Научная статья на тему 'Государственное регулирование пищевой промышленности'

Государственное регулирование пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1340
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование пищевой промышленности»

ставления годовой бухгалтерской отчетности и исчисления доли реализованной сельскохозяйственной продукции в выручке могло бы снизить трудоемкость перехода с одного налогового режима на другой.

Перечень расходов, учитываемых с целью исчисления ЕСХН, является закрытым и, несмотря на неоднократные дополнения, значительно ограничивает расходы, традиционно признаваемые в бухгалтерском учете сельскохозяйственными предприятиями в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями. В дополнение к этому переход на ЕСХН заставляет предприятия вести учет доходов и расходов кассовым методом вместо метода начислений, распространенного в сельском хозяйстве и более соответствующего сложившемуся характеру расчетов.

Установление открытого перечня расходов для целей исчисления ЕСХН является нецелесообразным, поэтому имеет смысл до-

полнение перечня отдельными видами расходов, непосредственно связанными со спецификой сельскохозяйственного производства.

Одним из основных факторов, определяющих преимущества общей системы налогообложения над ЕСХН, для некоторых предприятий, является сохранение для сельскохозяйственных товаропроизводителей льгот по налогу на прибыль. С момента введения данного налога сельскохозяйственные предприятия были освобождены от его уплаты. В дальнейшем предполагалось, что с 2004 г. они будут облагаться данным налогом в льготном режиме с поэтапным увеличением льготной ставки и окончательной отменой льгот в 2014 г. На сегодняшний день действие нулевой ставки продлено до 2008 г. Существуют предложения о дальнейшем продлении ее действия, что увеличивает неопределенность налогового законодательства для налогоплательщиков.

3. Льготные налоговые периоды по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей

Ставка налога на прибыль, °/о Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2116-1 ФЗ от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ (в ред. от 08.12.2003) ФЗ от 13.03.2006 г. №39-Ф3 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минсельхоза России на 2007 г. и на период до 2009 г.

0 Не являются плательщиками налога 2004-2005 гг. До 2008 г. До 2009 г.

6 2006-2008 гг. 2008-2009 гг.

12 2009-2011 гг. 2010-2011 гг.

18 2012-2014 гг. 2012-2014 гг.

24 После 2014 г. После 2014 г.

Увеличивающееся налоговое давление постепенно будет делать переход на уплату сельскохозяйственного налога более привлекательным. Этому будет способствовать и ожидаемое выравнивание ставок НДС до 15% с отменой льготной налоговой ставки.

Для стабилизации налоговой политики и предсказуемости системы налогообложения для крупных, диверсифицированных предприятий и интегрированных формирований, для которых переход на ЕСХН нецелесообразен, необходимо законодательно закрепить реше-

ние о сохранении нулевой ставки для сельскохозяйственных товаропроизводителей по налогу на прибыль на более длительный период времени.

В целях совершенствования стимулирующей функции налоговой системы в сельском хозяйстве стоит вернуться к вопросу определения налогооблагаемой базы единого сельскохозяйственного налога через кадастровую стоимость земли, повышая мотивацию сельхозтоваропроизводителей к эффективному использованию земельных ресурсов.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПИЩЕВОИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В.Д.Гончаров, д.э.н., проф., гл. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и

информатики им. А.А. Никонова

Масштабы современного кризиса, поразившего АПК страны, крайне болезненно сказываются на решении социальных задач и чреваты разрушением технического потенциала АПК, в том числе ряда отраслей пищевой промышленности.

Несмотря на принимаемые в последние годы меры по оздоровлению экономики пищевой промышленности положение остается еще на-

пряженным. Удельный вес убыточных предприятий в производстве пищевых продуктов, включая напитки, увеличился с 19,2% в 1995 г. до 39,1% в 2005 г. Рентабельность продукции в производстве пищевых продуктов уменьшилась с 16,3% в 1995 г. до 7,9% в 2005 г.

В пищевой промышленности с учетом быстрой оборачиваемости капитала возникла довольно сложная ситуация - неконтролируемый

рост импорта и значительное сокращение производства сельскохозяйственной продукции привели к существенному недоиспользованию производственных мощностей. Так, в 2005 г. производственные мощности по выработке мяса использовались на 45%, цельномолочной продукции - на 48%, сыров сычужных - на 61%, муки -на 44%, крупы - на 30%, маргариновой продукции - на 56%, масла животного - на 27%.

