Научная статья на тему 'Государственное регулирование предпринимательства в сфере информационных технологий: сбалансированный подход'

Государственное регулирование предпринимательства в сфере информационных технологий: сбалансированный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1124
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ПОДХОД / БИЗНЕС В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / STATE REGULATION OF BUSINESS / ELECTRONIC BUSINESS / ECONOMIC POLICY / BALANCED APPROACH / BUSINESS IN SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонова Елена Евгеньевна

В статье сделан вывод, что основная доля российского рынка информационных технологий приходится на продажи оборудования, в то время как производство программного обеспечения и оказание ИТ-услуг ввиду недостаточной государственной поддержки стагнируют. В связи с этим констатируется факт, что в современной России в сфере информационных технологий наблюдается значительное изменение в сторону продаж. Поэтому необходимо применение сбалансированного подхода к осуществлению государственного регулирования предпринимательства в сфере информационных технологий, принципиальным отличием которого является сочетание методов, направленных на нивелирование процесса стагнирования производства программного обеспечения и ИТ-услуг на фоне постоянного роста объема торговли продуктами сферы ИТ с параллельным развитием как малого, так и крупного предпринимательства в сфере ИТ. При этом в настоящее время наиболее эффективными направлениями экономической политики в рамках использования сбалансированного подхода в контексте развития предпринимательства в сфере ИТ могут стать следующие: развитие системы электронного правительства, совершенствование налоговой системы, модернизация системы защиты авторских прав, совершенствование образования в сфере информационных технологий, репатриация высококвалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агафонова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF BUSINESS IN THE SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES: BALANCED APPROACH

In article the conclusion that the main share of the Russian market of information technologies is the share of equipment sales while production of the software and rendering IT services in a type of insufficient state support stagnate is drawn. In this regard the fact that in modern Russia the development of the sphere of information technologies the considerable change towards sales is observed is established. Therefore application of the balanced approach to implementation of state regulation of business in the sphere of the information technologies which fundamental difference is the combination of the methods directed on leveling of process of stop of production of the software and IT services against continuous growth of volume of trade in products of the sphere of IT with parallel development both of small, and large business in the sphere of IT is necessary. Thus, now the following can become the most effective directions of economic policy in a framework use of the balanced approach in a context of development of business in the sphere of IT: development of system of the electronic government, improvement of tax system, modernization of system of protection of copyright, education improvement in the sphere of information technologies, repatriation of highly qualified staff.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование предпринимательства в сфере информационных технологий: сбалансированный подход»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Е. Е. АГАФОНОВА

В статье сделан вывод, что основная доля российского рынка информационных технологий приходится на продажи оборудования, в то время как производство программного обеспечения и оказание ИТ-услуг ввиду недостаточной государственной поддержки стагни-руют. В связи с этим констатируется факт, что в современной России в сфере информационных технологий наблюдается значительное изменение в сторону продаж.

Поэтому необходимо применение сбалансированного подхода к осуществлению государственного регулирования предпринимательства в сфере информационных технологий, принципиальным отличием которого является сочетание методов, направленных на нивелирование процесса стагнирования производства программного обеспечения и ИТ-услуг на фоне постоянного роста объема торговли продуктами сферы ИТ с параллельным развитием как малого, так и крупного предпринимательства в сфере ИТ.

При этом в настоящее время наиболее эффективными направлениями экономической политики в рамках использования сбалансированного подхода в контексте развития предпринимательства в сфере ИТ могут стать следующие: развитие системы электронного правительства, совершенствование налоговой системы, модернизация системы защиты авторских прав, совершенствование образования в сфере информационных технологий, репатриация высококвалифицированных кадров.

Ключевые слова: государственное регулирование предпринимательства, электронный бизнес, экономическая политика, сбалансированный подход, бизнес в сфере информационных технологий.

Сегодня Россия, ее регионы располагают такими основными факторами, как богатые природные ресурсы. Но этого далеко недостаточно, чтобы быть конкурентоспособными на мировом и национальных рынках. Во-первых, для того чтобы национальные издержки производства были ниже мировых, необходимо рациональное природопользование. Для этого весь цикл производства (от добычи до получения конечного продукта) необходимо организовать на новых, передовых технологиях и соответствующей им технической основе. Во-вторых, необходимо задействовать интеллектуальный потенциал (ученых, предпринимателей и иных специалистов с высшей квалификацией) для создания и эффективного использования инноваций. Все это требует особой производительной силы - предпринимателей и ее реализации в предпринимательской деятельности [1].

