Научная статья на тему 'Государственное регулирование отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан и России'

Государственное регулирование отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2419
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ / ОЛОВЯННАЯ ОТРАСЛЬ / ОЛОВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинина Кристина Васильевна, Пономаренко Татьяна Владимировна

Республика Казахстан (РК) обладает мощной и перспективной минерально-сырьевой базой, включая значительные запасы и прогнозные ресурсы цветных металлов. В структуре экономики РК одно из ведущих мест занимает горная промышленность, составляя около 60 % ВВП. Поэтому значимым фактором экономического роста РК является приоритетное развитие цветной металлургии на основе комплексной переработки минерального сырья внутри страны, производства основных (базовых) металлов крупными предприятиями и создания производств конечной продукции. Реализация этих целей определяет необходимость разработки и применения мер государственного регулирования и поддержки отраслей цветной металлургии с учетом опыта применения аналогичных мер в России. Цель работы заключается в оценке уровня, качества и результатов государственного регулирования отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан и определение стимулирующих мер по созданию оловянной промышленности. Методы исследования: сравнительный, технико-экономический и финансовый анализ, методы анализа и синтеза. Объектом исследования является государственное регулирование в отраслях цветной металлургии в Республике Казахстан и России. В результате исследований была проведена оценка уровня, качества и результатов государственного регулирования отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан и определены стимулирующие меры по созданию оловянной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан и России»

УДК 332.025.1

Государственное регулирование отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан и России

State regulation of non-ferrous metallurgy in the Republic of Kazakhstan and Russia

Щетинина Кристина Васильевна Chshetinina Kristina Vasil'evna

Аспирант

Кафедра организации и управления, Санкт-Петербургский горный университет,

PhD Student Saint-Petersburg Mining University Department of organization and management kristina_0101@mail.ru

Пономаренко Татьяна Владимировна, Ponomarenko Tatyana Vladimirovna,

д-р экон. наук, профессор, Санкт-Петербургский горный университет Dr. in the Field of Economics, Professor, Saint-Petersburg Mining University stv_mail@mail.ru

Аннотация

Республика Казахстан (РК) обладает мощной и перспективной минерально-сырьевой базой, включая значительные запасы и прогнозные ресурсы цветных металлов. В структуре экономики РК одно из ведущих мест занимает горная промышленность, составляя около 60 % ВВП. Поэтому значимым фактором экономического роста РК является приоритетное развитие цветной металлургии на основе комплексной переработки минерального сырья внутри страны, производства основных (базовых) металлов крупными предприятиями и создания производств конечной продукции. Реализация этих целей определяет необходимость разработки и применения мер государственного регулирования и поддержки отраслей цветной металлургии с учетом опыта применения аналогичных мер в России.

Цель работы заключается в оценке уровня, качества и результатов государственного регулирования отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан и определение стимулирующих мер по созданию оловянной промышленности.

Методы исследования: сравнительный, технико-экономический и финансовый анализ, методы анализа и синтеза.

Объектом исследования является государственное регулирование в отраслях цветной металлургии в Республике Казахстан и России.

В результате исследований была проведена оценка уровня, качества и результатов государственного регулирования отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан и определены стимулирующие меры по созданию оловянной промышленности.

Annotation

The Republic of Kazakhstan (RK) has a powerful and promising mineral resource base, including reserves and forecasted resources of non-ferrous metals. In the structure of the econo-

my of the Republic of Kazakhstan, one of the leading places is occupied by the mining industry, amounting to about 60% of GDP. Therefore, the priority factor for the economic growth of the Republic of Kazakhstan is the priority development of non-ferrous metallurgy on the basis of complex processing of mineral raw materials within countries, the production of basic (base) metals by large enterprises and the creation of final product manufactures. Decisions on the application and application of measures in metallurgy, taking into account the application of similar measures in Russia.

Ключевые слова: цветная металлургия, оловянная отрасль, олово, государственное регулирование, государственная поддержка.

Key words: non-ferrous metallurgy, tin industry, tin, state regulation, governmental support.

