Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1062
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индексации / система налогов / новая система оплаты труда работников бюджетной сферы / минимальный размер оплаты труда. / indexing / tax system / a new system of labor payment of public sector employees (NSLP) / the minimum wage (SMIC).

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хатагов Марат Иристонович

в статье рассматривается государственный опыт регулирования оплаты труда, определяются основные принципы организации заработной платы бюджетников, формирование системы государственной поддержки (налоги, индексация), уделяется внимание новой системе оплаты труда работников бюджетной сферы, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, средняя заработная плата, перспективы повышения эффективности системы оплаты труда, заложенные в "Майских" указах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF WAGES

the article examines the state experience of regulation of wages, defined the basic principles of the organization of wages of state employees, the formation of the state support system (taxes, indexing), focuses on the new system of work of public sector employees pay (NSLP), the minimum wage (SMIC), the cost of living, average wages, prospects for raising the efficiency of the remuneration system laid down in the "May" decrees President.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА»

Научные междисциплинарные исследования

УДК-331.2

Хатагов Марат Иристонович Khatagov Marat Iristonovich

Студент Stydent

ФГБОУ ВО "Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова", г.

Владикавказ

FGBOU VO "North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov", Vladikavkaz ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА

STATE REGULATION OF WAGES

Аннотация, в статье рассматривается государственный опыт регулирования оплаты труда, определяются основные принципы организации заработной платы бюджетников, формирование системы государственной поддержки (налоги, индексация), уделяется внимание новой системе оплаты труда работников бюджетной сферы, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, средняя заработная плата, перспективы повышения эффективности системы оплаты труда, заложенные в "Майских" указах.

Ключевые слова, индексации, система налогов, новая система оплаты труда работников бюджетной сферы, минимальный размер оплаты труда.

Annotation: the article examines the state experience of regulation of wages, defined the basic principles of the organization of wages of state employees, the formation of the state support system (taxes, indexing), focuses on the new system of work of public sector employees pay (NSLP), the minimum wage (SMIC), the cost of living, average wages, prospects for raising the efficiency of the remuneration system laid down in the "May" decrees President.

Keywords: indexing, tax system, a new system of labor payment of public sector employees (NSLP), the minimum wage (SMIC).

В Конституции РФ (7 статья) говорится, что "РФ социальное государство", его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Эти условия способствуют обеспечению каждого члена общества определённым минимальным уровнем благосостояния и отсутствие бедности. Государственная политика доходов является главным средством преодоления неравенства и бедности. Для

VIII Международная научно-практическая конференция регулирования системы оплаты и рынка труда существует Государственная

система управления трудовыми ресурсами, которая определяет основные задача

государственной системы управления трудовыми ресурсами. Демократизация

общественной жизни, переход на рыночные отношения, позволяющие

расширение прав и самостоятельности трудовых коллективов в деятельности,

дают право выбора и разработки своих моделей заработной платы, установления

форм системы и размера оплаты, иначе возможны социальные конфликты,

снижение уровня жизни населения. Осуществляя свою цель по регулированию

денежных доходов, государство обеспечивает возможность потребления

каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, который

составляет основу прожиточного минимума. Государство при помощи системы

социальных гарантий и социальной защиты проводит перераспределение и

регулирование доходов за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного,

занятости, обязательного медицинского и социального страхования) и строго

следит, чтобы система социальной защиты малоимущих действовала на уровне

федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. В условиях

инфляции основной форой социальной защиты населения является создание

эффективного механизма индексации, т.е. повышения государством и

работодателя ми денежных доходов граждан, которое позволяет хотя бы

частично возместить им удорожание потребительских товаров и услуг. Эта

чрезвычайно острая проблема регулирования уровня доходов и заработной

платы направлена на под держание покупательской способности граждан. Такую

же важную роль в регулировании заработной платы и доходов осуществляют

налоги. Потенциал налоговой системы в современной России велик, но ее

систему следует менять. Используя прогрессивную шкалу обложения налога ми

доходы, тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного

населения на более обеспеченное. 1 декабря 2016г. российский президент

Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию на

метил провести налоговую реформу, которую необходимо ориентировать так,

чтобы она работала на главную цель стимулировала деловую активность на рост

Научные междисциплинарные исследования экономики и инвестиции и создавала конкурентные условия для развития наших

предприятий: "Нужно упорядочить существующие фискальные льготы, сделать

их более адресными, от казаться от неэффективных инструментов", сказал

президент[2]. Приоритетным направлением государственного регулирования

заработной платы в России является зарплата бюджетникам. Ее результат

зависит от новой системы оплаты труда работни, ков бюджетной сферы (НСОТ)