Однако для того чтобы предпринимательство, как движущая сила, была стратегическим ресурсом, необходимо ее обусловить как основной фактор, способствующий выходу из глубокого экономического кризиса России и ее регионов, на

траекторию устойчивого экономического развития. Для входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношений в мировое хозяйство нужно правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства. На этом прочном научном суждении целесообразно формировать современное цивилизованное предпринимательство.

Итак, рассмотрим истоки формирования понятия предпринимательства. При этом сразу сделаем акцент на том, что теоретические воззрения предпринимательства развивались в нескольких направлениях. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником этого направления можно считать французского экономиста Р. Кантильона, который изучая данное экономическое явление, пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвидением и способностями к риску, а также способный к реализации их с целью получения дополнительного дохода [3]. При этом, как он полагал, данный индивид может заниматься предпринимательской деятельностью на любой

стадии воспроизводства. В процессе обмена, например, используя расхождение между спросом и предложением, предприниматель, покупая товары по более низкой цене и продавая по более высокой, рискуя при этом, может получить более высокий доход по сравнению с тем, кто не рискует.

М. Вебер подчеркивал определяющее значение протестантской этики и важность харизматических свойств личности предпринимателя. В. Зомбарт дополнил экономическую мысль незабываемой категорией - «предпринимательский дух», составляющими которой являлись готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость, умение соединять людей для совместной работы, убедительность, способность к завоеванию доверия, а главное - склонность к подчинению всей своей жизни интересам дела [6].

Исходя из вышеописанного видно, что понятие предпринимательство описывает процессы не только как процесс воспроизводства благ, но и со стороны процесса взаимоотношений в обществе.

И все же, несмотря на то, что в экономической теории, как правило, рассматривается понятие предпринимательства в целом, необходимо уточнить сущность и специфику предпринимательства, в современных условиях, в разрезе ее дифференциации по уровню: малое, среднее, крупное. Малое предпринимательство, особенно в высокотехнологичных областях, имеет приоритетное направление в экономической политике государства.

Сегодня предпринимательство играет важнейшую роль в достижении экономического успеха государства и высоких темпов роста его промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность реализовывать свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. При этом стоит выделить роль предпринимательства, значение которого заключается в освоение новых перспективных производств, способствуя модернизации и реконструкции устаревших форм производства. Кроме того, предпринимательская деятельность способствует развитию конкуренции, увеличению открытости национальной экономики, создает механизмы достижения устойчивого развития экономики страны.

В этой связи отметим, что развитие предпринимательских структур отвечает общемировым тенденциям к формированию композитной, смешанной экономики, сочетая разные формы собственности и адекватные им модели хозяйства, в ко-

торой реализуется сложный процесс синтеза конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого бизнеса. Поэтому, сегодня для успешного функционирования и дальнейшего развития предпринимательским структурам важно чутко реагировать на изменения конъюнктуры рынка и тщательно приспосабливаться к требованиям внешней и четко конструировать элементы внутренней среды.

Особым образом стоит выделить роль малого и среднего предпринимательства, поскольку именно данные формы развиваются значительными темпами и обуславливают стабильное развитие экономической системы. Экономические, социальные задачи в целом зависят от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.

Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, «лицо» любого экономически развитого государства являются крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала. Подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее значительные по количеству в экономике, гибкие и динамичные формы деловой жизни. Подчеркнем, что именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет важную роль в экономике. Уровень их развития влияет на общий экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на формирование новых рабочих мест. При этом можно сказать, что малое и среднее предпринимательство решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Однако стоит заметить, что практически во всех развитых странах государство оказывает значительную поддержку малому предпринимательству.

Анализируя тенденции развития малого бизнеса в сфере информационных технологий в России, можно увидеть, что в общей массе предлагаемых решений доля комплексных интегрированных систем неуклонно растет. Об этом свиде-

тельствуют предложения фирм - разработчиков программного обеспечения, увеличение числа специализированных выставок, конференций, семинаров и иных тематических мероприятий [2].

Деятельность многих современных российских бизнес-компаний динамична и многогранна. Увеличение территориальной распределенности административных, производственных, торговых и складских подразделений, рост материальных, финансовых и информационных потоков значительно усложняют управление предприятием. Создание комплексных систем управления позволило повысить устойчивость компании в условиях рынка и сделать бизнес более прозрачным. Однако при очевидных преимуществах комплексной автоматизации ее осуществление, тем не менее, связано с рядом проблем. К ним можно отнести

необходимость серьезной перестройки существующей модели деловых отношений, сложившейся на предприятии за многие годы, оптимизации его организационной структуры, координации работы подразделений, массового обучения сотрудников и т. д. [4].