Введение

Республика Казахстан (РК) обладает мощной и перспективной минерально-сырьевой базой, занимающей 6 место в мире по общей величине запасов, и является лидером по величине разведанных запасов цинка, вольфрама и барита, занимая второе место по запасам серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота. Среди стран СНГ Казахстан занимает первое место по объему запасов хромовых руд и свинца, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. Страна обладает значительными запасами и прогнозными ресурсами цветных металлов (свинца, цинка, хрома, золота, висмута, меди, молибдена, алюминия), черных металлов (железа и марганца), редкоземельных металлов и неметаллических полезных ископаемых (угля и фосфоритов). Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70 элементам, вовлечено в производство более 60 элементов, 493 месторождения содержат 1225 видов минерального сырья.

По результатам геолого-экономической оценки, наибольшую ценность имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец1. В настоящее время руды чёрных и цветных металлов, добываемые в РК, экспортируются в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС, что снижает возможности республики в создании добавленной стоимости. Поэтому в государственных программах развития промышленности РК цветная металлургия определена в качестве приоритетной отрасли экономики, предусмотрено осуществление комплекса мер по стимулированию снижения доли экспорта руд и концентратов для обеспечения комплексной переработки минерального сырья внутри страны, производства основных (базовых) металлов крупными предприятиями и создания производств конечной продукции.

В структуре экономики Казахстана одно из ведущих мест занимает горная промышленность, составляя около 60 % ВВП, 12% всего промышленного производства обеспечивает цветная металлургия. В горной промышленности и металлургии реализуются новые, крупные проекты, имеющие стратегическое значение, включая проекты производства в черной металлургии (железа в Костанайской области; стали в Карагандинской области; ферросиликомарганца в Жамбылской области; феррохрома в Актюбинской области); в цветной металлургии (золота в Акмолинской области; губчатого титана и катодной меди в Восточно-Казахстанской области; первичного алюминия и концентрата меди в Павлодарской и Восточно-Казахстанской области)2.

Министерство энергетики республики Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://energo.gov.kz/

2 «Kaznex invest» АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://export.gov.kz/ru/page-417-metallurgicheskaya_otrasl

При этом по ряду металлов Казахстан не имеет собственного производства, потребности удовлетворяются за счет импортных поставок при наличии запасов минерального сырья. Например, разведано уникальное и крупнейшее в Центральной Азии месторождение олова, на основе которого осуществляется проект производства оловянных концентратов и металлического олова, что позволит РК создать новую технологически передовую конкурентоспособную подотрасль цветной металлургии.

Реализация проекта в течение 15 лет сопровождается рядом проблем, включая отставание по срокам, необходимость значительных инвестиций в обогатительное производство, энергетические и логистические мощности, обоснование и выбор товарной продукции, обеспечивающей максимальный уровень добавленной стоимости. Решение этих проблем требует совместных усилий бизнеса и государства, прежде всего, государственного регулирования. Государственное регулирование отрасли цветной металлургии включает комплекс взаимосвязанных ограничительных и стимулирующих мер и подходов, включая законодательные, налоговые, таможенные, тарифные, социальные, экологические и другие государственные нормативы, стандарты и требования. Такое комплексное государственное регулирование и стимулирование способно обеспечить мультипликативный эффект от расширения применения продукции цветной металлургии в различных отраслях промышленного производства (электроника, электротехника, космические технологии и др.). Отсутствие современных мер государственной поддержки снижает значимость РК в глобальной цепочке добавленной стоимости (ЦДС).

Целью исследования является оценка уровня, качества и результатов государственного регулирования отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан и определение стимулирующих мер по созданию оловянной промышленности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• Дать оценку состояния и перспектив развития предприятий цветной металлургии в Республике Казахстан и Российской Федерации;

• Выявить основные проблемы отрасли цветной металлургии Республики Казахстан;

• Обосновать необходимость государственного регулирования отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан;

• Выполнить сравнительный анализ мер стимулирования и государственной поддержки цветной металлургии в России и Республике Казахстан;

• Уточнить меры государственного регулирования в Республике Казахстан, направленные на эффективное развитие оловянной подотрасли цветной металлургии.

Основные результаты исследования Основные проблемы отрасли цветной металлургии Республики Казахстан

1. Проблемы развития минерально-сырьевой базы горнодобывающих предприятий цветной металлургии.