На фоне эйфории по поводу темпов экономического роста в 2001-2005 гг. для России все острее становится проблема импорта. Отсутствие четкого механизма запуска промышленного и сельскохозяйственного производства и проблемы с качеством продукции приводят к тому, что с повышением зарплаты потребительский спрос смещается в сторону импортной, более дорогой, но и более качественной продукции. Стоимость импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2000 г. составила 7,4 млрд долл., в

2001 г. - 9,2, в 2002 г. - 10,4, в 2005 г. стоимость импорта возросла до 17,4 млрд долл. США.

Без модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности и повышения конкурентоспособности продовольственных товаров повышение потребительского спроса может натолкнуться на изменение структуры в пользу импортных продовольственных товаров.

Необходима четкая, финансово обеспеченная стратегия развития пищевой промышленности страны, что позволило бы увеличить выработку пищевой продукции и повысить уровень жизни населения страны.

Вся импортируемая сельскохозяйственная продукция из стран дальнего зарубежья получает в основном государственные субсидии, и ей не составляет труда конкурировать с отечественной пищевой продукцией, рост затрат на производство которой катастрофичен, а бюджетных дотаций практически нет. Втягивание России в импортную зависимость по продовольствию чревато в дальнейшем неконтролируемым повышением цен.

Россия ввозит в значительных объемах сахар-сырец, растительное и сливочное масло, кукурузу. Особо следует сказать о мясе птицы. В страну в отдельные годы завозится более 1 млн т мяса птицы. Это несмотря на то, что в России накоплен опыт производства мяса птицы, имеются современные птицефабрики и при соответствующей государственной поддержке можно было бы обеспечить дополнительно значительное количество мяса птицы в ближайшей перспективе.

За годы реформ резко увеличился импорт сахара-сырца в Россию. Наметившаяся тенденция увеличения доли перерабатываемого сахара-сырца в общем объеме произве-

денного в России сахара (32,5% в 2003 г.) наряду с кажущейся выгодностью закупок сахара-сырца (удлиняется производственный цикл сахарных заводов) имеет следующие отрицательные последствия.

Во-первых, Россия попадает в экономическую и продовольственную зависимость от зарубежных стран. Во-вторых, неконтролируемый импорт сахара-сырца уже привел к сокращению свеклосахарного подкомплекса России, а в перспективе может уничтожить его, что вызовет экономические и социальные потери (резкое сокращение рабочих мест в свеклосеянии, в семеноводстве, переработке и торговле и т.д.). В-третьих, даже относительно невысокие цены на сахар-сырец являются призрачным преимуществом. Если в условиях возрастающей товарной интервенции будет разрушено свеклосахарное производство РФ, страны-импортеры резко повысят цены на сахар-песок и сахар-сырец.

В последние годы в продовольственном хозяйстве страны произошли и позитивные сдвиги.

В первые годы реформ в страну в значительных объемах импортировался йогурт. Например, в 1996 г. его импорт составил около 70 тыс. т, в 1997 г. - 128,2 тыс. т. После кризиса в 1998 г. импорт йогурта резко сократился. Например, в 2003 г. было всего поставлено 6,8 тыс. т йогурта общей стоимостью 7 млн долл. США. В результате проведенной работы на предприятиях молочной промышленности в стране в последние годы увеличилась выработка йогурта, и в 2003 г. экспорт йогурта составил 13,3 тыс. т общей стоимостью 10,9 млн долл. США. Экспорт йогурта осуществляется, главным образом в страны СНГ.

Вторым позитивным фактом является положение в сырьевой базе масложировой промышленности страны. Во второй половине 90-х гг. прошлого столетия из России вывозилось до трети урожая семян подсолнечника. В результате из всех ведущих экспортеров мас-лосемян только Россия осуществляла массовый импорт растительного масла. Мощности предприятий по выработке растительного масла были загружены, например, в 1998 г. на 46%, в 1999 г. - на 48%.