В итоге мы видим, что за 2012 г. рынок информационных технологий замедлил свои темпы роста. При этом отмечено, что замедления темпов роста рынка ИТ - это тенденция, начавшаяся с 2010 г. Так, за 2010 г. рынок информационных технологий в России вырос на 33,2 %, в 2011 г. -13,9 %, в 2012 г. - 3,9 % [5] (рис. 1).

При этом основную долю занимают продажи оборудования, а не оказание ИТ-услуг или разработка программного обеспечения (рис. 2).

Объем рынка —■*— Темп роста

Рис. 1. Динамика развития рынка информационных технологий в России

Сфера ИТ, 2012 год

ИТ-услуги 19 %

Разработка ПО 14 %

Продажа оборудования 67 %

Рис. 2. Структура сферы информационных технологий в России, 2012 г.

В конце декабря 2012 г. появились первые официальные данные об итогах развития рынка ИТ. Их на заседании президиума Совета по модернизации озвучил глава правительства РФ Дмитрий Медведев. По его словам, объем российского ИТ-рынка в 2012 г. составил 700 млрд руб. (22,5 млрд долл.) против 650 млрд (22,1 млрд долл.) в 2011 г. Таким образом, рынок вырос на 7,6 % в национальной валюте или на 1,8 % в долларах. В отечественной ИТ-отрасли занято 0,6 % работающего населения, в то время как в развитых странах -4-5 %, добавил он [5].

Премьер рассказал, что в 2012 г. государство выделило на поддержку новых разработок 21 млрд руб., на привлечение лучших ИТ-специалистов в российские вузы - 2,5 млрд руб. Кроме того, значительные средства в развитие ИТ вкладывают государственные институты -около 73 млрд за последние несколько лет. Среди них «Внешэкономбанк», инвестировавший 45 млрд руб. в развитие элементной базы, создание инфраструктуры передачи данных и фонд «Сколково», организовавший ИТ-кластер, в который вошли 238 участников и 25 венчурных фондов и др.

Помимо этого, следует отметить, что вклад сферы ИТ в ВВП России по-прежнему очень мал, и составляет 1,3 % от ВВП, в то время как в Индии, Китае и Бразилии - 2 % от ВВП, а в США, Великобритании и Гонконге - 4 % [5].

Показатель доли сферы в ВВП отражает относительную неразвитость данной сферы, однако для страны - экспортера нефти и природных ресурсов, это не самый наглядный показатель, поэтому в наибольшей степени характеризует ситуацию доля занятых в сфере информационных технологий, которая для России составляет всего 0,6 % работающего населения, в то время как в развитых странах - 4-5 % [7].

Учитывая тот факт, что основная доля рынка информационных технологий приходится на продажи оборудования, в то время как производство программного обеспечения и оказание ИТ-услуг в виду недостаточной государственной поддержки стагнируют, можно констатировать, что тенденция к уменьшению темпов роста всей сферы является закономерностью. Иными словами, в России развитие сферы информационных технологий носит де-нивеляционный характер, т. е. наблюдается значительный перекос в сторону продаж (рис. 3).

Рис. 3. Российский рынок ИТ, 2008-2012 гг.

Поэтому необходимо применение сбалансированного подхода к осуществлению государственного регулирования предпринимательства в сфере информационных технологий, принципиальным отличием которого является сочетание методов, направленных на нивелирование процесса стагнирования производства программного обеспечения и ИТ-услуг на фоне постоянного роста объема торговли продуктами сферы ИТ с параллельным развитием как малого, так и крупного предпринимательства в сфере ИТ.

В настоящее время наиболее эффективными направлениями экономической политики в рамках использовании сбалансированного подхода в контексте развития предпринимательства в сфере ИТ могут стать следующие: развитие системы электронного правительства, совершенствование налоговой системы, модернизация системы защиты авторских прав, совершенствование образования в сфере информационных технологий, репатриация высококвалифицированных кадров.

Таблица 1

Приоритетные направления государственной экономической политики по сбалансированному развитию предпринимательства в сфере ИТ

НАПРАВЛЕНИЯ МЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ

Развитие системы электронного правительства Развитие механизма электронной подписи; создание условий для бесперебойной связи различных государственных органов на основе использования информационных технологий; формирование инфраструктуры для универсальной электронной карты; создание условий для развития системы электронных денег Создание системы аттестации малых предпринимательских структур, имеющих право заниматься созданием электронной цифровой подписи для различных организаций; создание реестра аттестованных малых предпринимательских структур; контроль над деятельностью малых предпринимательских структур, имеющих право заниматься созданием электронной цифровой подписи; разработка единых принципов и подходов к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием универсальной электронной карты на территории Российской Федерации; организация процесса выпуска и обращения универсальной электронной карты; нормативное правовое обеспечение внедрения универсальной электронной карты на всей территории Российской Федерации; формирование реестра аккредитованных организаций, занимающихся разработкой универсальной электронной карты; делегирование полномочий по обслуживанию государственных органов, занимающихся внесением изменений в универсальную электронную карту, малому бизнесу; введение законодательного запрета на нефиатные деньги; разработка государственной системы фиатных электронных денег