Подтвержденные запасы свинца оцениваются в 11,7 млн. т. (10,1% мировых запасов) в более 50 месторождениях. Добыча свинца производится на месторождениях полиметаллических, свинцово-цинковых и свинцовых руд, расположенных в Рудном Алтае, Южном и Центральном Казахстане. Дефицит сырья восполняется за счет импорта свинцового концентрата (из Боливии, Перу и других стран). Подавляющий объем произведенного свинца (основной производитель - компания «Казцинк») РК экспортирует (88-93%), преимущественно, в Испанию и Россию.

Подтвержденные запасы меди оцениваются в 37 млн. т. (5,5% мировых запасов). Более 90 месторождений расположены в центральной и северо-восточной частях страны, включая крупнейшее Джезказганское. В основном медный концентрат используется для

выпуска рафинированной меди, небольшая часть концентрата экспортируется в Китай, Россию и Узбекистан. Добычу осуществляют дочерние структуры компаний АО «Казах-мыс» и АО «Казцинк», «Актюбинская медная компания».

Подтвержденные запасы цинка оцениваются в 25,7 млн. т. (9,5 % мировых запасов). Объемы экспорта цинкового концентрата составляют 165-238 тыс. т в Китай, Россию и Узбекистан. Выпуск металлического цинка осуществляют 3 цинковых завода, два из которых в составе компании «Казцинк», один - в составе компании «Казахмыс».

Подтвержденные запасы олова составляют 94,5 млн. т руды, олова в металле 463,5 тыс. т при среднем содержании 0,49%. При этом добыча олова производится в небольших объемах в северных областях РК, в настоящее время Казахстан не имеет собственного производства металлического олова, потребности удовлетворяются за счет импортных поставок [4, 7].

2. Проблема высокого износа основных производственных фондов, большой энерго-, трудо- и материалоемкости продукции на отдельных предприятиях цветной металлургии.

Устаревшие техника, оборудование и технологии на отдельных предприятиях отрасли не соответствуют современным требованиям экологии, экономики и комплексного использования минерального сырья, делает ее неконкурентоспособной. Необходима модернизация отдельных крупных системообразующих предприятий отрасли, направленная на снижение энергоемкости, переход на экологически чистые и безотходные технологии, позволяющие получать не только базовые металлы и сплавы, но и продукцию с высокой добавленной стоимостью.

3. Слабая диверсификация промышленного производства [6].

Предприятия отрасли экспортируют более 80 % своей продукции на внешние рынки в виде продукции первого и второго переделов вследствие более быстрого возврата инвестиций, меньшего объема капитальных затрат и стабильного спроса. Существует риск роста импортной зависимости Республики Казахстан от поставок готовой металлопродукции более высоких переделов, объем которой из года в год растет. Необходимо активизировать процессы диверсификации производств, особенно в медной, свинцово-цинковой, алюминиевой, магниевой и золотоперерабатывающей промышленности, для этого развивать специальные экономические и индустриальные зоны, с последующим переходом к кластерам: «Металлургия и металлообработка» в г. Караганда, «Драгоценные металлы и ювелирное производство» в г. Астана, «Выпуск и переработка редких и РЗМ» в Восточно-Казахстанская область; строить мини-заводы на базе создаваемых кластеров.

4. Слабая адаптация транспортно-логистической и энергетической системы к потребностям отрасли. Транспортная составляющая в себестоимости продукции горнодобывающих предприятий составляет более 30-40 %. Малая пропускная способность приграничных пунктов перехода ж/д станций негативно сказывается на конкурентоспособности производимой и экспортируемой продукции, затрудняя ее сбыт на внешние рынки.

Выявленные факторы и проблемы оказывают влияние на проекты в сфере цветной металлургии, поэтому должны быть учтены при создании оловянной отрасли.

Экономические инструменты государственного регулирования развития цветной

металлургии Республики Казахстан

Развитие цветной металлургии в среднесрочный период будет направлено на реализацию Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 г. № 874, согласно которой отрасль входит в перечень приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности. Перспективное развитие цветной ме-

таллургии нацелено на увеличение объемов производства базовых металлов, развитие и создание производств по выпуску изделий из них.