Принятые Правительством РФ меры позволили существенно сократить экспорт масло-семян за рубеж. Так, в 2005 г. из России было вывезено лишь 284,8 тыс. т семян подсолнечника, 53,5 тыс. т рапса, 15,5 тыс. т семян горчицы. В то же время импорт только подсолнечного масла в Россию сократился с 176,3 тыс. т в

2002 г. до 131 тыс. т в 2005 г. Следовательно, еще предстоит сократить экспорт сырья и уменьшить импорт растительного масла.

В целях остановки разрушительных процессов в отраслях пищевой промышленности необходимо провести экономические, организационные и правовые меры, обеспечивающие условия для ее восстановления. В сложившихся обстоятельствах это возможно только на правовой базе и на основе государственного регулирования агропромышленного производства.

Спрос на пищевую продукцию в отличие от других потребительских товаров не связан прямо с уровнем доходов населения. С помощью рыночных механизмов нельзя сохранять равновесие спроса и предложения на отдельные виды пищевой продукции и поддерживать стабильность продовольственного обеспечения населения страны. Поэтому на государственном уровне должен решаться вопрос о регулировании цен на отдельные виды продовольственных товаров с учетом сложившейся конъюнктуры продовольственных рынков регионов страны. Возможен и второй вариант. Необходимо оказывать помощь малообеспеченным слоям населения в виде дотаций. На современном этапе такой способ является более логичным. При втором варианте сокращается разрыв в доходах различных слоев населения, что должно способствовать снижению социальной напряженности в стране и росту спроса на пищевую продукцию.

Во всех развитых странах существуют законы о ценах, которые на определенный период и по ограниченному ассортименту позволяют государству регулировать цены. Мировой опыт свидетельствует о том, что целесообразно осуществлять ограниченное государственное регулирование цен и тарифов естественных монополий. Это нормальная процедура, необходимая для стабилизации экономики и для ее дальнейшего роста. В России настал момент, когда необходимо в этом вопросе навести порядок.

Важнейшими рычагами регулирования развития пищевой промышленности выступают кредиты и налоги. Испытывая недостаток оборотных средств, перерабатывающие предприятия прибегают к кредитам. В целом по пищевой промышленности кредиторская задолженность на конец 2005 г. составила 236,1 млрд р., а дебиторская - 247,9 млрд р. Просроченная кредиторская задолженность предприятий пищевой промышленности на этот период составила 21,0 млрд р., а просроченная дебиторская задолженность - 17,7 млрд р.

Однако только около половины предприятий отрасли способны возвращать кредиты и платить по ним проценты.

Одной из причин неудовлетворительного состояния экономики пищевой промышленности являются высокие налоговые изъятия у товаропроизводителей, не оставляющие в их распоряжении ресурсов на развитие и совер-

шенствование производства. Убыточность предприятий отрасли - следствие тяжелого налогового бремени.

В подобных условиях действие регулирующей функции налогов ввиду отсутствия подкрепляющих ее ресурсов полностью парализовано, а с ее бездействием неосуществимы качественные преобразования экономики пищевой промышленности.

Идея снижения налогов имеет много приверженцев в странах с переходной экономикой. Признано, что облегчение налогового бремени может способствовать экономическому росту. По нашему мнению, многое зависит от конкретной ситуации в экономике страны. В США, реформируя налоговую систему, обеспечили переход своей экономики из зоны умеренного налогообложения в зону еще более умеренного. В России картина иная. Речь идет о переводе экономики из зоны тяжелого налогового бремени в умеренные условия. Альтернативы этому решению, видимо, нет. Однако подходить в пищевой промышленности к данному вопросу надо дифференцированно. Необходимо руководствоваться значением вырабатываемой продукции для питания населения и экономическим положением отрасли. Вряд ли следует наращивать производство, например, пива теми же темпами. В пивоваренной промышленности следует больше внимания уделить экспорту готовой продукции и повышению ее качества. В то же время необходимо резко наращивать выработку мясных и молочных продуктов, крупы, комбикормов. Особо следует сказать о комбикормах. Не решив проблему с ними, нельзя в ближайшей перспективе резко увеличить выработку мясопродуктов, и особенно мяса птицы. Следовательно, только выбрав приоритетные направления можно повысить эффективность функционирования пищевой промышленности.

В переходный период государственная поддержка предприятий пищевой промышленности должна носить селективный характер. Государство должно, прежде всего, поддерживать те предприятия, у которых более высокая отдача от вложенных средств. Критерий селективной поддержки - общий объем продаж, рентабельность, уровень использования материальных ресурсов.