Совершенствование налоговой политики Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения; совершенствование системы налоговых льгот для малых организаций в сфере информационных технологий Изменение налоговых льгот для малых предприятий сферы информационных технологий, занимающихся разработкой программного обеспечения, созданием информационных технологий и оказанием ИТ-услуг (предоставление льготного безналогового периода, снижение социального налога; уменьшение налога на прибыль), отмена льгот для предпринимательских структур сферы ИТ, занимающихся перепродажей информационных технологий

Модернизация системы защиты авторских прав Совершенствование системы патентования; борьба с нелегальным использованием объектов авторского права Уменьшение сроков получения патента; формирование прозрачного реестра патентов и патентных заявок; внедрение системы денежных компенсаций затрат на получение патента; наложение ответственности на провайдеров за предоставление доступа к нелегальному контенту; ужесточение ответственности за неправомочное использование объектов авторских прав

Совершенствование обучения специалистов сферы ИТ Внедрение практикоориентиро-ванного подхода; формирование системы поддержки выдающихся студентов Привлечение практикующих специалистов сфере информационных технологий для преподавания соответствующих дисциплин; предоставление возможности участия в государственных торгах на право разработки ПО студентам от имени вуза. Создание общероссийского рейтинга студентов - будущих кадров для сферы информационных технологий; стипендиальная поддержка наиболее перспективных студентов, предоставление им льгот на жилье

Репатриация высококвалифицированных кадров Изменение законодательства о трудовой миграции; формирование благоприятных условий для репатриантов Снижение квоты на неквалифицированный труд; упрощение процедуры получения мигрантами необходимых документов; Предоставление жилья для высококвалифицированных кадров; предоставление льгот

Регламентация электронного бизнеса Разработка законодательства в сфере электронного бизнеса; разработка деловых регламентов для организаций электронного бизнеса Корректировка действующего законодательства с целью обеспечения реализации конституционных норм в сфере информационных отношений; создание нормативно-правовой базы, регулирующей электронный бизнес. Формирование предписаний субъектам электронного бизнеса; создание единых требований и норм контроля для всех провайдеров

Формирование благоприятного климата для венчурных инвестиций Разработка системы привлечения зарубежных инвестиций в российские стартапы; формирование условий для российских инвесторов Формирование структуры, поддерживаемой государством, занимающейся поиском зарубежных инвестиций для стартап проектов. Предоставление льгот для российских инвесторов в сфере информационных технологий; частичное государственное обеспечение развития российских стартапов

В рамках данных направлений наиболее эффективным видится следующий комплекс соответствующих мер и мероприятий (табл. 1).

Литература

1. Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М., 2007

2. Ермолаева Т. А. Корпоративные информационные системы - ориентация на клиента // Бизнес: организация, стратегия, системы. 2002. № 5. С. 80-82.

3. Ядгаров Я. С. История экономических учений. М., 2002.

4. URL: http://old.tisbi.org

5. URL: http://www.cnews.ru

6. URL: http://www.creativeconomy.ru

7. URL: http://www.economy.gov.ru

* * *

STATE REGULATION OF BUSINESS IN THE SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES: BALANCED APPROACH

Ye. Ye. Agafonova

In article the conclusion that the main share of the Russian market of information technologies is the share of equipment sales while production of the software and rendering IT services in a type of insufficient state support stagnate is drawn. In this regard the fact that in modern Russia the development of the sphere of information technologies the considerable change towards sales is observed is established .

Therefore application of the balanced approach to implementation of state regulation of business in the sphere of the information technologies which fundamental difference is the combination of the methods directed on leveling of process of stop of production of the software and IT services against continuous growth of volume of trade in products of the sphere of IT with parallel development both of small, and large business in the sphere of IT is necessary.

Thus, now the following can become the most effective directions of economic policy in a framework use of the balanced approach in a context of development of business in the sphere of IT: development of system of the electronic government, improvement of tax system, modernization of system of protection of copyright, education improvement in the sphere of information technologies, repatriation of highly qualified staff.

Key words: state regulation of business, electronic business, economic policy, balanced approach, business in sphere of information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.