В рамках Программы определены приоритетные виды деятельности: создание новых или расширение действующих мощностей предприятий по производству приоритетных товаров (товарных) групп, которая будет способствовать сокращению импорта и увеличению экспорта продукции сектора; расширение производства базовых металлов (меди, золота, титана, алюминия) и увеличение объемов производства изделий (катанки, проволоки, проката, профиля и сплавов, фольги, ювелирных изделий, изделий для развития смежных отраслей). При этом будут также реализованы крупные инвестиционные проекты.

Основными задачами в дальнейшем развитии отрасли цветной металлургии определены:

- расширение мощностей действующих производств. Например, строительство новых заводов, увеличение мощностей действующих предприятий и их реконструкция способствует увеличению темпов производств ГМК Казахстана. Так, в совокупном объеме инвестиций в ГМК 39 % приходится на инвестиции, связанные с добычей руды цветных металлов [12];

- модернизация действующих предприятий отрасли для повышения эффективности производства за счёт увеличения производительности труда и ресурсоэффектив-ности. Например, проведение модернизации производства в компании «Казахмыс» способствовало повышению производительности при снижении энергоемкости продукции и росту объема выпуска продукции;

- модернизация материально-технической и опытно-промышленной базы отраслевых институтов (В Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областях рассматривается возможность размещения опытно-промышленного производства скандия из урановых растворов с объемом производства до 2,5 тонн скандия в год);

- модернизация транспортно-логистической инфраструктуры за счет увеличения пропускной способности железной дороги на станциях: Аксу-2 (Павлодарская область), Дон (Хромтау, Актюбинская область), Жинишке (Актюбинская область);

- развитие горнодобывающих предприятий за счет начала добычи разведанных месторождениях и посредством внедрения эффективных технологий по переработке забалансовых, труднообогатимых руд, концентратов и отвалов, а также использования вторичного сырья - лома и отходов черных и цветных металлов;

- обеспечение горно-металлургического комплекса энергоресурсами за счет модернизации и увеличения мощностей энергопроизводителей в гг. Экибастуз и Павлодар;

- создание условий для стимулирования внедрения инновации для комплексной переработки руд. Например, в Карагандинской области осуществляется реконструкция медеплавильного завода мощностью 60 тыс. т. катодной меди с переходом на гидрометаллургическую технологию, что позволит сохранить существующие объемы производства меди и обеспечить продление сроков эксплуатации месторождения;

- расширение существующего производства и освоение выпуска новой продукции из базовых металлов для смежных секторов. Например, в Акмолинской области будет реализован проект по увеличению производства редкоземельных металлов (РЗМ) с объемом производства 3000 т. коллективного концентрата РЗМ в год [3];

- сокращение объемов импорта металлопродукции за счет развития отечественного конкурентоспособного производства. Например, в Восточно-Казахстанской области будет реализован проект по освоению месторождения Актогай с вводом обогатительных мощностей на 85 тыс. т. медного концентрата и 25 тыс. т. катодной меди. В настоящее время идет поиск экономически целесообразной технологии;

- стимулирование спроса на внутреннем рынке. Например, государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков для поддержки отечественных предприятий;

- расширение рынков для реализации несырьевых товаров и участия в глобальных цепочках добавленной стоимости (ЦДС);

- обеспечение действующих производств и инвестиционных проектов необходимой инфраструктурой. Например, планируются меры по дальнейшему развитию железнодорожной транспортной инфраструктуры, особенно в Восточно-Казахстанской, Кы-зылординской, Акмолинской, Костанайской, Павлодарской и Карагандинской областях; по пересмотру тарифов на перевозку продукцию отрасли; по созданию альтернативных приграничных пунктов перехода железнодорожного транспорта;

- обеспечение отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами. Например, развитие Карагандинского государственного технического университета, Карагандинского государственного индустриального университета, Школы горного дела и наук о земле Назарбаева Университета, Восточно-Казахстанского государственного технического университета, государственных колледжей и колледжей корпорации «Казахмыс».

Приоритетными видами деятельности являются: производство благородных (драгоценных) металлов, алюминия, свинца, цинка и олова, меди, прочих цветных металлов.