и минимального размера оплаты труда (МРОТ). Минимальный размер оплаты

труда и прожиточный минимум являются важными социальными показателями,

связанными между собой. На них опирается экономика страны и планируются

бюджеты на федеральном и региональном уровне [12]. Новая система оплаты

труда работников бюджетной сферы введена в действие с 1 декабря 2008 г., ее

главное назначение повысить заработную плату бюджетникам, а также является

действенным механизмом, стимулирующим эффективность труда. Новая

система оплаты труда разделяет заработную плату на две части:

гарантированную ее получает работ ник за исполнение должностных

обязанностей, и стимулирующую часть ее размер зависит от того, насколько

качественно и эффективно работал сотрудник. К НСОТ бюджетников относятся

работники медицинских и образовательных учреждений, работники

федеральных государственных учреждений, входящих в систему министерств и

ведомств. В нее входят оклад, компенсационные надбавки за особые условия

труда, а также стимулирующие надбавки (премии). Зарплата бюджетников

формируется на 70% из оклада и на 30% из надбавок. Размер оклада меняться не

может. Именно стимулирующие выплаты и доплата за дополнительную работу

в бюджетном учреждении влияют на повышение заработной платы

бюджетникам. Принципиально важным методом государственного

регулирования доходов и заработной платы является законодательное

установление размера минимальной заработной платы. Он может быть

общефедеральным, дифференцироваться по регионам и природно-

климатическим зонам страны с учетом стоимости минимального набора товаров

и услуг, которые рассчитываются по единой методике. Основным инструментом

VIII Международная научно-практическая конференция социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов

и заработной платы, выступает Федеральный закон 1997 г. "О прожиточном

минимуме" (редакция 2016 г). Для сравнения, рассмотрим Федеральный

прожиточный минимум в 2015 2016 гг. Так, Федеральный прожиточный

минимум 2015 г. на душу населения составлял 9452 рубля, для трудоспособного

10187, для пенсионеров 7781, для детей 9197. В 2016 году: I квартал: 9776 10524

8025 9677. Во II квартале 2016г. установлена следующая величина прожиточного

минимума: на душу населения 9956 рублей, для трудоспособного населения

10722 рубля, пенсионеров 8163 рубля, детей 9861 рубль [3]. Эти цифры являются

средними по России. Размер коэффициента прожиточного минимума

рассчитывается на основании потребительской корзины, которая установлена

Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской

Федерации" от 31 марта 2006 г. № 44 ФЗ. От величины прожиточного минимума

зависят выплаты пособия по безработице, минимальный размер пенсии, а также

МРОТ, который не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного

человека.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения (все население) в месяц, руб.

от - - - - .и 11271Я

п «я 4 | 1

__ 1 —

1 ия-г Г

1 5Ш7-> 1 ! 1

5000- -1

-1 «о | -

2000 1 гдг гч-Ь-гг П - II

иш ш - - -

2006 2007 2008 200$ 2010 ... 2015 _ 2020 2025 _ 2028

Сценарии 1 | Сценарий 2 | Сценарий 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1. Величина прожиточного минимума (с перспективой)

Каждый регион РФ имеет свою величину прожиточного минимума, и он серьезно отличается. В Республике Се верная Осетия Алания официальный прожиточный минимум определен правительством РСО Алания постановлением

Научные междисциплинарные исследования от 16 ноября 2016 г. .№396 "Об установлении вели чины прожиточного минимума

на душу населения и по основным социально демографическим группам

населения по Республике Северная Осетия Алания за III квартал 2016 года".

Правительство постановляет: Установить по представлению Министерства

труда и социального развития Республики Северная Осетия Алания величину

прожиточного минимума на душу населения и по основным социально

демографическим группам населения Республики Северная Осетия Алания за III

квартал 2016 года: в расчете на душу населения 8698 руб.; для трудоспособного

на селения 9214 руб.; для пенсионеров 7031 руб.; для детей 8880 руб. [8]. Для

сравнения приведем примеры прожиточного минимума по регионам России в

2016 году (по некоторым субъектам федерации) [4]:

Таблица 1

Регион Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей

Москва 18 530 11 428 14 009

Санкт-Петербург 10 988 7 992 9 617

Севастополь 9 512 7290 9084

Адыгея 8425 6702 7983

Алтай 9 414 7723 9050

Башкортостан 8 707 6 904 8 240

Дагестан 8 549 6 783 8 252

Ингушетия 8 583 6 930 8 496

Кабардино- 8568 6700 8112

Балкария

Калмыкия 7861 7023 7440

Карачаево-Черкесия 8302 6610 7928

Карелия 11 080 8 895 8 223

Краснодарский край 10086 7722 8940

Ставропольский 7954 6323 7646

край

Стоит отметить, что вышеуказанные цифры приведены как средние по России. Предполагалось, что в 2016 г. прожиточный минимум увеличится в среднем на 12%, но это недостаточно, учитывая темпы инфляции. МРОТ применяется для расчета заработной платы и пособий, а прожиточный минимум для статистики и определения границы, за которой начинаются малоимущие семьи. Впервые оплата труда бюджетников начала складываться из

VIII Международная научно-практическая конференция индивидуального вклада. Минимальный размер оплаты труда составляет

примерно 55% от прожиточного минимума [4]. С 1 июля 2016 года Федеральный

МРОТ увеличен и составляет 7500 руб. Все компании обязаны его соблюдать (ст.

133 ТК РФ): за нарушение трудовая инспекция может оштрафовать на 50 тыс.

рублей (ст. 5.27 КоАП РФ). Оплата труда работников образования в 2016 году в

РСО Алания в бюджетных организациях (школах, ДОУ, ВУЗах) осуществлялась

согласно утвержденным Единым рекомендациям по вопросу установления

системы оплаты труда в бюджетных учреждениях. В них определены единые

подходы к формированию заработной платы. При определении объема

финансирования бюджетных учреждений, а также при разработке нормативных

документов, местные или (региональные власти) должны учитывать Единые

рекомендации. В 2015 2016г.г. формирование системы оплаты труда

базировалось на нормах ряда законодательных актов (гл.4 Единых

рекомендаций) и учитывались вопросы статистического учета заработной платы

(постановление от 14.09.2015 года № 973). Считается, что зарплата не может

понижаться. В Единых рекомендациях указано, что в 2016 году необходимо

обеспечить уровень заработной платы бюджетников не ниже, чем в 2015 году

[15]. Кроме того, при формировании системы оплаты труда необходимо

учитывать и МРОТ (в РСО Алания с 1 июля 2016 года он составил7500рублей).

Трудовое законодательство установило правило, согласно которому сотрудник

не может получать зарплату меньше МРОТ, при условии выполнения нормы

труда или отработки нормы рабочего времени. В Единых рекомендациях

указывается, что ряду педагогических сотрудников (тренеры преподаватели;

учителя; преподаватели ВУЗов, педагоги дополнительного образования) в

трудовой договор необходимо включать фактический объем учебной нагрузки.

С введением МРОТ повышение зарплаты бюджетникам стало зависеть от

руководителей учреждений они ста ли иметь широкие возможности

устанавливать надбавки в зависимости от качества и объема работы, которую

выполняет работник. Руководитель заинтересован в повышении зарплаты

бюджетников, теперь его оплата напрямую зависит от их заработной платы.

Научные междисциплинарные исследования Таким образом, НСОТ бюджетников имеет и негативные аспекты она ставит

сотрудников в зависимость от субъективных оценок со стороны руководителей.

В РСО Алания в бюджетном учреждении повышение зарплаты работника

привязано к специфическим характеристикам, свойственным для отрасли,

например, от выслуги лет или наличия научной степени у работника ВУЗа.

Кроме размера оклада в трудовом договоре с работником (дополнительном

соглашении к трудовому договору) предусматриваются размеры выплат:

компенсационного характера, которые не могут быть ниже размеров,

установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми

актами РФ, содержащими нормы трудового права, соглашениями и

коллективными договорами стимулирующего характера (устанавливаемые

соглашениями ), локальными нормативными актами, принимаемы ми с учетом

мнения представительного органа работников на основе формализованных

показателей и критериев эффективности работы[15]. В учреждениях

разработаны критерии самооценки, заполняемые сотрудниками. В зависимости

от набранных баллов им начисляется стимулирующая доплата за интенсивность

и высокие результаты работы. Первые результаты внедрения НСОТ в

республике стали ощутимы: в учреждениях отрасли культуры, образования,

медицины зарплата бюджетников выросла примерно на 30%. МРОТ в РФ в

действующем варианте опирается на Федеральный закон №82 "О минимальном

размере оплаты труда" 2000 года. Он обеспечивает права работников на

получение зарплаты не ниже той, что была установлена государством. МРОТ

подлежит обязательной регулярной индексации [10]. При переходе к рыночным

отношениям роль государства в регулировании оплаты труда существенно

меняется: его основные задачи регулярно вносить изменения в уровень

минимальной оплаты труда в зависимости от инфляции и повышения

эффективности производства, поддерживать гибкую тарифную систему,

соблюдать принцип равенства оплаты труда. Показателем уровня достатка

является средняя заработная плата. Она может рассчитываться в пределах

компании, города, региона, страны[14,14а]. Так, средняя зарплата в российской

VIII Международная научно-практическая конференция системе образования в феврале 2016 года составляла 25 797 рублей в месяц, в

