ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Я.А. Ондар, студент
Научный руководитель: О.Н. Монгуш, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-25-28
Аннотация. В статье рассматриваются механизмы государственного регулирования, направленные на развитие физической культуры и спорта. Подчёркивается значимость физической активности для улучшения качества жизни населения и укрепления общественного здоровья. Анализируются законодательные акты, программы и инициативы, влияющие на формирование спортивной инфраструктуры и доступности спортивных мероприятий для широких слоев населения. Особое внимание уделяется роли государства в обеспечении финансирования, модернизации спортивных объектов, поддержке детей и молодёжи в спортивных начинаниях. Исследуются вопросы взаимодействия государственных органов с частным сектором и общественными организациями для повышения эффективности реализуемых мер.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, государственное управление, здоровье, население, инфраструктура.
Государственное регулирование развития физической культуры и спорта играет ключевую роль в формировании здорового и активного общества. Оно способствует не только улучшению физического здоровья населения, но и укреплению социального благополучия и национальной идентичности. Во-первых, государственное вмешательство в эту сферу позволяет создавать необходимые условия для массового занятия спортом. Это включает строительство и поддержание спортивной инфраструктуры, разработку программ и инициатив, которые стимулируют участие различных групп населения в спортивных и физкультурных мероприятиях. Доступ к спортивным объектам и программам важен для всех, независимо от социального статуса или места проживания, и государство может обеспечить эту доступность.
Во-вторых, государство играет важную роль в популяризации спорта, что формирует мотивацию у граждан вести активный образ жизни. Через образовательные программы, рекламные кампании и грантовую поддержку спортивных мероприятий государство может влиять на культурные установки и повышать интерес населения к физической активности. В-третьих, государственное регулирование необходимо для поддержки профессионального спорта. Четкая система развития и фи-
нансирования спортсменов, проведение на высоком уровне национальных и международных соревнований способствует укреплению позиций страны на мировой арене и поднятию боевого духа граждан. Развитие профессионального спорта также способствует улучшению имиджа страны и укреплению её статуса на международной арене [2].
На данный момент времени одной из основных линий развития РФ, является пропаганда здорового образа жизни и создания условий по его формированию. В результате, возникает необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта, что в свою очередь означает наиболее рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения данных задач. Вопросы развития физической культуры и спорта в нашей стране неоднократно обсуждались на заседании Правительства Российской Федерации [1].
Активное участие населения в занятиях спортом и физической культурой, а также участие профессиональных спортсменов на международных соревнованиях являются свидетельством национальной духовной силы, а также экономической мощи страны. Особую актуальность повышение уровня физической подготовки приобретает на регио-
нальном уровне. Связано это в первую очередь с необходимостью реализации обозначенных в Послании Президента направлений укрепления здоровья нации и развития массового спорта, что является основополагающим фактором в деятельности государственных органов, регулирующих физическую подготовку на местном уровне [3].
Физическую культуру и спорт как объект управления рассматривали М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов, А.С. Соколов, В.Б. Зотов, Н.А. Волгин, Е.В. Тишин и многие другие. В документах конференций, международных встреч, в печати, широко представлены доклады руководящих работников Госкомспорта России, Российской Конфедерации спортивных организаций, где глубоко рассмотрены проблемы физического воспитания и спорта именно с точки зрения управления и поиска наилучших управленческих решений.
Государственное управление физической культурой и спортом в Республике Тыва имеет несколько уникальных особенностей, отражающих как общие тенденции в данной сфере, так и локальные специфики региона. Республика Тыва отличается своим богатым культурным наследием и традициями, которые оказывают влияние на развитие физической культуры и спорта в регионе. Здесь популярны национальные виды борьбы, такие как хуреш, а также конные соревнования, которые играют важную роль в культурной идентичности народа.
Тува располагается в центральной части Азии, и её климат сильно варьируется, что создает как возможности, так и вызовы для
развития спорта. Зимние виды спорта, такие как лыжные гонки и хоккей, имеют значительный потенциал развития в связи с продолжительными зимами. Государственное управление уделяет особое внимание поддержке и развитию традиционных видов спорта. Это включает в себя проведение ежегодных соревнований, таких как Наадым, и финансирование соответствующих программ, направленных на популяризацию национальной физической культуры.
Несмотря на усилия по модернизации спортивной инфраструктуры, регион все еще сталкивается с недостатком современных спортивных объектов и оборудования. Государственные программы направлены на устранение этих пробелов, в том числе через привлечение федеральных инвестиций и частного капитала [5].
В Республике Тыва функционируют 25 спортивных учреждений, где физической культурой и спортом занимается 15631 человек. 11 учреждений (ДЮСШ) находятся в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Республики Тыва (Бай-Тайгинский, Чеди-Хольский, Чаа-Хольский, Пии-Хемский, Эрзинский, Тес-Хемский, Тан-динский, Каа-Хемский, Тоджинский, Кы-зылский, Сут-Хольский), а в Министерстве спорта Республики Тыва 14 учреждений, из них: 1 центр спортивной подготовки (ЦСП), 1 училище олимпийского резерва (УОР), 7 спортивных школ, 4 спортивные школы олимпийского резерва, а также в Республике Тыва функционирует Спортивная школа (ОРК) ЦСКА-Тыва (филиал г. Самары).
