Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В РФ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ПОДАКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ / ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНЫХ ТОВАРОВ / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климова Я.Н.

Государственное регулирование подакцизных товаров - алкогольной и спиртосодержащей продукции заслуживает пристального внимания контрольно-надзорных органов вследствие специфики продукта, влияющего на доходность бюджета и здоровье граждан. В российском опыте по обороту за алкогольной и спиртосодержащей продукцией имели место различные подходы. Различные виды контроля, ограничения, запреты на производство и употребление имели место на протяжении всего длительного существования такого государственного образования, как Россия. В статье рассматриваются особенности государственного регулирования оборота алкогольной продукции. Ключевым моментом в ужесточении государственного контроля стала разработка автоматизированной системы ЕГАИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Климова Я.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В РФ»

УДК 340

Я.Н. Климова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В РФ

Государственное регулирование подакцизных товаров - алкогольной и спиртосодержащей продукции заслуживает пристального внимания контрольно-надзорных органов вследствие специфики продукта, влияющего на доходность бюджета и здоровье граждан.

В российском опыте по обороту за алкогольной и спиртосодержащей продукцией имели место различные подходы. Различные виды контроля, ограничения, запреты на производство и употребление имели место на протяжении всего длительного существования такого государственного образования, как Россия.

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования оборота алкогольной продукции. Ключевым моментом в ужесточении государственного контроля стала разработка автоматизированной системы ЕГАИС.

Ключевые слова: государственное регулирование, рынок алкогольной продукции, подакцизные товары, оборот алкогольных товаров, фальсифицированная продукция.

Оборот спиртосодержащей продукции всегда находился под жёстким государственным управлением во все времена, так как является одним из стратегически важных объектов контроля в сфере экономики и социальной политики. Сфера производства и оборота алкогольной продукции приносит в бюджет страны колоссальные суммы и, кроме того, влияет на ситуацию в обществе. Рынок алкогольной продукции в России имеет свои специфические особенности, среди которых следует отметить:

1. Структуру потребления алкогольной продукции.

2. Ограничения в способах продвижения, фальсификация продукции.

3. Жёсткое государственное регулирование производства и оборота алкогольных товаров.

Указанные критерии существенным образом влияют на деятельность участников рынка, производство, реализацию и контроль за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Проблема нелегального оборота контрафактной алкогольной продукции создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также отрицательно сказывается на налоговых поступлениях в бюджет от сбыта этого сегмента подакцизных товаров.

Так, согласно сведений Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка имеется тревожная тенденция к росту нарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (см. таблицу 1) [6].

Таблица 1

Статистка выявленных нарушений по обороту алкогольной продукции

Период Количество поступивших заявлений Количество заявлений, направленных общественным порталом в органы государственной власти субъектов РФ Количество заявлений, по которым были приняты решения о привлечении к ответственности

2013 697 1 740 228

2014 1 522 1 522 1 522

2015 2 548 2 548 2 548

2016 3 021 3 021 3 021

© Климова Я.Н., 2017.

Научный руководитель: Хвощин Алексей Александрович - кандидат юридических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Россия.

Для того чтобы понять причину роста нарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, следует отметить такие факторы, как:

1. Недостаточный контроль по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции со стороны государства.

2. Отсутствие недорогих алкогольных продуктов из-за высоких ставок акциза и минимальной розничной отпускной цены на бутылку водки объёмом 0,5 литра.

3. Сложности сертификации, лицензирования и таможенных процедур.

Чтобы разобраться в текущей ситуации, обратимся к предыстории государственного регулирования. С распадом СССР, в России наступил новый этап государственно-правового регулирования по производству и продаже алкоголя в России, который стартовал в 1992 году с момента опубликования Указа Президента России Б. Ельцина, также следует отметить тот факт, что была отменена государственная монополия по купле-продаже алкогольной продукции.

Запоздалое решение по отмене свободного рынка алкогольной продукции ситуацию не улучшило, на российском рынке активно работали независимые производители, частные собственники ликёрово-дочных заводов, государственный контроль за которыми был неэффективен. [7]

Правительством Российской Федерации предпринимались попытки ужесточить действующее законодательство в сфере оборота алкогольной продукции, направленное на создание более жестких условий для производителей и поставщиков алкогольной продукции. [3] Это происходило параллельно с наплывом не всегда качественной алкогольной продукции на российский рынок.

Для очищения рынка от изделий сомнительного качества и явного фальсификата, Правительство РФ предприняло попытку установить минимальные розничные цены на водку и крепкую алкогольную продукцию. Однако в нормативно-правовых актах отсутствовала предусмотренная ответственность за несоблюдение минимальных розничных цен, поэтому новшество в практической деятельности так и не было реализовано. Минимальная цена на алкогольную продукцию, которая пересматривалась каждый год, и в итоге к 2000 годам потеряла свою актуальность.

Начиная с 2000 года, законодателем были установлены акцизные сборы на алкогольную продукцию, данное новшество дало позитивную динамику в отрасли, улучшилось качество реализуемой продукции, и был налажен её сбыт конечному потребителю. В тоже время система оказалась несовершенна, поскольку оставляла много лазеек для ухода от налогов. Кроме того, из-за отсутствия координации в действиях налоговых органов в декларациях зачастую недостоверно указывались данные о продажах и поступлениях алкогольной продукции.

В 2005 году президентом Российской Федерации В. Путиным было высказано предложение по введению монополии государства на вино-водочную продукцию, которое поддержала Государственная дума, приняв в первом чтении законопроект, который ужесточал контроль на алкогольном рынке страны.