том числе:

Таблица 2

Вил деятельности 2012 2013 2014 2015

Образование 19075 23594 26111 27156

Дошкольное и начальное общее образование 14572 18711 2613 21 149

Основное общее, среднее (полное) общее, начальное н среднее профессиональное образование 19807 24510 27075 28093

Высшее профессиональное образование 26474 31697 35590 38245

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование для взрослых и прочие виды 20647 22594 2460 32239

Высшее профессиональное образование 26474 31697 35590 38245

Рассмотрим статистику средних зарплат России детально: по месяцам, по видам экономической деятельности, по городам (представлены в таблицах 3, 4,5). Анализируя популярные сайты, можно сформировать более подробную картину рынка труда Российской Федерации.

Характеристика доходов по крупным городам [10].

Таблица 3

Средняя заработная плата в Москве отличается от остальных регионов. По уровню доходов Москва продолжает опережать все регионы. Чтобы более точно проанализировать среднюю заработную плату в Москве, были взяты такие источники: служба государственной статистики, департамент экономической политики и развития, сайты по трудоустройству. Средняя заработная плата в столице на 1 января 2016 г. составляла 60 тыс. руб. В других регионах за последние годы прослеживается снижение заработной платы. По данным

254

Научные междисциплинарные исследования Росстата, заработная плата в РФ в 2014 15г.г. снизилась на 7,3% за аналогичный

период предыдущего года. Для анализа берется средний показатель по всей

России [10].

Проанализировать изменения по профессиям можно по следующей таблице. В ней представлен показатель, отображающий размер начисленных доходов.

Таблица 4. Обзор средней заработной платы в Москве в 2016 году

по специальностям

Специальность Средняя з/п, руб.

Директор магазина 120 780

Торговый представитель 91 410

Прораб 84 920

Программист 83 600

Сантехник 80 190

Менеджер по продажам 73 920

Фрезеровщик 71 280

Сварщик 66 660

Фармацевт 64 460

Менеджер 62 040

Товаровед 62 040

Продавец-консультант 62 370

Электромонтажник 62 370

Учитель 60 500

Электрик 57 200

Продавец 56 980

Водитель 56 540

Монтажник 55 000

Арматурщик 55 000

Веб-дизайнер 53 680

Слесарь 52 470

Разнорабочий 52 250

Электромонтер 52 030

Грузчик 49 060

Бухгалтер 48 400

Сравнительный анализ средней заработной платы по регионам России показывает разрыв между центром и провинция ми: в основном деньги оседают в Москве и Санкт Петербурге. Экономический кризис во многих регионах привел к снижению доходов населения и повысил уровень безработицы [10].

VIII Международная научно-практическая конференция Безусловно, лидерами по величине средней зарплаты являются регионы, в

которых развита нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность.

Высшей школой экономики проведено интересное исследование: 41% россиян

сообщили, что не хватает денег на одежду и еду, 22% семей в сентябре оценили

свое финансовое положение как плохое или очень плохое, 46% респондентов

отметили, что за последние 12 месяцев оно ухудшилось, у 40% семей проблемы

на рынке труда: потеря работы или невозможность ее найти [13]. Так как

большая часть населения получает зарплату в 10 15 и 15 20 тыс. рублей, то

величину зарплаты в 15 тыс. приближенно можно считать средней.

Минэкономразвития приготовило неутешительный прогноз на 2017 2019 годы

для правительства и президента. По оценке МЭР, рост доходов в 2017 г. составит

0,2%, в 2018 0,9%, в 2019 1,2%. МЭР резко ухудшило прогнозы по экономике и

уровню жизни. Счетная палата спрогнозировала нищету для 20 миллионов

россиян [5]. Минфин, чтобы выйти из положения, поручил бизнесу выделить 150

млрд рублей. Правительство РФ отказалось от идеи изменения структуры

федерального бюджета, где каждый третий рубль уходит или на оборону, или на

чиновников и увеличило давление на бизнес, чтобы "выжать" у него

недополученные налоги и пополнить бюджет на 150 млрд руб. за три года [6].