Важной задачей государственного регулирования является достижение и поддержание паритета в отношениях обмена между сельским хозяйством, перерабатывающей промышленностью и торговлей. Возникший диспаритет цен привел к тяжелым финансовым последствиям для большинства сельских товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности в ряде регионов страны. В связи с этим целесообразно, чтобы основная часть дополнительного дохода, обра-

зующегося вследствие либерализации цен на пищевую продукцию, из торговли переместилась в сферы производства и переработки сельскохозяйственных продуктов.

Перспективным направлением совершенствования производственно-экономических взаимоотношений между партнерами по совместному производству сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции, обеспечения эквивалентности обмена и равновыгодности хозяйствования на всех стадиях технологического процесса в АПК является создание различных агроформирований рыночного типа.

В условиях развивающейся конкуренции на мировых рынках выживают компании с устойчивыми интеграционными связями. Развитые страны давно и активно используют интеграцию. В США еще в прошлом столетии на основе вертикальной интеграции производилось свыше 90% бройлеров и много другой продукции. Интеграция позволяет осуществить концентрацию производства и монополизацию рынка.

В США стержнем вертикальных агро-продовольственных систем выступает пищевая промышленность. В такой системе действует не стихийный рыночный механизм, а жесткое планирование, обеспечивающее ритмичные поставки конечной продукции.

В России такие объединения уже функционируют. Однако процесс создания вертикальных агропродовольственных систем в России протекает медленно. В связи с этим необходима поддержка со стороны государства для развития интеграции.

Важное значение в России раньше уделялось экспорту водки. В последние годы объем экспорта возрос незначительно. Так, если в 1997 г. экспорт водки составлял 1 327,5 тыс. долл., то в 2005 г. объем экспорта возрос до 1 664 тыс. долл. 100%-ного спирта. Стоимость экспорта за эти годы сократилась с 68,5 млн долл. до 53,6 млн долл. США. Однако есть резервы для увеличения экспорта.

Бесконтрольное использование исконно русских торговых марок многочисленными полулегальными предприятиями и коммерческими фирмами на мировом и внутреннем рынках привело к огромному материальному ущербу для страны. В условиях полной потери дешевой и наиболее массовой доли рынка (которую сейчас представляет импортная и контрабандная продукция) основная стратегия отечественных товаропроизводителей направлена на стабилизацию своего положения на средней по ценам части рынка и попытку выхода на дорогую и престижную его часть. Именно поэтому в последние годы был расширен ассортимент водок и ликеров.

Реконструкция ряда ликеро-водочных заводов позволила вывести на региональные рынки страны продукцию, произведенную и оформленную в соответствии с международными стандартами. Но этот процесс сдерживается отсутствием отечественного технологического высококачественного стекла и упаковки.

В чрезвычайных условиях от правительства требуются и соответствующие меры, включающие полную мобилизацию внутренних резервов (снижение затрат, совершенствование налогообложения и др.), а также временное использование всех рентоносных отраслей. В частности, необходима полная монополия государства на всю ликеро-водочную продукции. Российский бюджет еще в советское время пополнялся на 25-30% за счет реализации алкоголя. В настоящее время эта цифра значительно меньше. Потеря государственной монополии на производство и сбыт водочных изделий с 1991 г. привела к ежегодному недобору бюджета и к гибели от потребления фальсифицированных вино-водочных изделий до 35 тыс. человек в год.

Мировой опыт показывает, что восстановление уровня производства пищевой промышленности 1990 г. и выхода из экономического кризиса нельзя достичь без оздоровления государственной амортизационной политики.

Кардинальное изменение действующей государственной амортизационной политики способно восстановить инвестиционную функцию амортизации. Но для этого главным принципиальным моментом такой политики должно стать стимулирование обновления основных фондов, и прежде всего их активной части. В этой связи при разработке современной государственной амортизационной политики необходимо учесть следующие важные аспекты проблемы.

Необходимо предусмотреть увеличение норм амортизации основных средств в отдельных отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности, существенно расширить границы применения инструмента ускоренной амортизации.