Для поддержки отечественных производителей высокотехнологической продукции созданы институты развития при Министерстве индустрии и новых технологий РК: Национальное Агентство Технического Развития, Казахстанский институт развития индустрии и Национальное Агентство по казахстанскому содержанию [9]. Меры по развитию инноваций и содействию технологической модернизации, предусмотренные Программой развития инноваций и содействия технологической модернизации, нацелены на достижение устойчивого развития страны путем создания эффективной системы генерации и использования знаний в экономике. Целью программы является построение национальной инновационной системы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики за счет создания системы управления инновационно-технологическим развитием, инновационного развития отраслей и регионов, создание условий для развития высокотехнологичного малого и среднего бизнеса и повышения научного и инжинирингового потенциала страны [15]. Создана Специальная экономическая зона «Сарыарка» на территории 534,9 га Индустриального парка «Металлургия-Металлообработка» в г. Караганда.

Приказом Министерства энергетики РК от 28.11.2014 № 155 "Об утверждении перечня наилучших доступных технологий" в отрасли цветной металлургии утверждены технологические операции, для которых разработан перечень наилучших доступных технологий (НДТ). Преимущества применения НДТ заключаются в том, что процессы производства металлов направлены на автоматизацию, снижение энергоемкости, а также переход на экологически чистые и безотходные технологии, возможный рециклинг.

Например, месторождение Сырымбет является комплексным редкометально-полиметаллическим объектом с проявлением повышенных содержаний свинца, цинка, сурьмы и благородных металлов. При этом для производства олова, свинца, меди и цинка могут быть применены следующие НДТ: известкование, обеззараживание (хлорирование), кондиционирование по солевому составу, стабилизационная обработка, гиперфильтрация, реагентная обработка, отстаивание с утилизацией ценных веществ из осадков и др.

В целях повышения производительности труда предприятия ГМК могут воспользоваться государственной поддержкой в рамках госпрограммы «Производительность-2020». Так, при внедрении принципов бережливого производства программой предусматривается возмещение до 10,0 тыс. долл. США.

В целях модернизации и технического перевооружения производства предприятия ГМК могут заменить устаревшее оборудование на современное и высокотехнологичное.

Программой предусмотрены стимулы для применения лизинга со следующими условиями: 15 % от общей стоимости предметов лизинга финансируется самим лизингополучателем, комиссионное вознаграждение составляет не более 7,5 %, срок лизингового договора до 10 лет. Компенсация затрат на проектирование производства, установку и монтажные работы оборудования составляет до 165,0 тыс. долл. США.

В РК ставки НДПИ на различные виды полезного ископаемого устанавливаются в зависимости от видов минерального сырья и составляют на цинк 9,0%, свинец 8,5%, медь 8,0%, олово 6%. Ставки НДПИ на все виды полезных ископаемых и минерального сырья, добываемых из состава забалансовых запасов по месторождению, составляют 0%. При реализации на внешнем рынке олово облагается экспортной таможенной пошлиной, которая в настоящее время составляет 0,2 евро (688 тенге) за кг [10].

Меры государственного регулирования цветной металлургии в России

В российской экономике для решения существующих проблем в отрасли цветной металлургии реализуется комплекс мер государственной поддержки, направленных:

- на стимулирование спроса на цветные металлы на внутреннем рынке (строительство, инфраструктура, машиностроение, радиоэлектроника, сфера высоких технологий, бытовые коммуникации [5];

- на стимулирование сокращения экспорта сырья для выпуска цветных металлов с переработкой на российских предприятиях (удовлетворение спроса новых промышленных регионов, спроса на металлопродукцию для реализации важнейших инвестпроек-тов; увеличение производства высокотехнологичной продукции; укрепление и защита позиций России на мировом рынке металлопродукции, рынках Таможенного союза и ЕврА-зЭС [11];

- на разработку системных мероприятий по поддержке экспорта [13];

- на принятие тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта [19]. Цветные металлы облагаются импортной таможенной пошлиной в следующих размерах: цинк нелегированный, свинец рафинированный, отходы и лом свинцовые - 3 %, сплавы на основе меди, медь рафинированная и нерафинированная, сплавы цинковые и пыль цинковая - 5 %, олово нелегированное, сплавы оловянные - 0,2 евро за 1 кг.

