Научная статья на тему 'Государственное регулирование притока иностранных инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой'

Государственное регулирование притока иностранных инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование притока иностранных инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой»

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

УДК 37/ 001/330.332.013

Государственное регулирование притока иностранных инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой

Т.В. Фремон

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса», г. Москва

Политика привлечения иностранных инвестиций развивающихся стран и стран переходной экономики заключается в разработке ряда комплексных мер, гарантирующих стабильность и заинтересованность международным инвесторам. К таким мерам относятся: создание благоприятного инвестиционного климата через законодательство, наличие гарантий безопасности инвестиций, транспарентность и стимулирование внедрения передовых иностранных технологий, создание стимулирующей налоговой среды для предприятий с иностранным капиталом. Принимая решение об осуществлении инвестиций в экономику страны, потенциальный иностранный инвестор оценивает все условия, необходимые для успешной предпринимательской деятельности.

Основными направлениями либерализации национальных законодательств об иностранных инвестициях в последнее десятилетие являются:

• упрощение процедур получения разрешения на инвестирование;

• ослабление ограничений на владение собственностью;

• предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных «налоговых каникул»;

• вычет из налогооблагаемой базы суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития;

• введение ускоренной амортизации;

• отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации капитала;

• полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, найма местной рабочей силы;

• увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного персонала;

• отмена или снижение минимального объема инвестирования капитала;

• снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики.

Наибольшее значение среди инструментов привлечения иностранного капитала для развивающихся стран имеют налоговые стимулы: налоговые льготы,

«налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.

Экономический смысл «налоговых каникул» состоит в повышении привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличении в будущем налогооблагаемой базы. Временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала: создание рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, передовых технологий и т.д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии .

В Китае предприятия с долгосрочными иностранными инвестициями освобождаются от налога на прибыль сроком на 5 лет, в последующие пять лет ставка налога на прибыль составляет 15% (при базовой ставке 33%). Экспортные предприятия по окончании стандартного срока «налоговых каникул» выплачивают половину базовой ставки налога на прибыль в период времени, пока экспортная продукция составляет не менее 70% валового выпуска. Высокотехнологичные предприятия уплачивают налог в половинном размере в течение трех лет после окончания налоговых каникул. Льготами по налогообложению пользуются иностранные инвестиции в энергетику, высокие технологии, производство интегрированных схем и программных продуктов, строительство дорог и аэродромов, выращивание некоторых видов сельскохозяйственной продукции и восстановление лесов, при импорте современного зарубежного оборудования для новых предприятий не взимаются таможенные пошлины и налоги. На Тайване иностранным инвесторам в приоритетных для страны отраслях предоставляется пятилетнее освобождение от налога на прибыль или право на ускоренную амортизацию. В Сингапуре инвесторам предоставлено полное освобождение от налога на прибыль с момента начала производства в течение 5-10 лет, в зависимости от отрасли.

В последнее десятилетие наметилась устойчивая тенденция использования развивающимися странами и странами с переходной экономикой нефинансовых стимулов: создание благоприятного климата в стране для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходи-

42

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

мой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон. Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве «стабилизационной оговорки». Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки - так называемая «дедушкина оговорка» (Grandfather's clause) - положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменившим условия его деятельности в худшую сторону. Эта оговорка проста и удобна в применении и при продолжительном сроке ее действия служит эффективным инструментом привлечения инвестиций.

Развивающиеся государства и страны с переходной экономикой включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:

• право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприпятс-твующими их деятельности;

• право беспрепятственно распоряжаться прибылью;

• право на репатриацию прибыли - вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;

• право на достаточную компенсацию - справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;

• недопущение так называемой ползучей экспроприации;

• включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных оговорок;

• возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.