Комплекс мер, принятый в 2010 г., стал переломным моментом, при котором государственно -правовое регулирование по производству и продаже алкоголя было выведено на новый уровень развития. Данные меры были одобрены и крупнейшими игроками на российском рынке. Первым делом была введена минимальная отпускная цена на бутылку водки объёмом 0,5 литра для розничных продаж, затем для продукции крепостью свыше 28 %. Завершающим этапом стало введение минимальной отпускной цены для производителей спирта и оптовых продавцов вино-водочной продукции.

Внесённые изменения значительно ужесточили государственное регулирование алкогольной отрасли и установили другие механизмы по контролю за деятельностью субъектов рынка алкоголя в стране. [8]

Следует отметить, что государственное регулирование в области производства алкоголя и его продажи характеризуется различными временными периодами и уровнем монополизма рынка продукции. Характеризуя различные этапы экономическо-хозяйственной деятельности государства, стоит обозначить периоды введения как строгой государственной монополии, так и свободной его купли-продажи при частных формах его производства, также есть периоды, которые сочетают эти обе формы.

К сожалению, в настоящее время дискуссии о монополии на алкогольную продукцию возникают довольно часто, однако пока что закон о государственной монополии на алкоголь так и не принят.

Главной особенностью государственной политики Российской Федерации в настоящее время является то, что отсутствуют существенные различия между принимаемыми решениями, мерами и правовыми механизмами, которые определяют производство и реализацию алкогольной продукции, что в конечном счете, приводит к несоответствию мер государственной политики в интересах общества и государства.

Таким образом, на протяжении новейшей истории российской государственности применялись различные способы контроля над производством и оборотом алкогольной продукции: ввод акцизного

налогообложения и установление ставок на категорию товаров, метод исчисления акцизов, а также введение законодательных ограничений по производству и обороту алкогольной продукции.

Государственное регулирование алкогольной продукции включает многие виды деятельности, основными из них являются:

- регулирование экспорта, импорта продукции;

- регулирование цен на алкогольную продукцию;

- определение квот на закупку этилового спирта, необходимых для удовлетворения потребностей страны;

- введение обязательной маркировки марками акцизного сбора или специальными марками, производимой и реализуемой на территории России алкогольной продукции; [2]

- лицензирование производства и оборота алкогольной продукции;

- организация государственного контроля над производством и оборотом алкогольной продукции;

- установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота продукции;

- определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей алкогольной продукции, в том числе установление порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки продукции;

- установление порядка сертификации и государственной регистрации алкогольной продукции;

[1]

- установление порядка сертификации и государственной регистрации основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции.

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в России отличается особой жесткостью в части контроля над производством и оборотом продукции, широким спектром требований и правил к деятельности участников рынка, строгой отчетностью и регламентацией процедур, связанных с алкогольной продукцией (хранение и транспортировка, таможенное оформление, продажа, реклама). Политика государства в отношении производства и оборота алкогольной продукции, с одной стороны, направлена на поддержку здоровья и сохранности нации, с другой стороны, заинтересовано в доходах от налогообложения участников рынка. [4]

Приведём перечень государственных информационных систем находящихся в ведении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, ее территориальных органов и подведомственных организаций:

1. Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). [5]

2. Государственный реестр лицензий в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (Реестр лицензий).

3. База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (База данных деклараций).

4. Федеральный реестр алкогольной продукции (ФРАП).

5. Автоматизированная система контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (АСКП).

6. Автоматизированная информационная система формирования и ведения электронных паспортов организаций (АИС «Паспорт»).

Российское правительство с целью поддержания здоровья населения реализует концепцию по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения и государственную программу по развитию здравоохранения. Эта политика направлена на снижение уровня потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления и повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

Проблемы в данной области связаны с необходимостью установления оптимальных налоговых ставок, так как высокие ставки акцизов ограничивают деятельность участников рынка в возможности предложить конкурентоспособный продукт по доступным ценам. Высокие ставки акцизов также ведут к росту нелегального производства, что представляет опасность для потребителя.

Кроме того, государственное регулирование рынка создает дополнительные сложности для осуществления производства и продажи алкогольной продукции.

Жесткие стандарты, требования, системы контроля и учета, вмешательство государственных структур на всех этапах реализации товара приводят к ограничению возможностей участников рынка.

Происходит вытеснение малого и среднего бизнеса в связи с неспособностью компаний выполнять установленные процедуры и нести высокие издержки.

В заключение следует отметить, что Правительству РФ и компетентным органам необходимо сосредоточить внимание на разработке мер, которые позволят сочетать государственное управление с функционированием рыночных механизмов хозяйствования и обеспечить соответствующее правовое регулирование, включая ценообразование, таможенную и налоговую политику, применение корпоративных правил деятельности, а также развитие добросовестной конкуренции.

Приходится констатировать, что государство с одной стороны пытается контролировать отрасль оборота алкогольной продукции, с другой недостаточно воздействует на отрасль с точки зрения её правового регулирования.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995.

2. Постановление Правительства РФ № 938 «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ» от 03.08.1996.

3. Постановление Правительства РФ № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» от 21.12.2005.

4. Распоряжение Правительства РФ № 2128-р «О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года» от 30.12.2009.

5. Приказ ФНС России № ММ-3-6/574 «О внедрении в промышленную эксплуатацию программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 05.11.2008.

6. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) [электронный ресурс]. URL: http://fsrar.ru/ (дата обращения: 17.09.2017).

7. Апарышев И.В. О Государственном регулировании «водочного вопроса» в России // Юридическая наука. -2015. - № 7.

8. Важенин А.В. Оборот алкогольной продукции и государственная монополия - правовые и социально-экономические аспекты // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2013. - № 3.

КЛИМОВА ЯНА НИКОЛАЕВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.