Научная статья на тему 'Государственное регулирование оборота наркотических и психотропных веществ'

Государственное регулирование оборота наркотических и психотропных веществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
834
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркотические средства / психотропные вещества / источники правового регулирования / антинаркотическое законодательство / нормативно правовые акты. / narcotic drugs / psychotropic substances / sources of legal regulation / anti-drug legislation / regulatory legal acts.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. А. Фадеева

В данной статье была рассмотрена сфера регулирования незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, чтобы понять, на каком уровне находится правовые норма, которые регулируют данную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF NARCOTIC AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

In this article, the scope of regulation of the illicit trafficking of narcotic and psychotropic substances was examined in order to understand at what level the legal norm that governs this sphere is located.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование оборота наркотических и психотропных веществ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ И

ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

А.А. Фадеева, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10828

Аннотация. В данной статье была рассмотрена сфера регулирования незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, чтобы понять, на каком уровне находится правовые норма, которые регулируют данную сферу.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, источники правового регулирования, антинаркотическое законодательство, нормативно правовые акты.

Политика государства в сфере оборота наркотическим и психотропных веществ (Далее - НиПВ) в Российской Федерации нацелена на строгое регулирование за их незаконным оборотом, своевременного обнаружения незаконного потребления данных веществ, а также количества больных наркоманией [1, с. 9].

Федеральный закон от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах» гласит, что регулировать сферу оборота НиПВ должны органы государственной власти и только в пределах их компетенции [1, с. 12].

Нормы и принципы международного права в России, которые рекомендуются для принятия государствами, присоединившимися к международным конвенциям ООН в сфере оборота НиПВ, являются основой нормативно-правовой базы.

Статья 15 ч. 4 Конституции Российской Федерации отражает признание норм международного права, а именно, что эти нормы - основная часть ее правовой системы. В случае, когда международным договором Российской Федерации устанавливаются правила, которые не предусмотрены законом, берутся правила из международного договора [2, с. 4].

При принятии новых нормативных актов, которые бы регулировали оборот НиПВ, требования и условия к обороту данных веществ всегда рассматриваются во взаимосвязи с уже действующими нор-

мативными актами, регулирующими данную сферу.

К системе правовых источников, которые регламентируют регулирование оборота НиПВ, относятся:

- Конституция РФ и федеральные конституционные законы [2, с. 4, 20-31];

- международно-правовые акты;

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ.

Основной источник правового регулирования оборота НиПВ - это Конституция Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу и используется каждым в Российской Федерации. Поэтому все другие законы и нормативные акты, которые принимаются в России, обязаны соответствовать нормам Конституции.

Конституция Российской Федерации говорит о том, что права и свободы граждан ограничиваются федеральным законом лишь в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других граждан.

В статьях 76, 90, 104 и 105 Конституции Российской Федерации содержатся полномочия органов государственной власти по принятию актов, которые регламентируют оборот НиПВ [2, с. 20-31].

К международно-правовым актам, которые регламентируют сферу оборота НиПВ, относят международные договоры и соглашения:

- Международная женевская конвенция (19.02.1925 г.), устанавливающая, что нар-

котические вещества возможно изготавливать только для законных потребностей государства [3];

- Конвенция о психотропных веществах (16.08.1976 г.), согласно которой сфера регулирования международного контроля оборота наркотическими средствами довольно сильно расширяется [4, с. 8-42];

- Единая конвенция о наркотических средствах была принята в 1961 г., а начала свое действие 13.12.1963 г. В ней устанавливался контроль как над растительными, так и над синтетическими наркотическими веществами [5];

- Венская конвенция, которую приняли в 1988 г., в которой идет речь о борьбе с незаконным оборотом НиПВ» [6].

Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» -основной правовой акт, устанавливающий правовые основы политики государства в сфере оборота НиПВ, чтобы охранять здоровье населения страны, государственную и общественную безопасность.

Стоит обратить внимание, что до 1998 г. отсутствовало комплексное «антинаркотическое законодательство», которое было бы направлено на регулирование общественных отношений.

Федеральный закон от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»:

- содержит определение правовых понятий, связанные с оборотом НиПВ;

- устанавливает принципы отнесения средств к наркотическим или/и психотропным;

- определяет политику государства в сфере незаконного оборота НиПВ;

- устанавливает государственную монополию на деятельность, которая связана с оборотом НиПВ.

Нормативно - правовые акты федеральных законов, которые регламентируют оборот НиПВ, являются главной частью источников права.

Российская Федерация имеет Федеральные службы по контролю за оборотом

Библиографический список

1. Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О наркотических средствах и психотропных веществах". Собрание законодательства Российской Федерации. 12.01.1998. - С. 9-12.

НиПВ. Они играют главную роль в регулировании данной области. Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", контроль деятельности в области противодействия незаконному обороту НиПВ должен осуществлять федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом НиПВ.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (Далее -ФСКН) с 2003 года являлась федеральным специально уполномоченным органом исполнительной власти, который занимался осуществлением функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере оборота НиПВ. Однако в 2016 году 1 июня ФСКН была полностью расформирована не территории России. Большая часть деятельности по вопросам борьбы с незаконным оборотом НиПВ осущетсвляется полицией в структуре МВД, как это и было до создания ФСКН в марте 2003 года.

Проводя подробный анализ состояния правовой регламентации в сфере оборота НиПВ, можно сказать, что нормы права, которые регламентируют данный оборот, находятся на низком уровне.

Поскольку в законодательстве существуют многочисленные пробелы, правоприменитель воспринимает нормы неоднозначно. Это значительно ухудшает качество работы главной части механизма контроля в сфере оборота НиПВ.

Так как центральный нормативно-правовой акт содержит множество противоречий - Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", происходит дегармонизация источников права, которые регулируют сферу оборота НиПВ, и все эти средства продолжают наносить вред населению, а как мы знаем - одной из ведущих целей государства является возможность справедливого возмещения нанесенного вреда [7].

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6 -ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). - С. 4.

3. Международно-правовое сотрудничество в сфере незаконного оборота наркотиков: [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1480916/pravo/mezhdunarodno_sotrudnichestvo_sfere_nezakonnogo_oboro ta_narkotikov (дата обращения: 20.03.2019).

4. Конвенция о психотропных веществах. ООН - С. 8-42.

5. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (с изменениями на 25 марта 1972 года): [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900371 (дата обращения: 20.03.2019).

6. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisg.ru/tekst-venskoj-konvencii-polnostyu.php (дата обращения: 20.03.2019).

7. Кравцева А.А., Паулов П.А. Компенсация морального вреда в России и за рубежом // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. №6 (41). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf (дата обращения: 20.03.2019)

STATE REGULATION OF NARCOTIC AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES A.A. Fadeeva, student

Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. In this article, the scope of regulation of the illicit trafficking of narcotic and psychotropic substances was examined in order to understand at what level the legal norm that governs this sphere is located.

Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, sources of legal regulation, anti-drug legislation, regulatory legal acts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.