В целях более широкого привлечения иностранного капитала создаются свободные экономические зоны, где действуют особые правовые нормы в области налогового и таможенного регулирования. Свободные экономические зоны играют значительную роль в стимулировании инвестиционной деятельности на внутреннем рынке страны, их создание способствует развитию экспортно-ориентированных производств, увеличению валютных поступлений в бюджеты, созданию дополнительных экономических и финансовых условий для развития экономик регионов. Предоставляемые льготы позволяют транснациональным компаниям получать более высокие прибыли. Норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35% в год, а в азиатских СЭЗ транснациональные компании получают свыше 40% прибыли; сроки окупаемости капитальных вложений в 2-3 раза меньше, это привлекает инвесторов со всего мира.

В мировой практике в зависимости от конкретной

целевой и отраслевой направленности СЭЗ подразделяются на несколько видов. В свободную таможенную зону товары иностранного происхождения ввозятся, складируются, хранятся, сортируются, подвергаются обработке, продаются и покупаются без взимания таможенных пошлин и налогов, без применения мер экономической политики, данная территория с точки зрения налогового режима рассматривается как территория, находящаяся за пределами таможенной территории страны. СЭЗ такого рода существуют в Китае, Уругвае, ОАЭ, Австралии.

Китай имеет наиболее положительный опыт по созданию свободных экономических зон, основанных на привлечении иностранного капитала, использовании избыточной дешевой рабочей силы, финансовой поддержке правительства страны и местных органов власти. Правительство установило особый режим стимулирования инвесторов в прибрежных районах посредством льгот по налогообложению, землепользованию, валютным операциям в специальных экономических зонах и 14 открытых городах в Восточном Китае. Эти меры привели к благоприятному инвестиционному климату. Большую роль имеет сравнительно развитая инфраструктура, большая степень урбанизации, относительно высокий уровень образования, наличие ресурсного потенциала.

Цель образования зоны свободной торговли Гуанчжоу - создание международного центра по сосредоточению и распределению товаров: развитие транзитной торговли, экспортного производства, размещение товаров, финансирование, предоставление информации и транспортировки. В этой зоне предприниматели освобождены от импортных и экспортных пошлин, НДС, налога на потребление, экспортного и импортного лицензирования и таможенной очистки на ввозимые и вывозимые товары; им разрешен ввоз и складирование товаров, запрещенных к ввозу в Китай; предоставляется скидка 15% с налога на прибыль; разрешается использование иностранной валюты; свободный вывоз доходов от предпринимательской деятельности и заработной платы иностранных работников после уплаты налогов.

В зонах экспортного производства развивающихся стран предусматриваются льготы по налогообложению, платежам за ресурсы, валютному контролю:

• освобождение от налога на прибыль корпораций в течение 10 лет со дня первой продажи товаров;

• снижение ставки налога на прибыль в последующие годы (в Кении она составляет 25% в течение 10-ти лет);

• освобождение от пошлин на ввоз инструментов, относящихся к производственной деятельности ;

• освобождение от импортного квотирования или применения других экспортно-импортных количественных ограничений;

• освобождение от валютного контроля над оплатой сырья, полуфабрикатов, офисного оборудования, роялти, над доходами от передачи технологий, прибылью, дивидендами, расходами на рекламу, обслужи-

43

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

ванием долгов, заработной платой управленческому персоналу;

• разрешение создания предприятий со 100%-м иностранным капиталом.

В качестве примера зоны экспортного производства можно привести Мадрасскую СЭЗ в Индии, реально функционирующую с 1986 года. Компании, зарегистрированные в этой зоне, имеют особый статус и пользуются льготами по импорту капиталоемких товаров, сырья, оборудования и инструментов, компонентов, упаковочных материалов, полностью освобождены от взимания таможенных пошлин, для них не требуются лицензии, они освобождены от акцизных сборов поставки сырья, оборудования для компаний зоны с национальной таможенной территории Индии, им предоставляются налоговые каникулы сроком на 5 лет, прибыли, дивиденды и капитал переводятся за рубеж без взимания налогов. На территории зоны разрешено создание предприятий со 100%-м иностранным капиталом. Кроме этого, имеются региональные стимулы в отдельных штатах, так в штате Тамилнаду компании получают субсидии в размере 15% объема вложенных активов, для приоритетных компаний - до 20% объема уставного капитала, они освобождаются от регистрационного сбора. Законодательство Индии предусматривает упрощенную регистрацию компаний в течение 14 дней.

