I ЕПЕСрСЖМНШЕСГЛ

ссциальво-эковгошчсскогв рчлпптвп

11 рглостлЕшп] г : II'V' * ||| IНIIIIII л I

услуг пи территории опедежиюшего соцвально-экоптшческвп) радввтня (ь тон числе путем органллвцаа

МППЕофл ЕЕЕ-111И01ШЛЫ1ЫЕ 111111:1 уТЕрЗЕ^ЩЕЕЕЕМСМ ЕЛЕЕНаТЕПСО)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устдцовлснпе льготные спевок арендной влеты ли аьлыовини

рМЕГДЕПГЁМП Т V |1: III Ти|11II -Л.иИ Т.1\1Л

еэ [ГДШЕЖН мш о имущества

Ирнчсиештс тяищкенвоЦ процедур!,! Е |,|-| II т.,:: таножеппой

ЛОЕ1Ы

Рисунок 2. Особые правовые режимы территории опережающего социально-экономического развития

Кроме того, Федеральные законы предусматривают набор мер по ускоренному созданию и развитию инфраструктуры ТОР.

Во-первых, это особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием объектов инфраструктуры территорий, в частности - упрощенный порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории;

Во-вторых, особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, необходимых для создания инфраструктуры территорий - проведение государственной экологической экспертизы в максимально короткий срок 45 дней;

В-третьих, особенности изъятия, резервирования и предоставления земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения объектов инфраструктуры ТОР;

В-четвертых, особенности установления сервитутов в отношении земельных участков, предназначенных для размещения и эксплуатации объектов, необходимых для создания инфраструктуры территорий. Федеральным законом предусмотрены цели установления сервитутов, порядок, основания и сокращенные сроки их установления без проведения общественных слушаний;

И наконец, пятое - это особенности использования лесов для размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего развития. Допускается осуществление выборочных и сплошных рубок лесных насаждений (за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации).

Федеральный закон направлен на стимулирование притока инвестиций в ТОР, создание новых рабочих мест, увеличение производства промышленных товаров и, в конечном счете, на кардинальное повышение конкурентоспособности экономики субъектов России, в первую очередь расположенных на территории Дальневосточного федерального округа.

Закон максимально ориентирован на интересы инвестора.

Кроме того, одним из ключевых инструментов для ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока России являются государственные и федеральные целевые программы.

Механизмами нормативно-правового обеспечения реализации государственных программ на территории Дальнего Востока являются:

- координация деятельности по реализации государственных и федеральных целевых программ на территории Дальневосточного федерального округа;

- согласование проектов концепций государственных и федеральных целевых программ;

- согласование проектов государственных и федеральных целевых программ с формированием специальных разделов, содержащих информацию о программных мероприятиях, их ресурсном обеспечении и планируемых результатах, направленных на опережающее развитие Дальнего Востока

- мониторинг реализации государственных и федеральных целевых программ;

- разработка программных документов (концепций, доктрин, стратегий и других программных документов) развития отраслей экономики в отношении территории дальневосточного федерального округа.

Данные решения позволят нам создать необходимые условия для привлекательности регионов Дальнего Востока и их ускоренного социально-экономического развития.

Список литературы:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства от 17.11.2008 года № 1662-р (в редакции 08.08.2009).

2. Смирнов В.М., Попков С.Ю. Социально-экономические аспекты демографической ситуации в России: долгосрочные последствия сокращения численности работоспособного населения. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 16. С.54-58.

3. Российский статистический ежегодник. 2014 год. Статистический сборник. М., Росстат, 2014.

4. Ярашева А.В. Инновационная составляющая развития российских регионов. // Инновации в современном обществе: проблемы формирования и перспективы развития. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. / Под редакцией И.Е. Бельских. Волгоград, 2014. С. 116-119.

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»».

6. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЭ (ред. от 13.07.2015) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 29.11.2014 N 380-ФЭ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.