Как свидетельствует зарубежный опыт, ускоренная амортизация основных фондов используется теми предприятиями, у которых уже есть определенные успехи в производстве и реализации своей продукции. Они стремятся закрепить их и активнее использовать достижения научно-технического прогресса, планируя быстрое накопление амортизационных средств для ускоренного обновления и замены своего производственного оборудования на более высокотехнологичное. В общем-то о том же говорит и отечественный опыт: практику ускоренной амортизации сегодня могут использовать только благополучные пищевые пред-

приятия, имеющие резерв увеличения себестоимости вырабатываемой продукции и стабильный спрос на свою продукцию.

В настоящее время на ряде предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности средства амортизационного фонда используются на личное потребление. Поэтому необходимо законодательным актом запретить всем предприятиям отрасли использовать фонд амортизации для потребления или иных каких-либо целей, кроме воспроизводства основных фондов. Это даст возможность иметь реальный фонд возмещения средств труда для проведения активной инвестиционной политики.

В условиях резкого роста спроса на отечественную пищевую продукцию и инвестиционной активности в 1998-1999 гг. органы государственного управления не обеспечили формирования результативной финансовой политики в стране, не решили вопросов развития инфраструктуры, обеспечения гарантий для внешних инвесторов. В результате начиная с 2000 г. имеет место снижение объемов инвестиций в пищевую промышленность. Так, объем

инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в пищевую промышленность в 2000 г., составил 1 786 млн долл. США, в 2001 г. -1 557, в 2005 г. - 1 210 млн долл. США. В связи с этим необходима помощь со стороны государства для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Необходимо обеспечить им гарантии в законодательном плане.

Среди экономических рычагов государственного регулирования важное место должен занимать федеральный бюджет. С его помощью правительство должно стимулировать экономический рост отдельных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности путем частичного и прямого финансирования из бюджета, а также через финансирование федеральных программ АПК. Правительственный заказ на производство пищевой продукции для внерыночного потребления (государственные резервы, снабжение спецпотребителей, централизованные экспортные поставки продовольствия в рамках международных соглашений и обязательств и др.) также является одним из важных элементов государственного регулирования.

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

В.Ф.Печеневский, к.э.н., доц., зав. отд. НИИ экономики и организации АПК ЦЧР РФ

Разработка концепции развития сельского хозяйства на среднесрочную перспективу является первым и наиболее ответственным этапом среднесрочной плановой деятельности и представляет собой научно обоснованную оценку основных целевых установок плана.

Концепцию от плана отличают: все-

сторонняя оценка социально-экономических последствий выбора предпочтительных вариантов развития сельского хозяйства; меньшая детализация показателей социально-экономической динамики; приоритетное внимание к характеристикам тенденций, а не к конкретным показателям экономического развития.

На уровне регионов разработка концепции развития сельского хозяйства заметно сложнее, чем на народнохозяйственном уровне, поскольку она должна вписать специфику условий производственной деятельности регионов в федеральный курс социально-экономической политики, который, во-первых, далеко не всегда может соответствовать насущным нуждам развития отдельных территорий, а во-вторых, далеко не всегда оказывается четко определившимся к моменту разработки региональных концепций.

Эффективность концепции среднесрочного развития сельского хозяйства в решающей мере определяется умением разработчиков учесть сложное взаимодействие объективных

экономических законов, включая специфику их проявления в агросфере. При этом особое значение имеет использование закона обязательного соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, законов пропорционального развития экономики и социальной сферы, товарно-денежного обращения, земельной ренты, законов цикличности воспроизводства и др. При этом, поскольку хозяйственная деятельность осуществляется с помощью многообразных технических и биологических ресурсов, необходимо считаться и с законами их функционирования, в том числе учитывая, как они проявляются в нормах расхода сырья при различных технологиях, в нормах физического и морального износа основных фондов, в сроках выбраковки коров в условиях пастбищного и стойлового их содержания, ручного и машинного доения и др.

Исходя из специфики возможного влияния природных факторов на хозяйственную деятельность необходимо изучать и использовать при разработке концепции законы динамики погодных условий, качества отдельных видов почв. Аналогично необходимо отслеживать тенденции развития социальнополитических, в том числе правовых, отношений, чтобы адекватно их отразить в концепции.

Конечный итог этого многофакторного взаимодействия обнаруживается с помощью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.