Научная статья на тему 'Государственное регулирование предпринимательской деятельности'

Государственное регулирование предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4397
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ACTIVITY / STATE REGULATION / STATE REGULATION OF ECONOMY / STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES / BUSINESSES / ENTREPRENEURS / PUBLIC INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева Татьяна Федоровна, Зиновьева Лариса Геннадьевна

Статья посвящена исследованию понятий «государственное регулирование», «государственное регулирование экономики», «государственное регулирование предпринимательской деятельности». Выделены основные направления развития предпринимательской деятельности, рассмотрены цели, правовые средства и функции государственного регулирования предпринимательской деятельности, обозначены распространенные виды государственного регулирования предпринимательской деятельности и выявлены существенные недостатки в государственном регулировании предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимофеева Татьяна Федоровна, Зиновьева Лариса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES

The article is devoted to research of the concepts «state regulation», «state regulation of economy», «state regulation of business activity». The main directions of development of business activity are determined, the purposes, legal means and functions of state regulation of business activity are considered, widespread types of state regulation of business activity are designated and essential shortcomings of state regulation of business activity are revealed.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование предпринимательской деятельности»

гли отличаться друг от друга своими индивидуальными особенностями, но как судьи, сами того не замечая, представляли нечто целое, нераздельное и близкое как по своей слабости в качестве юристов, так и по своему единственному, но общему достоинству, заключающемуся в бескорыстном и честном отношении к делу» [4, с. 132]. Кроме того, сталкиваясь по долгу службы с невежеством и элементарной безграмотностью населения, они принимали заметное участие в распространении образования, возлагая на себя дополнительные обязанности членов училищных советов, занимались распространением и улучшением школьного дела.

Не случайно в начале XX столетия, после двадцатилетнего перерыва, вновь была сделана попытка возродить институт мировых судей, правовое положение которого новый проект стремился определить, по возможности сохраняя нормы Судебных уставов 20 ноября 1864 г. Но, к сожалению, война и революционные события помешали реализации данных планов. Вновь возродить мировую юстицию удалось в ходе судебной реформы начала 1990-х гг., и она прочно вошла в современную судебную систему России.

Список литературы

1. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Самара, 1877. 87 с.

2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5. Оп. 1 (Канцелярия Пензенского губернатора). Д. 4703, 4706, 4709, 4710.

3. Котляров С.Б. Судебная реформа 1864 г.: взаимодействие суда с местными органами государственной власти и самоуправления // Судебная реформа 1864 г.: история и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саранск, 2014. С. 24-26.

4. Назарьев В.Н. Современная глушь. Из воспоминаний мирового судьи // Вестник Европы. 1872. Кн. 3. С. 131-181.

5. Пензенские губернские ведомости. 1868. 13 нояб.

6. Попова А.Д. Правда и милость да царствует в судах (Из истории реализации судебной реформы 1864 г.). Рязань, 2002. 312 с.

7. Симбирские губернские ведомости. 1869. 4 янв., 29 апр.

8. Учреждение судебных установлений // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 8. Судебная реформа. М., 1991. 496 с.

ТАРАКАНОВА Наталья Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: ngtarakanova@mail.ru.

TARAKANOVA, Natalya Gennadyevna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of the State and Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: ngtarakanova@mail.ru.

УДК 346

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.Ф. Тимофеева, Л.Г. Зиновьева

Статья посвящена исследованию понятий «государственное регулирование», «государственное регулирование экономики», «государственное регулирование предпринимательской деятельности». Выделены основные направления развития предпринимательской деятельности, рассмотрены цели, правовые средства и функции государственного регулирования предпринимательской деятельности, обозначены распространенные виды государственного регулирования предпринимательской деятельности и выявлены существенные недостатки в государственном регулировании предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: деятельность; государственное регулирование; государственное регулирование экономики; государственное регулирование предпринимательской деятельности; предприниматели; публичные интересы.

T.F. Timofeeva, L.G. Zinovyeva. STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES

The article is devoted to research of the concepts «state regulation», «state regulation of economy»,

«state regulation of business activity». The main directions of development of business activity are determined, the purposes, legal means and functions of state regulation of business activity are considered, widespread types of state regulation of business activity are designated and essential shortcomings of state regulation of business activity are revealed.