- развитие национальной базы для проведения приоритетных работ по ключевым направлениям инновационных исследований (освоение принципиально новых видов продукции и технологий, расширения рынков сбыта; повышение конкурентоспособности продукции; развитие коммерческих форм взаимодействия науки и производства [8];

- разработку новых и модификацию существующих образовательных программ и программ повышения квалификации.

Для повышения устойчивости функционирования российской экономики, а также снижения негативных последствий от возможных кризисных явлений решением Правительства РФ утвержден перечень системообразующих организаций, которым оказывается государственная поддержка и содействие в устранении барьеров (административных, законодательных, трудовых), препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности. Административные барьеры представляют собой затраты предприятий, связанные с исполнением законодательных и нормативных документов, включая сложное законодательство непрямого действия, наличие многочисленных подзаконных актов, высокую степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов предпринимательства, значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования [20]. Законодательные барьеры представляют собой ограничения на иностранную торговлю, патенты и ограничения на вхождение в отрасль (лицензирование, сертификация).

К таким системообразующим организациям отнесены ПАО «ГМК «Норильский никель», для которого предусмотрены обеспечение гарантий инвесторам по предоставлению приоритетного права дальнейшего использования участка недр для геологического изучения при проведении ими региональных геофизических работ, оптимизация госконтроля и противодействие коррупции [2], ПАО «УК «Русал» с применением упрощённого порядка вычетов по НДС при экспорте продукции, совершенствование института государственной экспертизы и деятельности саморегулируемых организаций [18], АО «Русская медная компания», которой предоставляется льготный кредит по госпрограмме поддержки производства высокотехнологичной медной катанки [17]. Приказом Минпромторга РФ № 651 от 31 марта 2015 г. утвержден план реализации мероприятий по импортозамеще-нию в отрасли цветной металлургии.

Поэтому для определения целесообразности разработки аналогичных мер в РК выполнен сравнительный анализ деятельности ведущих предприятий отрасли цветной металлургии России и РК (таблица, рис.1-2).

Таблица

Основные технико-экономические показатели предприятий отрасли цветной металлургии

России и Республики Казахстан за 2016 год

Страна Компания Добыча, млн. т Виды товарной продукции Объём запасов, млн. т. Выручка, млрд. РУб. Прибыль (чистая), млрд. руб. Капитал, млрд. РУб. Рентабельность собственного капитала, % Рентабельность капитала, %

«Русская медная компания» 0,4 Медь, цинк, медные катоды, медная катанка 280 0,207 0,0045 0,156 11 3

Россия «Норильский никель» 17 Товарный никель, медь в медном кеке 2170 402,79 122,77 224,9 16,7 12,8

«Русал» 20 Алюминий, алюминиевые сплавы, фольга, глинозем 1,7 479 75,4 88,6 12 10

«Казах-мыс» 0,23 Медь, цинк 279 200 0,16 0,38 34 18

Казахстан «Kaz Minerals» 0,18 Медь 1200 46 10,6 122 4 3

«Казцинк» 0,5 Цинк, свинец, медь, алюминий 48,7 133,5 3,45 3,70 21 16

Рис. 1. Показатели рентабельности предприятий отрасли цветной металлургии России и

Республики Казахстан за 2016 год

Сравнительный анализ показателей рентабельности компаний показал, что компании Республики Казахстан имеют более высокие показатели рентабельности собственного капитала (34 %) и активов при большем разбросе значений (4-34 %). У российских компаний рентабельность в среднем ниже (14 %) и находится на примерно одинаковом уровне.

Ниже показатели рентабельности у компаний медной подотрасли ( «РМК» и «Kaz Minerals», выше - у диверсифицированных компаний.

ve

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡S

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

а

1 — ■

1 I

1 1

■ 1

Я. _

PMK

11орИи к ель

РусАл

Казах мыс

KazMin erais

Каз цинк

Выручка, млрд.руб

0,207

402,79

479

200

46

133,5

Чистая прибыль, млрд.руб

0,0045

122,77

75,4

0,16

10,6

3,45

Капитал, млрд.руб

0,156

224,87

88,6

0,38

122

3,7

Рис. 2. Финансовые показатели предприятий отрасли цветной металлургии России и Республики Казахстан за 2016 год

На основании рис.2 сделаны следующие выводы: во-первых, более высокие показатели выручки и чистой прибыли имеют российские компании, в частности, «Русский алюминий» и «Норильский Никель»; во-вторых, эти компании являются более крупными как по величине капитала, так и по масштабу деятельности; в-третьих, казахстанские компании, соответственно, отстают по абсолютным финансовым показателям.