Из-за сложного финансового положения в бюджетном секторе зарплаты расти

почти не будут запланировано только поддержание достигнутого уровня зарплат

учите лей, врачей и научных работников, гарантированного майскими указами

президента (2012 г.). Для других работников бюджетной сферы и

государственных служащих в 2017 2019 годах устанавливается мораторий на

индексацию оплаты труда. При планировании бюджета на 2016г. (по данным от

25.11.2015г.) средняя заработная плата в РСО Алания в 2016 году должна

составить 15 тысяч рублей. По решению парламента в 2016 г. бюджет

республики сохранит свою социальную направленность. [11]. Исполнение

указов контролируется на федеральном и региональном уровнях. Новый бюджет

Минфин рассчитывал исходя из прогноза объема ВВП и планирует истратить на

покрытие дефицита бюджета 1,15трлн рублей из Резервного фонда и 659 млрд

Научные междисциплинарные исследования из Фонда национального благосостояния, чтобы в 2017г. восстановить рост

экономики. В проекте закона на 2017 2018 годы предполагается увеличение

минимального размера оплаты труда в России в 2017 году: 7 142 рубля, с 1 января

2018 года МРОТ предварительно увеличится до 7 606 рублей. Эксперты смотрят

в будущее с надеждой и предполагают уравнение размера прожиточного

минимума и МРОТ уже к 2020 году. Что касается нормы труда педагогов, то

теперь предусмотрено отражение фактической нагрузки в трудовом соглашении.

Такая норма будет касаться школьных учителей, университетских

преподавателей, тренеров детских спортивных секций, работников сферы

дополнительного образования. Таким образом, при переходе к рыночным

отношениям существенно меняется роль государства в регулировании оплаты

труда. Оно регулярно вносит изменения в уровень минимальной оплаты труда в

зависимости от инфляции и повышения эффективности производства,

поддерживает гибкую тарифную систему, устанавливает государственные

гарантии оплаты труда меры направленны на то, чтобы удержать финансовую

стабильность. Для России, которая является активным участником мировой

торговли, необходимо было вступление в ВТО (Все мирная торговая

организация). Присоединение к ВТО дает России возможность модернизировать

отрасли национальной экономики, улучшит деловой климат в стране, позволит

занять более выгодные позиции в мировой экономике, а также повысит

инвестиционную привлекательность рынка для вложения инвестиций. Таковы

основы регулирования государством финансовых возможностей и, естественно,

оплаты труда.

Библиографический список:

1. The Constitution of the Russian Federation. Moscow, 1993.

2. http : //www.interfax.ru/business/539440Налоги

3. Government Decree of06.09.2016 N 882 "Onestablishment of the subsistence minimum per capita and the main socio demographic groups in the whole of the Russian Federation for the II quarter of 2016"

VIII Международная научно-практическая конференция

4. http : //bslife.ru/makroekonomika/prozitochniyminimum2016

5. http : //yurface.ru/buhgalteriya/vyplaty/srednyayazarplatavrossii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. http://www.finanz.ru/novosti/lichnyye finan sy/schetnaya palata нищета

7. /http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/minfin po ruchil vytryasti iz biznesa 150 mlrd rubley 1001448489

8. Federal Law №82 "On the Minimum Wage" of 2000. (Federal Law "On the Minimum Wage": in the wording of the Federal Law of December 29, 2004 N 198 FZ // SZ the Russian Federation 2000. N 26. Article 2729; 2002. N 18. Article... . 1722; 2003. N 40. Article 3818;. 2005. N 1 (1 hr.).

9. Decision of the Government of North Ossetia on No vember 16, 2016 №396 On establishment of the subsistence minimum per capita and the main socio demographic groups in the Republic of North Ossetia Alania for the III quarter 2016.

10. finanz.ru/novosti.. ,41percent rossiyan.. .onekhvatke

11. http://yurface.ru/buhgalteriya/vyplaty/srednyaya zarplatavmoskve/

12. http : //www.economyrso .ru/1476srednyaya-zara-botnaya-plata-v-respublike-v-2016-godusostavit15tysyachrublej.html

13. http://bbcont.ru/business/novaya sistemaoplatytruda rabotnikov.html НСОТ

14. Lenta. ru/articles/2016/05/18/ego_mayskie/

15. http://likvidaciya ooo balashiha.ru/rosstat sredn jaja zarplata v rossii 13481/

16. http://www.gpedia.com/ru/gpedia/Средяя_заработная_плата_в_России

17. http://www.audar press.ru/oplata truda budget nyh uchregdenii Оплата труда бюджетных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.