Развивающиеся страны активно используют внешнеторговые методы стимулирования и регулирования инвестиций при договорных отношениях между государством и инвестором, тем самым привлекая значительные источники капиталовложений в экономику. В этих целях широко применяются договоры концессии, которые применяются в коммунальном хозяйстве, на транспорте и других видах сервиса. Интересы государства в концессионных соглашениях состоят в том, что, перекладывая расходы по инвестированию и содержанию своего имущества на иностранного инвестора, государство экономит бюджетные средства, решает социально-экономические проблемы и повышает эффективность использования государственного имущества, пополняя бюджет за счет поступления концессионных платежей. Для инвестора интересы участия в концессионных соглашениях состоят в получении прав на долговременное управление государственным иму-

ществом на льготных условиях. При инвестиционных вложениях, государство гарантирует инвестору возврат средств и несет определенную ответственность за обеспечение минимального уровня рентабельности.

Китай для привлечения иностранного капитала в развитие инфраструктуры использовал схему «стро-ительство-эксплуатация-передача государству», которая подразумевает предоставление концессии частной компании для реализации инвестиционного проекта, выполнение которого берет на себя государство. По истечении срока, который позволяет окупить затраты и получить необходимую прибыль, объект поступает в распоряжение государства.

Система концессий применяется в таких областях, как теплоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение, транспорт и связь. В Бразилии и Аргентине накоплен большой опыт по применению концессионных соглашений на железнодорожном транспорте и в обеспечении городов водоснабжением.

Положителен опыт Венгрии, принявшей закон о концессиях в 1991 году, где объектами концессий определены: общегосударственные автодороги, искусственные транспортные сооружения, железные дороги, каналы, порты, гражданские аэропорты, региональные системы коммунального хозяйства, сотовая связь, электростанции, линии электропередач, горные разработки, трубопроводы, почтовые услуги, перевозка пассажиров и багажа, деятельность местного коммунального хозяйства.

Концессионные отношения привлекают огромные инвестиции и оживляют национальные экономики, позволяя при этом обеспечить эффективный государственный контроль за использованием имущества, которое остается в государственной или муниципальной собственности

Развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, заинтересованные в привлечении иностранных инвестиций, одновременно сохраняют независимость своей экономики и в этих целях применяют одновременно с политикой стимулирования инвестиций различные меры по защите своих суверенных прав на природные и прочие ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.

Список использованной литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Маркетинт, 2003. - 310 с.

2. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. - М.: ООО «Книгодел», 2006. - 160 с.

3. Инвестиционная деятельность: учебное пособие /Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова и др.; Под ред. Г.Н. Подшива-ленко и Н.В. Киселевой. - М.: КНОРУС, 2005. - 432 с.

4. Китова Г.А., Черкасов В.В. Государственная политика в сфере науки и технологий: новые задачи и старые решения//Инновации. - 2004. - №3.

5. Почему иностранные инвестиции широким потоком идут в Китай? //Внешнеэкономический бюллетень. - 2003. - №12.

6. Тагирбекова Р.Г. Мировой опыт регулирования прямых иностранных инвестиций и возможность его применения в условиях РФ: Дис. ... канд. эконом. наук. - М., 2004.

7. Ханян А.Э. Россия и ВТО. Мировой и отечественный опыт стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций: Монография. - М.: Научная книга, 2006. - 160 с.

8. www.oecd.org/document.html.ОЭСР: Обзоры инвестиционной политики: Российская Федерация.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.