I I I I
Рис. 1. Показатели охвата населения физической культурой и спортом в Республике Тыва
Основным показателем эффективности физкультурно-спортивной работы является охват населения систематическими занятиями физической культурой и спортом. В республике регулярно занимаются физической культурой и спортом (по данным за 2023 год) более 80310 человек, что составляет 25,9% от общего числа жителей республики, средние показатели по Сибирскому федеральному округу - 21,7%, по России - 22,5%. В 2022 году этот показатель составлял: Республика Тыва - 25,9%, Сибирский федеральный округ - 22,5 и Россия - 21,7%. Благодаря целенаправленной работе по развитию спортивной инфраструктуры уровень обеспеченности спортсооружениями жителей республики к концу 2023 года выросла до 90,7%, что почти на 10% больше, чем 2022 году (2022 г. -80,8%).
В рамках губернаторского проекта «Гнездо орлят» в 2021 году было запланировано строительство 15 малых спортивных залов. По поручению Главы Республики Тыва дополнительно была поставлена задача построить еще 7 спортивных зала. В итоге в 2021 году возвели 22 спортивных зала, из них 2 ангарного типа (в 2020 году 10 малых спортивных залов). Также при поддержке Главы Республики Тыва отремонтированы 9 объектов спорта.
Одной из ключевых проблем является отсутствие достаточного количества спортивных объектов. Существующие спортивные сооружения в республике зачастую не отвечают современным стандартам, что ограничивает возможности для проведения тренировок и соревнований. Как и в многих других регионах России, финансирование спорта в Тыве не всегда на должном уровне. Недостаток инвестиций приводит к износу спортивной инфраструктуры и нехватке качественного инвентаря и оборудования.
Нехватка квалифицированных тренеров и специалистов ограничивает возможности для
Библиографический список
1. Арефьева, Э.С. Проблемы развития физической культуры и спорта в регионах и пути их решения / Э.С. Арефьева // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 33. - С. 793-798.
2. Арутюнова А.Е., Чайков Н.А. Перспективы управления сферой физической культуры и спорта в масштабах государства // Вестник Академии знаний. - 2022. - №2 (49).
3. Ильченко, С.В. Развитие физической культуры и спорта России: проблемы и перспективы / С.В. Ильченко // Вестник экспериментального образования. - 2021. - № 3(28). - С. 1-8.
полноценного развития различных видов спорта. Молодежь не всегда получает необходимую поддержку и наставничество для достижения высоких результатов. Несмотря на традиционно активный образ жизни в сельских районах, существует проблема недостаточной физической активности среди молодежи в городах. Здоровый образ жизни и занятия спортом не всегда являются приоритетом для современной молодежи [4].
Усиление государственной поддержки в области спорта может значительно улучшить ситуацию. Развитие программ, направленных на строительство и модернизацию спортивных объектов, а также поддержка местных спортивных мероприятий, может стать драйвером роста. Республика Тыва имеет богатые традиции в национальных видах спорта, таких как борьба хуреш. Поддержка и развитие этих направлений может не только укрепить культурное наследие, но и привлечь внимание молодежи к физической активности. Важным шагом может стать привлечение инвестиций от частных компаний для развития спортивной инфраструктуры и организации местных и региональных спортивных мероприятий.
Внедрение программ физического воспитания и продвижение активного образа жизни в школах и университетах могут помочь в создании культуры спорта и здоровья у молодежи. Поддержка спортсменов, представляющих Тыву на международных аренах, может стать стимулом для развития и популяризации спорта в республике.
Сбалансированный подход к решению существующих проблем и использованию имеющихся перспектив может значительно улучшить состояние физической культуры и спорта в Республике Тыва, придав импульс как социальному, так и экономическому развитию региона.
4. Ковальчук, О.Я. Государственное управление инфраструктурой спортивных сооружений / О.Я. Ковальчук // Сборник научных работ серии «Государственное управление». - 2020. - № 17. - С. 201-214.
5. Лоншакова Д. Взаимодействие органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта / Д. Лоншакова, Н.А. Шевелева // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2021. - № 3. - С. 103-106.
STATE REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE REGIONS ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TYVA
Ya.A. Ondar, Student
Supervisor: O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuvan State University (Russia, Kyzyl)
Abstract. The article examines the mechanisms of state regulation aimed at the development ofphysical culture and sports. The importance ofphysical activity for improving the quality of life of the population and strengthening public health is emphasized. Legislative acts, programs and initiatives affecting the formation of sports infrastructure and accessibility of sports events for the general population are analyzed. Special attention is paid to the role of the state in providing financing, modernizing sports facilities, and supporting children and youth in sports endeavors. The issues of interaction of government agencies with the private sector and public organizations to improve the effectiveness of implemented measures are being investigated.
Keywords: physical culture, sports, public administration, health, population, infrastructure.