Keywords: activity; state regulation; state regulation of economy; state regulation of entrepreneurial activities; businesses; entrepreneurs; public interests.

Действующее законодательство Российской Федерации не дает понятия «государственное регулирование». Несмотря на столь немаловажный факт, лишь в нескольких отраслях государственного регулирования делаются попытки формирования данного понятия. Но несмотря на отсутствие определения «государственное регулирование» в законодательных документах, в экономической и юридической литературе существует множество вариаций. Само понятие государственного регулирования в большинстве случаев рассматривается через категорию «деятельность».

Государственное регулирование экономики В.П. Орешин определяет как деятельность органов государственной власти для достижения общественно значимых результатов через воздействие на процесс общественного производства. При этом основной деятельностью государства и его органов в сфере государственного управления является упорядочение рыночной экономики. К.Ю. Тотьев акцентирует свое внимание на целях государственного регулирования и предполагает, что «государственное регулирование экономики - это нормативная, индивидуально-регулятивная и организационная деятельность государства в лице уполномоченных органов, воздействующая на рыночный процесс с целью защиты публичных интересов». Немаловажно также отметить, что защита публичных интересов является важной задачей, но в то же время не следует обходить своим вниманием защиту личных интересов: сочетание личных и публичных интересов способствует достижению основных целей государственного управления.

По мнению И.Н. Герчикова, государственное регулирование экономики представляет собой систему уполномоченных мер в рамках социально-экономической системы, основной целью которых является обеспечение устойчивого экономического роста и постоянства экономики. Регулирование как определенный вид деятельности при этом не учитывается [1].

Совершенно справедливо А.П. Алехин определяет государственное регулирование как предписание государством правил поведения участников общественных отношений и их корректировку в зависимости от изменяющихся условий. Существенным недостатком этого

определения является то, что автор акцентуирует свое внимание только на правовую сторону государственного регулирования, в силу чего не раскрывает его в полной мере, так как оно не ограничивается правом [2].

А.Б. Борисов понимает государственное регулирование как воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц. При этом государственное регулирование осуществляется для придания процессам организованного характера, для упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности, по мнению Е.Н. Катанаева, следует понимать контролируемую деятельность государства в лице уполномоченных органов, направленную на урегулирование экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты частных и публичных интересов участников предпринимательской деятельности.

Согласно теоретическим взглядам В.Н. Васина, под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимается воздействие государства при помощи нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требования законодательства к предпринимателям и применение мер ответственности и стимулирования к нарушениям этих требований. А само государственное регулирование рассматривается как более широкое понятие, чем управленческая деятельность органов исполнительной власти, так как требования, предъявляемые к предпринимателям, содержатся, прежде всего, в законах [7].

По мнению Г.А. Семягиной, под государственным регулированием предпринимательской деятельности необходимо понимать деятельность государства в лице его органов, основной деятельностью которых является реализация государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности [6].

Сама по себе предпринимательская деятельность нуждается в государственном регулировании для создания наилучших условий, реализации, развития предпринимательства [3], а

также для обеспечения реализации публичных интересов общества, что способствует выделению основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1) создание условий развитого функционирования рынка: определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления, создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров, защита прав и интересов потребителей, установление мер и стандартов, предупреждение споров;

2) стратегическое планирование научно-технического прогресса и науки;

3) решение макроэкономических проблем: пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; социальная защита населения и уровень занятости [8].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности затрагивает интересы как граждан, так и непосредственно хозяйствующих субъектов, что предполагает при этом формы экономического взаимодействия, выражающиеся как в положительном, так и в отрицательном воздействии [4].