Компаративистский анализ действующих мер стимулирования и государственной поддержки оловянной отрасли в России и РК

Анализ мер стимулирования и поддержки оловянной отрасли в России и Республике Казахстан, показал, что в России применяются следующие меры: отмена НДПИ (8,5% на олово);

дотации со стороны государства на развитие инфраструктуры; отмена таможенных пошлин на ввоз оборудования, не имеющего аналогов в РФ;

специфическая ставка импортных таможенных пошлин на рафинированное необработанное олово, оловянные сплавы и оловянный лом в размере 0,2 евро за кг [1].

В РК в целях стимулирования создания оловянной отрасли применяются меры:

налогового стимулирования, включая освобождение от НДС оборотов по реализации геологоразведочных и геолого-поисковых работ.

по улучшению законодательства и снятию административных барьеров в

отрасли;

по созданию условий для инвестирования (благоприятного инвестиционного климата), включая освобождение от таможенных пошлин [14], разрешения для въезда иностранных работников, инвестиционные субсидии в форме возмещения до 30 % фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования [16], надежную защиту прав инвестора, возмещение до 50% расходов, связанных с экспортом отечественных обработанных товаров.

Основные выводы

В результате данного исследования была проведена оценка уровня, качества и результатов государственного регулирования отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан и определены стимулирующие меры по созданию оловянной промышленности.

Оценка состояния и перспектив развития предприятий цветной металлургии в Республике Казахстан и Российской Федерации показала, что в горной промышленности и металлургии реализуются новые, крупные проекты, имеющие стратегическое значение, включая проекты производства в черной металлургии и в цветной металлургии. При этом перспективное развитие цветной металлургии нацелено на увеличение объемов производства базовых металлов, развитие и создание производств по выпуску изделий из них.

Выявлены основные проблемы отрасли цветной металлургии Республики Казахстан, к которым относятся: во-первых, проблемы развития минерально-сырьевой базы горнодобывающих предприятий цветной металлургии; во-вторых, проблема высокого износа основных производственных фондов, большой энерго-, трудо- и материалоемкости продукции на отдельных предприятиях цветной металлургии; в-третьих, слабая диверсификация промышленного производства; в-четвёртых, слабая адаптация транспортно-логистической и энергетической системы к потребностям отрасли.

Обоснована необходимость государственного регулирования отраслей цветной металлургии в Республике Казахстан, вследствие которой были разработаны Государственные программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 20152019 годы, согласно которым отрасль входит в перечень приоритетных отраслей промышленности.

Выполнен сравнительный анализ мер стимулирования и государственной поддержки цветной металлургии в России и Республике Казахстан, в результате чего было выявлено, что в обеих странах предусмотрено осуществление комплекса мер по стимулированию снижения доли экспорта руд и концентратов для обеспечения комплексной переработки минерального сырья внутри страны, производства основных (базовых) металлов крупными предприятиями и создания производств конечной продукции.

Уточнены меры государственного регулирования в Республике Казахстан, направленные на эффективное развитие оловянной подотрасли цветной металлургии, к которым отнесены: создание новых или расширение действующих мощностей предприятий по производству приоритетных товаров (товарных) групп, которая будет способствовать сокращению импорта и увеличению экспорта продукции сектора; расширение производства базовых металлов (меди, золота, титана, алюминия) и увеличение объемов производства изделий.

Библиографический список

1. Айкашев А.Н. Экспортный потенциал российской промышленности по добыче олова [Электронный ресурс] // Российский внешнеэкономический вестник, 2014. - № 6. Режим доступа: http://www.rfej.ru/rvv/id/100448a35/$flle/107-119.pdf

2. Вопросы необходимости совершенствования законодательства как основополагающего решения для повышения инвестиционной привлекательности России были центральными на Международной конференции «ИнвестРос 2015» [Электронный ресурс] // ГМК «Норильский никель». Режим доступа: http://www.tv21.ru/news/2015/03/13/predstaviteli-nornikelya-vystupili-na-mezhdunarodnoy-копйгепсп

3. Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aztm.kz/news/GPFIIR/GPFIIR%202015-2019.pdf

4. Добыча цветных металлов в Казахстане. Виды металлов и сферы их применения [Электронный ресурс] // ТОО «ГП КАЗСПЕЦГЕОЛОГИЯ». Режим доступа: http://kazspecgeo.com/services/designing-of-mining-solid-minerals/mining-of-non-ferrous-materials.html

5. Кузнецова Г.В. Международная торговля товарами и услугами [Электронный ресурс] / Г. В. Кузнецова, Г. В. Подбиралина // Учебные материалы для студентов, 2013 -2017. Режим доступа: http://studme.org/32339/ekonomika/mirovoy_rynok_tsvetnyh_metallov

6. Масалимова С.Ж. Государственное регулирование развития цветной металлургии в условиях инновационного развития. /Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Барнаул, 26-27 апреля 2012 г. Режим доступа: http://econ-old.asu.ru/inet_conf_kaf.Menedgmenta_2012/masalimova3.pdf

7. Материалы Международного горно-металлургического конгресса Astana Mining & Metallurgy (AMM) [Электронный ресурс] // Казахстан, 2008. Режим доступа: http://www.rusmet.ru/promnews/show/42545/Cvetnaya_metallurgiya_Respubliki_Kazahstan

8. Маховикова Г.А. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] / Г.А. Махо-викова, Н.Ф. Ефимова // Режим доступа: http://studme.org/1049051313157/investirovanie/proekty_programmy_innovatsionnoy_deyateln osti

9. Металлургическая отрасль "Kaznex invest" [Электронный ресурс] // АО Национальное агентство по экспорту и инвестициям. Режим доступа: http://export.gov.kz/ru/page-417-metallurgicheskaya_otrasl_www.export.gov.kz)

10. Налоговый кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://seminar.buh-nauka.com/nalog/index.l45.htm

11. Об утверждении стратегии развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года и стратегии развития цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс] // Нормативно-правовой акт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, 5 мая 2014 г., - № 839. Режим доступа: http://strategy2030.midural.ru/sites/default/files/files/strategiya_razvitiya_chernoy_i_cvetnoy_m etallurgii_rossii_na_2014_-_2020_gody.pdf

12. О ГМК Казахстата [Электронный ресурс] // Горный журнал Казахстана. Режим доступа: http://www.mining.kz/component/k2/item/162-o-gmk-kazakhstana

13. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ, 29 июня 2012 г. - N 1128-р. Режим доступа: http://rn.government.ru/docs/3390/

14. Об утверждении правил представления документов для освобождения от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление товаров [Электронный ресурс] // Постановление Правительства Республики Казахстан, 9 июля 2003 года. - № 675. Режим доступа: http://keden.4u.kz/ru/zakon.php?id=14333

15. Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в РК на 2010-2014 годы [Электронный ресурс] / Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Торговое представительство Республики Казахстан в Российской Федерации. Режим доступа: http://kaztrade.ru/kazakhstan_republic/economy/industrial/tech/

16. Процедура предоставления инвестиционных преференций для инвестиционных проектов [Электронный ресурс] // Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, 29 октября 2015 года. - № 375-V. Режим доступа: http://investinsko.kz/sites/investinsko.kz/files/pages/preferencii/Protcedura_polucheniia_Investit cionnykh_Preferentcii .pdf

17. Русская медная компания получила господдержку на экспортный проект [Электронный ресурс] // Промышленный портал «Метапром». Режим доступа: http://www.metaprom.ru/news/cvetmet/15-02-16-n22839/

18. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности и устранение административных барьеров в сфере промышленности [Электронный ресурс] // Комитет РСПП. Режим доступа: http://www.rspp.ru/cc/news/16/10709

19. Тарифные и нетарифные ограничения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.ru/12_117119_torgovaya-politika.html

20. Чалова А.И. Влияние административных барьеров на деятельность субъектов бизнеса и их устранение. Развитие России в условиях глобализации мировой экономики: Материалы международной научно-практической конференции / А.И. Чалова, Ю.М. Осипо-ва, А.Ю. Архипова // Ростов-на-Дону, - Изд-во: ЮФУ, - 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.