С экономической точки зрения предпринимательство играет огромную роль в развитии экономики страны, что способствует непосредственному контролю предпринимательской деятельности со стороны государства. Практическая реализация государственного регулирования представляет собой применение всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Предпринимателям зачастую выгодно участие государства в регулировании предпринимательской среды, так как государство создает равные условия для развития и стабилизации предпринимательской деятельности, но выгода сопровождается, только если предприниматель ведет честную игру по отношению к государству.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание благоприятных условий для развития экономики и функционирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательства ставит следующие задачи: защита прав предпринимателей; развитие и поддержка малого предпринимательства; поддержка конкуренции; защита здоровья и жизни граждан; обеспечение занятости населения; стабилизация экономического цикла; охрана окружающей среды и др. Правительст-

во ставит перед собой собственные цели и задачи, исходя из экономической ситуации на каждом конкретном этапе развития. При этом цели и задачи государственного регулирования постоянно подвержены изменениям, при том что механизм регулирования достаточно хорошо известен, хотя и имеет значительные особенности в каждой отдельно взятой стране [3]. Основной функцией государственного управления является прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение; обеспечение и контроль для выполнения ограничений и нормативов; финансовое и материально-техническое обеспечение общенациональных проектов.

На современном этапе развития предпринимательской деятельности распространены следующие виды государственного регулирования предпринимательства:

1. В зависимости от уровня регулирования: на территории РФ; на территории региона.

2. В зависимости от отношений между хозяйствующими субъектами и государством и формы собственности: общеправовое регулирование; регулирование в государственном секторе экономики.

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов: прямое и косвенное.

4. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателем: воздействие через правосубъектность; воздействие в рамках конкретного правоотношения.

Правовые средства государственного регулирования делятся на общие средства регулирования (нормы права, правоотношения, применение юридических конструкций) и специальные средства (требования, устанавливающие количественные измерители деятельности предпринимателя: нормы, нормативы (нормативы достаточности собственных средств у лицензиата, минимальный размер уставного капитала); лимиты (лимит выбросов, размер ставок пошлин, налогов, размер учетной ставки); коэффициенты понижающие и повышающие, применяемые при государственном регулировании цен; квоты - количественные ограничители на импорт или на экспорт отдельных видов товаров; резервы (минимальный размер резервов, создаваемых под риски кредитных организаций, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации); предельно допустимые суммы - повышение цен; в расчетах наличными деньгами юридическим лицам и прочие количественные ограничители и требования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что государственное регулирование предпринимательской деятельности является основой для развития и стабилизации предпринимательской деятельности и экономической ситуации в Российской Федерации [5].

Однако, к сожалению, на современном этапе развития и стабилизации государственного регулирования предпринимательской деятельности значительным недостатком является отсутствие законодательного понимания государственного регулирования, государственного регулирования экономики и государственного регулирования предпринимательской деятельности, что способствует дисгармонизации государственной политики и экономики страны в целом. Необходимо также учитывать, что стандартизация понятий «государственное регулирование», «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» является основой формирования государственной политики как в стране, так и за ее пределами [7].

Список литературы

1. Ефимцева Т.В. Основы предпринимательского права: учебник. Рязань: Концепция, 2014. 460 с.

2. Иванова Е.В. Предпринимательское право: учебник для СПО. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 269 с.

3. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. М.: Зерцало, 2013. 317 с.

4. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Е.Е. Ермолаев [и др.]. Самара: Самарский гос. архитектурно-строительный ун-т, ЭБС АСВ, 2012. 242 с.

5. Предпринимательское право: учебник / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Г.Ф. Ручкина. М.: Высшее образование; Юрайт, 2009. 892 с.

6. Предпринимательское право: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.И. Ко-сяковой. М.: Юрайт, 2016. 402 с.

7. Предпринимательство: учебник / А.Н. Романов [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 700 с.

8. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 420 с.

ТИМОФЕЕВА Татьяна Федоровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: timofeevarich@mail.ru.

ЗИНОВЬЕВА Лариса Геннадьевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: larisa-zin-cheb@mail.ru.

TIMOFEEVA, Tatyana Fedorovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Disciplines. Chuvash State University of the name of I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: timofeevarich@mail.ru.

ZINOVYEVA, Larisa Gennadyevna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department ofTheory and History of State and Law. Chuvash State University ofthe name of I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: larisa-zin-cheb@mail.ru.

УДК 346.546(470.344)

СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Чувашской Республики) Т.Ф. Тимофеева, В.В. Тимофеев

Статья посвящена исследованию стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (на примере Чувашской Республики) и направлена на совершенствование законодательства в сфере конкурентных отношений.

Ключевые слова: конкуренция; Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации; хозяйствующие субъекты; уполномоченный орган; коллегиальный орган; инвестиционный климат; общественные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.